МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ»
(ФГБОУ ВПО «МГУДТ»)
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебно-методической работе _____________________Дембицкий С.Г.
«___»__________________________2016
Колледж при ФГБОУ ВПО «МГУДТ»
Кафедра
________________________________
________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.02 ЛИТЕРАТУРА
Специальность
43.02.03 Стилистика и искусство визажа
ФГОС СПО утвержден приказом Минобрнауки России от « 15» мая 2014 г. № 525
Квалификация визажист-стилист
Уровень подготовки – базовый
Форма подготовки – очная
МОСКВА – 2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО),
«Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Минобрнауки России от 19.декабря 2014 г. № 06-1225)» с учетом профилей получаемого профессионального образования;
«Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо
Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180); примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования, рекомендована Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), протокол № 3 от 21 июля 2015 г. регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ
«ФИРО»; разъяснений МОН РФ по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденных директором Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации И.М. Реморенко от «27» августа 2009 г.
Организация-разработчик:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский университет дизайна и технологий.
Колледж МГУДТ» (ФГБОУ ВПО «МГУДТ. Колледж МГУДТ»)
Разработчики:
Балабанова Л.И., кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, Отличник профессионально-технического образования РФ, преподаватель ФГБОУ ВПО МГУДТ «Колледж МГУДТ»
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
© ФГБОУ ВПО «МГУДТ. Колледж МГУДТ»
© Балабанова Л.И.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 7
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 24
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 25
ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ___________________________Литература__________________________
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО базовой подготовки специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа, по направлению подготовки 43.00.00 Стилистика и искусство визажа. Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» для специальностей среднего профессионального образования.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Литература» относится к циклу общеобразовательной подготовки.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о современном состоянии развития литературы и
методах литературы как науки; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры; овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации; воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни; применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования базового уровня.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение,
используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и
культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты),
соблюдая нормы литературного произношения; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному
произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных
жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему
с учетом норм русского литературного языка; участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и
оценки их эстетической значимости; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты
литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия;
При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся:
– работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);
– подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и Интернет-информация);
– составление текстов;
– составление библиографических карточек по творчеству писателя;
– подготовка рефератов;
– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося__175__часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _117_ часов; самостоятельной работы обучающегося __58__ час.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
175 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
117 |
в том числе: |
|
практические занятия |
39 |
контрольные работы |
- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
58 |
в том числе: |
|
- подготовка индивидуальных сообщений по теме, произведению; - разработка индивидуальных проектов; - выполнение анализа лирических, эпических и драматических произведений: - словарная работа по теории литературы. |
12 15 26
5 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 1 -2 семестр |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины _____Литература______
наименование
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Литература 19 века |
|
33 |
|
|
Введение
|
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
|
1 |
Цели и задачи учебной дисциплины. Требования к организации познавательной учебной деятельности студентов. |
|||
Тема 1.1.
Русская литература первой половины XIX века
|
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
|
1 |
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). |
|||
2 |
Обзор культуры. Литературная борьба. |
|||
3 |
Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма. |
|||
Практические занятия |
- |
|
||
Контрольные работы |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
|||
Тема 1. 2.
А.С. Пушкин. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Жизненный и творческий путь. |
|||
2 |
Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» |
|||
3 |
Критики об А.С. Пушкине. В. Г. Белинский о Пушкине. |
|||
Практические занятия |
2 |
|
||
|
Поэма «Медный всадник». |
|||
Контрольные работы |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
|
|||
Теория литературы: Роды, жанры, литературные направления. Элегия. |
2 |
|||
Тема 1. 3.
|
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Сведения из биографии. |
М.Ю. Лермонтов. |
2 |
Характеристика творчества. Этапы творчества. |
|
|
3 |
Основные темы и мотивы лирики. Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина», «Пророк», «Она не гордой красотой», «К портрету», «Силуэт», «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Памяти А. И. Одоевского», «Желание». |
|||
3 |
Критики о М.Ю. Лермонтове. В.Г. Белинский о Лермонтове. |
|
||
Практические занятия |
- |
|
||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
|||
|
Теория литературы: развитие понятия о романтизме. |
|||
Тема 1. 4.
Н.В. Гоголь. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Сведения из биографии. |
|||
2 |
Общая характеристика творчества. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе. |
|||
3 |
Критика о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев). |
|||
Практические занятия |
2 |
|
||
|
«Петербургские повести»: «Портрет» |
|||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
|||
Теория литературы: Романтизм и реализм. |
||||
Тема 1. 5.
Русская литература второй половины XIX века
|
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. |
|||
2 |
Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев. |
|||
3 |
Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика. |
|||
Практические занятия |
- |
|
||
Контрольные работы |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
|||
|
Подготовка индивидуальных сообщений по теме. |
|||
Тема 1. 6.
А.Н. Островский. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Сведения из биографии. |
|||
2 |
Общая характеристика творчества. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. |
|||
3 |
Театрально-сценическое открытие А. Н. Островского. А. Н. Островский – создатель |
|
|
русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров. |
|
|
Практические занятия |
2 |
|
||
|
«Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы. Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза». |
|||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|||
|
Подготовка индивидуальных сообщений по произведению. Теория литературы: понятие о драме. |
|||
Тема 1. 7.
И.А. Гончаров. |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
|
1 |
Сведения из биографии. |
|||
2 |
Общая характеристика творчества писателя. |
|
||
Практические занятия |
2 |
|
||
«Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Противоречивость характера Обломова. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.). |
||||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|||
|
Подготовка индивидуальных сообщений по произведению. Теория литературы: социально-психологический роман. |
|||
Тема 1. 8.
И.С. Тургенев. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Сведения из биографии. |
|||
2 |
Общая характеристика творчества. Своеобразие художественной манеры Тургеневароманиста. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя. |
|||
3 |
Особенности поэтики Тургенева. Стихотворения в прозе. |
|||
Практические занятия |
2 |
|
||
|
«Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович). |
|||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
3 |
|
|
Подготовка индивидуальных сообщений по произведению. Теория литературы: Замысел писателя и объективное значение художественного произведения. |
|
|
Тема 1. 9.
Ф.И. Тютчев. А.А. Фет. |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
|
1 |
Ф.И. Тютчев. Сведения из биографии. Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «29-е января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, – о, эти очи», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др. |
|||
|
А.А. Фет. Сведения из биографии. Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета. Стихотворения: «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости – и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «Какое счастье – ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др. |
|||
Практические занятия |
6 |
|
||
|
Поуровневый анализ лирических произведений. |
|||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|||
|
Подготовка индивидуальных заданий поуровнего анализа лирических произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. |
|||
Тема 1. 10.
Н.А. Некрасов. |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
|
1 |
Сведения из биографии. |
|||
2 |
Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика. Стихотворения: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «О Муза, я у двери |
|
|
гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо». |
|
|
3 |
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века. |
|||
4 |
Критики о Некрасове (Ю. Айхенвальд, К. Чуковский, Ю. Лотман). |
|||
Практические занятия |
|
|
||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|||
|
Подготовка индивидуальных сообщений. Теория литературы: развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле. |
|||
Тема 1. 11.
Н.С. Лесков. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Сведения из биографии. |
|||
2 |
Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. |
|||
Практические занятия |
|
|
||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
|
|||
Тема 1. 12.
М.Е. Салтыков- Щедрин. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Сведения из биографии. |
|||
2 |
Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. |
|||
3 |
Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. |
|||
Практические занятия |
|
|
||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|||
Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»). |
||||
Тема 1. 13. |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
Ф.М. Достоевский. |
1 |
Сведения из биографии. |
|
|
2 |
Общая характеристика творчества. Проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского. |
|||
3 |
Критика вокруг романов Достоевского (Д. Писарев). |
|||
Практические занятия |
4 |
|
||
|
«Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. |
|||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|||
|
Подготовка индивидуальных сообщений по произведению. Теория литературы: полифонизм романов |
|||
Тема 1. 14.
Л.Н. Толстой. |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
|
1 |
Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. Идейные искания Толстого. |
|||
2 |
Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». |
|||
3 |
Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «ХаджиМурат». |
|||
4 |
Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века. |
|||
Практические занятия |
4 |
|
||
|
Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. |
|||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|||
|
Подготовка индивидуальных сообщений по произведению. |
|
|
Теория литературы: понятие о романе-эпопее. |
|
|
Тема 1. 15.
А.П. Чехов. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Сведения из биографии. |
|||
2 |
Периодизация творчества Чехова. Пародийность ранних рассказов. Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер. Юмористические рассказы. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. |
|||
3 |
Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Палата № 6», «Дом с мезонином». |
|||
4 |
Драматургия Чехова. Своеобразие Чехова-драматурга. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра. |
|||
5 |
Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух). |
|||
Практические занятия |
2 |
|
||
|
Комедия «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. |
|||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|||
|
Подготовка индивидуальных сообщений по произведению. Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). |
|||
Раздел 2. Литература ХХ века |
|
45 |
|
|
Тема 2.1.
Русская литература на рубеже веков
|
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Феномен русского меценатства. |
|||
2 |
Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. |
|||
3 |
Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет. |
|||
4 |
Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам литературы. Д. Мережковский «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской |
|
|
литературы», В. Ленин «Партийная организация и партийная литература», В. Брюсов. «Свобода слова», А. Блок «Интеллигенция и революция». |
|
|
Практические занятия |
|
|
||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|||
|
Подготовка индивидуальных сообщений по теме. |
|||
Тема 2.2
И.А. Бунин. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Сведения из биографии. |
|||
2 |
Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. |
|||
3 |
Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. Поэтика И. А. Бунина. Рассказы: «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи». |
|||
Практические занятия |
|
|
||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
|
|||
Тема 2.3
А.И. Куприн. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Сведения из биографии. |
|||
2 |
Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. |
|||
3 |
Символическое и реалистическое в творчестве Куприна. |
|||
4 |
Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. |
|||
Практические занятия |
3 |
|
||
|
Анализ эпического произведения. |
|||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
3 |
|||
|
Выполнение индивидуальных заданий по анализу эпических произведений И.А. Бунина, А.И. Куприна. |
|||
Тема 2.4
Поэзия начала ХХ века
|
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. Общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по выбору). Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др. |
|
|
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева. Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. |
|
|
|
Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок). |
|||
Практические занятия |
|
|
||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|||
|
Подготовка индивидуальных сообщений по теме. |
|||
Тема 2.5
М. Горький. |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
|
1 |
Сведения из биографии. |
|||
2 |
Ранние рассказы: «Челкаш», Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения. |
|||
3 |
Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист. |
|||
Практические занятия |
2 |
|
||
|
Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. |
|||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|||
|
Подготовка индивидуальных сообщений по произведению. Теория литературы: развитие понятия о драме. |
|||
Тема 2.6
А.А. Блок. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Сведения из биографии. |
|||
2 |
Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…» |
|||
3 |
Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», |
|
|
неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. |
|
|
Практические занятия |
|
|
||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|||
|
Подготовка индивидуальных сообщений по произведению. Теория литературы: развитие понятия о художественной образности (образ-символ), развитие понятия о поэме. |
|||
Тема 2.7
Литература 20-х годов (обзор)
|
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
|
1 |
Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы. |
|||
2 |
Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.). |
|||
3 |
Крестьянская поэзия 20-х годов. Беспокойство за судьбу родной земли человека, живущего на ней, в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева. Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты). |
|||
4 |
Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны («Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14– 69» Вс. Иванова, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Конармия» И. Бабеля, «Голый год» Б. Пильняка, «Россия, кровью умытая» А. Веселого и др.). Гражданская война в литературе русского Зарубежья (Р. Гуль, П. Краснов, А Деникин). |
|||
5 |
Поиски нового героя эпохи («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А. Фадеева, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, «Аэлита» А. Толстого). |
|||
6 |
Интеллигенция и революция в литературе 20-х годов («Города и годы» К. Федина, «Хождение по мукам» А. Толстого, «В тупике» В. Вересаева, поэма «1905 год» Б. Пастернака). |
|||
7 |
Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко и др.). |
|||
8 |
Становление жанра романа-антиутопии в 20-е годы – становление нарастающей тревоги за будущее («Мы» Е. Замятина, «Чевенгур» А. Платонова). |
|||
9 |
Альтернативная публицистика 20-х годов («Грядущие перспективы» М. Булгакова, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Письма Луначарскому» В. Короленко, «Окаянные дни» И. Бунина и др.). |
|
Практические занятия |
|
|
|
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|||
|
Подготовка индивидуальных сообщений по теме. |
|||
Тема 2.8
В.В. Маяковский. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Сведения из биографии. |
|||
2 |
Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой». |
|||
Практические занятия |
|
|
||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
|
|||
|
Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение. |
|||
Тема 2.9
С.А. Есенин. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Сведения из биографии. |
|||
2 |
Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». |
|||
Практические занятия |
|
|
||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|||
|
Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности. |
|||
Тема 2.10.
|
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в |
Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор)
|
|
культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.. |
|
|
2 |
Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др. |
|||
Практические занятия |
|
|
||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
|||
|
Подготовка индивидуальных сообщений по теме. |
|||
Тема 2.11.
М.И. Цветаева. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Сведения из биографии. |
|||
2 |
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…». |
|||
Практические занятия |
|
|
||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
3 |
|||
|
Подготовка индивидуальных сообщений по теме. Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности. |
|||
Тема 2.12.
О.Э. Мальденштам. А.П. Платонов. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
О.Э. Мальденштам. Сведения из биографии. Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…». |
|||
2 |
А.П. Платонов. Сведения из биографии. Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социальнофилософское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в |
|
|
творчестве писателя. |
|
|
Практические занятия |
|
|
||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|||
|
Подготовка индивидуальных сообщений по теме. Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя. |
|||
Тема 2.13
М.А. Булгаков. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Сведения из биографии. |
|||
2 |
Романы (одно произведение по выбору) «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям романа. Честь – лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа. Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных». |
|||
2 |
«Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры. |
|||
Практические занятия |
|
|
||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|||
|
Подготовка индивидуальных сообщений по теме. Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе. |
|||
Тема 2.14 М.А. Шолохов. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Сведения из биографии. Своеобразие художественной манеры писателя. |
|||
2 |
Роман «Тихий Дон» (обзор). Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. |
|||
Практические занятия |
|
|
||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
|
|||
Тема 2.15
|
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. |
Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет
|
|
Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. ЛебедевКумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. |
|
|
2 |
Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др. |
|||
4 |
Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой. |
|||
5 |
Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др. |
|||
6 |
Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. |
|||
7 |
Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др. |
|||
Практические занятия |
2 |
|
||
|
Защита индивидуальных проектов. |
|||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|||
|
Подготовка индивидуальных пректов |
|||
Тема 2.16
А.А.Ахматова. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Жизненный и творческий путь. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был». Поэма «Реквием». |
|||
2 |
Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа. |
|||
3 |
Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. |
|||
4 |
Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой. |
|||
Практические занятия |
|
|
||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|||
|
Подготовка индивидуальных сообщений по теме. Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство. |
|||
Тема 2.17 |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
Б.Л. Пастернак. |
1 |
Сведения из биографии. |
|
|
2 |
Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Определение поэзии», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». |
|||
Практические занятия |
|
|
||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
|
|||
Тема 2.18
А.Т. Твардовский. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Сведения из биографии. |
|||
2 |
Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «В тот день, когда кончилась война…». |
|||
Практические занятия |
4 |
|
||
|
Поуровневый анализ лирических произведений В.В. Маяковский, С.Есенин, А.А. Блок, М.И. Цветаева, А.А.Ахматова, Б.Л. Пастернак |
|||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|||
|
Выполнение анализа лирического произведения по выбору. Теория литературы: традиции русской классической литературы и новаторство в поэзии. |
|||
Тема 2.19
Литература 50–80-х годов (обзор)
|
Содержание учебного материала |
5 |
2 |
|
1 |
Смерть И.В.Сталина. XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.Отражение конфликтов истории в судьбах героев: П.Нилин «Жестокость». |
|||
2 |
Поэзия 60-х годов. Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н.Федорова, Н.Рубцова, С.Наровчатова, Д.Самойлова, Л.Мартынова, Е.Винокурова, Н.Старшинова, Ю.Друниной, Б.Слуцкого, С.Орлова, И.Бродского, Р.Гамзатова и др. Публицистическая направленность художественных произведений 80-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях. Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни. Многонациональность советской литературы. |
|||
3 |
А.И. Солженицын. Сведения из биографии. |
|||
|
|
«Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. |
|
|
4 |
В.Т. Шаламов. Сведения из биографии. Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность. |
|||
5 |
В.М. Шукшин. Сведения из биографии. Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина. Рассказы: «Чудик». |
|||
6 |
Н.М. Рубцов. Сведения из биографии. Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова. |
|||
7 |
Расул Гамзатов. Сведения из биографии. Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма, усиливающий смысловое значение восьмистиший. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова. |
|||
8 |
А.В. Вампилов. Сведения из биографии. Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия. Гоголевские традиции в драматургии Вампилова. |
|||
Практические занятия |
|
|
||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
|
|||
Тема 2.20
Русская литература последних лет (обзор) |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
|
1 |
Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов. |
|||
Практические занятия |
- |
|
||
Контрольные работы |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|||
Оформление итогового индивидуального отчета (портфолио), выполненных практических работ |
||||
Всего: |
117 / 58
|
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **). Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством), 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; рабочая доска, мел; наглядные пособия; раздаточный материал по темам: карточки, тексты разных типов и стилей речи, художественная литература; комплект пособий, учебников, словари разных типов; дидактические материалы. Технические средства обучения:
мультимедийный проектор, экран, ноутбук; интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением аудиосистема
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. ВТ. Журавлев, Русская литература 20 века (1,2 часть).- Просвещение, М., 2010 год
2. Агеносов В.В. и др. Русская литература XX в. (ч. 1, 2). 11кл. - М., 2011.
3. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. - М., 2010
4. Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. М., 2013.
5. Русская литература XX в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.
6. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. - М., 2011.
7. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. - М., 2013.
8. Обернихина Г.А., Антонова AT., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. Пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. -М., 2013.
Дополнительные источники:
1. Коровин, В.И. Литература. 10 класс. [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 1 / В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2008. – 414 с.
2. Коровин, В.И. Литература. 10 класс. [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 2 / В.И. Коровин, Н.Л. Вершинина, Л.А. Капитанова и др.; под ред. В.И. Коровина. – М.: Просвещение, 2008. – 384 с.
3. Смирнова, Л.А. Русская литература ХХ века. 11 кл. [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М.Турков и др.; Сост. Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлева.– М.: Просвещение,
2002. – 334 с.: ил.
4. Чалмаев, В.А. Русская литература ХХ века. 11 кл. [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / В. А. Чалмаев, О.Н. Михайлов, А. И. Павловский и др.; Сост. Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2002. – 384 с.: ил.
5. Гурьева, Т.Н. Новый литературный словарь [Текст] / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 364 с.
6. Обернихина Г.А. (под ред.) Литература. В двух частях. ОИЦ "Академия" 2011
7. Обернихина Г.А. (под ред.) Литература. В двух частях. Ч.1, Ч.2 ОИЦ "Академия" 2011
8. Обернихина Г.А. (под ред.) Литература. Практикум ОИЦ «Академия» 2008
Интернет-ресурсы:
1. http://lib.ru/ - Электронная библиотека Максима Мошкова.
2. http://www.gramma.ru/LIT/ - справочный раздел «Литература» портала Грамма.ру.
3. http://www.klassika.ru - Классика.Ru - Электронная библиотека классической литературы.
4. http://lit.1september.ru - Электронная версия газеты "Литература". Сборник материалов к урокам литературы.
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
воспроизводить содержание литературного произведения |
пересказ художественного текста; беседа с обучающимися по прочитанному тексту; составление карты содержания |
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы |
создания связного текста (устного и письменного) сообщения на необходимую тему |
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения |
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему |
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой |
участие в диалоге или дискуссии создания связного текста (устного и письменного) сообщения на необходимую тему |
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы |
Анализ и оценка высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме.
|
соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения |
Анализ и оценка высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. |
сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию |
Анализ и оценка высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. |
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения |
Оценка выполнения практических действий. Чтение наизусть лирического произведения, отрывка художественного текста.; |
аргументировано формулировать свое |
Участие в диалоге или дискуссии; |
отношение к прочитанному произведению |
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка |
Знания: |
|
образной природы словесного искусства |
беседа с обучающимися |
содержания изученных литературных произведений |
беседа с обучающимися по прочитанному тексту |
основных фактов жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв |
Оценка содержания письменных сообщений |
основных закономерностей историколитературного процесса и черт литературных направлений |
Анализ и оценка высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. |
основных теоретико-литературных понятий |
Анализ и оценка высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. Оценка результатов выполнения тестовых заданий |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.
Разработчики:
ФГБОУ ВПО МГУДТ «Колледж МГУДТ», преподаватель, кандидат
педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, Отличник профессионально-
технического образования РФ ________________Балабанова Л.И.
Начальник учебно-методического управления _____________ Никитаева Е.Б.
Директор колледжа ____________ Махарашвили Г.Э.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.