Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР
Оценка 4.9

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русская литература
8 кл
06.02.2019
Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной Программы Основного Общего Образования, а также в соответствии с Государственными образовательными стандартами 2018-2019 года. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания курса, тематического плана, ожидаемых результатов и критериев оценивания как устных, так и письменных работ учащихся.
рабочая литература.docx
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе примерной программы   Литература: 5­9 кл: примерная программа для общеобразоват. организаций (основное общее образование) / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 4­е изд. доп. и перераб. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.  Литература:   10­11   кл.   (базовый   уровень):   примерная   программа   для   общеобразоват.   организаций   (среднее   общее образование)/сост. Данилова И.Н.,  Мельникова Л.В.,  Король Г.Н. –  4­е изд. доп. и перераб. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 109 с. Рабочая программа предназначена для учащихся 5,6,8,10 классов общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики и составлена   с   учётом   требований   Государственного   образовательного   стандарта   основного   общего   образования   и   среднего   общего образования.  Литература   занимает   особое   место  в   системе   общего   образования.   Как  один   из   ведущих   гуманитарных   учебных   предметов,   она содействует   формированию   разносторонне   развитой,   гармоничной   личности,   воспитанию   гражданина,   патриота.   Приобщение   к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Литература  как искусство словесного образа  – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными   отличиями   от   собственно   научной   картины   бытия,   как   высокая   степень   эмоционального   воздействия,   метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными   ценностями,   но   и   как  необходимый   опыт   коммуникации,   диалог   с   писателями  (русскими   и   зарубежными,   нашими современниками и представителями совсем другой исторической эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Ведь язык литературы – это язык культурных традиций и этических ценностей, порой не бесспорных. Это язык вымысла и жизненной правды, язык автора и его героя, писательского замысла и читательского понимания. Получать литературное образование – значит усваивать культурные ценности. Следовательно, необходимо усилить культурологический и теоретико­литературный компоненты литературного образования,   преодолеть   существующее   положение   вещей,   когда   «вершиной»   литературного   образования   становятся   старшие   классы (историко­литературный курс, ориентированный на вузовский, сводящийся в целом к накоплению знаний). Необходима  переориентация литературного образования со знаниецентрического на культуросообразное – именно это сделает человека не только образованным, но и культурным, духовным, научит не мыслям, а мыслить, нацелит не на овладение готовыми знаниями и их применение, а на креативность.    Литературное образование как результат можно представить в виде единства трех компонентов: становление способности к адекватному эмоционально­эстетическому сопереживанию (сотворчество); усвоение   необходимых   теоретико­   и   историко­литературных   знаний,   формирование   аналитических   интерпретационных умений; литературно­художественное и литературно­критическое творчество.      Поэтому  главной   целью   изучения   литературы   в   школе  должно   стать   формирование   читателя,   способного   к   восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Среди основных принципов изучения литературы как учебного предмета выделим следующие: принцип   «читателецентричности»,   или   читательской   направленности  обучения.   В  процессе   обучения   литературе   мы формируем квалифицированного читателя, имеющего право на выбор собственной стратегии чтения, принципиально отличной от стратегии чтения профессионального читателя; принцип  направленности  на   понимание   текста.   В   литературоведческой   науке   нацеленность   на   понимание художественного произведения всегда присутствует как имплицитная установка и как бы «выносится за скобки», а в обучении предмету – нет. При этом не будем забывать, что это и понимание «другого», и понимание себя «в другом»: «Образ мира у ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. ЭТО знания ДЛЯ МЕНЯ: это МОИ знания. Это не МИР ВОКРУГ МЕНЯ: это мир, ЧАСТЬЮ которого являюсь и который так или иначе ПЕРЕЖИВАЮ И ОСМЫСЛЯЮ ДЛЯ СЕБЯ… Культура и есть образ мира и способность ориентироваться в этом мире, чтобы в нем действовать и его переделывать», – писал М.М. Бахтин; принцип коммуникативного контекста обучения, в основе которого лежит категория смысла. Эта категория позволяет учитывать реальные  потребности учащихся, их интересы, обусловленные контекстом деятельности; принцип деятельностного контекста обучения. Обучение восприятию/чтению возможно только при учете творческого характера  читательской деятельности и ее этапов (в соотнесении с этапами изучения  художественного произведения) и возможно только в процессе восприятия; принцип диалогичности. Чтение – это тоже диалог, который протекает в рамках триады автор – образ – читатель. Читатель «по ориентирам, данным в самом произведении», воссоздает художественный образ, созданный автором, и результатом такого восприятия – воссоздания становится читательская интерпретация произведения, осознаваемая как личностно значимая ценность. В процессе   освоения   художественного   произведения   читатель   вступает   в   диалог   с   автором,   с   другими   читателями   (критиками, литературоведами,   учителем,   одноклассниками),   самим   собой,   итогом   этого   диалога   становится   создание   собственной интерпретации текста как реплики в диалоге культур.  Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих   золотой   фонд   русской   классики.   Каждое   классическое   произведение   всегда   актуально,   так   как   обращено   к   вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная   самобытность   раскрывается   в   широком   культурном   контексте.   Целостное   восприятие   и   понимание   художественного произведения,   формирование   умения   анализировать   и   интерпретировать   художественный   текст   возможно   только   при   соответствующей эмоционально­эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться   произведениями   словесного   искусства,   развитый   художественный   вкус,   необходимый   объем   историко   –   и   теоретико­ литературных   знаний   и   умений,   отвечающий   возрастным   особенностям   учащегося.   Курс   литературы   опирается   на   следующие  виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико­литературных понятий:   осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста;        различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; анализ и интерпретация произведения; составление планов и написание отзывов о произведениях; написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших  концентра (5­9 и 10­11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5­6, 7­8 классы и 9 класс).  Так, для учащихся 5­6 классов свойственны эмоциональная активность, сильно развитое воображение, предметное восприятие, которым характеризуется   «наивный   реализм».   Главная   цель   изучения   курса   в   этих   классах   –   научиться   читать   художественное   произведение, использовать   элементы   анализа   художественного   текста.   Работа   над   отобранными   для   этих   классов   произведениями   дает   возможность расширить и углубить жизненный опыт школьников, закладывает и формирует их художественный вкус и читательские интересы. Построение курса в 5­6 классах осуществляется на основе проблемно­тематического подхода с учетом хронологического порядка подачи материала, что позволяет готовить учащихся к восприятию литературы в ее историческом развитии. В  8 классе   полученные ранее знания выстраиваются  в  более  сложную и общую картину динамики развития литературы. В силу читательской готовности школьников этой возрастной группы, учащиеся, воспринимая разные тексты, понимают своеобразие отдельных исторических процессов, изображенных писателями, закономерность возникновения различных взглядов на мир и человека, соответствующих разным  эпохам  и  художественным  стилям.  В связи  с  этим  курс  литературы  строится  на основе  объединения  жанрового  и историко­ литературного подходов. Второй концентр представлен возрастной группой учащихся 10­11 классов. Здесь предусмотрено изучение художественной литературы на   историко­литературной   основе,   монографическое   изучение   творчества   классиков   русской   литературы.   На   этом   этапе   изучения углубляются связи между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и системой теоретических понятий. Увеличивается самостоятельность   школьников   в   выборе   вариантов   анализа,   в   нравственной,   эмоциональной   и   эстетической   оценках   произведений,   в выяснении специфики стиля писателя и его роли в развитии русской литературы. На этом этапе расширяется воздействие художественного произведения   на   духовную   сферу   учащихся,   увеличиваются   требования   к   владению   способами   анализа,   создаются   предпосылки   для постепенного   соотнесения   изучения   конкретной   темы   с   общей   концепцией   курса   литературы.   Более   высокий   уровень   логических   и художественных обобщений влияет на глубину конкретно­образного мышления старшеклассников. В центре работы обобщающего характера стоит выяснение своеобразия творческой индивидуальности писателя и его роли в развитии русской литературы. Своеобразие этого этапа заключается в увеличении требований к активному использованию учащимися знаний по истории и теории литературы, в их сознательном отношении   к   выбору   вариантов   анализа.   Завершая   изучение   русской   классической   литературы,   учащиеся   осознают   нравственные   и эстетические критерии оценки литературных произведений.  Одним из признаков правильного понимания текста является  выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению (в классе, школе, районе, городе). Разнообразие   литературных   имен   и   художественных   произведений,   представленных   в   программах,   дает   возможность   раскрыть культурный   контекст   определенной   эпохи,   провести   межлитературные   и   межкультурные   параллели,   учить   школьников   использованию элементов компаративного изучения, с учетом возрастных особенностей учащихся и конкретного текста представить набор необходимых литературоведческих понятий и терминов, показать их спектр действия на различном материале. «Теория   литературы»  связана   с   конкретным   изучением   художественных   явлений.   Последовательность   освоения   теоретико­ литературных понятий определяется индукцией. От микроэлементов текста (троп) к освоению структуры художественного произведения ­ таков   круг   теории   литературы   в   5­6   классах.   В   7­8   классах   основой   теоретико­литературного   образования   становятся   роды   и   жанры литературы   и   повторений   на   новом   уровне,   в   пределах   рода   и   жанра,   наблюдений   над   микро­   и   макроструктурой   художественного произведения. В 9­м классе главной задачей теоретико­литературного образования является прослеживание исторического развития родов и жанров, а также литературных направлений. Подобное рассмотрение теории литературы готовит учеников к историко­литературному курсу старших классов, где литературный процесс предстает как сложное взаимодействие социальных и эстетических влияний, национальных и личностно   обусловленных   свойств   искусства.   Таким   образом,   во   всех   сферах   литературного   образования   мы   стремимся   избежать аналогичных на разных ступенях развития операций и стимулировать поступательное развитие учеников. «Для   внеклассного   и  семейного   чтения»  предназначена   для   того,   чтобы   на   основе   чтения   произведений,   которые   пользуются заслуженным вниманием у представителей разных поколений, вызвать желание продолжить диалог с книгой во внеурочное время, возродить традицию семейного чтения, что будет способствовать укреплению отношений между детьми и взрослыми в семье. В 9­11 классах уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков. «Литература родного края» предполагает изучение литературной жизни исторически сложившегося региона; чтение художественной литературы об этом крае и его людях; пристальное вглядывание в жизнь и творчество писателей, которые родились на донецкой земле, здесь формировались как личности, черпали силы и вдохновение для своего творчества, создали шедевры искусства, и тех писателей, которые посещали наш край и оставили о нем литературное наследие, а порой и детальное их изучение. Цель уроков изучения литературы родного края   –   осмысление   учащимися   глубинной   сути   наследия   мыслителей   родного   края,   реалий   действительности,   восприятие   и   признание литературно­художественного наследия, воспитание чувства гордости и патриотизма. «Межлитературные   связи»акцентирует   внимание   на   контактных,   генетических   и   типологических   взаимосвязях   литературных явлений; «Взаимодействие искусств»реализует заложенный культурологический принцип построения курса и акцентирует внимание на тех явлениях культурной эпохи, взаимосвязях литературного произведения с другими видами искусства, которые целесообразно раскрыть в процессе изучения программной темы; «Межпредметные связи»  направлена на установление объективно существующих взаимосвязей между отдельными темами разных учебных предметов, что будет способствовать реализации комплексного подхода в обучении и воспитании школьников. В «Государственных требованиях к уровню учебных достижений учащихся» сформулированы результаты обучения в определенном классе,   собственно   –   цель   и   задачи   каждой   предложенной   для   изучения   конкретной   программной   темы.   Указаны  личностные, метапредметныеи  предметные   результаты.   Система   планируемых   результатов   описывает   классы   учебно­познавательных   и   учебно­ практических задач, для  выполнения которых  необходимо овладение  системой учебных действий  (универсальных  и специфических  для предмета «Литература») с учебным материалом, служащим основой для последующего обучения. Основные виды устной и письменной речи учащихся 5,6,8 и 10 класса  осознанное,   беглое   чтение   вслух   и   про   себя   текстов   художественных   произведений,   учебных,   научных,   публицистических, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);  выразительное   чтение   произведений   (или   фрагментов),   в   том   числе   выученных   наизусть,   с   соблюдением   норм   литературного произношения;  различные виды пересказа (краткий, выборочный, подробный (близкий к тесту), от имени персонажа, с творческим заданием);  устные и письменные ответы на проблемные вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;  устные монологические высказывания и участие в диалоге в ходе изучения художественного произведения;  устное словесное рисование;  составление простых, сложных и цитатных планов к тексту (фрагменту) изучаемого произведения;   составление индивидуальной и сравнительной характеристики героев;  устный и письменный отзыв о художественном произведении, кинофильме, актерском исполнении;   устное и письменное сочинение­рассуждение по изученному произведению.  Содержание учебного предмета 5 класс 1. Введение (1 час.). Литература как искусство слова. 2. Из устного народного творчества (6 часов).  Фольклор — коллективное устное народное творчество Русские народные сказки. «Царевна­лягушка», «Иван — крестьянский сын и чудо­юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»   3. Из Древнерусской литературы (1 час). «Повесть временных лет» как литературный памятник. 4. Из русской литературы XVIII века. Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1 час). 5. Из русской литературы XIX века (26 часов):    5.1. Иван Андреевич Крылов (2 часа)    5.2. Василий Андреевич Жуковский (2 часа)    5.3. Александр Сергеевич Пушкин (5час)    5.4. Михаил Юрьевич Лермонтов (2 часа)    5.5. Николай Васильевич Гоголь (2 часа)    5.6. Николай Алексеевич Некрасов (2 часа)    5.7. Иван Сергеевич Тургенев (5 часов)    5.8. Афанасий Афанасьевич Фет (1 час) 5.9. Лев Николаевич Толстой (3 часа)    5.10. Антон Павлович Чехов (1 час)    5.11. Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе 6. Из русской литературы XX века (16 часов):    6.1. Иван Алексеевич Бунин (1 час)    6.2. Владимир Галактионович Короленко (3 часа)    6.3. Сергей Александрович Есенин (2 часа)    6.4. Константин Георгиевич Паустовский (2 часа)    6.5. Самуил Яковлевич Маршак (2 часа)    6.6. Андрей Платонович Платонов (1 час)    6.7. Виктор Петрович Астафьев (1 час)    6.8. Поэты о Великой Отечественной войне (1941 — 1945 гг.) (1 час)    6.9. Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе    6.10. «Писатели улыбаются» Саша Черный (2 часа) 7. Из зарубежной литературы (6 часов):    7.1. Роберт Льюис Стивенсон (1 час)    7.2. Даниель Дефо (2 часа)    7.3. Ханс Кристиан Андерсен (2 часа)    7.4. Джек Лондон (1 час) Для заучивания наизусть Крылов И.А. Одна­две басни. Пушкин А.С. «Няне», «У лукоморья дуб зеленый…» Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина (по выбору учителя). Лермонтов М.Ю. «Бородино» (отрывок). Некрасов Н.А. «Есть женщины в русских селеньях…», «Крестьянские дети» (отрывок). Фет А.А. Одно стихотворение Одно­два стихотворения поэтов XIX века о Родине и родной природе (по выбору учащихся). Есенин С.А. Одно стихотворение (по выбору учащихся). Одно стихотворение о войне (по выбору учащихся).  Бунин И.А. Одно стихотворение (по выбору учащихся) Стивенсон Р.Л. «Вересковый мед» (отрывок по выбору учащихся). № Тема 1 Введение 6 класс К­во часов 1 Устное народное творчество Из древнерусской литературы И.А.Крылов Произведения русских писателей 19 века: «Писатели улыбаются» Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века Произведения русских писателей 20 века Произведения о Великой Отечественной войне 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Родная природа в стихотворениях русских поэтов 20 века 11 Из зарубежной литературы 2 1 2 18 2 1 8 6 3 11 Для заучивания наизусть Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни (по выбору учащихся). Крылов И.А. Одна басня (повыбору учителя) Пушкин А.С. «Зимнее утро», «Узник», «И.И.Пущину». Лермонтов М.Ю. «Парус», «Тучи». Одно стихотворение Ф.И.Тютчева. Одно стихотворение А.А.Фета. Некрасов Н.А. «Железная дорога» (отрывок). Одно стихотворение русских поэтов XIX века о родной природе (по выбору учащихся). Стихотворения русских поэтов о второй мировой войне (по выбору учащихся). Одно стихотворение русских поэтов ХХ века о родной природе (по выбору учащихся). Рубцов Н. Одно стихотворение (по выбору учащихся). 8 класс ВВЕДЕНИЕ (1ч.) УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО(3 часа.) ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 часа.) ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (4часа) РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (47 часов) РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (33 часа) ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (7часа). ПОВТОРЕНИЕ. ОБОБЩЕНИЕ (4 часа) Введение 10 класс 1 час Из литературы второй половины XIX века И.С. Тургенев «Отцы и дети» И.А. Гончаров «Обломов» А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница» М.Е. Салтыков­Щедрин «История одного города», сказки (по выбору) Из русской поэзии второй половины XIX века Ф.И. Тютчев Н.А. Некрасов А.А. Фет Страницы истории западноевропейского романа XIX века Ф. Стендаль «Красное и черное» О. де Бальзак «Гобсек» Из русской литературы последней трети XIX века Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Л.Н. Толстой «Война и мир» А.П. Чехов «Вишневый сад», рассказы (по выбору) Мировое значение русской литературы Страницы зарубежной литературы конца XIX – начала XX века Г. Ибсен «Кукольный дом» Д.Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца» 24 часа 8 часов 6 часов 6 часов 4 часа 12 часов 3 часа 6 часов 3 часа 8 часов 5 часов 3 часа 36 часов 11 часов 18 часов 7 часов 1 час 4 часа 2 часа 2 часа А.Н. Островский. «Гроза» или «Бесприданница» (монолог одной из главных героинь). Ф. Тютчев. Два стихотворения. А.А. Фет. Одно­два стихотворения. Н.А. Некрасов. Два стихотворения. Л.Н. Толстой. «Война и мир» (один из отрывков: «У дядюшки», «Небо Аустерлица», «Старый дуб в весеннем лесу»). Для заучивания наизусть Обязательное количество видов контроля 5 – 9 классы Всего часов 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 66 66 66 99 99 Развитие речи Внеклассное чтение Контрольная работа Контрольное сочинение Литература родного края Текстуальное изучение произведений 2 2 2 2 1 57 2 2 2 2 1 57 2 2 2 2 1 57 4 3 4 3 2 83 4 3 4 3 2 83 10 – 11 классы 10­11  Базовый уровень 10 класс 11 класс 99 2 2 4 3 2 86 99 2 2 4 3 2 86 Всего часов Развитие речи Внеклассное чтение Контрольная работа Контрольное сочинение Литература родного края Текстуальное изучение  произведений Возможные виды контрольных работ  тест;  литературный диктант;  развернутый ответ на вопрос;  комбинированная контрольная работа;  разноуровневые тестовые задания; Основными видами классных и домашних письменных работ  учащихся являются обучающие работы, к которым относятся: планы статей учебников, сочинения, изложения, письменные ответы на вопросы и т.д. По литературе проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его. Итоговые контрольные работы проводятся: ­ после изучения наиболее значительных тем программы, ­ в конце учебной четверти, ­ в конце полугодия. Требования к результатам освоения курса «Литература»  по программам основного общего образования: 1)   осознание   значимости   чтения   и   изучения   литературы   для   своего   дальнейшего   развития;   формирование   потребности   в систематическом   чтении   как   средстве   познания   мира   и   себя   в   этом   мире,   гармонизации   отношений   человека   и   общества, многоаспектного диалога;  2) понимание литературы как одной из основных национально­культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно­эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы;  4)   воспитание   квалифицированного   читателя   со   сформированным   эстетическим   вкусом   и   этическими   установками,   способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие культурные традиции;  6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного   текста   от   научного,   делового,   публицистического   и   т.   п.,   формирование   умений   воспринимать,   анализировать, критически   оценивать   и   интерпретировать   прочитанное,   осознавать  художественную   картину   жизни,   отражённую   в   литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; 7)   знание   содержания   произведений   русской   классической   и   современной   литературы,   литературы   родного   края,   их   историко­ культурного и нравственно­ценностного влияния на формирование мировой литературы;  8) сформированность умений учитывать исторический, историко­культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;  9) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;  10) владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово­родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;  11) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.  Предметные результаты изучения предмета «Литература»: 1) в познавательной сфере:  понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы родного края и зарубежной литературы;  понимание  связи  литературных   произведений  с эпохой  их  написания,  выявление  заложенных  в  них вневременных,  непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;  умение   анализировать   литературное   произведение:   определять   его   принадлежность   к   одному   из   литературных   родов   и   жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;  определение   в   произведении   элементов   сюжета,   композиции,   изобразительно­выразительных   средств  языка,   понимание   их   роли   в раскрытии идейно­художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);  владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно­ориентационной сфере:  приобщение к духовно­нравственным ценностям русской литературы и культуры, литературы и культуры Донбасса, сопоставление их с духовно­нравственными ценностями других народов;  формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;  собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;  понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере:  восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;  умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;  написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере:  понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое  восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;  понимание   русского   слова   в   его   эстетической   функции,   роли   изобразительно­выразительных   языковых   средств   в   создании художественных образов литературных произведений. Основными критериями оценивания учебных достижений учащихся являются следующие: Отметка Критерии оценивания учебных достижений учащихся «1» «2» «3» «4» «5»  учащийся воссоздает материал, называя отдельный факт;  понимает учебный материал и может воспроизвести фрагмент из него в виде отдельного предложения  Недостаточный уровень учебных достижений  учащийся понимает учебный материал, с помощью учителя дает ответ в виде высказывания;  имеет представление о содержании произведения, способен пересказать незначительную его часть и с помощью учителя Начальный уровень учебных достижений определить основные сюжетные элементы  учащийся знает содержание произведения, пересказывает его отдельную часть, с помощью учителя находит примеры в Средний уровень учебных достижений тексте;  учащийся знает содержание произведения, способен пересказать значительную его часть, с помощью учителя выделяет главные эпизоды  учащийся владеет материалом и навыками анализа литературного произведения по представленному учителем образцу, Достаточный уровень учебных достижений приводит отдельные примеры из текста;  под   руководством   учителя   анализирует   текст,   исправляет   допущенные   ошибки   и   подбирает   доказательств   в подтверждение высказанной мысли;  оценивает отдельные литературные явления, подбирает аргументы в подтверждение своих соображений  учащийся владеет материалом и навыками анализа литературного произведения, систематизирует приобретенные знания, Высокий уровень учебных достижений находит и исправляет допущенные ошибки;  высказывает собственные мысли, самостоятельно оценивает литературные явления;  учащийся   свободно   владеет   материалом   и   навыками   литературного   произведения,   способностью   к   оригинальным решениям разнообразных задач, выполнение которых предусмотрено учебной программой На уроках литературы преимущественной формой обучения и осуществления контроля достигнутых результатов является диалог, происходящий на всех этапах учебной деятельности, к которому учащихся привлекает учитель, побуждая рассуждать, делать обобщения и выводы, высказывать собственные мысли и оценки. При   этом   и   происходит   проверка   и   оценивание   учебных   достижений   учащихся   и   уровня   их   компетентности,   то   есть   текущее оценивание знаний и умений. Во время такого оценивания обязательным должен стать контроль за тем, чтобы каждый  учащийся  прочитал предусмотренные программой произведения и знал их содержание; контроль за выполнением зачетных устных и письменных работ. С целью систематизации и упорядочения нагрузки учащихся в течение учебного года рекомендуем следующее количество видов контроля   в   процессе   изучения   литературы   в   каждом   классе.   Предложенное   в   таблице   распределение   часов   является   минимальным   и обязательным   для   проведения   в   каждой   четверти.   Учитель   по   своему   усмотрению   может   увеличить   количество   видов   контроля   в соответствии с уровнем подготовки учащихся, особенностей класса и т.д., но данное увеличение не должно вести к перегрузке учащихся. Класс 5 ­ 6 7 – 8 9 – 11 Рекомендуемые нормы чтения Чтение вслух  Чтение про себя  (кол­во слов в мин.) 120­130 130­140 150 (кол­во слов в мин.) 170 210 250 Сроки проверки контрольных и самостоятельных работ Вид работы Литературный диктант  (5­11 класс) Развернутый ответ на вопрос (5­11 класс) Изложение и сочинение (5­8 класс) Изложение и сочинение (9­11 класс) Срок проверки к следующему уроку  к следующему уроку в течение 5 дней в течение 8­10 дней Контрольное тестирование Выполнение заданий творческого характера к следующему уроку на усмотрение учителя Оценка устных ответов При оценке устных ответов учащихся учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса: ­ знание текста и понимание идейно­художественного содержания изученного произведения; ­ умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев; ­ понимание роли художественных средств в раскрытии идейно­эстетического содержания изученного произведения; ­ знание теоретико­литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно; ­ умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи; ­   умение   владеть   монологической   литературной   речью,   логически   и   последовательно   отвечать   на   поставленный   вопрос,   бегло, правильно и выразительно читать художественный текст. При оценке устных ответов по литературе используются следующие критерии: Отметка «5»: ответ   обнаруживает   прочные   знания   и   глубокое   понимание   текста   изучаемого   произведения;   умение   объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно­эстетического содержания   произведения;   привлекать   текст   для   аргументации   своих   выводов;   раскрывать   связь   произведения   с эпохой; свободно владеть монологической речью. Отметка «4»: ставится   за   ответ,   который   показывает   прочное   знание   и   достаточно   глубокое   понимание   текста   изучаемого произведения;   за   умение   объяснить   взаимосвязь   событий,   характеры   и   поступки   героев   и   роль   основных художественных   средств   в   раскрытии   идейно­эстетического   содержания   произведения;   умение   привлекать   текст произведения   для   обоснования   своих   выводов;   хорошо   владеть   монологической   литературной   речью;   однако допускают 2­3 неточности в ответе. Отметка «3»: оценивается  ответ,  свидетельствующий   в  основном   знание  и   понимание   текста  изучаемого   произведения,   умение объяснять   взаимосвязь   основных   средств   в   раскрытии   идейно­художественного   содержания   произведения,   но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса. Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры   основных   героев   и   роль   важнейших   художественных   средств   в   раскрытии   идейно­эстетического содержания   произведения,   слабое   владение   монологической   речью   и   техникой   чтения,   бедность   выразительных средств языка. Отметка «1»: учащийся   воссоздает   материал,   называя   отдельный   факт;понимает   учебный   материал   и   может   воспроизвести фрагмент из него в виде отдельного предложения. Критерии оценивания  учебных достижений учащихся при создании сочинения Работая над устными и письменными сочинениями, учащиеся применяют на практике знания и навыки, полученные при чтении и разборе художественных произведений: умение определить свою точку зрения, избрать для ее выражения соответствующие композиционные формы,   тот   или   иной   план   изложения.   Качеством   занятий   по   литературе,   степенью   самостоятельности   и   зрелости   мысли  учащихся определяется богатство, точность, выразительность их языка.  Объем сочинений учащегося должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 тетрадная страница, в 6 классе—1,5; в 7 классе — 2; в 8 классе — 2,5; в 9 классе — 3; в 10 классе — 3,5­4; в 11 классе — 4­4,5. Любое сочинение учащегося проверяется не позднее недельного срока в 5­8­ом и 10 дней в 9­11­ х классах; оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.  В журнал выставляется одна отметка, которая  является средней оценкой за содержание и грамотность. Если отметка не является целым, она округляется в сторону увеличения. Оценка сочинений В основу оценки сочинений учащегося по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:  правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно­тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях;   соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;  точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.  Отметка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку». Отметка «1» «2» «3» «4»   ставится за сочинение, совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и Недостаточный уровень учебных достижений Критерии оценивания учебных достижений учащихся неумении излагать свои мысли;   содержит большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».  Начальный уровень учебных достижений  ставится за сочинение, которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста   произведения,   состоит   из   путаного   пересказа   отдельных   событий,   без   выводов   и   обобщений,   или   из   общих положений, не опирающихся на текст;   характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;   отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. Средний уровень учебных достижений  ставится за сочинение, в котором в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения  от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала;   обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;   материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;   обнаруживается владение основами письменной речи;   в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов. Достаточный уровень учебных достижений  учащийся достаточно полно и убедительно раскрывает тему, обнаруживает хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;  логично и последовательно излагает содержание;  сочинение  написано правильным литературным языком, стилистически соответствует содержанию; «5»  допускаются   две­три   неточности   в  содержании,   незначительные   отклонения  от  темы,  а   также  не  более   трех­четырех речевых недочетов. Высокий уровень учебных достижений  учащийся глубоко и аргументировано раскрывает тему, что свидетельствует об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;  сочинение стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;  написано правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию;  допускается незначительная неточность в содержании, один­два речевых недочета. Если   сочинение   представляет   собой   пересказанный   или   полностью   переписанный   исходный   текст   без   каких   бы   то   ни   было комментариев, то такая работа оценивается отметкой «1».  Критерии оценивания  учебных достижений учащихся при написании тестов Оценка тестовых работ. При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие: Отметка и процент выполнения работы «5» – 90–100 %; «4» – 78–89 %; «3» – 60–77 %; «2» – менее 59%. Количество тестовых заданий должно быть кратно 5. учебных достижений учащихся при написании литературных диктантов Критерии оценивания  Оценка диктанта (основные литературные понятия и термины) В словарных диктантах: (5 класс – 8­10 слов; 6 класс – 14­15 слов; 7­9 классы – 18­20 слов; 10­11 классы – 25­30 слов) Отметка и процент выполнения работы «5» – правильность 100­90% «4» – правильность 90­80% «3» – правильность 80­50% «2» – правильность менее 50% «1» – ошибочное написание 100% работы Критерии оценивания  устного ответа учащегося по литературе Отметка Содержание Взаимодействие с собеседником и оформление речи Лексическое оформление речи Грамматическое оформление речи Фонетическое оформление речи «5» Коммуникативная   задача полностью выполнена: цель общения успешно достигнута, тема раскрыта в заданном объеме. Ученик высказывает   интересные   и   В речи нет лексических ошибок; словарный запас богат, разнообразен и адекватен поставленной задаче.   нет речи В   грамматических ошибок;   речь   богата разнообразными грамматическими конструкциями. В нет речи   фонетических ошибок. «4» «3» «2» оригинальные идеи. Коммуникативная   задача выполнена   не   полностью: цель   общения   в   основном достигнута,   однако   тема раскрыта   не   в   полном объеме: высказанные положения   недостаточно аргументированы.   Коммуникативная   задача выполнена   частично:   цель общения   достигнута   не полностью,   тема   раскрыта в   ограниченном   объеме: высказанных   положений мало   и   они   не аргументированы. Словарный   запас   в   основном соответствует   поставленной   задаче, однако   наблюдается   некоторое затруднение при подборе слов и/или имеются   неточности   в   их употреблении. Словарный запас скуден, в основном соответствует   поставленной   задаче, наблюдается значительное затруднение при подборе слов и/или имеются значительные неточности в их употреблении.   Словарного   запаса   не   хватает   для общения в соответствии с заданием.   выполнена: Коммуникативная   задача не   цель общения   не   достигнута, содержание не соответствует коммуникативной задаче.     или частично В   речи   присутствуют грамматические ошибки,   затрудняющие понимания высказывания, используются однообразные грамматические конструкции. В   речи   присутствуют грамматические ошибки, затрудняющие понимание используются однообразные грамматические конструкции (преимущественно простые нераспространенные предложения). В   речи  присутствуют грамматические ошибки,   затрудняющие понимание. или     не Речь   в   целом   понятна, ученик допускает отдельные   фонетические ошибки.   Речь понятна с трудом, при этом  учащийся  допускает отдельные грубые фонетические ошибки.     Понимание речи затруднено из­за большого количества   фонетических ошибок. «1» Коммуникативная   задача не выполнена. Отказ от ответа. Недостаточный словарный запас для формулировки ответа. много   Допущено грамматических ошибок. Большое фонетических ошибок. количество   Критерии оценивания  учебных достижений учащихся на уроках развития речи Развитие речи учащихся всегда было важнейшей дидактической задачей каждого урока литературы, не говоря уже о специальных уроках. Однако успешность речевого развития зависит от решения ряда проблем: эффективных форм и приемов развития речи; речевых ситуаций на уроках; учета особенностей рода и жанра художественного произведения при организации речевой деятельности  учащихся; структуры урока по развитию речи; интегрирования курсов литературы и русского языка в аспекте речевого развития учащихся. Опора   на   текст   (в   качестве   исходного   или   образцового)   дает   возможность   формировать   у  учащихся  чувство   стиля,   жанровой обусловленности высказывания, умение отбирать языковые средства с учетом намерений автора. Основой для построения высказываний может стать практически любое художественное произведение, которое изучается на уроках литературы   или   входит   в   круг   самостоятельного   чтения,   независимо   от   объема   и   жанра.   Во­первых,   художественное   произведение многомерно: в нем рассматривается довольно широкий круг тем и вопросов, которые могут быть выделены и стать предметом различной речевой деятельности учащихся. Во­вторых, высказывание создается учащихся, как правило, уже после знакомства с произведением на уроках литературы. Повторное же обращение к тексту и его анализ в процессе подготовки к творческой работе способствуют более глубокому осмыслению той или иной  проблемы, того или иного образа персонажа. Это позволяет организовать речевую деятельность  учащихся  в нескольких направлениях:  создание   высказываний,   представляющих   собой   характеристики   литературных   персонажей   (портрет   литературного   героя; характеристика образа персонажа; сравнительная характеристика литературных героев; характеристика группы персонажей);  создание речевых высказываний, связанных с идеей исходного текста;  построение  высказываний на основе трансформации опорного текста (сценка может быть трансформирована в мелодраму; анекдот – в фельетон и т.п.);  создание высказываний, представляющих собой амплификацию (распространение или продолжение какой­либо части, сюжетной линии) опорного текста;  создание высказываний на основе выделения в исходном тексте темы, связанной с психологическими или общественными явлениями, которые в нем раскрываются, и осмысление ее в речевом произведении заданного жанра;  создание высказываний, представляющих собой подражание стилю писателя (стилизация, пародия). Отметка Критерии оценивания учебных достижений учащихся Недостаточный уровень учебных достижений «1» «2» «3» «4»  работа не соответствует теме;   допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы;   отсутствует связь между ними;   работа не соответствует плану; крайне беден словарь;   нарушено стилевое единство текста;   отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы.   Допущено более 7 речевых и больше 7 грамматических ошибок.  Начальный уровень учебных достижений  работа не соответствует теме;   допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы;   отсутствует связь между ними;   работа не соответствует плану; крайне беден словарь;   нарушено стилевое единство текста;   отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы.   Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибок.   в работе допущены существенные отклонения от темы;   работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;   оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного Средний уровень учебных достижений оформления.   В работе допускается не более 4­х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки. Достаточный уровень учебных достижений  содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);   имеются единичные фактические неточности;   имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;   имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы.   В работе допускается не более 2­х недочетов в содержании, не более 3­4 речевых недочетов, не более 2­х грамматических ошибок.  Высокий уровень учебных достижений «5»  содержание работы полностью соответствует теме;   фактические ошибки отсутствуют;   содержание изложенного последовательно;   работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления;   достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала.   В работе допущен 1 недочет в содержании; 1­2 речевых недочета; 1 грамматическая ошибка. При   оценке   творческой   работы  учащегося  учитывается   самостоятельность,   оригинальность   замысла   работы,   уровень   ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.  Оценка дополнительных заданий При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом: Отметка “5” – если все задания выполнены; Отметка “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий; Отметка “3” – за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий; Отметка “2” – выставляется за работу, в которой не выполнено более половины заданий. Оценка реферата Оценка   складывается   из   ряда   моментов:  учитываются   формальные   требования   к   реферату,   грамотность   раскрытия   темы, защита работы, ответы на вопросы, заданные после защиты реферата. В оформлении должен быть титульный лист, оглавление, сноски, источники. Введение должно включать краткое обоснование актуальности темы, цель работы, задачи, краткий обзор изученной литературы. Основная часть содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения темы, мнение учащегося по проблеме, должно быть разделение на параграфы с названием, логика изложения, правильно оформленные сноски. Заключение – выводы о том, насколько удалось выполнить обозначенные во введении задачи и цели. Защита   проходит   в   течение   5­15   минут,   во   время   которой   рассказывается   об   актуальности   темы,   поставленных   целях   и   задачах, изученной литературе, о структуре основной части, выводах. Учащийся может получить отметки "5","4","3","2","1". Оценивание Отметка "5" – выполнены правильно все требования к реферату. Отметка "4" – не соблюдены 1­2 требования. Отметка "3" – допущены ошибки по трем требованиям. Отметка "2" – допущены ошибки более чем по трем требованиям. Отметка "1" – не выполнены требования, предъявляемые к реферату. Критерии оценивания  учебных достижений учащихся по выразительному чтению В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества (критерия): правильность, беглость, сознательность и выразительность. Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющее на смысл читаемого. Беглость  –  это  скорость   чтения,   обуславливающая  понимание   прочитанного.   Такая   скорость   измеряется   количеством   печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количество слов в минуту). Сознательность  чтения   в   методической   литературе   последнего   времени   трактуется   как   понимание   замысла   автора,   осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.  Выразительность чтения как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст – это значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение; таким средством является интонация.  Интонация  – совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых – ударение, темп и ритм, паузы, повышение и понижение голоса. Эти элементы взаимодействуют, поддерживают друг друга и все вместе обуславливаются содержанием произведения, его идейно­эмоциональным «зарядом», а также целями, которые в данный конкретный момент поставлены чтецом. Требования к выразительному чтению: 1. Правильная постановка логического ударения. 2. Беглость чтения, соблюдение пауз. 3. Правильный выбор темпа, выразительность чтения. 4. Соблюдение нужной интонации, постановка правильного логического ударения. 5. Правильность и безошибочность чтения. I. Общая техника речи учащегося: дыхание; сила голоса (диапазон);тон (диапазон);дикция; соблюдение орфоэпических норм. II.   Интонирование   чтения:громкость   (адекватность   содержанию);соблюдение   логических   и   психологических   пауз;логические Критерии оценивания выразительного чтения (наизусть) ударения;темпоритм;мелодика (движение голоса по звукам);выбор эмоционального тона;тембровая окраска. III. Невербальные средства выразительности:жесты;мимика; поза. Оценивание Отметка "5" – выполнены правильно все требования. Отметка "4" – не соблюдены 1­2 требования. Отметка "3" – допущены ошибки по трем требованиям. Отметка "2" – допущены ошибки более чем по трем требованиям. Отметка "1" – не выполнены требования, предъявляемые к выразительному чтению. учебных достижений учащихся по изучению литературы родного края Критерии оценивания  Новое   содержание   литературного   образования   сегодня   не   может   состояться   без   изучения   литературной   жизни   исторически сложившегося региона – Донбасса, донецкого края,  молодой Донецкой Народной Республики, где живут и учатся школьники, без чтения художественной   литературы   об   этом   крае   и   его   людях,   без   более   пристального   вглядывания,   а   порой   и   детального   изучения   жизни   и творчества таких писателей, которые родились на донецкой земле, здесь формировались как личности, черпали силы и вдохновение для своего творчества, создали шедевры искусства, и тех писателей, которые посещали наш край и оставили литературное наследие, а также писателей, которые живут и работают сегодня на благо развития современного литературного процесса. Уроки литературы родного края прочно вошли в систему литературного образования учащихся. Литературное краеведение – это своеобразная отрасль науки о литературе, предметом которой является изучение фольклорного наследия и литературных произведений, художественных образов, навеянных природой, историческими событиями, традициями, обычаями, бытом и людьми донецкого края. Цель уроков изучения  литературы родного края – осмысление учащимися глубинной сути наследия мыслителей родного края, космоса духа земляков,   реалий   действительности,   восприятие   и   признание   литературно­художественного   наследия,   воспитание   чувства   гордости   и патриотизма. Занятия по литературному краеведению в своем содержательном плане обращены к фольклору, устному народному творчеству родного края и к письменной художественной литературе (прозе, поэзии, драматургии).  Учитель   создаёт   условия   для   формирования   внутренней   потребности   личности   изучать   литературу   родного   края,   мотивирует учащихся ориентироваться в изменяющемся социальном мире, познавать предшествующую жизнь своего народа, края, черпать силы для духовного становления, формирования себя и как квалифицированного читателя, и как гражданина, патриота. Требования к учащимся: ­ знают содержание наиболее значимых в идейно­художественном плане произведений курсов «Литературное краеведение донецкого края»/«Литература родного края», умеют их сравнить и определять сходство, рассматривать в контексте времени и культурного процессав масштабах края; ­ знают биографии, сведения о жизни и творчестве писателей (поэтов, прозаиков, драматургов)донецкого края; ­ знают наизусть поэтические произведения и отрывки из прозаических текстов; ­   умеют   использовать   собственные   впечатления   и   наблюдения   о   донецком   крае,   факты   литературного   краеведения   при   анализе произведений о донецком крае и его людях, а в случае необходимости привлекать материалы других предметов, научно­популярных изданий, средства массовой информации, смежных с литературой искусств; ­ владеют элементарными навыками сбора информации, ее обработки по фольклору донецкого края, умениями найти фольклорный материал к соответствующей теме урока; ­ знают загадки, пословицы, частушки и т.д., связанные с историей, жизнью родного края, календарные обряды и традиции; ­ знают и любят исполнять песни донецкого края; ­соотносят элементы краеведения с единичным фактом краеведческого характера («прием вкрапления»); ­   умеют   создавать   сообщение,   реферат,   буклет,   плакат   (электронный   плакат),   презентацию,   проект,   буктрейлер,   устный   журнал, творческий продукт  и составлять литературную карту и литературный атлас донецкого края; ­ умеют подготовить и провести экскурсию (в том числе виртуальную) по литературным местам донецкого края. Оценивание Отметка "5" – выполнены правильно все требования; Отметка "4" – не соблюдены 1­2 требования; Отметка "3" – допущены ошибки по трем­четырём требованиям; Отметка "2" – допущены ошибки более чем по пяти требованиям;  Отметка "1" – отсутствие ответа. Если учитель предлагает учащемуся подготовить устное или письменное высказывание, то использует критериями оценивания учебных достижений по литературе. На уроках внеклассного и семейного чтения объектом изучения является книга из круга чтения детей определенного возраста, а также Уроки внеклассного и семейного чтения исходя из их читательской подготовки. Цель внеклассного и семейного чтения – сформировать у учащихся интерес к книгам как источнику знаний, расширить и углубить читательский   кругозор,   познавательные   интересы,   индивидуальные   склонности   учащихся   и   формирование   у   них   желания   и   умения целенаправленно читать книги в свободное время по собственному выбору. Учащиеся должны уметь: ­ воспринимать и анализировать художественный текст; ­ выделять смысловые части художественного текста;  ­ составлять тезисы и план прочитанного; ­ определять род и жанр литературного произведения; ­ выделять и формулировать тему, идею изученного произведения; ­ давать характеристику героев; ­ находить в тексте и характеризовать роль изобразительно­выразительных средств; ­ выявлять авторское отношение к героям; ­ выражать своё отношение к прочитанному; ­ выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; ­ владеть различными видами пересказа; ­ писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях; ­ участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, ­  понимать  чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Оценка устных ответов на уроках внеклассного и семейного чтения При оценке устных ответов учащихся учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса. 1. Знание текста и понимание идейно­художественного содержания изученного произведения. 2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев. 3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно­эстетического содержания  изученного произведения. 4. Знание теоретико­литературных понятий и  умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений. 5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения. В соответствии с этим: Отметкой "5" Отметкой "4" Отметкой "3" Отметкой "2" Отметкой"1" оценивается   ответ,   обнаруживающий   прочные   знания   и   глубокое   понимание   учащимся   текста   изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в   раскрытии   идейно­эстетического   содержания   произведения,   умение   пользоваться   теоретико­литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью. оценивается   ответ,   который,   показывает   прочное   знание   и   достаточно   глубокое   понимание   текста   изучаемого произведения;   умение   объяснять   взаимосвязь   событий,   характерны   и   поступки   героев   и   роль   основных художественных   средств   в   раскрытии   идейно­эстетического   содержания   произведения,   умение   пользоваться основными   теоретико­литературными   знаниями:   и   навыками   разбора   при   анализе   прочитанных   произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности. оценивается   ответ,   свидетельствующий   о   знании   и   понимании   текста   изучаемого   произведения;     об   умении объяснять   взаимосвязь   основных   событий,   характеры   и   поступки   главных   героев   и   роль   важнейших художественных   средств   в   раскрытии   идейно­художественного   содержания   произведения;     о   знании   основных вопросов   теории,   но   недостаточном   умении   пользоваться   этими   знаниями   при   анализе   произведения;     об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух­трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке. оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры   основных   героев   и   роль   важнейших   художественных   средств   в   раскрытии   идейно­эстетического содержания   произведения,   незнание   элементарных   теоретико­литературных   понятий   и   слабое   владение литературной речью. оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой внеклассного и семейного чтения. *Оценка   письменных   ответов   на   уроках   внеклассного   и   семейного   чтения   осуществляется   по   критериям   оценивания   учебных достижений учащихся на уроках развития речи.

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР

Рабочая программа по Литературе 8 класс ДНР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2019