Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы +1
doc
технология
5 кл
29.11.2017
Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс
Программа содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах. Ее цель – допрофессиональная подготовка обучающихся коррекционных школ. Основная идея состоит в том, что содержание данного курса предусматривает формирование общетрудовых умений на уровне доступном данному контингенту обучающихся, а так же обучение обучающихся знаниям и умениям по курсу «Сельскохозяйственный труд», умения и навыки, полученные на занятиях по сельскохозяйственному труду, помогут детям в повседневной жизни. В 5 классе на занятиях обучающиеся приобретут знания об особенностях гороха, фасоли картофеля и цветочных растениях, о том, какие условия необходимо создать, чтобы получить хороший урожай или вырастить красивые цветы, познакомятся с породами кроликов, с разведением, уходом и способами содержания этих сельскохозяйственных животных.
С.Х.Т..doc
Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс Адаптированная, составленная на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида 5­9 классы под редакцией Е.А.Ковалевой Составитель:  учитель Структура рабочей программы 1.Пояснительная записка к рабочей программе:  Обоснование   актуальности   и   основная   идея   курса,   место программы в образовательном процессе;  Нормативные документы, лежащие в основе курса;  Цель и задачи курса;  обучающихся;   Условия реализации программы. Содержание   основного   минимума   знаний,   умений,   навыков Сведения об обучающихся; 2.Календарно­тематическое планирование 3.Содержание курса 4.Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся. 5.Годовой график проверочных работ. 6.Диагностический   инструментарий   оценивания   знаний,   умений,   навыков обучающихся 7.Циклограмма проведения уроков. 8.Сведения об авторе. 9.Список литературы для учителя и обучающихся. Приложения. 1. Пояснительная записка к рабочей учебной программе по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс. Программа содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах. Ее цель – допрофессиональная подготовка обучающихся коррекционных школ. Основная   идея     состоит   в   том,   что   содержание   данного   курса предусматривает   формирование   общетрудовых   умений   на   уровне   доступном данному контингенту обучающихся, а так же обучение обучающихся знаниям и умениям по курсу «Сельскохозяйственный труд», умения и навыки, полученные на занятиях по сельскохозяйственному труду, помогут детям в повседневной жизни. В 5 классе на занятиях обучающиеся приобретут знания об особенностях гороха,   фасоли   картофеля   и   цветочных   растениях,   о   том,   какие   условия необходимо создать, чтобы получить хороший урожай или вырастить красивые цветы, познакомятся с породами кроликов, с разведением, уходом и способами содержания этих сельскохозяйственных животных. В основу подбора учебных тем для   5 класса взята последовательность, свойственная   профессиональному   обучению.   Программа   построена   по операционно­комплексной   системе,   когда   с   большинством   приемов   труда обучающиеся   предварительно   знакомятся   при   выполнении   упражнений   с последующим   использованием   этих   приемов   в   комплексных   практических работах, включающие различные операции. Каждая тема имеет четыре подраздела: 1.Объект работы. 2.Технические сведения. 3.Умения. 4.Практические работы. Научность   и   доступность   обучения:   знания   и   умения,   которые обучающиеся получают в коррекционной школе, должны отражать достижения современной   науки   и   практики.     обучающиеся   овладевают   элементарными знаниями,   но   и   эти   знания   являются   научными.   Популярность   изложения   и неизбежные упрощения учебного материала не приводят к искажениям истины. Дидактический принцип научности важное значение имеет еще и потому, что у обучающихся   могут   легко   возникнуть   неправильные   (отражающие   внешние случайные связи) представления об окружающих вещах и явлениях.   Поэтому трудовое обучение в коррекционной школе с учетом имеющихся возможностей включает   современные  сведения   по   курсу   «Сельскохозяйственный   труд» (обучающиеся   неизбежно   сталкиваются   с   новой   технологией   выращивания сельскохозяйственных   культур,   способами   их   возделывания).   Однако реализация   принципа   научности   не   противоречит   требованию   доступности изучаемого   материала.   При   работе   по   настоящей   программе   придерживаюсь принципа доступности обучающимся сложности и объема учебного материала. Большое   внимание   уделяю   формированию   и   поддержанию   мотива   учения, выбирая темы занимательные, значимые для обучающихся. При необходимости я планирую специальные занятия, посвященные упражнениям в изучении того или материала. В других случаях такие упражнения проводятся для отдельных учащихся, в рамках реализации индивидуального подхода. Данная программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно   отсталых   детей.   Она,   как   и   другие   программы,   направлена   на всестороннее   развитие   личности   учащихся,   способствует   их   умственному развитию,   обеспечивает   трудовое,   эстетическое   воспитание.   Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь такого уровня знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Конкретизируя и учитывая различную структуру дефекта и степень его выраженности у обучающихся, я прежде всего, отбираю для формирования те представления, навыки, отношения без которых сама жизнь наших выпускников может не состояться. Создана базовая программа и методы ее реализации, затем составлена программа с более конкретным и несложным содержанием. Таким образом,   выстраивается   программно­методическое   обеспечение   системы разноуровнего   обучения,   которое   позволяет   осуществить   на   деле индивидуальный подход и максимально раскрыть потенциал развития каждого ребенка. Наши обучающиеся «особые» (помимо интеллектуальных ограничений у   них   снижена   или   отсутствует   познавательная   мотивация,   многие   имеют эмоционально­волевые нарушения, педагогическую запущенность и т.д.) и им нужны  «особые»  условия   обучения   и   воспитания.  В   создании   таких   условий значительную   роль   играет   сопровождение.   Сопровождением   я   называю специальную   организованную   помощь­поддержку   обучающимся   в   процессе обучения и воспитания в его школьной жизни. Таким   образом,   программа   призвана     дать   направление   о   личном   и социальном   благополучии   выпускника,   важнейшей   задачей   –   социальная адаптация умственно отсталого ребенка, методами – обучение и воспитание, содержанием   –   представления,   навыки   и   отношения   в   труде,   быту,   досуге, специфическим условием – сопровождение. Цель «сопровождения» ­ повышение и   эффективности   и   качества   обучения   и   воспитания   обучающегося,   путем оказания   ему   помощи   в   адаптации   к   условиям   и   задачам   образовательного учреждения   через   организацию   внутренних   и   внешних   факторов   успешности учебной деятельности.   Нормативные документы, лежащие в основе курса:  1.Закон   РФ   от  29  декабря  2012 г.  № 273­ФЗ   «Об  образовании  в Российской  Федерации». 2.Закон  Свердловской  области  от  15  июля  2013  года  №78­ОЗ  «Об образовании  в  Свердловской  области». 3.Устав     ГКОУ     СО     «Михайловская     специальная     (коррекционная) общеобразовательная  школа­интернат». 4.Адаптированная     образовательная     программа     ГКОУ     СО «Михайловская  СКОШИ». 5.Учебный  план  ГКОУ  СО  «Михайловская  СКОШИ». Цель и задачи курса «Сельскохозяйственный труд» Цель ­     коррекция недостатков умственного развития обучающихся. В процессе   обучения   сельскохозяйственному   труду   помочь   обучающимся приобрести   технологические   знания,   умения   и   навыки,   использовать   знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике.  В   соответствии   с   требованиями   базовой   программы   курс «Сельскохозяйственный труд» призван решить разнообразные образовательные, развивающие и воспитательные задачи: ­ формирование доступных школьникам технических и технологических знаний на уроках сельскохозяйственного труда; ­   развитие   у   обучающихся   общетрудовых   умений,   то   есть   умений ориентироваться   в   производственном   задании,  планировать   и  контролировать ход работы; ­   обучение   школьников   профессиональным   приемам   труда   по специальности и привитие им соответствующих трудовых навыков; ­ воспитание у обучающихся устойчивого положительного отношения к труду; ­   формирование   необходимых   в   повседневной   производственной деятельности   качеств   личности,   чувства   коллективизма,   ответственности   за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать   на   общую   пользу,   бережного   отношения   к   общественной собственности.  Содержание основного минимума  знаний, умений, навыков Обучающиеся должны знать:     ­ значение сельскохозяйственного труда в жизни человека; ­ виды цветочных культур; ­ породы кроликов; ­ виды сельскохозяйственных культур (горох, фасоль, картофель), знать их особенности строения и агротехнические условия выращивания в местных условиях; ­ виды комнатных растений; ­ правила уборки урожая; ­ ранневесенний уход за садом; ­ правила пересадки и перевалки комнатных растений; ­ виды размножения комнатных растений.                                    Обучающиеся должны уметь: ­ отличать сельскохозяйственную продукцию; ­ классифицировать цветочные культуры; ­ ухаживать за кроликами; ­ выращивать горох, фасоль, картофель в местных условиях; ­ размножать  и ухаживать за комнатными растениями; ­ убирать урожай сельскохозяйственных культур. Сведения об обучающихся 5 класса:  43% по уровню обучаемости средне успевающие   ученики   вторая   типологическая   группа   (по   С.Л.Мирскому)   ­ затрудняются   в   изучении   теоретического   материала:   анализе,   планировании, ориентировке,   работоспособность   на   высоком   уровне;   43%   третья типологическая группа    у данной категории детей  нарушена пространственная ориентировка, трудно усваивают приемы работы, не могут писать по строчкам; 14%   ­   четвертая   типологическая   группа:  снижена   работоспособность, физические недостатки, соматическая ослабленность.  Ф.И. обучающегося 5 класс Типологическая группа (по С.Л.Мирскому) Ф.И. Ф.И. Ф.И. Ф.И. Ф.И. Ф.И. Ф.И. 3 4 2 3 2 3 (б) 2 Ф.И.Вторая типологическая группа Характерны относительно глубокие нарушения целевой стороны деятельности на фоне более сохранных свойств исполнительной и энергетической сторон Их отличительной чертой является низкий уровень развития общетрудовых умений, трудности в усвоения знаний.   Но   в   то   же   время   у   них   проявляется   устойчивое   положительное   отношение   к занятиям по труду, отсутствуют значительные нарушения эмоционально­волевой сферы и признаки   повышенной   утомляемости.   В   старших   классах   такие   учащиеся   обычно   на хорошем уровне   овладевают многими профессиональными навыками (но затрудняются в более сложных). В теоретическом обучении они относятся к слабым, иногда к средним учащимся,   но   в   практической   работе,   если   есть   возможность   получать   помощь   в умственных операциях, они действуют вполне успешно. В младших и средних классах у учащихся этого типа  проявляется тенденция заменять сложные для их инструментальные приемы   работы   более   простыми   безорудийными   (например,   некоторые   разметочные действий они выполняют на глаз). Третья типологическая группа Относятся   учащиеся,   у   которых   основная   недостаточность   лежит   в   плоскостях целевой   и   энергетической   сторон   деятельности.   Процессы   исполнения   у   них   более сохранны. Для этой типо ­ группы характерны недостатки в ориентировке и планировании, свойственные   второму   типу,   но   они   выступают   на   фоне   значительного   нарушения работоспособности   (тех   компонентов,   которые   обеспечивают   активацию   деятельности). Это   проявляется   в   снижении   производительности   труда,   хотя   нарушения   моторики простых движений у них не отмечается; В данной типо – группе выделяется   часть школьников (подтип):        а) снижение работоспособности объясняется недостатками мотивации и воли. Они работают   медленнее.  Часто   отвлекаются   от   цели   деятельности,   раньше,   чем   нужно приступают к уборке своего рабочего места, в конце занятия никогда не задерживаются, чтобы завершить технологическую операцию. Специальные эксперименты показывают, что   они   не   испытывают   утомления.   Качество   работы   обычно в   процессе   работы   посредственное   или   плохое,   но   в   отдельных   случаях     могут   давать   продукцию удовлетворительного качества. б) низкий уровень работоспособности связан с дефектами, в основе которых лежит физиологическая   недостаточность,   обусловленная   церебростеническим   или астеноневротическим   синдромами,   физическим   инфантилизмом,   наличием   текущих заболеваний.   Эти   школьники   показывают   в   целом   низкую   производительности   труда, несмотря на положительное отношение к занятиям в мастерской и хорошим темпом работы в начале занятия. После наступления утомления они пытаются переключиться на другую деятельность: отходят от рабочего места, вступают в разговоры с другими учащимися. (необходимо   отметить,   что   астеноневротические   проявления,   как   и   недостатки развития воли, с возрастом и под влиянием лечебно­коррекционных мероприятий у многих учащихся компенсируются и они переходят в более благополучную вторую, а иногда в первую типологическую группу). Четвертая типологическая группа Характерно сочетание более глубокого нарушения целевой стороны деятельности и процесса исполнения при относительно сохранной работоспособности. Как и школьники второй   и   третьей   типо­групп,   они   испытывают   значительные   трудности   в   овладениями знаниями, ориентировочными и планирующими действиями, но этот недостаток выступает на   фоне   нарушений   процесса   исполнения.   В   то   же   время,   они   обладают   хорошей   или средней работоспособностью, что создает благоприятные перспективы  развития трудовой деятельности (по сравнению с третьим типом). Обычно у них, даже при большом старании, длительное время «не получается» двигательное трудовое действие. Это проявляется в неправильном положении тела, удерживании инструмента и его расположении на заготовке, в   недостаточной   точности,   скованности,   наличии   лишних   движений.   Чем   сложнее двигательная   программа   трудового   действия,   тем   в   большей   мере   проявляются   эти недостатки. Среди   учащихся   этого   типа   выделяются   дети   с   локальными   двигательными нарушениями (например, парезами отдельных мышечных групп). Это вызывает трудности в выполнении даже простых действий, если оно связано с работой нарушенной функции. У других школьников данного типа двигательные нарушения имеют системный характер. Они проявляются в овладении более сложными двигательными действиями и, прежде всего, точными регулировочными движениями (микродвижениями). Таким   образом,   в   ходе   коррекционной   работы   нужно   акцентировать внимание   на   целевую   сторону   трудовой   деятельности   обучающихся   учебно­ трудовой группы, которая включает в себя такие параметры как: ­ понимание объяснения учителя; ­ усвоение технико­технологических знаний; ­ формирование оперативного образа объекта труда; ­ планирование трудовой деятельности. Развивать   мелкую   и   крупную   моторику   рук,   совершенствовать   двигательные действия, формировать пространственную ориентировку.      Условия реализации программы: ­ пришкольный участок. ­ стол для проведения лабораторных работ. ­ дидактический материал по курсу «Сельскохозяйственный труд» 2. Календарно­тематическое планирование по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс Название темы Кол­во часов Вводное занятие. Крупные сельскохозяйственные предприятия. Крестьянские (фермерские) хозяйства. Подсобные хозяйства населения. Школьное подсобное хозяйство. Правила работы на занятиях по сельскохозяйственному труду. Правила поведения во время практических работ и экскурсий. Осенние сельскохозяйственные работы. Уборка урожая. Уборка картофеля. Правила уборки урожая. Уборка моркови. Уборка свеклы. Сортировка клубней. Сортировка корнеплодов. Правила сортировки клубней картофеля. Правила сортировки корнеплодов моркови. Сбор послеурожайных остатков растений. Правила работы граблями. Заготовка веточного корма. Растения. Растения в жизни человека. Культурные и дикорастущие растения, теоретические сведения. Виды дикорастущих растений. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Дата 01.09 02.09 03.09 04.09 05.09 06.09 08.09 09.09 10.09 11.09 12.09 13.09 15.09 16.09 17.09 18.09 19.09 20.09 22.09 23.09 24.09 25.09 26.09 27.09 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 Виды культурных растений. Животные и растения Животные­опылители. Распространение плодов и семян людьми и животными. Растения и растительноядные животные. Органы (части) растения. Органы (части) растения. Корень растения. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневые волоски. Лист растения. Стебель растения. Цветок растения. Плоды растения. Сезонные изменения растений. Осень и зима в жизни растений. Весна и лето в жизни растений Виды цветочных растений. Самостоятельная работа: «Цветочные культуры открытого грунта» Однолетние цветочные растения. Ноготки. Настурция. Бархатцы. Астры. Космея. Сбор семян однолетних цветочных растений. Цветник. Подготовка цветника к зиме. Подведение итогов за 1 четверть Вводное занятие Уход за комнатными растениями. Свет в жизни растений. Тепло в жизни растений. Значение влажности воздуха в жизни комнатных растений. Вода в жизни растений. Перевалка комнатных растений. Практическая работа: «Перевалка комнатных растений» Пересадка комнатных растений. Практическая работа: «Пересадка комнатных растений» Виды удобрений. Удобрения для комнатных растений. Практическая   работа:   «Внесение   удобрений   в   почву   комнатных растений». Сбор сухих листьев  комнатных растений. Формирование кроны комнатных растений. Удаление пыли с листьев комнатных растений. Кролики. Внешнее строение кролика. Особенности кроликов. Породы кроликов. Порода кролика: «Белый великан» Порода кролика: «Серый великан» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29.09 30.09 01.10 02.10 03.10 04.10 06.10 07.10 08.10 09.10 10.10 11.10 13.10 14.10 15.10 16.10 17.10 18.10 20.10 21.10 22.10 23.10 24.10 25.10 27.10 28.10 29.10 30.10 31.10 11.11 12.11 14.11 15.11 15.11 17.11 18.11 20.11 21.11 22.11 22.11 24.11 25.11 27.11 28.11 29.11 29.11 01.12 02.12 04.12 05.12 06.12 06.12 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102   103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 Порода кролика: «Советская шиншилла» Порода кролика: «Венский голубой» Порода кролика: «Русский горностаевый» Порода кролика: «Белый пуховой» Разведение кроликов. Болезни кроликов. Содержание кроликов. Устройство кроличьей клетки. Клетка с постоянным гнездовым отделением. Гнездовой ящик. Кормушка для кроликов. Групповая клетка для молодых кроликов. Устройство крольчатника. Двухъярусные клетки. Правила работы в крольчатнике.  Сам­ная работа: «Пересадка и перевалка комнатных растений». Ручной инвентарь для работы в крольчатнике. Клетка для переноса кроликов. Вводное занятие.  Подготовка крольчатника к зиме. Корма для кроликов. Витаминный корм. Зеленые корма. Комбикорм. Подготовка кормов к скармливанию. Кормление кроликов. Откорм кроликов. Правила раздачи кормов при кормлении кроликов. Кормление кроликов, последовательность работы. Утренняя раздача кормов. Дневная раздача кормов. Вечерняя раздача кормов. Содержание кроликов на промышленной кролиководческой ферме. Зимний уход и ранневесенний уход за плодовыми деревьями. Сад зимой. Работы в зимнем лесу. Отряхивание снега. Побелка стволов деревьев. Предохранение сада от грызунов и зайцев. Отаптывание снега. Сад ранней весной. Горох, теоретические сведения. Строение растения гороха. Особенности растения гороха. Стадии прорастания семян гороха. Использование гороха. Подготовка семян гороха к посеву. Определение всхожести семян гороха. Практическая работа: «Определение всхожести семян гороха» Подготовка почвы к посеву семян гороха. Посев семян гороха. Ручные орудия и инвентарь для обработки почвы. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 08.12 09.12 11.12 12.12 13.12 13.12 15.12 16.12 18.12 19.12 20.12 20.12 22.12 23.12 25.12 26.12 27.12 27.12 12.01 13.01 14.01 16.01 17.01 17.01 19.01 20.01 21.01 23.01 24.01 24.01 26.01 27.01 28.01 30.01 31.01 31.01 02.02 03.02 04.02 06.02 07.02 07.02 09.02 10.02 11.02 13.02 14.02 14.02 16.02 17.02 18.02 20.02 129 130 131 132 133 1ё34 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 Маркёр, теоретические сведения. Маркёр. Правила работы мотыгой. Уход за посевами урожая гороха. Уборка урожая. Практические работы. Подсчет количества семян гороха, необходимых для посева. Подготовка семян гороха к посеву. Посев семян гороха. Уход за посевами семян гороха. Уборка урожая. Фасоль, теоретические сведения. Строение растения фасоли. Особенности строения фасоли. Использование фасоли.  Сам ­ ная работа: «Семенное размножение растений» Подготовка почвы к посадки фасоли. Посев семян фасоли. Уход за посевами фасоли. Уборка урожая фасоли. Определение всхожести семян фасоли. Стадии прорастания семян фасоли. Подсчет количества семян фасоли, необходимых для посева. Подготовка семян фасоли к посеву. Посев семян фасоли. Уход за посевами фасоли. Картофель, строение растения картофеля. Особенности растения картофеля. Использование картофеля в питании человека. Использование картофеля на корм животным. Практическая работа:«Получение крахмала из клубней картофеля». Подготовка клубней картофеля к посадке. Подготовка почвы для посадки картофеля. Посадка картофеля. Правила посадки картофеля. Уход за картофелем: боронование. Уход за картофелем: рыхление междурядий. Уход за картофелем: окучивание. Вредители растения картофеля. Болезни растения картофеля. Подсчет количества клубней, необходимых для посадки. Практическая работа: подготовка клубней картофеля к посадке. Практическая работа: посадка картофеля под конный плуг. Практическая работа: уход за картофелем. Цветочные растения, теоретические сведения. Виды цветочных растений. Комнатные растения. Герань. Аспидистра. Кливия. Ручной инвентарь для выращивания комнатных растений. Почвенные смеси для комнатных растений. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21.02 21.02 23.02 24.02 27.02 28.02 28.02 02.03 03.03 04.03 06.03 07.03 07.03 09.03 10.03 11.03 13.03 14.03 14.03 16.03 17.03 18.03 20.03 21.03 21.03 01.04 03.04 04.04 04.04 06.04 07.04 08.04 10.04 11.04 11.04 13.04 14.04 15.04 17.04 18.04 18.04 20.04 21.04 22.04 24.04 25.04 25.04 27.04 28.04 29.04 02.05 02.05 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 193 194 195 Заготовка частей почвенных смесей. Составление смесей. Практическая работа: заготовка частей почвенных смесей. Уход за комнатными растениями. Размножение комнатных растений. Размножение стеблевыми черенками. Размножение делением корневища. Размножение отпрысками. Выращивание герани. Практическая работа: размножение герани стеблевыми черенками. Выращивание аспидистры. Размножение аспидистры делением корневища. Выращивание кливии. Практическая работа: размножение кливии отпрысками. Самостоятельная работа: «Уход за комнатными растениями». Подведение итогов за 4 четверть, за год 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 04.05 05.05 06.05 08.05 11.05 12.05 13.05 15.05 16.05 16.05 18.05 19.05 20.05 22.05 23.05 23.05 3. Содержание курса «Сельскохозяйственный труд» Тема: «Сельскохозяйственный труд» Составляющие качества образования Учебно­ методичес кое планиро вание 2 Введение № 1 1 Дата 3 Предметно информацион ная 4 01.09­ Сельскохозяйствен ный   труд   и   его значение. Педагоги ческие  условия и средства реализации 7 Учебник Е.А.Ковал ева, технология «Сельскох озяйственн ый труд»  5   класс, стр.4­7 Пришколь ный участок. Коррекционная работа 8 Развитие памяти при воспроизведении продуктов питания,   которые   создаются   в   результате сельскохозяйственного труда. Развитие   мыслительной   деятельности   при классификации   видов   сельскохозяйственных предприятий. Шкаф №2, папка №34 Развитие   умения   составлять   связный   рассказ   о сельскохозяйственных работах. Развивать   умения   находить   ошибки   в   ответах других   детей,   дополнять   их   правильными ответами.  Развитие   наглядно­действенного   мышления (смотрю­делаю)   при   уборке   и   сортировке сельскохозяйственных культур. Шкаф №2, папка №34 Деятельностно­ коммуникатив ная Ценностно­ ориентацион ная 6 Воспитыва ть уважение  к работника м сельскохоз яйственног о труда. Правила работы   на занятиях по сельскохоз яйственном у труду. 5 Распознавать виды   хозяйств, производящих сельскохозяйст венную продукцию. Определение видов   уборки урожая   (уборка картофеля, моркови, свеклы. Сортировка овощных культур,   сбор послеурожайны х остатков растений   2 Осенние сельскохозя йственные работы ­06.09 Сельскохозяйствен ные культуры. Тема: «Кролики» Учебно­ методичес кое планиро вание 2 Кролики № 1 1 Дата 3 02.12­ 12.12 Составляющие качества образования Предметно информацион ная Деятельностно­ коммуникатив ная Ценностно­ ориентацион ная 4 Внешнее   строение кролика. Особенности кроликов.   Породы кроликов.   Болезни кроликов 5 Особенности содержания кроликов. Ухаживание   за кроликами. Подготовка крольчатника   к зиме. 6 Правила работы   в крольчатни ке. 2 Корма   для кроликов 13.12­ 27.12 Виды   кормов   для кроликов к Подготовка кормов   скармливанию. Кормление кроликов. Откорм кроликов. Правила раздачи кормов при кормлении кроликов Педагоги ческие  условия и средства реализации 7 Учебник Е.А.Ковал ева, технология «Сельскох озяйственн ый труд»  5   класс, стр.20­35 Учебник Е.А.Ковал ева, технология «Сельскох озяйственн ый труд»  5   класс, стр.19,   36­ 45 Коррекционная работа 8 Развивать   умения   ориентироваться   во   всем материале темы. Развитие   памяти   при   воспроизведении   правил работы в крольчатнике. Развитие   мыслительной   деятельности   при определении особенностей кроликов. Развивать   умения   классифицировать   породы кроликов. Развивать умения употреблять в речи специальные термины   (туловище,   резцы,   пух,   волосяной покров,   домашнее   животное,   костяк,   порода, заразные болезни).  Шкаф №2, папка №33, задания №1 Развивать умения классифицировать виды кормов для кроликов.  Развитие   зрительной   памяти   в   определении веточного корма для кроликов. Развивать умения употреблять в речи специальные термины   (витаминный   корм,   зеленые   корма, ядовитые растения, горькие и пахучие растения, минеральные подкормки, комбикорм, гранулы) Шкаф №2, папка №33, задания №2 3 Содержание кроликов на промышлен ной кроликовод ческой ферме. 12.01­ 28.01 Кролиководческая ферма. Отличительные особенности содержания кроликов   на ферме. Правила работы   на кроликово дческой ферме. Учебник Е.А.Ковал ева, технология «Сельскох озяйственн ый труд»  5   класс, стр.46­47 Развивать   умения   ориентироваться   во   всем материале темы. Развитие   мыслительной   деятельности   при классификации содержания кроликов в домашних условиях   и   на  промышленной   кролиководческой ферме. Развивать умения употреблять в речи специальные термины   (шед,   подвесная   дорога,   сосковая поилка).  Шкаф №2, папка №33, задания №3 Тема: «Зимний и ранневесенний уход за плодовыми деревьями» Составляющие качества образования Учебно­ методичес кое планиро вание 2 Сад зимой № 1 1 Дата 3 Предметно информацион ная 4 31.01­ 03.02 Виды   работ   в зимнем саду Деятельностно­ коммуникатив ная 5 Проверка состояния веточек. Отряхивание снега.   Побелка стволов   деревьев. Предохранение сада   от   грызунов и зайцев, отаптывание снега. Повторная побелка деревьев   Ценностно­ ориентацион ная 6 Развитие познавател ьного итереса, воспитыват ь   бережное отношение к природе. Воспитыва ть бережное отношение к природе. Коррекционная работа 8 Развивать   ориентировку   в   определении   времен года. Развитие   мыслительной   деятельности   в определении работы в зимний период. Развитие   умения   определять,   что   деревья   сада живы. Закреплять умения классифицировать виды работ в   весенний   период   (ранневесенние   работы, весенние работы в саду). Педагоги ческие  условия и средства реализации 7 Учебник Е.А.Ковал ева, технология «Сельскох озяйственн ый труд»  5   класс, стр.48 Учебник Е.А.Ковал ева, технология «Сельскох озяйственн ый труд»  5   класс, стр.49 2 Сад   ранней весной 04.02­ 07.02 Виды   работ   в саду ранней весной Тема: «Горох» Учебно­ методичес кое планиро вание 2 Горох № 1 1 Дата 3 09.02. ­14.02 Составляющие качества образования Предметно информацион ная Деятельностно­ коммуникатив ная Ценностно­ ориентацион ная 4 5 Строение   гороха. Особенности растения  гороха   для Использование гороха питания человека. Использование гороха   на   корм животных 6 Развивать интерес   к сельскохоз яйственны м работам Педагоги ческие  условия и средства реализации 7 Учебник Е.А.Ковал ева, технология «Сельскох озяйственн ый труд»  5   класс, стр.53­57 2 Подготовка семян гороха   к 16.02­ 18.02 Правила подготовки   семян гороха к посеву. Определение всхожести семян   гороха. Развивать умение отвечать на Учебник Е.А.Ковал ева, Коррекционная работа 8 Развивать умения ориентироваться во всем объеме материала темы. Развивать умения употреблять в речи специальные термины   (прилистники,   усики,   бобы,   створки, зерна,   зернобобовая   культура,   белок,   зерновой горох,   пищевые   концентраты,   овощной   горох, лущильный   горох,   зеленый   горошек,   сахарный горох, силосная яма, обмолот). Развивать умения классифицировать виды (сорта) гороха. Развивать   память   при   определении   ценности гороховых культур. Задания   на   развитие   памяти, зрительного контроля: шкаф№2, папка№31 Задания:27,26,28,29,30,31 Развивать умения употреблять в речи специальные термины (всхожесть, растильня, зяблевая вспашка, боронование, тракторный плуг, перегной, борона,   мышления, 3 4 посеву Ручные орудия   и инвентарь для обработки почвы Подготовка почвы   и   посев семян гороха. вопросы полными ответами. 20.02­ 23.02 Виды   инвентаря для обработки   почвы. Правила работы мотыгой Правила безопасной работы ручным инвентарем . технология «Сельскох озяйственн ый труд»  5   класс, стр.58­64 Учебник Е.А.Ковал ева, технология «Сельскох озяйственн ый труд»  5   класс, стр.64­67 24.02­ 06.03 Виды   ухода   за посевами   гороха. Уборка урожая. Уход   за посевами   и уборка урожая гороха   посева. Подсчет количества семян   гороха, необходимых для Подготовка семян   гороха   к посеву.   Посев семян   гороха. Уход за посевами   Развивать умения конструиро вать грамматиче ски правильну ю фразу Учебник Е.А.Ковал ева, технология «Сельскох озяйственн ый труд»  5   класс, стр.67­74   каток,   сеялка, (опора,   мышления,   рядовой   и прикатывание, ленточный способы посева, междурядье). Закреплять   умения   в   классификации   способов посева гороха. Развивать   навыки   зрительного   контроля   в определении   расстояния   при   посадке   между семенами. Задания   на   развитие   памяти, зрительного контроля: шкаф№2, папка№31 Задания:32­37 Развивать умения употреблять в речи специальные термины (рыхлитель­кошка, мотыга, рабочая часть мотыги, мотыга­бороздник, маркер, мерная лента). Развивать умения различать маркеры для разметки рядового и ленточного посева гороха. Развивать   умения   в   определении   ­   чем   можно измерить длину и ширину участка. Развивать   умения   с   помощью   чего   можно разметить грядки и рядки. Задания   на   развитие   памяти, зрительного контроля: шкаф№2, папка№31 Задания:38­43 Развивать умения употреблять в речи специальные термины     вымолачивать, теребить, коса, серп). Развивать   умения   определять   созревание   плодов гороха,   выращиваемого   для   созревания   зрелого зерна. Развивать умения при подсчете количества семян гороха, необходимых для посева. Развивать   умения   готовить   семена   гороха   к посеву. Развивать умения сеять семена гороха.   мышления,   лущение, гороха и уборка урожая. Развивать   умения   ухаживать   за   посевами   семян гороха. Задания   на   развитие   памяти, зрительного контроля: шкаф№2, папка№31 Задания:47­31   мышления, Тема: «Фасоль» № Учебно­ методичес кое планиро вание 1 2 1 Фасоль Дата 3 07.03­ 11.03 Составляющие качества образования Предметно информацион ная Деятельностно­ коммуникатив ная Ценностно­ ориентацион ная 4 5 Строение   фасоли. Особенности растения  фасоли для   Использование фасоли питания человека. Использование фасоли пищевой промышленност и   в 6 Расширени е представле ния об окружающе м мире.   Педагоги ческие  условия и средства реализации 7 Учебник Е.А.Ковал ева, технология «Сельскох озяйственн ый труд»  5   класс, стр.75­78 2 Подготовка семян фасоли   к посеву 13.03­ 18.03 Правила подготовки   семян фасоли к посеву. Определение всхожести семян   фасоли. Подготовка почвы   и   посев семян фасоли. Развитие умения работать по плану Учебник Е.А.Ковал ева, технология «Сельскох озяйственн Коррекционная работа 8   полувьющейся   стебель, Развивать умения употреблять в речи специальные термины   (фасоль   обыкновенная,   листовая пластинка,   теплолюбивое   растение,   зерновая фасоль,   овощная   фасоль,   лопатки,   вьющийся стебель,   кустовой стебель). Развивать   умения   определять   виды   стеблей   у фасоли. Развивать умения определять сорта фасоли. Задания   на   развитие   памяти, зрительного контроля: шкаф№2, папка№31 Задания:52­60 Развивать умения употреблять в речи специальные термины (широкорядный способ посева фасоли). Развивать умения подготавливать почву к посеву семян фасоли. Развивать   умения   определять   сроки   посева фасоли.   мышления, Развивать умения в определении всхожести посева семян фасоли. Развивать   умения   в   подсчете   количества   семян фасоли, необходимых для посева. Развивать умения подготавливать семена фасоли к посеву. Задания   на   развитие   памяти,   мышления,   зрительного контроля: шкаф№2, папка№31 Задания:61­6 Развивать умения употреблять в речи специальные термины (рыхлитель­кошка, мотыга, рабочая часть мотыги, мотыга­бороздник, маркер, мерная лента). Развивать умения различать маркеры для разметки рядового и ленточного посева фасоли. Развивать   умения   в   определении   ­   чем   можно измерить длину и ширину участка. Развивать   умения   с   помощью   чего   можно разметить грядки и рядки. Задания   на   развитие   памяти, зрительного контроля: шкаф№2, папка№31 Задания:38­31 Развивать умения ухаживать за посевами фасоли   мышления, ый труд»  5   класс, стр.79­84 Учебник Е.А.Ковал ева, технология «Сельскох озяйственн ый труд»  5   класс, стр.64­67 Учебник Е.А.Ковал ева, технология «Сельскох озяйственн ый труд»  5   класс, стр.85­86 Правила безопасной работы ручным инвентарем . Развивать интерес   к выращиван ию сельскохоз яйственных культур 3 4 21.03 Виды   инвентаря для   обработки почвы. Правила работы мотыгой Ручные орудия   и инвентарь для обработки почвы 21.03 Виды   ухода   за посевами   фасоли. Уборка урожая. Уход   за посевами   и уборка урожая фасоли   посева. Подсчет количества семян   фасоли, необходимых для Подготовка семян фасоли к посеву.   Посев семян   фасоли. Уход за посевами и фасоли уборка урожая. 11.03 Горох. Фасоль. 5 Сравнитель ная характерист ика   гороха и фасоли. Тема: «Картофель»   и Различие сходство растений фасоли и гороха Развивать умения отвечать   на вопросы полным ответом Семена гороха   и фасоли. Развивать   умения   сравнивать   растения   гороха   и фасоли. Коррекция   и   развитие   правильной   речи   при анализе сельскохозяйственных культур. Учебно­ методичес кое планиро вание 2 Картофель № 1 1 Составляющие качества образования Дата 3 03.04­ 07.04 Предметно информацион ная 4 Строение Растения картофеля. Особенности растения картофеля Деятельностно­ коммуникатив ная Ценностно­ ориентацион ная 6 Развивать интерес   к сельскохоз яйственны м культурам. 5 Использование картофеля   для питания человека. Использование картофеля   на корм животным. Получение крахмала клубней картофеля   из 2 Посадка картофеля 08.04­ 15.04 Правила подготовки клубней к посадке. Проращивание картофеля. Подготовка почвы   для Педагоги ческие  условия и средства реализации 7 Учебник Е.А.Ковал ева, технология «Сельскох озяйственн ый труд»  5   класс, стр.87­92 Учебник Е.А.Ковал ева, технология Коррекционная работа 8   клубня,   пуповина, Развивать умения употреблять в речи специальные термины   (столоны,   глазки,   верхушка   клубня, основание   крахмал, полуфабрикаты, мезга, барда, соланин). Развивать умения в определении строения клубня и куста картофеля. Развитие   умения   в   определении   периода   жизни картофеля, в котором особенно нужна влага. Развитие   умения   получать   крахмал   из   клубней картофеля. Задания   на   развитие   памяти, зрительного контроля: шкаф№2, папка№32 Задания:67­76 Развивать умения употреблять в речи специальные термины (пророщенный и прогретый картофель). Развитие умения в подготовке клубней картофеля к посадке.   мышления, 3 Вредители и   болезни картофеля. 17.04­ 22.04 Виды   болезней   и вредителей картофеля. посадки картофеля. Посадка картофеля. Уход   картофелем Меры   борьбы   с болезнями   и вредителями картофеля за «Сельскох озяйственн ый труд»  5   класс, стр.93­101 Учебник Е.А.Ковал ева, технология «Сельскох озяйственн ый труд»  5   класс, стр.101­ 107   мышления, Развитие   умения   подготавливать   почву   для посадки картофеля. Развитие умения ухаживать за картофелем. Задания   на   развитие   памяти, зрительного контроля: шкаф№2, папка№32 Задания:77­83 Развитие   мыслительной   деятельности   при воспроизведении   мер   по   борьбе   с   вредителями картофеля. Задания   на   развитие   памяти, зрительного контроля: шкаф№2, папка№32 Задания:84­93   мышления, Тема: «Цветочные растения» Составляющие качества образования Учебно­ методичес кое планиро вание № 1 1 Дата Предметно информацион ная 2 3 4 Цветочные растения 24.04­ 29.04 Виды   цветочных растений Деятельностно­ коммуникатив ная Ценностно­ ориентацион ная 5 6 Распознавание цветочных растений   и   их классификация. 2 Уход   за 02.05­ Ручной   инвентарь Уход   за Техника Педагоги ческие  условия и средства реализации 7 Учебник Е.А.Ковал ева, технология «Сельскох озяйственн ый труд»  5   класс, стр.108­ 109 Стр.112­ Коррекционная работа 8 Развивать умения употреблять в речи специальные термины   (декоративные   растения,   декоративно­ цветущие   растения,   декоративно­лиственные растения,   цветы,   комнатные   растения,   растения открытого   грунта,   теплица,   оранжерея,   растения защищенного грунта;. Развивать   умения   по   классификации   цветочных растений. Развитие умения пользоваться ручным инвентарем 118 безопасной работы ручным инвентарем 08.05 комнатным и растениями 3 Размножени е комнатных растений 11.05. 16.05 для   выращивание комнатных растений. Почвенные   смеси для   комнатных растений. Виды размножения комнатных растений комнатными растениями. Заготовка частей почвенных смесей Размножение комнатных растений стеблевыми черенками, делением корневища, размножение отпрысками. Тема: «Выращивание комнатных растений» № 1 1 Учебно­ методичес кое планиро вание 2 Выращиван ие аспидистры Дата 3 18.05 19.05 Составляющие качества образования Предметно информацион ная Деятельностно­ коммуникатив ная Ценностно­ ориентацион ная 5 Выращивание аспидистры 4 Виды   комнатных растений. Аспидистра, теоретические сведения 6 Формирова ть   интерес ухаживать за комнатным и растениями для выращивания комнатных растений. Развитие умения составлять почвенные смеси для комнатных растений. Развивать   умения   ухаживать   за   комнатными растениями. (стеблевой   черенок, Развивать умения употреблять в речи специальные термины     корневище, отпрыски). Развивать умения распознавать виды размножения комнатных растений. Развивать умения размножать комнатные растения стеблевыми   черенками,   делением   корневища, отпрысками. Коррекционная работа 8 Развивать умения ухаживать за аспидистрой. Развитие умения пользоваться ручным инвентарем для выращивания комнатных растений. Учебник Е.А.Ковал ева, технология «Сельскох озяйственн ый труд»  5   класс, стр.118­ 123 Педагоги ческие  условия и средства реализации 7 Учебник Е.А.Ковал ева, технология «Сельскох озяйственн ый труд»  5   класс, стр.123­ 2 Выращиван ие кливии 20.05 Виды   комнатных растений.   Кливия, теоретические сведения Выращивание кливии Развивать умения ухаживать за кливией. Развитие умения пользоваться ручным инвентарем для выращивания комнатных растений. Формирова ть   интерес ухаживать за комнатным и растениями 125 Учебник Е.А.Ковал ева, технология «Сельскох озяйственн ый труд»  5   класс, стр.125­ 127 Тема: «Цветочные растения открытого грунта» № 1 1 Учебно­ методичес кое планиро вание 2 Цветочные растения открытого грунта Дата 3 Составляющие качества образования Предметно информацион ная Деятельностно­ коммуникатив ная Ценностно­ ориентацион ная 4 5 Виды   цветочных растений открытого грунта Классификация цветочных растений 6 Расширять информаци ю об окружающе м мире.   Коррекционная работа 8 Развивать умения употреблять в речи специальные термины (неприхотливые растения, удлиненные и рассеченные листья). Развивать   умения   классифицировать   цветочные растения. Педагоги ческие  условия и средства реализации 7 Учебник Е.А.Ковал ева, технология «Сельскох озяйственн ый труд» 2 Цветник Виды цветников 5   класс, стр.128­ 131 Стр.131­ 132 Создание цветника пришкольном участке.   на Формирова ть   интерес к   созданию цветников 3 4 5 Выращиван ие ноготков Выращиван ие настурции Выращиван ие бархатцев Ноготки, теоретические сведения. Настурция, теоретические сведения. Бархатцы, теоретические сведения. Выращивание ноготков Выращивание настурции Выращивание бархатцев Стр.132­ 134 Стр.135­ 136 Стр.137­ 141 Формирова ть   желание выращиват ь ноготки Формироват ь   желание выращивать настурцию Формироват ь   желание выращивать бархатцы Развивать умения употреблять в речи специальные термины (цветник, робатка, клумба). Развивать умения определять форму цветника. Развивать   умения   определять   сроки   цветения однолетних цветочных растений. Развивать умения выращивать ноготки. Развивать умения выращивать настурцию Развивать умения выращивать бархатцы 9. Список литературы Перечень литературы по содержанию курса для обучающихся: 1.   Ковалева   Е.А.,   технология     «Сельскохозяйственный   труд»   5   класс   М.; «Просвещение»,2009г. Перечень литературы по содержанию курса для учителя: 1.Белявский   В.В.;   «Новая   модель   обучения   в   специальных   (коррекционных) общеобразовательных   учреждениях  VIII  вида»,   Москва   «Издательство   НЦ ЭНАС», 2001г. 2.Былова А.М., «Экология растений» 6 класс, изд.центр «Вентана­Граф»,1999 г.  3.Мирский   С.Л.;   «Методика   профессионально­трудового   обучения   во вспомогательной школе», изд­во «Просвещение», 1998г. 4.Старобина   Е.М.;   «Профессиональная   подготовка   лиц   с   умственной отсталостью», Москва «Издательство НЦ ЭНАС», 2003г. 5.Щербакова А.М.; «Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида», Москва «Издательство НЦ ЭНАС», 2001г. 6.Справочник – определитель. Травянистые дикорастущие растения Среднего Урала, Екатеринбург «Сократ», 2006г. 7.Справочник – определитель. Травянистые дикорастущие растения Среднего Урала, Екатеринбург «Сократ», 2006г. 8.Справочник   –   определитель.   Деревья   и   кустарники   Среднего   Урала, Екатеринбург «Сократ», 2006г. 9.Справочник   –   определитель.   Лекарственные   растения   Среднего   Урала, Екатеринбург «Сократ», 2006г.

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс

Рабочая программа  по курсу «Сельскохозяйственный труд» 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2017