Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» городского округа
город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №7» г. Салавата
_______________ Е.В.Вяхирева
Приказ от «___»_______20____г. №_____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Изобразительное искусство»
уровень образования: _основное_ общее образование, 8а, 8б, 8в классы
срок реализации: __2018 - 2019__ учебный год
количество часов в неделю: _1_ час
Составитель:
Уткина_____________
Татьяна
Владимировна__________,
ФИО (полностью)
учитель изобразительного искусства______________
высшей категории _____
должность
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
ШМО учителей физической культуры, музыки, ИЗО, искусства, ОБЖ, технология
от «30 »_августа 2018г. № 1
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
____________ __Т.А.Горюнова_____
«______»__________________ 20____ г.
Салават
2018
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творчес¬кую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Актуальностью изучения данного курса является связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повсе¬дневном его бытии, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень рабочей программы для 8 класса.
Рабочая программа логически развивает идеи начальной школы, способствует:
развитию художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитанию культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоению знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Цель:
• эстетически воспитывать учащихся, формировать духовную культуру и потребность постоянного общения с изобразительным искусством
Задачи:
• формирование художественной компетентности зрителя
• развитие способности сопереживать и нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и изобразительном искусстве;
• формирование художественной культуру учащихся, знакомить с историей культуры.
Программа строится так, чтобы дать учащемуся представле¬ния о значении искусства в их личностном становлении. Преду¬сматривается широкое привлечение их жизненного опыта, приме¬ров из окружающей действительности. Практическая творческая работа учащихся на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения материала. Стремление к выражению своего отно¬шения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.
Одна из главных целей преподавания изобразительного искусства — развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и пони¬мать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.
Систематическое освоение художественного наследия помога¬ет осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску ис¬тины. На протяжении обучения в 8 классе обучающиеся знакомят¬ся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульп¬туры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искус¬ство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание ху¬дожественной культуры своего народа, а также знакомство с но¬выми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.
Художественная деятельность обучающихся на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти, и представлению; объемно-про¬странственное моделирование, проектно-конструктивная деятель¬ность; декоративная работа с различными материалами.
Рабочая программа составлена в соответствии с ООП ООО МБОУ «СОШ №7» г. Салавата, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Федерального закона от 29.12.2014г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации. Данная рабочая программа «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9кл.» Просвещение, 2015.
Учебник – Г.Е. Гуров, А.С. Питерских « Дизайн и архитектура в жизни человека»/ под редакцией Б. М. Неменского- М, .Просвещение 2014.
Учебный план МБОУ «СОШ №7» г. Салавата отводит 34 часа (из расчета 1 час в неделю) для обязательного изучения искусства в 8 классе. Также программа предусматривает внедрение на отдельных занятиях регионального компонента.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении) учащихся будут различны: устная, письменная, в виде тестового контроля. В качестве методов диагностики результатов обучения будут использоваться конкурсы, выставки, викторины и др. Формы обучения, применяемые на уроках изобразительного искусства: беседа, экскурсия, викторина, лекция, диспут, КВН.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна¬ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на¬рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур¬ное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от¬ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу¬ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении мо¬ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от¬ветственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и со¬трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь¬ной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети¬ческого характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро¬ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де¬ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де¬ятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ¬ствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея¬тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно¬ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу¬ментировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе¬ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля¬ется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной дея¬тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра¬фия, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразитель¬ного искусства, освоение практических умений и навыков вос¬приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор¬мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Учащиеся должны знать:
- о месте и назначении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков и особенностях видения мира в разные эпохи;
- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта;
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение русских художников-портретистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве;
- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выразительности соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиции в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в раду пространственных искусств (8 часов)
Вводный инструктаж.
Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Основы композиции и конструктивных искусствах. Гармония контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет- элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Буква-строка-текст. Искусство шрифта. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм графического дизайна. Практическая работа по теме: «Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в раду пространственных искусств».
Художественный язык конструктивных искусств в мире вещей и зданий (9 часов)
Объект и пространств. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Роль и значение материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне. Практическая работа по теме: «Художественный язык конструктивных искусств в мире вещей и зданий».
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (9 часов)
Объект и пространств. От плоскостного изображения к объемному макету. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Город сегодня и завтра. Город сегодня и завтра. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Практическая работа по теме: «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека».
Человек в зеркале дизайна и архитектуры (7 часов)
Мой дом – мой образ жизни. Дизайн и архитектура моего сада. Мода, культура и ты. Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды. Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. Имидж: лик или личина?(практикум).
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ урока
Тема урока
Количество
часов
Дата проведения Примечание
8а 8б 8в
план. факт план. факт.
I - триместр
Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в раду пространственных искусств
(8 часов)
1 Вводный инструктаж.
Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. 1 05.09.2018 03.09.2018 06.09.2018
2 Основы композиции и конструктивных искусствах. Гармония контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. 1 12.09.2018 10.09.2018 13.09.2018
3 Прямые линии и организация пространства. 1 19.09.2018 17.09.2018 20.09.2018
4 Цвет- элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. 1 26.09.2018 24.09.2018 27.09.2018
5 Буква-строка-текст. Искусство шрифта. 1 03.10.2018 01.10.2018 04.10.2018
6 Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. 1 10.10.2018 08.10.2018 12.10.2018
7 Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм графического дизайна. 1 17.10.2018 15.10.2018 18.10.2018
8 Практическая работа по теме: «Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в раду пространственных искусств» 1 24.10.2018 22.10.2018 25.10.2018
II - триместр
Художественный язык конструктивных искусств в мире вещей и зданий (9 часов)
9 Объект и пространство . От плоскостного изображения к объемному макету. 1 07.11.2018 05.11.2018 08.11.2018
10 Соразмерность и пропорциональность. 1 14.11.2018 12.11.2018 15.11.2018
11 Конструкция: часть и целое. 1 21.11.2018 19.11.2018 22.11.2018
12 Здание как сочетание различных объемных форм. 1 28.11.2018 26.11.2018 29.11.2018
13 Важнейшие архитектурные элементы здания. 1 05.12.2018 03.12.2018 06.12.2018
14 Важнейшие архитектурные элементы здания. 1
12.12.2018
10.12.2018
13.12.2018
15 Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. 1
19.12.1018
17.12.1018
20.12.1018
16 Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. 1 26.12.2018 24.12.2018 27.12.2018
17 Роль и значение материала в конструкции. 1 09.01.2019 09.01.2019 10.01.2019
18 Цвет в архитектуре и дизайне. 1 16.01.2019 14.01.2019 17.01.2019
19 Практическая работа по теме: «Художественный язык конструктивных искусств в мире вещей и зданий» 1 23.01.2019 21.01.2019 24.01.2019
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
(9 часов)
20 Город сквозь времена и страны. 1 30.01.2019 28.01.2019 31.01.2019
21 Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. 1 06.02.2019 04.02.2019 07.02.2019
III - триместр
22 Город сегодня и завтра. 1 13.02.2019 11.02.2018 14.02.2018
23 Живое пространство города. 1 27.02.2019 25.02.2019 28.02.2019
24 Город, микрорайон, улица. 1 06.03.2019 04.03.2019 07.03.2019
25 Вещь в городе. 1 13.03.2019 11.03.2019 14.03.2019
26 Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. 1 20.03.2018 18.03.2018 21.03.2018
27 Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. 1 27.03.2019 25.03.2019 28.03.2019
28 Практическая работа по теме: «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека» 1 03.04.2019 01.04.2019 04.04.2019
Человек в зеркале дизайна и архитектуры (7 часов)
29 Мой дом – мой образ жизни. 1 17.04.2019 15.04.2019 18.04.2019
30 Мой дом – мой образ жизни. 1 24.04.2019 22.04.2019 25.04.2019
31 Дизайн и архитектура моего сада. 1 29.04.2019 29.04.2019 29.04.2019
32 Мода, культура и ты. 1 08.05.2019 06.05.2019 06.05.2019
33 Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды. 1 15.05.2019 13.05.2019 16.05.2019
34 Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды. 1 22.05.2019 20.05.2019 23.05.2019
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» городского округа
город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №7» г. Салавата
_______________ Е.В.Вяхирева
Приказ от «___»_______20____г. №_____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Изобразительное искусство»
уровень образования: _основное_ общее образование, 8а, 8б, 8в классы
срок реализации: __2018 2019__ учебный год
количество часов в неделю: _1_ час
Составитель:
Уткина_____________
Татьяна
Владимировна__________,
ФИО (полностью)
учитель изобразительного
искусства______________
высшей категории _____
должность
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
ШМО учителей физической культуры,
музыки, ИЗО, искусства, ОБЖ, технология
от «30 »_августа 2018г. № 1
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
____________ __Т.А.Горюнова_____
«______»__________________ 20____ г.Салават
2018
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую
образовательную структуру практическую художественнотворческую деятельность,
художественноэстетическое восприятие произведений искусства и окружающей
действительности. Актуальностью изучения данного курса является связь искусства с
жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни
общества — главный смысловой стержень рабочей программы для 8 класса.
Рабочая программа логически развивает идеи начальной школы, способствует:
развитию художественнотворческих способностей учащихся,
образного и
ассоциативного мышления, фантазии, зрительнообразной памяти, эмоционально
эстетического восприятия действительности;
воспитанию культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно
прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоению знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально
практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных
функциях живописи, графики, декоративноприкладного искусства, скульптуры, дизайна,
архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на
основе творческого опыта;
овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными
формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению,
воображению);
формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности
воспринимать его исторические и национальные особенности.
• эстетически воспитывать учащихся, формировать духовную культуру и потребность
постоянного общения с изобразительным искусством
Цель:
Задачи:
• формирование художественной компетентности зрителя
• развитие способности сопереживать и нравственноэстетическую отзывчивость на
прекрасное в жизни и изобразительном искусстве;
• формирование художественной культуру учащихся, знакомить с историей культуры.
Программа строится так, чтобы дать учащемуся представления о значении
искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их
жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая творческая
работа учащихся на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей
реальности является важным условием освоения материала. Стремление к выражению
своего отношения к действительности должно служить источником развития образного
мышления учащихся.
Одна из главных целей преподавания изобразительного искусства — развитие
интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы
развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние
переживания в контексте истории культуры.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать
искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к
природе, обществу, поиску истины. На протяжении обучения в 8 классе обучающиесязнакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры,
архитектуры, декоративноприкладного искусства, дизайна, синтетических искусств,
изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет
познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами
искусства и сложным многоголосием современного искусства.
Художественная деятельность обучающихся на уроках находит разнообразные
формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти, и
представлению; объемнопространственное моделирование, проектноконструктивная
деятельность; декоративная работа с различными материалами.
Рабочая программа составлена в соответствии с ООП ООО МБОУ «СОШ №7» г.
Салавата, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования, Федерального закона от 29.12.2014г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской
Данная рабочая программа «Декоративноприкладное искусство в жизни
Федерации.
человека» по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы
Б.М.Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 19кл.»
Просвещение, 2015.
Учебник – Г.Е. Гуров, А.С. Питерских « Дизайн и архитектура в жизни человека»/
под редакцией Б. М. Неменского М, .Просвещение 2014.
Учебный план МБОУ «СОШ №7» г. Салавата отводит 34 часа (из расчета 1 час в неделю)
для обязательного изучения искусства в 8 классе. Также программа предусматривает
внедрение на отдельных занятиях регионального компонента.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением
о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении) учащихся будут различны:
устная, письменная, в виде тестового контроля. В качестве методов диагностики
результатов обучения будут использоваться конкурсы, выставки, викторины и др. Формы
обучения, применяемые на уроках изобразительного искусства: беседа, экскурсия,
викторина, лекция, диспут, КВН.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального
российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической
творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитие эстетического, эмоциональноценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуальнопространственного мышления как формы эмоционально
ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов,
классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство
современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной
и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура),
декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над
визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); приобретение опыта работы различными художественными материалами и в
разных техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в
специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ
(цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и
анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
Учащиеся должны знать:
о месте и назначении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни
человека;
о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь
представление о многообразии образных языков и особенностях видения мира в разные
эпохи;
о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в
искусстве, ее претворении в художественный образ;
основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных
этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта;
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и
натюрморта в мировом отечественном искусстве;
особенности творчества и значение русских художниковпортретистов, мастеров
портрета и натюрморта;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве;
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
Учащиеся должны уметь:
пользоваться красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными
навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и
объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения
головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной
перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выразительности соотношение пропорций,
характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и
по памяти;
создавать творческие композиции в разных материалах с натуры, по памяти и по
воображению;
активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные
уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную
картину мира, присущую произведению искусства.
II.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Архитектура и дизайн конструктивные искусства в раду пространственных искусств
(8 часов)Вводный инструктаж.
Архитектура и дизайн конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
Основы композиции и конструктивных искусствах. Гармония контраст и эмоциональная
выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства.
Цвет элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буквастрокатекст. Искусство шрифта. Текст и изображение как элементы композиции.
Многообразие форм графического дизайна. Практическая работа по теме: «Архитектура и
дизайн конструктивные искусства в раду пространственных искусств».
Художественный язык конструктивных искусств в мире вещей и зданий (9 часов)
Объект и пространств. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность
и пропорциональность. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных
объемных форм. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь: красота и
целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как
сочетание объемов и материальный образ времени. Роль и значение материала в
конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне. Практическая работа по теме:
«Художественный язык конструктивных искусств в мире вещей и зданий».
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни
человека (9 часов)
Объект и пространств. От плоскостного изображения к объемному макету. Образно
стилевой язык архитектуры прошлого. Город сегодня и завтра. Город сегодня и завтра.
Город, микрорайон, улица. Вещь в городе. Дизайн – средство создания пространственно
вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурно
ландшафтного пространства. Практическая работа по теме: «Город и человек. Социальное
значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека».
Человек в зеркале дизайна и архитектуры (7 часов)
Мой дом – мой образ жизни. Дизайн и архитектура моего сада. Мода, культура и ты.
Композиционно конструктивные принципы дизайна одежды. Мой костюм мой облик.
Дизайн современной одежды. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. Имидж:
лик или личина?(практикум).
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Дата проведения
8а
8б
8в
Тема урока
а
к
о
р
у
№
о
в
т
с
е
ч
и
л
о
К
в
о
с
а
ч
план.
фак
т
план. факт.
е
и
н
а
ч
е
м
и
р
П
Архитектура и дизайн конструктивные искусства в раду пространственных искусств
(8 часов)
I триместр1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
1
1
1
1
1
1
1
Вводный инструктаж.
Архитектура и дизайн
конструктивные искусства в
ряду пространственных
искусств.
Основы композиции и
конструктивных искусствах.
Гармония контраст и
эмоциональная
выразительность плоскостной
композиции.
Прямые линии и организация
пространства.
Цвет элемент
композиционного творчества.
Свободные формы: линии и
тоновые пятна.
Буквастрокатекст.
Искусство шрифта.
Композиционные основы
макетирования в
полиграфическом дизайне.
Текст и изображение как
элементы композиции.
Многообразие форм
графического дизайна.
Практическая работа по теме:
«Архитектура и дизайн
конструктивные искусства в
раду пространственных
искусств»
05.09.
2018
03.09.
2018
12.09.
2018
10.09.
2018
19.09.
2018
26.09.
2018
03.10.
2018
10.10.
2018
17.10.
2018
24.10.
2018
17.09.
2018
24.09.
2018
01.10.
2018
08.10.
2018
15.10.
2018
22.10.
2018
II триместр
06.09.
2018
13.09.
2018
20.09.
2018
27.09.
2018
04.10.
2018
12.10.
2018
18.10.
2018
25.10.
2018
Художественный язык конструктивных искусств в мире вещей и зданий (9 часов)
Объект и пространство . От
плоскостного изображения к
объемному макету.
07.11.
2018
1
05.11.
2018
08.11.
2018
10 Соразмерность и
пропорциональность.
11 Конструкция: часть и целое.
12
Здание как сочетание
различных объемных форм.
13 Важнейшие архитектурные
элементы здания.
14 Важнейшие архитектурные
элементы здания.
15 Вещь: красота и
целесообразность. Единство
1
1
1
1
1
1
14.11.
2018
21.11.
2018
28.11.
2018
05.12.
2018
12.12.
2018
19.12.
1018
12.11.
2018
19.11.
2018
26.11.
2018
03.12.
2018
10.12.
2018
17.12.
1018
15.11.
2018
22.11.
2018
29.11.
2018
06.12.
2018
13.12.
2018
20.12.
1018художественного и
функционального в вещи.
16 Вещь как сочетание объемов и
17
материальный образ времени.
Роль и значение материала в
конструкции.
18 Цвет в архитектуре и дизайне.
19 Практическая работа по теме:
«Художественный язык
конструктивных искусств в
мире вещей и зданий»
1
1
1
1
26.12.
2018
09.01.
2019
16.01.
2019
23.01.
2019
24.12.
2018
09.01.
2019
14.01.
2019
21.01.
2019
27.12.
2018
10.01.
2019
17.01.
2019
24.01.
2019
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
20
Город сквозь времена и
страны.
21 Образностилевой язык
архитектуры прошлого.
22
Город сегодня и завтра.
23 Живое пространство города.
24
Город, микрорайон, улица.
25 Вещь в городе.
26 Дизайн – средство создания
пространственновещной
среды интерьера.
27 Природа и архитектура.
Организация архитектурно
ландшафтного пространства.
28 Практическая работа по теме:
«Город и человек. Социальное
значение дизайна и
архитектуры как среды жизни
человека»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Человек в зеркале дизайна и архитектуры (7 часов)
29 Мой дом – мой образ жизни.
30 Мой дом – мой образ жизни.
31 Дизайн и архитектура моего
сада.
32 Мода, культура и ты.
33 Композиционно
конструктивные принципы
дизайна одежды.
1
1
1
1
1
17.04.
2019
24.04.
2019
29.04.
2019
08.05.
2019
15.05.
2019
15.04.
2019
22.04.
2019
29.04.
2019
06.05.
2019
13.05.
2019
(9 часов)
30.01.
2019
06.02.
2019
III триместр
13.02.
2019
27.02.
2019
06.03.
2019
13.03.
2019
20.03.
2018
27.03.
2019
03.04.
2019
28.01.
2019
04.02.
2019
11.02.
2018
25.02.
2019
04.03.
2019
11.03.
2019
18.03.
2018
25.03.
2019
01.04.
2019
31.01.
2019
07.02.
2019
14.02.
2018
28.02.
2019
07.03.
2019
14.03.
2019
21.03.
2018
28.03.
2019
04.04.
2019
18.04.
2019
25.04.
2019
29.04.
2019
06.05.
2019
16.05.
201934 Мой костюм мой облик.
Дизайн современной одежды.
1
22.05.
2019
20.05.
2019
23.05.
2019