Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
обществознание
5 кл—9 кл
18.02.2019
Предмет «Обществознание» играет важную роль в реализации основных целевых установок основного общего образования. Содержание предмета направлено на формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
РП обществознание ФГОС 5-9.docx
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования
городского округа Богданович»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 1
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
К ООП ООО ФГОС МОУ СОШ№1
Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол № 1
от «27» августа 2018 г.
Утверждаю
Директор МОУ СОШ № 1
__________________/М.В.Дягилев
а/
Приказ №
от «01» сентября 2018 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Уровень обучения – 5 9 класс, основное общее образование
Нормативный срок освоения – 5 лет
Разработчик: Полищук Полина Эдуардовна
учитель истории и обществознания 1.
Планируемые результаты освоения учебного
Богданович
предмета, курса:
Личностные результаты освоения основной образовательной
программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в
качестве гражданина России, субъективная значимость использования
русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной
сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность
человека с российской многонациональной культурой, сопричастность
истории народов и государств, находившихся на территории современной
России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества.
Осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов.
к
поступкам
(способность
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным
нравственному
самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в
жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного
субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по
диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога,
готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования
интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения
социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют
сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и
социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта
социальных преобразований,
освоение компетентностей в сфере
организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного
отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как
равноправного партнера,
формирование компетенций анализа,
проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного
лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера (способность понимать художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого
способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое,
эмоциональноценностное видение окружающего мира; способность к
эмоциональноценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории
культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты
человека; потребность в общении с художественными произведениями,
сформированность активного отношения к традициям художественной
культуры как смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления,
наличие опыта
экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к
занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественноэстетическому
отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к
осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной
цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия
для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять
целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии
планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность
на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: определять критерии правильности (корректности) выполнения
учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него
ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и
находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной
задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося
продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/
эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления
проявлений
(повышения
психофизиологической реактивности).
активизации
эффекта
утомления),
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его
признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия
явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и
от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него
источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе
возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной
причины, самостоятельно осуществляя причинноследственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся
сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее
решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией; преобразовывать модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в
текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного
проекта,
эмпирического) на основе
предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных
критериев оценки продукта/результата.
исследования (теоретического,
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями
своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность,
интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный,
научнопопулярный, информационный, текст nonfiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания
живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических
ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного
фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических
делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
10.
Развитие мотивации к овладению культурой активного
использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать
в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера,
способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
которые
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать
его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии
с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся
сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать
речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для
выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся
сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель
для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных
задаче инструментальных программноаппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание
презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных
аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
Предметные результаты:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах
российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской
Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных
научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных
знаний и умений для определения собственной активной позиции в
общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных
отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений,
включая отношения между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного
поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами
поведения, установленными законодательством Российской Федерации,
убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми
способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в
пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, еѐ
осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые
выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного
интереса к изучению общественных дисциплин.
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для
характеристики его природы;
характеризовать основные возрастные периоды жизни человека,
особенности подросткового возраста;
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики
и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в
деятельности человека;
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы
потребностей человека;
приводить примеры основных видов деятельности человека;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения межличностных
конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам
разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять несложные практические задания, основанные на
ситуациях, связанных с деятельностью человека;
оценивать роль деятельности в жизни человека и общества; оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на
примерах показывать опасность удовлетворения мнимых
потребностей, угрожающих здоровью;
использовать элементы причинноследственного анализа при
характеристике межличностных конфликтов;
моделировать возможные последствия позитивного и негативного
воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества,
раскрывать роль природы в жизни человека;
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим;
оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
различать экономические, социальные, политические, культурные явления
и процессы общественной жизни;
выполнять несложные познавательные и практические задания,
основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах
общества;
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему
человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное
поведение;
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на
общество и личность;
конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в
различных сферах общественной жизни;
выявлять причинноследственные связи общественных явлений и
характеризовать основные направления общественного развития;
осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и
поведения человека;
различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;
критически осмысливать информацию моральнонравственного характера,
полученную из разнообразных источников,
систематизировать,
анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения
и поступков других людей с нравственными ценностями;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить
примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного
общества;
характеризовать специфику норм права;
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и
особенности;
раскрывать сущность процесса социализации личности;
объяснять причины отклоняющегося поведения;
описывать негативные последствия наиболее опасных форм
отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать элементы причинноследственного анализа для
понимания влияния моральных устоев на развитие общества и
человека;
оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать
свое мнение о явлениях культуры;
описывать явления духовной культуры;
объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
оценивать роль образования в современном обществе;
различать уровни общего образования в России;
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и
проблемах развития культуры из адаптированных источников различного
типа;
описывать духовные ценности российского народа и выражать
собственное отношение к ним;
объяснять необходимость непрерывного образования в современных
условиях;
учитывать общественные потребности при выборе направления своей
будущей профессиональной деятельности;
раскрывать роль религии в современном обществе;
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения
достижений культуры;
характеризовать основные направления развития отечественной
культуры в современных условиях; критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о
таких направлениях массовой культуры, как шоубизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
описывать социальную структуру в обществах разного типа,
характеризовать основные социальные общности и группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
характеризовать ведущие направления социальной политики Российского
государства;
выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их
разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции
семьи в обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно
выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов.
Выражать собственное отношение к различным способам разрешения
семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с
позиций историзма;
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным
проблемам молодежи;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения семейных
конфликтов;выражать собственное отношение к различным способам
разрешения семейных конфликтов;
формировать положительное отношение к необходимости соблюдать
здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в
соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
использовать элементы причинноследственного анализа при
характеристике семейных конфликтов;
находить и извлекать социальную информацию о государственной
семейной политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества Выпускник научится:
объяснять роль политики в жизни общества;
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их
примерами;
давать характеристику формам государственнотерриториального
устройства;
различать различные типы политических режимов, раскрывать их
основные признаки;
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы
демократии;
называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных
примерах;
характеризовать различные формы участия граждан в политической
жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
соотносить различные оценки политических событий и процессов и
делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
характеризовать государственное устройство Российской Федерации,
называть органы государственной власти страны, описывать их
полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
раскрывать достижения российского народа;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ;
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего
государства;
характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе
изменений на положение России в мире;
использовать знания и умения для формирования способности
уважать права других людей, выполнять свои обязанности
гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
характеризовать систему российского законодательства; раскрывать
особенности
гражданской
дееспособности
несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в
трудовых отношениях;
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
характеризовать особенности уголовного права и уголовных
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характеризовать
специфику
уголовной
ответственности
правоотношений;
несовершеннолетних;
связанные с
в
признаки
раскрывать связь права на образование и обязанности получить
образование;
анализировать несложные практические ситуации,
семейными,
гражданскими,
предлагаемых модельных
правонарушения, проступка, преступления;
трудовыми правоотношениями;
ситуациях определять
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав
и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера,
полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать
полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения,
установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в
предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике
модель правомерного социального поведения, основанного на уважении
к закону и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности,
собственный возможный вклад в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми
способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
различать основных участников экономической деятельности:
предпринимателей и наемных
раскрывать рациональное поведение субъектов
производителей и потребителей,
работников;
экономической деятельности; раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать основные экономические системы, экономические
явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать
полученные данные об экономических системах;
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;
анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;
анализировать структуру бюджета государства;
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
характеризовать функции денег и их роль в экономике;
раскрывать
роль
социальноэкономическую
и
функции
предпринимательства;
анализировать информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа; анализировать несложные
статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся
отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на
экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания
при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской
деятельности;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической
деятельности;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного
бюджета;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения
участников экономической деятельности;
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать с опорой на полученные знания несложную
экономическую информацию, получаемую из неадаптированных
источников;
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных
с описанием состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний
сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи,
отражающие типичные ситуации в экономической сфере
деятельности человека;
грамотно применять полученные знания для определения
экономически рационального поведения и порядка действий в
конкретных ситуациях; сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально
распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять
семейный бюджет.
2. Содержание учебного предмета, курса
Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов
в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование
мировоззренческой, ценностносмысловой сферы обучающихся, личностных
основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности,
правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности
ценностям, закреплённым в Конституции РФ, гражданской активной позиции
в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного
общего образования являются научные знания об обществе и его основных
сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в
основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через
призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная
психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные
реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной
картины мира и жизни человека в нем.
Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие
личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие
способности обучающихся анализировать социально значимую информацию,
делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным
событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к
условиям динамично развивающегося современного общества.
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего
образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит
обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература»,
«Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создает
возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным
предметам.
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий
человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные
возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями.
Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека.
Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие
деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение.
Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения.
Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и
способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества
и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы
жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей
стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность
международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Современное российское общество, особенности его развития.
Социализация личности.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.
Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные
нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение
социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность.
Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и
общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг.
Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека,
общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и
различия.
Особенности социализации в
подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании
и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная
значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы.
Наука в жизни
современного общества.
Научнотехнический прогресс в современном
обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях
информационного общества. Система образования в Российской Федерации.
Уровни общего образования.
Государственная итоговая аттестация.
Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль
религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной
культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы.
Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в
подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные
отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли
членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения.
Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями.
Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского
государства. Формы правления.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его
существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя
политика государства.
Формы государственно
территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее
основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей.
Участие граждан в политической жизни. Опасность политического
экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной
жизни.
Правовое государство. Местное
самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные
конфликты и способы их разрешения.
Гражданское общество.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской
Федерации – основной закон государства. Конституционные основы
государственного строя Российской Федерации. Государственные символы
России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы
государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент
Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание
Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная
система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство
Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и
гражданина в Российской Федерации.
Конституционные обязанности
гражданина Российской Федерации.
Взаимоотношения органов
государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и
свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы
о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный
правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность.
Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической
ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения.
Основные виды гражданскоправовых договоров. Право собственности. Права
потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав.
Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение
в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой
государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и
прав детей,
Особенности
административноправовых отношений. Административные правонарушения.
Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и
принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели
наказания.
Особенности правового статуса
несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность
оставшихся без попечения родителей.
Виды наказаний. малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое
регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности
и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право.
Международноправовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Распределение.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и
услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство
основа экономики.
Факторы
производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация.
Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции.
Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный
механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль.
Рынок труда. Каким должен быть
Виды рынков. Рынок капиталов.
современный работник.
Заработная плата и
стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и
функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов,
функции, налоговые системы разных эпох.
Выбор профессии.
Обмен.
Потребление.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит,
платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты.
Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный
банкинг, онлайнбанкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья,
имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые
активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от
финансовых махинаций.
Экономические функции домохозяйства.
Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и
расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения.
Инфляция.
Содержание учебного предмета. 5 класс (17 часов)
Человек. Деятельность человека. 4 часа. Биологическое и
социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного.
Основные возрастные периоды жизни человека. Особенности подросткового
возраста. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра,
труд, учение.
Социальные нормы. 3 часа. Социальные нормы как регуляторы
поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи.
Гражданственность и патриотизм.
Сфера духовной культуры. 3 часа. Образование, его значимость в
условиях информационного общества. Система образования в Российской
Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая
аттестация. Самообразование. Социальная сфера жизни общества. 4 часа. Семья и семейные
отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли
членов семьи. Досуг семьи. Россия – многонациональное государство.
Гражданин и государство. 3 часа. Наше государство – Российская
Федерация. Государственные символы России. Конституция Российской
Федерации – основной закон государства.
Содержание учебного предмета. 6 класс. (34 часа)
Человек. Деятельность человека. 17 часов.
Индивид, индивидуальность, личность. Отношения между поколениями.
Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека.
Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Познание
человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека
и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения.
Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Социальные нормы. 11 часов.
Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности.
Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Золотое правило
нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть.
Сфера духовной культуры. 2 часа.
Свобода совести.
Социальная сфера жизни общества. 4 часа.
Социальные общности и группы. Социальные конфликты и пути их
разрешения.
Содержание учебного предмета. 7 класс. (34 часа)
Общество (2 часа)
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества
и природы. Экологический кризис и пути его разрешения.
Социальные нормы (2 часа)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные
признаки права. Право и мораль: общее и различия.
Гражданин и государство (6 часов)
Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы.
Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской
Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской
Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Основы российского законодательства (2 часа)
Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции
Особенности правового статуса
юридической ответственности.
несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Экономика (22 часа)
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и
услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство
основа экономики.
Факторы
производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация.
Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции.
Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Каким
должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и
стимулирование труда.
Распределение.
Обмен.
Потребление.
Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних
хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и
пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
Содержание учебного предмета. 8 класс. (34 часа)
Человек. Деятельность человека (1 час)
Личные и деловые отношения. Лидерство.
Общество (4 часа)
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества
и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы
жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей
стран и народов.
Социальные нормы (6 часов)
Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы.
Роль морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость
здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры (7 часов)
Культура, ее многообразие и основные формы.
Наука в жизни
современного общества.
Научнотехнический прогресс в современном
обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях
информационного общества. Система образования в Российской Федерации.
Уровни общего образования.
Государственная итоговая аттестация.
Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль
религии в жизни общества.
Социальная сфера жизни общества (3 часа)
Социальная структура общества. Социальный статус личности.
Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Этнос
и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями.
Экономика (13 часов)
Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции.
Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность.
Виды рынков. Рынок
капиталов. Рынок труда. Роль государства в экономике. Экономические цели
и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов,
функции, налоговые системы разных эпох.
Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций.
Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи.
Содержание учебного предмета. 9 класс. (34 часа)
Общество (2 часа)
Глобальные проблемы современности. Опасность международного
терроризма. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на
нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы (1 час)
Социализация личности. Особенности социализации в подростковом
возрасте.
Сфера духовной культуры (2 часа)
Культура, ее многообразие и основные формы.
Наука в жизни
современного общества. Искусство как элемент духовной культуры общества.
Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества (1 час)
Социальная мобильность.
Социальная политика Российского
государства.
Формы правления.
Политическая сфера жизни общества (8 часов)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его
существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя
политика государства.
Формы государственно
территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее
основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей.
Участие граждан в политической жизни. Опасность политического
экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной
жизни.
Правовое государство. Местное
самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные
конфликты и способы их разрешения.
Гражданское общество.
Гражданин и государство (5 часов)
Конституционные основы государственного строя Российской
Федерации. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации.
Органы государственной власти и управления в Российской Федерации.
Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное
Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации. Основные международные документы
о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства (12 часов) Система российского законодательства. Источники права. Нормативный
правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность.
Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды
гражданскоправовых договоров. Право собственности. Права потребителей,
защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд
и трудовые правоотношения.
Трудовой договор и его значение в
регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой
государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и
прав детей,
Особенности
административноправовых отношений. Административные правонарушения.
Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и
принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели
наказания. Виды наказаний. Дееспособность малолетних. Дееспособность
несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования
труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере
образования.
Особенности уголовной ответственности и наказания
несовершеннолетних.
право.
Международноправовая защита жертв вооруженных конфликтов.
оставшихся без попечения родителей.
Международное
Экономика (3 часа)
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит,
платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты.
Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный
банкинг, онлайнбанкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья,
имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые
активы. Пенсионное обеспечение.
гуманитарное
Антикоррупционным элементом в программе данной дисциплины
являются следующие дидактические единицы:
Раздел курса
Дидактические
единицы
Образовательный результат
Политика и
право
Коррупционные
правонарушения: виды,
ответственность.
способность выявлять признаки
коррупционного поведения;
осознание степени общественной
опасности коррупционных
правонарушений (преступлений);
осознание неотвратимости
наказания за совершение
правонарушений (в т.ч. Общество
Коррупция как вызов и
угроза нормальному
состоянию
современного
общества.
Негативные
последствия
коррупционных
факторов для
общественных
институтов.
Коррупция – социально
опасное явление.
Человек;
Человек в
системе
общественных
отношений
Правомерное
поведение – как
жизненный ориентир и
ценность.
Развитое правосознание
и высокий уровень
правовой культуры –
основа свободы
личности.
Мотивы
коррупционного
повеления.
коррупционного характера).
способность характеризовать
значение коррупции для
состояния общественных
отношений;
способность определять
характер вреда, причиняемый
общественным отношениям
коррупционным поведением
граждан, должностных лиц;
способность определять и
использовать социальные
институты, обеспечивающие
противодействие коррупции;
способность выбирать
корректную модель правомерного
поведения в потенциально
коррупциогенных ситуациях.
способность сделать осознанный
выбор в пользу правомерного
поведения;
понимание значимости правовых
явлений для личности;
способность к развитию
правосознания на основе
полученных знаний;
приобретение навыков,
необходимых для повышения
уровня правовой культуры в
рамках образовательной и иной
деятельности;
способность выявления мотивов
коррупционного поведения и Экономика
Право
Экономические
издержки коррупции.
Влияние коррупции на
экономическую
систему государства.
Экономические
предпосылки
коррупционных
явлений.
Понятие коррупции.
Противодействие
коррупции.
Коррупционные
правонарушения: виды,
ответственность.
определение коррупциогенных
факторов.
приобретение знаний о характере
вреда, наносимого коррупцией
экономическим отношениям;
способность выявлять основные
коррупциогенные факторы в
области экономических
отношений;
приобретение знаний об
основных направлениях
государственной
антикоррупционной политики;
приобретение знаний о
содержании понятия коррупции,
его основных признаках;
способность осуществлять
классификацию форм проявления
коррупции;
приобретение знаний о
негативных последствиях,
наступающих в случае
привлечения к ответственности за
коррупционные правонарушения;
способность разграничения
коррупционных и схожих
некоррупционных явлений в
различных сферах жизни
общества.
Политика как
общественное
Политические гарантии
защиты от коррупции:
способность определять роль
политических институтов в системе противодействия
коррупции.
явление
многопартийность,
разделение властей,
свобода средств
массовой информации;
право граждан
участвовать в
управлении делами
государства.
3.
Тематическое планирование с указанием
количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
5 класс.
Тема урока
Дата
план/
факт
Человек. Деятельность человека. (4 часа)
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий
человека и животного.
Основные возрастные периоды жизни человека. Особенности
подросткового возраста.
Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности.
Игра, труд, учение.
Социальная сфера жизни общества. (3 часа)
Семья и семейные отношения. Функции семьи
Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг
семьи.
Россия – многонациональное государство.
Социальные нормы. (3 часа)
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.
Общественные нравы, традиции и обычаи.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9 10
11
12
13
14
15
16
17
Гражданственность и патриотизм.
Сфера духовной культуры. (4 часа)
Образование, его значимость в условиях информационного общества.
Система образования в Российской Федерации.
Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация.
Самообразование.
Гражданин и государство. (3 часа)
Наше государство – Российская Федерация.
Государственные символы России.
Конституция Российской Федерации – основной закон государства.
№
п/п
6 класс.
Тема урока
Дата
план/
факт
Человек. Деятельность человека. (17 часов)
Индивид, индивидуальность, личность.
Отношения между поколениями.
Способности и потребности человека.
Особые потребности людей с ограниченными возможностями.
Познание человеком мира и самого себя.
Учимся узнавать и оценивать себя. Практикум.
Общение.
Учимся общаться. Практикум.
Роль деятельности в жизни человека и общества.
Учимся правильно организовывать свою деятельность. Практикум.
Человек в малой группе.
Учимся совместно всей группой делать полезные дела. Практикум.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13 Межличностные отношения.
14
Учимся взаимодействовать с окружающими. Практикум. 18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
15 Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Учимся вести себя в ситуации конфликта. Практикум.
16
На пути к жизненному успеху. Повторение по разделу «Человек.
17
Деятельность человека».
Социальные нормы. (11 часов)
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.
Общественные нравы, традиции и обычаи.
Как усваиваются социальные нормы.
Общественные ценности. Правомерное поведение – как жизненный
ориентир и ценность.
Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор.
Золотое правило нравственности.
Гуманизм.
Человек и человечность. Практикум.
Добро и зло. Учимся делать добро.
Будь смелым. Учимся побеждать страх.
Долг. Совесть
Сфера духовной культуры. (2 часа)
Свобода совести.
Учимся отвечать за свои поступки. Развитое правосознание и
высокий уровень правовой культуры – основа свободы личности.
Практикум.
Социальная сфера жизни общества. (4 часа)
Социальные общности и группы.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Знакомство с миром профессий. Готовимся выбирать профессию.
Повторение по курсу: «Обществознание. 6 класс».
29
30
31
32
33
34
№
п/п
1
2
7 класс.
Тема урока
Дата
план/
факт
Общество (2 часа)
Общество как форма жизнедеятельности людей. Коррупция как
вызов и угроза нормальному состоянию современного общества.
Взаимосвязь общества и природы. Экологический кризис и пути его
разрешения.
Социальные нормы (2 часа) 3
4
5
6
7
Право, его роль в жизни человека, общества и государства.
Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия.
Гражданин и государство (6 часов)
Судебная система Российской Федерации.
Правоохранительные органы.
Конституционные права и свободы человека и гражданина в
Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
8
9
10 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и
гражданина в РФ.
Основы российского законодательства (2 часа)
Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции
юридической ответственности. Коррупционные правонарушения:
виды, ответственность.
Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка
и их защита.
Экономика (22 часа)
Понятие экономики.
Роль экономики в жизни общества.
Товары и услуги.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Производство основа экономики.
Распределение. Обмен. Потребление.
Факторы производства.
Производительность труда.
Разделение труда и специализация.
Собственность.
Торговля и ее формы. Реклама.
Деньги и их функции.
Предпринимательская деятельность.
Издержки, выручка, прибыль.
Каким должен быть современный работник. Выбор профессии.
Заработная плата и стимулирование труда.
Экономические функции домохозяйства.
Потребление домашних хозяйств.
Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи.
Активы и пассивы. Личный финансовый план.
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32 33
34
Сбережения.
Инфляция.
8 класс.
Тема урока
Дата
план/
факт
Человек. Деятельность человека (1 час)
Личные и деловые отношения. Лидерство.
Общество (4 часа)
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь
общества и природы.
Общественный прогресс. Негативные
Развитие общества.
последствия коррупционных факторов для общественных
институтов.
Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.
Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов.
Социальные нормы (6 часов)
Уважение социального многообразия.
Мораль, ее основные принципы. Роль морали в жизни человека и
общества.
Моральная ответственность. Мотивы коррупционного повеления.
Отклоняющееся поведение.
Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа
жизни.
Сфера духовной культуры (7 часов)
Культура, ее многообразие и основные формы.
Наука в жизни современного общества.
Научнотехнический прогресс в современном обществе. Развитие
науки в России.
Образование, его значимость в условиях информационного общества.
Система образования в Российской Федерации. Уровни общего
образования.
Государственная итоговая аттестация. Самообразование.
Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в
жизни общества.
Социальная сфера жизни общества (3 часа)
Социальная структура общества. Социальный статус личности.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
№
п/п
1
2
3
4
5
Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом
возрасте.
Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между
нациями.
Экономика (13 часов)
Собственность.
Торговля и ее формы. Реклама.
Деньги и их функции.
Инфляция, ее последствия.
Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм.
Предпринимательская деятельность.
Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции
государства. Экономические издержки коррупции.
Влияние
коррупции на экономическую систему государства. Экономические
предпосылки коррупционных явлений.
Государственный бюджет.
Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Налогообложение граждан.
Защита от финансовых махинаций.
Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи.
9 класс.
Тема урока
Дата
план/
факт
Общество (2 часа)
Глобальные проблемы современности. Опасность международного
терроризма. Коррупция – социально опасное явление.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу
жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы (1 час)
Социализация личности. Особенности социализации в подростковом
возрасте.
Сфера духовной культуры (2 часа)
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни
современного общества.
Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества (1 час)
Социальная мобильность. Социальная политика Российского
государства.
Политическая сфера жизни общества (8 часов)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Политические
гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение
властей, свобода средств массовой информации; право граждан
участвовать в управлении делами государства.
Государство, его существенные признаки. Функции государства.
Внутренняя и внешняя политика государства.
Формы правления.
устройства.
Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности.
Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в
политической жизни. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.
Гражданское общество.
самоуправление.
Формы государственнотерриториального
Правовое государство.
Местное
6
7
8
9
10
11
12
13
14 Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и
способы их разрешения.
Гражданин и государство (5 часов)
Конституционные основы государственного строя Российской
Федерации.
Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы
государственной власти и управления в Российской Федерации.
Президент Российской Федерации, его основные функции.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство
Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации. Основные международные
документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства (12 часов)
Система российского законодательства.
Источники права.
Нормативный правовой акт. Понятие коррупции. Противодействие
коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность.
Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Презумпция
невиновности.
Гражданские правоотношения. Основные виды гражданскоправовых
договоров.
Право собственности.
Права потребителей,
потребителей. Способы защиты гражданских прав.
защита прав
15
16
17
18
19
20
21
22
23 24
25
26
27
28
29
30
административноправовых
Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его
значение в регулировании трудовой деятельности человека.
Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и
родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без
попечения родителей.
Особенности
отношений.
Административные правонарушения. Виды административного
наказания.
Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды
преступлений.
Необходимая оборона.
Дееспособность малолетних.
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
Правовое регулирование в сфере образования. Особенности
уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Цели наказания.
Виды наказаний.
31 Международное гуманитарное право. Международноправовая
32
33
34
защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика (3 часа)
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит,
платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен
валюты.
Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат,
мобильный банкинг, онлайнбанкинг.
Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества,
ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы.
Пенсионное обеспечение.
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 5-9 кл ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.