Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
изобразительное искусство
3 кл
15.05.2018
Рабочая программа «Изобразительное искусство. 3 класс» разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 1-4 классы» Т. Я. Шпикаловой и др. Она составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объёмом времени, отведенным на изучение предмета «Изобразительное искусство» по базисному учебному плану: 1 час в неделю. Всего – 34 часа. Программа внесена без изменения.Задача программы:
• овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка;
• формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
изо.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Рабочая программа «Изобразительное искусство. 3 класс» разработана на основе
программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 14 классы» Т.
Я. Шпикаловой и др. Она составлена в соответствии с государственным стандартом
общего образования и объёмом времени, отведенным на изучение предмета
«Изобразительное искусство» по базисному учебному плану: 1 час в неделю. Всего – 34
часа. Программа внесена без изменения.
Содержание
программы направлено на реализацию приоритетных направлений
художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений,
овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности,
дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности
изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной
информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как
целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать
излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это
дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко
технологической стороне. Содержание художественного образования предусматривает два
вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и
собственную художественнотворческую деятельность (ученик – художник). Это дает
возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве,
раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно
информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный
эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести
на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства. Наряду с основной
формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в
художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать
видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Основные
межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при
прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с
окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции
человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом
(природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основные содержательные линии
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический
принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять
и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных
(пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»;
«Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Цель программы: воспитание личности на основе высших гуманитарных ценностей
средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных
технологиях, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему
1 народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому
прошлому, многонациональной культуре.
Задача программы:
овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка;
формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
ознакомление с особенностями работы в области декоративно прикладного и
народного искусства, лепки и аппликации;
развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса,
творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и
понимания прекрасного;
воспитание интереса и любви к искусству.
к
уровню
учащихся
подготовки
Формы проведения занятий: комбинированный урок, урок практикум, урок
экскурсия, урок творческой мастерской.
Формы контроля:
Оценивание работ проводить в конце каждого урока в форме выставки и выставление
оценок.
Требования
к концу 3го года обучения
В результате изучения изобразительного искусства учащиеся должны
знать / понимать:
доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и
жизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России и своего региона;
понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное
декоративноприкладное искусство;
отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета
(красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный),
приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции,
связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта,
пейзажа, портрета, сюжетнотематической композиции);
средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного
образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал,
фактура, декор);
уметь:
организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами;
применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных
оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера
листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов,
изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с
натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетнотематических
и декоративных композициях с учетом замысла;
2 рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента,
придерживаться последовательности исполнения росписи;
решать художественнотворческие задачи на проектирование изделий, пользуясь
технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом с учетом
простейших приемов технологии в народном творчестве;
выполнять сюжетнотематические и декоративные композиции по собственному замыслу,
по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям
изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
выражать свое эмоциональноэстетическое отношение к произведениям изобразительного и
народного декоративноприкладного искусства, к окружающему миру; чувствовать
гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях
искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно
прикладного искусства;
выражать нравственноэстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам
Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей
страны и других народов мира;
положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей;
стремление к преобразованию.
3 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
раздела и тем
Часы
учебного
времени
Плановые
сроки
прохождения
по
плану
по
факт
у
Характеристика
основной
деятельности
ученика
1
2
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Земля одна, а цветов
на ней много.
«В жостовском
подносе все цветы
России».
О
чём может
рассказать расписной
поднос.
Каждый художник
урожай своей земли
хвалит.
«Лети,
лети
бумажный змей».
Чудесен свет, мудры
люди, дивны дела их».
Живописные
просторы Родины».
«Родные края в
России
гжельской
майолики».
Двор, что город, изба,
что
терем
Деревянное зодчество
России
10.
То ли терем, то ли
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ориентироваться
окружающей
в
цветовой гамме
соблюдать
главные особенности
Жостовской росписи
соблюдать
главные события в
истории
народного
искусства
составлять
натюрморт
наши
соблюдать
праздники
объяснять символы
России
передавать
красоту природы в
цвете
определять
особенности
гжельской росписи
соблюдать
особенности
деревянного
творчества
расширить
свои
4 11.
12
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19
царев
дворец
Деревянное зодчество
России
о
представления
деревянном
творчестстве
Каждая птица своим
красуется
пером
Живая
природа:
форма и цвет
Каждая
изба
удивительных вещей
полна
Натюрморт:
и тень
свет
Русская
Пейзаж в графике
зима
Зима не лето, в шубу
одета.
Связь
декора
с формой (орнамент
в украшении народной
одежды.
Функция
и красота).
Зима за морозы, а мы
за праздники
Всякая
красота
фантазии да умения
требует
«В каждом посаде
в своем
наряде».
Узорыобереги
в русском народном
костюме
костюма
Жизнь
в театре
Сценический костюм
героя
державная
Россия
Исторический
памятник
архитектуры
В мире
зодчества
народного
1
1
1
1
1
1
1
1
1
анализировать, знать и
лучшие
уважать
традиции
своего
народа
составлять
натюрморт
составлять
пейзаж
анализировать
форму декора в
украшении народной
одежды
описывать зимние
праздники
в
анализировать
красоту
произведениях
художников
понимать
русского костюма
красоту
различать костюмы
повседневные
и
сценические
понимать,
прошлого
настоящего
что без
нет
5 20.
21
22
23.
24.
25.
26.
27.
28
29
30
народного
«Город чудный, город
славный…»
В мире
зодчества
Сказание
Китеже
Сюжетно
декоративная
композиция
о граде
Защитники
Русской
Сюжетная композиция
земли
любимые,
Дорогие,
родные
Женский портрет
Широкая Масленица
Сюжетно
декоративная
композиция
Красота и мудрость
народной игрушки
Герои сказки глазами
художника
Декоративно
сюжетная композиция
Герои сказки глазами
художника
Декоративно
сюжетная композиция
просторы
Водные
России
Морской пейзаж
России
Цветы
на Павловских
платках
Русская набойка
и шалях
«Всяк на свой манер»
Русская набойка
В весеннем небе —
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
составлять
декоративную
композицию
объяснять
происхождение своих
корни
составлять женский
портрет
составлять
декоративную
композицию
объяснять
происхождение
народной игрушки
о
составлять
декоративно
сюжетную
композицию
составлять
декоративно
сюжетную
композицию
передавать
особенности морских
просторов
оценивать красоту
Павловских
на
платках
Иметь представление
о чудесах света
объяснять
6 Победы
салют
Декоративно
сюжетная композиция
31
32.
33.
34.
Гербы
Золотого
России
городов
Кольца
Сиреневые перезвоны
Натюрморт:
цвет
и свет
«У всякого мастера
свои затеи»
«У всякого мастера
свои затеи»
1
1
1
1
прошлое
Родины
своей
рассказывать
городах
Кольца России
о
Золотого
разбираться
в
цвете и свете
оценивать
творчество разных
мастеров
оценивать
творчество разных
мастеров
Содержание программы
Содержание программы «Изобразительное искусство.14 классы» моделируется на
основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы
особенно значимы:
содержательно – деятельностный подход
системнокомплексный подход
личностно ориентированный подход
региональный подход
Содержание художественного образования в начальной школе предусматривает два вида
деятельности учащихся:
восприятие произведений искусства (ученик зритель)
художественнотворческую деятельность (ученик художник).
Необходимо отметить, что почти все уроки изобразительного искусства по своему типу
являются комбинированными.
Содержание программы «Изобразительное искусство» представлено в виде
взаимосвязанных разделов:
№ п/п
1
2
Раздел
Основы художественного изображения.
Изобразительное искусство
Основы народного декоративноприкладного
искусства
Итого
Количество часов
18
16
34
7 Основы художественного изображения. Изобразительное искусство (18 ч)
Развитие эмоциональноэстетического восприятия произведений живописи, графики,
декоративноприкладного искусства, отражающих единство и многообразие мира, сходство
мотивов, сюжетов, приемов художественной обработки материалов искусства народов
России и других стран мира.
Расширение знаний и представлений:
о цвете, его возможностях в передаче своеобразия природы (цветов, плодов, ландшафтов)
в разных местах Земли. Нюансные и контрастные цветовые сочетания, теплые и холодные
цвета (в тени и на свету) в передаче освещенности предметов, пространства;
живопись,
о графических средствах выразительности. Линия в различных видах изобразительного
искусства (графика,
декоративноприкладное искусство, скульптура,
архитектура). Чернобелые и цветные силуэты. Способы получения силуэтных
изображений. Передача объема с помощью света и тени. Отражение в рисунке характерных
особенностей формы (округлость, плоскостность, удлиненность, наклон и т. д.); передача
пропорций частей и целого в изображении предметов комбинированной формы; передача
глубины пространства на плоскости картины с элементами линейной и воздушной
перспективы (горизонт, уровень зрения, изменение тона по мере удаления предметов от
зрителя);
о станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно
тематической композиции). Средства композиции: зрительный центр, статика, динамика,
ритм, равновесие;
о декоративной композиции. Средства декоративной композиции: декоративное
обобщение природных форм и предметов: выделение главных признаков, упрощение или
усложнение второстепенных деталей, укрупнение, уменьшение деталей, условность цвета,
условное размещение элементов композиции, условное размещение на плоскости, силуэт,
ритм, симметрия и асимметрия, условность форм, условность цвета.
Опыт художественнотворческой деятельности:
Изображение по памяти и представлению живописными, графическими и декоративными
средствами объектов природы, архитектуры, композиции пейзажа («Земля одна, а цветы
на ней разные», «Сиреневые перезвоны», «Чьи терема ушли под небеса...», «Живописные
просторы Родины»). Передача ближних и дальних планов с помощью темных и светлых
оттенков, изменения насыщенности цвета; передача цветовой гаммы морского пейзажа.
Отражение своеобразия природы своего края.
Изображение натюрморта. Выполнение зарисовок отдельных предметов (цветов,
овощей, фруктов, новогодних игрушек, гирлянд). Рисование натюрморта с использованием
сближенной или контрастной цветовой гаммы. Отражение местного разнообразия форм
плодов, цветовой окраски («Каждый художник урожай своей земли хвалит»). Передача
цветовых различий тени и света, колорита, соответствующего искусственному освещению.
Изображение человека, птиц, животных. Выполнение акварельных набросков и
зарисовок птиц по сырой бумаге. Передача красоты оперения, движения. Создание
8 портретного женского образа с отражением в рисунке пропорций, выражения лица,
прически, костюма; образа воина на поле битвы; карнавальной маски с передачей в ней
образа матушкизимы.
Составление сюжетнотематических и декоративных композиций. Выполнение
композиций на темы сказок. Передача в композиции праздничных или сказочных
(народных) костюмов, ритма, величавости в движениях фигур человека, смысловой связи
между ними («Ни в сказке сказать, ни пером описать...», «Мои любимые герои из сказки»),
новогоднего карнавала («Зима за морозы, а мы за праздники»).
Основы народного декоративноприкладного искусства (16 ч)
Развитие эмоциональноэстетического восприятия произведений народного декоративно
прикладного искусства, отражающих общность представлений разных народов России и
мира о красоте природы, человека, предметного окружения. Сходство и национально
региональные различия художественнообразного языка традиционного зодчества,
керамики, подносов, игрушки, одежды.
Расширение знаний и представлений о символике народного орнамента.
Особенности орнамента деревянной резьбы (в декоре избы), жостовского подноса (каймы и
центральной части), гжельской керамики, павловских шалей, лоскутного шитья, вышивки в
русском костюме. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение
орнаментальных мотивов (в японском искусстве воздушных змеев), кайма, зеркально
симметричный, сетчатый орнаменты; характер элементов (геометрический, растительный и
зооморфный).
Опыт художественнотворческой деятельности:
Русская деревянная и каменная архитектура. Символика орнаментов в декоре
крестьянского дома Русского Севера, могущество крепостеймонастырей. Отражение в
рисунках регионального своеобразия памятников архитектуры.
Богородская резная игрушка. Сравнительные особенности игрушек из дерева — токарной,
топорнощепной, резной. Своеобразие, пластичность форм богородской игрушки,
специфика приемов резьбы. Составление эскиза собственной игрушки с последующим
конструированием (имитация на основе импровизаций) на уроках труда.
Искусство жостовских подносов. Своеобразие форм подносов, мотивов и приемов
росписи (послойное кистевое письмо). Этапы росписи (замалевок, тенёжка, бликовка,
чертёжка). Разновидности композиции (букет, ветка с угла, венок и т. д.). Создание эскиза
цветочного узора (импровизация) на поверхности силуэта подноса с последующим его
конструированием (имитация) на уроках труда и росписью.
Искусство гжельской майолики. Своеобразие форм и росписи майоликовых сосудов.
Цветовая гамма (охристый, коричневый, желтый, зеленый, малиновый цвета), мотивы
росписи (растительные, архитектурные, зооморфные). Приемы кистевого письма.
Русский народный костюм. Выявление общего и различного в северном и южном
костюмном комплексе, регионального своеобразия костюма разных регионов России.
Особенности театрального исторического костюма — княжеские, царские одежды,
9 костюм русских дружинников. Создание эскиза театрального костюма для постановки
сказки, былины или спектакля на историческую тему;
искусство павловских шалей. Творческое освоение орнаментального строя
заграничных шалей русскими мастерами. Особенности мотивов, цветовой гаммы.
Отражение в цветочных узорах на платках многоцветья родной земли. Композиционные
схемы ритмического строя узоров для шали. Создание варианта орнаментальной
композиции для украшения платка
Раздел «Основы художественного изображения. Изобразительное искусство»
ориентирует на эмоциональноэстетическое восприятие произведений профессионального
искусства, на формирование ценностного отношения к явлениям природы, к образам
фольклора и литературы, к реальным людям, животным и птицам. Содержание раздела
предполагает овладение учащимися художественнотворческим опытом в рисовании с
натуры, по памяти и представлению; освоение приемов создания художественных образов с
использованием средств художественной выразительности (цвет, свет, линия, силуэт,
форма,
композиция).
пропорции,
Раздел «Основы народного декоративноприкладного искусства» нацелен на
развитие эмоциональноценностного восприятия учащимися народного декоративно
прикладного искусства России и народов мира, на познание многообразия видов народного
искусства, их региональных особенностей. Содержание этого раздела предполагает
накопление творческого опыта учащихся в процессе упражнений по освоению специфики
образного языка народного искусства (на основе повтора, вариаций), самостоятельного
составления композиций по мотивам народного творчества (на основе вариаций,
импровизаций) и художественной деятельности по выполнению оформления изделий,
изготовленных
труда.
уроках
на
Тема года: ЗЕМЛЯ ДЛЯ ВСЕХ ОДНА, А ИСКУССТВО —
ТАКОЕ РАЗНОЕ
Четверть
Тема четверти
1
2
3
4
ЗЕМЛЯ ОДНА, А ЦВЕТЫ НА НЕЙ РАЗНЫЕ
ЧТО НИ ГОРОД, ТО НОРОВ
В КАЖДОМ ПОСАДЕ В СВОЕМ НАРЯДЕ
ИЩИ ДОБРА НА СТОРОНЕ, А ДОМ ЛЮБИ ПО СТАРИНЕ
Распределение количества часов на изучение блоков программы:
№ п/п блока Тема блока
Количество
часов
Примечание
1
2
Осенний вернисаж
Зимний вернисаж
11
10
10 3
4
5
Весенний вернисаж
Летний вернисаж
Всего уроков
5
8
34
Рекомендуемые для ознакомления в I четверти произведения:
изобразительного искусства: М. Нестеров. Осенний пейзаж; Н. Присекин. Прохладно;
А. Курнаков. Дорога на Знаменку; В. Овчаров. Осенний пейзаж; Г. Бочаров. Тайга;
А. Бородин. Пейзаж с грибами; А. Герасимов. Пионы; М. Сарьян. Цветы Калаки;
А. Дейнека. Гладиолусы с рябиной; А. Осьмеркин. Подсолнухи и рябина; Е. Кругликова.
Георгины. Монотипия; И. Машков. Натюрморт с маками и васильками; В. Серов. Яблоки
на листьях; З. Серебрякова. Корзина с кабачками; Виноград; В. Рохлин. Натюрморт с
геранью; В. Стожаров. Романовский лук; И. Машков. Тыква. Натюрморт; П. Кузнецов.
Цветы и дыни; Б. Кустодиев. В трактире; В. Крылов. Чайка; Б. Щербаков. Рожь поспевает;
В. Шелков.
народного декоративноприкладного искусства: И. Страхов. Осень. Панно. Федоскино;
памятники архитектуры — Преображенская церковь. Кижи; жостовские подносы —
М. Митрофанов, Н. Гончарова, Н. Антипов, И. Леонтьев; воздушные змеи — Япония,
Китай; лоскутные коврики; гжельская майолика
полярным
кругом;
За
Рекомендуемые для ознакомления во II четверти произведения:
изобразительного искусства: А. Кравченко. Зима; А. Бородин. Гости; В. Каневский.
Снегирь. Синицапухлячок. Синицалазоревка; Т. Маврина. Звенигород; Т. Яблонская.
Зимний день в Седневе; А. Пластов. Первый снег; А. Малетин. Родина. Мезенские берега;
К. Воробьев. Февраль; Н. Гончарова. Московская зима; Т. Шувалова. Автопортрет;
Б. Крылов. Вечерний натюрморт; В. Прибытков. Окраина в снегу; Д. Шмаринов. Тройка;
П. Паруханов. Митя в новогоднем костюме; А. Журавлева. Зима, Екатерина санница,
Варвара,
произведения местных художников;
народного декоратвноприкладного искусства: дом Ошевнёва. Кижский музей под
открытым небом; Фасад избы. Нижегородская область; Аленький цветочек. Шкатулка.
Федоскино; В. Кочкин. Ростовские кружева. Финифть. Ростов; меховая одежда — Ханты
Мансийский округ; вязаные варежки, Финляндия, Норвегия; изображения теремов, хором;
тамбурная вышивка на предметах быта; кованые изделия — ларцы, сундуки, светцы;
традиционные подвесные украшения — «пауки»
Анна зимняя.
Месяцеслов;
Рекомендуемые для ознакомления в III четверти произведения:
изобразительного искусства:
О. Савостюк. Маша; З. Серебрякова. За завтраком;
Н. Рерих. Сеча под Керженцем; В. Фонеев. Зарайский кремль; В. Астальцев. Даниловский
монастырь в ПереславлеЗалесском; В. Федосеев. Борисоглебск; В. Фонеев. Кирилло
Белозерский монастырь; И. Билибин. Преображенный Китеж. Эскиз декорации;
А. Дейнека. Оборона Севастополя; Н. Присекин. Куликовская битва; О. Савостюк,
Б. Успенский. Победа. Плакат; Ю. Циркунов. Тревожная группа; Ю. Кугач. Дмитрий
Донской; Л. Большакова. Пасхальный натюрморт; Н. Рерих. Весна священная;
А. ОстроумоваЛебедева. Весенний мотив; З. Шевандронова. Птицы весенние; В. Хлызов.
Белые ночи под Тобольском; В. БялыницкийБируля. Весенний день; Т. Маврина. Клусово;
11 У. Тансыкбаев. Моя песня; В. Телин. Родительский день; Л. Малеева. Рязанские девочки;
М. Врубель. Девочка на фоне персидского ковра; В. Суриков. Сибирская красавица;
Н. Кузнецов. Текстильщицы; Б. Нурали. Портрет Хамеджи; А. Бенуа. Петербургские
балаганы. Эскиз декорации; М. Врубель. Царь Берендей. Морской царь. Майолика;
М. Врубель. Снегурочка. Эскиз костюма; М. Врубель. Царевна Лебедь; Н. Рерих. Эскиз
костюма князя Игоря; А. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова;
Н. Рерих. Эскиз костюма девушки; И. Билибин. Юноша. Эскиз костюма; И. Билибин.
ЦаревнаНесмеяна.
свитой;
народного декоративноприкладного искусства: народный костюм Русского Севера —
олонецкий, новгородский, тверской, архангельский; народный костюм южнорусский —
курский, орловский, тамбовский, воронежский, тульский; Б. Ермолаев. Куликовская битва.
Палех; В. Липицкий. Масленица. Коробочка. Федоскино; народные игрушки из Сергиева
Посада, Семенова, Федосеева, ПолховМайдана, Богородского; В. Грудинин. Александр
Попович и княжич Василько. Ростов; Н. Малозёмов. Вид кремля города Ростова Великого.
Финифть. Ростов; тканые пояса Русского Севера и Юга, украшения из бересты —
вологодские, архангельские, карельские и др.; богородская динамическая игрушка
перед царем и
Жарптица;
Стрельчиха
Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти произведения:
изобразительного искусства: А. Рылов. Зеленый шум; А. Дейнека. Будущие летчики;
А. Герасимов. После дождя; В. Поленов. Московский дворик; И. Машков. Фрукты с
сельскохозяйственной выставки. Айва и персики; И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу;
Н. Дубовской. Закат солнца; Н. Крымов. Утро; Н. Айвазовский. Радуга, Черное море;
Р. Судковский. Бурное море; А. Рылов. В голубом просторе; Э. Калныньш. Седьмая
балтийская регата; А. Алексеев. Пейзаж с чайками; Б. Кустодиев. Купчихи; В. Орешников.
Розы; Н. Присекин. Салют Победы; П. Оссовский. Салют победы. В 1945м; А. Ушин.
Салют Победы. Из серии «Блокада»; Г. Орлова. Салют. Гобелен; П. Кончаловский. Сирень
в корзине; П. Кончаловский. Сирень, хрустальная ваза и корзина; Д. Налбандян. Сирень;
народного декоративноприкладного искусства: павловопосадские шали; Ковер Зили.
Дагестан; Прялка. Мезень. Россия; Тарелка. Мексика; Лобовая доска. Городец; Гравюра.
Германия; Расписная дверь. Русский Север; керамика Скопина; маски — Индонезия,
Китай; ваза — Корея
Формы и средства контроля
Оценивание работы учащихся на уроках изобразительного искусства
1. За что выставляется оценка?
За самостоятельную работу, являющуюся итогом изобразительной деятельности
ребенка на уроке (что встречается чаще всего).
За выполнение разного рода промежуточных работ.
За активную работу на уроке.
За теоретические знания по предмету и т. д.
2. Как выставляется оценка? Не секрет, что оценка изобразительной деятельности
ребенка, так же как и оценка любого произведения изобразительного искусства,
носит в достаточной степени субъективный характер, потому что в нее входит
понимание уровня художественности. Однако критерии, которыми руководствуется
учитель при оценивании детских работ, должны быть понятны учащемуся и приняты им.
Такое понимание художественноэстетической ценности своей работы возможно у ребенка
при систематической организации учителем открытых индивидуальных и коллективных
12 оценок работ, когда они качественно оцениваются в отношении композиционных
особенностей, колористического решения, средств создания художественного образа и т.
д. В этом случае дети достаточно быстро овладевают техникой оценочного анализа учебной
работы, что становится активизирующим фактором их художественного развития.
На уроках изобразительного искусства оценка имеет количественное и качественное
значение. Если первая определяет объем проделанной учеником работы, то вторая качество
выполнения, которое учитель должен профессионально и достаточно объективно выявить.
В любом случае следует помнить о значимости оценки для ребенка. Главное, чтобы выбор
формы предъявления такой оценки учитывал особенности каждого ребенка и соответствовал
нравственным критериям общения.
Методические материалы
год
название,
Учебно –методические средства обучения
Учебники
(автор,
издания,
кем рекомендован или
допущен, издательство)
1. Пьянкова Н.
Изобразительное
искусство
в
современной школе.–
М.:
Просвещение,
2006.
И.
1 Шпикалова Т. Я.,
Ершова Л. В., Величкина
Г. А. Изобразительное
искусство.
3класс.
Методическое пособие.
М.: Просвещение, 2006.
2 Шпикалова Т.
Я.,
Ершова
Л.
В.,Макарова Н. Р.,
Щирова А.
Н.,
Величкина Г.
С.
Изобразительное
искусство. 3 класс.
Творческая тетрадь.
М.:
Просвещение,
2009.
и
Я.
2. Шпикалова Т.
Изобразительное
искусство
художественный
труд. 1 4 классы.
Программы
общеобразовательных
учреждений.
М.:
Просвещение, 2008.
3. Шпикалова Т.
Я.,
В.,
Г.
Л.
Ершова
Величкина
А.Изобразительное
Дополнительная литература
1. 1.
Коринфский А.
Русь.
Народная
Сказания,
поверья,
обычаи и пословицы
русского народа. –
М.: Белый город,
2007.
2. Полное руководство
по рисованию.
–
Харьков – Белгород:
Книжный Клуб, 2008.
3. Русская
художественная
Учеб.
культура:
Пособие для студ. –
М.: Гуманит. Изд.
Центр
ВЛАДОС,
2002.
4. Шматова О.
В.
13 искусство 3 класс.
Учебник для 3 класса
общеобразовательных
учреждений.
М.:
Просвещение, 2006.
Самоучитель
рисованию
акварелью.– М.
Эксмо, 2008 .
по
:
4. Шпикалова Т.
3класс.
М.:
Я.,
В.,
А.
Л.
Ершова
Величкина Г.
Изобразительное
искусство.
Методическое
пособие.
Просвещение, 2006.
14
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.