Рабочая программа по литературе Карелии (планирование для 7 кл.)
Оценка 5
Образовательные программы
doc
русская литература
7 кл
18.02.2017
Концепция развития предмета
Литература Карелии непосредственно связана с предметом Литература - базовой учебной дисциплиной, формирующей духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Литература Карелии занимает важное место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы Карелии как школьного предмета определяется сущностью литературы вообще как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.Рабочая программа по литературе Карелии: тем. план: 7 класс
рабочая программа по литературе Карелии 9тем. план. 7 класс).doc
МКОУ «Эссойльская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по
Литературе Карелии
7 класс
Разработчик:
Максимова Л.С. Концепция развития предмета
Литература Карелии непосредственно связана с предметом Литература базовой учебной
дисциплиной, формирующей духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
Литература Карелии занимает важное место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом
развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего
невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы Карелии как школьного предмета
определяется сущностью литературы вообще как феномена культуры: литература эстетически
осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она
обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственноэстетическим
ценностям нации и человечества.
Программа по литературе Карелии должна быть нацелена на достижение важнейшей задачи
литературного образования воспитание современного читателя, эстетически развитого, гуманистически
мыслящего и любящего свой родной край, знающего духовную культуру народа, населяющего родной
край, ее истоки. У литературы Карелии свои благородные задачи, в этом ее специфика и как вида
творчества, и как школьной учебной дисциплины.
Учебный предмет «Литература Карелии» одна из важных частей образовательной области
«Филология». Взаимосвязь литературы Карелии, литературы и русского языка обусловлена традициями
школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство
слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его
художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к
художественным произведениям. Освоение литературы Карелии как учебного предмета важнейшее
условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует
формированию его речевой культуры.
Одно из важнейших направлений обновление содержания литературного образования. В
читательском «репертуаре» современного школьника должны соседствовать литературная классика,
современная литература, зарубежная литература и литература родного края. Говоря об обновлении
литературного образования, надо иметь в виду различные типы текстов. Наряду с текстами современных
писателей и поэтов большое внимание следует уделять изучению фольклора, текстов древнерусской
литературы, получивших большое распространение на территории Карелии, что должно способствовать
формированию и развитию духовного мира учащихся.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для
учебного предмета «Литература Карелии» на этапе основного общего образования являются:
выделение характерных причинноследственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное,
просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и
использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст,
таблица, схема,
аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме
результатов своей деятельности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации, включая энциклопедии, словари, Интернетресурсы и другие базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности,
владение навыками контроля
и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и
возможностей.
Данные возрастной психологии и психологии восприятия позволяют предложить следующие
этапы литературного образования:
литературное чтение (а не объяснительное);
начальный курс литературы (специфика) 58 класс;
завершающий этап в историческом освещении 911 класс.
Тестирование не должно и не может замещать традиционных форм контроля знаний и умений
учащихся. Тесты могут быть использованы лишь при контроле за фактологической составляющей:
фактов биографии писателя, хронологии его творчества или литературного процесса изучаемой эпохи.
Необходимо использование компьютерных технологий: уметь находить в Интернете нужные
сайты, подписываться на литературную рассылку, следить за обновлением электронной библиотеки. Эти
умения позволят развить читательские навыки, расширить кругозор учителя и ученика.
Пояснительная записка
Изучение литературы Карелии имеет большое значение в формировании духовно богатой,
гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.
Чтобы понять красоту современного искусства, литературы, нужно любить и понимать свои «корни»,
духовные ценности прошлого, надо по достоинству оценить культуру своих предков, своего народа,
надо научиться гордиться достижениями своих земляков.
Уроки литературы Карелии, являясь составной частью работы по изучению родного края, ставит
своей задачей ознакомление учащихся с литературными произведениями, написанными на «карельском»
материале.
Знакомству с творческим путем писателей и их произведениями следует предпослать краткую
характеристику эпохи, а межпредметные связи с историей Отечества помогут лучшему усвоению
материала.
Цель уроков литературы Карелии:
воспитание чувства любви к малой родине, любви и уважения литературы и культуры народов,
населяющих республику;
приобщение к искусству слова, богатому духовному наследию родного края;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического
мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции,
потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной
речи;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений; выявления в произведениях
общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании
собственных устных и письменных высказываний.
В основе уроков литературы Карелии – чтение и изучение художественных произведений,
анализ художественных произведений, развитие потребности в книге вообще и в чтении произведений о
родном крае в частности.
Изучение предмета Литература Карелии должно строиться по принципу взаимодействия
произведений карельской литературы с литературой русской.
В 7 классе следует уделять внимание чтению вслух, пересказу. Содержание программы
определяется миром интересов и предпочтений подростков с учетом психологии возраста; структура –
стремлением помочь освоиться в мире искусства слова. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения предмета выпускник должен:
знать и понимать содержание изученных фольклорных и литературных произведений Карелии;
уметь:
1) участвовать в диалоге по прочитанным произведениям писателей и поэтов Карелии;
2) сопоставлять тематически близкие произведения русской литературы и литературы Карелии,
произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в
них национально обусловленные различия;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений писателей и поэтов Карелии.
Целеполагание
Приобщать к искусству слова, богатому духовному наследию родного края
Расширить круг чтения произведений литературы Карелии, его качество, уровень
1.
2.
восприятия, глубину проникновения в художественный текст
развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление,
творческое воображение, читательскую культуру и понимание авторской позиции, потребность в
самостоятельном чтении художественных произведений; развивать устную и письменную речь;
Познакомить учащихся с классическими образцами словесной культуры Карелии,
обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду,
общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства
дата
№
урока
7 класс
35 часов
Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1. Виртуальное путешествие по родному краю.
2. Фольклор Карелии. Эпос «Калевала». Элиас Лённрот.
3. «Калевала». Сюжет. Герои.
4. Викторина по «Калевале»
5. Творческая работа
6. РР Выразительное чтение наизусть понравившегося
отрывка
1. Былины, записанные на территории Карелии.
Былины
Рунопевцы. Илья Муромец.
2. Былины об Илье Муромце.
3. Былины, записанные на территории Карелии. Добрыня
Никитич
4. Былины о Добрыне Никитиче
5. Герои былин. Святогор
6. Дюк Степанович и др. богатыри
7. РР Выразительное чтение былин.
8. РР Сочинениеразмышление «Герои былинного эпоса».
Из древнерусской литературы.
1. Летописи. Первое упоминание о корелах в новгородской
летописи 1143года. Берестяные грамоты. «Слово о
Колво
часов
1
5
8
2 16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
погибели Русской земли».
2. «Слово о погибели Русской земли».
Современные писатели о минувших временах
1. Линевский. «Листы каменной книги». Трудная жизнь
древних племен в суровых условиях карельского севера.
2. «Листы каменной книги». Герои, становление их
характера. Взаимоотношения, обычаи.
14
3. Стремление к лучшей жизни. Желание героя принести
пользу соплеменникам.
4. Выборочный пересказ.
5. РР Творческая работа.
Писатели и поэты о природе Карелии
1. В.Соловьёв. Рассказ «Дятлов шедевр». Тема любви к
природе Карелии.
2. РР Художественный пересказ текста В.Соловьёва.
3. В.Сергин. Стихи о природе Карелии.
4. Рр Анализ стихотворного текста.
5. РР Выразительное чтение наизусть.
6. К.Паустовский. Фрагменты из повести «Золотая роза».
7. РР Сочинение по собственным наблюдениям о природе
родного края.
8. РР Сочинение по собственным наблюдениям о природе
родного края.
9. А.Волков. Стихи. Наш земляк о родной природе.
10. А.Волков. Стихи. Наш земляк о родной природе.
11. Рр Анализ стихотворного текста.
12. Выразительное чтение наизусть.
13. О.Мишин. Стихи о природе.
14. Выразительное чтение наизусть. Внеклассная работа по литературе Карелии
Система внеклассной работы по литературе Карелии включает
совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организационных форм,
методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями.
Цели внеклассной работы:
расширить и углубить знания, умения и навыки в овладении
коммуникативной деятельностью;
стимулировать интерес учащихся к изучению предмета;
способствовать всестороннему развитию личности.
Принципы внеклассной работы:
связь с жизнью;
коммуникативная активность;
учет возрастных особенностей;
сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм;
принцип межпредметных связей.
Эффективность и результативность внеклассной работы находится в прямой
зависимости от соблюдения как перечисленных принципов, так и следующих условий:
добровольность участия;
сочетание самодеятельности и инициативы детей с деятельностью учителя;
четкая организация и тщательная подготовка;
занимательность и новизна;
наличие целевых установок и перспективы деятельности;
широкое использование методов педагогического стимулирования.
Формы внеклассной работы:
занимательные игры и соревнования;
устные журналы;
олимпиады;
недели литературы;
выпуск стенгазет;
конкурс сочинений;
литературные вечера;
викторины;
литературные гостиные
выставки.
Рабочая программа по литературе Карелии (планирование для 7 кл.)
Рабочая программа по литературе Карелии (планирование для 7 кл.)
Рабочая программа по литературе Карелии (планирование для 7 кл.)
Рабочая программа по литературе Карелии (планирование для 7 кл.)
Рабочая программа по литературе Карелии (планирование для 7 кл.)
Рабочая программа по литературе Карелии (планирование для 7 кл.)
Рабочая программа по литературе Карелии (планирование для 7 кл.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.