Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Фёдоровская средняя общеобразовательная школа имени Евгения Геннадиевича Тутаева Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
Рабочая программа по изобразительному искусству
5 класс
Составитель: Сахарнова Ольга Алексеевна,
учитель изобразительного искусства
первой квалификационной категории
2017/2018 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:
-Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Федоровская СОШ имени Е.Г.Тутаева»
-Учебного плана на 2017-2018 учебный год МБОУ «Федоровская СОШ имени Е.Г.Тутаева»», на основании которого выделено 1 час в неделю
- Авторской рабочей программы основного общего образования по «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 класс Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2011г., рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю).
1.Планируемые предметные результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе являются следующие умения, которые отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
Ученик научится:
определять
· Основные виды и жанры изобразительных ( пластических) искусств;
· Основы изобразительной грамоты ( цвет, тон, колорит, пропорции, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
· Выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
· Наиболее крупные художественные музеи России и мира;
· Значение изобразительного искусства в художественной культуре.
Ученик получит возможность научиться:
· Применять художественные материалы ( гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных ( пластических) искусств в творческой деятельности;
· Анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности( линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
· Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
II. Содержание курса изобразительное искусство в 5 классе (35ч).
(1 час в неделю)
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Стандарт 5 класса ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.
· Древние корни народного искусства. (9 часов)
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
· Связь времен в народном искусстве (7 часов)
Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.
· Декоративное искусство в современном мире (11 часов)
Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.
· Декор, человек, общество, время (8 часов)
Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.
III. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Название разделов и тем |
Кол-во часов |
Сроки прохождения темы |
|||||
по плану |
фактически |
|||||||
Раздел 1. Древние корни народного искусства. (9 часов)
|
||||||||
1 |
Древние образы в народном искусстве |
1 |
|
|
||||
2 |
Декор русской избы
|
2 |
|
|
||||
3 |
Внутренний мир русской избы
|
1 |
|
|
||||
4 |
Конструкция, декор предметов народного быта и труда |
1 |
|
|
||||
5 |
Народный праздничный костюм |
2 |
|
|
||||
6 |
Народные праздничные обряды |
2 |
|
|
||||
Раздел 2. Связь времен в народном искусстве (7 часов)
|
||||||||
7 |
Древние образы в современных народных игрушках |
1 |
|
|
||||
8 |
Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла
|
2 |
|
|
||||
9 |
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла |
2 |
|
|
||||
10 |
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. |
2 |
|
|
||||
Раздел 3. Декоративное искусство в современном мире (11 часов)
|
||||||||
11 |
Зачем людям украшения
|
1 |
|
|
||||
12 |
Декор и положение человека в обществе |
1 |
|
|
||||
13 |
Одежда говорит о человеке
|
2 |
|
|
||||
14 |
Одежда в Средневековой Западной Европе
|
2 |
|
|
||||
15 |
Панно: «Прогулка по Версалю» |
2 |
|
|
||||
16 |
О чем рассказывают гербы и эмблемы |
2 |
|
|
||||
17 |
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества |
1 |
|
|
||||
Раздел 4. Декор, человек, общество, время (8 часов)
|
||||||||
18 |
Декоративное искусство в современном мире. |
1 |
|
|
||||
19 |
Современное выставочное искусство |
2 |
|
|
||||
20 |
Ты сам – мастер
|
2 |
|
|
||||
21 |
Создание декоративной работы в материале |
2 |
|
|
||||
22 |
Выставка работ Игра – викторина. |
1 |
|
|
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.