Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
г. Глазова Удмуртской Республики
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании ШМО Директор МБОУ «СОШ №13»
31 августа 2017г. ___________ Е.Б. Биянова
Протокол № 1 31августа 2017г.
Приказ № 068/9-1
«ПРИНЯТО»
на заседании
педагогического совета
31 августа 2017г.
Протокол № 1
Рабочая программа
по литературному чтению
2 -Б класс
Составитель: Ворончихина Ирина Геннадьевна,
учитель начальных классов, 2017-2018 учебный год
2017 год
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
2. Федеральный государственный образовательного стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373)
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования РФ
4. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10»
5. Образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №13»
6. Устав МБОУ «СОШ №13»
Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы. Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:
· развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
· учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
· формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
· развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
· формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
· обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
· формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
· обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
· расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
· обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
· работать с различными видами текстов;
· создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Составляющая УМК
Рабочая программа разработана на основе авторской программы: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. – М., «Просвещение», 2011г.
Предметная линия учебников системы «Школа России»:
1. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2-х ч. (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) - М., «Просвещение», 2012г.
2. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. (Сост. М. В. Бойкина, Л.А.Виноградская) – М., «Просвещение», 2012г.
Общая характеристика предмета
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Актуальность данного курса в том, что литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Построение курса литературного чтения по периодам обучения концентрическое. Оно предполагает выделение на каждом этапе ведущих разделов, групп знаний, умений и навыков, которые способствуют возрастным возможностям и своеобразию развития читательских навыков.
При распределении программного материала учитывается внутренняя логика учебного предмета, возрастные и индивидуальные возможности детей, особенностей их познавательной деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение литературного чтения в каждом классе отводится 4 часа в неделю (всего 540 ч.)
Класс
|
Количество часов в наделю |
Количество часов за год |
Количество учебных недель |
1 |
4 |
132 |
33 |
2 |
4 |
136 |
34 |
3 |
4 |
136 |
34 |
4 |
4 |
136 |
34 |
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
5) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
6) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
7) овладение навыками смыслового чтения текстов;
8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
9) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты
Второклассник научится |
Второклассник получит возможность научиться |
|
|
Метапредметные результаты
Второклассник научится |
Второклассник получит возможность научиться |
|
· Организовывать свое рабочее место под руководством учителя; Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Работать по предложенному учителем плану; Отличать верно выполненное задание от неверного; · Совместно с учителем давать эмоциональную словесную оценку своей деятельности; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; · Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; · Слушать и понимать речь других; Выразительно читать и пересказывать текст, отвечать на вопросы; Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
· В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; · Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; · Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; · Учитывать разные мнения и интересы; · Использовать речь для регуляции своего действия.
|
|
Предметные результаты
Второклассник научится |
Второклассник получит возможность научиться |
|
|
Содержание предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
2 класс 136 часов
Водный урок по курсу литературного чтения (1ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Самое великое чудо на свете (4ч)
Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.
Устное народное творчество (15ч)
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».
Люблю природу русскую. Осень(8ч)
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.
Русские писатели (14ч)
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.
О братьях наших меньших (12ч)
Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.
Из детских журналов (9ч)
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Люблю природу русскую. Зима (10ч)
Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.
Писатели детям(18ч)
К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.
Я и мои друзья (10ч)
Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.
Люблю природу русскую. Весна (9ч)
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.
И в шутку и в серьёз (15ч)
Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.
Литература зарубежных стран (11ч)
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».
План учебного предмета по четвертям
Класс |
Количество часов в неделю |
Количество часов
|
||||
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
год
|
||
2-А |
4ч |
36ч |
28ч |
40ч |
32ч |
136ч
|
Виды самостоятельных работ и форма итоговой аттестации
2 класс
|
||||
|
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
1. Наизусть |
3 |
2 |
2 |
2 |
2. Техника чтения |
2 |
1 |
1 |
1 |
3. Тест |
1 |
1 |
1 |
1 |
Тематическое планирование Литературное чтение 2 класс (136часов) 4 часа в неделю
№ |
Количество часов |
Тема урока |
Форма контроля |
Вводный урок - 1 ч. |
|||
1 |
1 |
Введение. Знакомство с учебником литературного чтения. |
Фронтальный опрос |
Самое великое чудо на свете - 4 ч. |
|||
2 |
1 |
Книги, прочитанные летом. Творчество читателя, талант писателя. |
Фронтальный опрос. |
3 |
1 |
Мы идём в библиотеку. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека». |
Фронтальный опрос. Техника чтения №1. |
4 |
1 |
Старинные и современные книги. |
Фронтальный опрос |
5 |
1 |
Высказывания о книге К.Ушинского, М.Горького, Л.Толстого. Классификация высказываний. |
Фронтальный опрос
|
Устное народное творчество - 15 ч. |
|||
6 |
1 |
Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. |
Фронтальный опрос
|
7 |
1 |
Даль — собиратель пословиц русского народа. Развитие речи: сочинение по пословице. |
Фронтальный опрос
|
8 |
1 |
Русские народные песни. Рифма. |
Индивидуальный опрос |
9 |
1 |
Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. |
Фронтальный опрос |
10 |
1 |
Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. |
Фронтальный опрос |
11 |
1 |
Загадки — малые жанры устного народного творчества. |
Фронтальный опрос
|
12 |
1 |
Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». |
Фронтальный опрос |
13 |
1 |
«У страха глаза велики». |
Фронтальный опрос |
14 |
1 |
«Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». |
Фронтальный опрос |
15 |
1 |
«Каша из топора». |
Фронтальный опрос |
16 |
1 |
«Гуси-лебеди». |
Фронтальный опрос |
17 |
1 |
Устное творчество народов Удмуртии. НРК. |
Индивидуальный опрос |
18 |
1 |
Удмуртские народные сказки. НРК. |
Фронтальный опрос |
19 |
1 |
Обобщение по разделу «Устное народное творчество». Тест №1. |
Фронтальный опрос. Тестирование. |
20 |
1 |
Проверим и оценим свои достижения |
Проверим и оценим свои достижения. Индивидуальный опрос. |
Люблю природу русскую. Осень - 8 ч. |
|||
21 |
1 |
Картины осенней природы. Осенние загадки. |
Фронтальный опрос |
22 |
1 |
Стихотворения об осени Ф. Тютчева и К. Бальмонта. |
Фронтальный опрос. |
23 |
1 |
Стихотворение А. Плещеева «Осень наступила». |
Опрос наизусть. |
24 |
1 |
Стихотворение А. Фета «Ласточки пропали». |
Индивидуальный опрос. |
25 |
1 |
Стихотворения об осени А.Толстого и С.Есенина. |
Фронтальный опрос. |
26 |
1 |
В. Брюсов «Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник». М. Пришвин «Осеннее утро». |
Фронтальный опрос. |
27 |
1 |
В. Берестов «Хитрые грибы». Научно-познавательный текст «Грибы». Съедобные и несъедобные грибы лесов Удмуртии. НРК |
Фронтальный опрос. |
28 |
1 |
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень». Мой край осенью. НРК. Проверим и оценим свои достижения. |
Индивидуальный опрос. |
Русские писатели - 14 ч. |
|||
29 |
1 |
А.С. Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». |
Фронтальный опрос. |
30 |
1 |
А.С. Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин». |
Опрос наизусть. |
31 |
1 |
А.С. Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин». |
Индивидуальный опрос. |
32 |
1 |
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». |
Фронтальный опрос. |
33 |
1 |
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». |
Фронтальный опрос. |
34 |
1 |
И.А. Крылов. Басня «Лебедь, Рак и Щука». |
Фронтальный опрос. |
35 |
1 |
И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей». |
Опрос наизусть. |
36 |
1 |
Внеклассное чтение. И.А.Крылов. Басни. |
Фронтальный опрос. |
37 |
1 |
Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек» |
Фронтальный опрос. |
38 |
1 |
Л.Н. Толстой «Филипок» |
Фронтальный опрос. |
39 |
1 |
Л. Толстой «Правда всего дороже», «Котёнок». |
Фронтальный опрос. |
40 |
1 |
Внеклассное чтение. Рассказы Л.Н.Толстого. |
Фронтальный опрос. |
41 |
1 |
Обобщение по разделу «Русские писатели» |
Фронтальный опрос. |
42 |
1 |
Проверим и оценим свои достижения |
Индивидуальный опрос. |
О братьях наших меньших - 12 ч. |
|||
43 |
1 |
Н. Сладков «Они и мы», А. Шибаев «Кто кем становится». |
Фронтальный опрос. |
44 |
1 |
Б. Заходер «Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова «Жила-была собака». |
Опрос наизусть |
45 |
1 |
Стихотворение В. Берестова «Кошкин щенок». |
Фронтальный опрос. |
46 |
1 |
М. Пришвин «Ребята и утята». |
Фронтальный опрос. |
47 |
1 |
М. Пришвин «Ребята и утята». |
Фронтальный опрос. |
48 |
1 |
Е. Чарушин «Страшный рассказ» |
Фронтальный опрос. |
49 |
1 |
Внеклассное чтение. Е. и Н. Чарушины. |
Фронтальный опрос. |
50 |
1 |
Б. Житков «Храбрый утёнок» |
Фронтальный опрос. |
51 |
1 |
В. Бианки «Музыкант» |
Фронтальный опрос. |
52 |
1 |
В. Бианки «Сова». |
Фронтальный опрос. |
53 |
1 |
Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». Мой питомец. НРК. |
Фронтальный опрос. |
54 |
1 |
Проверим и оценим свои достижения. Тест №2. |
Тестирование. |
Из детских журналов - 9 ч. |
|||
55 |
1 |
Вопросы из детских журналов. Запуск проекта «Мой любимый детский журнал». |
Фронтальный опрос. |
56 |
1 |
Д. Хармс «Игра», «Вы знаете?» |
Фронтальный опрос. |
57 |
1 |
Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи» |
Фронтальный опрос. |
58 |
1 |
Библиотечный урок по детским изданиям (городская библиотека) |
Фронтальный опрос. |
59 |
1 |
Д. Хармс «Что это было?», Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», Ю. Владимиров «Чудаки». |
Фронтальный опрос. |
60 |
1 |
А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка». |
Опрос наизусть |
61 |
1 |
Обобщение по разделу «Из детских журналов». Печатные издания в г. Глазове. НРК. |
Фронтальный опрос. Техника чтения №2. |
62 |
1 |
Презентация проекта: «Мой любимый детский журнал». |
Проект «Мой любимый детский журнал». |
63 |
1 |
Проверим и оценим свои достижения |
Индивидуальный опрос. |
Люблю природу русскую. Зима - 10 ч. |
|||
64 |
1 |
Зимние загадки. |
Фронтальный опрос. |
65 |
1 |
И. Бунин «Первый снег». Зимние забавы детей. НРК. |
Фронтальный опрос. |
66 |
1 |
К. Бальмонт. «Снежинка». |
Фронтальный опрос. |
67 |
1 |
Я. Аким «Утром кот принёс на лапках». |
Опрос наизусть. |
68 |
1 |
Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою околдован лес стоит». |
Фронтальный опрос. |
69 |
1 |
С. Есенин «Поёт зима – аукает», «Берёза». |
Опрос наизусть. |
70 |
1 |
Русская народная сказка «Два Мороза». |
Фронтальный опрос. |
71 |
1 |
С. Михалков «Новогодняя быль». |
Фронтальный опрос. |
72 |
1 |
А. Барто «Дело было в январе», С. Дрожжин «Улицей гуляет Дедушка Мороз». |
Фронтальный опрос. |
73 |
1 |
Обобщение по разделу. Проверим и оценим свои достижения. Зимние забавы детей. НРК. |
Индивидуальный опрос. |
Писатели детям - 18ч. |
|||
74 |
1 |
К. Чуковский. Сказка «Радость». |
Фронтальный опрос. |
75 |
1 |
К. Чуковский. Сказка «Федорино горе». |
Фронтальный опрос. |
76 |
1 |
С.Я. Маршак «Кот и лодыри». |
Фронтальный опрос. |
77 |
1 |
С.В. Михалков. «Мой секрет», «Сила воли». |
Фронтальный опрос. |
78 |
1 |
С.В. Михалков «Мой щенок». |
Фронтальный опрос. |
79 |
1 |
А.Л. Барто «Верёвочка». |
Фронтальный опрос. |
80 |
1 |
А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу». |
Фронтальный опрос. |
81 |
1 |
А.Л. Барто. Стихотворение. «Вовка – добрая душа». |
Опрос наизусть |
82 |
1 |
Н.Н. Носов «Затейники». |
Фронтальный опрос. |
83 |
1 |
Н.Н. Носов «Живая шляпа». |
Фронтальный опрос. |
84 |
1 |
Н.Н. Носов «Живая шляпа». |
Фронтальный опрос. |
85 |
1 |
Н.Н. Носов «На горке». |
Фронтальный опрос. |
86 |
1 |
Уроки творчества. Обмен опытом читательской деятельности. |
Фронтальный опрос. |
87 |
1 |
Уроки творчества. Обмен опытом читательской деятельности. |
Фронтальный опрос. |
88 |
1 |
Обобщение по разделу «Писатели детям». Мой друг. НРК. |
Фронтальный опрос. |
89 |
1 |
Проверим и оценим свои достижения. Тест № 3. |
Фронтальный опрос. Тестирование. |
90 |
1 |
В. Берестов «За игрой», Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду». |
Фронтальный опрос. |
91 |
1 |
Обобщение по разделу. Проверим и оценим свои достижения. |
Индивидуальный опрос. |
Я и мои друзья - 10 ч. |
|||
92 |
1 |
В. Лунин «Я и Вовка». |
Фронтальный опрос. |
93-94 |
2 |
Н. Булгаков «Анна, не грусти!» |
Фронтальный опрос. |
95 |
1 |
Ю. Ермолаев «Два пирожных». |
Фронтальный опрос. |
96 |
1 |
В. Осеева «Волшебное слово». |
Фронтальный опрос. |
97 |
1 |
В. Осеева «Хорошее». |
Фронтальный опрос. |
98 |
1 |
В. Осеева «Почему?» |
Фронтальный опрос. |
99 |
1 |
Обобщение по разделу. Викторина. |
Фронтальный опрос. |
100 |
1 |
Проверим себя и оценим свои достижения. Детские игры. НРК. |
Индивидуальный опрос. |
101 |
1 |
Весенние загадки. |
Фронтальный опрос. Техника чтения №3. |
Люблю природу русскую. Весна - 9 ч. |
|||
102 |
1 |
Ф.Тютчев «Зима недаром злится». |
Фронтальный опрос. |
103 |
1 |
Ф. Тютчев «Весенние воды». |
Опрос наизусть |
104 |
1 |
А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка». |
Опрос наизусть |
105 |
1 |
А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот». |
Фронтальный опрос. |
106 |
1 |
И. Бунин «Матери», А. Плещеев «В бурю». |
Фронтальный опрос. |
107 |
1 |
Е. Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою обидел». |
Фронтальный опрос. |
108 |
1 |
Васильев «Белая берёза». Запуск проекта «Газета «День Победы – 9 Мая». |
Фронтальный опрос. |
109 |
1 |
Проверим и оценим свои достижения. Масленица. НРК.
|
Индивидуальный опрос. |
110 |
1 |
Б. Заходер «Товарищам детям». Детские стихи удмуртских поэтов. НРК. |
Фронтальный опрос. |
И в шутку и в серьёз - 15ч. |
|||
111 |
1 |
Б. Заходер «Что красивей всего». |
Фронтальный опрос. |
112 |
1 |
Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха». |
Опрос наизусть. |
113 |
1 |
Э. Успенский «Чебурашка» (из сказки «Крокодил Гена и его друзья»). |
Фронтальный опрос. |
114 |
1 |
Э. Успенский «Если был бы я девчонкой». |
Фронтальный опрос. |
115 |
1 |
Э. Успенский «Над нашей квартирой». |
Фронтальный опрос. |
116 |
1 |
Э. Успенский «Память». |
Фронтальный опрос. |
117 |
1 |
В. Берестов «Знакомый». |
Фронтальный опрос. |
118 |
1 |
В. Берестов «Путешественники», «Кисточка». |
Фронтальный опрос. |
119 |
1 |
И. Токмакова «Плим», «В чудной стране». |
Фронтальный опрос. |
120 |
1 |
Г. Остер «Будем знакомы». |
Фронтальный опрос. |
121-122 |
2 |
В. Драгунский «Тайное становится явным». |
Фронтальный опрос. |
123 |
1 |
Проверим и оценим свои достижения. |
Индивидуальный опрос. |
124 |
1 |
Юмористические произведения удмуртских писателей. НРК. |
|
125 |
1 |
Любимые книги зарубежных авторов. |
Фронтальный опрос. |
Литература зарубежных стран - 11 ч. |
|||
126 |
1 |
Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». |
Фронтальный опрос. |
127 |
1 |
Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» (перевод К. Чуковского), «Храбрецы» (перевод С. Маршака). |
Фронтальный опрос. |
128 |
1 |
Презентация проекта «Газета День Победы» |
Индивидуальный опрос |
129 |
1 |
Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народна песенка «Знают мамы, знают дети». |
Фронтальный опрос. |
130 |
1 |
Ш. Перро «Кот в сапогах». |
Фронтальный опрос. |
131 |
1 |
Ш. Перро «Кот в сапогах». |
Фронтальный опрос. |
132 |
1 |
Ш. Перро «Красная шапочка». |
Фронтальный опрос. |
133 |
1 |
Г. Андерсен «Принцесса на горошине». |
Фронтальный опрос. Техника чтения №4. |
134 |
1 |
Э. Хогарт «Мафин и паук». |
Фронтальный опрос. |
135 |
1 |
Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №4. |
Фронтальный опрос. Тестировнаие |
136 |
1 |
Урок-викторина по прочитанным книгам. |
Индивидуальный опрос. |
Учитель, работающий по данной программе, имеет право корректировать тематическое планирование: изменять последовательность уроков, сроки проведения контрольных, зачетных работ для предотвращения перегрузки учащихся в связи с уплотнением программы или появлением резерва времени, право в выборе в дополнительном объёме раскрытия вопроса, в выборе организационных форм обучения с учётом специфики обучения данного класса, учебно-материальной базы школы
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения |
Примечания |
|
Книгопечатная продукция |
||
Учебник
|
Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2-х ч. (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) - М., «Просвещение», 2012г.
|
|
Рабочие тетради
|
Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. (Сост. М. В. Бойкина, Л.А.Виноградская) – М., «Просвещение», 2014г.
|
|
Методические пособия
|
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф. Климановой («Школа России») 2 класс. –М. Вако. 2015г. |
|
Печатные пособия |
||
Таблицы
|
Портреты русских писателей Портреты зарубежных писателей |
|
|
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
|
|
Электронное сопровождение к учебнику |
электронное приложение к учебнику (диск CD-ROM) |
|
Технические средства обучения |
|
|
Персональный компьютер |
1 |
|
Экран |
1 |
|
Проектор |
1 |
|
Принтер |
1 |
|
Оборудование класса |
|
|
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. |
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
15 столов, 30 стульев |
|
Стол учительский с тумбой. |
1 |
|
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. |
3 |
|
Классная доска (магнитная) |
1 |
Приложение 1
Тексты для диагностики скорости чтения и усвоения
1 четверть
Прочитай текст, ответь на вопросы.
На даче
Каждый вечер вся наша семья усаживалась на крыльце. Мы тихо вели беседу. Иногда мама напевала чудную песенку. Постепенно становилось всё темнее и темнее. На небе появилась бледная луна, а затем и звёзды. Луна становилась всё ярче и ярче. Жёлтый свет спокойно лился на садовую дорожку.
Вдруг все замерли. На лунной дорожке появился гость, потом другой, третий. Первый был самый глупый, неопытный. Он быстро бежал к кошкиной миске с молоком. Скоро раздалось сладкое причмокивание. Большие ежи на минуту остановились и решили обойти стороной наше крыльцо. Так безопаснее. Мы были рады ночным гостям и с любовью наблюдали за их путешествием по дачному участку.
Было тихо, прохладно, но мило и спокойно. (109 слов)
Вопрос и задания:
1. Каким ты себе представляешь маленького ежонка? Используй слова из текста.
2. Придумай заголовок к первой части рассказа, ко второй части.
3. Вспомни случай из твоей жизни летом на даче, в деревне. Расскажи его кратко.
2 четверть
Прочитай текст, ответь на вопросы.
Новогодние блины
Однажды в канун Нового года зайчата Пушинка и Прыгун поджидали в гости свою тётушку.
Пушинка стала печь блины. Последний блин Пушинка легонько подкинула на сковородке, и он ловко прилепился к потолку.
В это время зазвонил колокольчик. На пороге стояла тётушка в новой шляпке. Эта шляпка была дивным сооружением с лентами и цветами.
Прыгун и Пушинка восхищались тётушкой: «Ах, тётушка! Ах, тётушка!»
Все пили душистый малиновый чай и беседовали о новостях в Волшебном Лесу. Вдруг часы пробили полночь. Холодный уже блинчик отклеился и нежно упал на шляпку тётушки. Зайчата не знали, что и предпринять!
По дороге к тётушкиному дому зайчата пытались снять блинчик, но безуспешно. Вдруг раздался шелест крыльев и весёлое чириканье. Птички в один миг растащили весь блин, и все с облегчением вздохнули. А тётушка была счастлива и спокойна: «Какой милый Новый год!». (135 слов) (По В.Сутееву)
Вопросы и задания:
1.Расскажите, как зайчата готовились отпраздновать Новый год.
2. Какая неожиданность чуть было не испортила праздник?
3. Как прошёл Новый год в семье зайчат? Какие слова служат этому подтверждением?
3 четверть
Прочитай текст, ответь на вопросы.
Малыш и Карлсон
Однажды Малыш сидел в своей комнате и грустно думал о том, какой он одинокий. Потому что у папы, например, была мама. И у мамы был папа. Даже брат с сестрой всегда гуляли вместе. Только у Малыша никого нет. Сколько раз он просил, чтобы ему купили собаку! И что же? Ровно столько раз ему отказывали. Не нужно объяснять, как одиноко человеку, когда у него нет собаки.
И вот в эту минуту Малыш увидел Карлсона. Сначала он растерялся. В воздухе перед ним висел человек, который летает без самолёта, просто сам по себе.
- Садитесь, пожалуйста, - испуганно сказал Малыш.
Человек сказал, что его зовут Карлсон, который живёт на крыше, и предложил:
- Давай побалуемся… И начал медленно облетать комнату. (120 слов) (А.Линдрен)
Вопросы и задания:
1. О чём говорится в первой части этой замечательной истории?
2. Что за друг появился у Малыша? Каким был этот смешной Карлсон?
3. Прочитай книгу целиком, и ты обязательно подружишься с её героями.
4. Вариант 2. Прочитай текст, ответь на вопрос, выполни задания.
4 четверть
Прочитай текст, ответь на вопросы.
Беляк
По лесу прошли лоси, нашумели, испугали зайчишку - беляка. Выскочил со своего лежбища трусливый зайка. Сел, слушает. Страшно ему, робкому. Много у него в лесу врагов: вдруг подкрадётся хитрая лисица, или схватит голодный волк, или спрыгнет с дерева и загрызёт быстрая рысь…
Всякого шума боится беляк. Скрипит дерево – кажется беляку, что идут злые волки. Прыгнет из-под ног лягушонок – тоже страшно зайчонку. Гугукнет ночью сова – у беляка душа в пятки.
Почти весь год в страхе живёт зайчишка – беляк. А всего страшнее ему в осенние прозрачные дни. Где ни ляжет, ни спрячется, его видно издалека: кругом всё жёлтое, золотое, а порточки у бедняги уже побелели. Ни ночью ни днём не спит робкий беляк.
Ждёт не дождётся, когда придёт зима, выпадет глубокий снег.
Зимою беляк весь белый, только кончики ушей чёрные.
Зароется он в снежный сугроб – никто его не увидит: ни хитрая лисица, ни волк, ни быстрая рысь. (143 слова) (И.Соколов – Микитов)
Вопросы и задания:
1. Расскажи о жизни зайчишки в лесу.
2. Почему рассказ называется «Беляк»?
3. Какое время года приносит зайцу – беляку покой и радость? Прочитай отрывок текста о спокойной жизни зайчишки.
1 четверть Тест 1. Устное народное творчество.
Вариант 1
А1. Определи жанр произведения.
У Сашки в кармашке шишки да шашки.
1) частушка 3) загадка
2) скороговорка 4) пословица
А2. Найдите пословицу о труде.
1) Близок локоть, да не укусишь.
2) Всяк паучок знай свой уголок.
3) Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.
4) Своя земля и в горсти мила.
А3. В какой сказке один из персонажей – лиса?
1) «Гуси-лебеди»
2) «Колобок»
3) «У страха глаза велики»
4) «Каша из топора»
В1. Найдите героя (героев) сказки «Теремок».
1) гуси-лебеди
2) Баба-яга
3) Курочка Ряба
4) мышка-норушка
В2. Кто помог девочке из сказки «Гуси-лебеди»?
1) мышка 3) собака
2) кошка 4) лягушка
С1. Какая из этих сказок не является народной?
1) «Два Мороза»
2) «Лиса и журавль»
3) «Петушок и бобовое зёрнышко»
4) «Сказка о рыбаке и рыбке
1 четверть Тест 1. Устное народное творчество.
Вариант 2
А1. Определи жанр произведения.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звёзды, месяц, луг, цветы…
Поводи пойди-ка ты !
1) считалка 3) колыбельная песня
2) загадка 4) небылица
А2. Найди пословицу о Родине.
1) Горька работа, да хлеб сладок.
2) Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
3) Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
4 Друг в беде – настоящий друг.
А3. В какой сказке среди персонажей есть волк?
1) «Гуси-лебеди» 3) «Каша из топора»
2) «Теремок» 4) «Лиса и журавль»
В1. Найдите героя сказки «Петушок и бобовое зернышко».
1) лиса 3) волк
2) курочка 4) медведь
В2. Кто помогал девочке в сказке «Гуси-лебеди»?
1) берёза 3) груша
2) яблоня 4) рябина
С1. Укажите сказку А.С. Пушкина.
1) «Каша из топора»
2) «Петушок и бобовое зернышко»
3) «Сказка о рыбаке и рыбке»
4) «Гуси-лебеди»
2 четверть Тест 2. О братьях наших меньших
Вариант 1.
А1. Кто автор стихотворения «Кошкин щенок»?
1) Б.Заходер 3) В.Берестов
2) И.Пивоварова 4) М.Богородицкая
А2. Убери лишний персонаж
1) старик 3) мыши
2) сова 4) лошадь
А3. Узнай название рассказа по опорным словам.
Скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь.
1) «Музыкант» 3) «Храбрый утёнок»
2) «Страшный рассказ» 4) «Ребята и утята»
А4. Как звали храброго утенка?
1) Сережа 3) Алёша
2) Миша 4) Тимоша
В1. Кто из перечисленных авторов – поэт?
1) Б.Житков 3) М.Пришвин
2) В.Бианки 4) В.Берестов
С1. К какому произведению подходит пословица?
Ты пожалей – и тебя пожалеют.
1) «Ребята и утята»
2) «Храбрый утёнок»
3) «Страшный рассказ»
4) «Кошкин щенок»
2 четверть Тест 2. О братьях наших меньших
Вариант 2.
А1. Кто автор стихотворения «Жила – была собака»?
1) И.Пивоварова 3) В.Берестов
2) Б.Заходер 4) А.Шибаев
А2. Убери лишний персонаж
1) Алёша 3) кошка
2) стрекоза 4) утята
А3. Узнай название рассказа по опорным словам.
Старик, мыши, клевер, корова.
1) «Страшный рассказ» 3) «Ребята и утята»
2) «Храбрый утёнок» 4) «Сова»
А4. Кто напугал детей в «Страшном рассказе»?
1) ворона 3) собака
2) ёжик 4) кошка
В1. Какие произведения писали Б.Житков, Е.Чарушин, М.Пришвин, В Бианки?
1) стихи 3) рассказы
2) басни 4) поэмы
С1. Кто из писателей считает, что врачебное правило «Не навреди!» годится для всех, кто бывает в лесах и полях?
1) Е.Чарушин
2) В.Бианки
3) М.Пришвин
4) Н.Сладков
3 четверть Тест 3. Писатели - детям.
Вариант 1.
А1. Кто такой К.Чуковский?
1) композитор 3) художник
2) учёный 4) писатель
А2. Какое стихотворение написала не А.Барто?
1) «Мы не заметили жука» 3) «Мой щенок»
2) «Вовка – добрая душа» 4) «В школу»
А3. Кто такой прусак?
1) чёрный паук 3) черный таракан
2) большой паук 4) рыжий таракан
А4. Как зовут мальчика, который «просыпался ночью десять раз»?
1) Петя 3) Саша
2) Вовка 4) Сергей
В1. Какое стихотворение учит преодолевать страх?
1) «Мой щенок» 3) «Сила воли»
2) «Мой секрет» 4) «Кот и лодыри»
В1. Какому времени года радуются все в стихотворении «Верёвочка»?
1) зиме 3) лету
2) весне 4) осени
С1. Каким не был Вовка из стихотворения А.Барто?
1) добрым 3) неунывающим
2) приветливым 4) надоедливым
3 четверть Тест 3. Писатели - детям.
Вариант 2.
А1. Кто такой Н.Носов?
1) писатель 3) художник
2) композитор 4) поэт
А2. Кто написал стихотворения «Путаница» и «Радость»?
1) С.Маршак 3) А.Барто
2) К.Чуковский 4) С.Михалков
А3. Как называется устройство с сеткой для просеивания сыпучих материалов?
1) сито 3) корыто
2) кочерга 4) кадушка
А4. Какое отчество было у Федоры?
1) Ивановна 3) Егоровна
2) Семёновна 4) Степановна
В1. Какому стихотворению соответствует пословица?
Заботливый дело ищет, а ленивый от дела рыщет.
1) «Сила воли» 3) «Кот и лодыри»
2) «Путаница» 4) «Федорино горе»
В1. Подбери синоним к слову «лодырь»
1) хулиган 3) весельчак
2) болтун 4) лентяй
С1. Закончи пословицу. Без учения, без труда и жизнь…
1) будет весела 3) не годна никуда
2) будет плоха 4) песни распевает
4 четверть Тест 4 Литература зарубежных стран. Сказки.
Вариант 1.
А1. Кто написал сказку «Мафин и паук»?
1) Ш.Перро 3) Э.Хогарт
2) Г.Х.Андерсен 4) братья Гримм
А2. Укажи название сказки Г.Х.Андерсена.
1) «Красная Шапочка» 3) «Кот в сапогах»
2) «Принцесса на горошине» 4) «Мафин и паук»
А3. Кто такой Освальд?
1) страус 3) паук
2) ослик 4) пингвин
В1. Кто появился на месте страшного паука?
1) маленькая принцесса
2) крохотная принцесса
3) крохотная фея
4) прелестная волшебница
С1. Из какого произведения эти строки?
Наряд оказался и впору и к лицу, а так как маркиз и без того был малый хоть куда – красивый и статный, то, приодевшись, он, конечно, стал ещё лучше…
1) «Кот в сапогах» 3) «Мафин и паук»
2) «Принцесса на горошине» 4) «Красная Шапочка»
4 четверть Тест 4 Литература зарубежных стран. Сказки.
Вариант 2.
А1. Кто написал сказку «Принцесса на горошине»?
1) Ш.Перро 3) Г.Х.Андерсен
2) Э.Хогарт 4) братья Гримм
А2. Укажи название сказки Э.Хогарт.
1) «Кот в сапогах» 3) «Принцесса на горошине»
2) «Красная Шапочка» 4) «Мафин и паук»
А3. Кто такой Мафин?
1) жираф 3) щенок
2) пингвин 4) ослик
В1. Что произошло с прелестной крохотной феей?
1) она превратилась в красивый цветок
2) она улетела в Волшебную Страну Фей
3) она улетела в соседний сад
4) она превратилась в прелестную бабочку
С1. Из какого произведения эти строки?
В яме, откуда люди брали песок, чтобы посыпать дорожки, возились два неразлучных друга: страус Освальд и червячок Вилли.
1) «Мафин и паук» 3) «Красная Шапочка»
2) «Принцесса на горошине» 4) «Кот в сапогах»
Приложение 2
Нормы оценивания по литературному чтению
Нормы отметки техники чтения
|
1 класс
|
2 класс |
3 класс |
4 класс |
1 полугодие
|
25-30 слов |
«5» - 46-50 слов «4» - 40-45 слов «3» - 25-39 слов «2» - меньше 25 слов |
«5» - 76-80 слов «4» - 60-75 слов «3» - 45-59 слов «2» - меньше 45 слов |
«5» - 91-95 слов «4» - 85-90 слов «3» - 79-84 слов «2» - меньше70 слов |
2 полугодие |
40 слов
|
«5» - 60 слов «4» - 55-59 слов «3» - 40-54 слов «2» - меньше 40 слов |
«5» - 90 слов «4» - 75-89 слов «3» - 60-74 слов «2» - меньше 60 слов |
«5» - 110 слов «4» - 105-109 слов «3» - 90-104 слов «2» - меньше 90 слов |
Нормы отметки теста
Исправления, сделанные ребенком, ошибкой не считаются.
«5» - верно выполнено 100 % заданий
«4» - верно выполнено 75 – 99 % заданий
«3» - верно выполнено 50 – 74 % заданий
«2» - менее 50 % выполненных заданий
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.