рабочая программа по литературе для 7класса

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 07.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учитель: Рахманова А.М. Количество часов всего 70, в неделю 2 Плановых контрольных работ: 2 , зачетов____-_ , тестов __-____, административных контрольных работ Планирование составлено на основе (программа): Программа курса «Литература». 5-9 классы / авт-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. Учебник: Литература: учебник для 7 класса общеобр. организаций: в 2 ч./ авт-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015.
Иконка файла материала 7 лит+.docx
Учебно­тематическое планирование по литературе Класс: 7Б Учитель: Рахманова А.М. Количество часов всего  70, в неделю   2 Плановых контрольных работ: 2   , зачетов____­_   , тестов __­____, административных контрольных работ Планирование составлено на основе (программа): Программа курса «Литература». 5­9 классы / авт­сост.  Г.С.Меркин, С.А.Зинин – М.: ООО «Русское слово ­ учебник», 2014. Учебник: Литература: учебник для 7 класса общеобр. организаций: в 2 ч./ авт­сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО  «Русское слово ­ учебник», 2015. Планируемые результаты освоения учебного предмета Предметные результаты • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; • адекватно понимать  художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное,  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать  собственные ценностные ориентации;• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий  интонационный рисунок устного рассказывания; • пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов,  используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; • выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность  сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор; • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии; • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты  национального характера; • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их Личностные результаты • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о  нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере; • обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных  ситуациях речевого общения,  • сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;  • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного  народа. Метапредметные  результаты • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин,  • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и  потомку; • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё  отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями,  отгадывая или сочиняя загадку. • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя),  определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;• вести самостоятельную проектно­исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах  (работа исследовательского характера, реферат, проект). • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; С   одержание учебного предмета В в е д е н и е .   Знакомство   со   структурой   и   особенностями   учебника.   Своеобразие   курса.   Литературные   роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество. Русский фольклор Былины    .  «Илья   Муромец   и   Соловей­разбойник».  Событие   в   былине,   поэтическая   речь   былины,   своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость). Русские народные песни    .  Обрядовая поэзия  («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили  ­ сваты на конях будут  »); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»), Лирическое   и   эпическое   начало   в   песне;   своеобразие   поэтического   языка   народных   песен.   Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне. Из д р е в н е р у с с к о й  л ит ер ат ур ы .   Из «Повести временных лет » («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре   и   Февронии   Муромских».  Поучительный   характер   древнерусской   литературы;   мудрость,   преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность. Из  л и т е р а т у р ы   X V I I I   века М.В. ЛОМОНОСОВ. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы. Г.Р.   ДЕРЖАВИН.   Биография   Державина   (по   страницам   книги   В.   Ходасевича   «Державин»).   Стихотворение  Отражение   в   названии   тематики   и   проблематики   стихотворения;   своеобразие «Властителям   и   судиям». стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихо­ творении. Д.И.   ФОНВИЗИН.   Краткие   сведения   о   писателе.   Комедия  «Недоросль».  Своеобразие   драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки,  мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья;  отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя. Из  л и т е р а т у р ы   XIX  века А.С.   ПУШКИН.   Свободолюбивые   мотивы   в   стихотворениях   поэта:  «К   Чаадаеву»   («Любви,   надежды,   тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...», «Анчар».  Человек и природа  («Туча»).  Дружба и тема долга.  «Песнь о вещем   Олеге»:  судьба   Олега   в   летописном   тексте   и   в   балладе   Пушкина;   мотивы   судьбы   ­   предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма  «Полтава»  (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Стихотворения: «Три пальмы»,  «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность,   любовь,   мужество   и   отвага,   независимость;   личность   и   власть);   центральные   персонажи   повести  и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...». Н.В. ГОГОЛЬ. Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема ­ изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение   угодничества,   глупости,   бездуховности.   Повесть  «Шинель»:  основной   конфликт;   трагическое   и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. И.С.   ТУРГЕНЕВ.   Рассказ   о   жизни   писателя   в   60­е   годы.   Общая   характеристика   книги  «Записки   охотника». Многообразие   и   сложность   характеров   крестьян   в   изображении   И.С.   Тургенева.   Рассказ  «Хорь   и   Калинин» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения. Н.А.   НЕКРАСОВ.   Краткие   сведения   о   поэте.   Стихотворения:  «Железная   дорога»,   «Вчерашний   день,   часу   в шестом»,   «Несжатая   полоса»,   «Размышления   у   парадного   подъезда»,  поэма  «Русские   женщины»   («Княгиня Трубецкая»). Доля народная ­ основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Пи­сатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе. М.Е.   САЛТЫКОВ­ЩЕДРИН.   Краткие   сведения   о   писателе.   Сказки:  «Повесть   о   том,   как   один   мужик   двух генералов   прокормил»,  «Дикий  помещик»,  «Премудрый  пискарь»,  «Коняга».   Своеобразие   сюжета;  проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя. Л.Н.   ТОЛСТОЙ.  Л.Н.  Толстой   ­   участник   обороны   Севастополя.   Творческая   история   «Севастопольских рассказов».  Литература   и  история.  Рассказ  «Севастополь  в  декабре   месяце».   Человек   и  война,  жизнь   и  смерть, героизм, подвиг, защита Отечества ­ основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. Н.С.   ЛЕСКОВ.   Краткие   сведения   о   биографии   писателя.   «Лесков   ­   писатель   будущего».   Повесть  «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения. Ф.И. Тютчев. Лирика Ф.И. Тютчева: «Фонтан», «С поля коршун поднялся» А.А. Фет. Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Я пришел к тебе с приветом» П р о и з в е д е н и я   р у с с к и х  п о э т о в   XIX  в е к а   о  Р о с с и и  Н.М. Языков. «Песня »,  И.С. Никитин. «Русь»,  А.Н. Майков. «Нива», А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...» А.   П.   ЧЕХОВ.  Рассказы:  «Хамелеон»,   «Смерть   чиновника».  Разоблачение   беспринципности,   корыстолюбия, чинопочитания,   самоуничижения.   Своеобразие   сюжета,   способы   создания   образов,   социальная   направленность рассказов; позиция писателя. Из  л и т е р а т у р ы   XX  века М. ГОРЬКИЙ.   Повесть  «Детство»  (главы   по   выбору).   «Легенда   о   Данко»   (из   рассказа  «Старуха   Изергиль»), Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла. И.А.   БУНИН.   Стихотворение  «Догорел   апрельский   светлый   вечер...»,  рассказ  «Кукушка».  Смысл   названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение ­ основные проблемы рассказа; образы­персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа. А.И.   КУПРИН.   Рассказ  «Чудесный   доктор»,   «Allez!»  Взаимопонимание,   взаимовыручка,   чувство   локтя   в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея. А.ГРИН «Алые паруса» В.В. МАЯКОВСКИЙ. Стихотворение  «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».  Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт  и  поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения. С. ЕСЕНИН. Стихотворения: «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родной дом…». Тематика лирических стихотворений И.С. ШМЕЛЕВ. Рассказ  «Русская песня».  Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. М.М. ПРИШВИН. Рассказ «Москва­река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика. К.Г. ПАУСТОВСКИЙ.  К.  Паустовского «Мещерская сторона». Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; образ рассказчика в произведении. Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ. Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд ­ основное нравственное достоинство человека. А.Т. ТВАРДОВСКИЙ. Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память ­ основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского. Лирика поэтов  ­  участников Великой  Отечественной  войны Н.П.   Майоров.   «Творчество»;   Б.А.   Богатков.   «Повестка»;   М.   Джалиль.   «Последняя   песня»;  Bс.  H.   Лобода. «Начало».   Особенности   восприятия   жизни   в   творчестве   поэтов   предвоенного   поколения.   Военные   «будни»   в стихотворениях поэтов ­ участников войны. Б.Л. ВАСИЛЬЕВ. Рассказ  «Экспонат №...».  Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. В.М. ШУКШИН. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Чудик». Внутренняя простота и нравственная высота героя. Р у с с к и е   п о э т ы   XX  века  о  Р о с с и и А.А.  А х м а т о в а .   «Мне голос был. Он звал утешно... », М.И.  Ц в е т а е в а .   «Рябину рубили зорькою...», А.А. В о з н е с е н с к и й .  «Муромский сруб», А.Д.Д е м е н т ь е в .  «Волга», Расул Гамзатов «Мой Дагестан». Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века. Из  з а р у б е ж н о й   л и т е р а т у р ыУ. ШЕКСПИР. Краткие сведения об авторе. Сонеты:  «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, ­ так теперь...», «Люблю, ­ но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира. МАЦУО   БАСЁ.   Поэт­странник.   Образ   поэта.   Основные   биографические   сведения.   Знакомство   со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя. Р.   БЁРНС.  Краткие   сведения   об   авторе.   Стихотворения:   «Возвращение   солдата»,   «Джон   Ячменное   зерно». Основные мотивы стихотворений. А.   де   СЕНТ­ЭКЗЮПЕРИ.   Краткие   сведения   об   авторе.   Повесть   «Планета   людей».   Добро,   справедливость, мужество. Нравственно­философская проблематика произведений А. де Сент­Экзюпери «Маленький принц» П. МЕРИМЕ. «Матео Фальконе». Характер как двигатель сюжета. Своеобразие главного героя. Тематическое планирование№  Тема  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и  жанровое образование. Движение жанров. Личность  автора, позиция писателя, труд и творчество,  творческая история произведения. Былины. «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей­разбойник». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и  речи персонажа, конфликт. Отражение в былине народных представлений о  нравственности (сила и доброта, ум и мудрость). Русские народные песни. Обрядовая поэзия  («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица  дорогая...», «Говорили ­ сваты на конях будут») Лирические   песни   («Подушечка   моя   пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Своеобразие поэтического языка. Многозначность поэтического образа. Быт, нравственные представления и судьба народа. Древнерусская литература. Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег  коня своего»).  Поучительный характер; мудрость,  преемственность поколений, любовь к родине,  образованность, твердость духа, религиозность,  верность, жертвенность. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».  Семейные ценности. Литература 18 века. М.В.Ломоносов. Жизнь и  судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день  восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны,  1747 года» (отрывок). Особенность поэтического  языка оды. М.В.Ломоносов. «Предисловие о пользе книг  церковных в российском языке» (отрывок). Мысли  о просвещении, русском языке; вера в творческие  способности народа. Теория о «трех штилях». Г.Р.Державин. Стихотворение «Властителям и  судиям». Отражение в названии тематики и  проблематики стихотворения; своеобразие  стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со  стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и  власти в стихотворении. Сопоставление  стихотворного переложения 81 псалма с  оригиналом. Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». Своеобразие  драматургического произведения, основной  конфликт пьесы и ее проблематика. Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». Образы  комедии (портрет и характер; поступки, мысли,  язык); образование и образованность. Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». Воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии;  позиция писателя. Литература 19 века. А.С.Пушкин. Тема дружбы и  долга. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях  поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой  Основные виды учебной деятельности Диагностирование, лексическая  работа; составление цитатного плана статьи учебника; беседа,  письменный ответ на вопрос; отзыв о прочитанной летом книге Выразительное чтение; отзыв на  эпизод; письменные ответы на  вопросы;  работа с репродукциями;  сочинение в публицистическом  стиле о древнерусских богатыря;  преобразование былины в рассказ Подготовка сообщения; работа с  репродукциями; прослушивание  музыкального фрагмента;  письменное рассуждение подробный пересказ; изложение с   элементами сочинения; заполнение  таблицы; работа с репродукциями;  лексическая работа Чтение по ролям. Характеристика  Февронии (народность ее образа);  характеристика Петра. Выявление  христианских и сказочных  элементов в сюжете и образах  повести. Сочинение с элементами  рассуждения; сопоставительный  анализ произведений разных видов  искусства; прослушивание  музыкального произведения;  выразительное чтение; лексическая  работа; определение размера Чтение наизусть; лексическая  работа; заполнение таблицы;  составление тезисного плана;  сопоставительная характеристика 81 псалма и стихотворение Державина дата факт план 1.09 4.09 8.09 11.09 15.09 18.09 22.09 25.09 29.09 2.10 Чтение по ролям; устное сочинение;  работа с рефлексивной таблицей;  рассказ о персонажах;  исследовательская работа с текстом 6.10 9.10 Различные виды пересказа; подбор  цитат для характеристики  персонажа Различные виды чтения, в том числе наизусть;   сочинение   с   элементами рассуждения. 13.10 16.10