Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Оценка 4.8

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русская литература
11 кл
07.01.2018
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются: - сравнение и сопоставление; - самостоятельное выполнение различных творческих работ; - способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; - осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); - владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта; - формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы; - самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
рабоч. прогр по литер 11.docx
Составила  Келарева Е.В., учитель МБОУ "СШ № 4 г. Онеги Архангельской области" 2015­2016 учебный год Рабочая программа по литературе. 11 класс.        Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно­правовыми документами:          ­ Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом  Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего,  основного общего и среднего (полного) общего образования»;       ­ приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных  учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;      ­ Программой по литературе для 5­11 классов (В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под редакцией  В.Я. Коровиной ­  М.:Просвещение, 2010)      ­ Учебным планом  МБОУ«СОШ №4 г. Онеги» Архангельской области  на 2015­2016 учебный год. Цели Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: ­ воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в  современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к  литературе и ценностям отечественной культуры; ­ развитие представлений о специфики литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста,  понимания авторский позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического  мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи  учащихся; ­ освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко­литературных сведений и теоретико­ литературных понятий; формирование общего представления об историко­литературном процессе; ­ совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко­ литературной обусловленности с использованием теоретико­литературных знаний;  написание сочинений различных типов; поиска,  систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет. Задачи: ­ формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения  русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно­эстетической системы; ­ обогащение духовно­нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской  литературы; ­ формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и национально­ обусловленное своеобразие художественных решений; ­ совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным  языком, его изобразительно­выразительными средствами.   Общая характеристика учебного предмета Литература ­ базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит  ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и  национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета  определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие  человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно­ эстетическим ценностям нации и человечества. Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии  литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с  опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры  устной и письменной речи. Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию  изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и  интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной  литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и  литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и  интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико­ литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые  теоретико­литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется  ведущая теоретико­литературная проблема – базовое понятие. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико­ литературных понятий: ­ осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. ­ выразительное чтение. ­ различные виды пересказа. ­ заучивание наизусть стихотворных текстов. ­ определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру. ­ анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности  конфликта. ­ выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно­тематического содержания  произведения. ­ участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента. ­ подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.   Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и  ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования  являются: ­ сравнение и сопоставление; ­ самостоятельное выполнение различных творческих работ; ­ способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; ­ осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); ­ владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса,  конспекта; ­ формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; ­ использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари,  Интернет­ресурсы; ­ самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение  сферы своих интересов и возможностей. Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально­эстетической культуры и литературно­творческих  возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере,  поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений: ­ владение техникой грамотного и осмысленного чтения; ­ владение умениями выразительного чтения; ­ восприятие художественного произведения как сюжетно­композиционного единства; ­ умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю; ­ умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения; ­ умение определять жанрово­родовую природу произведения; ­ умение самостоятельно анализировать литературно­художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки; ­ умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.         Программа реализует идею межпредметных связей.  Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах,  в  том  числе  эстетической.  Содержание   обоих  курсов   базируется   на  основах  фундаментальных   наук  (лингвистики,   стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка   и литературы как национально­культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой и изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует   историзм   мышления,   обогащает   культурно­историческую   память   учащихся,   не   только   способствует   освоению   знаний   по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.       Программа     определяет  педагогические     технологии,     формы   обучения,   методы   и   приёмы   обучения,   виды   деятельности   обучающихся на уроке. Технологии, используемые в образовательном процессе: Технологии   традиционного   обучения   для   освоения   минимума   содержания   образования   в   соответствии   с   требованиями   стандартов; технологии,   построенные   на   основе   объяснительно­иллюстративного   способа   обучения.   В   основе   –   информирование,   просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки общеучебных умений и навыков. Технологии реализации метапредметных связей в образовательном процессе. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления обучающихся потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном. Технология   проблемного   обучения   с   целью   развития   творческих   способностей   обучающихся,   их   интеллектуального   потенциала, познавательных   возможностей.   Обучение   ориентировано   на   самостоятельный   поиск   результата,   самостоятельное   добывание   знаний, творческое, интеллектуально­познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала Личностно­ориентированные   технологии   обучения,   способ   организации   обучения,   в   процессе   которого   обеспечивается   всемерный   учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Технология индивидуализации обучения. Информационно­коммуникационные технологии.  Обучение в сотрудничестве Исследовательские технологии обучения Здоровьесберегающие технологии Игровые технологии  обучения Формы организации образовательного процесса ∙         уроки­лекции ∙         уроки­собеседования ∙         уроки­практикумы ∙         уроки­соревнования  ∙         уроки с групповыми формами работы ∙         уроки творчества ∙         уроки­зачеты ∙         уроки­конкурсы ∙         уроки­игры  ∙         уроки­семинары     Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 11 класса знать/понимать: • образную природу словесного искусства; • содержание изученных литературных произведений; • основные факты жизни и творчества писателей­классиков XIX–XX вв.; • основные закономерности историко­литературного процесса и черты литературных направлений; • основные теоретико­литературные понятия; уметь: • воспроизводить содержание литературного произведения; • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика,  проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно­выразительные средства языка,  художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно­историческое и общечеловеческое  содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить  произведение с литературным направлением эпохи; • определять род и жанр произведения; • сопоставлять литературные произведения; • выявлять авторскую позицию; • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; • участия в диалоге или дискуссии; • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений. • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры  межнациональных отношений.       ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Литература XX века Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема  исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие  зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия. Введение Литература первой половины XX века Обзор русской литературы первой половины XX века Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской  литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.  Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”.  Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.  И. А. Бунин Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель». Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова.  Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.  Рассказы: «Господин из Сан­Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи». Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование  национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом).  Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной  манеры Бунина.  А. И. Куприн Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности.  Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство  психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.  М. Горький Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение  романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя.  Своеобразие композиции рассказа.     Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально­философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы  ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького­драматурга. Афористичность языка. Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты,  творившие вне литературных течений.  Символизм  Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание  символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе  творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты"  (А. Белый, А. А. Блок). В. Я. Брюсов Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и  поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.  К. Д. Бальмонт Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии  Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. А. Белый  Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие  революционных событий как пришествия нового Мессии.  Акмеизм  Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни,  возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта­ремесленника.  Н. С. Гумилев  Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны». Героизация действительности в поэзии Гумилева,  романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.  Футуризм  Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация  “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические  эксперименты футуристов.  Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак). И. Северянин Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь­Северянин…»),  «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность  поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. Крестьянская поэзия Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина. Н. А. Клюев.  Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Особое место в литературе начала века крестьянской  поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского  самосознания. Религиозные мотивы.  А. А. Блок  Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На  поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы». Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его  стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и  основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический  герой поэзии Блока, его эволюция.  Поэма «Двенадцать».  История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно­исторического и условно­символического планов в  поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность  финала поэмы. Авторская позиция  и способы ее выражения в поэме. В. В. Маяковский  Жизнь и творчество. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения:  «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой». Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского  (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности  любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в  творчестве Маяковского.  С. А. Есенин Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит  ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»,  «Письмо к женщине», «Собаке Качалова»,  «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…». Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека.  Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта.  Народно­песенная основа, музыкальность лирики Есенина.  М. И. Цветаева Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…»,  «Тоска по родине! Давно…»,  «Идешь, на меня похожий…», «Куст». Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог­исповедь. Фольклорные и  литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.  О. Э. Мандельштам Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до  слез…», «Невыразимая печаль», «Tristia». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.   А. А. Ахматова Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая­то истома…». Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой.  Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.  Поэма «Реквием».  История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Б. Л. Пастернак  Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет»,  «Быть знаменитым некрасиво…». Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и  действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы.  Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка. Роман «Доктор Живаго» (обзор). История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.  М. А. Булгаков Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе.  Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и  божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей  духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.  А. П. Платонов  Жизнь и творчество. Повесть «Котлован». Традиции Салтыкова­Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета  повести. “Непростые” простые герои Платонова.  Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя. М. А. Шолохов  Жизнь и творчество. Роман­эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение). История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы  донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема  разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история,  война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала.  Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.   XX    века Обзор русской литературы второй половины    Великая Отечественная война и ее художественное осмыслениев русской литературеи литературах других народов России.Новое понимание русской  истории. Влияние «оттепели» 60­х годов на развитие литературы. Литературно­художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная»  тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность  человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературеи литературах  других народов России. Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).  А. Т. Твардовский  Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вся суть в одном­единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»,  «Дробится рваный цоколь монумента...»,  «О сущем». Исповедальный характер лирики Твардовского.  Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль  некрасовской традиции в творчестве поэта. В. Т. Шаламов Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия». История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования. А. И. Солженицын Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.  В. М. Шукшин Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный». Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина. В. В. Быков Повесть «Сотников». Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская  позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.   В. Г. Распутин Повесть «Прощание с Матерой». Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести.  Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.  Н. М. Рубцов Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние. Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной  жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.  И. А. Бродский Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»). Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира  и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.  Б. Ш. Окуджава  Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы». Особенности «бардовской» поэзии 60­х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к  романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы. А. В. Вампилов Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга.  Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.  Литература Севера (Региональный компонент) Тема исторической памяти в творчестве Ф.А.Абрамова. Анализ повести «Поездка в прошлое» ­ 1 час Жизнь северной деревни (по произведениям Ф.А.Абрамова) ­1 час Сопоставительный анализ рассказов Ю. Казакова «Поморка» и А. Солженицына «Матрёнин двор» ­2 часа Заочная экскурия в дом­музей Н.Рубцова. Стихи, ставшие песнями (лирика Н. Рубцова)­ 2 часа И. А. Бродский. Основные темы лирики. И.А. Бродский на Севере ­1 час Стихи онежских  поэтов о Великой Отечественной войне ­1 час Поэзия родного края. Тема родины в творчестве Е.Токарева, А.Каменевой, И. Иконникова, Е.Николихиной­2 часа Из зарубежной литературы XX века Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в  литературе ХХ в.  Э. Хемингуэй  Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Старик и море». Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической  символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.   Э.М. Ремарк « Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя Учебно­тематическое планирование № основные разделы количество часов сочинений Конт.работ , тестов Региональн ый компонент 1 Основные направления,  темы  и  проблемы  русской литературы XX века Русская литература начала 20 века 2 3  Литература 20­30­х годов 20 века 4 Литература 30­60 х годов 20 века 5 Литература второй половины  20 века 1 32 6 31 30 3 1 1 3 2 1 1 10 6 Из зарубежной литературы ИТОГО: 2 102 8 4 10 Календарно­тематическое планирование а к о р у     № 1 2 3 4 Тема урока Кол­ во  часов Элементы содержания Требования к уровню Вид контроля подготовки обучающихся (результата) Кален дарные сроки Факти ческие сроки Основные направления,  темы  и  проблемы 1 Раздел 1. Основные направления,  темы  и  проблемы  русской литературы XX века ( 1 ч ) Знать характерные особенности эпохи; Реализм и модернизм русской литературы XX века И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.  А. Бунина. Ее философичность, лаконизм и  изысканность.   И.  А.   Бунин.   «Господин   из Сан­ Франциско». Обращение писателя к  широчайшим социально­философским  обобщениям     Рассказ «Чистый понедельник».  Исследование национального характера.  «Вечные темы» в рассказах Бунина (счастье и  трагедия любви, вера и память) 1 1 1 Философичность, лаконизм и  изысканность прозы. Лирическая проза Социально­философские  обобщения. Поэтика художественного  произведения. основные этапы развития литературы. Уметь конспектировать лекцию учителя Знать важнейшие  биографические  сведения о писателе;  тексты произведений;  сюжет, особенности  композиции и систему  образов Знать важнейшие  биографические  сведения о писателе;  тексты произведений;  сюжет, особенности  композиции и систему  образов Знать содержание  рассказа; уметь  раскрывать  проблематику  произведения,  участвовать в беседе; видеть новизну в  изображении  психологического  Составление плана лекции 1 неделя Раздел 2. Русская литература начала 20 века 1 неделя 1 неделя Анализ  стихотворений, интерпретация  поэтического  текста  Выборочный  пересказ,  анализ  эпизодов.  2 неделя Интерпретация эпизода  художественно го  произведения Для заучивания наизусть 1. Поэзия Серебряного века (2 стих. на выбор) 2. А.А. Блок «Незнакомка», «О доблести, о подвигах, о славе», «На железной дороге» (1 стих. на выбор), отрывок из поэмы «Двенадцать» 3. И.А. Бунин «Сапсан», «Одиночество», «Слово», «Последний шмель»(1 стих. на выбор) 4. В.В. Маяковский «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно», «Дешёвая распродажа» (1 стих. на выбор) 5. С.А. Есенин «Гой ты, Русь, моя родная», «Не бродить, не мять», «Шаганэ», «Русь советская» 6. О.Э. Мандельштам «Бессонница», «За гремучую доблесть грядущих веков» (1 стих. на выбор) 7. М.И. Цветаева «Моим стихам…», «Имя твоё», «Кто создан…», «Тоска по Родине» (1 стих. на выбор) 8. А.А. Ахматова «Песня последней встречи», «Сжала руки», «Я не знаю, ты жив или умер…» (1 стих. на выбор) 9. Поэзия Великой Отечественной войны (2 стих. на выбор) 10. Б.Л. Пастернак «Февраль», «Определение поэзии», «Гамлет», «Зимняя ночь" (1 стих. на выбор) 11. Поэзия 2­й половины 20 века (Б. Ахмадулина, И. Бродский, В. Высоцкий, Е. Евтушенко, В. Кузнецов­1 стих. на выбор) 12. Стихотворения поэтов­ северян ( Н. Рубцов, А. Яшин, Е. Токарев, Р. Казакова, Е.Николихина ­ 2 стих. на выбор) 13. М. Горький «Старуха Изергиль» (отрывок) 14. М.А. Булгаков « Мастер и Маргарита» (отрывок) Учебно­методическое обеспечение авторская  учебники и учебные  методические  дидактические  материалы для  медиаресурсы пособия Русская литература  XX века. 11 кл. Учеб.  для общеобразоват.  учреждений. В 2 ч. /  под ред.  В.П.Журавлёва.­ М.:  Прсвещение, 2010 программа Программа по  литературе. 5­11 классы. – 10­е  изд. Программы  общеобразоват.  учреждений.  /Под ред. В.Я.  Коровиной. –  М.:  Просвещение,  2010                              материалы Золотарёва И.В.,  Михайлова Т.И.  Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. 2  полугодие. – М.:  «ВАКО», 2008 Золотарёва И.В.,  Михайлова Т.И.  Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. 1  полугодие. – М.:  «ВАКО», 2008 Фадеева Т.М.  тематическое и  поурочное  планирование по  литературе: 11 класс:  К учебнику «Русская  литература XX века.  11 класс» Под ред.  В.П.Журавлёва. – М.:  Издательство  «Экзамен», 2009 Нянковский М.А.  Уроки литературы в  11 классе: развёрнутое планирование /  Ярославль: Академия  развития, 2002 материалы Литература в схемах  и таблицах / авт.­ сост. Миронова Ю.С. – СПб.: Тригон, 2009 контроля Тестовые задания  по литературе: 10­ 11 класс: В 3­х ч./  Сост.  А.Б.Малюшкин, ­  М.: ТЦ Сфера, 2005 Литература. 5­11  классы: тесты для  текущего контроля / авт. – сост.  Н.Ф.Ромашина –  Волгоград: Учитель, 2008 Алиева Л.Ю.,  Торкунова Т.В.  Тесты по  литературе. – М.:  Айрис­пресс, 2004 Виртуальная школа  Кирилла и Мефодия.  Репетитор по  литературе. DVD к/ф «Мастер и  Маргарита» DVD к/ф «На дне»  DVD к/ф «Доктор  Живаго» DVD к/ф «Тихий  Дон» DVD к/ ф  «Олеся» Аудиозаписи песен  Булата Окуджавы, В.  Высоцкого, песен на  стихи поэтов 20 века

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2018