Рабочая программа по литературному чтению
Оценка 4.7

Рабочая программа по литературному чтению

Оценка 4.7
Лекции +1
doc
русская литература +1
3 кл—11 кл +1
17.09.2018
Рабочая программа по литературному чтению
Этикет (фран. еtiguette) – установленный порядок поведения где-либо. Такое определение дается в «Советском энциклопедическом словаре», изданном 1985 г. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова (1973 г.). Этикет –установленный порядок поведения, форм обхождения (в дипломатических кругах, при дворе монарха и т.п.). Изменения в определении понятия «этикет» не случайны. Существенная перестройка общественных отношений приводит к изменениям в этикете, так как человеческая деятельность всегда изменяется в зависимости от тех социальных условий, в которых она осуществляется, и таким образом отражает их. Этикет как особая знаковая система не исчезает и продолжает обслуживать общество.
Публикация является частью публикации:
чтение.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Место учебного предмета в учебном плане В Федеральном базисном образовательном плане на изучение литературного чтения в 3 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю,  всего 136 часов.  Цель изучения предмета «Литературное чтение»:       развитие  художественно­творческих   и   познавательных   способностей,   эмоциональной   отзывчивости   при   чтении   художественных произведений, формирование эстетического         отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений  вести диалог, выразительно читать  и рассказывать, импровизировать; овладение  осознанным,   правильным,   беглым   и   выразительным   чтением   как   базовым   умением   в   системе   образования   младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта   младших школьников, формирование представлений о добре и  зле, справедливости и честности,  развитие  нравственных   чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.  Задачи:  Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.  Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об   окружающем   мире.   В   результате   обучения   младшие   школьники   участвуют   в   диалоге,   строят   монологические   высказывания   (на   основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.  Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.   Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию  умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими   видами   искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и  различие   разных   жанров,   используемых   художественных средств.  Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. Характеристика организации учебного процесса При организации учебного процесса используются:   Информационно ­ коммуникационные технологии;    проблемно­диалогическая технология;  организации учебного сотрудничества;  проектно­исследовательская деятельность.  Формы организации учебного процесса  Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных (уроки­игры, библиотечные уроки, читательские  конференции, творческие лаборатории, защита проектов),  уроков, обобщающих уроков  Используется коллективная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Методы:  методы организации учебно­познавательной деятельности:  – словесные, наглядные, практические;  – репродуктивные, проблемно­поисковые;  – методы самостоятельной работы и работы под руководством;   методы стимулирования и мотивации:  – методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально­нравственных ситуаций);  –   методы   стимулирования   долга   и  ответственности   (убеждения,   предъявление   требований,   «упражнения»   в   выполнении   требований, поощрения, порицания);   методы контроля и самоконтроля  интерактивные методы обучения                                                                                                 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные Учащиеся научатся: Виды речевой и читательской деятельности            осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам;   составлять   высказывания       о   самых   ярких   и   впечатляющих   событиях,   происходящих   в   дни   семейных   праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;  употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;  читать вслух бегло, осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;  понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;  рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих  оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника). осуществлять   переход   с     уровня   событий     восприятия   произведения   к   пониманию   главной   мысли;   соотносить   главную   мысль произведения  с пословицей  или  поговоркой;  понимать, позицию какого героя произведения поддерживает  автор, находить этому доказательства в тексте;  задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством  учителя план;  находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе   книг   и   поиске   информации   опираться   на   информационный   аппарат   книги,   её   элементы;   получать   удовольствие   от самостоятельного чтения произведений различных жанров;   делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;  пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке. Учащиеся получат возможность научиться:     понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;  читать   вслух   бегло,   осознанно,   без   искажений,   интонационно   объединять   слова   в   предложении   и   предложения   в   тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения. пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих   мастеров   слова   их   нравственные   и   эстетические   ценности   (добра,   мира,   терпения,   справедливости,   трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное   слово   в   поэтическом   тексте,     понимать,   что   точно   подобранное   автором   слово   способно   создавать   яркий   и неожиданный образ.  участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;   формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей   прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;   делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа,  продумывать связки для соединения частей.  домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на    основе авторского замысла. выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).  находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет). готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим   каталогом   в   городской   библиотеке;   пользоваться   предметным   и   систематическим   каталогом   в   школьной библиотеке. Учащиеся научатся: Творческая деятельность  сочинять свои произведения  малых жанров устного народного творчества  в соответствии с жанровыми особенностями и  индивидуальной задумкой;    писать  небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.  пересказывать содержание произведения  выборочно и сжато. сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках. Учащиеся получат возможность научиться:     пересказывать   содержание   произведения   подробно,   выборочно   и   кратко,   опираясь   на   самостоятельно   составленный   план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3­го лица;  составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов). подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки,  высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных  по данной теме, делать подборку  наиболее  понравившихся,  осмыслять  их, переводить  в  принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях. писать отзыв на прочитанную книгу. Учащиеся научатся: Литературоведческая пропедевтика     понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;  определять   героев   басни,   характеризовать   их,   понимать   мораль   и   разъяснять   её   своими   словами;   соотносить   с   пословицами   и поговорками;  понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте. осмыслять   специфику   народной   и   литературной   сказки,   рассказа   и   басни,   лирического   стихотворения;   различать   народную   и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.  находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение). Учащиеся получат возможность научиться:    сравнивать,   сопоставлять,   делать   элементарный   анализ   различных   текстов,   используя   ряд   литературоведческих   понятий (фольклорная   и   авторская   литература,   структура   текста,   герой,   автор)   и   средств   художественной   выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); определять позиции героев и позицию автора художественного текста; создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.  Метапредметные Регулятивные УУД  Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала  урока в   процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).  Коллективно  составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения  темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.  Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини­группе или паре.  Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных   фишек   и   пр.),   аргументировать   своё   позитивное   отношение   к   своим   успехам,   проявлять   стремление   к   улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.  Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному  желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке,  проговаривая во внутренней речи. Познавательные УУД  Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.  Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно­познавательных текстов с опорой на  вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного  словесного рисования. Сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и  прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). Сравнивать литературное произведение или  эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой  соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»).  Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5­6 предложений.  Осознавать сущность и   значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной  культуры.  Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль,  автор, авторская позиция, литературный и научно­познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.  Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших  стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения  нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.  Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при  сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.). Коммуникативные УУД  Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5­6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из  5­6 предложений по предложенной теме.  Оформлять 1­2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.  Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.  Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его   мотив,   используя   речевые   оценочные   средства     (вежливо/невежливо,   достойно/недостойно,   искренне/лживо,     нравственно/ безнравственно и др.).  Принимать   и   сохранять   цель   деятельности   коллектива   или   малой   группы   (пары),   участвовать   в   выработке   путей   её   достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.  Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.  Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.  Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5­6 слайдов)  с помощью взрослых  (родителей,  воспитателя  ГПД  и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.                                                        Личностные  Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).  Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей­классиков,  поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.  Осознавать   свою   принадлежность   к   определённому   этносу,   высказывать   уважительное   отношение   к   другим   народам   в   ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.  Проявлять   позитивные   чувства   по   отношению   к   произведениям   родных   писателей   и   поэтов,   подбирать   схожие   по   тематике   и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.  Иметь   представление   о   существовании   других   народов   и   культур,   называть   наиболее   известные,   близкие   собственному   опыту   и представлениям (н­р, татарскую, коми, чеченскую и др.).  Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации. Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.  Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.  Включаться в литературно­творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для  развития собственных способностей. Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений. Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.  Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.   Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких­либо заданий на уроках и дома.  Приводить   примеры   ответственного/безответственного,   самостоятельного/несамостоятельного   поведения   героя   литературного произведения.  Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.  Замечать   красоту   поэтического   слова,   указывать   на   образные   слова   и   выражения,   которые   использованы   автором   для   создания художественного образа.  Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания.  Выписывать лучшие поэтические обороты в «Словарик настроений» или «Словарик образов» (по темам: небо, звёзды, ветер, тучи, река, горы и пр.).  Использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих художественных высказываниях.  Фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов­описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой.  Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.  Различать морально­нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.  Предлагать варианты решения морально­нравственных дилемм.  Строить морально­этическое суждение из 5­6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.  Проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами. Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.   Пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости.  Предлагать свои способы сохранения зрения и осанки.  Пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях. Контроль знаний, умений и навыков учащихся  по предмету  «Литературное чтение» проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы по карточкам, подготовки творческих работ, проектов, тестирования, систематической проверки навыка чтения, индивидуальных бесед по вопросам самостоятельного чтения учащихся.  Характеристика словесной оценки (оценочное суждение) Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок. 3­й класс Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: – искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов); – – – – – неправильная постановка ударений (более 2); чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; неправильные ответы на вопросы по содержанию текста; неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного; нарушение при пересказе последовательности событий в произведении; нетвердое знание наизусть подготовленного текста; – – – монотонность чтения, отсутствие средств выразительности. Недочеты: – – – – – не более двух неправильных ударений; отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное; неточности при формулировке основной мысли произведения; нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа. Переход к осмысленному правильному чтению целыми словами. В  I­м полугодии темп чтения вслух незнакомого текста – 60 слов. Формирование осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя – на 10 и более слов быстрее, чем при чтении вслух.  II­е   полугодие. Сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи. Темп чтения вслух незнакомого текста – 75 слов, про себя – на 10 и более слов быстрее. Техника чтения Критерии оценки по технике чтения в III классе отметки класс III «5» I II «4» I II «3» I II «2» I II полугодие не менее  60 слов полугодие не менее  75 слов полугодие не менее  55 слов полугодие не менее  70 слов полугодие не менее  50 слов полугодие не менее  65 слов полугодие не менее  35 слов полугодие не менее  50 слов Объём прочитанного на оценку текста должен быть не менее: ­ в третьем классе – 1/3 страницы.  читает в 1 полугодии осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, темп чтения ­ не менее 60 слов в  во 2 полугодии ­ бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию, темп чтения ­ не менее 75 слов в минуту;  полно, кратко и выборочно пересказывать текст, самостоятельно составлять простейший пан, выявляет основной смысл прочитанного;  самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на  определенную тему (о природе, событии, Оценка «5» ставится ученику, если он: минуту; герое);  знает и читает наизусть стихотворение. Оценка «4» ставится ученику, если он:  читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;  темп чтения ­ не менее 55 слов в минуту в 1 полугодии, во втором полугодии ­ не менее 70 слов;  делает 1­2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;  составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);  самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;  читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности. Оценка «3» ставится ученику, если он:  читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, темп чтения ­ не менее 50 слов в минуту в 1 полугодии;  во 2 полугодии ­ целыми словами, недостаточно выразительно, темп чтения ­ не менее 65 слов в минуту, допускает при чтении от 3 до 5  передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др.  помощью наводящих вопросов учителя;  воспроизводит наизусть текст  стихотворения, но допускает ошибки и исправления их только с помощью учителя. Оценка «2» ставится ученику, если он:  читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, темп чтения ­ 35 слов в минуту в 1 полугодии, во 2 полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок, темп чтения до 50 слов в минуту;  пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;  не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов ошибок; учителя;  при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения. При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки. Чтение наизусть Оценка "5" – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает. Оценка "4" – знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,                               самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка "3" – читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка "2" – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст. Выразительное чтение стихотворения Требования к выразительному чтению:  Правильная постановка логического ударения  Соблюдение пауз  Правильный выбор темпа  Соблюдение нужной интонации  Безошибочное чтение Оценка "5" – выполнены правильно все требования Оценка "4" – не соблюдены 1–2 требования Оценка "3" – допущены ошибки по трем требованиям Оценка "2" – допущены ошибки более, чем по трем требованиям Чтение по ролям Требования к чтению по ролям:  Своевременно начинать читать свои слова  Подбирать правильную интонацию  Читать безошибочно  Читать выразительно Оценка "5" – выполнены все требования Оценка "4" – допущены ошибки по одному какому­то требованию Оценка "3" – допущены ошибки по двум требованиям Оценка "2" – допущены ошибки по трем требованиям Пересказ Оценка "5" – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не                                          упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на                            вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Оценка "4" – допускает 1­2 ошибки, неточности, сам исправляет их Оценка "3" – пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет                             последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.  Оценка "2" – не может передать содержание прочитанного. Тест «5» ­ верно выполнено 100% ­ 91% заданий «4» ­ верно выполнено 90% ­ 76% заданий «3» ­ верно выполнено 75% ­ 51% заданий «2» ­ верно выполнено 50% ­  31%заданий  СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА Раздел программы Количе ство часов Проверо чные работы  Диагно стическ ие работы Проекты Вводный урок по курсу литературного чтения  Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Самое великое чудо на свете Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника.  Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, рисунки, текст — объекты для получения необхо­ димой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. Оценка  достижений Устное народное творчество Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». «Иван­Царевич и Серый Волк». «Сивка­Бурка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Били­ 1 4 14 1 1 1 Проект:  «Сочиняем  волшебную  сказку» Проект:   «Как бина. Сравнение художественного и живописного текстов. Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений Поэтическая тетрадь 1 Знакомство   с   названием   раздела.   Прогнозирование   содержания   раздела. научиться читать стихи» на основе научно­популярной статьи Я. Смоленского. Русские   поэты   XIX—XX   века.   Ф.И.Тютчев   «Весенняя   гроза».   «Листья».   Звукопись,   её художественно­выразительное   значение.   Олицетворение   —   средство   художественной   выра­ зительности. Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья». А. А. Фет «Мама! Глянь­ка из окошка...» «Зреет рожь над жаркой нивой...» Картины природы. Эпитеты — слова,  рисующие  картины природы. Выразительное чтение стихотворения. И. С. Никитин   «Полно,   степь   моя...»   «Встреча   зимы».   Заголовок   стихотворения.   И.   С.   Никитин «Полно, степь моя...» «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение как приём создания картины природы. Подготовка сценария утренника «Первый снег». И. 3. Суриков «Детство». «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. Оценка достижений Великие русские писатели Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А.  С.  Пушкин.  Подготовка  сообщения  «Что  интересного  я  узнал   о  жизни  А.  С.  Пушкина». Лирические   стихотворения.   Средства   художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин. «Сказка о  царе  Салтане...». Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки Герои литературной сказы­ Нравст­венный смысл   сказки   А.   С.   Пушкина.   Рисунки   И.   Билибина   к   сказке.   Соотнесение   рисунков   с художественным текстом, их сравнение. И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове Скульптурный портрет И. А. Крылову. Басни И. А. Крылова. Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни. М.Ю.Лермонтов.   Статья   В.   Воскобойникова   Подготовка   сообщения   на   основе   статьи. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к   Настроение   стихотворения. Проект:  «Как  научиться  читать  стихи» 1 1 11 24 лирическому  стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи  Л. Н. Толстой. Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.  Рассказы  Л. Н. Толстого. Тема  и главная мысль  рассказа Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события герои). Рассказ­ описание.   Особенности   прозаического   лирического   текста.   Средства   художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст­рассуждение. Сравнение текста­рассуждения и текста­описания. Оценка достижений Поэтическая тетрадь 2 Знакомство   с   названием   раздела.   Прогнозирование   содержания   раздела.   Н.   А.   Некрасов. Стихотворения   о   природе.   Настроение   стихотворений.   Картины   природы.   Средства художественной выразительности. Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою Выразительное чтение стихотворении. К. Д. Бальмонт, И. А.   Бунин.   Выразительное   чтение   стихотворений.   Создание   словесных   картин.   Оценка достижений. Литературные сказки Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д Н Мамин­Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки. В М Гаршин «Лягушка­путешественница».  1 е ­   рои   сказки.   Характеристика   героев   сказки.   Нравственный смысл сказки. В Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки. Оценка достижений Были – небылицы Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М Горький  «Случай  с  Евсейкой».  Прием  сравнения  ­ основной  приём  описания   подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев. А. И. Куприн   «Слон».   Основные   события   произведения.   Составление   различных   вариантов   плана. Пересказ. Оценка достижений Поэтическая тетрадь 1 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское от­ 6 8 10 6 1 1 1 1 1 ношение   к   изображаемому.   А.   А.   Блок.   Картины   зимних   забав.   Средства   художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. С. А. Есенин. Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. Оценка достижений. Люби живое Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Пришвин «Моя родина». Заголовок — «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Со­ чинение на основе художественного текста. И. С. Соколов­Микитов «Листопадничек». Почему произведение   так   называется?   Определение   жанра   произведения.   Листопадничек   —   главный герой произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. В. И. Белов.   «Малька   провинилась».   «Ещё   про   Мальку».   Озаглавливание   текста.   Главные   герои рассказа. В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения. Б.   С.   Житков   «Про   обезьянку».   Герои   произведения.   Пересказ.   Краткий   пересказ.   В.   П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нрав­ ственный смысл рассказа. Оценка достижений Поэтическая тетрадь 2 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...» Заголовок стихотворения. Вы­ разительное чтение. А. Л. Барто «Разлука». «В театре». Выразительное чтение. С. В. Михалков «Если». Выразительное чтение. Е. А. Благинина «Кукушка». «Котёнок». Вырази­ тельное чтение. Проект: «Праздник поэзии». Оценка достижений Собирай по ягодке – наберешь кузовок Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. А. П. Платонов «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чте­ ние по ролям. М. М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники». Смысл названия рассказа. Осо­ 1 1 1 16 8 12 Проект  «  Праздник  поэзии» бенности   юмористического   рассказа.   Главная   мысль   произведения.   Восстановление   порядка событий. Н.   Н.   Носов   «Федина   задача».   «Телефон».   «Друг   детства».   Особенности   юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н. Носова. Оценка достижений По страницам детских журналов  Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. «Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. Ю. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего дома, своего города. Р. Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение. Оценка достижений. Зарубежная литература Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий  миф. Храбрый Персеи. Отражение мифологических представлении людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. Г­Х Андерсен «Гадкий утенок». Нравственный  смысл  сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике. Оценка достижений  Итого 8 8 1 1 136 13 1 3 3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  (литературное чтение ­ 136 часов)  № урок а Тема урока Содержание урока Дата  Характеристика деятельности Планируемые результаты личностные УУД метапредметные УУД предметные УУД Формы, методы, средства обучения Вводный урок по курсу литературного чтения ( 1ч) 1.1 .Знакомство с учебником по  литературн ому чтению. Знакомство с  учебником по  литературном у чтению.  Система  условных  обозначений.  Содержание  учебника. Ф: коллективная М: наглядные,   словесные,         практические,  стимулирования и мотивации. С: учебник целостное  отношение к книге; проявлять интерес  к изучению  творчества  авторов, называть  любимых авторов,  обосновывать свой  выбор. научатся  находить  нужную главу  и  нужное  произведение в  содержание  учебника,  различать  элементы книги   ( обложка,  оглавление,  титульный лист,  иллюстрация,  аннотация) регулятивные:  ориентироваться в  учебнике; познавательные:  поиск и выделение  необходимой  информации;  применение систему условных  обозначений  ;пользоваться  словарем в конце  учебника коммуникативные: задавать вопросы,  обращаться за  помощью. Ориентироваться в  учебнике по  литературному  чтению. Знать и применять  систему условных  обозначений при  выполнении заданий. Находить нужную  главу и нужное  произведение в  содержании  учебника.  Предполагать на  основе названия  содержание главы.  Пользоваться  словарём в конце  учебника. Составлять связное  высказывание по  иллюстрациям и  оформлению  учебника Самое великое  чудо на свете – 4 часа Знакомство  с  названием  раздела.   Прогнозиров ание  содержания  раздела. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. 2.1 3.2 .Знакомство с названием раздела  «Самое  великое  чудо  на  свете» . Рукописные книги  Древней  Руси.   Подготовка  сообщения  на основе  статьи  учебника. проявлять  уважение к чужому мнению;  определять  границы  собственного  знания и незнания целостное  отношение к книге Прогнозировать  содержание раздела.  Планировать работу  по теме, используя  условные  обозначения. Читать  текст вслух целыми  словами,  интонационно  объединяя их в  словосочетания,  увеличивать темп  чтения при  повторном чтении  текста, выборочно  читать текст про  себя, отвечать на  вопросы. Находить  необходимую  информацию в книге.  научатся   строить  рассуждения;  выполнять тесты с выбором  ответа Ф:  Коллективная,  индивидуальная работа паре М: контроля и  самоконтроля  стимулирования и мотивации. С: учебник  учащиеся  должны знать,  почему  старинные книги  называют  рукописными,  кто их писал, как они выглядели Ф:  Коллективная,     работа в паре М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник регулятивные:   формулировать и  удерживать учебную задачу познавательные:    ставить и  формулировать  проблемы;  самостоятельно   выполнять  предложенные  задания, применяя  полученные знания.  коммуникативные: договариваться друг с другом; принимать позицию  собеседника,   формулировать  собственное мнение  и позицию 4.3 . Первопечат ник  Иван  Федоров.   Подготовка  сообщения о первопечат нике  Иване  Федорове. Первопечатни к  Иван  Федоров.  Фотографии,  рисунки,  текст ­  объекты для  получения  необходимой  информации.   Подготовка  сообщения о  первопечатни ке  Иване  Федорове. уважительное  отношение к  истории и  культуре своего  народа Обобщать  полученную  информацию по  истории создания  книги. Осмыслить  значение книги для  прошлого,  настоящего и  будущего. Находить  книгу в школьной  библиотеке,  пользуясь  тематическим  каталогом. Читать  возможные аннотации на книги. Составлять Ф:  Коллективная,     работа в паре М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник учащиеся  должны знать,  как создавалась  первая русская  печатня, почему  царь Иван  Васильевич  решил построить печатный двор.  Уметь правильно осознанно  прочитать  произведение регулятивные:  умение  контролировать  свои действия по  результату.  познавательные:  находить  необходимую  информацию в  книге; обобщать  полученную  информацию   коммуникативные: осуществлять  взаимный контроль,  оказывать взаимную  помощь. определять  границы  собственного  знания и незнания научатся  выполнять тесты с выбором  ответа Ф:  индивидуальная работа паре М: контроля и  самоконтроля  стимулирования и мотивации. С: учебник  регулятивные:  формирование  адекватной оценки  своих достижений  познавательные:   самостоятельно   выполнять  предложенные  задания, применяя  полученные знания.  коммуникативные  : сотрудничать со  взрослыми   5.4  .Оценка  достижений . Оценка  достижений аннотацию на книгу (с помощью учителя).  Придумывать  рассказы о книге,  используя различные  источники  информации.  Участвовать в  работе пары и  группы, читать текст друг другу.  Договариваться  друг с другом;  принимать позицию  собеседника,  проявлять уважение  к чужому мнению.  Проверять себя и  самостоятельно  оценивать свои  достижения. Устное народное творчество – 14 часов 6.1 7.2 .Знакомство с названием раздела  «Устное  народное  творчество» Знакомство  с  названием  раздела.   Прогнозирова ние содержания раздела  .Русские  народные  песни.  Обращение  к силам  природы. Русские  народные  песни.  Обращение к  силам  природы. 8.3 Лирические народные  песни. Лирические народные песни.  проявлять  уважение к чужому мнению; мотивация учебной деятельности мотивация учебной деятельности Прогнозировать  содержание раздела.  Планировать работу  на уроке. Различать  виды устного  народного  творчества: малые и  большие жанры.  Воспроизводить  наизусть текст  русских народных  песен. Отличать  докучные сказки от  других сказок,  называть их  особенности.  Принимать участие в коллективном  сочинении сказок, с  опорой на  особенности их  построения.  Называть жанры  прикладного  искусства. Читать  текст целыми  словами, без ошибок  и повторов.  Осмысливать  содержание  регулятивные:   формулировать и  удерживать учебную задачу познавательные:    ставить и  формулировать  проблемы;  перерабатывать   полученную  информацию коммуникативные: договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника,   формулировать  собственное мнение  и позицию  регулятивные:  высказывать своё  предположение  познавательные:    анализ объектов с  целью выделения в  них существенных  признаков. научатся     различать  виды  устного  народного  творчества:  малые и большие жанры, строить  рассуждения. Ф:  Коллективная, М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник,  электронное  приложение к  учебнику научатся   воспроизводить  наизусть  текст  русских  народных песен,  отличать песни  от других видов  фольклора учащиеся  должны знать  особенности  докучных  сказок. научатся  отличать  докучные сказки  от других видов  сказок Ф:  Коллективная, М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник Ф:  Коллективная,  работа в паре М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник 9.4 10.5  Шуточные  народные  песни. .Докучные  сказки. Сочинение  докучных  сказок. Шуточные народные песни. Докучные  сказки. Сочинение докучных сказок. 11.6 Произведен ия   прикладног о искусства: гжельская и хохломская  посуда,  Произведения прикладного  искусства:  гжельская и  хохломская  посуда,  уважительное  отношение к    культуре своего  народа  этические чувства  – совести, вины,  стыда – как  регуляторы  морального  поведения прочитанного текста  (с помощью вопросов, пересказа,  самостоятельно).  Использовать чтение про себя для  составления  выборочного и  краткого пересказов.  Ускорить или  замедлить темп  чтения, соотнося его  с содержанием.  Определять  особенности текста  волшебных сказок,  называть волшебные  предметы, описывая  волшебные события.  Сравнивать  содержимое сказок и  иллюстрации к ним.  Делить текст на  части.  Пересказывать текст по самостоятельно  составленному плану; Ф:  Коллективная, М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник Ф:  Коллективная,  групповая М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник коммуникативные: сотрудничать со  взрослыми   регулятивные:   составлять план и  последовательность  действий;   осуществлять  итоговый и  пошаговый контроль по результату познавательные:   осмысливать  содержание  прочитанного текста ( с помощью  вопросов,  пересказа),   сравнивать  содержание сказок и иллюстрации  ;инсценировать  сказку научатся  называть виды  прикладного  искусства,  понимать  значение  выражения           « произведения  прикладного  искусства»,  приводить  примеры  произведений  прикладного  искусства научатся   определять  мотивы  поведения  героев; читать  осознанно текст;  определять тему  и главную мысль  и главную мысль  произведения;  оценивать  события и героев сказки 12.7 Произведен ия  прикладног о искусства: дымковская и  богородская игрушка 13.8 Русская  народная  сказка  «Сестрица   Аленушка и братец  Иванушка». Произведения прикладного  искусства:  дымковская и  богородская   игрушка  Русская  народная  сказка  «Сестрица   Аленушка и  братец  Иванушка».  Особенности  волшебной  сказки находить героев,  которые  противопоставлены в  сказке. Называть  основные черты  характера героев.  Характеризовать  героев произведения.  Сравнивать героев  произведения, героев  разных сказок.  Инсценировать  сказку: распределять  роли, выбирать  диалоги.  Придумывать свои  сказочные истории.  Сравнивать  произведения  словесного,  музыкального,  изобразительного  искусства.  Участвовать в  работе группы, читать фрагменты текста в  этические чувства  – совести, вины,  стыда – как  регуляторы  морального  поведения осознавать   через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье   (любовь   и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка). Ф:  Коллективная,  групповая М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник Ф:  Коллективная, М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник   коммуникативные: участвовать в  работе группы,  читать фрагменты  текста в паре;  договариваться  о  распределении  функций и ролей в  совместной  деятельности ,  выражать свою  позицию;  оказывать  в сотрудничестве  взаимопомощь  регулятивные:  выбирать действия в соответствии с  поставленной  задачей и условиями ее реализации    познавательные:    самостоятельно     выделять и  формулировать  познавательную  научатся читать  выразительно и  осознанно текст  и выделять  главное в  прочитанном;  пересказывать;  делить текст на  смысловые  части,  составлять  простой план;  оценивать  события и героев произведения научатся   определять  мотивы  поведения  героев; читать  осознанно текст;  определять тему  и главную мысль  произведения;  оценивать  события и героев произведения 14.9 Русская  народная  сказка  «Иван –  царевич и  Серый  Волк»  15.1 0 Русская  народная  сказка  «Сивка­  Бурка» Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» Характеристи ка героев сказки . Деление текста на части. Русская  народная  сказка  «Сивка­  Бурка»  Характеристи ка героев  сказки.  Составление  плана сказки. паре.  Договариваться  друг с другом;  выражать свою  позицию. Проверять  себя и  самостоятельно  оценивать свои  достижения. цель; анализ  объектов с  выделением  существенных и  несущественных  признаков;  извлечение  необходимой  информации коммуникативные: участвовать в  работе группы,     выражать свою  позицию;  оказывать  в сотрудничестве  взаимопомощь регулятивные:  принимать учебную  задачу урока и  стремиться ее  выполнять. познавательные:   осмысливать  содержание  прочитанного текста ( с помощью  научатся   делить текст на  части,  составлять   простой план;  пересказывать  текст,    оценивать  события и героев произведения Ф:  Коллективная,  групповая М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник научатся  читать  осознанно текст ; определять тему  и главную мысль  произведения;  оценивать  события , героев  произведения Ф:  Коллективная,  групповая М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник этические чувства  – совести, вины,  стыда – как  регуляторы  морального  поведения 16.1 1 17.1 218. 13 Русская  народная  сказка  «Сивка­ Бурка»  Иллюстрац ии к сказке  В.  Васнецова и И. Били­ бина.  Сравнение  художестве нного и  живописно­ го текстов. Проект:  «Сочиняем  волшебную  сказку» Русская  народная  сказка  «Сивка­ Бурка»  Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Били­бина. Сравнение художественн ого и живописного текстов. Проект:  «Сочиняем  волшебную  сказку» вопросов, пересказа) коммуникативные: учебное  сотрудничество с  учителем и со  сверстниками научатся   пересказывать  текст, используя  иллюстрации  учебника; делить текст на  смысловые  части,  составлять  простой план;  оценивать  события , героев  произведения Ф:  Коллективная,  групповая М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник,  картины  В.Васнецова,        И. Билибина мотивация  учебной  деятельности регулятивные:  формирование  адекватной оценки  своих достижений  познавательные:   самостоятельно   выполнять  предложенные  задания, применяя  полученные знания.  научатся  определять цель  проекта ,  придумывать  свои сказочные  истории;  понимать  особенности  построения  сказок Ф:  Коллективная,     групповая М: словесные,     практические,  исследовательски е методы,   стимулирования и мотивации. С: учебник 19.1 4   Оценка  достижений 20.1 Знакомство  с названием раздела  «Поэтическ ая тетрадь»  21.2 Проект:  «Как  научиться  читать  стихи» на  основе  научно­ популярной  статьи Я.  Смоленског о. Знакомство  с  названием  раздела  «Поэтическая тетрадь» .  Прогнозирова ние  содержания  раздела. Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно­ популярной статьи Я. Смоленского. определять  границы  собственного  знания и незнания коммуникативные  :  планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и  сверстниками   научатся   выполнять тесты с выбором  ответа Поэтическая тетрадь 1 ­ 11часов мотивация учебной деятельности Прогнозировать  содержание раздела.  Читать выразительно стихи, передавая  настроение автора.  Наблюдать за  повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом),  находить  рифмующиеся слова.  Определить  различные средства  выразительности.  Использовать  приемы  интонационного  чтения (выразить  радость, удивление,  определять силу  голоса, выбрать тон и  умение  воспринимать  красоту природы,  эмоционально  «проживать»  текст, выражать  свои эмоции регулятивные:   составлять план и  последовательность  действий познавательные:    контролировать  и  оценивать процесс и результат деятельности,   презентовать  полученную  информацию коммуникативные: слушать  собеседника;  сотрудничать со  взрослыми;  формулировать  собственное мнение  и позицию научатся  определять цель  проекта;     выступать с  подготовленным и сообщениями;  строить  рассуждения научатся читать  выразительно  стихи, передавая настроения  автора;  использовать  приёмы  интонационного  чтения( определ ять силу голоса . выбрать тон и  темп чтения)   Ф:  индивидуальная работа паре М: контроля и  самоконтроля  стимулирования и мотивации. С: учебник Ф:  Коллективная,     групповая М: словесные,     практические,  исследовательски е методы,   стимулирования и мотивации. С: учебник Ф:  Коллективная, М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник темп чтения).  Сочинять свои  стихотворения,  используя различные  средства  выразительности.  Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в  паре, самостоятельно  оценивать свои  достижения. 22.3 Русские  поэты XIX – XX века. Ф.  И. Тютчев  «Весенняя  гроза»,   «Листья».  Русские  поэты XIX –  XX века.Ф. И. Тютчев  «Весенняя  гроза»,   Звукопись, её  художественн о­ выразительно е значение Ф.  И. Тютчев  «Листья».  Олицетворени е ­  средство  художественн ой  выразительно сти. научатся  составлять текст повествование;  читать  выразительно  стихи, передавая настроения  автора; Ф:  Коллективная,  индивидуальная М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник регулятивные:   принимать учебную  задачу урока и  стремиться ее  выполнять. познавательные:  поиск и выделение  необходимой  информации, умение выражать свои  мысли  полно и  точно в письменной  форме  коммуникативные  высказывать и  обосновывать свою  точку зрения;  умение слушать  собеседника 23.4 Сочинение  –  миниатюра  « О чем  расскажут  осенние  листья».  Сочинение –  миниатюра  « О чем расскажут осенние листья».1 воспитание  художественно­ эстетического  вкуса,  эстетических  потребностей,  ценностей и чувств на основе опыта  слушания и  заучивания  наизусть  произведений  художественной  литературы научатся видеть  и понимать  настроение  лирического  героя; читать  выразительно  стихи, передавая настроения  автора Ф:  Коллективная, М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник 24.5 А. Фет  «Мама!  Глянь­ка из  окошка»,   «Зреет рожь над жаркой  нивой…» А. Фет  «Мама!  Глянь­ка из  окошка…» А.  Фет «Зреет  рожь над  жаркой  нивой…»  Картины  природы. Эпитеты — слова, рисующие картины природы. Выразительно е чтение стихотворени й. Ф:  Коллективная, М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник регулятивные  самостоятельно  формулировать  тему и цели урока познавательные:   пользоваться  разными видами  чтения: изучающим,  просмотровым,  ознакомительным ;  пользоваться  словарями коммуникативные: слушать и слышать  других; работать в  группе, читать стихи друг другу, работая  в паре научатся видеть  и понимать  настроение  лирического  героя; читать  выразительно  стихи, передавая настроения  автора;  использовать  приёмы  интонационного  чтения  (определить силу голоса, выбрать  тон и темп  чтения) 25.6 И. С.  Никитин  «Полно,  степь  моя…»   .И. С.  Никитин  «Полно, степь моя…» Заголовок стихотворени я. Подвижные картины природы. умение  воспринимать  красоту природы,  стремиться к  совершенствовани ю собственной  речи Прогнозировать  содержание раздела.  Читать выразительно стихи, передавая  настроение автора.  Наблюдать за  повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом),  находить  рифмующиеся слова.  Определить  различные средства  выразительности.  Использовать  приемы  интонационного  чтения (выразить  Ф:  Коллективная, М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник  научатся видеть  и чувствовать  настроение поэта и наблюдать за  повторением  ударных и  безударных  слогов в слове,  находить  рифмующиеся  слова; читать  выразительно  стихи,  анализировать  средства  художественной  выразительности ( сравнение) 26.7 И. С.  Никитин  «Встреча  зимы»  . И. С. Никитин «Встреча зимы» Заголовок стихотворени я. Олицетворени е как прием создания картины природы. Ф:  Коллективная, М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник радость, удивление,  определять силу  голоса, выбрать тон и  темп чтения).  Сочинять свои  стихотворения,  используя различные  средства  выразительности.  Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в  паре, самостоятельно  оценивать свои  достижения. воспитание  художественно­ эстетического  вкуса,  эстетических  потребностей,  ценностей и чувств на основе опыта  слушания и  заучивания  наизусть  произведений  художественной  литературы регулятивные  самостоятельно  формулировать  тему и цели урока познавательные:   смысловое чтение  поэтического  текста; выделение  существенной  информации;   пользоваться  словарями; анализ  объектов с  выделением  существенных и  несущественных  признаков научатся видеть  и чувствовать  настроение поэта и наблюдать за  повторением  ударных и  безударных  слогов в слове,  находить  рифмующиеся  слова; читать  выразительно  стихи   анализировать  средства  художественной  выразительности ( сравнение) 27.8 .Подготовка сценария  утренника  «Первый  снег». 28.9 И. З.  Суриков  «Детство» 1 И. З. Суриков «Детство». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворени и коммуникативные: строить понятные  для партнёра  высказывания;  слушать  собеседника определять  границы  собственного  знания и незнания  регулятивные:  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка  процесса и  результатов  деятельности   познавательные:   самостоятельно   выполнять  предложенные  научатся  определять  различные  средства  выразительности ;  определять  эмоциональность характера  текста; читать  осознанно и  выразительно  стихотворные   И. З. Суриков  «Детство»  Настроение  стихотворения  произведения научатся  читать  стихотворение  выразительно;  анализировать  средства  художественной  выразительности (сравнение) Ф:  Коллективная, М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник Ф:  Коллективная, М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник И. З. Суриков  «Зима».  Сравнение  как средство  создания  картины  природы в  лирическом  стихотворени и 29.1 0  И. З.  Суриков  «Зима» .  30.1 1 Оценка  достижений . задания, применяя  полученные знания.  коммуникативные  : сотрудничать со  взрослыми   самооценка на  основе критериев  успешности  учебной   деятельности Великие русские писатели ­ 24 часа 31.1 Знакомство  с названием раздела «  Великие  русские  писатели» . Знакомство  с  названием  раздела.  Прогнозирова ние  содержания  раздела. . Прогнозировать  содержание раздела.  Планировать работу  на уроке, выбирать  виды деятельности.  Читать текст вслух и про себя, увеличивая  темп чтения.  мотивация учебной деятельности регулятивные:    высказывать своё  предположение;   целеполагание как  постановка учебной  задачи на основе  соотнесения того,  что уже известно и  усвоено уч­ся и  того, что ещё  научаться   называть  произведения  русских поэтов;  наизусть и  выразительно  читать текст;  анализировать  сочинённые  детьми  стихотворения научатся   выполнять тесты с выбором  ответа научатся   называть  произведение  А.С. Пушкина;   определять тему и главную мысль произведения Ф:  Коллективная,  групповая М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник Ф:  индивидуальная М: контроля и  самоконтроля  стимулирования и мотивации. С: учебник Ф:  Коллективная,     работа в паре М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник 32.2 А.С.  Пушкин.   Подготовка  сообщения « Что  интересного я узнал о  жизни А. С.  Пушкина».  33.3 Лирические стихотворен ия А. С.  Пушкина. Подготовка  сообщения «  Что  интересного я узнал о жизни  А. С.  Пушкина». Лирические  стихотворени я А. С.  Пушкина « За  весной ,  красой  природы…»,  « В тот год  осенняя  погода…»,    Настроение  стихотворени я Средства  художественн ой  выразительно сти: эпитет,  сравнение  умение  воспринимать  красоту природы,  стремиться к  совершенствовани ю собственной  речи   умение  воспринимать  красоту природы,  стремиться к  совершенствовани ю собственной  речи   Понимать содержание прочитанного,  высказывать свое  отношение.  Различать  лирическое и  прозаическое  произведения.  Называть  отличительные  особенности  стихотворного  текста. Объяснять  значение некоторых  слов с опорой на  текст, или пользуясь  словарем в учебнике  либо толковым  словарем. Находить  средства  художественной  выразительности в  лирических текстах  (эпитеты, сравнения).  Использовать  средства  художественной  выразительности в  неизвестно познавательные:     смысловое чтение;  извлечение  необходимой  информации коммуникативные  :   формулировать  собственное  мнение и позицию;  участвовать в  работе группы регулятивные:    выбирать действия в соответствии с  поставленной  задачей и условиями ее реализации.  познавательные:  самостоятельно   выделять  и  формулировать  познавательную  цель; смысловое  чтение коммуникативные: инициативное  сотрудничество  в  поиске и сборе  информации научатся  использовать  средства  художественной  выразительности в устных  высказываниях,  читать  выразительно и  осознанно текст  стихотворения  научатся  использовать  средства  художественной  выразительности в устных  высказываниях;  анализировать  средства  художественной  выразительности (сравнение);  понимать  художественно­  выразительное  значение  звукописи Ф:  Коллективная, М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник Ф:  Коллективная, М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник 34.4 Лирические стихотворен ия А. С.  Пушкина. 35.5 Лирические стихотворен ия А. С.  Пушкина. Лирические  стихотворени я А. С.  Пушкина.  « Опрятней модного паркета» Настроение стихотворени я Средства художественн ой выразительно сти: эпитет, сравнение Лирические  стихотворени я А. С.  Пушкина «  Зимнее утро». Звукопись, её  выразительно е значение  устных  высказываниях.  Знать особенности  литературной сказки.  Определять  нравственный смысл  литературной сказки.  Сравнивать  произведение  живописи и  произведение  литературы. Давать  характеристику  героев литературной  сказки. Определять  самостоятельно тему  и главную мысль  рассказа.  Сравнивать рассказ­ описание и рассказ­ рассуждение.  Соотносить заглавие  рассказа с темой и  главной мыслью,  отвечать на вопросы  по содержанию.   умение  воспринимать  красоту природы,  стремиться к  совершенствовани ю собственной  речи   Ф:  Коллективная, М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник  умение  воспринимать  красоту природы,  стремиться к  совершенствовани ю собственной  речи   регулятивные:    составлять план  решения учебной  проблемы  совместно с  учителем познавательные:    смысловое чтение  поэтического текста коммуникативные  оформлять свою  мысль  в   устной    речи ,  высказывать   свою    точку зрения научатся   понимать смысл  стихотворения и  настроение  лирического  героя; Ф:  Коллективная, М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник 36.6 Лирические стихотворен ия А. С.  Пушкина. 37.7 . А.С.  Пушкин «  Сказка о  царе  Салтане …» Лирические  стихотворени я А. С.  Пушкина..  А.С. Пушкин   « Зимний  вечер»  Настроение  стихотворени я. Прием  контраста как средство  создания  картин А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане …» Тема сказки. Собы­ тия сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок.. формирование  интереса и      потребности к  чтению;  формирование  опыта  нравственных и  эстетических  переживаний Определять  особенности басни,  выделять мораль  басни в текстах.  Представлять героев басни.  Характеризовать  героев басни на  основе их поступков.  Инсценировать  басню. Проверять  себя и  самостоятельно  оценивать свои  достижения.  Различать в басне  изображенные  события и  замаскированный,  скрытый смысл.  научатся    объяснять  интересные  словесные  выражения; соотносить  рисунки с  художественным текстом ,  сравнивать их;  называть  особенности  литературной  сказки;  определять тему  и главную  мысль; знать  содержание  сказки, читать  выразительно и  осознанно текст  регулятивные:   уметь оценивать  собственную  успешность в  выполнении  заданий; оценивать  правильность  выполненного  задания  на основе  сравнения с  предыдущими  заданиями или на  основе различных  образцов и  критериев познавательные:    самостоятельно   выделять  и  формулировать  познавательную  цель; смысловое  чтение текста,  выделение  существенной  информации, анализ  объектов с  выделением  Ф:  Коллективная, М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник Ф:  Коллективная,  работа в паре М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник 38.8 А.С.  Пушкин «  Сказка о  царе  Салтане …» 39.9 А.С.  Пушкин «  Сказка о  царе  Салтане …» 40.1 0 А.С.  Пушкин «  Сказка о  царе  Салтане …» А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане». Особенности волшебной сказки. Герои литературной  А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане …» Нравственный смысл сказки А. С. Пушкина. А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане …» Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественн ым текстом, их сравнение самооценка на  основе критериев  успешности  учебной   деятельности ;  формирование  опыта  нравственных и  эстетических  переживаний формирование  интереса и      потребности к  чтению существенных и  несущественных  признаков ;   установление  причинно­ следственных  связей;  построение  логической  цепи  рассуждений,  доказательств коммуникативные: оформлять свою  мысль  в   устной    речи ,  высказывать   свою    точку  зрения; слушать  собеседника регулятивные:    формулировать и  удерживать учебную задачу  познавательные:   анализ   и   обработка  информации   коммуникативные  высказывать и  обосновывать свою  точку зрения  научатся     давать  характеристику  героев сказки научатся    пересказывать  сказку в прозе по плану Ф:  Коллективная, М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник Ф:  Коллективная, М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник научатся  определять тему  и главную мысль  произведения учащиеся  должны знать  биографию И.А.  Крылова Ф:  Коллективная,     работа в паре М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник 41.1 1 И.А.  Крылов  Подготовка  сообщения  об И.А  Крылове на  основе  статьи  учебника,  книг о  Крылове. . 42.1 2 Басни И. А.  Крылова. И.А. Крылов  Подготовка  сообщения об  И.А Крылове  на основе  статьи  учебника,  книг о  Крылове.  Скульптурны й портрет  И.А.  Крылову.  Басни И. А. Крылова. « Мартышка и очки» Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристи ка героев на основе их поступков. Инсценирован ие басни. формирование  опыта  нравственных и  эстетических  переживаний регулятивные:    формулировать и  удерживать учебную задачу,  познавательные:     осуществлять  анализ и синтез;  устанавливать  причинно­ следственные связи; строить  рассуждения  коммуникативные  оформлять свою  мысль  в   устной    речи ,  высказывать   свою    точку  зрения;  инициативное  сотрудничество в  поиске и сборе  информации  Ф:  Коллективная,  работа в паре М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник научатся   находить мораль  в произведении,  представлять  героев,  характеризовать  героев на основе  их поступков,  инсценировать  басню;   Ф:  Коллективная,  работа в паре М: наглядные,       словесные,   стимулирования и мотивации. С: учебник

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению
Скачать файл
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.