Данная программа разработана на основе:
1. Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
2. Закона «Об образовании РФ»;
3. Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев)
6класс лит-ра 2016.docx
МБОУ Павловская СШ
рассмотрено Утверждаю
директор школы
на педсовете
Л.И. Емельянцева протокол №1
Приказ №___ от __. 09. 2016г.
от 31.08.2016г.
Рабочая программа
по литературе
в 6 классе
Составил рабочую программу учитель
В
высшей категории
Берлинская Парасковия Васильевна
2016 – 2017 учебный год. Данная программа разработана на основе:
1. Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований
к результатам общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего
образования;
2. Закона «Об образовании РФ»;
3. Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной
школы (авторысоставители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев);
4. Основной образовательной программы основного общего образования
МБОУ Павловской СШ ;
5. Учебного плана Коноплинского филиала МБОУ Павловской СШ
Цели обучения
В соответствии с ФГОС и программой по учебным предметам (литература)
Авторы программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 6е изд. М.,
ООО «ТИД «Русское слово» РС», 2010)
цель литературного образования в основной школе определяется как
воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую
привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого
себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и
мышления.
Компетентность читателя предполагает:
– способность к полноценному восприятию литературных произведений
в контексте духовных ценностей национальной и мировой
художественной культуры;
– готовность к самостоятельному общению с литературным
произведением, к диалогу с автором через текст;
– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие
речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
– освоение через предмет литературы представлений о мире,
способствующих успешной социальной адаптации учащихся.
Результатами изучения предмета являются: Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми
при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовнонравственных качеств личности, воспитание
чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к
русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет
ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной
школе проявляются в следующем:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять
причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях,
формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность,
оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в
следующем: 1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора
и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII
в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной
литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему,
нравственный пафос литературного
произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
идею,
нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета,
композиции,
изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии
(элементы
идейнохудожественного
произведения
содержания
филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
2) в ценностноориентационной сфере:
• приобщение к духовнонравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставление их с духовнонравственными ценностями других
народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской
литературы, их оценка; • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров,
осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать
на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные
монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие
работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы;
эстетического вкуса;
формирование
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли
изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных
образов литературных произведений.
В результате освоения предмета:
Устное народное творчество
Ученик научится: • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;
различать фольклорные и литературные произведения,
обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным
образам, традиционным фольклорным приёмам в
различных ситуациях речевого общения, сопоставлять
фольклорную сказку и её интерпретацию средствами
других искусств (иллюстрация, мультипликация,
художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных
текстов как основу для развития представлений о
нравственном идеале своего и русского народов,
формирования представлений о русском национальном
характере;
• видеть черты русского национального характера в
героях русских сказок и былин, видеть черты
национального характера своего народа в героях народных
сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений
устного народного творчества, выбирать фольклорные
произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные
жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы
жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая
соответствующий интонационный рисунок устного
рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии,
не пропуская значимых композиционных элементов,
используя в своей речи характерные для народных сказок
художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные
приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от
фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать
неочевидные связи между предметами, явлениями,
действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Ученик получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам,
видеть в них воплощение нравственного идеала
конкретного народа (находить общее и различное с
идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке,
былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину
и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных
народов (былину и сагу, былину и сказание), определять
черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества
разных народов для самостоятельного чтения,
руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными
произведениями разных народов на уровне тематики,
проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII
в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов
России. Зарубежная литература
Ученик научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение
в единстве формы и содержания; адекватно понимать
художественный текст и давать его смысловой анализ;
интерпретировать прочитанное, устанавливать поле
читательских ассоциаций, отбирать произведения для
чтения; • воспринимать художественный текст как произведение
искусства, послание автора читателю, современнику и
потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели
чтения художественной литературы; выбирать
произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение, и на этой основе
формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей
разных поколений и вступать в диалог с другими
читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной
жанровой природы, аргументированно формулируя своё
отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и
интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его
воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть
основными способами её обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный
жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного
текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего
характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста,
созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного
текста средствами других искусств; • сопоставлять произведения русской и мировой
литературы самостоятельно (или под руководством
учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект
для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую
деятельность и оформлять её результаты в разных
форматах (работа исследовательского характера, реферат,
проект).
Контроль и диагностика достижений предметных и метапредметных
результатов в форме тестирования. Предусмотрена промежуточная
аттестация.
Содержание тем учебного предмета
1. Введение
Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе.
Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни
общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в
формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе,
справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
2. Из греческой мифологии
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в
древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и
реализовать свою мечту.
Теория литературы: мифологический сюжет.
Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с
элементами сочинения.
3. Из устного народного творчества Предания, легенды, сказки.
Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого
великана», «Сказка о молодильных яблоках и живойводе». Предание и его
художественные особенности. Сказка и еёхудожественные особенности,
сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные
представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические
элементы в волшебной сказке.
Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений,
сочинение сказки.
4. Из древнерусской литературы
«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем»,
«Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории
Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный
характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и
мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика
житийной литературы.
Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.
5. Из литературы XVIII века.
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи,
сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные
мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы: иносказание, многозначность словаи образа, аллегория,
риторическое обращение.
Развитие речи: выразительное чтение.
6. Из литературы XIX века
6.1 В.А. ЖУКОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С.
Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»:
фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями
народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема
любви в балладе.
Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.
Развитие речи: выразительное чтение.
6.2 А.С. ПУШКИН
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин
в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет
облаков летучая гряда...», «Зимнее утро».
Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и
художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа
(верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство,
преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт;
центральные персонажи Теория литературы: роман (первичные представления); авторское
отношение к героям.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный
план, изложение с элементами рассуждения.
6.3 М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в
лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», (Парус»,
«Листок».Многозначность художественного образа.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп;
метафора, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о
прочитанном, подбор эпиграфов.
Для заучивания наизусть
М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор.
6.4 Н.В. Гоголь
Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине;
товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные
образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести;
массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с
фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в
повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие
лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение,
метафора, риторические фигуры). Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного
пересказа; письменный отзыв на эпизод.
6.5 И.С. ТУРГЕНЕВ
«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.
Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и
человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность,
доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок
охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и
центральных персонажей произведения.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея
произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение,
метафора, эпитет).
Развитие речи: сложный план, цитатный план.
6.6 Н.А. НЕКРАСОВ
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70е годы. Темы народного труда
и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В
полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых
дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной
несправедливости. Образноизобразительные средства, раскрывающие тему.
Способы создания образа женщинытруженицы, женщиныматери. Отношение
автора к героям и событиям.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий,
анапест; коллективный портрет. Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов,
творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным
эпиграфом).
6.7 Л.Н. ТОЛСТОЙ
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой
отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения
в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н.
Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью
«Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к
близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие,
сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза.
Развитие речи: различные типы пересказа, сочинениезарисовка, составление
цитатного плана.
6.8 В.Г. КОРОЛЕНКО
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы
доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и
взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.
Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для
обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
6.9 А.П. ЧЕХОВ Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и
тонкий », «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания характеров
персонажей. Отношение автора к героям.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в
юмористическом произведении (развитие и углубление представлений);
деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор
афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая
мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или
создание диафильма).
7. Из литературы XX века
7.1 И.А. БУНИН Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах
И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ
«Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы:стили речи и их роль в создании художественного
образа.
Развитие речи:составление словаря языка персонажа, чтение наизусть,
письменный отзыв об эпизоде.
Для заучивания наизусть. И.А. Бунин. «Не видно птиц...»
7.2 А.И. КУПРИН
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель»,рассказ «Тапёр». Основные
темы и характеристики образов.
Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзывоб эпизоде 7.3C.A. ЕСЕНИН
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня
завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа —
один из основных образов C.A. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии),
цветообраз, эпитет, метафора.
Для заучивания наизусть
С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.
7.4 «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»
А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;
Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий
двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;
А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;
Б.Л. Пастернак. «После дождя»;
Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;
А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;
А.А. Вознесенский. «Снег всентябре», стихотворения других поэтов — по
выбору.
7.5 М.М. ПРИШВИН
Краткие сведения о писателе. Сказкабыль «Кладовая солнца»: родная
природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости,
наблюдательности, чувства красоты, любви к природе. Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие
представлений).
Развитие речи: сочинениезарисовка, различные виды пересказа.
7.6 Н.М. РУБЦОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя
родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Для заучивания наизусть
Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.
7.7Из поэзии о Великой Отечественной войне.
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга,
жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество »,
«Победа »; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди
меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов.
«Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Для заучивания наизусть: Стихотворение о Великой Отечественной войне
— на выбор.
7.8 В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика,
проблематика рассказа. Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.
8. Из зарубежной литературы
8.1Восточные сказки «Сказка о Синдбадемореходе» из книги «Тысяча и
одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
8.2 БРАТЬЯ ГРИММ
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика,
проблематика сказки.
Развитие речи: рассказ от другого лица.
8.3 ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»:
жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные
образы. Воспитательный смысл произведения.
Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для
обсуждения.
Исследовательский проект. Сходство и различие народных и литературных
сказок. Сказка Братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне»
А.С. Пушкина Тематическое планирование №
Тема
Кол
во
часов
1
3
2
4
1
Введение. Книга и ее роль в жизни человека. О
литературе, писателе и читателе. Литература и другие
виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
2
Из мифологии
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки
Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах
представлений о героизме, стремление познать мир и
реализовать свою мечту.
3
Из устного народного творчества
Предания, легенды, сказки.
Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко
победил одноглазого великана», «Сказка о
молодильных яблоках и живойводе». Предание и его
художественные особенности. Сказка и
еёхудожественные особенности, сказочные формулы,
помощники героев сказки, сказители, собиратели.
Народные представления о добре и зле; краткость,
образность, афористичность.
4
Из древнерусской литературы
«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о
разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира
Мономаха. Отражение в произведениях истории
Древней Руси и народных представлений о событиях
и людях. Поучительный характер древнерусской
литературы (вера, святость, греховность, хитрость и
мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Календарно-тематическое
планирование №
Тема урока
п./п
Дата
1
2
3
4
5
6
7
89
10
11
12
13
14
15
16
17
О литературе, писателе и читателе. Книга и её роль в жизни
человека.
Миф «Пять веков»
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «/(едал и Икар»,
Отражение в древнегреческих мифах представлений о
героизме, стремление познать мир и реализовать свою
мечту.
Подвиги Геракла. «Яблоки Гесперид»
Легенда «Солдат и смерть»
Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана»
Сказки. «СКАЗКА О Молодильных яблоках и живой
воде.» Сказка и ее художественные особенности
«Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разоре
нии Рязани Батыем». Отражение в произведениях
истории Древней Руси и народных представлений о
событиях и людях.
«Поучение Владимира Мономаха»
М.В. Ломоносов
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в
поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».
М.В. Ломоносов о значении русского языка. М. В.
Ломоносов и Петр Великий
В.А. Жуковский
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А.
Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве
В.А. Жуковского.
«Светлана»: фантастическое и реальное; связь с
фольклором, традициями и обычаями народа. Новое
явление в русской поэзии.
Рабочая программа по литературе в 6 классе
Рабочая программа по литературе в 6 классе
Рабочая программа по литературе в 6 классе
Рабочая программа по литературе в 6 классе
Рабочая программа по литературе в 6 классе
Рабочая программа по литературе в 6 классе
Рабочая программа по литературе в 6 классе
Рабочая программа по литературе в 6 классе
Рабочая программа по литературе в 6 классе
Рабочая программа по литературе в 6 классе
Рабочая программа по литературе в 6 классе
Рабочая программа по литературе в 6 классе
Рабочая программа по литературе в 6 классе
Рабочая программа по литературе в 6 классе
Рабочая программа по литературе в 6 классе
Рабочая программа по литературе в 6 классе
Рабочая программа по литературе в 6 классе
Рабочая программа по литературе в 6 классе
Рабочая программа по литературе в 6 классе
Рабочая программа по литературе в 6 классе
Рабочая программа по литературе в 6 классе
Рабочая программа по литературе в 6 классе
Рабочая программа по литературе в 6 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.