Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС
Оценка 5

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Оценка 5
Образовательные программы
doc
русская литература
5 кл
02.04.2017
Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе положения ФГОС, имеет чёткие структурные элементы, в неё конкретно обозначены цели и задачи обучения, содержание программы предусматривает разделы литературы,которые изучаются в данном классе. Календарно- тематическое планирование представлено в хорошо продуманной таблице.Рабочая по литературе 5 класс ФГОС.
рп по литер.5 кл..doc
Ивановский филиал Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новопокровская СОШ» Мордовский район ,Тамбовская область «Рассмотрено» «Согласовано» Руководитель  ШМО Заместитель директора по УВР   учителей русского языка и литературы Потапова Г.А._________ руководитель             Улыбышева  Л.М..________________   от                          2016г. «Утверждаю» Директор МБОУ «Новопокровская СОШ»  Климачёва Н.И._____________   Приказ №                          2016г. Рабочая программа  по литературе  для 5 «Е» класса на 2016­2017 учебный год   Улыбышева Любовь Михайловна ,учитель русского языка и литературы(соответствует занимаемой должности). с.Ивановка 2016 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.Роль и место дисциплины Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 5 классе в объеме 105 ч., то есть 3 часа в неделю. Настоящая рабочая программа составлена также на 105 часа в год (3 часа в неделю). 2.Адресат 3.Соответствие образовательному стандарту   Государственному Программа адресована обучающимся  5 классов общеобразовательных школ Рабочая программа по литературе для 5 класса основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения /утверждён 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897/, в соответствии с рекомендациями Примерной программы по литературе (Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 класс, - М.: «Просвещение», 2011); с авторской программой В.Я. Коровиной по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. 4.Цели и задачи Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом . Цели изучения предмета «Литература» Главными целями изучения предмета «Литература» являются: • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; • развитие интеллектуальных и творческих способно стей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. При изучении курса решаются следующие задачи: • формирование воспитание духовно развитой личности, гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи учащихся • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико- литературных понятий • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико- литературных понятий • овладение умениями: чтения и анализа художественного произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний. 5.Специфика программы          Специфика   учебного   предмета  «Литература»   определяется   тем,   что   он представляет   собой   единство   словесного   искусства   и   основ   науки   (литературоведения), которая изучает это искусство. Литература   как   искусство   словесного   образа   —   особый   способ   познания   жизни, художественная   модель   мира,   обладающая   такими   важными   отличиями   от   собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.  Литература   как   один   из   ведущих   гуманитарных   учебных   предметов   в   российской школе   содействует   формированию   разносторонне   развитой,   гармоничной   личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие   творческих   способностей   —   необходимое   условие   становления   человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение   школьника   с   произведениями   искусства   слова   на   уроках   литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими   современниками,   представителями   совсем   другой   эпохи).   Это   приобщение   к общечеловеческим   ценностям   бытия,   а   также   к   духовному   опыту   русского   народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная   картина   жизни,   нарисованная   в   литературном   произведении   при помощи   слов,   языковых   знаков,   осваивается   нами   не   только   в   чувственном   восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют   с   философией,   историей,   психологией,   называют   «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».  Цель   изучения   литературы   в   школе   –   приобщение   учащихся   к   искусству   слова, богатству   русской   классической   и   зарубежной   литературы.   Основа   литературного образования   –   чтение   и   изучение   художественных   произведений,   знакомство   с биографическими   сведениями   о   мастерах   слова   и   историко­культурными   фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Главная   идея   программы  по   литературе   –   изучение   литературы   от   мифов   к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX,  XX  веков.   В   программе   соблюдена   системная   направленность:   в   5­6   классах   это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей,   знакомство   с   отдельными   сведениями   по   истории   создания   произведений, отдельных   фактов   биографии   писателя   (вертикаль).   Существует   система   ознакомления   с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися.   Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы   в   5­6   классах.   В   программу   включен   перечень   необходимых   видов   работ   по развитию   речи:   словарная   работа,   различные   виды   пересказа,   устные   и   письменные сочинения,   отзывы,   доклады,   диалоги,   творческие   работы,   а   также   произведения   для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Курс   литературы   в  5­8   классах   строится   на   основе   сочетания  концентрического, историко­хронологического   и   проблемно­тематического   принципов,   а   в   9   классе предлагается изучение линейного курса на историко­литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.). 6.Основные содержательные линии курса Введение Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Устное народное творчество Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений). Русские народные сказки Сказки как вид народной прозы. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.) «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение. Из древнерусской литературы Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с «Повесть Византией. Древнехристианская книжность на Руси. временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока- киевлянина и хитрость воеводы Претича». Теория литературы. Летопись (начальные представления). Из литературы XVIII века Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления). Из литературы XIX века Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.) Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» , «Волк на псарне». Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке. Василий Андреевич Жуковский. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальные представления). Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — её  истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория лит ературы .  Лирическое послание (начальные представления). Пролог  (начальные представления).                                                                                                             Русская литературная сказка Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Петр Павлович Ершов. «Конек – Горбунок». Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов. Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь. «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Ночь перед Рождеством». Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений). Николай Алексеевич Некрасов. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Стихотворение «Крестьянские дети». Теория литературы. Эпитет (развитие представлений). Иван Сергеевич Тургенев. «Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления). Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник». Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление). Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Поэты XIX века о Родине и родной природе Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И. С. Никитин. (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. Из литературы XX века Иван Алексеевич Бунин. «Косцы». Владимир Галактионович Короленко. «В дурном обществе». Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия). Сергей Александрович Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» Павел Петрович Бажов. «Медной горы Хозяйка». Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное). Константин Георгиевич Паустовский. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Самуил Яковлевич Маршак. Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка. Андрей Платонович Платонов. «Никита». Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений). Виктор Петрович Астафьев. «Васюткино озеро». Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления). «Ради жизни на Земле...» Стихотворные произведения о войне. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Произведения о Родине и родной природе И.Бунин. «Помню долгий зимний вечер...»; Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы». Писатели улыбаются Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Теория литературы. Юмор (развитие понятия). Из зарубежной литературы Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед». Теория литературы. Баллада Даниель Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя   (смелость,   несгибаемость   перед   жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве. Ханс Кристиан Андерсен. «Снежная королева».   находчивость,   мужество, Символический   смысл   фантастических   образов   и   художественных   деталей   в   сказке Андерсена.   Кай   и   Герда.   Мужественное   сердце   Герды.   Поиски   Кая.   Помощники   Герды (цветы,   ворон,   олень,   Маленькая   разбойница  и  Др.)­   Снежная   королева   и   Герда   — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. Теория лит ературы .  Художественная деталь (начальные представления). Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор   героев   о   прекрасном.   Речевая характеристика персонажей. Теория лит ературы .  Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том   и   Гек.   Дружба   мальчиков.   Игры,   забавы, находчивость,   предприимчивость.   Черты   характера   Тома,   раскрывшиеся   в   отношениях   с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых ^ приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным. Джек Лондон. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка; вынужденного добывать пищу, заботиться   о   старших.   Уважение   взрослых.   Характер   мальчика   —   смелость,   мужество, изобретательность,   смекалка,   чувство   собственного   достоинства   —   опора   в   труднейших жизненных   обстоятельствах.   Мастерство   писателя   в   поэтическом   изображении   жизни северного народа. 7.Структура программы Введение – 1 ч. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения   другому.   Структурные   элементы   книги   (обложка,   титул,   форзац,   сноски, оглавление);   создатели   книги   (автор,   художник,   редактор,   корректор,   наборщик   и   др.). Учебник литературы и работа с ним. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 7 ч. Фольклор   —  коллективное  устное народное творчество. Преображение действительности в духе   народных   идеалов.   Вариативная   природа   фольклора.   Исполнители   фольклорных произведений. Коллективное  и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни,   пестушки, приговорки, скороговорки, загадки —  повторение). Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений). РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок. «Царевна­лягушка».  Народная   мораль   в   характере   и   поступках   героев.   Образ   невесты­ волшебницы.   «Величественная   простота,   презрение   к   позе,   мягкая   гордость   собою, недюжинный   ум   и   глубокое,   полное   неиссякаемой   любви   сердце,   спокойная   готовность жертвовать   собою   ради   торжества   своей   мечты   —   вот   духовные   данные   Василисы Премудрой...»   (М.Горький).   Иван­царевич   —   победитель   житейских   невзгод.   Животные­ помощники. Особая роль чудесных противников Бабы­яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный   мир   волшебной   сказки.   Народная   мораль   в   сказке:   добро   торжествует,   зло наказывается.   Поэтика   волшебной   сказки.   Связь   сказочных   формул   с   древними   мифами. Изобразительный   характер   формул   волшебной   сказки.   Фантастика   в   волшебной   сказке. «Иван­крестьянский   сын   и   чудо­юдо».  Волшебная   богатырская   сказка   героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель   основной   мысли   сказки.   Нравственное   превосходство   главного   героя.   Герои сказки в оценке автора­народа. Особенности сюжета. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория   литературы.   Сказка   как   повествовательный   жанр   фольклора.   Виды   сказок (закрепление представлений). Постоянные   эпитеты.   Гипербола   (начальное   представление).   Сказочные   формулы. Вариативность народных сказок (первоначальное  представления). Сравнение. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  ­ 2 ч. Начало   письменности   у   восточных   славян   и   возникновение   древнерусской   литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока­киевлянина и хитрость   воеводы   Прети   ­   на».  Отзвуки   фольклора   в   летописи.   Герои   старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория   литературы.  Летопись (начальные представления). ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА – 2 ч. Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру...»  — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА  ­ 43 ч. Русские басни Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор). Иван Андреевич Крылов.  Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона   и   Лисица»,   «Волк   и   Ягнёнок»,   «Свинья   под   Дубом»  (на   выбор).   Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. ж., «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова. Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке. Василий Андреевич Жуковский.  Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский­сказочник). «Спящая царевна».  Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки. «Кубок»   Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория   литературы.  Баллада (начальные представления). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение  «Няне»  —   поэтизация   образа   няни;   мотивы   одиночества   и   грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зелёный...».  Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина   сюжетов,   образов   и   событий   народных   сказок,   мотивы   и   сюжеты   пушкинского изведения. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица.   Помощники   царевны.   Елисей   и   богатыри.   Соколко.   Сходство   и   различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота   внешняя   и   внутренняя,   победа   добра   над   злом,   гармоничность   положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория   литературы.   Лирическое  послание   (начальные  представления).   Пролог  (начальные представления). Русская литературная сказка XIX века Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно­условное, фантастическое     и     достоверно­реальное     в     литературной     сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Пётр   Павлович   Ершов.  «Конёк­Горбунок».  (Для   внеклассного   чтения.)   Соединение сказочно­фантастических   ситуаций,   художественного   вымысла   с   реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка. Всеволод Михайлович Гаршин.  «Attalea  Princeps» .  Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения, Теория   литературы.   Литературная   сказка   (начальные   представления).   Стихотворная   и прозаическая   речь.  Ритм,   рифма,   способы   рифмовки.   «Бродячие   сюжеты»   сказок  разных народов. Михаил Юрьевич Лермонтов.  Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино» — отклик на 25­летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения, произведение исторического события устами рядового участника   сражения.   Мастерство   Лермонтова   в   создании   батальных   сцен.   Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. Теория       литературы.      Сравнение,     гипербола,      эпитет      (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь.  Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). «Заколдованное   место»  —   повесть   из   книги   «Вечера   на   хуторе   близ   Диканьки». Поэтизация   народной   жизни,   народных   преданий,   сочетание   светлого   и   мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. «Ночь перед Рождеством».  (Для внеклассного чтения:) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений). Николай Алексеевич Некрасов.  Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). Стихотворение  «Крестьянские   дети».  Картины   вольной   жизни   крестьянских   детей,   их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. «Есть   женщины   в   русских   селеньях...»  (отрывок   из   поэмы  «Мороз,   Красный   нос»). Поэтический образ русской женщины. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.) Теория   литературы.  Эпитет (развитие представлений). Иван Сергеевич Тургенев.  Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Муму».  Реальная   основа   повести.   Повествование   о   жизни   в   эпоху   крепостного   права. Духовные   и   нравственные   качества   Герасима:   сила,   достоинство,   сострадание   к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека. Теория      литературы.     Портрет,        пейзаж        (развитие        представлений). Литературный герой (развитие представлений). Афанасий   Афанасьевич   Фет.  Краткий   рассказ   о   поэте.   Стихотворение        «Весенний дождь»       —       радостная,       яркая,       полная       движения       картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. Лев   Николаевич   Толстой.  Краткий   рассказ   о   писателе   (детство,   начало   литературной деятельности). «Кавказский пленник».  Бессмысленность  и   жестокость  национальной   вражды.  Жилин   и Костылин — два разных характера, две разные судьбы, Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение (развитие понятия), сюжет (начальное представление). Антон   Павлович   Чехов.  Краткий   рассказ   о   писателе   (детство   и   начало   литературной деятельности). «Хирургия»  —   осмеяние   глупости   и   невежества   героев   рассказа.   Юмор   ситуации.   Речь персонажей как средство их Характеристики. Теория      литературы.      Юмор     (развитие     представлений),     речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации. Поэты XIX века о Родине и родной природе (обзор) Ф. И. Тютчев.  «Зима недаром злится...», «Как верея охот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»,  ... Н. Плещеев.  «Весна»  (отрывок);  И. С. Никитин.  «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок);  А. В. Кольцов.  «В степи».  Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся). Теория     литературы.        Стихотворный       ритм       как       средство       передачи эмоционального состояния, настроения. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – 30 ч. Иван   Алексеевич   Бунин.  Краткий   рассказ   о   писателе   (детство   и   начало   литературной деятельности). «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев   с   бескрайними   просторами   Русской   земли,   душевным   складом   песен   и   сказок, связанных  между собой видимыми и  тайными  силами.  Рассказ «Косцы»  как поэтическое воспоминание   о   Родине.   Рассказ  «Подснежник».  (Для   внеклассного   чтения.)   Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. Владимир   Галактионович   Короленко.  Краткий   рассказ   о   писателе   (детство   и   начало литературной деятельности). «В дурном обществе».  Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам.   Вася,   Валек,   Маруся,   Тыбурций.   Отец   и   сын.   Размышления   героев.   «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье. Теория   литературы.   Портрет   (развитие   представлений).   Композиция   литературного произведения (начальные понятия). Сергей   Александрович   Есенин.  Краткий   рассказ   о   поэте   (детство,   юность,   начало творческого пути). Стихотворения, «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация  картин   малой  родины  как исток художественного образа  России.  Особен­ ности поэтического языка С. А. Есенина. Русская литературная сказка XX века (обзор) Павел   Петрович   Бажов.  Краткий   рассказ   о   писателе   (детство   и   начало   литературной деятельности). «Медной горы Хозяйка».  Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие   и   талант   главного   героя.   Стремление   к   совершенному   мастерству.   Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное). Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Тёплый хлеб», «Заячьи  лапы».  Доброта  и   сострадание,   реальное   и  фантастическое   в сказках Паустовского. Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев»  — пьеса­сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы­ сказки. Теория   литературы.   Развитие   жанра   литературной   сказки   в   XX   веке.   Драма   как   род литературы (начальные представления). Пьеса­сказка. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Никита».  Быль   и   фантастика.   Главный   герой   рассказа,   единство   героя   с   природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена     радости и     грусти,     страдания     и     счастья.     Оптимистическое     восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений). Виктор Петрович Астафьев.  Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория   литературы.   Автобиографичность   литературного   произведения   (начальные представления). «Ради жизни на Земле...» Стихотворные   произведения   о   войне.   Патриотические   подвиги   в   годы   Великой Отечественной войны. К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете» , А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война   и   дети   —   обострённо   трагическая   и   героическая   тема   произведений   о   Великой Отечественной войне. Произведения о Родине, родной природе И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...», А. Прокофьев «Алёнушка», Д. Кедрин. «Алёнушка», Н. Рубцов. (Родная деревня», Дон­Аминадо. «Города и годы». Стихотворные    лирические    произведения    о    Родине,    родной     природе    как выражение   поэтического   восприятия   окружающего   мира   и   осмысление   собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. Писатели улыбаются Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь­Робинзон» Образы   и   сюжеты   литературной   классики   как   темы       произведений   для   детей.   Теория литературы.  Юмор (развитие понятия). ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 15 ч. Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый   мёд».  Подвиг   героя   во   имя   сохранения               традиций   предков.   Теория литературы.  Баллада (развитие представлений). Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо».  Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость,   мужество,   находчивость,   несгибаемость   перед   жизненными   обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве. Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева».  Символический смысл фантастических образов и художественных деталей   в   сказке   Андерсена,Кай   и   Герда.   Мужественное   сердце   Герды.   Поиски   Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница др.). Снежная королева и Герда   —   противопоставление   красоты   внутренней   и   внешней.   Победа   добра,   любви   и дружбы. Теория   литературы.  Художественная деталь (начальное представления). Жорж Саид. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Теория     литературы.        Аллегория       (иносказание)      в      повествовательной литературе. Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения   Тома   Сойера».   Том    и    Гек.   Дружба   мальчиков.    Игры,   забавы, находчивость,   предприимчивость.   Черты   характера   Тома,   раскрывшиеся   в   отношениях   с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным. Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише»  — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться   о   старших.   Уважение   взрослых.   Характер   мальчика   —   смелость,   мужество, изобретательность,   смекалка,   чувство   собственного   достоинства   —   опора   в   труднейших жизненных   обстоятельствах.   Мастерство   писателя   в   поэтическом   изображении   жизни северного народа. Итоговый контроль по результатам изучения курса – 2 ч. 8.Требования к результатам Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами освоения программы по литературе являются: 1)   совершенствование   духовно­нравственных   качеств   личности,   воспитание   чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;  2)   использование   для   решения   познавательных   и   коммуникативных   задач   различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет­ресурсы и др.). Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях: 1)   понимать   проблему,   выдвигать   гипотезу,   структурировать   материал,   подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно­следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;  2) самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; 3)   работать   с   разными   источниками   информации,   находить   ее,   анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем: 1) в познавательной сфере:   понимание   ключевых   проблем   изученных   произведений   русского   фольклора   и фольклора   других   народов,   древнерусской   литературы,   литературы   XVIII   в., русских   писателей   XIX–XX   вв.,   литературы   народов   России   и   зарубежной литературы;   понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных   в   них   вневременных,   непреходящих   нравственных   ценностей   и   их современного звучания;     определять   его принадлежность   к   одному   из   литературных   родов   и   жанров;   понимать   и формулировать   тему,   идею,   нравственный   пафос   литературного   произведения, характеризовать   его   героев,   сопоставлять   героев   одного   или   нескольких произведений;    определение   в   произведении   элементов   сюжета,   композиции,   изобразительно­ умение   анализировать   литературное   произведение:     выразительных   средств   языка,   понимание   их   роли   в   раскрытии   идейно­ художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);   владение   элементарной   литературоведческой   терминологией   при   анализе литературного произведения;  2) ценностно­ориентационной сфере:      приобщение к духовно­нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно­нравственными ценностями других народов;  формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;    собственная   интерпретация   (в   отдельных   случаях)   изученных   литературных произведений;  понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) коммуникативной сфере:      восприятие   на   слух   литературных   произведений   разных   жанров,   осмысленное чтение и адекватное восприятие;    умение   пересказывать   прозаические   произведения   или   их   отрывки   с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы   по   прослушанному   или   прочитанному   тексту;   создавать   устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;   написание   изложений   и   сочинений   на   темы,   связанные   с   тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) эстетической сфере:     понимание   образной   природы   литературы   как   явления   словесного   искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;   понимание  русского  слова  в  его  эстетической  функции,  роли  изобразительно­ выразительных   языковых   средств   в   создании   художественных   образов литературных произведений. Формой   контроля,   предусмотренной   курсом,   является     письменный   и   устный   анализ литературных   произведений   по   выбору   учителя   или   школьника   (что   наполняет   работу личностным   смыслом   для   обучающегося),   написание   сочинений   на   литературные   темы, беседы   по   материалам   уроков,   в   которых   обучающиеся   имеют   возможность продемонстрировать   знание   специфических   средств   жанрово­ситуативных   стилей,   умение анализировать   образцы   публицистической   и   ораторской   речи,   а   также   обсуждать   первые опыты самостоятельной творческой работы.  9.Формы организации учебного процесса Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок­ игра. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.  10.Итоговый контроль Особое   место   в   овладении   данным   курсом   отводится   работе   по   формированию самоконтролю   и   самопроверки.   В   ходе   прохождения   программы   обучающиеся   посещают урочные занятия, занимаются внеурочно. Текущий   контроль   по   изучению   каждого   основного   раздела,   проводится   в   форме проверочной   работы   или   творческого   проекта.   Итоговый   контроль   в   форме   теста. Контрольные работы в 5 классе: Контрольных работ - 9 , в том числе Сочинений - 6; Изложений – 1. Перечень контрольных работ: 1. Р.Р. Домашнее сочинение. Ответ на проблемный вопрос «Нужны ли сказки современному ребенку?». 2. Р.Р. Классное сочинение «Почему Тургенев изменил финал реальной истории?» 3. Р.Р. Классное сочинение. «Жилин и Костылин: разные судьбы». 4. Р.Р. Обучение написанию сочинения на морально-этическую тему «Что такое дружба?». 5. Р.Р. Изложение с творческим заданием по сказке Паустовского «Заячьи лапы». 6. Контрольное тестирование. 7. Р.Р. Домашнеесочинение-миниатюре на военную тему «Что я знаю о войне». 8. Итоговый тест. 9. Р.Р. Классное сочинение «Мой любимый герой – фантазер и путешественник». Перечень практических работ. 5 класс: 1. Устные и письменные ответы на вопросы учебника (по группам). Выполнение тестовых заданий. 2. Сочинение загадки, скороговорки, колыбельной песни. 3.Создание собственных иллюстраций к сказкам. 4.Составление развёрнутого устного и письменного ответа на проблемный вопрос (составление плана ответа, подбор материалов и цитат, аргументирование своего мнения). 5.Составление вопросов для викторины (по группам). Конкурс инсценированной басни. 6. Конкурс на выразительное чтение (в том числе по ролям и наизусть) или пересказ самостоятельно прочитанных сказок Пушкина. 7. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сравнение», «гипербола», «эпитет», «метафора», «звукопись» (по группам). 8. Характеристика главных положительных героев каждой повести (по группам). 9. Подбор цитатных подписей из стихотворений к репродукциям картин, помещённым в учебнике. 10. Анализ содержания рассказа по вопросам учителя (по группам). Направления проектной деятельности обучающихся. 5 класс: Возможные темы проектов. Защита проекта в виде иллюстрации, компьютерной презентация, электронного альбома, инсценировки, конкурса чтецов. 1. Составление под руководством учителя электронного альбома «М. В. Ломоносов — великий россиянин». 2. Инсценировка рассказа А. П. Чехова «Хирургия». 3. Конкурс на лучшее чтение стихотворений о родной природе. 4. Составление под руководством учителя электронной презентации «Памятники литературным героям». 5. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». 11.Объем и сроки изучения На изучение  литературы отводится 3 часа в неделю, всего 105 часов: 1 четверть­27 ч. 2 четверть­24 ч. 3 четверть­30 ч. 4 четверть­24 ч.                                                                                                                ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Обязательные формы и методы контроля Система оценки планируемых результатов Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи. Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе — 1,5 —2 тетрадные страницы, в 7 классе — 2 —2,5 тетрадные страницы, в 8 классе — 2,5 —3 тетрадные страницы, в 9 классе — 3 — 3,5 тетрадные страницы. Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-м и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку. Система оценки планируемых результатов Стартовая диагностика Проводится перед изучением разделов по предмету и направлена на определение уровня остаточных знаний и уровня мотивации к изучению нового материала. Данный вид работы оценивается учителем на качественном уровне. Для проведения стартовой диагностики можно использовать тесты, анкеты, приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Тематические контрольные работы. Текущий контроль. В ходе текущего контроля оценивается любое, особенно успешное действие обучающегося, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, выполнение теста, устного ответа. Данные виды работ оцениваются по пятибалльной системе. Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания. Формы итоговой аттестации: контрольная работа, защита реферата или исследовательской работы. В 5 классах контрольно-обобщающие уроки проводятся в виде практикумов: ответы на проблемные вопросы, работа с текстом. Итоговая оценка. В 5 классах итоговая оценка по литературе выставляется по результатам текущего контроля, который ведется учителем, фиксируется в классном журнале и дневниках учащихся, практических работ, оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта, итоговой контрольной работы, написания сочинения. Оценка проектной и исследовательской деятельности. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно- творческую, иную). Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. Оценка за выполнение и защиту итогового индивидуального проекта является одним из видов оценки достижения метапредметных результатов освоения ООП, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ. Основным объектом оценки метапредметных результатов является: • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; • способность к сотрудничеству и коммуникации; • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Критерии оценки предметных результатов. Критерии оценивания 1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) 5 (отл.) Удачное исполнение правильной 4 (хор.) Исполнение структуры ответа, но не всегда 3 (удовл.) 2 (неуд.) Отсутствие некоторых элементов ответа; Неумение сформулировать вводную часть и структуры ответа (введение-основная часть-заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов 2. Умение анализировать и делать выводы Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются 3. Иллюстрация своих мыслей Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами 4. Научная корректность (точность в Отсутствуют Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами Встречаются неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу Ошибки в ряде выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия Незнание фактов и использовании фактического материала) фактические 5.Работа с ключевыми понятиями ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе требований ФГОС к предметным результатам учащихся, а также структурных элементов некоторых компетенций, усвоение которых считаются обязательными результатами обучения. Оценка проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям: 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать верные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов, обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, макета, объекта, творческого решения. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. 2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. 3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. 4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода. При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев. Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев. Примерное содержательное описание каждого критерия Критерий Уровни сформированности навыков проектной деятельности Базовый Повышенный Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно действий, достигать более глубокого понимания изученного Знание предмета Регулятивные действия Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы. Коммуникация мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы. Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения. Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы. В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы. Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале. Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного образования. При необходимости использования аналитического подхода к описанию результатов вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»). . В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы. текущая аттестация Технологии, используемые в работе:  Чтение и письмо для развития критического мышления  ИКТ    Обучение в сотрудничестве  Исследовательские методы обучения  ТРИЗ   Игровые методы обучения Здоровьесберегающие технологии Формы представления образовательных результатов:  табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);   тексты   итоговых   диагностических   контрольных   работ   и   анализ   их   выполнения   обучающимся   (информация   об   элементах   и   уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);  устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по русскому языку;  портфолио;   результаты   психолого­педагогических   исследований,   иллюстрирующих   динамику   развития   отдельных   интеллектуальных   и   личностных качеств обучающегося, УУД. Критериями оценивания являются:   соответствие   достигнутых   предметных,   метапредметных   и   личностных   результатов   обучающихся   требованиям   к   результатам   освоения образовательной программы  общего образования ФГОС;   динамика результатов предметной обученности, формирования УУД. Перечень учебно-методического обеспечения 1. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной. 5 – 9 классы. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. и др. . - М.: Просвещение, 2011 2.В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2012 Просвещение, 2012 класс. . - М.: Просвещение, 2011 3.В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3). . - М.: 4.В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 5 5.Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. . - М.: Просвещение, 2014 6.Н.В.Беляева. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки. . - М.: Просвещение, 2012 7.Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы. . - М.: Просвещение, 2014 8. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю). 9. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007. 10. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы). 11. Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3- е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011. – 237 с. 12. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с. 13. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011. 14. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор). 15. Репин А.В. Литература. 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с. 16. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик). 17. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев- Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с. Список литературы (основной и дополнительной) 1. Вокруг тебя – Мир… Книга для ученика. 5 класс / Авт.-сост. А.Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996. – 96 с. 2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2012. 3. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012. 4. Репродукции картин художников 5. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик). Электронные образовательные ресурсы Интернет-ресурсы: Художественная литература: . chat rusfolk  http://www. . pogovorka :// www  http  http:// . chat - russian  http :// www . klassika  http://www. ruthenia old . ru – Русский фольклор . com. – Пословицы и поговорки . ru – Древнерусская литература . ru – Библиотека классической русской литературы . ru – Русская поэзия 60-х годов Справочно-информационные и методические материалы:  http://www. rol . ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017