Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 8 класса составлена с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у обучающихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала обучающихся на материале изобразительного искусства.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Нагорная общеобразовательная школа»
Рассмотрена
на заседании педагогического совета
Протокол № 02–08/17 от « 28» августа 2017 г.
Утверждена:
Распоряжение № 35р от « 30» августа 2017 г.
Директор МОУ «Нагорная школа»
___________ Н.М. Доброва
Рабочая программа
по изобразительному искусству
8 класс
Составитель:
Учитель ИЗО
Болотчева Надежда Викторовна
дер. Малое Карлино
Ломоносовский район2017 год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 класса составлена на основе
Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программой по учебным
предметам «Стандарты второго поколения. Искусство. 5 – 9 классы» М., Просвещение, 2011г.;
на основе авторской рабочей программы «Изобразительное искусство. Рабочие программы.
Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 58 классы: пособие для
учителей общеобразоват. учреждений. [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С.
Питерских]. 4е изд. – М.: Просвещение, 2015».
В соответствии с учебным планом на изучение курса "Изобразительное искусство. 8
класс" отводится 34 учебных часа в год (1час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; развитие эстетического, эмоциональноценностного видения окружающего
мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуальнопространственного мышления как формы эмоциональноценностного
освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных
формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуальнопространственных искусств:
графика,
скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта
работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических
формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение
практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений
искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры
как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
изобразительных
(живопись,
2
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»:
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
Метапредметные результаты
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической
творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
решения;
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение.
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
В результате изучения курса "Изобразительное искусство. 8 класс" обучащиеся
должны:
освоить азбуку фотографирования;
3
анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять
критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике;
усвоить принципы построения изображения и пространственновременного развития и
построения видеоряда (раскадровки);
усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на
практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними
кино и видеоработами;
быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в
искусствах кино, телевидения, видео.
Воспитательные цели курса:
оценку
области
нравственной
формирование
формирования
своим
нравственного
В
культуры:
– формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала
в предметнопродуктивной, социально ориентированной деятельности на основе
нравственных установок и моральных норм, традиционных для народов России,
российского общества, непрерывного образования, самовоспитания и стремления к
нравственному
совершенствованию;
– укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных
традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей
совести;
– формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности
школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять
нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать
поступкам;
нравственную
–
учения;
– формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости
определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о
добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной
нравственной
самоуважения и жизненного оптимизма;
– принятие обучающимся нравственных ценностей, национальных и этнических духовных
традиций с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей
семьи;
– формирование эстетических потребностей,
ценностей и чувств;
– формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно
оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и
поступкам;
– формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым
на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
– развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и
настойчивости
результата.
В
культуры:
– формирование основ российской культурной и гражданской идентичности
в
формирования
чужим
смысла
самооценки,
достижении
социальной
области
и
4патриотизма
и
гражданской
понимания
других
сопереживания
людей и
формирование
(самобытности);
– пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответственности за
Отечество;
– воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
–
солидарности;
– развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
– развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, человеколюбия
(гуманности)
им;
– становление гражданских качеств личности на основе демократических ценностных
ориентаций;
– формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским
религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
– формирование основ культуры межэтнического и межконфессионального общения,
уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни
России.
представителей
В
культуры:
– формирование отношения к семье как основе российского общества;
– формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного,
заботливого
младшим;
– формирование представления о традиционных семейных ценностях народов России,
семейных
ним;
– знакомство обучающегося с культурноисторическими и этническими традициями
российской семьи.
всех
формирования
отношения
уважения
семейной
старшим
народов
и
к
области
и
ролях
к
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 8 класс"
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по
принципу углублённого изучения каждого вида искусства.
Тема 8 класса — «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» —
является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуальнопространственных
искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при
слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства — театр, кино, телевидение —
непосредственно связаны с изобразительными и являются сегодня господствующими.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
Художник и искусство театра.
Роль изображения в синтетических искусствах
Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.
Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.
Безграничное пространство сцены. Сценография особый вид художественного
творчества.
Сценография искусство и производство.
5Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы».
Привет от КарабасаБарабаса! Художник в театре кукол.
Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии.
Эволюция изобразительных искусств и технологий
Фотография взгляд, сохранённый навсегда. Фотография новое изображение
реальности.
Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и
выбирать.
Фотография искусство светописи. Вещь: свет и фактура.
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная
трактовка.
Фильм творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и
время в кино.
Художник режиссёр оператор. Художественное творчество в игровом фильме.
От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм «рассказ в картинках».
Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять.
Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации или Когда художник больше, чем
художник. Живые рисунки на твоём компьютере.
Телевидение пространство культуры? Экран искусство зритель
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа
телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета
до телерепортажа и очерка.
Жизнь врасплох, или Киноглаз.
Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка.
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.
Формы организации учебных занятий и основные виды учебной деятельности
Основными формами организации учебных занятий являются: уроки открытия новых
знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, урокэкскурсия,
урокипрактикумы.
Формы организации учебной деятельности:
объяснительноиллюстративный,
нагляднопрактический,
аналитический,
практический, репродуктивный, игровой методы, беседа, творческий поиск.
частичнопоисковый,
исследовательский,
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Типы контроля: промежуточный и итоговый.
Формы контроля: практическая работа, творческая работа, проектноисследовательская
деятельность.
6ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
курса "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 8 класс"
№ п/п
1.
2.
3.
4.
Тема
Художник и искусство театра.
Роль изображения в синтетических искусствах
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии.
Эволюция изобразительных искусств и технологий
Фильм творец и зритель.
Что мы знаем об искусстве кино?
Телевидение пространство культуры? Экран
искусство зритель
Колво часов
8
8
11
7
Итого:
34 ч.
7ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО. 8 класс"
Тема
Колво
часов
Основные виды учебной деятельности
Тема 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах 8 ч.
1
1
2
1
1
1
1
Просмотр и исследование
произведений различных видов
синтетических искусств с целью
определения в них роли и места
изображения, изобразительного компонента.
Сравнительный анализ
сценического и экранного
образов в процессе просмотра и
обсуждения фотографий и
видеофрагментов спектаклей и
фильмов; определение жанровых
условностей в спектакле и
фильме. Создание сценического
образа места действий. Создание эскиза декорации ( в
любой технике) по мотивам фотографии или картины,
изображающей интерьер или
Получать представление
(эскизы, макет, чертежи и др.), об этапах их воплощения на сцене
в содружестве с бутафорами, пошивочными, декорационными и
иными цехами.
Эскиз костюма и театрального грима персонажа или
театральной маски.
Создание эскиза кукольного
спектакля или эскиза кукольного
Фрагмент кукольного спектакля
или театральный показ
Участие в выставке творческих
№
п/п
1
2
Искусство зримых образов.
Изображение в театре и кино
Правда и магия театра.
Театральное искусство и художник
34
Безграничное пространство сцены.
Сценография особый вид художественного
творчества
5
6
7
8
Сценография искусство и производство
Тайны актёрского перевоплощения.
Костюм, грим и маска.
Привет от КарабасаБарабаса!
Художник в театре кукол
Третий звонок.
Спектакль: от замысла к воплощению
8Тема 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий 8 ч.
9
Фотография — взгляд, сохранённый навсегда.
Фотография новое изображение реальности.
1011
Грамота фотокомпозиции и съёмки.
Основа операторского мастерства: умение видеть и
выбирать.
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Фотография — искусство светописи.
Вещь: свет и фактура.
«На фоне Пушкина снимается семейство».
Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии.
Операторское мастерство фотопортрета.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа
Фотография и компьютер.
Документ или фальсификация: факт и его
компьютерная трактовка.
Многоголосый язык экрана.
Синтетическая природа фильма и монтаж.
Пространство и время в кино
Художник режиссёр оператор.
Художественное творчество в игровом фильме
От большого экрана к твоему видео.
Азбука киноязыка
Фильм «рассказ в картинках»
Воплощение замысла
2223
Чудо движения: увидеть и снять
2425
Бесконечный мир кинематографа
Искусство анимации, или когда художник
больше, чем художник
9
1
2
1
1
1
1
1
Обзор живописи, фотографии и
экранных произведений.; их
сравнительный анализ
Информационные сообщения
или краткие рефераты по теме «
Современная съемочная техника
и значение работы оператора для
общества 21 века»
Освоение элементарных азов
съемочного процесса: изучение
фото и видеокамеры
Обсуждение действенности
художнического опыта в
построении картины и в построении кадра
Расширение навыков и опыта
работы с фотокамерой;
подготовка к съемке: осмотр
объекта, выбор точки съемки,
ракурса и освещения
Продолжение освоения
видеокамеры и ее возможностей
Начало создания коллекции
фотографий « Мой фотоальбом»
Фото съемка натюрморта и
1
1
1
1
1
2
2
Съемка простых форм движения.
Роль сценария в фильме. Создание сценария
документального фильма на
Создание сценария
документального фильма на
Проектносъемочный практикум
“От большого кино к твоему
Компьютерный практикум по
созданию
анимационной кинофразы по твоему сценарию
Создание сценария своего
Создание сценария
музыкального видеоклипа.
анимационного минифильма
Тема 3. Фильм творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? 11 ч.2627 Живые рисунки на твоём компьютере
2
Выполнение аналитической
работы на тему “Анимация,
которую мы делаем”
10Тема 4. Телевидение пространство культуры? Экран искусство зритель 7 ч.
28
29
30
31
32
33
34
Мир на экране: здесь и сейчас.
Информационная и художественная природа
телевизионного изображения
Телевидение и документальное кино.
Телевизионная документалистика: от видеосюжета до
телерепортажа и очерка
Жизнь врасплох, или Киноглаз
Кинонаблюдение основа документального
видеотворчества
Видеоэтюд в пейзаже и портрете
Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью
Телевидение, видео, Интернет…
Что дальше?
Современные формы экранного языка
В царстве кривых зеркал, или
Вечные истины искусства.
Роль визуальнозрелищных искусств в жизни человека и
общества.
1
1
1
1
1
1
1
Итого за год:
34 ч.
Сообщения по теме
Подготовка устных и
письменных рефератов
Подготовка устных и
письменных рефератов.
Практические проекты.
Подготовка устных и
письменных рефератов.
Практические проекты.
Подготовка устных и
письменных рефератов.
Практические проекты.
Устные и письменные сообщения
Устные и письменные сообщение. Обобщение изученного
11