Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)
Оценка 4.9

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
русская литература
5 кл
23.09.2018
Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
+ +++ Рабочая программа по литературе 5 класс.doc
Раздел     I  . Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе для V класса составлена на основании следующих нормативно­правовых документов: 1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 7). 2. Федерального   компонента   государственного   образовательного   стандарта   по   литературе,   утвержденного   Приказом Министерства образования РФ№ 1039 от 05. 03. 2004; 3. БУП 2004, утвержденного Приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09. 03. 2004г.; 4. Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7­е издание, М. Просвещение 2009. Допущено Министерством образования и науки РФ. 5. Учебного плана МОУ СОШ № 9 на 2018 – 2019 учебный год.   Программа   детализирует   и   раскрывает   содержание   стандарта,   определяет   общую   стратегию   обучения,   воспитания   и развития   учащихся   средствами   учебного   предмета   в   соответствии   с   целями   изучения   литературы,   которые   определены стандартом. Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно­тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно­методического обеспечения. Важнейшее   значение   в   формировании   духовно   богатой,   гармонически   развитой   личности   с   высокими   нравственными идеалами   и   эстетическими   потребностями   имеет   художественная   литература.   Курс   литературы   в   школе   основывается   на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко­ культурных сведений,  нравственно­эстетических  представлений,  усвоения основных понятий  теории  и  истории литературы, формирование   умений   оценивать   и   анализировать   художественные   произведения,   овладения   богатейшими   выразительными средствами русского литературного языка. Согласно   государственному   образовательному   стандарту,   изучение  литературы   в   основной   школе   направлено   на достижение следующих целей:  воспитание  духовно­развитой   личности,   осознающей   свою   принадлежность   к   родной   культуре,   обладающей гуманистическим   мировоззрением,   общероссийским   гражданским   сознанием,   чувством   патриотизма;   воспитание   любви   к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; 1  развитие  познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих   способностей,   устной   и   письменной   речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;   освоение   знаний  о   русской   литературе,   ее   духовно­нравственном   и   эстетическом   значении;   о   выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;  овладение умениями  творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно­историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. Цель   изучения   литературы   в   школе   –   приобщение   учащихся   к   искусству   слова,   богатству   русской   классической   и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко­культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это   устремление   зависит   от   степени   эстетического,   историко­культурного,   духовного   развития   школьника.   Отсюда возникает необходимость активизировать художественно­эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.   Следовательно,   цель   литературного   образования   в   школе   состоит   и   в   том,   чтобы   познакомить   учащихся   с классическими   образцами   мировой   словесной   культуры,   обладающими   высокими   художественными   достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.  2 Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе  XVIII,  XIX,  XX  веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5­6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории   создания   произведений,   отдельных   фактов   биографии   писателя   (вертикаль).   Существует   система   ознакомления   с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге. Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5­6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Программа первого концентра рассчитана на 3 часа в неделю. Раздел     II   . Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета. Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества: – чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; – устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. – осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; – ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; – эмоционально положительное  принятие  своей этнической идентичности;  уважение и принятие  других народов России и мира, межэтническая толерантность; 3 – потребность в самовыражении через слово; – устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. Средством   достижения   этих   результатов   служат   тексты   учебников,   вопросы   и   задания   к   ним,   проблемно­диалогическая технология, технология продуктивного чтения. Метапредметными результатами  изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – самостоятельно  формулировать  проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; – самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем  вырабатывать  критерии оценки и  определять  степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством   формирования   регулятивных   УУД   служат   технология   продуктивного   чтения   и   технология   оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: –   самостоятельно  вычитывать  все   виды   текстовой   информации:   фактуальную,   подтекстовую,   концептуальную;   адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; –  извлекать  информацию,  представленную   в  разных   формах  (сплошной   текст;   несплошной   текст  –  иллюстрация,  таблица, схема); – владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; 4 – устанавливать причинно­следственные связи; – строить рассуждения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; –  уметь  формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; –  уметь  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром; – уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации; ­ создавать тексты различного типа, стиля, жанра; – оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; –  адекватно   использовать  речевые   средства   для   решения   различных   коммуникативных   задач;   владеть   монологической   и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы. Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений: 5 На необходимом (базовом) уровне: –   осознанно  воспринимать  и  понимать  фольклорный   текст;  различать  фольклорные   и   литературные   произведения, обращаться  к   пословицам,   поговоркам,   фольклорным   образам   в   различных   ситуациях   речевого   общения,  сопоставлять фольклорную сказку и еѐ интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); – выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере; –  видеть  черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса; – выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; – использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; – выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»; – пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приѐмы, характерные для народных сказок; –  выявлять  в сказках характерные художественные приемы и на этой основе  определять  жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; – осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; –  адекватно  понимать  художественный  текст  и давать его  смысловой  анализ,  интерпретировать  прочитанное,  отбирать произведения для чтения; – воспринимать художественный текст как произведение искусства; – определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения; –  выявлять   и   интерпретировать  авторскую   позицию,   определять   своѐ   отношение   к   ней,   и   на   этой   основе   формировать собственные ценностные ориентации; – определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; – создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; – сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; На повышенном уровне: 6 –  сравнивать  сказки, принадлежащие разным народам,  видеть  в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); – сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии; – сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера; –  выбирать  произведения   устного   народного   творчества   разных   народов   для   самостоятельного   чтения,   руководствуясь конкретными целевыми установками; – устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия); – выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово­родовой природе художественного текста; – видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию; – сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их; – оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; –  сопоставлять  произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; – осуществлять самостоятельную проектно­исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). Раздел     III   . Содержание учебного предмета. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Содержание Кол­во часов Введение. Книга в жизни человека. Устное народное творчество Русские народные сказки. Из древнерусской литературы. Из литературы XVIII века. Из литературы XIX века. Русские поэты XIX века о Родине, родной природе 1 2 9 2 2 39 3 7 Из русской литературы XX века. Поэты о Великой Отечественной войне 8. 9. 10. Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе 11. Писатели улыбаются 12. Из зарубежной литературы. ИТОГО 27 4 3 2 8 102 Введение.  Писатели   о   роли   книги   в   жизни   человека.   Книга   как   духовное   завещание   одного   поколения   другому.   Структурные элементы   книги   (обложка.,   титул,   форзац,   сноски,   оглавление);   создатели   книги   (автор,   художник,   редактор,   корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним. Устное народное творчество. Фольклор   –   коллективное   устное   народное   творчество.   Преображение   действительности   в   духе   народных   идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки). Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество. Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. «Царевна­лягушка».  Народная мораль в характере и поступках  героев. Образ невесты­волшебницы.. Иван­царевич – победитель житейских невзгод. Животные­помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы­яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. «Иван ­ крестьянский сын и чудо­юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение. Из древнерусской литературы. 8 Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. «Повесть   временных   лет»  как   литературный   памятник.  «Подвиг   отрока­киевлянина   и   хитрость   воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись. Из литературы XVIII века. Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» ­ научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы. Из литературы XIX века. Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Иван  Андреевич  Крылов.  Краткий   рассказ   о   баснописце.  «Ворона  и  Лисица», «Волк  и Ягненок»,  «Свинья  под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» ­ отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке. Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна».  Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» ­ поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый…».  Пролог к поэме «Руслан и Людмила» ­ собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. 9 «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»  ­ её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки. Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе. «Черная курица, или Подземные жители».  Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.  «Бородино»  ­  отклик  на  25­летнюю   годовщину  Бородинского   сражения  (1837).  Историческая   основа   стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация. Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.  «Заколдованное место» ­ повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Теория литературы. Фантастика. Юмор. Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.  «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. Стихотворение  «Крестьянские дети».  Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет. Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе. «Муму»  ­   повествование   о   жизни   в   эпоху   крепостного   права.   духовные   и   нравственные   качества   Герасима:   сила, достоинство,   сострадание   к   окружающим,   великодушие,   трудолюбие.   Немота   главного   героя   –   символ   немого   протеста крепостных. Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой. 10 Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» ­ радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский   пленник».  Бессмысленность   и   жестокость   национальной   вражды.   Жилин   и   Костылин   –   два   разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение. Сюжет. Антон Павлович Чехов.  Краткий рассказ и писателе.  «Хирургия»  ­ осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор. Поэты XIX века о Родине и родной природе. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений. Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. Из литературы XX века. Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы».  Восприятие   прекрасного.   Эстетическое   и   этическое   в   рассказе.   Кровное   родство   героев   с   бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения. Сергей Александрович Есенин.  Рассказ о поэте. Стихотворение  «Синий май. Зоревая теплынь…»  ­ поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики. Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. 11 «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное). Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать  месяцев»  ­   пьеса­сказка.   Положительные   и   отрицательные   герои.   Победа   добра   над   злом   –  традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы­сказки. Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса­сказка. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита».  Быль   и   фантастика.   Главный   герой   рассказа,   единство   героя   с   природой,   одухотворение   природы   в   его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино   озеро».  Бесстрашие,   терпение,   любовь   к   природе   и   ее   понимание,   находчивость   в   экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения. Стихотворные произведения о войне.  Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Произведения о Родине и родной природе. И.Бунин   «Помню   долгий   зимний   вечер…»;   А.   Прокофьев   «Аленушка»;   Д.Кедрин   «Аленушка»;   Н.   Рубцов   «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России. Саша   Черный.  «Кавказский   пленник»,   «Игорь­Робинзон».   Образы   и   сюжеты   литературной   классики   как   темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор. 12 Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе. «Рыба – кит». Стихотворение­шутка. Теория литературы. Стихотворения­песни. Песни­шутки. Песни­фантазии. Из зарубежной литературы. Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада. Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон   Крузо».  Жизнь   и   необычайные   приключения   Робинзона   Крузо,   характер   героя.   Гимн   неисчерпаемым возможностям человека. Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды. Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера».  Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» ­ сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Раздел     IV   .    Календарно­тематическое планирование. Тема раздела, урока № п/п Дат а  Тип урока Кол­ во часов Практич еская часть Основные понятия и термины Введение     1 ч. Основные умения и навыки Домашнее задание 1. Основные требования к  1 Вводный Форзац, титульный Знать структурные элементы учебной книги;  Найти в сборниках 13 ЗУН. Книга и ее роль в  духовной жизни человека  и общества 2. Русский фольклор. Малые  жанры фольклора. 3. Детский фольклор 4. Сказка как особый жанр  фольклора 5. «Царевна­лягушка» ­  встреча с волшебной  сказкой 6. Народная мораль в  характерах и поступках  героев. Образ невесты­ волшебницы 1 1 1 1 1 урок лист, выходные  данные,  литература,  обложка понимать значение Книги, ее роль в жизни человека и общества, особенности литературы как учебного  предмета и вида искусства;  уметь находить в учебнике  необходимый для  занятия материал, отвечать на вопросы по  прочитанному тексту, составлять его план. пословицы и  поговорки об  учении Устное народное творчество     2 ч. Урок чтения и обсуждения произведений Урок чтения и обсуждения произведений Фольклор, жанр,  загадка, пословица,  поговорка. Колыбельная песня,  пестушка, потешка,  прибаутка, закличка,  приговорка,  Знать малые жанры фольклора: пословицы,  поговорки, загадки;  уметь  давать определение малым жанрам, отличать  друг от друга малые жанры фольклора, различать  пословицы и поговорки. Знать жанры детского фольклора; понимать  принципы построения или создания произведений  каждого жанра; уметь объяснить принадлежность  конкретного текста к определенному жанру,  самостоятельно создать считалку, небылицу, загадку Нарисовать  иллюстрации к  загадкам (2­3) Вопросы с.8 Русские народные сказки       9 ч. Урок знакомства с теоретическим и понятиями Урок чтения и изучения произведения Урок чтения и изучения произведения Сказка, старины Постоянные  эпитеты, сказочные  формулы. Постоянные  эпитеты, сказочные  формулы. Знать жанровые особенности, виды сказок;  характерные для сказок обороты речи (постоянные  эпитеты, сказочные зачины и концовки); знать  известных русских исполнителей УНТ, собирателей  сказок; уметь определять характерные для сказок  обороты речи, использовать при сказывании сказок,  сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их  изображением в живописи и графике Знать, к какому виду сказок относится сказка  «Царевна­лягушка»; понимать: общее движение  сюжета, идею сказки и характеры ее героев; что такое  художественный пересказ, находить отличия в  вариантах сказки; уметь определять особенности  фольклорной волшебной сказки. Знать героев сказки; уметь формулировать мораль  сказки, находить отраженные в ней народные идеалы,  развивать воображение, мотивировать ответ Читать с.8­11  Вопросы учебника  с. 26 Подготовить  выразительное  чтение отрывка 14 7. Иван­царевич – победитель  8. 9. житейских невзгод.  Р.к. Сказки народов Северного  Кавказа «Иван – крестьянский сын и чудо­юдо». Волшебная   сказка героического  содержания.  10. Система образов сказки,  особенности сюжета.  11. Сказка о животных  «Журавль и цапля».  Народное представление о справедливости. 12. Р/р. Обучение сочинению  «Мой любимый герой  русской народной сказки» 13. Р.к. Мифы, легенды,  предания народов  Северного Кавказа.  Древнерусская  литература. 14. Герои летописного  сказания.  Фольклор и   летописи. 1 1 1 1 1 1 1 1 Комбинирован ный Комбинирован ный  Урок чтения и изучения произведения Комбиниров анный Урок чтения и изучения произведени я Урок развития речи Обуч.  сочинение Повторы,  постоянные  эпитеты, формулы  волшебных сказок  Гипербола. Героическая сказка. Герой. Постоянные  эпитеты, повторы,  сказочные  формулы,  вариативность  народных  сказок Понимать тайны сказочной поэтики, народную  мудрость, переданную в сказке, как совокупность  художественных приемов и изобразительно­ выразительных средств помогают раскрыть и  воплотить замысел сказки; характеры героев; уметь  составлять рассказ о сказочном герое  Знать, к какому виду сказок относится сказка  «Иван – крестьянский сын и чудо­юдо»;  уметь  видеть жанровые признаки волшебной сказки и  пересказывать ее фрагменты Знать особенности сюжета сказки; уметь видеть  нравственное превосходство главного героя;  составлять план; устно описывать иллюстрацию;  осмысливать содержание сказки; развивать навыки  художественного пересказа Подготовить  пересказ сказки  Краткий пересказ  отрывка из сказки Выразительное  чтение отрывка Подобрать сказки о  животных,  выразительное чтение отрывка. Краткий пересказ  мифов, легенды или  предания Из древнерусской литературы       2 ч. Комбиниров анный  Устаревшие слова Уметь определять черты фольклора в летописи,  сопоставлять текст с репродукциями картин Урок чтения и изучения произведени я Летопись,  летописание,  погодная запись  (год), отрок,  печенеги, отчина Знать определение понятия «летопись»; понимать,  когда возникла древнерусская литература; основную  мысль «Повести временных лет», одной из ее частей  «Подвиг отрока…»; уметь коротко передать  содержание статьи учебника, объяснять жанровые  особенности летописи (краткость, напевность,  отношение автора к героям) Подготовить  биографию   М.В.Ломоносова Из  русской литературы XVIII века      2  ч. 15 15. Из древнерусской  литературы.  М.В.Ломоносов  «Случились вместе два  Астронома в пиру…» 16. К.р.Диагностическая  контрольная работа 17. Вн.чт. Басня как литературный  жанр. Истоки басенного  жанра. 18. И.А.Крылов «Волк и  ягненок»,  «Ворона и  Лисица»,  «Свинья под  дубом»  19. Аллегорическое  отражение исторических  событий в басне «Волк на  псарне» 20. В.А.Жуковский –  сказочник. Сказка  «Спящая царевна». Сюжет и герои. 21. Черты народной и  литературной сказки в  «Спящей  царевна».  1 1 1 1 1 1 1 Урок чтения и обсуждения произведени я Урок проверки знаний Астроном, весьма,  слыл, очаг;  коперник,  Птоломей Понимать значимость личности М.В.Ломоносова,  смыслом жизни которого было «утверждение наук в  отечестве»; знать определение теоретико­ литературных понятий: роды литературы (эпос,  лирика, драма), литературные жанры; уметь  оперировать ими в речи, объяснять смысл  прочитанного стихотворения (чему  противопоставлен житейский, практический опыт  простого человека), читать выразительно. Подготовить  выразительное чтение стихотворения  М.В.Ломоносова  Подготовить  выразительное чтение басни Из  русской литературы XIX  века       39 ч. Урок чтения и изучения произведени й Урок чтения и изучения произведени я Урок чтения и изучения произведени й Урок чтения и изучения произведени я Урок чтения и изучения произведени Эпос, лирика,  драма, басня,  аллегория, мораль  басни, Эзопов язык Басня, аллегория, мораль  басни. Басня, аллегория, мораль  басни. Знать жанровые особенности басни, знать  определение понятий «басня», «мораль»,  «аллегория», «олицетворение», истоки басенного  жанра (имена родоначальников басенного жанра,  имена отечественных баснописцев); уметь  определять, к какому роду литературы относятся  басни, находить жанровые особенности басни Знать творческую историю басни, понимать ее  драматический конфликт, исторический контекст и  мораль басни; уметь выразительно читать, при  помощи интонации выражать чувства героев  (лицемерие Волка, мудрость Ловчего) Понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их  общую интонацию, их смысл, находить аллегорию,   мораль, объяснять их, использовать поговорки,  пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи;  уметь устанавливать ассоциативные связи с  произведениями живописи, сопоставлять басни  Крылова с баснями других авторов Подготовить  сообщение  о  И.А.Крылове. Наизусть  одну  басню. Подготовить  сообщение о  В.А.Жуковском Пророк,  хорунжий,  концовка Знать сведения о поэте, историю создания сказки,  сюжет и героев; уметь сопоставлять литературную  и фольклорную сказки. С. 71­81 читать Сказочные  формулы  волшебной сказки Знать сюжет и героев литературной сказки;  понимать отличие сказки литературной от  народной; уметь сопоставлять литературную и  фольклорную сказки, выявлять общее и  16 22. Вн.чт. Нравственно­ психологические  проблемы баллады  «Кубок» 23. А.С.Пушкин. детские и  лицейские годы поэта  24.  Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как  собирательная картина  народной сказки. 25. А.С.Пушкин. «Сказка о  мертвой царевне и о семи  богатырях».  26. Система образов «Сказки  о мертвой царевне» 27. Р.р. Сходство и различие  литературной и народной  сказки 28. Вн.чт.  А.С.Пушкин. Любимые  сказки.  29. Вн.чт.  Поэтичность и  музыкальность  пушкинских сказок 30. Антоний Погорельский  «Черная курица, или  Подземные жители».  1 1 1 1 1 1 1 1 1 Урок чтения и изучения произведени я Комбиниров анный  Комбиниров анный Урок развития речи Комбиниров анный Урок внеклассног о чтения Урок чтения и обсуждения произведени я я Комбиниров анный  Баллада, ратник,  латник Комбиниров анный  Эпитет, сравнение, метафора отличительное Знать историю создания баллады, определение  понятия «баллада», ее жанровые особенности;  понимать поступки героев, определять реальные  события и фантастические, отношение автора к  героям; уметь выразительно читать балладу Знать: сведения о детстве и детских впечатлениях  поэта, о влиянии на него сказок няни; уметь  выразительно читать стихотворение, оценивать  отношение поэта к няне, определять роль эпитетов  и метафор в создании словесной картины,  доказывать принадлежность стихотворения к  лирике как роду литературы С.84­89 краткий  пересказ Подготовить  сообщение о  А.С.Пушкине С.93­94 наизусть Инда, сочельник,  ломлива, перст,  полати Знать историю рождения сюжета сказки,  особенности стихотворной сказки; уметь отбирать  материал для характеристики героев Дочитать сказку Уметь делать сравнительную характеристику  персонажей, выразительно читать сказку,  художественно пересказывать эпизоды, объяснять  выбор сцены для иллюстрации, определять сходство и отличия русской народной и литературной сказок, сопоставлять литературные сказки со сходным  сюжетом, выявлять общее и отличительное Подобрать сказки  А.С.Пушкина  (краткий пересказ) Нарисовать  иллюстрацию к  любимой сказке Уметь работать с лексикой и ритмом сказки,  проводить работу по стилистике сказки, определять музыкальность пушкинской сказки Познакомиться с  творчеством  А.Погорельского Знать сведения о жизни писателя, что такое  псевдоним; уметь разбивать большие абзацы на  более маленькие отрывки, правильно интонировать,  верно понимать смысловые отрывки  С.120­130 читать 17 Псевдоним 31. Нравоучительное  содержание сказки  «Черная курица»  32. Сказочное  и реальное в  сказке «Черная курица» 33. М.Ю.Лермонтов  34. «Бородино».  Историческая основа и  героический пафос.  «Бородино».  Изобразительно­ выразительные средства  языка стихотворения.  35. Н.В.Гоголь «Вечера на  хуторе близь Диканьки»,  «Заколдованное место» 36. Р.к. Стихотворения  А.Екимцева. Юмор в  повести. Реальность и  фантастика. 37. Вн.чт. Мои любимые повести в  сборнике «Вечера на  хуторе близ Диканьки» 1 1 1 1 1 1 1 Комбиниров анный  Комбиниров анный Урок чтения и изучения произведени я Урок чтения и изучения произведени я Урок чтения и обсуждения произведени я Комбиниров анный  Урок чтения и обсуждения произведени я Сюжет, сюжетная  линия Сюжет, сюжетная  линия, композиция Редут, картечь,  поле грозной сечи,  кивер, драгун,  басурман, постоять  головою Монолог, диалог,  строфа, эпитет,  метафора,  сравнение,  звукопись Юмор, сатира,  лирика Знать, что такое сюжет, причудливый сюжет; уметь находить фантастическое и достоверно­реальное в  сказке, находить абзацы, имеющие нравоучительный характер  Знать понятие «антитеза» как основной  художественный прием, пафос произведения; уметь  находить героическое и обыденное в сказке,  анализировать текст Знать отдельные факты биографии поэта, условия,  в которых формировался его характер,  историческую основу стихотворения; уметь  передать сюжет стихотворения Уметь объяснять, какие чувства объединяют  героев, автора и читателей, какие изобразительно­ выразительные средства использует автор, описывая батальные сцены, через чтение передать  патриотический пафос стихотворения,  почувствовать слияние эпического и личностного  («мы» и «я») в речевом и образном строе  стихотворения, при помощи устного словесного  рисования воспроизвести портреты героев,  наблюдать над речью рассказчика и определять роль звукописи в описании событий. Знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», сюжет  повести «Заколдованное место», представлять  обстановку и место действия, обычаи украинского  народа; уметь использовать текст повести,  сопоставляя свои впечатления и изображенное на  репродукциях картин А.И.Куинджи и И.Е.Репина;  анализировать своеобразие языка произведения Подготовить  выразительное  чтение конца  сказки (с131­145.). с.146­149,  выполнить проект  с.149 Подготовить  характеристику  героя С.151­154  выразит.чтение Подобрать стихи  А.Екимцева Краткий пересказ  повести из «Вечера на хуторе близь  Диканьки» Знать определение теоретических понятий: юмор,  фантастика; уметь определять их роль в повести,  выделять смысловые части художественного текста, составлять план, пересказывать по плану Подготовить  рассказ о  творчестве  Н.Некрасова 18 38. Н.А.Некрасов    Поэтический образ  русской женщины в поэме  Некрасова  «Мороз,  Красный нос» 39. Мир детства в  стихотворении  «Крестьянские дети» 40 И.С.Тургенев  «Муму».   Жизнь в доме барыни. 41. Герасим и барыня.   Герасим  и Татьяна. 42. Нравственный облик  Герасима. 43. Осуждение  крепостничества в  рассказе. 1 1 1 1 1 1 Урок чтения и изучения произведени я Урок ­ практикум Урок чтения и изучения произведени я Урок чтения и изучения произведени я Урок чтения и изучения произведени я Урок чтения и изучения произведени я Рифма, сравнение,  эпитет, виды  рифмовок, поэма Знать биографические сведения о поэте,  историю  создания поэмы «Мороз, Красный нос», смысл  названия поэмы, понятия «рифмы», способы  рифмовки; уметь находить в тексте примеры  используемых видов рифм Выразительное  чтение поэмы  Вирши, чухна,  мякина, лава,  пожня, содом,  обаянье Челядь, дворовые,  дворня, тягловый  мужик, гипербола,  Аннибалова  клятва,  крепостничество Нравственное  превосходство,  независимость,  бескомпромисснос ть, человеческое  достоинство Приживалки,  лакей, холоп,  челядь, дворецкий, дворянин, дворня,  дворовый Знать содержание стихотворения; уметь  определять авторскую позицию, роль эпитетов и  сравнений в поэтическом описании крестьянских  детей, выделять события, которые происходят в  настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается  его лирическими воспоминаниями Знать сведения о детстве и семье писателя, о начале  его литературной деятельности, историю создания  произведения, содержание рассказа; уметь  соотносить описание быта и нравов крепостнической  России в рассказе со знаниями об этом периоде из  истории, сопоставлять описание жизни крепостных в  рассказе с изображением на полотнах художников Знать сюжет рассказа, понимать духовные и  нравственные качества Герасима; уметь  сопоставлять главного героя с его окружением,  давать характеристику героя по его поступкам,  поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя Знать текст художественного произведения,  понимать чувства и переживания Герасима; уметь  строить устное высказывание с опорой на текст,  объяснять перемены, произошедшие с героем с  появлением Муму, определять роль используемых  автором сравнений и эпитетов, которые помогают  представить внешний облик героя, объяснить  отношение Тургенева к Герасиму Знать содержание произведения, как безмерно горе  главного героя и как велико чувство радости только при мысли о возможности совершить  самостоятельный поступок, в чем превосходство  Наизусть отрывок  из стихотворения Прочитать рассказ  до конца Обозначить в  тексте описание  Герасима  Закончить  составление плана. Выписать из всего  текста рассказа  имена и должности всей челяди. Письменно  ответить на  вопрос: как  изменила Герасима гибель Муму?  19 44. И.С.Тургенев – мастер  портрета и пейзажа. 45. Р.Р. Классное контрольное  сочинение:  Духовные и  нравственные качества  Герасима.  46. Тестирование по  творчеству А.С.Пушкина,  М.Ю.Лермонтова,  И.С.Тургенева 47. Р.к. К.Ходунков «Отчий  край», А.А.Фет. Обучение  чтению лирических  стихотворений 48 К.р. Промежуточная  контрольная работа 49. Р.к.  Кавказ в судьбе  Л.Н.Толстого. Рассказ­ быль «Кавказский  пленник».  50. Р.р. Жилин и Костылин – два  разных характера, две  разные судьбы. 1 1 1 1 1 1 Комбинир ованный  Урок развития речи Контрольно е сочинение Комбиниров анный  Урок чтения и изучения произведени я Урок контроля Урок чтения и изучения произведени я Урок развития речи Герасима над такими же крепостными, как и он;  уметь проводить частичный анализ центральных  эпизодов  текста, проследить  за изменениями,  произошедшими в главном герое Выразит. чтение   эпизода  «Возвращение  Герасима домой» Портрет, пейзаж,  литературный  герой, тема, идея  сочинения, план,  тип речи:  рассуждение,  повествование Метафора, лирика Идея, сюжет,  рассказ План (простой,  сложный),  говорящая  фамилия, «жила»,  «костыль» Знать сюжет рассказа, понимать духовные и  нравственные качества Герасима, определение  понятий: портрет, пейзаж, литературный герой;  уметь  давать характеристику героя по его  поступкам, поведению, использовать цитаты из  текста в связном ответе, составлять план  характеристики героя Знать факты биографии писателя, сведения о его  творческом пути.  Уметь установить связь между прочитанным и  изображением художника. Знать биографические сведения о Фете,  содержание его стихотворения; уметь определять,  какие художественные приемы использует автор  для описания природы, анализировать лирическое  произведение, выразительно читать, передавать при  помощи интонации впечатления от быстро  меняющихся картин и состояний природы;  понимать авторское отношение к природе. Знать автора, биографические факты жизни  писателя, связанные с войной на Кавказе, историю  создания рассказа «Кавказский пленник»;  определение понятий: «рассказ­быль», «сюжет»,  «фабула», «литературный герой»; уметь ими  оперировать при анализе произведения, определять  главных сюжетных героев, их роль в произведении,  специфику жанра Знать понятия «герой», «сопоставление»,  «противопоставление», средства раскрытия  характеров действующих лиц (поступки, портрет,  пейзаж, авторская оценка); уметь ими оперировать  при создании сравнительной характеристики,  выявлять авторскую позицию Выразительное  чтение отрывка «А между тем в ту  самую пору…»;  дописать  сочинение Выразит. чтение   одного   стихотворения Выразит. чтение    стихотворения Подготовить  устную  характеристику  Дины с  использованием  цитат. Подобрать  материал о Жилине  и Костылине. Составить  сравнительную  характеристику  героев.  20 51. Жилин и татары. Странная 1 дружба Жилина и Дины.  Комбиниров анный  52. Р.р. Контрольное  сочинение  «Жилин и Костылин:  разные судьбы» 53. Вн.чт. Л.Н.Толстой  «Севастопольские  рассказы» 54. А.П.Чехов. «Хирургия»  как юмористический  рассказ. 55. Вн.чт. Юмор и сатира в  творчестве А.П.Чехова 56. Р.к. Стихотворения о родном  крае. Русские поэты 19  века о родине и родной  природе. Ф.И.Тютчев. 1 1 1 1 1 Уметь давать характеристику героя, отбирать  материал из художественного произведения,  определять отношение автора к Дине и Жилину, их  дружбе, выражать свое мнение; понимать движение картин, эпизодов, интонаций в рассказе Л. Толстого (от войны и вражды к милосердию и духовной  близости) Уметь работать над типом речи рассуждением, над  композицией сочинения Уметь высказывать мнение о самостоятельно  прочитанных произведениях, аргументируя свой  ответ (определять жанр произведения, его тему,  идею, замысел автора, взаимоотношения героев) Урок развития речи Контрольно е сочинение Урок чтения и изучения произведени я Урок Идея, сюжет,  рассказ ознакомлен ия с новым произведени Знать автора и биографические сведения о нем;  уметь составить рассказ о писателе на основе  прочитанного; передавать содержание рассказа,  акцентируя внимание на речи героя, на его  действиях; понимать, на чем основан юмор  рассказа, определять, какими средствами писатель  создает юмористические ситуации Уметь определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный взгляд сквозь  веселый смех, отсутствие пейзажа как средства  характеристики героя, выразительность, яркость  художественной детали, контрастность образов,  сценичность диалога, динамичность повествования,  индивидуальность речи Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе         3 ч. Подтекст,  художественная  деталь ем Урок чтения и изучения произведени я Комбиниров анный  Олицетворение,  эпитет  Олицетворение,  эпитет Знать основные сведения из биографии поэтов;  уметь выразительно читать стихи, анализировать Написать рассказ  от лица Жилина о  его знакомстве и  дружбе с Диной.  Выписать редкие,  устаревшие слова  и выражения,  объяснить их. Дописать   сочинение на тему  «Жилин и  Костылин: разные  судьбы» Подготовить  краткий пересказ  рассказа по  выбору. Подготовить  краткий рассказ о  Чехове,  выразительное  чтение рассказа  «Хирургия» Устное сочинение  «Мой любимый  рассказ  А.П.Чехова» Подготовить  выразительное  чтение наизусть  одного из  стихотворений о  весне или о лете. 21 Комбиниров анный  Лирический герой, эпитет, метафора Знать основные сведения из биографии поэтов;  уметь выразительно читать стихи, анализировать Урок развития речи Обучающее  сочинение Знать план анализа лирического произведения;  уметь работать над выразительным чтением  стихотворения, анализировать текст Из русской литературы XX века           27 ч. 57. Лирика  И.С.Никитина,   А.Н.Плещеева,   И.З.Сурикова,   А.Н.Майкова. 58. Р.р. Обучение сочинению по  анализу лирического  стихотворения. 59. И.А.Бунин  «Косцы» как  поэтическое воспоминание о Родине 60. Вн.чт. И.А.Бунин. Лирика о  природе.  61. В.Г.Короленко «В дурном  обществе». Вася и его  отец. 62. Повесть. Сюжет и  композиция повести «В  дурном обществе» 63. Жизнь детей из  благополучной и  обездоленной семей. Вася,  Валек, Маруся, Тыбурций. 1 1 1 1 1 1 1 Урок чтения и обсуждения произведени я Комбиниров анный  Урок чтения и изучения произведени я Урок чтения и изучения произведени я Урок чтения и изучения произведени я Подготовить  выразительное  чтение наизусть  стихотворения  Ф.И.Тютчева  Прочитать рассказ  И.А.Бунина  «Косцы» Вопросы с.10 ­ 11 Выучить наизусть  любое  стихотворение  Дочитать повесть  «В дурном  обществе» до  конца.  Подготовить  рассказ о писателе. Составить  рассказы о героях  повести Рассказ,  рассказчик Повесть Знать факты жизни писателя, положенные в основу  рассказа «Косцы»; понимать авторское отношение  к описываемым событиям; уметь сопоставлять  произведение художественное с живописным  полотном, проникнуться особым сочувствием к  косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство  любви к родной стороне Знать план анализа лирического произведения;  уметь работать над выразительным чтением  стихотворения, анализировать текст. Знать факты жизни писателя, сюжет повести,  основных героев в их взаимосвязи;  уметь объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения Повесть, рассказ,  роман, сюжет,  сюжетная линия Знать определение понятий «композиция»;  «сюжет»; «повесть»; виды эпических произведений;  уметь выделять границы эпизодов повести,  различать виды эпических произведений,  определять особенности композиции произведения Деталь, контраст,  авторское  отношение, символ Знать определение понятия «композиция»; уметь  объяснять роль противопоставления образов в  повести, причины различных отношений между  родителями и детьми, характеризовать  Выполнить  письменно задание 12 (с. 48 учебника) 22 64. Р.р. Изложение   «Путь Васи к  правде и добру» 65. Глава «Кукла» ­  кульминация повести.  Простота и  выразительность языка  повести 66. Р.к. Творчество поэтов нашего  района. Образ родного дома в  стихах Есенина 67. П.П.Бажов. «Медной  горы  Хозяйка» Отличие сказа от  сказки 68. Вн.чт. П.П.Бажов «Каменный   цветок» 69. Язык сказа. Реальность и  фантастика в сказе.  70. Образ хозяйки медной  горы в сказе Бажова. 71. К.Г.Паустовский: герои и  их поступки в  сказке  «Теплый хлеб».  72. Нравственные уроки  сказки «Теплый хлеб».  1 1 1 1 1 1 1 1 1 Изложение  Урок развития речи литературного героя на основании его поступков,  определять роль портрета и пейзажа в понимании  характеров героев, позицию автора и его отношение к изображаемому, к героям, в первую очередь к Васе,  определять особенности композиции  произведения подготовить  выразительное  чтение главы  «Кукла» и  «Заключения» Урок чтения и обсуждения произведени я Комбиниров анный  Урок чтения и изучения произведени я Комбиниров анный  Комбиниров анный  Комбиниров анный Урок чтения и изучения произведени я Урок чтения и изучения Тема, заглавие Уметь дать характеристику персонажам,  действующим в эпизоде, проследить динамику  (развитие) их чувств, поведения, оценить их речь,  выявить авторское отношение;  Знать основные события жизни С.Есенина, факты  его жизни; уметь объяснять, почему в одном  стихотворении ритм быстрый, динамичный, в  другом – размеренный, неторопливый Лал, эпитет,  мужские рифмы,  перекрестная  рифмовка,  метафора Сказка, сказ Знать факты жизни и творчества писателя, жанр сказа; уметь отличать сказ от сказки; пересказывать сказ, аналитически читать Реальность,  фантастика Эпитет, народная  сказка,  литературная  сказка Народная сказка,  литературная  сказка Знать язык сказа; уметь находить в сказе реальное  и фантастическое, давать характеристику Степану Знать произведения П.П.Бажова; уметь работать в  группе; развивать творческие способности  учащихся Знать автора, факты его жизни, сюжет сказки;  героев сказки; уметь объяснять смысл названия  сказки Знать содержание сказки, отличие народной сказки  от литературной; уметь отличать народную сказку  Выразительное  чтение  стихотворений  поэтов нашего  района о природе. Подготовить  рассказ о поэте,  выучить наизусть  одно  стихотворение  Подготовить  выразительное  чтение сказа.  с.65 №9 Подготовить  выразительное  чтение отрывка из  сказа Подготовить  рассказ о Степане.  Читать сказы  П.П.Бажова Подготовить  выразит. чтение  эпизода «Разговор  бабки с Филькой» Выписать сравнения  и эпитеты из  описания пути  23 Реальные и  фантастические события и персонажи сказки 73. К.Г.Паустовский. Рассказ  «Заячьи лапы» 74. С.Я.Маршак.  Пьеса­ сказка  «Двенадцать  месяцев». Положительные  и отрицательные герои. 75. Р.р. Художественные  особенности пьесы­сказки. Победа добра над злом 76. Роды и жанры литературы. С.Я.Маршак «Двенадцать  месяцев».   77.  Маленький мечтатель  Андрея Платонова в  рассказе «Никита» 78. Тема человечес­кого труда  в рассказе «Никита».  Характеристика героя.  1 1 1 1 1 1 произведени я Урок чтения и изучения произведени я Урок чтения и изучения произведени я   Урок чтения и изучения произведени я Урок чтения и изучения произведени я Урок чтения и изучения Ветеринар, онучи,  коновал, суховей Драма,  пьеса,  драматический  сюжет,  действующие лица, ремарки, диалог,  монолог,  драматург Лирика, драма,  эпос; басня, ода,  повесть, рассказ,  пьеса от литературной Знать сюжет рассказа; понимать взаимоотношения  героев; уметь объяснять смысл названия рассказа,  роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль  описания природы в понимании событий,  изображенных в рассказе Знать автора, факты его жизни, определение  понятия «драма», понимать особенности пьесы как  особого рода художественного произведения,  своеобразие пьесы­сказки (заимствование сюжета,  образов, создание собственной оригинальной  сказки); уметь отличать пьесу от других  произведений Знать сюжет сказки, уметь характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в  зависимости от ситуации; понимать  гуманистическую идею сказки, ее связь с русским  фольклором, уметь объяснять, что достигает автор  сочетанием фантастического и реального в пьесе,  сопоставлять сказку с народными  и авторскими  сказками Знать роды и жанры литературы; уметь  выразительно читать пьесу по ролям, отвечать на  вопросы Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа;  понимать поведение главного героя, общение его с  окружающим миром природы, простоту и  человечность рассказа, его диалогичность,  трогательный образ фантазера Никиты,  фантастический мир детской души Платоновские  выражения Уметь выделять в содержании главное и делать  выводы, находить ключевые фразы, отличать язык  Платонова от языка других писателей, проводить  Фильки к Панкрату  или выполнить 8   задание.  Отметить в тексте   строки, в которых  писатель помогает  нам увидеть  необычное в  обычном Повторить роды  литературы.  Подготовить  выразительное  чтение своей роли  по полному тексту пьесы. Выразительное  чтение своей роли и рассказ о «своем»  персонаже Подготовить  рассказ о жизни  писателя, разделить на пункты третью  часть рассказа;  подготовить рассказ о Никите Подобрать  пословицы о труде;  прочитать рассказ  24 79. В.П.Астафьев «Васюткино озеро»  80. Становление характера  Васютки. 81. Р.р.  Контрольное   сочинение  «Тайга, наша   кормилица, хлипких не  любит». 82. Вн.чт. В.П.Астафьев.  «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» 83. Вн.чт. А.И.Солженицын рассказы по выбору  84. Р.к. И.В.Кашпуров  «Ставрополье». Русские  поэты 20 века о родине и  родной природе. 85. Р.к. И.И.Романов «Из страны  детства» 86. Поэтическая летопись  Великой Отечественной  войны. А.Т.Твардовский.  «Рассказ танкиста» 1 1 1 1 1 1 1 1 Слова и  выражения,  характерные для  стиля  В.П.Астафьева Контрольное  сочинение сравнительный анализ произведений Знать автора, факты его жизни, судьбу рассказа  «Васюткино озеро», его содержание, сюжет, героев;  уметь охарактеризовать чувства и поведение  мальчика, его состояние, используя авторскую  лексику Знать общий принцип составления сложного плана;  уметь концентрировать внимание «здесь» и  «сейчас», мобилизовывать свою творческую  энергию; понимать, что надо надеяться на  собственные силы  Знать произведения В.П.Астафьева; уметь  пересказывать и выразительно читать рассказы  Астафьева, высказывать свои отзывы о  произведении Знать произведения А.И.Солженицына; уметь  пересказывать и выразительно читать,  высказывать  свои отзывы о произведении Знать основные сведения из биографии поэтов; уметь выразительно читать стихи, анализировать произведени я Урок чтения и изучения произведени я Комбиниров анный  Урок развития речи Комбиниров анный  Комбиниров анный Комбиниров анный Комбиниров анный Поэты о Великой Отечественной войне (1941 ­ 1945)              4 ч. Урок чтения и изучения произведени я Знать поэтическую летопись Великой  Отечественной войны, факты из биографии  А.Т.Твардовского, жанровые особенности баллады;  уметь переживать события, рассказанные в  стихотворении, усваивать его интонацию и ритм  с. 146­147   вопросы1 ­ 7­й; 12­ е задание  письменно Подготовиться к  сочинению Прочитать расска­ зы В.П.Астафьева  «Зачем я убил  коростеля?»,  «Белогрудка» Прочитать  рассказы  А.И.Солженицына Выразит. чтение  стихотворений  И.В.Кашпурова Подобрать  произведения  И.И.Романова Подготовить  выразительное  чтение наизусть  стихотворения  А.Т.Твардовского  «Рассказ танкиста» 25 87. Подвиг бойцов крепости­ героя Бреста.  К.М.Симонов. «Майор  привез мальчишку на  лафете…».  88. Поэма­баллада «Сын  артиллериста» 89. Р.к. Великая Отечественная  война в жизни моей семьи 90. Стихотворения  И.А.Бунина. «Помню –  долгий зимний вечер…» 91. Картина В.М.Васнецова  «Аленушка». .А.Прокофьев  «Аленушка» («Пруд  заглохший весь в зеленой  ряске…»). Д.Б.Кедрин  «Аленушка» («Стойбище  осеннего тумана..») 92. Н.М.Рубцов. «Родная  деревня». Дон­Аминадо.  «Города и годы» 93. Саша Черный. Рассказы  «Кавказский пленник»,  «Игорь­Робинзон». Юмор 94. Стихотворения­шутки.  Ю.Ч. Ким. «Рыба­кит». 1 1 1 Комбиниров анный  Знать о бойцах крепости­героя Бреста, факты из  жизни поэта; уметь наблюдать над сюжетом в  лирическом произведении, выразительно читать Комбиниров анный Урок развития речи Знать, как раскрывается тема войны в творчестве  поэтов; уметь выразительно читать произведения Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе                  3 ч. 1 Комбиниров анный  Знать автора стихотворения; уметь выразительно  читать стихотворения, находить художественные  средства 1 1 1 1 Урок чтения и изучения произведени Метафора я Урок Эпитет, инверсия чтения и обсуждения произведени я Знать авторов стихотворений и картины; уметь  сопоставлять произведения: каждого стихотворения с картиной В.М.Васнецова и двух стихотворений  друг с другом; понимать, что один и тот же факт  жизни по­разному воплощается и  переосмысливается в творчестве различных героев Знать авторов стихотворений; уметь выразительно  читать стихотворения, зрительно представлять  картины, которые воссоздают поэты, находить  художественные средства, помогающие авторам  передать свое настроение, уметь определить их роль Писатели улыбаются            2 ч. Урок чтения и обсуждения произведени я Интерьер, юмор,  юмористический Знать автора, факты его биографии, сюжет  рассказов, их героев, понятие «юмор»;  уметь сжато пересказывать, инсценировать Знать факты из жизни поэта, особенности  стихотворений­шуток; уметь выразительно читать Наизусть  стихотворение  К.М.Симонова  «Майор привез  мальчишку на  лафете» Выразительное  чтение наизусть  стихотворение  о  войне Подготовить  выразительное  чтение наизусть  стихотворения  Подготовить  выразительное  чтение наизусть  одного из  стихотворений Подготовить  выразительное  чтение наизусть  стихотворения  Н.М.Рубцова  «Родная деревня» наизусть одного из стихотворений­ шуток  наизусть  стихотворения­ шутки 26 95. Роберт Льюис Стивенсон.  Баллада «Вересковый  мед» 96. Даниэль Дефо. Слово о  писателе. «Робинзон  Крузо» 97. Р.р. Два мира сказки  Х.К.  Андерсена  «Снежная  королева». Реальное и  фантастическое.  98. Р.р. Контрольное сочинение  «Победа добра, любви и  дружбы в сказке» 99. Марк Твен. Слово о  писателе. «Приключения  Тома Сойера». Жизнь и  заботы Тома Сойера 100. К.р. Итоговая  контрольная работа 101. Джек Лондон. Трудная, но  интересная жизнь (слово о  писателе). «Сказание о  Кише» 102. Подведение итогов года.  Рекомендации на лето. 1 1 1 1 1 1 1 1 Из зарубежной литературы          8  ч. Урок чтения и обсуждения произведени я Урок развития речи Урок развития речи Контрольно е сочинение  Урок чтения и обсуждения произведени я Вереск, пикты,  скотты Робинзон,  робинзонада Подтекст; псалом,  камердинер,  вензель, форейтор, чертог Знать сведения о жизни писателя, события, о  которых рассказывается в балладе; понимать,  какие черты характера прославляет автор; уметь  находить признаки жанра баллады  Знать  сюжет романа; уметь воспроизводить все  приключения и события в жизни Робинзона;  понимать авторское отношение к изображаемому,  глубокое уважение к человеческому труду Знать: в чем заключается своеобразие  художественного мира Андерсена­сказочника,  определяемого эпохой, национальными  особенностями и личной судьбой писателя; события его жизни, повлиявшие на выбор замысла сказок;  понимать сюжет сказки «Снежная королева»,  особенности ее композиции, деление на главы  (самостоятельность сюжета каждой главы); уметь  выбирать эпизоды для характеристики персонажей,  устанавливать ассоциативные связи с  иллюстрациями Знать сюжет романа; понимать время и место  действия; уметь составлять рассказ о Томе (кто он  такой, где живет, кто его семья, каковы его заботы,  переживания), оценивать его поступки,  сопоставлять текст с иллюстрацией художника Уметь отобрать эпизоды, помогающие ярче увидеть характер Тома, его взаимоотношения с друзьями Урок  чтения и  обсуждения произведени я Итоговый урок Герой  литературного  произведения Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа, его героев; понимать обычаи, верования, нравы  северного народа, показанные писателем;  Уметь высказывать мнение о самостоятельно  прочитанных произведениях, аргументируя свой  ответ (определять жанр произведения, его тему,  идею, замысел автора, взаимоотношения героев) Подготовить  выразит.чтение  баллады; рассказ о  писателе Подготовить  устное сообщение  «Друзья и враги  Робинзона Крузо». Подготовить  краткий пересказ  сказки, ответы на  вопросы учебника  (с.234). Познакомиться с  биографией Марка Твена Сравнить Тома и  Сида. Пересказать  эпизод игры Тома и  Джеда в Робин  Гуда.   Дать характеристику главного героя Подготовить  художественный  пересказ  понравившихся  эпизодов.  27

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2018