Рабочая программа по краеведению 8 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
экология
8 кл
31.01.2018
Рабочая программа по краеведению 8 класс
На основе рабочей программы составляется учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование, в котором более детально раскрывается содержание изучаемого материала, а также пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и самореализации учащихся. В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала. При определении последовательности изложения материала учитывались традиции области, района, школы, необходимость соблюдения внутрипредметных связей и соответствия между объективной сложностью каждого конкретного вопроса и возможностью его восприятия обучающимися.рабочая программа
программа по краеведению Иванов край.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение Буньковская средняя Ивановского муниципального района Ивановской области общеобразовательная школа  РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ.                        УТВЕРЖДЕНА приказом по школе     Протокол заседания МО учителей  истории  и географии                                                                        от «       »___________2014 г. №_____ от « 15 »_сентября_  2014 г.  №_______                   Директор МОУ Буньковская СОШ                                                                                                        с. Буньково                                                                                            _______________Власов С.А. Рабочая программа по краеведению 8 класс (1 час в неделю, 34 часа)                                                                       Программа разработана  учителем биологии и экологии  Сальниковой Надеждой Николаевной 1 2017/ 2018 учебный год Пояснительная записка Рабочая   программа   по   краеведению   составлена   на   основе   сборника программно­методических материалов по краеведению,  «Национальной доктрине образования в Российской Федерации на 2006­2025 гг.», Государственной программе «Патриотическое   воспитание   граждан   Российской   Федерации   на   2006–2010   гг.». Основная   идея   этих   документов   –   органическое   единство   интересов   личности, общества   и   государства   в   воспитании   гражданина   России   с   активной   жизненной позицией. Программа даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую   последовательность   изучения   разделов   краеведения   с   учётом межпредметных   и   внутрипредметных   связей,   логики   учебного   процесса, возрастных особенностей учащихся. На   основе   рабочей   программы   составляется   учебно­тематическое   и календарно­тематическое планирование, в котором более детально раскрывается содержание изучаемого материала, а также пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и самореализации учащихся. В   программе   детально   раскрыто   содержание   изучаемого   материала.   При определении   последовательности   изложения   материала   учитывались   традиции области, района, школы, необходимость соблюдения внутрипредметных связей и соответствия   между   объективной   сложностью   каждого   конкретного   вопроса   и возможностью его восприятия обучающимися. 1. Общая характеристика учебного предмета В последнее время неуклонно возрастает интерес к изучению краеведения и его роль в учебной и внеурочной работе. Черты   школьного   краеведения   ­   курс     на   всестороннее   изучение   края,   его производительных сил, общественной жизни, исторического прошлого и природы. Краеведение   способствует   решению   задач   социальной   адаптации   учащихся, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, участвовать в их развитии. Работа ведется по разным направлениям: ­ изучение истории заселения и хозяйства своего края; ­ культура, быт населения, топонимика села, города; ­ экскурсии к памятным местам; ­ беседы и встречи  с интересными людьми; ­ выступления с сообщениями, докладами на уроках, семинарах. С   целью   профориентации   учащихся   подробно   рассматривается   вопрос   о трудовых ресурсах, профессиях, местных промыслах. 2 Краеведческий   материал   привлекается   при   изучении   отечественной региональной  географии, используется  при  изучении  предметов  биологического цикла.  Курс предусматривает специальные уроки или систематическое включение краеведческого   материала   с   целью   раскрытия   своеобразия   развития   края, республики и его единства с судьбами страны. Ивановская земля по красоте не уступает лучшим уголкам нашей планеты. Земля     хлеборобов   и   садоводов   беззаветных   тружеников,   вложивших   душу   и сердце   в   возрождение,   и   развитие   своей   малой   родины,   богата   национальными традициями, природными памятниками. Уроки краеведения развивают творческие способности учащихся, расширяют кругозор и обогащают знаниями, формируют у учащихся умения и навыки ведения поисковой, исследовательской работы в экскурсиях, музеях, архивах, повышают культуру умственного труда, пробуждают интерес к изучению жизни и природы своего   края,   города,   страны,   воспитывают   личность   гражданина   –   патриота, способного встать на защиту своего Отечества. Курс «Краеведение  Ивановской области» в 8 классе  делится на следующие основные блоки: 1. Географическое краеведение 2. Природа и экология 3. Историческое краеведение 4. Художественное краеведение 5. Литературное краеведение Изучение блока «Географическое краеведение» решает следующие задачи: ­   изучение   особенностей   природных   компонентов   окружающей   местности (микрорайон школы, район, село, город, область); ­ овладение знаниями, необходимыми для бережного отношения к природе Родины (Ивановской области, своего поселения, района, своего населенного пункта); ­   формирование   практических   навыков   в   изучении   природы   и   населения Ивановской области. Блок   «Природа   и   экология»   Ивановской   области   предназначен   для   всех учащихся класса.  Цель:   формирование   у   школьников   системы   знаний   о   функционировании естественных и антропогенных экосистем Ивановской области, взаимоотношениях человека и природы в историческом аспекте, личностное развитие школьников, воспитание нравственности. Задачи: ­   формирование   знаний   о   характере   взаимоотношений   человека     и   природы   в разные исторические периоды; ­ обеспечения понимания школьниками уникальности, неповторимости природных комплексов родного края; ­формирование системы знаний о закономерностях функционирования природных и антропогенных экосистем Ивановской области; 3 ­   интеллектуальное   развитие   школьников.   Развитие   у   них   умений   сравнивать, обобщать, делать выводы. Блок   «Историческое   краеведение»   способствует   развитию   патриотизма   и гражданственности учащихся при изучении местного материала с учетом общего и особенного в истории Ивановского края, становление социальной ответственности личности через отношение к конкретным проблемам развития региона как части России,   повышению   культурного   уровня,   расширению   кругозора,   развитию познавательных интересов школьника. Изучение блока предусматривает знакомство учащихся с прошлым родной земли, с особенностями   социально   ­   экономического   развития,   жизнью   и   деятельностью замечательных людей Ивановского края. Ивановская   земля   не   только   дала   миру   известных   писателей   и   поэтов, художников, но и сама воспета во многих их произведениях. Блок   курса   «Художественное   краеведение»   раскрывает   особенности культуры Ивановского края, истоки и современность ивановского фольклора. Актуальность   блока   определяется   повышением   интереса   к   культурным традициям, развитием культурного многообразия Ивановского края и сохранения их в целостном культурном пространстве России. Содержание  Цель:   формирование   у   учащихся   представления   о   многообразии, художественной самобытности и взаимосвязи традиций художественной  культуры Ивановского края от истоков до современности. Задачи: ­ осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию Ивановского края; ­ формирование художественно – творческой активности в процессе собственной практической   работы   в   раскрытии   содержательного   смысла   художественно   – образного языка декоративного искусства, умение связывать его с явлениями в жизни общества; ­   формирование   художественных   знаний   о   значении   древних   корней   народного искусства. Сегодня,   как   никогда   прежде,   необходимо   распространять   в   обществе   и утверждать   средствами   традиционной   народной   художественной   культуры значимость таких исконных добродетелей, как приоритет духовных ценностей над материальными,   милосердие,   доброту,   честность,   трудолюбие,   уважение   к традициям разных народов. Блок «Литературное краеведение» включает в себя знакомство с писателями, родиной   которых   является   Ивановская   земля.   Изучая   данный   блок,   учащиеся осознают насколько богата талантами ивановская земля. Изучение краеведения в общеобразовательном учреждении среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: 4 овладение умениями ориентироваться на местности; применять знания освоение   знаний   об   основных   краеведческих   понятиях,  особенностях  природы, населения и хозяйства разных территорий нашей области;  для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;  применение знаний в повседневной жизни для сохранения окружающей среды   и   социально   –   ответственного     поведения   в   ней;   адаптация   к   условиям проживания на определенной территории;  развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения задач, самостоятельного приобретения новых знаний;  воспитание  любви   к  своей   местности,  своему   региону,  своей  стране; взаимопонимания   с   другими   народами;   экологической   культуры,   бережного отношения к окружающей среде.  использование приобретённых знаний   и умений  для самостоятельного оценивания   уровня   безопасности   окружающей   среды   как   сферы жизнедеятельности. Курс   «Краеведение»   в   8   классе   введен   в   учебный   план 2. Место предмета в учебном плане. общеобразовательного учреждения и отводит 34 часа за год. Познавательная деятельность: использование для познания окружающего мира различных методов: наблюдение, описание, анализ и оформление результатов; формирование   умений   различать   изучаемые   объекты   на   карте   не   только Ивановской области, но и карте России; приобретение опыта выдвижения  своей точки зрения по какому–либо вопросу или факту. Информационно – коммуникативная деятельность: владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; Рефлексивная деятельность: владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть  возможные результаты своих действий; организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение  оптимального соотношения цели и средств. 3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета на данной ступени обучения Личностные 1) сформировать  внутреннююпозицию обучающегося, которая найдёт отражение в эмоционально­положительном   отношении   обучающегося   к   образовательному 5 учреждению, ориентация на содержательные моменты образовательного процесса ­ уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного   сотрудничества   с   учителем   и   одноклассниками,   ­   и   ориентация     на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания; 2)∙воспитать   основы   гражданской   идентичности   ­   чувства   гордости   за   свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему   краю,   осознание   своей   национальности,   уважение   культуры   и   традиций предков; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей; 3) сформировать самооценку, включая осознание своих возможностей в учении, способности   адекватно   судить   о   причинах   своего   успеха/неуспеха   в   учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; 4) сформировать мотивацию учебной деятельности, включая социальные, учебно­ познавательные   и   внешние   мотивы,   любознательность   и   интерес   к   новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений; Метапредметные умение   осуществлять   информационный   поиск,   сбор   и   выделение 1. способность обучающегося принимать  и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями   её   реализации   и   искать   средства   её   осуществления;   умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на   основе   оценки   и   учёта   характера   ошибок,   проявлять   инициативу   и самостоятельность в обучении; 2. существенной информации из различных информационных источников; 3. умение использовать знаково­символические средства для создания моделей изучаемых   объектов   и   процессов,   схем   решения   учебно­познавательных   и практических задач; 4. способность   к   осуществлению   логических   операций   сравнения,   анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям; 5. проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. умение   сотрудничать   с   педагогом   и   сверстниками   при   решении   учебных Предметные Знать/понимать: ­ понятие «краеведение», «родина», «малая родина»;  ­ источники изучения родного края; правила работы с книгой; ­ географическое положение Ивановской области; ­ понятие о карте Ивановской области, местоположение своего населенного пункта на карте Ивановской области, площадь.; ­ основные природные комплексы Ивановской области;  ­ структуру экосистемы; 6 ­ особенности и разнообразие видов в лесных, луговых, степных, водных, болотных экосистемах; ­ экологические группы видов растений водных экосистемах; ­ ярусное строение экосистем; ­ основные заповедные территории области; ­ основные памятники природы, их роль в сохранении уникальности природного комплекса Ивановской области;  ­ корни истории Ивановского района; ­ герб и флаг Ивановского района; ­ становление и развитие района с древнейших времён до 20 века; ­ историю зарождения культуры Ивановского края; ­   особенности   каменного   и   деревянного   зодчества,   архитектурные   стили, знаменитых архитекторов нашего края; ­ отличительные особенности народного костюма Ивановского края; ­ ивановский фольклор, народные традиции и обряды; ­ историю возникновения и особенности лаковой миниатюры; ­ особенности ткачества, местных особенностей резьбы по дереву; ­ деятелей искусства; ­ историю родной школы, ее обычаи и традиции, имена заслуженных учителей. Уметь: ­ находить свой населенный пункт на карте области; ­ обозначать на контурной карте Ивановской области ее границы, свой населенный пункт, города и реки области; ­ характеризовать особенности природы Ивановской области; ­ приводить примеры взаимодействия организмов в экосистемах; ­ предлагать меры охраны редких видов; ­   понимать   роль   заповедных   территорий   в   сохранении   видового   разнообразия области; ­ показывать по карте территорию Ивановского района, населенных пунктов; ­ отличать герб и флаг Ивановского района от других районов области. ­ показывать по карте основные этапы сражений в гражданской войне, Великой Отечественной войны; ­   показывать   экологические   взаимодействия   организмов   в   экосистемах антропогенного взаимодействия; ­   характеризовать   приспособления   организмов   к   необычным   условиям антропогенных экосистем. ­ работать с литературой и тестами. 4. Содержание предмета.  «Наш отчий край…» (3 часа) Удивительное слово «краевед». 7 Введение. Мой   край задумчивый и нежный…(Краеведение, Родина, «малая родина», родной край). Источники изучения родного края. (Вещественные и изобразительные; устные и письменные, видео) Роль краеведческой работы в жизни человека. (по   страницам   газеты   «Наше   слово»   Знакомство   со   страницами   газеты   «Наше слово», «Ивановская газета», «Рабочий край») «Рисуем свою малую родину во всей красе!» (урок рисунка на краеведческую тему) (Малая родина, родные места, Родной пейзаж. Родной поселок, улица, дом.) Место, где живём, растём и учимся. (Пейзаж родного края, животный мир, водные ресурсы.) 8 Географическое краеведение Природа и экология Ивановской области (18часов) Ивановская область – центр России. У краеведческой карты Ивановской области. Лицо родной области. (Герб и флаг Ивановской области.) (Область, район, географическое положение, соседние области, города – крепости, расположенные на территории Ивановской области.) Особенности природы родного края в связи с его географическим положением. Природа   Ивановской   области   в   доисторическое     время.   (Материнские   породы территории   области   граниты   и   гнейсы).   Формирование   известняков. Палеонтологические   находки   окаменелых   остатков   представителей   флоры   и фауны. Отложения песчано­глинистых пород на юге области Особенности климата в начале кайнозойской эры. Произрастание на территории области тропических растений. Сокращение растительности в связи с похолоданием. Природа и человек на заре цивилизации. (Особенности природного комплекса в период заселения территории области человеком). Формирование   лесных   комплексов   в   связи   с   потеплением   климата.   Видовое разнообразие   млекопитающих.   Образование   полноводных   рек   и   озер   в   связи   с таянием ледников. Вымирание животных мамонтового комплекса. Первые   поселения   человека   на   территории   области.   Стоянка   человека   эпохи палеолита около озера Сахтыш Тейковского   района. Особенности образа жизни наших   предков   в   эпоху   неолита.   Начало   влияния   человека   на   природные комплексы вследствие использования подсечного земледелия. Природа и человек нашего края в 5 веке – первой половине 15 века. Развитие   с/х   производства.   Возрастание   антропогенного   воздействия   на природные комплексы. Наш край в 19 веке. Развитие с/х производства и строительство предприятий по переработке с/х продукции. Усиление загрязнения природной   среды . Изменение ландшафтов в связи со строительством. Изменение ландшафтов Ивановской области в 20 веке. Промышленное   изменение   края   Неравномерное   распределение   промышленных ландшафтов   на   территории   области.   Проблема   промышленных   выбросов   и отходов. Роль промышленности  нашего края в обеспечении фронта в годы Великой Отечественной войны. Характеристика   с/х   ландшафтов.   Угнетение   лесов   из–за   высокого   уровня загрязнения окружающей среды, большой рекреационной нагрузки. Неравномерное   распределение   промышленных   ландшафтов   на   территории области. Проблема промышленных выбросов и отходов. Транспортные   ландшафты.   Воздействие   транспортных   магистралей   на   природу области. Меры, снижающие отрицательное воздействие транспорта. Неравномерность   заселения   территории   области. загрязнения в городах. Очаги загрязнений в сельской местности.   Повышенный   уровень 9 Первичная   и   вторичная   сукцессия. Заочная экскурсия по особо охраняемым ландшафтам Ивановской области. История возникновения и дальнейшего развития заповедников на территории края. Роль заповедных мест в истории страны. Водохозяйственные ландшафты. Проблема усиленной эксплуатации и загрязнении водных бассейнов. Реки Ивановской области, растительный и животный мир. Основание городов на территории Ивановской области. Страницы истории родного края.  Как   устроена   экосистема.   Понятие   и   структурные   компоненты   экосистемы. Осуществление   круговорота   вещества   и   энергии   в   экосистеме.   Продуценты, консументы и редуценты экосистемы. Взаимодействие организмов в экосистеме. Типы биотических связей и их роль в поддержании стабильности экосистемы. Саморазвитие   экосистем. самовосстанавливающей способности экосистем в хозяйственной жизни человека. В царстве Берендея. Особенности лесной экосистемы.  Плодородие почв. Видовая структура леса. Ярусность. Представители растений и животных, обитающих на определённых ярусах.  Разнообразие лесов области. Охрана лесов  лесным ведомством. Типы дубрав, ярусная структура дубрав, видовое разнообразие дубрав. Животный   мир   лесов. жизнедеятельности основных представителей фауны ивановских лесов. Редкие   лесные   виды.   Причины   сокращения   численности   редких   видов.     Меры охраны. Луговые   экосистемы.   (Особенности   луговых   экосистем,   фитоценоз   зооценоз лугов, грибное царство на лугах.) Реки   и   озёра   Ивановской   области.   (Внутренние     воды   Ивановской   области, животные водной экосистемы). Болотные   экосистемы. (Болота   Ивановской   области,  растительный   и  животный мир болот, грибное царство  болот.) Памятники   природы   Ивановской   области.   (Ландшафтные   памятники   природы, гидрологические памятники природы, дендрологические памятники природы.) «Знать, чтобы любить» (по страницам Красной книги Ивановской области) ­ занесенные в Красную книгу растения и животные.   лугов,   Учёт   Экологические   связи   видов.   Особенности Художественное краеведение. (6 часов) Архитектурные памятники родного края. (Архитектура, памятники истории и культуры.) Крестьянская изба в прошлом родного края, предметы быта.  ( Жилище крестьян.  Особенности крестьянского жилища) Домашние промыслы:  вышивание, резьба. Народные традиции, обряды: родины, крестины, именины, напевы колыбельные  Русский народный орнамент. (Мотивы, символы, узоры.) 10 Поэзия народного календаря. Выдающиеся люди родного края Выдающиеся современники родного края. Их жизнь и дела.  Историческое краеведение Ивановский район – моя малая родина(7часов) Территория района, природные условия, ледниковый поток, занятия жителей. Герб и   флаг   Ивановского   района   Ивановской   области.   Забытая   страница   истории. Сельские промыслы  Ивановцы   в   годы   Великой   Отечественной   войны.   (Герои   Советского   Союза Ивановского района, ветераны Великой Отечественной войны.)  «Не исчезай моё село»  Последнее десятилетие в развитии Ивановского района. 85­летие района. «Родная школа, её история и традиции» История школы. Судьбы педагогов и воспитанников. (История образования и становления МОУ Буньковская СОШ от церковно – приходской до современной. Заслуженные учителя и выдающиеся ученики.) Исследование природы своей местности. Формы контроля  Формами контроля знаний, умений, навыков обучающихся являются:  ­ собеседование  ­ тестирование  ­ выполнение творческих заданий  ­ работа с картографическими источниками  ­ викторины, краеведческие игры  ­ конкурсы, олимпиады  ­ краеведческие чтения и научно­практические конференции.  Контрольные работы: 1. 2. «Ивановская область – центр России»  «Знаешь ли ты родной край» 5. Тематическое и поурочное планирование. 1 час в неделю, всего 34 часа. Количе ство часов 3 Тема блока «Наш отчий край…»­ Удивительное слово «краевед» Темы уроков   край   задумчивый   и   нежный 1.   Введение.   Мой   (Краеведение, Родина, «малая родина», родной край). Источники изучения родного края. (Вещественные и изобразительные; устные и письменные, видео) Сроки фак т план 8.09 11 Географическое краеведение. Ивановская область – центр России. 2. Источники изучения родного края. Исследование   природы   родного   края   ­   научно­ исследовательские работы учащихся. 3. Место, где живём, растём и учимся. (Пейзаж родного края, животный мир, водные ресурсы.) 1. У географической карты Ивановской области. (Область,   район,   географическое   положение,   соседние области,   города   –   крепости,   расположенные   на территории Ивановской области.) 18   Возрастание   Развитие   с/х   производства. 2. Особенности природы родного края в связи с его  географическим положением. Природа Ивановской  области в доисторическое  время. 3.  Первые   поселения   человека   на  территории   области. Стоянка человека эпохи палеолита около озера Сахтыш Тейковского   района. Особенности образа жизни наших предков в эпоху неолита. Начало влияния человека на природные   комплексы   вследствие   использования подсечного земледелия. Природа и человек нашего края в 5 веке – первой половине 15 века. 4. антропогенного воздействия на природные комплексы. Наш   край   в   19   веке.   Развитие   с/х   производства   и строительство   предприятий   по   переработке   с/х продукции.   Усиление   загрязнения   природной       среды. Изменение ландшафтов в связи со строительством. 5. Транспортные ландшафты. Воздействие транспортных магистралей   на   природу   области.   Меры,   снижающие отрицательное воздействие транспорта. 6.   Неравномерность   заселения   территории   области. Повышенный уровень загрязнения в городах.  7. Водохозяйственные ландшафты. 8.   История   возникновения   и   дальнейшего   развития заповедников на территории края. Роль заповедных мест в истории страны. 9. Очаги загрязнений в сельской местности. 10. Как устроена экосистема. 11. Особенности лесной экосистемы. Разнообразие лесов  области. Охрана лесов лесным ведомством. 12. Животный мир наших лесов. 13. Растительность. Редкие лесные виды. Интродуценты. 14. Реки и озёра Ивановской области. (Внутренние  воды Ивановской области, животные водной экосистемы.) 15.   Луговые   экосистемы.   (Особенности   луговых экосистем,   фитоценоз     лугов,   зооценоз   лугов,   грибное царство). 16. Памятники природы Ивановской области. 17. «Знать, чтобы любить» (по страницам Красной Книги 15.09 22.09 29.09 6.10 13.10 20.10 27.10 10.11 17.11 24.11 1.12 8.12 15.12 22.12 29.12 19.01 26.01 2.02 12 Ивановской   области).   Исследование     природы   своего края.  18.Контрольная работа «Знаешь ли ты родной край». 9.02 6 5 2 1 2 1.Ивановский фольклор: легенды, баллады, исторические песни, былины. 2. Архитектурные памятники родного края. 3. Крестьянская изба в прошлом родного края (наш  школьный музей). 4. Домашние промыслы, народные традиции, обряды. 5. Поэзия народного календаря. Фенология. 6. Выдающиеся люди родного края. Выдающиеся  современники родного края. Их жизнь и дела. Экскурсия  в музей М. Цветаевой. 1. Образование Ивановского района. Территория района, природные условия, ледниковый поток, занятия жителей. Герб и флаг Ивановского района Ивановской области. 2. Забытая страница истории. Сельские промыслы  3.   Ивановцы   в   годы   Великой   Отечественной   войны. (Герои Советского Союза Ивановского района, ветераны Великой Отечественной войны.) 4.   Последнее   десятилетие   в   развитии   Ивановского района. 85­летие района.  5. «Не исчезай моё село» ­ перспективы развития малой родины. 1. История школы. Судьбы педагогов и воспитанников.  Заслуженные учителя и выдающиеся ученики. 2. Исследование природы  своей местности. Дискуссия «Я горжусь своим регионом, своей малой  родиной!» 2.03 16.03 23.03 6.04 13.04 20.04 27.04 6.04 4.05 27.04 11.05 18.05 25.05 27.05 1.   1.   Образование   Ивановского   района.   Территория района, природные условия, ледниковый поток, занятия жителей. Герб и флаг Ивановского района Ивановской области. Последнее десятилетие в развитии Ивановского района. 13 Художественное краеведение. Региональная культура Историческое краеведение Ивановский район – моя малая родина Родная школа, её история и традиции Подведём итоги Историческое краеведение Ивановский район – моя малая родина 85­летие района.  «Не исчезай моё село» ­ перспективы развития малой  родины. 2.   Забытая   страница   истории.  Сельские   промыслы. Ивановцы в годы Великой Отечественной войны. (Герои Советского   Союза   Ивановского   района,   ветераны Великой Отечественной войны.) 1. История школы. Судьбы педагогов и воспитанников.  Заслуженные учителя и выдающиеся ученики.   Исследование природы  своей местности. Родная школа, её история и традиции 1 Материально – техническое и учебно – методическое обеспечение предмета. Азбука   юного   ивановца,   или   с   алфавитом   по   родному   краю   /   С.Л.Сон, Е.В.Чинаева, А.М.Чистых. – М.: Планета, 2012.­ 80с. (Моя малая родина). Алексеев   С.В.,   Груздева   Н.В.,   Муравьёв   А.Г.,   Гущина   Э.В.   Практикум   по экологии: Учебное пособие / Под ред.С.В. Алексеева. – М.: АО МДС, 1996. – 196с. Имена   улиц   города   Иванова.   Ивановский   городской   Совет   народных депутатов. Исполнительный комитет. Иваново 1981. Иваново – любимый край родной. Учебное пособие. 2класс. –М.: «Планета», 2012.­80с. (Моя малая родина).   Ивановская   область.   Административно­территориальное   деление   (по состоянию на 1 июня 1981 года). – Иваново, 1982. ­358с.   Ивановская   область.   Географический   атлас.­ аэрогеодезическое предприятие Роскартографии. – 1996. ­37с.   Верхневолжское Люби и изучай свой край. Учебное пособие по истории и природоведению для учащихся третьего и четвёртого классов / В.А.Бабичев, В.В.Владычин, И.Я. План первоочоредных действий. Ивановский муниципальный район.2011. По земле Ивановской: Ист.­краевед. Очерки. – Ярославль: Верх.­Волж. КН. Изд­во, 1983. ­319с., ил. В пер.:80к. 20 000экз.   Природа Ивановской области. – Всероссийское общество охраны природы. Ивановский областной совет. – Иваново, 1968 (1986). – 128с.(327).   Попова   Т.А.   Экология   в   школе:   Мониторинг   природной   среды: Методическое   пособие.   –   М.:   ТЦ   Сфера,   2005.   –   64с.   –   (Игровые   методы обучения). Родина Советов. Сборник / Сост. В.Андрианов. – М.: Современник, 1989.­ 396с.­ («Сердце России»).  Редкие растения и грибы. Материалы по ведению Красной книги Ивановской области. Иваново, 2013. – 123с.­ ил.  Редкие растения. Материалы по ведению Красной книги Ивановской области. Иваново, 2011. – 108с. – ил.   Редкие   животные.   Материалы   по   ведению   Красной   книги   Ивановской области. Иваново, 2013. – 148с. – ил. Шесть лет вместе. Михаил Мень «Единая Россия». 2006­2011. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 14 17. Востриков, С.Я. Востриков; Верх.Волж. кн. изд. Ярославль, 1976. – 112 с. 15

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа по краеведению 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2018