Рабочая программа по краеведению 6-7 классы
Оценка 4.9

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
география
6 кл—7 кл
31.03.2017
Рабочая программа по краеведению 6-7 классы
Рабочая программа по краеведению 6-7 классы. Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» авторская, модифицированная, разработана на основе концепции регионализации общего образования Воронежской области, концепции школьного географического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования, а так же с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе.Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» авторская, модифицированная, разработана на основе концепции регионализации общего образования Воронежской области, концепции школьного географического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования, а так же с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе.
РП краеведение 6-7 кл.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  Красномолотовская средняя общеобразовательная школа  Кантемировского муниципального района Воронежской области «Рассмотрено» на заседании ШМО Руководитель ШМО Рожкова Г. П. __________ Протокол №_____ от  «___»____________ 2015 г. «Согласовано»  С заместителем директора по  УВР Бабич Г. А.___________ «___»________________ 2015 г. «Утверждаю» Директор школы Романенко И. В. ___________ «___»________________ 2015 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА  Краеведение 6­7 классы (разработана на основе примерной региональной программы, методических  рекомендаций и тематического планирования для 6­7 классов общеобразовательной  школы «Географическое краеведение. Воронежская область».  Ю. А. Чурляев, Воронеж, 2012 г.) Учитель: Бабич Галина Александровна 2015­2016 учебный год Пояснительная записка.   Программа   школьного   курса   «Географическое   краеведение   Воронежской   области»   авторская,   модифицированная, разработана   на   основе   концепции   регионализации   общего   образования   Воронежской   области,   концепции   школьного географического образования, требований федерального и национально­регионального компонентов стандарта школьного географического образования, а так же с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе.  Рабочая   программа   базового   уровня   авторская   модифицированная   составлена   на   основе   приказа   Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана   и   примерных   учебных   планов   для   образовательных   учреждений   Воронежской   области,   реализующих государственные   образовательные   стандарты   начального   общего,   основного   общего   и   среднего   полного   общего образования» №760 от 27.08.2012г. Региональный курс «Географическое краеведение» органически связан с содержанием федерального курса школьной географии. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые   предусмотрены   базовым   инвариантным   компонентом   образования.   В   значительной   мере   курс   строится   на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной   среде,   способствует   развитию   информационно­познавательных,   практико­созидательных   видов, компетенций. Региональный компонент географического образования способствует формированию личности учащегося как   достойного   представителя,   умелого   хранителя,   пользователя   и   созидателя   его   социокультурных   ценностей   и традиций. Курс   «Географическое   краеведение   Воронежской   области»   вносит   существенный   вклад   в   достижение   общей стратегической   цели   школьного   географического   образования.   Основная   цель   курса   –   сформировать   у   учащихся целостное   представление   о   геокультурном   пространстве   Воронежской   области,   о   закономерностях   существования   и развития природы, общества и хозяйства. На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих   способностей   личности   учащегося.  Решению   этих   задач   во   многом   способствует   усиление   практической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой деятельности. Проведение практических работ позволяют вырабатывать, закреплять, совершенствовать умения и навыки, применять знания в новых ситуациях, что позволяет им осознать прикладное значение знаний по географии. Выполнение практических заданий требует от учителя подбора специальной информационной базы. В зависимости от наличия источников информации, ее доступности и актуальности учитель вправе корректировать систему практических заданий, предусмотренных данным курсом. В   программе   пересмотрена   последовательность   изучения   тем,   которая   диктуется   историко­географической   логикой, дополнена новыми темами: «Охрана природы в Воронежской области» и «Топонимия». Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности.   Необходимость   в   развитии   интересов   учащихся   к   родному   краю   определена   социальным   заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа. Цель:  главной   целью   краеведения   является   воспитание   гражданина   России,   патриота   малой   родины,   знающего   и любящего свой край, город, (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни. Задачи: ­ создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности. ­   научить   применять   географические   знания   и   умения   в   повседневной   жизни   для   сохранения   окружающей   среды   и социально­ответственного   поведения   в   ней;   адаптации   к   условиям   проживания   на   определенной   территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. ­   развитие   гражданских   качеств,   патриотического   отношения   к   России   и   своему   краю,   формирование   личностно­ ценностного   отношения   к   своему   родному   краю,   пробуждение   деятельной   любви   к   родному   месту   жительства, формирование толерантности; ­ формирование экологической  культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды   как   среды   жизнедеятельности,   позитивно­сберегающего   отношения   к   окружающей   среде   и   социально­ ответственного поведения в ней; ­ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции; ­ адаптация к реальной деятельности, к местной социально­экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы; ­  формирование  способности   и  готовности  к   использованию  краеведческих   знаний   и  умений  в  повседневной   жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем. Особенности программы. Курс «Географическое краеведение» рассчитан на 70 часов, для 6­7 классов (по 1 часу в неделю на протяжении двух лет), согласно региональному базовому учебному плану образовательных учреждений Воронежской области. Практические работы: 6 кл – 16, 7 кл – 8. В 6 кл предполагается осуществление творческих мини­проектов по выбору. Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные   ресурсы:   школьные   музеи,   краеведческие   музеи   области,   района,   города,   библиотеки,   другие   культурные учреждения и памятники природы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в урочной и вне урочной деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью, экскурсиями: сбор интересной информации  для подготовки докладов, уроков, конференций. Изучение курса предусматривается  в региональном компоненте базисного учебного плана. Дата план Дата фак т № 1 Календарно­тематическое планирование 6 класс (35 часов) Тема урока Тип урока Основные понятия или содержание Практическая работа Д/з Введение. Экскурсия на местности.  Экскурсия фенологические, метеорологические наблюдения, измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу Практическая работа №1 Сообщени Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов я о Кольцове, Никитине. 2 3 4 Вклад земляков в  развитие знаний о  Земле. Имена земляков  на карте мира. Современные  исследования  территории  Воронежской области. Влияние движения  Земли. Движение Земли  вокруг оси и его  следствия. Часовые  На какой Земле мы живём. Изучение нового материала Комбиниро ванный Исследование жизни и деятельности известных учёных края Интересны люди района Почётные граждане Планета Земля Комбиниро ванный Земля ­уникальная планета. Какой её видят космонавты? Проанализировать влияние биоритмов на Конспект урока Конспект урока Конспект  урока пояса. 5 Смена времён года.  Движение Земли вокруг  Солнца. Ведение  фенологических  наблюдений. 6 Ориентирование на  местности по компасу и местным признакам. Комбиниро ванный здоровье членов семьи. Астрономический год. Народные праздники и приметы в дни равноденствий и солнцестояний. План и карта Экскурсия, практика Памятка заблудившемуся в лесу. Моя маршрутная лента. 7 План местности.  Условные знаки. Комбиниро ванный 8 План школьного двора. Практика План местности. Изображения земной поверхности моего микрорайона. Виды изображений местности. Интерактивная карта. План моего двора. Школьный стадион в ландшафте микрорайона. Составление подробного плана микрорайона школы. Практическая работа №2 Определение направлений, азимутов на местности по компасу, Солнцу и местным признакам Практическая работа №3 Составление плана местности школьной территории с помощью полярной съемки. 9 Географическая карта  родного края Комбиниро Топографической карты уголка родной Практическая работа №4 ванный природы  Определение географического положения объектов на территории проживания, их описание. Конспект  урока Конспект  урока Конспект  урока Конспект  урока Конспект  урока 10 Градусная сетка на  Практика Определение, географических Практическая работа №5 Конспект карте Воронежской  области.  координат крайних точек области и города Воронежа Определение, урока географических координат крайних точек области и города Воронежа. 11 Построение профиля  рельефа своей  местности 12 Изучение форм  рельефа, характер  залегания горных пород. Профессии, связанные с изучением литосферы. 13 Минералы и горные  породы своей  местности, особенности  их залегания.  Практика Построение профиля рельефа своей местности Практическая работа №6. Построение профиля Конспект  урока своей местности. Построение профиля по горизонталям на плане местности. Литосфера – твёрдая оболочка Земли Изучение нового материала Геологический профиль своей местности. Конспект  урока Комбиниро ванный Минералы и горные породы свое местности. Геологические особенности Практическая работа №7. Определение свойств Конспект  урока свое местности. минералов и горных пород своей местности и возможности их хозяйственного использования. 14 Особенности рельефа  своей местности и его  изменение во времени. Комбиниро ванный Сравнение форм рельефа Воронежской области. Овражно­балочные формы рельефа. Топонимы объектов литосферы. Исследование оврага (урочища) как формы микрорельефа. Конспект  урока 15 Влияние человека на  рельеф своей местности Комбиниро ванный Антропогенный рельеф своей местности Практическая работа №8. Описание рельефа по физической карте и типовому плану 16 Геологические  памятники природы Комбиниро ванный Заочная экскурсия по геологическим памятникам природы Гидросфера – водная оболочка Земли. 17 Внутренние воды  родного края. Комбиниро ванный Внутренние воды своей местности. Местоположение крупных объектов гидросферы Практическая работа №9 . Нанесение на контурную карту объектов гидросферы территории проживания Конспект  урока Конспект урока Конспект  урока 18 Внутренние воды и  рельеф Комбиниро ванный Описание реки по тематическим картам и типовому плану. Практическая работа №10. Описание реки по Конспект  урока 19 Внутренние воды и  климат Комбиниро ванный Опасные природные явления, связанные с водами 20 Гидрологические  памятники природы. 21 Влияние человека на  водные объекты своей  местности. Комбиниро ванный Комбиниро ванный Памятники природы гидросферы родного края Влияние человека на водные объекты своего края. Экологические проблемы. Атмосфера – воздушная оболочка Земли тематическим картам и типовому плану. Практическая работа №11. Описание озера, болота, Конспект  урока родника (по выбору) Конспект  урока Конспект  урока 22 Режим отдельных  метеорологических  Комбиниро ванный Режим отдельных метеорологических элементов Режим отдельных Практическая работа №12. Наблюдения за погодой. Конспект  урока элементов метеорологических элементов 23 Типы погоды моей  местности. Обработка  метеорологических  данных. 24 Климат родного края. Комбиниро ванный Составление описания погоды по сезонам года. Комбиниро ванный Тип климата территории проживания и причины, его формирующие. Климат и человек 25 Опасные явления в  атмосфере 26 Взаимосвязь человека и  атмосферы Комбиниро ванный Комбиниро ванный Опасные явления в атмосфере. Правила поведения в грозу Взаимосвязь человека и атмосферы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения. Оценка экологического состояния атмосферы микрорайона школы Биосфера – оболочка жизни 27 Растительный и  животный мир своей  местности Комбиниро ванный Растительный и животный мир суши и водоёмов своей местности типичные представители. Почвы своей местности 28 Экологические  проблемы.  Биологические  памятники природы.  Красная книга  Воронежской области Комбиниро ванный Экологические проблемы своей местности. Биологические памятники свое местности. Красная книга Воронежской области Правила поведения в природе.Охотничье­ промысловые ресурсы и проблемы их использования Человек на Земле Практическая работа№14 «Видовое разнообразие растений и животных, их приспособление к условиям среды. Охрана природы» Обработка материалов наблюдений за погодой. Практическая работа №13 Составление описания погоды по сезонам года. Конспект  урока Конспект  урока Конспект  урока Конспект  урока Конспект  урока Конспект  урока 29 История заселения  Воронежского края.  Формирование границ  края. 30 Народы нашего края.  Особенности культуры,  жилища, быта и связь с  окружающей природой. 31 Взаимосвязи между  компонентами природы  своей местности в  разных природных  комплексах 32 Составление описания  природного комплекса  своей местности. Комбиниро ванный Из истории заселение территории края. Коренное население Комбиниро ванный Особенности культуры, жилища, быта и Практическая работа №15. связь с окружающей природой Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой. Урок рекомендуется проводить в школьном музее. Географическая оболочка Комбиниро ванный Природный комплекс своей местности Практическая работа№16 «Взаимосвязи компонентов природного комплекса» Комбиниро ванный Природные зоны своей местности Изменение природных зон под влиянием человеком. 33 Культурные ландшафты своей местности. Комбиниро ванный Культурные ландшафты своей местности: городские, сельскохозяйственные, промышленные. Человек в культурном ландшафте. 34 Зачет по курсу  Краеведения 6 кл. Контроль  знаний и  умений Конспект  урока Конспект  урока Конспект  урока Конспект  урока Конспект  урока 35 Защита проектов Содержание тем учебного курса 1. Введение(1 час) Экскурсия (Практическая работа №1) Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов На какой Земле мы живём (2 часа) 2. Тема:  Вклад земляков в развитие знаний о Земле.  Источники географической информации.  Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве своей местности; методы получения, обработки и передачи информации о своей местности. Творческие работы. 1.Исследование жизни и деятельности известных учёных края. Запуск   мини­проектов   учащихся   в   рамках   долговременного   проекта   «Как   люди   открывали   и   осваивали   территорию   своей местности» 3. Тема: Современные исследования территории Творческие работы:1.Интересны люди района (Почётные граждане). 2. Интересны люди поселка (Почётные граждане). Планета Земля(2 часа) 4. Тема: Влияние движения Земли. Движение земли и её значение для жизни человека и природы. Творческие работы.1.Земля­уникльная планета. 2. Какой её видят космонавты? 3. Проанализировать влияние биоритмов на здоровье членов семьи. 5. Тема: Смена времён года. Особенности своего края. Творческие работы.1.Астрономический год. 2. Народные праздники и приметы в дни равноденствий и солнцестояний. План и карта(6 часов) 6. Тема: Ориентирование на местности. Практическая работа №2 Определение направлений, азимутов на местности по компасу, Солнцу и местным признакам Творческие работы. 1. Памятка заблудившемуся в лесу. 2. Моя маршрутная лента. 7. Тема: План местности. Изображения земной поверхности моего микрорайона. Виды изображений местности. Интерактивная карта. 8. Тема: Практическая работа. Изображения земной поверхности своей местности. План школьного двора. Определение направлений, расстояний, географических координат на карте Воронежской области и России Практическая работа №3 Составление плана местности школьной территории с помощью полярной съемки. Творческие   работы.1.План   моего   двора.   2.   Школьный   стадион   в   ландшафте   микрорайона.   3.   Составление   подробного   плана микрорайона школы. 9. Тема: Географическая карта микрорайона проживания. Практическая работа №4 Определение географического положения объектов на территории проживания, их описание. Творческие работы.  1.Разработка топографической карты уголка родной природы с оформлением легенды и нанесением уникальных географических объектов. 10. Тема: Градусная сетка на карте своей местности Практическая работа №5 Определение, географических координат крайних точек области и города Воронежа. 11. Тема: Построение профиля своей местности. Практическая работа №6.. Построение профиля по горизонталям на плане местности. Творческие работы.1. Воронежская область из космоса (использование спутниковых снимков) 2.Разработка модели географического путешествия (похода, экспедиции) на примере моей семьи. Литосфера – твёрдая оболочка Земли (5 часов) 12. Тема: История формирования современного рельефа. Творческие работы:1.Путешествие вглубь Земли (на примере своей местности) 2. Геологический профиль своей местности. 13. Тема: Минералы и горные породы свое местности. Геологические особенности свое местности. Практическая   работа   №7.   Определение   свойств   минералов   и   горных   пород   своей   местности   и   возможности   их   хозяйственного использования. Творческие работы.1.Составление коллекции «Горные породы моей местности».2.Создание семейной минералогической коллекции. 14. Тема: Стихийные природные явления в литосфере своей местности Творческие работы.1. Художественно­поэтическое описание стихии (землетрясение, оползни, движения земной коры) 15. Тема: Особенности рельефа своей местности и его изменение во времени Практическая работа №8. Описание рельефа по физической карте и типовому плану Творческие работы.1.Сравнение форм рельефа Воронежской области. 2. Овражно­балочные формы рельефа. 3.Топонимы объектов литосферы. 4. Исследование оврага (урочища) как формы микрорельефа. 16. Тема: Влияние человека на рельеф своего района. Геологические памятники природы. Творческие   работы.   1.Заочная   экскурсия   по   геологическим   памятникам   природы.2.Камень   в   городе   (использование   полезных ископаемых в архитектуре) Гидросфера – водная оболочка Земли (5 часов) 17. Тема: Внутренние воды своей местности. Местоположение крупных объектов гидросферы. Практическая работа №9 . Нанесение на контурную карту объектов гидросферы территории проживания Творческие работы.1.Топонимы объектов гидросферы. 2.Река моего детства.3. Исследование качества питьевой воды. 18. Тема: Внутренние воды и рельеф. Практическая работа №10. Описание реки по тематическим картам и типовому плану. Творческие работы.1.Художественный образ реки (Озера, родника) 19. Тема: Внутренние воды и климат. Опасные природные явления, связанные с водами. Практическая работа №11. Описание озера, болота, родника (по выбору) Творческие работы.1.Исследование экологического состояния родника. 2.Памятка «Как правильно вести себя на реке 20. Тема: Памятники природы гидросферы родного края. Творческие работы.1.Компьютерная презентация «Памятники природы гидросферы» 21. Тема: Влияние человека на водные объекты своего края. Экологические проблемы. Творческие работы. Картирование водных объектов территории проживания 2. Исследование влияния реки Токай на заселение края. 3.Письмо Главе района. Атмосфера – воздушная оболочка Земли ( 5 часов) 22. Тема: Режим отдельных метеорологических элементов Практическая работа №12. Наблюдения за погодой. Обработка материалов наблюдений за погодой. Творческие работы.1.Народные приборы наблюдения за погодой. 2.Обработка результатов наблюдений в программе Excel. 23. Тема: Погода моей местности Практическая работа №13 Составление описания погоды по сезонам года. Творческие работы:1. Народные приметы погоды.2.Живые барометры. 24. Тема: Тип климата территории проживания и причины, его формирующие. Климат и человек. 25. Тема: Опасные явления в атмосфере. Творческие работы.1.Редкие атмосферные явления.2. Правила поведения в грозу. 3. Шаровая молния. 26. Тема: Взаимосвязь человека и атмосферы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения. Творческая   работы.1.Картирование   источники   загрязнения   атмосферы   микрорайона   школы.2.Оценка   экологического   состояния атмосферы микрорайона школы (Определение чистоты воздуха методом лихеноиндикации (по хвое сосны, по автотранспортной нагрузке территории) Биосфера – живая оболочка Земли (2 часа) 27. Тема: Растительный и животный мир суши и водоёмов своей местности типичные представители. Почвы своей местности. Творческие   работы.1.Лекарственные   растения.   2.   Отражение   флоры   и   фауны   в   устном   народном   творчестве   народов   края.3. Проблемы использование населением даров леса 28. Тема: Экологические проблемы своей местности. Биологические памятники свое местности. Красная книга Воронежской области Весенняя  экскурсия  (Практическая работа№14)  «Видовое   разнообразие   растений   и  животных,   их  приспособление  к  условиям  среды. Охрана природы» Творческая работа.  1.Правила  поведения   в  природе  (плакат,  листовка,  постер)  2.Охотничье­промысловые  ресурсы  и  проблемы их использования Человек на Земле(2 часа) 29. Тема: Из истории заселение территории края. Коренное население. Творческие работы: Стоянки первых людей на территории края, их связь с природой. 30. Тема: Народы нашего края. Практическая работа №15.  Особенности  культуры,  жилища,  быта  и  связь  с окружающей  природой.   Урок рекомендуется  проводить   в школьном музее. Творческая   работа:1.Народные   промыслы   и   умельцы   края.   2.Национальная   одежда,   традиции   народов   края.3.   Наша   семейная реликвия. 4. Интервью с участником ВОВ «Годы, опалённые войной» Географическая оболочка (3 часа) 31. Тема: Природный комплекс своей местности. Весенняя экскурсия (Практическая работа№16) «Взаимосвязи компонентов природного комплекса» Творческие работы.1.Мой любимый уголок природы.2. Аквариум ­ природный комплекс. 31. Тема: Природные зоны своей местности Изменение природных зон под влиянием человеком. 32. Творческие работы.1.Создание экологической тропы в микрорайоне школы.2.Реликтовы растения края. 33. Тема: Культурный ландшафт. Культурные ландшафты своей местности: городские, сельскохозяйственные, промышленные. Человек в культурном ландшафте. Творческая работа:1. Мини­проект «Культурный ландшафт будущего».2. Культурное наследие своего края 34­35. Урок защиты проектов  и выставка  творческих работ учащихся по итогам изучения образовательной программы модуля «Географическое краеведение» Требования к знаниям и умениям учащихся Знать/понимать:  основные географические понятия; особенности природы своего района, экологическое состояние окружающей среды: причины, следствия, пути улучшения окружающей среды; методы исследования природных сред, объектов; Уметь:  описывать   особенности   природы   своего   района,   наблюдать   за   географическими   объектами   и   явлениями,   выявлять   источники загрязнения, оценивать экологическое состояние среды, описывать и картировать территорию микрорайона, ориентироваться на местности, работать с картой, участвовать в пропаганде экологических знаний, находить в разных источниках и анализировать информацию, Применять  приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в различной форме. Примерная тематика учебных исследований и мини­проектов: География в моей жизни. 1. 2. Профессии наших родителей. 3. Человек интересной судьбы. 4. План микрорайона школы. 5. История города в судьбе моей семьи. 6. Истоки моего родства. 7. Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей. 8. Семейная реликвия. 9. История микрорайона школы в названиях улиц. 10. Игры народов Воронежской области. 11. Где родился, там и пригодился. 12. Памятник археологии 13. Моя минералогическая коллекция. 14. Живи, родник. 15. Роль реки Дон в жизни области. 16. Редкие природные явления (по материалам наблюдений) 17. Местные признаки предсказаний погоды. 18. Матушка природа для лечения народа. 19. Зелёная аптека на балконе. 20. Мой любимый уголок города. 21. Деревянное зодчество. 22. Экологически чистый город будущего. 23. Создание туристического маршрута в микрорайоне школы. Календарно­тематическое планирование Дата план Дата факт № Тема 7 класс (35 часа) Тип урока Основные понятия или содержание Практическая работа Д/з Географическое положение Воронежской области 2ч 1 2 Воронежская область на карте России и  мира. Изучение нового материала Практическая работа Определение по  карте протяженности области и в  градусной мере и километрах.  Определение координат различных точек  местности. Практика Описание географического положения Воронежской области Определение по карте протяженности области и в градусной мере и километрах. Определение координат различных точек местности. Конспект урока Конспект урока Практическая работа №1 Определение по карте протяженности области и в градусной мере и километрах. Определение координат различных точек местности. Тектоника и геология Воронежской области 5ч 3 Тектоническое строение Воронежской  области. Комбинированный Тектоническое строение Воронежской области.  Конспект  урока 4 5 6 7 8 9 Геохронологическая таблица. Геологическое строение области. Геологическая история развития  территории Построение геологического профиля по  карте области. Зачет по теме «Тектоника и геология  Воронежской области» Комбинированный Комбинированный Комбинированный Контроль знаний Геохронологическая таблица. Докембрий. Палеозойская эра. Каменноугольный период. Мезозойская эра. Меловой период. Кайнозойская эра. Четвертичные отложения. Геологическое строение области. Геологическая история развития Минеральные ресурсы Воронежской области 4ч территории. Характеристика каждой группы полезных ископаемых Комбинированный Классификация полезных ископаемых  области. Закономерности размещения  полезных ископаемых Изучение нового материала Классификация полезных ископаемых области. Характеристика каждой группы полезных ископаемых Закономерности размещения полезных ископаемых. Добыча использование минеральных ресурсов. Конспект  урока Конспект  урока Конспект  урока Конспект  урока Конспект  урока Практическая работа №2 Составление и описание коллекции полезных ископаемых 10 Практическая работа «Составление  Практика карты Минерально­сырьевая база  Воронежской области» Влияние разработки полезных ископаемых на экологическую ситуацию нашей местности. 11 Зачет по теме «Минеральные ресурсы  Воронежской области» Контроль знаний Рельеф Воронежской области 5ч Практическая работа №3 Составление карты Минерально­ сырьевая база Воронежской области 12 Общая характеристика рельефа  13 14 Воронежской области. Среднерусская возвышенность.  Калачская возвышенность. Окско­ Донская низменность Рельефообразующие процессы и  созданные ими формы рельефа на  территории Воронежской области Комбинированный Комбинированный 15 Как рельеф влияет на деятельность  Комбинированный человека. Влияние человека на рельеф  своего края Общая характеристика рельефа Воронежской области. Междуречные плато. Речные долины. Балки: слабоветвисты, суходолы, оползневые, короткие, древовидные, цирковидные. Овраги. Формы рельефа: суффозионные, оползневые, карстовые, Конспект урока Конспект  урока Конспект  урока Конспект  урока Конспект  урока 16 Практическая работа Составление  карты­схемы «Рельеф Воронежской  область» Практика Конспект  урока Практическая работа №4 Составление карты­схемы «Рельеф Воронежской область» антропогенные. Среднерусская возвышенность. Калачская возвышенность. Окско­ Донская низменность. Рельефообразующие процессы и созданные ими формы рельефа на территории Воронежской области. Как рельеф влияет на деятельность человека. Влияние человека на рельеф моего района 17 Общая характеристика климата  Воронежской области. Изучение нового материала Общая характеристика климата Воронежской Климат Воронежской области 5ч 18 Климатообразующие факторы: солнечная радиация, влияние подстилающей  поверхности, циркуляция воздушных  масс Синоптическая карта. Карта погоды. 19 Комбинированный Комбинированный области. Климатообразующие факторы: солнечная радиация, влияние подстилающей поверхности, Конспект  урока Конспект  урока Конспект  урока 20 Практическая работа. Составление  карты­схемы «Климат Воронежской  области» Практика циркуляция воздушных масс. Общие черты климата. Синоптическая карта. Карта погоды. Климатические ресурсы. Влияние 21 Климатические ресурсы. Влияние  Комбинированный климата на хозяйственную деятельность.  Стихийные природные явления на  территории края климата на хозяйственную деятельность. Стихийные природные явления на территории края. Практическая работа №5 Составление карты­схемы «Климат Воронежской области» Гидросфера Воронежской области 5ч 22 Общая характеристика внутренних вод  Комбинированный области 23 Реки области. Комбинированный 24 Озера, болота и подземные воды Комбинированный Проблема малых рек Воронежской  области. 25 Практическая работа. Составление  Практика карты – схемы «Внутренние воды  области» 26 Памятники природы гидросферы родного края. Экологические проблемы. Влияние  человека на водные объекты своего края Комбинированный Общая характеристика внутренних вод области. Реки области. Питание и режим рек. Озера пойменные и междуречий. Болота. Подземные воды. Пруды. Водохранилища. Проблема малых рек Воронежской области. Памятники природы гидросферы родного края. Экологические проблемы. Влияние человека на водные объекты своего края Практическая работа №6 Составление карты – схемы «Внутренние воды области» Конспект  урока Конспект урока Конспект  урока Конспект  урока Конспект  урока Конспект  урока Конспект урока 27 Население Воронежской области Комбинированный Население Воронежской Население и хозяйство Воронежской области 5ч 28 29 30 31 География сельского хозяйства  Воронежской области Города Воронежской области их  хозяйственная деятельность География промышленности  Воронежской области. Составления авторского варианта герба  своего населенного пункта. Комбинированный Комбинированный Комбинированный Практика области. География сельского хозяйства Воронежской области. Города Воронежской области их хозяйственная деятельность. География промышленности Воронежской области. 32 Лесостепи и степи.  . Природные комплексы Воронежской области 4ч Комбинированный Взаимосвязи между Практическая компонентами природы работа №7 Работа на своей местности в разных природных комплексах. Лесостепи и степи. Почвы воронежской области – главное богатство нашего края. местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а так же степени антропогенного воздействия Конспект  урока Конспект  урока Конспект  урока Конспект  урока Конспект урока 33 Почвы – главное богатство нашего края.  Комбинированный 34­ 35 Повторение по  курсу «Природа моего  края» Повторительно­ обобщающий Конспект урока Практическая работа №8 Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы. Содержание тем учебного курса 1. Тема: Географическое положение области (2 часа)  Воронежская область на карте России и мира. Границы нашей территории. Особенности географического положения. Координаты  Воронежской области. Практическая работа: Определение по картам и расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек  местности 2. Тема: Тектоника, геологическое строение, палеогеография (5 часов) Тектоническое строение Воронежской области. Геохронологическая таблица. Докембрий. Палеозойская эра. Каменноугольный период.  Мезозойская эра. Меловой период. Кайнозойская эра. Четвертичные отложения. Геологическое строение области. Геологическая история  развития территории.  Практическая работа: Построение геологической карты области Урок – зачет: «Тектоника и геология» 3. Тема: Минеральные ресурсы (4 часа) Классификация полезных ископаемых области. Характеристика каждой группы полезных ископаемых Закономерности размещения полезных  ископаемых. Добыча использование минеральных ресурсов. Влияние разработки полезных ископаемых на экологическую ситуацию нашей  местности. Практические работы 1. Составление карты Минерально­сырьевая база Воронежской области, 2. Составление и описание коллекции  полезных ископаемых. Урок­зачет: «Полезные ископаемые» 4. Тема: Рельеф (5 часов) Общая характеристика рельефа Воронежской области. Междуречные плато. Речные долины. Балки: слабоветвисты, суходолы, оползневые,  короткие, древовидные, цирковидные. Овраги. Формы рельефа: суффозионные, оползневые, карстовые, антропогенные. Среднерусская  возвышенность. Калачская возвышенность. Окско­Донская низменность. Рельефообразующие процессы и созданные ими формы рельефа на  территории Воронежской области. Как рельеф влияет на деятельность человека. Влияние человека на рельеф моего района Практическая работа Составление карты­схемы «Рельеф Воронежской область» 5. Тема: Климат области (5часов) Общая характеристика климата Воронежской области. Климатообразующие факторы: солнечная радиация, влияние подстилающей  поверхности, циркуляция воздушных масс. Общие черты климата. Синоптическая карта. Карта погоды. Климатические ресурсы. Влияние  климата на хозяйственную деятельность. Стихийные природные явления на территории края. Практическая работа. Составление карты­схемы «Климат Воронежской области» 6. Тема: Гидросфера (4 часа) Общая характеристика внутренних вод области. Реки области. Питание и режим рек. Озера пойменные и междуречий. Болота. Подземные  воды. Пруды. Водохранилища. Проблема малых рек Воронежской области. Памятники природы гидросферы родного края. Экологические  проблемы. Влияние человека на водные объекты своего края Практическая работа. Составление карты – схемы «Внутренние воды области» 7. Население и хозяйство Воронежской области. (5 часов) Население Воронежской области. География сельского хозяйства Воронежской области. Города Воронежской области их хозяйственная  деятельность. География промышленности Воронежской области. Практическая работа. Составления авторского варианта герба своего населенного пункта. 8. Природные комплексы Воронежской области (4 часа)  Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах.. Лесостепи и степи. Почвы воронежской  области – главное богатство нашего края. Практическая работа. Практическая работа. 1. Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в  строении рельефа, в получении тепла и влаги, а так же степени антропогенного воздействия. 2. Составление простейшего плана местности, на  котором изучаются природные комплексы Требования к знаниям и умениям учащихся Знать/понимать: основные географические понятия, расположение области на карте мира; закономерности природы своего края:  тектоническое и геологическое строение, закономерности размещения полезных ископаемых, особенности климата и климатообразующие  факторы, экологическое состояние окружающей среды: причины, следствия, пути улучшения окружающей среды. Уметь: описывать особенности природы своего края, выявлять причинно­ следственные связи явлений природы, наблюдать за  географическими объектами и явлениями, выявлять источники загрязнения, оценивать экологическое состояние среды, описывать и  картировать территорию микрорайона, ориентироваться на местности, работать с картой, участвовать в пропаганде экологических знаний,  находить в разных источниках и анализировать информацию, составлять карта – схемы территорий. Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять  результаты измерений в различной форме, анализировать тематические карты. В результате изучения географии Воронежской области ученик должен знать:  историю географических исследований в Воронежской области и роль выдающихся ученых, исследователей­краеведов Воронежской  области;  геологическую историю и тектоническую структуру, историю формирования и современное состояние рельефа, закономерности  размещения полезных ископаемых;  особенности агроклиматических, водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов Воронежской области;  природно­антропогенные ландшафты и их современное состояние, геоэкологические проблемы Воронежской области, пути  оптимизации природопользования, особо охраняемые природные территории.  географию хозяйственной деятельности области. Уметь: учебной и жизненной ситуации;  выбирать необходимый источник географо­краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной   владеть приемами аргументации, доказательства правильности географического суждения. Давать собственную оценку  географическим событиям;  уметь анализировать природные закономерности и явления. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их взаимосвязями, изменениями в  результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;  решения социально значимых географических задач, заботиться о благополучии природной среды и сферы социально­экономической  жизни. Прогнозировать:  тенденции изменения природных и социально­экономических объектов в условиях рыночной экономики и развития наукоемких  производств;  составление проектов рационального использования природных ресурсов на основе проведения геоэкологической и геоэкономической  экспертизы Учебно­методическое обеспечение 1.Антюхин Г.В. Литературное былое. Воронеж, издательство ВГУ, 1987г.­ 287с. 2. «Воронеж!.. Родина. Любовь…» Поэзия Воронежского края. Хрестоматия. Составитель Акаткин В.М. – Воронеж: Центр.­Чернозем.кн.изд­ во,2000. – 624с. 3. Загоровский В.П. Воронежская история. Энциклопедия. Воронеж, «Истоки», 1992г. –251с 4.Кононов В. Воронеж: путеводитель по городу. Воронеж, 2003. – 64 с. 5.Корниенко Н.Г. Краеведение на уроках литературы. Пособие для учителей. Воронеж, 2001.­ 50с. 5.Инютин В.В., Мущенко Е.Г. Литература Воронежского края 19 – 20вв. Экспериментальная программа для старших классов гимназий,  лицеев, колледжей, гуманитарных классов общеобразовательных школ. Воронеж, 1994. – 8с 6.Акиньшин А., Ласунский О. . Записки старого пешехода. Воронеж, 2002. – 352с., ил. 7.Антюхин Г. Три судьбы. Библиотека газеты «Коммуна», №6, 2003. –75с. 8.Ласунский О. Литературная прогулка по Воронежу. Воронеж, 1993.­ 432с. 9.Краеведение. Пособие для учителя. М., 1987.­ 158с. 10.Милонов Н. Литературное краеведение. М., 1985. – 192. 11.Ласунский О. Власть книги: О книгах и книжниках. – М.,1988.­ 446 с. 12.Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных  школ. Воронеж, 2008. – 384 с. 13. Маршрут по литературным местам Воронежской области. Воронеж,1990. –19с.

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы

Рабочая программа по краеведению 6-7 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017