Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Дергачи»
«РАССМОТРЕНА»
на заседании ШМО Протокол № __ от «__» ____2016_г Руководитель_____________ (подпись,) _________________________________ . |
«СОГЛАСОВАНА»
зам. директора по УВР ________________ А.Г. Крайнова «___» __________2016__г. |
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ________________ Н.И. Маляр Приказ №___ от «__»______2016__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 9 класса
1год
______________________________________
(срок реализации)
Разработчик программы:
Самойлова Светлана Александровна,
учитель русского языка и литературы,
высшей категории.
2016
Раздел I
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010, № 1897;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (ФГОС С(П)ОО) от 17 мая 2012, № 413;
- Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря 2012, № 273 – ФЗ;
- Федерального перечня учебников, утверждённого Минобрнауки (приказ №253 от 31.03.14).
-авторской программы по литературе для 5-11 классов под ред. Коровиной В.Я. - М., «Просвещение».
Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. « Просвещение»
На изучение программного материала учебным планом школы предусматривается 102 часа (3 часа в неделю).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Раздел 2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ С
УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ
ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ |
Тема |
Всего часов |
Внеклассное чтение (в том числе) |
Развитие речи (в том числе) |
1 |
Введение
|
1 |
6 |
6
|
2 |
Из древнерусской литературы |
3 |
||
3 |
Из литературы XVIII века |
11 |
||
4 |
Из русской литературы XIX века |
53 |
||
5 |
Из русской литературы XX века |
26 |
||
6 |
Из зарубежной литературы |
7 |
||
7 |
Повторение |
21 |
||
Итого: |
102 |
|
|
РАЗДЕЛ 3.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ |
Дата |
Факт |
Наименование тем |
Обязательный минимум |
Цифровые ресурсы |
|
|
||||
1 |
|
|
Введение Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека |
Построение монологического высказывания, выбор необходимого материала |
http://www.bibliogid.ru www.wikipedia.ru |
2-3 |
|
|
Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы |
жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер. |
Презентация Гравюры А. В. Фаворского. Иллюстрации к «Слову…» Н. Рерих «Поход князя Игоря». В. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами». |
3-4 |
|
|
Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению |
жанр и композиция произведения, худож.средства выразительности |
Музыка. А. Бородин «Князь Игорь». http://www.drevne.ru Образовательный портал «Древнерусская литература». http://www.gramma.ru |
5 |
|
|
Литература XVIII века (общий образ). Классицизм в русском и мировом искусстве. |
Построение связного монологического высказывания на определенную тему. |
Презентация www.krugosvet.ru |
6 |
|
|
М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности
содержания и формы произведения. |
Умение Анализировать стихотворение.
|
Презентация Портрет М. Ломоносова , портрет Елизаветы Петр. работы Вишнякова, Державина. |
7 |
|
|
Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» |
биография
М.В. Ломоносова, теория 3 штилей, теория стихосложения, особенности жанра
оды. |
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010 |
8 |
|
|
Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. |
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика) |
Презентация |
9 |
|
|
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. |
жанр
гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти. |
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010 |
10 |
|
|
Подвиг А. Н. Радищева. "Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. |
черты сентиментализма в произведении |
www.feb-web.ru |
11 |
|
|
Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. |
|
|
12 |
|
|
Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека. |
развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои личные примеры. |
Портреты Карамзина. |
13 |
|
|
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. |
Характеристика персонажа |
Интерактивный тест Карамзин Н.М. Бедная Лиза |
14 |
|
|
Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму. |
общая характеристика русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы. |
Презентация |
15 |
|
|
Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения. |
темы и мотивы лирики анализ поэтического текста |
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010
|
16 |
|
|
В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады. |
жанровые особенности баллады, сюжет произведения.
|
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010 |
17 |
|
|
А. С. Грибоедов: личность и судьба. |
драматические произведения, ремарка как выражение авторского взгляда |
Вальсы Грибоедова.
Портреты Грибоедова работы И. Крамского (1873), В. Машкова (1827) Иллюстрации к комедии Авторы: И. Кузьмин, П. Соколов, Д. Кардовский и др. |
18 |
|
|
Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия. |
основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова. |
|
19 |
|
|
2 действие комедии. Обучение анализу монолога. |
особенности
комедии как жанра, |
http://litera.edu.ru http://www.litwomen.ru http://magazines.russ.ru |
20 |
|
|
3 действие комедии. Анализ сцены бала. |
|
|
|
|
|
4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии. |
Выразительное чтение монологов и комментирование |
|
21 |
|
|
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей |
|
Интерактивный тест Грибоедов А.С. Горе от ума |
22 |
|
|
И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию. |
основные положения статьи, понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. |
Презентация |
23 |
|
|
Классное сочинение-рассуждение №1 по комедии "Горе от ума". 1) «Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»; 2) «Молчалин и Скалозуб»; 3) «Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума». |
сопоставлять эпизоды, составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст. |
http://www.tretyakovgallery.ru |
24 |
|
|
Р/К А.В.Попов «Декабристы – литераторы на Кавказе». Кавказ в судьбе декабристов А.А. Бестужева – Марлинского, А.И. Одоевского |
|
http://www.tretyakovgallery.ru |
25 |
|
|
К Е. Хамар - Дабанов «Проделки на Кавказе». Жанровое своеобразие. |
|
|
26 |
|
|
А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»), Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина |
изобразительно-выразительные средства литературы, особенности философской лирики |
Презентация Портреты А.С.Пушкина |
27 |
|
|
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар» |
свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. |
Презентация |
28 |
|
|
Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта |
Основы
стихосложения. |
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010 |
29 |
|
|
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения |
философские
и христианские мотивы в лирике поэта. |
http://www.tretyakovgallery.ru |
30 |
|
|
Л.А. Черейский «Пушкин и Северный Кавказ». Северный Кавказ в творчестве А.С. Пушкина. |
|
|
31 |
|
|
К.Г. Черный «Пушкин и Кавказ». Две поездки Пушкина на Кавказ. |
|
|
32 |
|
|
Контрольная работа (тестирование) по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина |
содержание произведений. Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос |
|
33 |
|
|
А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко |
признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности. |
Презентация |
34 |
|
|
Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа |
теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа |
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010 |
|
|
|
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути |
характеристика героя |
Интерактивный тест Пушкин А.С. Евгений Онегин. Вариант 1 |
35 |
|
|
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга |
|
|
36 |
|
|
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем |
|
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010 |
37 |
|
|
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа |
идея произведения, лирические отступления в романе |
|
38 |
|
|
Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа |
|
|
39 |
|
|
Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 20 века. Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» |
Уметь строить сочинение-рассуждение на выбранную тему, уместно использовать цитаты. |
Интерактивный тест Пушкин А.С. Евгений Онегин. Вариант 2 |
40 |
|
|
А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции и сфере творчества |
основная проблема, рассуждение по поднятым в произведении проблема. |
|
41 |
|
|
К А. Коротин «Хлеб изгнания». Тема пленительной страны гор в жизни и творчестве В.К. Кюхельбекера. |
|
|
42 |
|
|
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…» |
основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы |
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010 |
43 |
|
|
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…» |
основные мотивы лирики поэта.
|
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010
|
44 |
|
|
Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» |
анализировать текст на .лексическом уровне |
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010 |
45 |
|
|
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии |
выделять смысловые части текста |
|
46 |
|
|
А.В. Попов «Лермонтов на Кавкзе». Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова |
|
|
47 |
|
|
К Е.И. Яковкина «Последний приют поэта». Заочное путешествие по Лермонтовским местам |
|
|
48 |
|
|
С.В. Чекалин «Наедине с тобою, брат». Причины дуэли и гибели Лермонтова. |
|
|
49 |
|
|
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе |
понятия роман, психологический роман |
|
50 |
|
|
Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» |
Сопоставление эпизодов романа и характеристика персонажей |
|
51 |
|
|
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» |
психологический портрет героя в системе образов |
|
52 |
|
|
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина |
|
|
53 |
|
|
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. |
понятия реализм и романтизм |
|
54 |
|
|
Классное сочинение №2 по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» |
тестовые задания: уровни А, В, С |
|
55 |
|
|
Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы |
страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя |
|
56 |
|
|
Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода |
композиционные особенности, жанровое своеобразие.
|
Интерактивный тест Гоголь Н.В. Мёртвые души |
57 |
|
|
Система образов поэмы «Мертвые души». Изложение «Толстые и тонкие» |
анализ эпизода |
Интерактивный тест Гоголь Н.В. Мёртвые души. Герои поэмы |
58 |
|
|
Образ города в поэме «Мертвые души» |
|
|
59 |
|
|
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы |
|
|
60 |
|
|
«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению |
|
Интерактивный тест Гоголь Н.В. Мёртвые души. Язык поэмы |
61 |
|
|
А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада |
творческая биография писателя, содержание произведения.
|
Презентация |
62 |
|
|
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии |
|
|
63 |
|
|
Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира |
уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства |
Презентация |
64 |
|
|
Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира |
|
|
65 |
|
|
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя |
особенности автобиографического произведения |
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010
|
66 |
|
|
Эпоха А.П.Чехова. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. |
образ «маленького человека». |
Презентация |
67 |
|
|
А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. |
|
|
68 |
|
|
Из поэзии XІX века Стихотворения разных жанров Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии. Жанры лирических произведений |
Анализ поэтического произведения |
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010 |
69 |
|
|
Из русской прозы XX века Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений |
|
Презентация |
70 |
|
|
И. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. |
понятие импрессионализма в искусстве изобразительно-выразительные средства. |
Презентация |
71 |
|
|
Мастерство И.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. |
|
|
72 |
|
|
М.Булгаков. Жизнь и судьба. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. |
определять нравственную проблематику произведения; владеть различными видами пересказа. |
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010 |
73 |
|
|
Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия. |
|
|
74 |
|
|
М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. |
композиция рассказа, его пафос, приемы и средства изображения характера героя |
портреты писателей, репродукции картин с изображением военных событий, песни военных лет. |
75 |
|
|
Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. |
Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. |
|
76 |
|
|
А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. |
Композиция рассказа |
Презентация |
77 |
|
|
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. |
художественное своеобразие рассказа |
|
78 |
|
|
Контрольная тест по произведениям второй половины XIX и XX веков. |
Решение тестов |
|
79 |
|
|
«Серебряный век» русской поэзии. |
основные черты искусства «серебряного века», новые направления в противовес реализму изобразительно-выразительные средства. |
Портреты поэтов «серебряного века».
Презентация
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010 |
80 |
|
|
А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта |
содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале |
Презентация |
81 |
|
|
С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» |
конспектирование |
Презентация |
82 |
|
|
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики поэта |
Своеобразие ритма, интонации.
|
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010 |
83 |
|
|
В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского |
Выразительное чтение стихотворений и их анализ. |
Презентация |
84 |
|
|
Маяковский о труде поэта |
|
|
85 |
|
|
М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики |
Выразительное чтение стихотворений и их анализ. |
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010
|
86 |
|
|
«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство |
Выразительное чтение стихотворений и их анализ. |
|
87 |
|
|
Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики |
Выразительное чтение стихотворений и их анализ. |
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010
|
88 |
|
|
А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике |
Основы стихосложения |
Презентация |
89 |
|
|
Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики |
Выразительное чтение стихотворений и их анализ. |
|
90 |
|
|
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви |
Выразительное чтение стихотворений и их анализ. |
Презентация |
91 |
|
|
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне |
|
Презентация |
92 |
|
|
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX –XX веков
|
Выразительное чтение стихотворений и их анализ. |
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010 |
93 |
|
|
Зачетное занятие по русской лирике XX века |
Уметь анализировать произведения русской лирики ХХ века. |
Интерактивная викторина. Чины и звания литературных героев |
94 |
|
|
Античная лирика Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Слово о поэте. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворца |
античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.
|
Презентация |
95 |
|
|
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер |
выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер. |
|
96 |
|
|
У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Общечеловеческое значение героев Шекспира. |
основные факты из жизни Шекспира |
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010 |
97 |
|
|
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы |
|
|
98 |
|
|
И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). «Фауст» как философская трагедия |
раскрывать мотивы поступков героев |
Презентация |
99 |
|
|
Обобщающий урок по теме»Зарубежная литература» |
|
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010 |
100-101 |
|
|
Защита проектов |
|
|
102 |
|
|
Повторение. Итоги года и задание для летнего чтения. |
Решение тестов |
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010 |
РАЗДЕЛ 4
Приложения.
Контрольная работа № 1
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Задание 1
В эссе «Чужое горе» из сборника «Родная речь» Пётр Вайль и Александр Генис так определяют основной конфликт пьесы: “…Конфликт Чацкого с обществом Фамусова — прежде всего стилистический, языковой. Чацкий изъясняется изящно, остроумно, легко, а они — банально, основательно, тяжеловесно… Всё весёлое в пьесе (читай: поверхностное, легкомысленное) принадлежит Чацкому. Этим он и раздражает общество”.
Но мы вдруг встречаем такой искусно составленный монолог (коллаж, центон), который, казалось бы, противоречит идее “языкового конфликта”:
А всё Кузнецкий мост и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок! —
По шутовскому образцу:
Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,
Рассудку вопреки, наперекор стихиям;
Движенья связаны, и не краса лицу;
Смешные, бритые, седые подбородки!
Как платья, волосы, так и умы коротки!..
Задание
1. Укажите, каким героям принадлежат эти строки, и сформулируйте конфликт пьесы, выразителями которого эти герои являются.
2. Подумайте над тем, почему слова двух противоборствующих сторон удалось так изящно соединить в монологе-коллаже. Постарайтесь обосновать своё мнение и с точки зрения стилистики, и с позиций идейного содержания пьесы. (Подсказка: какие ещё конфликты можно обнаружить в пьесе и на какой намекает данный текст?)
3. Подтвердите или опровергните мнение Гениса и Вайля о наличии “стилистического” (“языкового”) конфликта в пьесе, используя цитаты.
Задание 2
В альманахе «Русская Талия» за 1825 год были напечатаны отрывки грибоедовской комедии. Эта публикация позволила обсуждать пьесу в печати. Одним из самых ярких недоброжелательных отзывов о комедии явился отзыв М.А. Дмитриева («Замечания на суждения “Телеграфа”»), опубликованный в журнале «Вестник Европы» (1825, № 6).
По отрывку нельзя судить о целой комеди_; о х_рактере главного действ__щего лица можно! Г. Грибоедов хотел представить ________ и ________ человека, который не нравит_ся обществу людей не образованных. Если бы комик исполнил с_ю мысль то х_рактер Чацкого был бы занимателен, окружающие его лица ________, вся картина _______ и _______! Мы видим в Чацком человека который злословит и говорит все что н_ придёт ему в голову: такой человек наскучит во всяком обществе и чем общество образованнее, тем он наскучит________! Встрет_вшись с девиц_й в котор__ влюблён и с котор__ н_сколько лет не видался он не находит другого разговора кроме ругательств и насмеш_к над её батюшкой и знакомыми. Потом на вопрос молодой графини зачем он не женился в чужих краях отвечает грубой дерзостью! Мудр_но ли что от такого лица разбегутся и примут за ___________?
Чацкий есть не что иное как сум__брод который находит_ся в обществе людей совсем не ________, но _______ и который умничает перед ними, потому что сч_тает себя умнее: всё смешное — на стороне Чацкого! Чацкий, который должен быть умнейшим лицом пьесы, представлен менее всех рассудительным!
Короче г. Грибоедов из_бр_зил очень удачно не которые портреты но не совсем попал на нравы того общества которое в_думал опис_вать и не дал главному х_рактеру надлежащ_й с ними против_положности.
(По М.А. Дмитриеву. Замечания на суждения «Телеграфа»)
Задание
1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, исправьте орфографические ошибки.
2. В выделенном жирным шрифтом фрагменте на место пропуска подберите подходящее по смыслу наречие, а другие пропуски заполните следующими краткими и полными прилагательными (род, число, падеж можно менять в зависимости от контекста): умный, образованный, необразованный, сумасшедший, глупый, поучителен, забавен, смешон.
3. Сделайте текст более связным. Для этого дополните его цитатами и пояснениями, приведёнными ниже, и вставьте в текст союзы и вводные слова: но, но, а; например, словом, итак, следовательно, естественно.
Цитаты и пояснения
Он хочет отличит_ся то остроумием, то каким то бранчивым п_три_тизмом перед людьми, которых пр_зирает; он пр_зирает их а между тем очевидно хотел бы что бы они его уважали!
Сама Софья говорит о нём: “Не человек, змея!”
Это такая нес__бразность х_рактера с его назначением которая должна отнять у действ__щего лица всю его зан_мательность и в которой не может дать отчёта ни автор, ни самый изыскательный критик.
Контрольная работа № 2
Творчество А.С. Пушкина
I. Определите мотивы (темы) лирики А.С. Пушкина.
1. «Пророк», «Поэту», «Поэт и толпа»;
2. «Деревня», «Вольность», «Во глубине сибирских руд…»;
3. «Море», «Погасло дневное светило».
4. «Вновь я посетил…», «Напрасно я бегу к сионским высотам…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных».
II. Из какого стихотворения эти строки?
1. Я твой: я променял порочный двор Цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей…
2. Услышишь суд глупцов и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
3. Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений…
4. И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод.
III. Определите стихотворный размер приведенного отрывка.
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
IV. Укажите количество стоп в стихе.
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
V. Напишите ключевую фразу в определении следующих лирических жанров:
1. Ода –
2. Элегия –
3. Сонет –
4. Дружеское послание –
5. Идиллия -
VI. Соотнесите средства художественной выразительности:
1. Не пропадет ваш скорбный труд
И душ высокое стремленье. А. Метонимия
2. Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел. Б. Метафора
3. Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно. В. Эпитет.
4. Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам. Г. Сравнение
5. Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где легкокрылая мне изменила радость. Д. Инверсия.
6. Прозрачный лес один чернеет… Е. Олицетворение.
7. Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей Ж. Антитеза
Ты ждал, ты звал… я был окован. З. Анафора
VII. Как можно определить пафос вступления к поэме «Медный всадник»?
1. Задумчивый, печальный;
2. Трагический;
3. Философский;
4. Торжественный, горделивый.
VIII. Каково отношение А.С. Пушкина к Петру I в поэме «Медный всадник»?
1. Восторженное;
2. Негативное;
3. Двойственное;
4. Равнодушное.
IX. С кокой целью Петр решает «… в Европу прорубить окно»?
1. Расширить торговые отношения с Европой;
2. «…назло шведу»
3. Для того чтобы вывести Россию из вековой изоляции и возвысить ее роль на международной арене.
X. Какими средствами А.С. Пушкин передает свой восторг от Петербурга?
1. Внутренними монологами;
2. Прямыми авторскими оценками;
3. Словами героя-рассказчика;
4.Через демонстрацию мнения Петра I.
XI. Какие средства художественной выразительности использует А.С. Пушкин в следующих строках из поэмы «Медный всадник»:
…И перед младшею столицей
Померкла древняя Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова…
1. Метафора:
2. Антитеза;
3. Сравнение;
4. Олицетворение.
XII. Какие строки, посвященные городу на Неве, не принадлежат перу А.С. Пушкина?
1. Только камни нам дал чародей,
Да Неву буро-желтого цвета,
Да пустыни немых площадей,
Где казнили людей до рассвета.
2. Зажгутся нити фонарей,
Блеснут витрины и тротуары.
В мерцанье тусклых площадей
Потянутся рядами пары.
3. По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен…
XIII. Докажите, что образ Евгения, героя поэмы «Медный всадник», можно считать образом маленького человека. Сформулируйте свой ответ в виде сочинения-миниатюры.
Контрольная работа № 3
Творчество М.Ю. Лермонтова
Каков основной мотив лирики Лермонтова?
А) мотив свободы Б) мотив гордого одиночества В) мотив усталости от жизни
2.Как бы вы определили основной пафос лирики Лермонтова?
А) трагический Б) иронический В) сатирический
3. Какие отношения складываются между творчеством М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина?
А) отношение преемственности Б) отношения сходства В) отношения контраста
Почему в стихотворении «Дума» Лермонтов употребляет местоимении «мы», а не «вы»?
А) потому что не отделяет себя от своего поколения
Б) такой прием обусловлен лирическим родом стихотворения
В) благодаря этому приему стихотворение получает трагический пафос
Какое чувство является ведущим в стихотворении «Я не унижусь пред тобою…»?
А) гордость и независимость
Б) преклонение перед любимой женщиной
В) грусть от разлуки с ней
О каком времени года говорится в следующем фрагменте стихотворения? Выделите наиболее характерные для Лермонтова приемы изображения природного мира.
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка…
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой…
Основываясь на стихотворениях М.Ю. Лермонтова, прочитанных вами, заполните таблицу
Основные мотивы лирики Названия стихотворений
Прочитайте стихотворение Лермонтова и выполните задания. (см. стр.110 «Хрестоматия…» ч.2)
I. К какому типу лирики относится стихотворение Лермонтова «Расстались мы, но твой портрет…»?
А) пейзажная Б) патриотическая В) любовная
4) гражданская
II. Ведущей темой в стихотворении является тема:
А) любви В) природы
Б) родины Г) свободы
III Как называется лексическое средство, использованное поэтом в строке: «Там храм оставленный – все храм…»?
А) профессионализм В) старославянизм
Б) неологизм Г) диалектизм
IV Лирический герой стихотворения
А) никогда не был влюблен
Б) мечтает о счастливом продолжении любви
В) забыл обо всем
Г) по-прежнему хранит портрет своей возлюбленной
V Укажите название художественного средства, основанного на сопоставлении и использованного в строках: «…но твой портрет/ …Как бледный призрак лучших лет…»
____________________________
VI Определите размер, которым написано стихотворение, способ рифмовки
Ответы:
1.б 6 лето
2 а 7 -
3 а 8 1в
4 а 2а
5 а 3в
4г
5 сравнение
6 4-х стопный ямб, перекрестный способ
Контрольная работа № 4
Проверочная работа по тексту поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Задание 1. Узнайте героя
1. “Это был среднего роста, очень недурно сложённый молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его”;
2. “...герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлаждённого характера”;
3. “...малый лет тридцати, в просторном подержанном сюртуке, как видно с барского плеча, малый немного суровый на взгляд, с очень крупными губами и носом”;
4. “...маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из тёмных нор острые морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух”;
5. из людей, “известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан...”
(Ключ: Ноздрёв, Чичиков, Петрушка, Плюшкин, Манилов)
Задание 2. Узнайте героя
1. “Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке... самый крепкий и на диво стаченный образ...”;
2. “...человеческие чувства, которые и без того не были в нём глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине”;
3. “...был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории”;
4. “На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару...”;
5. “...умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек”.
(Ключ: Собакевич, Плюшкин, Ноздрёв, Манилов, Чичиков)
Задание 3. Определите, на чьём дворе вы оказались
1. “Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было тёмно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер”;
2. “На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые брёвна, определённые на вековое стояние... Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идёт только на мельницы да на корабли”;
3. “Вошедши на двор, увидели там всяких собак... Тут были все клички, все повелительные наклонения: стреляй, обругай, порхай...”;
4. “...были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и жёлтых акаций, пять-шесть берёз небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была беседка с плоским зелёным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединённого размышления»”;
5. “...изветшавший тёс на крышах везде был заменён новым, ворота нигде не покосились, а в обращённых к нему крестьянских крытых сараях заметил он где стоявшую запасную почти новую телегу, а где и две”.
(Ключ: у Плюшкина, у Собакевича, у Ноздрёва, у Манилова, у Коробочки)
Задание 4. Узнайте героя
1. “Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстраивал свадьбу”;
2. “Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом”;
3. такой человек “как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, всё отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены”;
4. “В приёмах своих господин имел что-то солидное и высмаркивался чрезвычайно громко”;
5. “...никакими средствами и стараниями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идёт на сапоги...”
(Ключ: Ноздрёв, Манилов, Коробочка, Чичиков, Плюшкин)
Задание 5. Узнайте героя
1. “Должно сказать, что подобное явление редко встречается на Руси, где всё любит скорее развернуться, нежели съёжиться, и тем поразительнее бывает оно, что тут же в соседстве подвернётся помещик, кутящий во всю ширину русской удали и барства”;
2. “Кроме страсти к чтению, он имел ещё два обыкновения, составлявшие две другие его характеристические черты: спать не раздеваясь, так, как есть, в том же сюртуке, и носить всегда с собою какой-то свой особенный воздух, своего собственного запаха, отзывавшийся несколько жилым покоем, так что достаточно было ему только пристроить где-нибудь свою кровать, хоть даже в необитаемой дотоле комнате, да перетащить туда шинель и пожитки, и уже казалось, что в этой комнате лет десять жили люди”;
3. “В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года”;
4. “Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми, слывут ещё в детстве и в школе за хороших товарищей и при всём том бывают весьма больно поколачиваемы”;
5. “...чиновники... рассматривая это дело каждый про себя, нашли, что лицо _____ , если он поворотится и станет боком, очень сдаёт на портрет Наполеона”.
(Ключ: Плюшкин, Петрушка, Манилов, Ноздрёв, Чичиков)
Задание 6. Узнайте хозяина
1. “Слова были прерваны странным шипением, так что гость было испугался; шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями; но, взглянувши вверх, он успокоился, ибо смекнул, что стенным часам пришла охота бить”;
2. “...больше всего было табаку. Он был в разных вещах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе. На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”;
3. “...повёл их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья — одно в триста, а другое в восемьсот рублей... Вслед за тем показалась гостям шарманка”;
4. “Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый, поношенный колпак, лежащий на столе”;
5. “Стол, кресла, стулья — всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства, — словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже _________!» или «И я тоже очень похож на _________!»”
(Ключ: Коробочка, Манилов, Ноздрёв, Плюшкин, Собакевич)
Задание 7. Вставьте пропущенные слова
1. “...Та же копчёная люстра со множеством висящих стёклышек, которые прыгали и звенели всякий раз, когда половой бегал по истёртым клеёнкам, помахивая бойко подносом, на котором сидела такая же бездна чашек, как ___________”;
2. “Бесчисленны, как ___________, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его”;
3. “Неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал, как _________”;
4. “Чёрные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся ___________”;
5. “Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в _________________, дороги везде бархатные...”;
6. “Помещик Манилов, ещё вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как ___________”;
7. “...автор любит чрезвычайно быть обстоятельным во всём, и с этой стороны, несмотря на то, что сам человек русский, хочет быть аккуратен, как ___________ “;
8. “Это чтение совершалось более в лежачем положении в передней, на кровати и на тюфяке, сделавшемся от такого обстоятельства убитым и тоненьким, как ___________ ”.
(Ключ:
1) птиц на морском берегу;
2) морские пески;
3) труба;
4) носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета;
5) в рай;
6) сахар;
7) немец;
8) лепёшка).
Задание 8
1. Кого “насмерть” не любил учитель Павлуши “за то, что он сказал: «По мне, уж лучше пей, да дело разумей»”?
а) Пушкин; б) Крылов; в) Державин; г) Гоголь.
2. С какими успехами закончил Чичиков училище?
а) удовлетворительно; б) хорошо; в) отлично; г) не закончил.
3. Когда преподавателя, “любителя тишины и поведения”, выгнали из училища, какую помощь оказал ему Павлуша?
а) никакой; б) взял на себя его содержание; в) дал пятак серебра; г) дал тысячу рублей.
4. Кем были родители Чичикова?
а) дворяне; б) крестьяне; в) это неизвестно.
5. Отец советовал Павлуше: “Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а _________ не выдаст, в какой бы беде ты ни был”.
а) подруга; б) мать; в) копейка; г) Родина.
6. Что помогало Чичикову добиваться повышения по службе?
а) ум; б) поведение; в) деньги; г) связи.
7. Кто был “грозой и отчаянием всего польского жидовства”?
а) Ноздрёв; б) Чичиков; в) Шамшарёв; г) Гоголь.
8. “Именно, пронесли слухи, что Чичиков не более, не менее, как ...”
а) миллиардер; б) миллионщик; в) мультимиллионер; г) нищий.
9. Каким словом предлагает назвать Чичикова автор?
а) подлец; б) герой; в) вор; г) приобретатель.
Шкала оценивания
Каждый ответ равен 1 баллу.
9 баллов — “отлично”;
8 баллов — “хорошо”;
7–6 баллов — “удовлетворительно”;
менее 6 баллов — “неудовлетворительно”.
Контрольная работа № 5
Комплексный анализ текста А.И.Солженицын «Лиственница»
А. И. Солженицын «Крохотки» (1996-1999)
ЛИСТВЕННИЦА
Что за диковинное дерево!
Сколько видим её — хвойная, хвойная, да. Того и разряду, значит? А, нет. Приступает осень, рядом уходят лиственные в опад, почти как гибнут. Тогда — по соболезности? не покину вас! мои и без меня перестоят покойно — осыпается и она. Да как дружно осыпается и празднично — мельканием солнечных искр.
Сказать, что — сердцем, сердцевиной мягка? Опять же нет: её древесная ткань — наинадёжная в мире, и топор её не всякий возьмёт, и для сплава неподымна, и покинутая в воде — не гниёт, а крепится всё ближе к вечному камню.
Ну, а возвратится снова, всякий год как внезапным даром, ласковое тепло, — знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть — и к своим вернуться через шелковистые иголочки.
Ведь — и люди такие есть.
Контрольная работа № 6 Анализ лирического произведения
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания А1-А5; В1-В4; С1.
Родная земля
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовет так свободно – своею.
А1. В какой сборник вошло стихотворение А.Ахматовой «Родная земля»?
1) «Вечер»;
2) «Четки»;
3) «Белая стая»;
4) «Подорожник».
А2. Ведущей в стихотворении является тема:
1) Любви;
2) Родины;
3) Природы;
4) Свободы.
А3. Как называется фонетическое средство, использованное поэтом в строках:
Да, для нас это грязь на калощах,
Да, для нас это хруст на зубах.
1) Ассонанс;
2) Анафора
3) Эпифора;
4) Аллитерация.
А4. В какой строке стихотворения выражена его основная идея?
1) Но ложимяс в нее и становимся ею,
2) О ней не вспоминаем даже.
3) Да, для нас это грязь на калощах,
4) Да, для нас это хруст на зубах.
А5. Лирическая героиня стихотворения:
1) Понимает, что родину покинуть необходимо;
2) Боится страшного суда, поэтому решает не покидать родину;
3) Не связывает себя с родиной;
4) Ассоциирует себя с родной землей.
В1. В строке: « И мы мелем, и месим, и крошим…» использован художественный прием, основанный на воспроизведении одних и тех же слов. Назовите этот прием.
В2. Выпишите слово из второй строфы стихотворения, которое является синонимом слова земля и отражает восприятие лирической героини.
В3. Укажите название художественно-выразительного средства, использованного в следующих словосочетаниях: «стихи навзрыд не сочиняем», « не делаем ее в душе своей предметом купли и продажи».
В4. Определите размер, которым написано стихотворение.
С1. Как лирическая героиня воспринимает родную землю? Как вы думаете, почему?
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Кол-во часов |
Причины невыполнения программы |
Способ корректировки |
Сроки выполнения |
|
По плану |
проведено |
|||
1 четверть |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: |
|
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Кол-во часов |
Причины невыполнения программы |
Способ корректировки |
Сроки выполнения |
|
По плану |
проведено |
|||
2 четверть (1 полугодие) |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: |
|
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Кол-во часов |
Причины невыполнения программы |
Способ корректировки |
Сроки выполнения |
|
По плану |
проведено |
|||
3 четверть |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: |
|
|
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Кол-во часов |
Причины невыполнения программы |
Способ корректировки |
Сроки выполнения |
|
По плану |
проведено |
|||
4 четверть (2 полугодие) |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: |
|
|||
Вывод по итогам года
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.