Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной
Оценка 4.8

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русская литература
5 кл
30.05.2017
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"Примерных программ по учебным предметам.Литература.5-9 классах"и Рабочих программ по литературе под редакцией Коровиной Веры Яновны.Программа рассчитана на два часа в неделю.Включены уроки внеклассного чтения ,тесты и контрольные работы.
5кл.лит.docx
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно­правовых документов: 1.ФЗ ­ № 273  от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения (приказ МО и Н РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897). 3.Закон Республики Татарстан «Об Образовании» (в действующей редакции); 4.Учебный план МБОУ «СОШ с.Урманаево» Азнакаевского  муниципального района Республики Татарстан»  на 2015/2016 учебный год; 5. Примерные программы по учебным предметам. Литература 5­9 классы М.: «Просвещение», 2011  Обучение ведется по учебникам для учащихся 5 класса  общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2­х частях/ Авт.­сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2015. Национально – региональный компонент введен в темах:  Сказки как вид народной прозы  (Татарские  народные  сказки,  их сходство  с русскими  сказками);Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе( Л.Н. Толстой в Казани); Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе (Татарские поэты XIX века о Родине, родной   природе   и   о   себе);Иван   Алексеевич   Бунин.   Рассказ   «Косцы».История   написания   рассказа   (И.А.   Бунин   в   Казани);Поэты   о   Великой   Отечественной   войне (Татарские поэты о Великой Отечественной войне). Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе(Стихотворения татарских поэтов ХХ века о Родине, родной природе и о себе). Цели и задачи изучения литературы Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: ­ воспитание   духовно   развитой   личности,   формирование   гуманистического   мировоззрения,   гражданского   сознания,   чувства   патриотизма,   любви   и   уважения   к литературе и ценностям отечественной культуры; ­ развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного  и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; ­ освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко­литературных сведений и теоретико­литературных понятий; ­ овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно­исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Воспитательные задачи: ­ формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге; воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности. ­ Образовательные задачи: ­ формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова; ­ формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства. Методы и формы обучения ­ Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно­иллюстративного способа обучения. Технологии традиционного обучения используются на уроках освоения нового материала, при повторении и обобщении изученного, на уроках контроля, поскольку в основе данных технологий – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков. ­ Технологии   реализации   межпредметных   связей   в   образовательном   процессе   (русский   язык   и   литература,   изобразительное   искусство,   история,   предметы естественнонаучного   цикла)     используются   на   уроках   изучения   нового   материала,   позволяя   формировать   культуроведческую   компетенцию   ученика   и   расширять   его познавательную активность. ­ Технологии дифференцированного обучения используется для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, для повышения познавательного интереса. Применение данной технологии в 8 классе обусловлено неоднородным по уровню успеваемости составом класса, организованного слиянием двух классных коллективов. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном. ­ Технология   проблемного   обучения используется   с   целью   развития   творческих   способностей   обучающихся,   их   интеллектуального   потенциала,   познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально­познавательное усвоение учениками заданного предметного материала ­ Личностно­ориентированные технологии обучения используются как способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. ­ Технологии проектного обучения используются как способ развития предметных и личностных компетенций, навыков самостоятельной работы над выбранной темой. ­ Информационно­коммуникационные технологии (презентации, интернет и диски)  используются при изучении нового материала, повторении, обобщении, поскольку данные материалы направлены на решение поставленных в уроках задач, а также помогают развивать коммуникативную компетенцию учащихся, самостоятельно готовящих подобные материалы и выступающих с презентациями. Планируемые результаты изучения литературы в 5 классе На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения: ­ четырёх междисциплинарных учебных программ — «Формирование универсальных учебных действий» (ФУУД), «Формирование ИКТ­компетентности обучающихся» (ФИКТ), «Основы учебно­исследовательской и проектной деятельности» (УИиПД) и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»(СЧ); ­ учебной программы «Литература». Личностные результаты обучения: ­ формировать понимание важности процесса обучения; ­ формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего  дальнейшего развития и успешного обучения; ­ формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных  ценностей и традиций; ­ формировать уважение к литературе народов многонациональной России; ­ формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения; ­ совершенствовать ценностно­смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения; ­ развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста; ­ формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности; ­ формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию; ­ развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой; ­ развивать морально­этические представления, доброжелательность и эмоционально­нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам  других людей; ­ развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с  собственным опытом; ­ развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.  Метапредметные результаты обучения: ­ формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в процессе чтения и изучения  литературного произведения; ­ формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы; ­ формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;  определять наиболее эффективные способы достижения результата; ­ формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; ­ развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии; ­ формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения  коммуникативных и познавательных задач; ­ формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети  Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература»; ­ развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; ­ совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), умениями  устанавливать аналогии и причинно­следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста; ­ развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого  иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений; ­ формировать умение определять общую цель и пути её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;  осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; ­ формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; ­ формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной  траектории; ­ развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,  культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений; ­ совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри литературных  текстов, между литературными текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино); ­ развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и  потребностей.  Предметные результаты обучения: ­ воспитывать творческую личность путём приобщения к литературе как искусству слова; ­ совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий); ­ способствовать совершенствованию читательского опыта; ­ совершенствовать мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению; ­ совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока;для досугового чтения; для выполнения  творческих работ и т.д.); ­ развивать интерес к творчеству; ­ развивать умение характеризовать художественные и научно­популярные тексты; ­ развивать навыки характеристики (в 5­6 классах) и анализа (в 7­9 классах) текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на  уроках литературы различных типов; ­ развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о  книге; создавать творческие работы различных типов и жанров; ­ формировать умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов; ­ формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений. Формирование ИКТ­компетентности школьников,  где обучающиеся усовершенствуют навык поиска информациив компьютерных и некомпьютерных источниках   информации,   приобретут   навык   формулирования   запросов   и   опыт   использования   поисковых   машин.   Они   научатся   осуществлять   поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска. Формирование основ учебно­исследовательской и проектной деятельности, в результате которой у выпускников будут заложены: • потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт; • основы критического отношения к знанию, жизненному опыту; • основы ценностных суждений и оценок; • уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами; • основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных  социокультурных сред и эпох. Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом/работы с информацией, в ходе которого обучающиеся овладеют чтением как средством   осуществления   своих   дальнейших   планов:   продолжения   образования   и   самообразования,   осознанного   планирования   своего   актуального   и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.  Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче. Формы промежуточной аттестации Промежуточная аттестация  проводится в форме разноуровневого теста.  Место предмета в учебном плане Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 5 классе в объеме 70 часов. 2 часа в неделю не более 35 недель. Критерии оценивания Оценка сочинений. В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:  правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно­тематического  содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и  обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и  переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка. Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку». Отметка “5” ставится за сочинение:  глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об  умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один­два речевых недочёта. Отметка “4” ставится за сочинение:  достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение  пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две­три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх­четырёх речевых недочётов. Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:  в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные  ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются  отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов. Отметка “2” ставится за сочинение, которое:  не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. Отметка “1” ставится за сочинение:  совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”. Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем  контроле. При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса: Оценка устных ответов. •        знание текста и понимание идейно­художественного содержания изученного произведения; •        умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев; •        понимание роли художественных средств в раскрытии идейно­эстетического содержания изученного произведения; •        знание теоретико­литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно; •        умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи; •        уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать  художественный текст. При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии: Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки  героев, роль художественных средств в раскрытии идейно­эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь  произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью. Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь  событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно­эстетического содержания произведения; умение привлекать текст  произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2­3 неточности в ответе. Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в  раскрытии идейно­художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько  ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения  установленным нормам для данного класса. Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль  важнейших художественных средств в раскрытии идейно­эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность  выразительных средств языка. При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие: «5» ­ 90 – 100 %; «4» ­ 78 – 89 %; «3» ­ 60 – 77 %; «2»­ менее 59 %. Оценка тестовых работ. Оценка творческих работ. Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и  последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая  творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к  работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии  со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного  материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: ­ соответствие работы ученика  теме и основной мысли; ­ полнота раскрытия тема; ­ правильность фактического материала; ­ последовательность изложения. При оценке речевого оформления  учитываются: ­ разнообразие словарного и грамматического строя речи; ­ стилевое единство и выразительность речи; ­ число языковых ошибок и стилистических недочетов.  При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых  источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной  литературы; целесообразность использования тех или иных источников.  Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа  отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1­2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.  Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2­х недочетов в содержании, не более 3­4 речевых недочетов, не более 2­х грамматических ошибок.  Отметка “3” ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения  последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В  работе допускается не более 4­х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.  Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы;  отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству  оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.  При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого  оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.  Оценка дополнительных заданий. При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом: ­ “5” – если все задания выполнены; ­ “4” – выполнено правильно не  менее ¾ заданий; ­ “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы; ­ “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины  заданий. При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются: ­ “5” – нет ошибок; ­ “4” – 1­2 ошибки; ­ “3” – 3­4 ошибки; ­ “2” – допущено до 7 ошибок.   Содержание учебного предмета  Содержание  Введение. Книга в жизни человека  Устное народное творчество  Из древнерусской литературы  Из литературы XVIII века  Из литературы XIX века  Русские поэты XIX века о Родине и  родной природе  Из литературы XX века  Поэты о Великой Отечественной войне  Писатели и поэты XX века о Родине,  родной природе  Писатели улыбаются  Из зарубежной литературы  ИТОГО  Кол­во часов  1  3 1 1  33 2 19  2  2 3  6 70 Из них на развитие речи  10                                                                   Содержание  ВВЕДЕНИЕ(1ч.) Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО(6ч.) Фольклор Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных   произведений.   Коллективное   и   индивидуальное   в   фольклоре.   Малые   жанры  фольклора.   Детский   фольклор  (колыбельные   песни,   пестушки,   приговорки, скороговорки, загадки). Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений). Русские народные сказки Сказки как вид народной прозы. Татарские народные сказки, их сходство с русскими сказками. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и фило­ софский характер сказок.  «Царевна­лягушка».  Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты­волшебницы... Иван­царевич — победитель житейских невзгод. Животные­помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы­яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. Герои народных сказок в оценке писателей. «Иван — крестьянский сын и чудо­юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Литература и изобразительное искусство. Сказки о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле. Литература и изобразительное искусство. Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение. Начало   письменности   у   восточных   славян   и   возникновение   древнерусской   литературы.   Культурные   и   литературные   связи   Руси   с   Византией.   Древнехристианская книжность на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока­киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись (начальное представление). ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(2ч.) ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА(1ч.) Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру...» — научные   истины   в   поэтической   форме.   Юмор   стихотворения.  Теория   литературы.   Роды   литературы:   эпос,   лирика,   драма.   Жанры   литературы   (начальное представление). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА(28ч.+5 р.р) Русские басни  Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Ла­фонтен, русские баснописцы XVIII в.). Иван Андреевич Крылов.  Краткий рассказ о баснописце.  «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».  Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен («Зеркало и Обезьяна»), инсценирование. Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке. Василий Андреевич Жуковский  Краткий рассказ о поэте.  «Спящая царевна».  Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.  Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки. Русская литературная сказка Антоний Погорельский Краткий рассказ о писателе. «Черная курица, или Подземные жители». Сходство и различие литературной сказки и народной. Мир детства в изображении писателя.  Михаил   Юрьевич   Лермонтов  Краткий   рассказ   о   поэте.  «Бородино»   —  отклик   на   25­летнюю   годовщину   Бородинского   сражения   (1837).   Историческая   основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.  Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, алли­ терация (начальное представление). Николай Васильевич Гоголь  Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных   преданий,   сочетание   светлого   и   мрачного,   комического   и   лирического,   реального   и   фантастического.  Теория   литературы.   Фантастика  (развитие   пред­ ставлений). Юмор (развитие представлений). Николай   Алексеевич   Некрасов    Краткий   рассказ   о   поэте.  «Мороз,   Красный   нос»  («Есть   женщины   в   русских   селеньях...»).  Поэтический   образ   русской   женщины. Стихотворение  «Крестьянские дети».  Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет (развитие представлений). Иван Сергеевич Тургенев Краткий рассказ о писателе. Реальная основа повести «Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных.  Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).  Афанасий Афанасьевич Фет  Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Лев Николаевич Толстой Краткий рассказ о писателе. Л.Н. Толстой в Казани.«Кавказский пленник».  Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление). Антон Павлович Чехов Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной», «Как весел грохот летних бурь»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.  Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. Татарские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА(19ч.) Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Косцы». История написания рассказа (И.А. Бунин в Казани).Человек и природа в рассказе. Владимир Галактионович Короленко Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся,             Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание — основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).  Сергей Александрович Есенин Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики. Теория литературы. Эпитет, олицетворение, метафора, ритм, фольклорный образ, пейзаж. Павел Петрович Бажов Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.  Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное). Константин Георгиевич Паустовский  Краткий рассказ о писателе.  «Теплый хлеб», «Заячьи лапы».  Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Самуил Яковлевич Маршак  Краткий рассказ о писателе.  «Двенадцать месяцев»  — пьеса­сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы­сказки.  Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса­ сказка. Андрей Платонович Платонов Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений). Виктор Петрович Астафьев Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографичность рассказа. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу, основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного   героя   через   испытания,   преодоление   сложных   жизненных   ситуаций.  Теория   литературы.   Автобиографичность   литературного   произведения   (начальное представление). Поэты о Великой Отечественной войне  Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов  «Майор привез мальчишку на лафете»;  А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети — трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Татарские поэты о Великой Отечественной войне. Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе .И.А. Бунин «Помню долгий зимний вечер...»; А.А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Б. Кедрин«Аленушка»; Н.М. Рубцов «Родная деревня»; Дон­Аминадо«Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Стихотворения татарских поэтов ХХ века о Родине, родной природе и о себе. Писатели улыбаются Саша Черный. Краткий обзор биографии и творчества. «Кавказский пленник», «Игорь­Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Юлий Черсанович Ким. Краткий обзор биографии и творчества. «Рыба­кит». Теория литературы. Юмор (развитие понятия). Роберт Льюис Стивенсон Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада (развитие ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(6ч.) представлений). Даниэль   Дефо.  Краткий   рассказ   о   писателе.  «Робинзон   Крузо».  Жизнь   и   необычайные   приключения   Робинзона   Крузо,   характер   героя.   Гимн   неисчерпаемым возможностям человека. ХансКристиан   Андерсен  Краткий   рассказ   о   писателе.  «Снежная   королева».  Соотношение   реального   и   фантастического.   Противопоставление   красоты   внешней   и внутренней — Герда и Снежная королева. Победа добра, любви и дружбы над злом. Марк Твен Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. ДжекЛондон  Краткий рассказ о писателе.  «Сказание о Кише» —  сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД (2ч.) Календарно­тематическое планирование Планируемые результаты Деятельность учителя Деятельнос ть обучающих ся Учебно­ методичес кое обеспечен ие Формы и методы контроля Дата Приме чание По  план у Факт ическ ая Ко л­ во час ов 1 № Раздел программ ы Тема урока 1 Учебник  литературы и работа с  ним. Книга  в жизни  человека Предме тные Научить ся  пользо­ ваться  учебник ом,  определ ять роль  книги в  жизни  человека . Метапредметн Личностн ые Формиров ание  «стартово й» моти­ вации к  обучению. ые Коммуникативн ые УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД К: Уметь искать  и выделять  необходимую  информацию из  учебника.  Р: Выбирать  действия в соот­ ветствии с  поставленной  задачей.  П: Уметь  ставить вопросы  и обращаться за  помощью к  учебной лите­ ратуре. 1.09 Учебник,  презентаци я,  выставка  книг. Оценка за  устные  ответы,  составлен ие  тезисного  плана. Изучение  содержания  параграфа  учебника,  работа с  теоретическ им  литературов едческим  материалом  (основные  понятия:  «литера­ тура»,  «книга»,  «структура  учебника»). Проверка готовности  обучающихся к уроку,  организация деятельности  учащихся по определению  темы, постановке проблемы и  целей урока,  организация  самостоятельной работы с  учебником, побуждение к  высказыванию своего мнения,  подведение учащихся к выводу  по теме урока, помощь в  выявлении причинно­ следственных связей между  целями и результатами урока,   предложение разноуровневых и  индивидуальных заданий,  осуществление проверки  выполнения тренировочных  упражнений, обсуждение  способов решения,  ориентирование учащихся на  самооценку, акцентирование  внимания на конечных  результатах учебной  деятельности обучающихся на  уроке, комментирование  домашнего задания. 2 Фольклор — коллективн 1 Научить ся различат   К: осмысленно читать     Уметь и УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО(6ч.) Формиров ание целостног Проверка готовности  обучающихся к уроку,  организация деятельности  Комплексно е повторение, Презентац ия,  сборники  Оценка за  составлен ие  5.09 Планируемые результаты освоения обучающимися  предмета «Литература» Устное народное творчество к концу 5 класса Учащийся научится: • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные  произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами  других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о  нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; видеть черты русского национального характера в героях русских сказок , видеть черты национального  характера своего народа в героях народных сказок ; произведения для самостоятельного чтения; учитывая жанрово­родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные  целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; выразительно читать сказки , соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных  элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; выявлять в сказках характерные художественные приемы и на пои основе определять жанровую  разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; •видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями,  отгадывая или сочиняя загадку. Учащийся получит возможность научиться: • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала  конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор; сочинять сказку (в том числе и по пословице), и придумывать сюжетные линии; выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения,  • • • руководствуясь конкретными целевыми установками; • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики,  проблематики, обрспов (по принципу сходства и различия). Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов  России. Зарубежная литература Учащийся научится: • • • • • • • • • • • • • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно  понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю,  современнику и потомку; произведения для самостоятельного чтения; определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать  выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе  формировать собственные ценностные ориентации; •определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими  читателями; IIUH: отношение к прочитанному; анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя  создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. • Учащийся получит возможность научиться: выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово­родовой природе художественного текста; • •дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую  функцию; сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; • • • •сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; • вести самостоятельную проектно­исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах  (работа исследовательского характера, реферат, проект). Темы проектных и исследовательских работ 1. Электронная   презентация   «Иллюстрации   к   сказке   А.   Погорельского   «Черная   курица,   или   Подземные жители». 2. Электронный альбом «Стихотворения русских поэтов о Великой Отечественной войне и иллюстрации к ним». 3. Русская литература в рисунках. 4. Теория литературы. Учебно – методическая литература Для учащихся: 1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник­хрестоматия для 5 класса: В 2ч. ­ М.:Просвещение, 2014. 2. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие им CD­РOM / Сост. В.Я.Коронина,  В.П..Журавлев, В.И.Коровин. ­ М.: Просвещение, 2014. Для учителя: 1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. ­ М.:  ВАКО, 2013. 2. Иванова Е.В. Дидактические материалы по литературе :5 класс –М.: «Экзамен», 2011. ЭОР http   ://   slovnik  .  rusgor      .  ruЛитература.  Коллекция   «Русская   и   зарубежная   литература   для   школы»   Российского общеобразовательного портала         http  http  http  http  http  http  http  http  http   .  ruМетодика преподавания литературы  .  ruВсероссийская олимпиада школьников по литературе  .  ruСайт «Я иду на урок литературы» и электронная версия газеты «Литература»  ://   litera  .  edu   ://   lit   .1   september    ://   lit   .  rusolymp  ://   metlit  .  nm   ://   mlis  .  fobr    ://   lib     .  prosv  ://   www. klassika.ruБиблиотека русской религиозно­философской и художественной литературы «Вехи»  ://   www   ://   wwwe­kniga.ruЖурнальный зал в Русском Журнале:Электронная библиотека современных литературных  .  ruМетодико­литературный сайт «Урок литературы»  .  ruШкольная библиотека: произведения, изучаемые в школьном курсе литературы  .  ruБиблиотека русской литературы «Классика.ру»  .  netБиблиотека художественной литературы E­kniga.ru  .  vehi   журналов    .  ayguo    ://   magazines  ://   www   ://   www   .  russ    .  livepoetry    .  imli    .  comЛауреаты Нобелевской премии в области литературы  .  ruИнститут русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук  .  ruЗвучащая поэзия: поэтическая аудиобиблиотека  .  ruИнститут мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук   ://   wwwlibrary.ruКлассика русской литературы в аудиозаписи  ://   www   ://   wwwnoblit.ruЛитературный портал «Точка зрения»: современная литература в Интернете  ://   wwwlito.ruНациональный сервер современной поэзии  .  ruНациональный сервер современной прозы  ://   www  http  http  http  http://www.pushkinskijdom.ruИнформационно­справочныйпортал «Library.ru» http  http  http  http  http  http://www.proza.ruПортал Philolog.ru http  http  http  http   ://   www   ://   www   ://   wwwlihachev.ruПроект «Русская планета»  ://   www   .  ruПроект «Слова»: Поэзия «Серебряного века  .  ruПоэзия.ру: литературно­поэтический сайт  .  ruПроект «Площадь Д.С. Лихачева»  .  philolog    .  poezia    .  russianplanet    .  stihi Приложение Итоговый тест по литературе за курс 5 класса Вариант 1 1. Фольклор – это … а) устное народное творчество; б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д. в) сказки, придуманные народом; 2. Татьяна в произведении И.С. Тургенев «Муму», уезжая с мужем в деревню, поцеловала на прощанье Герасима,  потому что:  а) существовал такой обычай перед дальней дорогой; б) они были друзьями; в) она оценила его доброту, в знак благодарности; 3.  Какой из перечисленных жанров не является фольклорным? а) Басня б) Загадка в) Прибаутка 4. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное  равнодушие, других боялась смертельно…» а) В.А. Жуковский «Спящая царевна» б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» в) И.С. Тургенев «Муму»  Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала, и под конец, наверное, сошла бы с ума  или придумала бог знает что… Но, к счастью, я вас не слушаюсь…» а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» 6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»» а) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы» б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» в) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» 7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему  почему­то казалась обыкновенной и не очень приветливой». а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро» в) Н.А. Некрасов «На Волге» 8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит… Одним словом, артуть­ девка». а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место» в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» 9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «На Кавказе тогда была война. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отойдёт от  крепости, татары или убьют, или уведут в горы». а) М.Ю. Лермонтов «Бородино» б) Саша Чёрный «Кавказский пленник» в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» 10. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное  украшение города». а) Г.К. Андерсен «Снежная королева» б) В.Г. Короленко «В дурном обществе» в) А.П. Чехов «Хирургия» 11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором…» а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место» б) А.П. Чехов «Хирургия» в) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы» 1. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил  продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна» а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро» б) Н.А. Некрасов «На Волге» в) Д. Дефо «Робинзон Крузо» 13.  Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. Уж сколько раз твердили миру Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд» б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос» в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица» 14. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. … Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд» б) В.А. Жуковский «Кубок» в) М.Ю. Лермонтов «Бородино» 1 Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Да, вот вы говорили насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то  есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи… Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей­богу, обморочит!» а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место» в)  Д. Дефо «Робинзон Крузо» 16. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее. а) А.С. Пушкин б) М.Ю. Лермонтов в) М.В. Ломоносов 17. Автором стихотворения «На Волге» является:                                                                                                              а) Пушкин А. С.; б) Жуковский В. А.;                                                                                                                                                                     в) Некрасов Н. А.;                                                                                                                                                                      Вариант2 1. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным? а) Сказка б) Роман в) Пословица 2. Какой вид конфликта вы не встретите в русской народной сказке? а) добро – зло; б) жизнь – смерть; в) природа – цивилизация. 3.  Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на  него…» а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» в) И.С. Тургенев «Муму» 4. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Не могу же я писать и думать в одно и то же время». а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» в) В.М. Гаршин «Attalea princes» В какой сказке вам встречалось говорящее зеркальце? а) В.А. Жуковский «Спящая царевна» б) А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» в) «Царевна­лягушка» 6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная». а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро» в) Д. Дефо «Робинзон Крузо» 7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Хворый­то придумал дробовичок завести и на охоту повадился. И всё, слышь­ко, к Красногорскому руднику  ходит, а добычи домой не носит». а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро» б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место» в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» 8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Это большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и  восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили». а) Саша Чёрный «Кавказский пленник» б) Саша Чёрный «Игорь­Робинзон» в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» 9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу  вороного коня». а) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» б) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» в) А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» 10. Назовите имя королевича из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. а) Ярослав б) Елисей в) Алексей 11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Что­то бесформенное, неумолимое, твёрдое и жёсткое, как камень, склонялось над маленькой головкой,  высасывая из неё румянец, блеск глаз и живость движений». а) Г.К. Андерсен «Снежная королева» б) В.Г. Короленко «В дурном обществе» в) В.П. Астафьев «Васюткино озеро» 2. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил  продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна» а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро» б) Н.А. Некрасов «На Волге» в) Д. Дефо «Робинзон Крузо» 13:  Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. Уж сколько раз твердили миру Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд» б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос» в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица» 14. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил… образованность… один костюм рублей сто стоит… да и то не ругался… А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!» а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место» б) А.П. Чехов «Хирургия» в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» 15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Под плетнёвую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. А кто они такие были?  Может быть, змеи! Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрёт». а) А.П. Платонов «Никита» б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» 16. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. Унылый, сумрачный бурлак! Каким тебя я в детстве знал, Таким и ныне увидал: Всё ту же песню ты поёшь, Всё ту же лямку ты несёшь, В чертах усталого лица Всё та ж покорность без конца… а) Н.А. Некрасов «На Волге» б) Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» в) Н.М. Рубцов «Родная деревня» 17. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение  книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки». а) В.М. Гаршин «Attaleaprinceps» б) А.П. Платонов «Никита» в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» УТВЕРЖДАЮ                        Директор   …………..…..…… / Васильев А.Г./ Приказ от  «29» августа 2015 г.   СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР …………….… / Русова Л.А./ Протокол №1 от  «29»августа2015 г  РАССМОТРЕНО  на заседании ШМО   ……………../Васильева Р.Н./ Протокол№1 от «29» августа2015  г.  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Федоровой Нины Владимировны, учителя русского языка и литературы  по литературе для 5 класса Рассмотрено на заседании  педагогического совета протокол№1от «29» августа 2015 г.  2015/2016 учебный год

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017