Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с.Дьяковка
Краснокутского района Саратовской области.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 3 класса
Составила учитель Дьякова Н.Г.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса ОС «Школа 2100» составлена на основе:
• ФГОС начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373;
• Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа.Стандарты второго поколения. (Примерная программа по изобразительному искусству);
• Авторской программы О.А.Куревиной, Е.Д.Ковалевской. «Изобразительное искусство» (ОС «Школа 2100»),
Концепция предмета «Изобразительное искусство» представляет собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников воспитывает в них интерес к искусству, развивает зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формирует у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствует их речевые навыки и обеспечивает понимание основных законов изобразительного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.
Общей целью предмета «Изобразительное искусство» является воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы
В курсе «Изобразительное искусство» используются:
- принцип деятельности, при котором ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознавая при этом содержание и формы своей учебной деятельности.
-принцип творчества – означает ориентацию на творческое начало, приобретение собственного опыта творческой деятельности
-принцип минимакса - согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса разработана на основе:
• Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа.
Стандарты второго поколения. (Примерная программа по изобразительному искусству);
• Авторской программы О.А.Куревиной, Е.Д.Ковалевской. «Изобразительное искусство» (ОС «Школа 2100») и соответствует ФГОС начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373
Программа ориентирована на использование учебника «Изобразительное искусство» для 3 класса под редакцией О.А.Куревиной, Е.Д. Ковалевской. М.: Баласс 2013г
Цели изучения изобразительного искусства в начальной школе:
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Задачи изучения изобразительного искусства в начальной школе:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);
7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).
В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.
Общая характеристика учебного процесса, курса
Основные технологии:
технология продуктивной изобразительной деятельности; технология оценивания;
технология продуктивного наблюдения, размышления и обсуждения (задания по работе с иллюстрациями), задания для групповой работы;
технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
Личностно – ориентированный подход
Здоровьесберегающая технология
Информационно-коммуникативные технологии
Методы обучения
Беседа, творческая практическая работа, коллективная и самостоятельная работа.
Формы обучения: Основная форма организации учебного процесса - классно-урочная: урок-игра, урок-сказка, урок-проект, урок-исследование, урок-творчество
Формы проведения учебных занятий:
индивидуальные; индивидуально-групповые;
Формы контроля:
наблюдение; анализ, опрос
Режим занятий: 1 час в неделю , урок - 45 минут
Описание места учебного предмета в учебном плане
Образовательная область предмета – «Искусство».
Настоящая программа составлена в полном соответствии с учебным планом МОУ-СОШ с.Дьяковка на 2016-2017 учебный год и на изучение предмета « Изобразительное искусство» во 3 классе отводится 35 часов в год, из расчета 1 учебный час в неделю
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса ИЗО в начальной школе
Личностные результаты:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных иобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе:
К концу третьего класса учащиеся научатся
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись)
• понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, бук- вица;
• знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;
• знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;
• учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер
различных произведений;
• уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
• рисования цветными карандашами;
• рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
• выполнения декоративного панно в технике аппликации;
• выполнения декоративного панно из природных материалов;
• выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);
• выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;
• овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);
• работой гуашевыми красками;
• постановки и оформления кукольного спектакля.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (хохломская роспись).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Русский музей).
6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси.
Содержание тем учебного предмета
Учебно-тематический план
№ |
содержание |
Кол-во час. |
|
Жанры живописи.. |
4 ч. |
|
Цветовая гамма. Цветовой круг. |
3 ч. |
|
Декоративное панно |
3 ч |
|
Тон, форма, светотень.Геометрические фигуры. |
3 ч |
|
Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика. |
3 ч. |
|
Народные промыслы. Золотая хохлома. |
2 ч. |
|
Плетёные орнаменты. Звериный стиль |
2 ч |
|
Волшебство акварели. Совмещение несколько техник в работе с акварелью. |
2 ч |
|
Мастер иллюстрации И.Билибин. Билибинский стиль |
3 ч |
|
Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги. |
2 ч |
|
Художник и театр. |
4 ч. |
|
Русский музей. |
2 ч |
|
Проекты |
2 ч. |
|
Итого |
35 ч |
Занятия 1–4 (4 ч)
Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исто- рический жанр).
Что такое натюрморт. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изучен- ных ранее терминов и понятий
Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма.
Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Выполнение заданий на закре- пление полученных знаний в учебнике
Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, груп- повые, парные и индивидуальные..
Исторический и батальный жанры на примере произведений Н. Рериха и И. Айвазовского.
Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К. Гуна, Г. Терборха и Т. Жерико
Занятия 5–7 (3 ч), Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу.
Тренируем наблюдательность, изучаем портрет неизвестной
С. Чехонина.
Занятия 8–10 (3 ч).
Понятие о декоративном панно. Выполнение заданий на закре- пление полученных знаний в учебнике.
Коллективная работа: декоративное панно в технике апплика- ции
Выполнение декоративного панно с использованием природного материала
Занятия 11–13 (3 ч)
Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка раз- личной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях.
Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры
Занятия 14–16 (3 ч),
Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике.
Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица чело- века с возрастом, мимика.
Выполнение на основе изученного материала декоративного панно
«Семейный портрет».
Занятия 17–18 (2 ч)
Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Этапы выполнения различных видов хохломской росписи
Выполнение тарелки или шкатулки с хохломской росписью
Занятие 19 - 20 (2 ч)
Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звери- ный стиль.
Занятие 21 - 22 (2ч),
Совмещение нескольких техник при работе акварельными красками. Техника отпечатка.
Занятия 23–25 (3 ч)
Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Выполнение графического панно
«Фантастическое дерево» с использованием различных видов штри- ховки.
Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».
Занятия 26- 27 (2 ч), Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Коллективная работа «Кириллица».
Занятия 28 – 31 (4 ч), Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Промежуточная аттестация по изученным темам года. Как создаётся театральный спектакль. Выполнение заданий в учебнике. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы).
Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спек- такля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце
Занятие 32-33 (2 ч),.
Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представ- ленных в нём. Класс можно разделить на группы и поручить предста- вителям групп рассказать о каждой картине. Рассказ может сопрово- ждаться подходящей музыкой.
Занятия 34 -35 (2 ч). По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) выполнить проектные задания (открытки или панно) к праздникам.
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Перечень компонентов учебно – методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы:
Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа.
М.: Баласс 2012.Стандарты второго поколения. (Примерная программа по изобразительному искусству);
Авторская программа О.А.Куревиной, Е.Д.Ковалевской. «Изобразительное искусство» (ОС «Школа 2100») и соответствует ФГОС начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373
Базовый учебник: Изобразительное искусство. «Разноцветный мир». 3 класс О. А.Куревина, Е.Д.Ковалевская – М.: Баласс, 2012
Дополнительная литература для обучающихся:
Изобразительное искусство. «Разноцветный мир». 3 класс О. А.Куревина, Е.Д.Ковалевская – М.: Баласс, 2013
Рабочая тетрадь к учебнику Изобразительное искусство. «Разноцветный мир». 3 класс О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская – М.: Баласс, 2013
Дополнительная литература для учителя:
Изобразительное искусство. Методические рекомендации для учителя. О. А. Куревина, Е.Д.Ковалевская – М.: Баласс, 2012
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская). М.: Просвещение, 2011 – 152 с. - (Стандарты второго поколения.);
Планируемые результаты начального общего образования (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова) – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011 – 120 с. - (Стандарты второго поколения)
Интернет-ресурсы
Систематическое использование ресурсов интернет - сети, демонстрация презентаций по отдельным темам
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) на Единой коллекции ЦОР
(www.school-collection.edu.ru).
http://stranamasterov.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://viki.rdf.ru/
http://www.nachalka.com/
http://www.uchportal.ru/load/46
http://window.edu.ru/
Технические средства обучения Проектор , экран, компьютер
Календарно – тематическое планирование
№ |
Содержание |
Кол-во часов |
Характеристика основных видов деятельности учащихся. |
дата |
||
план |
факт |
|||||
|
|
|||||
1 |
Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа. |
1 |
Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают (Н). Изучить натюрморт В. Хеды Рассказывать о барбизонской школе пейзажа и её достижениях и об импрессионизме. Знать, в чём особенности метода живописи импрессионистов (П). На примере картин А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Научиться определять особенности зимнего колорита (Н). Написать зимний пейзаж по воображению. |
|
|
|
2 |
Жанры живописи. Импрессионизм; зимний колорит |
1
|
|
|
||
3 |
Портрет. Какие бывают портреты. Исторический и батальный жанры в живописи. |
1
|
Иметь представление (Н) и рассказывать (П) об особенностях портретного, исторического, анималистического и бытового жанров в живописи. Нарисовать с натуры любое животное в движении, наиболее характерном для него |
|
|
|
4 |
Бытовой и анималистический жанры. |
1 |
|
|
||
5 |
Цветовая гамма. Цветовой круг. |
1 |
Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения (Н). Знать, что такое цветовой круг (Н). Уметь пользоваться цветовым кругом: находить с его помощью дополнительные и родственные цвета (Н). Отработать приёмы штриховки цветными карандашами (Н) Изучить и проанализировать рисунок С. Чехонина цветными карандашами |
|
|
|
6 |
Штриховка и цветовой тон. |
1 |
|
|
||
7 |
Цветовая гамма. Работа с разноцветными карандашами. |
1 |
|
|
||
8 |
.Декоративное панно. |
1 |
Иметь представление о декоративном панно (Н). Коллективное панно «Весёлые попугайчики» (П). |
|
|
|
9 |
Панно из природного материала. Подбор материала. |
1 |
|
|
||
10 |
Панно из природного материала. |
1 |
|
|
||
11 |
Тон, форма, светотень. |
1 |
Знать, как распределяется светотень на различных поверхностях (Н). Знать алгоритм рисования натюрморта из геометрических тел Рисовать натюрморт из геометрических тел с натуры |
|
|
|
12 |
Натюрморт из геометрических тел. Подбор материала.. |
1 |
|
|
||
13 |
Натюрморт из геометрических тел. |
1 |
|
|
||
14 |
Люди и их лица. |
1 |
Иметь представление о том, что такое пропорции и соразмерность. Изучить основные пропорции человеческого лица (Н) и уметь ими пользоваться (П). Знать, как изменяется лицо человека с возрастом или со сменой настроения Выполнить задание «Семейный портрет» |
|
|
|
15 |
Люди и их лица. Приметы возраста. |
1 |
|
|
||
16 |
Люди и их лица. Мимика.
|
1
|
|
|
||
17 |
Народные промыслы. Золотая хохлома. |
1 |
Знать историю и особенности хохломской росписи (Н) и уметь отличать её от других народных промыслов (П). Изучить этапы выполнения различных хохломских узоров Расписать тарелку или шкатулку в технике хохломской росписи. Можно использовать вместо тарелки круг или овал из ватмана, а детали шкатулки подготовить заранее |
|
|
|
18 |
Народные промыслы. Золотая хохлома (продол.) |
1 |
|
|
||
19 |
Плетённые орнаменты |
1 |
Иметь представление о плетёных орнаментах и орнаментах звериного стиля (Н). Знать, какие изображения являются элементами таких орнаментов (Н). |
|
|
|
20 |
Плетённые орнаменты. Звериный стиль |
1 |
|
|
||
21 |
Волшебство акварели. Совмещение нескольких техник в работе с акварелью. |
1 |
Уметь работать акварелью, совмещая различные техники и даже материалы. Изучить технику отпечатка. Использовать (Н) эту технику в своей работе акварелью (П).
|
|
|
|
22 |
Проект. Открытка к 23 февраля. |
1 |
|
|
||
23 |
Твоя мастерская. Техника отпечатка. |
1 |
|
|
||
24 |
Проект. Открытка к 8 марта. |
1 |
Иметь представление о товрчестве И. Билибина (Н). Знать, в чём состоят особенности билибинского стиля и уметь визуально определять работы этого художника (П). Проанализировать иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, выполненные И. Билибиным (Н). |
|
|
|
25 |
Мастер иллюстрации И.Билибин. |
1 |
|
|
||
26 |
Билибийский стиль. |
|
|
|
||
27 |
Иллюстрации И.Билибина к сказкам |
1 |
|
|
|
|
28 |
Из истории искусства. Древнерусская книга. |
1 |
Рассказывать об изготовлении книг в Древней Руси (Н). |
|
|
|
29 |
Как украшали рукописные книги. |
1 |
Коллективный проект «Кириллица». |
|
|
|
30 |
Промежуточная аттестация. Тестирование по изученным темам года. |
1 |
Самостоятельно изучить тему «Художник и театр» и иметь представление о работе различных театральных художников (П). Коллективный проект: кукольный спектакль по сказу П. Бажова «Серебряное Копытце». Уметь составлять план работы и согласован- но действовать в коллективе (П). |
|
|
|
31 |
Театральный художник. |
1 |
|
|
||
32 |
Рисунок декораций. |
1 |
|
|
||
33 |
Рисунок костюмов. |
1 |
|
|
||
34 |
Учимся видеть. Русский музей. |
1 |
Знать историю основания Русского музея в Петербурге (Н).
|
|
|
|
35 |
Учимся рассказывать. Русский музей. |
1 |
Уметь рассказывать о картинах Русского музея |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.