Рабочая программа по изобразительному искусству в 3 классе
Оценка 5

Рабочая программа по изобразительному искусству в 3 классе

Оценка 5
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
3 кл
24.02.2017
Рабочая программа  по изобразительному искусству в 3 классе
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»). Программа ориентирована на работу по учебнику: Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Неменская Л.А.; под редакцией Б.М.Неменского.
ИЗО 3 класс.docx


Пояснительная записка

 Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусст­во. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), требованиями примерной основной образовательной программы ОУ. Программа ориентирована на работу по учебнику: Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб­ник для общеобразовательных учреждений / Неменская Л.А.; под редакцией Б.М.Неменско­го. - М.: Просвещение, 2015.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельно­сти. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной сум­мой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетен­циями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, рефлексивной.               

Цель третьего года обучения – введение учащихся в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий. Формирование духовно-нравственного развития обучающихся, т.е. формирование у них качеств, которые отвечают представлениям истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Задачи:                                                                                                                                               

Развитие художественно-образного мышления, наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;                                                                                                                                 

Фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности;                                                                          

Воспитание культуры восприятия произведений ИЗО; 

Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях;

Овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме;                                                                

Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. 

 

Общая характеристика учебного предмета

Одна из основных идей программы — «От родного порога — в мир культуры Земли», т. е. без приобщения к культуре своего народа (даже культуре своей «малой родины») нет пути к обще­человеческой культуре.

Обучение в 3 классе строится на приобщении детей к ми­ру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение, но и явля­ются носителями духовной культуры и так было всегда — с да­лекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, объектов, произведений искусст­ва, обратив особое внимание на роль художников — Мастеров Изображения, Украшения, Постройки — в создании среды жизни человека.

В конце учебного года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельнос­тью искусств.                                                              

Завершающие уроки каждой четверти должны строиться на вопросах: «Что было бы, если бы Братья-Мастера не участвова­ли в создании окружающего вас мира — дома, на улице и т. д.?» Понимание огромной роли искусств в повседневной жизни большей частью не осознается, поэтому должно стать открытием для детей и их родителей.  

Уроки состоят из теоретической и практической части.  Теоретическая часть включает беседы по теории изобразительного искусства, композиции, живописи, декоративно прикладного искусства.                                                         

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

 

Настоящий курс для обучающихся 3 класса рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю).    

 

Требования к уровню подготовки учащихся

 

К концу учебного года учащиеся должны знать:

- основные виды и жанры изобразительных искусств;

- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

- имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные про­изведения;

- названия наиболее крупных художественных музеев России;

- названия известных центров народных художественных ремесел России

 

Учащиеся должны уметь:

- Конструировать и лепить.

- Рисовать с натуры и представлению

- Выстраивать ритм, выбирать изобразительные мотивы, их превращение в композицию.

- Работать с акварелью и гуашью;

- Выполнять конструктивное строение: объемное изображение предметов из цветной и белой бумаги.

- Выполнять эскизы.

- Работать  акварелью, гуашью;  в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).

- Декоративно-прикладное творчество.

Планируемые результаты освоения программы

Программа обеспечивает достижение третьеклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

- формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего города; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- формирование социальной роли ученика;

- формирование положительного отношения к учению;

- представления о  ценности природного мира для практической деятельности человека

развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;

- осмысление своего поведения в школьном коллективе;

- ориентация на понимание причин успеха в деятельности.

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. 

- формирование умения радоваться успехам одноклассников;

- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной  культурой;

- умение видеть красоту труда и творчества.

- формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;

- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в третьем классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

 

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку   деятельности класса на уроке.

Познавательные универсальные учебные действия

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;

- оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

- Учиться согласованно работать в группе:

- Учиться планировать работу в группе;

- Учиться распределять работу между участниками проекта;

 - Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

- Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

- Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

Предметные результаты изучения курса является формирование следующих умений:

Учащиеся должны знать:

- основные виды и жанры изобразительных искусств;

- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

- имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные про­изведения;

- названия наиболее крупных художественных музеев России;

- названия известных центров народных художественных ремесел России

 

Учащиеся должны уметь:

- Конструировать и лепить.

- Рисовать с натуры и представлению

- Выстраивать ритм, выбирать изобразительные мотивы, их превращение в композицию.

- Работать с акварелью и гуашью;

- Выполнять конструктивное строение: объемное изображение предметов из цветной и белой бумаги.

- Выполнять эскизы.

- Работать  акварелью, гуашью;  в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).

- Декоративно-прикладное творчество.

 

Критерии оценивания

 

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены.

 

Этапы оценивания детского рисунка:

Как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание.

Характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

Владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

Общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

 

 

Учебно-тематический план

 

Искусство в твоем доме - 8 ч.

Искусство на улицах твоего города – 7 ч.

Художник и зрелище – 10 ч.

Художник и музей – 9 ч.                                              

 

 

Содержание учебного предмета

 

Искусство в твоем доме (8 ч.)

Мастера ведут ребенка по его дому и выясняют, что же каж­дый из них «сделал» в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

 

Тема. Твоя игрушка. (2 часа)

Игрушки, т. е. какими им быть, придумал художник. Создание игрушки тоже искусство. Над каждой игрушкой работают все три наших волшебных Мастера — Изображения, Постройки и Укра­шения. Их совместная работа — это три стадии создания игруш­ки: придумывание, конструирование, украшение. Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Раз­личные материалы, из которых изготавливают игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.    

Задание: лепка игрушки из пластилина или глины, роспись по белой грунтовке.             

Вариант задания: создание игрушки из любых подручных ма­териалов.                           

Материалы: пластилин или глина, гуашь, водоэмульсионная краска для грунта, кисти маленького размера, тампоны; солома, кусочки меха, деревянные брусочки, кусочки ткани, природные материалы.                                                                                                           

Зрительный ряд: разнообразные игрушки с ярко выраженным художественным образом; народная игрушка (дымковская, городецкая, филимоновская, каргопольская, богородская), игрушки из подручного материала — упаковок, ткани, меха.                                         

Литературный ряд: пословицы, поговорки, русские народные сказки.

 

Тема. Твоя посуда. (2 часа)

Роль художника в создании посуды. Форма и украшения по­суды обусловлены ее назначением (праздничная или повседнев­ная, детская или взрослая). Работа Мастеров Постройки, Украше­ния и Изображения по изготовлению посуды: конструкция — фор­ма, украшение, роспись. Посуда из различных материалов.                                                                                                    

Задание: лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.                                           

Вариант задания: придумать и изобразить на бумаге сервиз из нескольких предметов. При этом обязательно подчеркнуть назначение посуды (для кого она, для какого случая).

Материалы: пластилин, глина, водоэмульсионная краска, кисть; гуашь, тонированная бумага.                                                                                                                                                 

Зрительный ряд: образцы посуды из натурного фонда, слай­ды народной посуды, посуда из разных материалов (металла, де­рева, пластмассы).

 

Тема. Мамин платок. (1 час)

Знакомство детей с искусством росписи тканей. Художествен­ная роспись платков и их разнообразие. Выражение в художест­венном образе платка его назначения: праздничный или повсед­невный, для молодой женщины или пожилой. Расположение рос­писи на поле платка, ритмика росписи. Роль Мастера Постройки. Растительный или геометрический характер узора. Колорит плат­ка как средство выражения.                                                                               

Задание: создание эскиза платка для мамы, девочки или ба­бушки (праздничного или повседневного).                                                                                                                            

Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.                                                                               

Зрительный ряд: яркие примеры росписи платков и тканей (слайды и натурный фонд); женские образы в произведениях искусства; фотографии, кадры из фильмов; природные мотивы в росписи платков; образцы детских работ по этой теме.

 

Тема. Обои, шторы, в твоем доме.  (1 час)

Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа будущей комнаты и выражение ее на­значения: детская комната или спальня, или гостиная, или ком­ната для работы. Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повто­ряемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в со­здании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы и их превращение в орнамент для украшения комнаты.           

Задание: создание эскизов обоев или штор для комнаты, име­ющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская). Задание можно выполнить и в технике набойки с помощью трафарета или штампа.                                                                                                        

Материалы: гуашь, кисти, клише, бумага или ткань.                                                                     

Зрительный ряд: фотографии художественно разработанных интерьеров, отобранные образцы обоев, художественные эскизы, детские работы по теме.

 

Тема. Твоя книжка.  (1 час)

Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация. Ху­дожники детской книги. Создание художником формы книги. Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль обложки. Шрифт, буквица. Дружная работа трех Мастеров при создании книги.                                                                                                                                                                              

Задание: разработка детской книжки-игрушки с иллюстраци­ями.                                                                 

Вариант задания (сокращение): иллюстрация выбранной сказ­ки или конструирование

обложки для книжки-игрушки.                                                                                               

Материалы: для учащихся — гуашь или мелки, белая или цветная бумага, ножницы; для учителя — степлер.                                                                                                                 

Зрительный ряд: детские книги с хорошими иллюстрациями, книжки-игрушки, различные по назначению и форме взрослые книги; иллюстрации разных авторов к одной и той же сказке.                                                                                                                                 

Литературный ряд: текст выбранной сказки.

Тема. Поздравительная открытка (декоративная закладка).   (2 часа)

Создание художником поздравительных открыток и другой мелкой тиражной графики. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Многообразие открыток. Роль выдумки и фантазии.                                                                                                                     

Задание: создание эскиза открытки или декоративной заклад­ки. Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклей­ками или графической монотипии.                                

Материалы: плотная бумага маленького формата, графические материалы по выбору учителя.                                                                                                                                     

Зрительный ряд: лучшие образцы печатных и самодельных от­крыток; старинные открытки, которые иногда берегут в семье на добрую память;  произведения тиражной графики,  различные по технике; детские работы по теме.

В создании всех предметов в доме принимал участие худож­ник. В любой работе ему помогали наши волшебные Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Понимание роли каждого из них. Форма предмета и его украшение.  На обобщающем уроке можно организовать игру в художни­ков и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке детских ра­бот, выполненных в течение четверти. «Ведут беседу» три Мас­тера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружа­ют людей дома в повседневной жизни и есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники. Понимание то­го, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-при­кладного искусства, архитектуры, дизайна, должно стать итогом четверти и одновременно открытием.

Учебная беседа, обучающая игра, выставка и обсуждение дет­ских работ за период четверти.

 

Искусство на улицах твоего города (7ч)

Все начинается с порога родного дома. II четверть и посвя­щена этому порогу. И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула, но именно родная улица, идущая «у лица» твоего до­ма, исхоженная ногами.

 

Тема. Наследие предков: памятники архитектуры.   (1 час)

Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи школы и дома. Художник-архитектор придумывает дома, определяет, ка­кими им быть. Лучшие произведения архитектуры — это достоя­ние народа, их надо беречь и охранять; это эстафета культуры, которую поколения передают друг другу.                                                                                                                      

Задание: изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест.   

Материалы: восковые мелки или гуашь, кисти, тонированная или белая бумага.

Литературный ряд: материалы, связанные с выбранным архи­тектурным памятником.

 

Тема. Витрины на улицах.     (1 час)

Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Реклама на улице.                     

Задание: создание проекта оформления витрины любого мага­зина (по выбору детей).                   При дополнительном времени дети могут сделать объемные макеты (по группам).   

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.                                                               

Зрительный ряд: фотографии и слайды с изображением оформленных витрин; детские работы предыдущих лет.

 

Тема. Парки, скверы, бульвары.  (1 час)

Архитектура садов и парков. Художник-архитектор придумы­вает не только здания, но и парки. Парки для отдыха, парки-му­зеи, детские парки. Рассмотреть, как построены парки и сады, там где мы живем.                                                                                                                  

Задание: изображение парка, сквера (возможен коллаж).                                                                                     

Вариант задания: построение игрового парка из бумаги (кол­лективная работа).                        

Материалы: цветная и белая бумага, гуашь или восковые мел­ки, ножницы, клей.           

Зрительный ряд: слайды садов и парков разных эпох; видовые фотографии и слайды; изображения садов и парков в искусстве.

 

Тема. Ажурные ограды.   (1 час)

Чугунные ограды в Санкт- Петербурге и Москве; их назначение и роль в украшении города. Узорные ограды в род­ном городе, деревянный ажур наличников.                                                      

Задание: создание проекта ажурной решетки или ворот — вы­резание из сложенной цветной бумаги (решетки и ворота могут быть вклеены в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары»).                                                                                                                                                

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.                                                                                          

Зрительный ряд: старинные ограды в Москве и Санкт-Петер­бурге; современные декоративные решетки и ограды в различных городах (слайды).

 

Тема. Фонари на улицах и в парках.  (1 час)

Художественные образы фонарей. Форму и украшение фона­рей тоже создает художник. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Фонари на улицах городов, в парках. Фонари — украшение города. Старинные фонари Москвы и Санкт- Петербурга, других городов.                                                                                                                                                    

Задание: графическое изображение или конструирование фор­мы фонаря из бумаги.     

Материалы: тушь, палочка, белая и цветная бумага, ножни­цы, клей.

 

Тема. Транспорт.   (2 часа)

Роль художника в создании машин. Разные формы автомоби­лей. Украшение машины. Автомобили разных времен. Умение ви­деть образ в форме машины. Все виды транспорта помогает со­здавать художник.                                                                                                               

Задание: придумать, нарисовать или построить из бумаги об­разы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).                                                                                                     

Материалы: графические материалы, белая и цветная бумага, ножницы, клей.                          

Зрительный ряд: фотографии транспорта; слайды старинных машин. (Обобщение темы). Опять должен возникнуть вопрос: «Что было бы, если бы на­ши Братья-Мастера ни к чему не прикасались на улицах нашего города?» На этом уроке из отдельных работ создается одно или не­сколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков. Здесь можно размес­тить ажурные ограды и фонари, транспорт. Дополняется панно фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно провести игру в экскурсоводов и журналистов. Экс­курсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, ко­торые создают художественный облик города.                                       

Задание: создание коллективного панно «Наш город (село)» в технике коллажа, аппликации. Беседа о роли художника в со­здании облика города.

 

Художник и зрелище (10ч)

Зрелище — неотъемлемая часть жизни человека. Какой туск­лый и однообразный был бы мир без праздника! В цирке, на кон­церте или в театре нас встречает праздничное и красочное зре­лище, созданное художником. Игровая природа зрелища позволяет учителю в конце четвер­ти продемонстрировать творческие работы детей в виде театра­лизованного представления или спектакля.

Тема. Художник и театр.   (1 час)

Спектакль — вымысел и правда театральной игры. Худож­ник — создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Про­цесс создания театрально-сценического оформления.

Задание: театр на столе — создание картонного макета и пер­сонажей сказки для игры в спектакль.                                                                                                                                   

Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы.                       

Зрительный ряд: слайды эскизов театральных художников.                                                           

Литературный ряд: выбранная сказка.

 

Тема. Образ театрального героя.  (1 час)

Мир театра, мир условности,  мир игры. Театр кукол как пример видового разнообразия кукол.                                                                                                                                                              

Задание: создать эскиз кукольного персонажа.                                                                                     

Материалы: картон, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы, формат А4.                       

Зрительный ряд: слайды эскизов театральных художников. 

Литературный ряд: выбранная сказка.

 

Тема. Театральные маски.   (2 часа)

Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Искусство маски в театре и на празднике.                                                                                                         

Задание: конструирование выразительных и острохарактерных масок.                                                

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.                                                                                    

Зрительный ряд: фотографии масок разных народов и теат­ральных масок.

 

Тема. Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм.  (2 часа)

Многообразие мира театра кукол. Театр Петрушки, перчаточ­ные и тростевые куклы, марионетки. Работа художника над кук­лой. Образ куклы, ее конструкция и костюм.              

Задание: создание куклы к кукольному спектаклю.                                                                      

Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, куски ткани, нитки, мелкие пуговицы.   

Зрительный ряд: слайды с изображением театральных кукол, репродукции из книг о кукольном театре, диафильм.

 

Тема. Театральный занавес.  (1 час)

Задание: создание эскиза театрального занавеса.

Материалы: гуашь, кисти, клей, цветная бумага большого формата.

Зрительный ряд: театральные и цирковые занавесы.                                                                                                                                    

 

Тема. Афиша. (2 часа)

Значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. Единство изображения и текста в плакате. Шрифт.

 Задание: создание эскиза плаката-афиши к спектаклю или цирковому представлению.       Материалы: гуашь, кисти, клей, цветная бумага большого формата.

Зрительный ряд: театральные и цирковые афиши.

 

Тема. Художник в цирке. Праздник в городе.   (1 час)

Роль художника в цирке. Цирк — образ радостного, искромет­ного и волшебного зрелища. Искусство цирка — искусство преувеличения и праздничной красочности — веселая тема дет­ского творчества.                                                                                                                         

Задание: выполнение рисунка или аппликации на тему цирко­вого представления.

Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.                                         

Зрительный ряд: фотографии, слайды и видеофрагменты цир­кового представления.      Заключительный урок четверти предоставляет учителю раз­личные возможности для его проведения. Это может быть теат­рализованное представление или спектакль с использованием сдеданных на занятиях масок, кукол и т. д. или же дети как Мас­тера Изображения, Украшения и Постройки могут украсить класс или школу, превратив их в место для праздника.

 

Художник и музей (9 ч).

Три четверти учебного года были посвящены прикладным ви­дам деятельности художника. Познакомившись с ролью художни­ка в нашей повседневной жизни, в IV четверти мы обращаемся к станковым видам изобразительного искусства. Речь пойдет о картине и скульптуре, будет дано представление о жанрах изоб­разительного искусства (натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой и исторический жанры) и разных по назначению видах скульптуры. 

Лучшие произведения искусства хранятся в музеях, и люди специально приходят, чтобы увидеть их. Многие города могут гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России — хранители великих произведений миро­вого и русского искусства. К этим шедеврам каждый ребенок дол­жен прикоснуться и научиться гордиться тем, что именно его род­ной город хранит такие великие произведения.

В Москве есть музей — святыня русской культуры — Третья­ковская галерея. О ней в первую очередь нужно рассказать. Ог­ромно значение Эрмитажа и Русского музея в Петербурге — цен­тров международных художественных связей. И есть также мно­го небольших интересных музеев, выставочных залов.                                                                                                                    

Однако тема «Художник и музей» шире. Существуют самые разные музеи, но всегда в их организации принимает участие ху­дожник, который помогает сделать музейную экспозицию.      Бывают художественные, литературные, исторические музеи, музеи науки и т. д. и даже домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи. Может быть до­машний музей игрушек, марок, археологических находок, просто личных памятных вещей.

 

Тема. Музеи в жизни города.  (1 час) 

Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художе­ственные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музей родного города. Рассказ учителя и беседа.                                                                                              

Задание: «Мы в музее» — изображение музейного интерьера с фигурами зрителей.   

Материалы: гуашь или графические материалы; бумага.                                                       

Зрительный ряд: слайды и фотографии зданий и интерьеров крупнейших музеев и музеев местного значения, фрагменты ви­деофильмов с экскурсиями по музеям.                          Рекомендуется посещение художественного музея (экскурсия).                                                         

 

Тема. Изобразительное искусство. Картина-пейзаж. (1 час).

Что такое картина? Картина-пейзаж. Пейзаж — изображение природы, жанр изобразительного искусства. Смотрим знаменитые пейзажи И, Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро и т. д.  Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже на­строения, состояния души. Роль цвета в пейзаже.                                                                                                                                       

Задание: изображение пейзажа по представлению с ярко вы­раженным настроением: радостный и праздничный, мрачный и тоскливый, нежный и певучий.                                                    Дети на этом уроке повторяют понятия «холодный и теплый цвета», «звонкий и глухой цвета» и «разный характер красочно­го мазка».                                                                                

Материалы: гуашь, кисти или пастель, белая бумага.                                                                    

Зрительный ряд: знаменитые живописные пейзажи с ярко выраженным настроением И. Левитана, А. Саврасова, А. Рылова, А. Куинджи, Н. Рериха, К. Коро, В. Ван Гога.

 

Тема. Картина-натюрморт.   (2 часа)

Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искус­стве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Роль цвета. Расположение предметов в простран­стве картины.

Задание: создание радостного, праздничного или тихого, гру­стного натюрморта (изображение натюрморта по представлению с выражением настроения).                                    

Материалы: гуашь, кисти, бумага.                                                                                             

Зрительный ряд: знаменитые натюрморты с ярко выраженным настроением и ясным для детей сюжетом Ж.-Б. Шардена, К. Пе-трова-Водкина, П. Кончаловского, М. Сарьяна, П. Кузнецова, В. Стожарова, В. Ван Гога и др. 

 

Тема. Картина-портрет.  (2 час)

Знакомство с жанром портрета. Знаменитые картины-портре­ты. Портрет человека как изображение его характера и проник­новение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружаю­щих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете. 

Задание: создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо зна­комых людей — одного из родителей, друга, подруги или авто­портрета (по представлению).                                               Материалы: гуашь, кисти или пастель, или акварель по ри­сунку восковыми мелками, бумага.   Зрительный ряд: живописные портреты Ф. Рокотова, В. Серо­ва, И. Репина, В. Тропинина; портреты эпохи Возрождения.

 

Тема. Картины исторические и бытовые.  (1 час)

Изображение в картинах событий из жизни людей. Большие исторические события в исторических картинах. Красота повсед­невной жизни в картинах бытового жанра. Учимся смотреть кар­тины.

Задание: изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображение яркого общезначимо­го события.

 Материалы: акварель (гуашь) по рисунку восковыми мелками или гуашь, кисти, бумага.      Зрительный ряд: дается общее представление об историчес­кой картине так, чтобы не требовалось глубокого разбора сюже­та на уроке (картины П. Уччелло, Пьеро делла Франчески и рус­ских художников начала XX века, например, А. Рябушкин. Сва­дебный поезд). Бытовой жанр: Ж.-Б.Шарден. Молитва перед обедом; З.Серебрякова. За обедом; произведения В.Перова, А. Пластова.

 

Тема. Скульптура в музеях и на улицах. (1 час)

Учимся смотреть скульптуру. Скульптуру надо обходить с разных сторон. Скульптура и окружающее ее пространство. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Разнообразие скульптурных материалов: камень, металл, дерево, глина.

Задание: лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Материалы: пластилин, стеки, подставка из картона.

Зрительный ряд: известные скульптурные памятники; парко­вая скульптура, разная по характеру и материалу; скульптурные произведения разных эпох из экспозиций центральных музеев.

 

Тема. Художественная выставка. (1 час)

Организация выставки лучших работ за год — обобщение темы «Искусство вокруг нас». Выставка — это всегда событие и празд­ник общения. Роль художественных выставок в жизни людей. Экскурсия по выставке и праздник искусств со своим сцена­рием. Подведение итога: какова роль художника в жизни каждо­го человека?

 

Учебно-методическое обеспечение

 

1. Литература

 

1. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб­ник для общеобразовательных учреждений / Неменская Л.А.; под редакцией Б.М. Неменско­го. - М.: Просвещение, 2015.

2. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 3 класс / Неменская Л.А.; под редак­цией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2015

3. Анащенкова С.В., Бантова М.А. и др. «Школа России». Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.

4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2011.

5. Неменский Б.М. Рабочие программы по ИЗО. 1-4 класс. - М.: Просвещение, 2012.

6. Неменский Б.М. Уроки изобразительного искусства. 1-4 класс. Поурочные разработ­ки. - М.: Просвещение, 2012.

 

2. Печатные пособия

 

1. Портреты русских и зарубежных художников.

2. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

3. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

 

3. Материально-технические средства

 

Компьютерная техника, экран,  доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

 

4. Технические средства обучения

 

Персональный компьютер с принтером.

Ксерокс.

Аудиомагнитофон.

Телевизор с диагональю не менее 72 см.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран размером 150 X 150 см.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по изобразительному искусству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

Тема урока

Оборудование

Виды деятельности обучающихся.

Формы контроля

Требования к уровню подготовки обучающихся

по ФГОС (УУД)

Искусство в твоем доме (8 ч.)

Личностные:

- формирование социальной роли ученика;

- формирование положительного отношения к учению;

- представления о  ценности природного мира для практической деятельности человека

развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;

- осмысление своего поведения в школьном коллективе;

- ориентация на понимание причин успеха в деятельности.

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников;

- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной  культурой;

- умение видеть красоту труда и творчества.

формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;

- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности;

Регулятивные:

 Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные:

 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные:

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

донести свою позицию до собеседника;

оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Учиться согласованно работать в группе:

учиться планировать работу в группе;

учиться распределять работу между участниками проекта;

 понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами. Предметные:

Конструирование и лепка.

Рисование с натуры и представлению

Построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент. Работа с акварелью и гуашью; художественная роспись платков, их разнообразие, орнамент

Конструирование из цветной и белой бумаги

Конструктивное строение: объемное изображение фигур

Выполнение эскизов.

Работа акварелью, гуашью, в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).

Декоративно-прикладн творч.

1

 

Воплощение замысла в искусстве. Свободное рисование “Мое впечатления о лете”

 

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

 

 

 

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов ДПИ, материалы из которых они сделаны.

 

Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления воспринимаемых объектов.

 

Выявлять  конструктивный образ и характер декора в данных образцах, работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

 

Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и декора предмета.

 

Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскизов изучаемых предметов.

2

 

Твои игрушки. Изготовление игрушек из пластилина, глины.

 

Пластилин, стеки, дощечка.

3

 

Посуда у тебя дома .Изображение праздничного сервиза при помощи гуаши на листе бумаги.

 

Альбом, гуашь, кисти.

4

 

Мамин платок  Цвет и ритм узора. Изготовление рисунка     « Платок для своей мамы»

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

Б.Кустодиев «Купчиха». «Ярмарка», Л.Малеев «Рязанские девочки», В.Суриков «Сибирская красавица»

5

 

Обои и шторы у тебя дома Рисование с помощью трафарета.

 

Альбом, гуашь, акварель, кисти, трафарет.

6

 

Иллюстрация твоей книжки.

Иллюстрирование русских народных потешек.

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

М.Врубель «Пан», Васнецов «Алёнушка», Н.Рерих «Заморские гости»

7-8

 

Труд художника для твоего дома. Изображение при помощи рисунка самой красивой вещи в доме.

 

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

 

Искусство на улицах твоего города (7 ч.)

9

 

Памятники архитектуры. Изображение на листе бумаги проекта красивого здания.

Альбом, цв. карандаши, пастель.

 

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды.

 

Воспринимать и оценивать эстетические достоинства архитектурных построек разных времён, городских украшений. Понимать их значение. Сравнивать их между собой, анализировать, выявляя в них общее и особенное.

 

Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа витрины. 

10

 

Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе бумаги парка, сквера.

 

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

 

11

 

Ажурные ограды. Изготовление из бумаги ажурных оград.

 

Бумага, ножницы, клей.

12

 

Волшебные фонари. Изготовление проекта фонаря при помощи туши и палочки.

 

Тушь, палочка, перья.

 

13

 

Витрины. Изготовление плоского эскиза витрины способом аппликации.

Бумага, ножницы, клей.

 

14

 

Удивительный транспорт. Изготовление проекта фантастической машины, используя восковые мелки.

Альбом, цв. карандаши, пастель, восковые мелки.

 

Фантазировать, создавать творческие проекты фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. Участвовать в образовательной игре в качестве экскурсоводов.

15

 

Труд  художника на улицах твоего города. Изготовление проекта улицы города.

Бумага, ножницы, клей.

Художник и зрелище (10 ч.)

18

 

Художник в цирке. Изображение с использованием гуаши самого интересного в цирке.

 

Альбом, гуашь, кисти.

 

 

 

 

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать объекты, видеть в них интересные выразительные решения.

Иметь представление о разных видах театральных кукол, масок, афиши, их истории.

 Овладевать навыками коллективного художественного творчества. Осваивать навыки локаничного декоративно-обобщённого изображения. Создавать яркие выразительные проекты. Участвовать в театрализованном представлении или весёлом карнавале.

17

 

Образ театрального героя. Изготовление эскиза куклы

 

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

18

 

Театральные маски. Изготовление эскиза маски

 

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

19

 

Театр кукол. Изготовление головы куклы

Ткань, нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы.

20

 

Театр кукол. Изготовление костюма куклы

Ткань, нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы.

21

 

Художник в театре. Изготовление эскиза декораций

 

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

22

 

Художник в театре. Изготовление  макетов декораций.

Ткань, нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы.

23

 

Афиша и плакат. Изготовление эскиза плаката-афиши к спектаклю.

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

24

 

Праздник в городе Изготовление проекта нарядного города к празднику масленица.

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

 

25

 

Место художника в зрелищных искусствах.

 

Бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов.

Художник и музей (9 ч.)

26

 

Музей в жизни города Изготовление проекта интерьера  музея.

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

Изображения музеев  искусств.

Третьяковская галерея, Эрмитаж,

Музей  изобразительных искусств им. Пушкина, Русский музей

Понимать и объяснять  роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения.

 

Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

 

 Называть самые значительные музеи РоссииИметь представление о разных жанрах изобразительного искусства.

 

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

 

Знать имена крупнейших художников.

Развивать живописные и композиционные навыки.

 

Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры, роль скульптурных памятников.

 

Называть виды скульптуры, материалы, которыми работает скульптор. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах.

 

Лепить фигуру человека или животного.

27

 

Картина-натюрморт Изображение предметов объемной формы.

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

А.Матисс «Синий горшок и лимон» И.Репин «Яблоки и листья»

И.Шишкин «Мухоморы.Этюд»

В.Ван Гог «Подсолнухи»

28

 

Рисование натюрморта.

 

Бумага, гуашь, кисть

29

 

Рисование пейзажа.

Альбом, гуашь, кисти. В.Серов «Вечерний звон»

И.Шишкин «Лес зимой»

В.Поленов «Московский дворик» В.Суриков «Взятие снежного городка» К.Юон, Б.Кустодиев

30

 

Картина-портрет, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рисование портрета.

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

А.Веницианов «Захарка»,

И.Серов «Девочка с персиками» Рембранд «Сын Титус за чтением»

31

 

Картины исторические и бытовые. Рисование на тему ”Мы играем”.

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

 

32

 

Скульптура в музее и на улице. Изготовление проекта скульптуры из пластилина.

 

Пластилин, стеки, дощечка.

А.Дейнека «Лыжники», «Коньки»,

33

 

Музеи народного декоративно-прикладного искусства. Эскиз образца ДПИ

 

Альбом, цв. карандаши, пастель, гуашь, кисти.

 

34

 

Обобщение темы раздела. Подготовка к выставке

Детские работы

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по изобразительному искусству в 3 классе

Рабочая программа  по изобразительному искусству в 3 классе

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями

В конце учебного года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельнос­тью искусств

В конце учебного года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельнос­тью искусств

Метапредметные результаты Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в третьем классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий

Метапредметные результаты Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в третьем классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий

Учиться распределять работу между участниками проекта; -

Учиться распределять работу между участниками проекта; -

Учебно-тематический план Искусство в твоем доме - 8 ч

Учебно-тематический план Искусство в твоем доме - 8 ч

Знакомство детей с искусством росписи тканей

Знакомство детей с искусством росписи тканей

Зрительный ряд: лучшие образцы печатных и самодельных от­крыток; старинные открытки, которые иногда берегут в семье на добрую память; произведения тиражной графики, различные по технике; детские…

Зрительный ряд: лучшие образцы печатных и самодельных от­крыток; старинные открытки, которые иногда берегут в семье на добрую память; произведения тиражной графики, различные по технике; детские…

Тема. Ажурные ограды. (1 час)

Тема. Ажурные ограды. (1 час)

Литературный ряд: выбранная сказка

Литературный ряд: выбранная сказка

Мас­тера Изображения, Украшения и

Мас­тера Изображения, Украшения и

Тема. Картина-натюрморт. (2 часа)

Тема. Картина-натюрморт. (2 часа)

Организация выставки лучших работ за год — обобщение темы «Искусство вокруг нас»

Организация выставки лучших работ за год — обобщение темы «Искусство вокруг нас»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Искусство в твоем доме (8 ч

Искусство в твоем доме (8 ч
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017