РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
2 класс ( 1 час в неделю ) базовый уровень
2016 – 2017 учебный год
Составила:
Мартынова Ольга Васильевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №10
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке во 2 классах составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы начального общего образования по музыке, с учетом авторской программы по музыке: «Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Предмет музыка во 2 классе начальной школы имеет целью формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
· совершенствование умений и навыков хорового пения;
· накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое пение; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Тематическое планирование составлено на основе программы «Музыка. Начальные классы». Календарно – тематического планирования представлено с учетом примерного тематического планирования уроков музыки в начальной школе в учебных часах по годам обучения.
Программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство второклассников с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами адыгов и составляет 15% учебного времени.
Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы
II класс
• развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;
• понимание содержания музыки простейших жанров (песня, танец, марш), а так же более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров в опоре на ее интонационно-образный смысл;
• накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
• включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
• накопление сведений из области музыкальной грамот знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 2 класса
обучающиеся должны уметь:
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во час. |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки
|
Дата |
||
Ученик научится / Ученик получит возможность научиться |
сформированность УУД |
план |
факт |
||||
Раздел программы : Россия – Родина моя ( 3 ч. )
|
|||||||
1. |
Мелодия. |
1 |
Жанры музыки (песня, танец, марш); выразительность и изобразительность, слушание, вокализация темы, интонационно - образный анализ.
|
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
|
Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений ( словарь эмоций ). Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках. Воплощать художественно – образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др. Л-1, Л-4, Л-13, Л-22, Р-7, Р-13, П-11, П-16, К-1, К-2, К-11, К-20, Ч1-9, Ч2-7, Г-1 – Г-4, Н-2 - Н-4, П-2, П-5,Э-1 – Э-7. Исполнять Гимн России. Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства. Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности. Л-1, Л-3, Л-6, Л-13, Л-22, Р-7, П-11, К-1, К-11, К-20, Ч2-7, Г-1 – Г-4, Н-2 - Н-4, П-2, П-5,Э-1 – Э-7. |
05.09 |
|
2. |
Здравствуй, Родина моя! НРК. Музыкальные образы родного края. |
1 |
Понятия «мелодия-аккомпанемент», «запев-припев» Определение динамики как средства развития музыки.
|
13.09 |
|
||
3. |
Гимн России. |
1 |
Знакомство с символами России – Флаг, Герб, Гимн. Закрепление понятий: мелодия и аккомпанемент (сопровождение), запев и припев. |
19.09 |
|
||
Раздел программы : День, полный событий ( 6 ч )
|
|||||||
4. |
Музыкальные инструменты (фортепиано) |
1 |
Знакомство с терминами «форте» и «пиано». Тембровые характеристики «фортепиано». |
Ученик научится:
· сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
· воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Ученик получит возможность научиться:
|
Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Определять жизненную основу музыкальных произведений.
Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально – творческой деятельности.
Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью композитора.
Л-1, Л-5, Л-11, Л-13, Л-22, Р-7, Р-15, П-11, П-17, К-1, К-11, К-20, Ч2-7, Г-1 – Г-4, Н-2 - Н-4, П-2, П-5,Э-1 – Э-7.
|
26.09 |
|
5. |
Природа и музыка. Прогулка. |
1 |
Знакомство с нотной грамотой Определение регистра Средства музыкальной выразительности - интонация, мелодия, ритм, динамика, темп, регистр. |
03.10 |
|
||
6. |
Танцы, танцы…(русские и адыгейские танцы) |
1 |
Песенность, танцевальность, маршевость.
|
10.10 |
|
||
7. |
Эти разные марши. Звучащие картины. |
1 |
Характерные особенности маршевости: интонация шага, ритм марша. |
17.10 |
|
||
8. |
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. |
1 |
Понятие музыкальной фразы Характерные интонации колыбельных песен. |
24.10 |
|
||
9. |
Обобщающий урок 1 четверти. |
1 |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. |
07.11 |
|
||
Раздел программы: « О России петь – что стремиться в храм » ( 5 ч )
|
|||||||
10. |
Великий колокольный звон. |
1 |
Тембры колоколов. Названия колокольных звонов. |
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
|
Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.
Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы. Л-1, Л-2, Л-13, Л-22, Р-7, П-11, К-1, К-11, К-20, Ч2-7, Ч3-1, Г-1 – Г-4, Н-2 - Н-4, П-2, П-5, Э-1 – |
14.11 |
|
11. |
Звучащие картины. |
1 |
Знакомство с понятием музыкального пейзажа |
21.11 |
|
||
12. |
Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский |
1 |
Определение жанра кантаты. Рассказ об Александре Невском. |
28.11 |
|
||
13. |
Молитва. |
1 |
Определение народных песнопений Рассказ о жизни Сергия Радонежского. |
Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.
Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.
Л-1, Л-2, Л-13, Л-22, Р-7, П-11, К-1, К-11, К-20, Ч2-7, Ч3-1, Г-1 – Г-4, Н-2 - Н-4, П-2, П-5, Э-1 – |
05.12 |
|
|
14. |
С Рождеством Христовым!
|
1 |
Интонационно - образный анализ пьес Чайковского. Определение плана развития динамики в этой пьесе: тихо – усиливая – громко – затихая – тихо. Рождество |
12.12 |
|
||
15. |
Обобщающий урок 2 четверти. |
1 |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. |
19.12 |
|
||
Раздел программы: Гори, гори ясно, чтобы не погасло ! (4 ч )
|
|||||||
16. |
Русские и адыгейские народные инструменты
|
1. |
Тембры русских музыкальных инструментов.
|
Ученик научится: · общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Ученик получит возможность научиться:
· использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
· владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов. |
Разыграть народные игровые песни, песни – диалоги, песни – хороводы. Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек. Л-1, Л-2, Л-13, Л-22, Р-7, П-1, П-11, П-17, К-1, К-11, К-20, Ч2-7, Г-1 – Г-4, Н-2 - Н-4, П-2, П-5,Э-1 – Э-7. Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни и т.д. Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов. Выявлять особенности традиционных праздников народов России. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности. Л-1, Л-13, Л-22, Р-7, П-11, К-1, К-11, К-20, Ч2-7, Г-1 – Г-4, Н-2 - Н-4, П-2, П-5,Э-1 – Э-7. |
26.12 |
|
17. |
Плясовые наигрыши. Разыграй песню.
|
1. |
Фольклор. Пляска. Русские народные песни. Хоровод. Песня – игра. Песня – диалог. |
16.01 |
|
||
18. |
Музыка в народном стиле. Сочини песенку.
|
1. |
Определение формы вариаций. Наигрыш. Вариация. Мотив. Выразительность. |
23.01 |
|
||
19. |
Проводы зимы. Встреча весны…
НРК. Вороний праздник. |
1. |
Определение песни - диалога. Напев, наигрыш. Песни - заклички.
|
30.01 |
|
||
Раздел программы: В музыкальном театре ( 5 ч )
|
|||||||
20. |
Детский музыкальный театр. Опера |
1 |
Музыкальный диалог. Определения оперы, хора, солистов.
|
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
|
Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов. Л-2, Л-13, Л-22, Р-7, П-11, П-16, К-1, К-6, К-11, К-15, К-20, Ч2-7, Г-1 – Г-4, Н-2 - Н-4, П-2, П-5,Э-1 – Э-7. Участвовать в ролевых играх (дирижер) , в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Выявлять особенности развития образов. Л-1, Л-13, Л-22, Р-7, П-11, К-1, К-11, К-20, Ч2-7, Г-1 – Г-4, Н-2 - Н-4, П-2, П-5,Э-1 – Э-7. Оценивать собственную музыкально – творческую деятельность. |
06.02 |
|
21. |
Балет. |
1 |
Определение балета, балерина, танцор. |
13.02 |
|
||
22. |
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. |
1 |
Симфонический оркестр, дирижер Пластический этюд. Дирижер. Дирижерские жесты. |
20.02 |
|
||
23. |
Опера «Руслан и Людмила» Сцены из оперы. |
1 |
Первое действие. Солист. Хор. Контраст. Сцена из оперы. |
27.02 |
|
||
24. |
Увертюра. Финал. |
1 |
Композитор. Опера. Увертюра, финал.
|
06.03 |
|
||
Раздел программы: В концертном зале ( 5 ч )
|
|||||||
25. |
Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». |
1 |
Определение тембра. Тембровые характеристики. |
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
|
Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др. Л-2, Л-4, Л-10, Л-13, Л-22, Р-1, Р-7, П-11, К-1, К-11, К-20, Ч2-7, Г-1 – Г-4, Н-2 - Н-4, П-2, П-5,Э-1 – Э-7. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов ( пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных праздниках. Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. Л-3, Л-13, Л-22, Р-7, П-11, П-16, К-1, К-11, К-20, Ч2-7, Г-1 – Г-4, Н-2 - Н-4, П-2, П-5,Э-1 – Э-7. |
13.03 |
|
26. |
Обобщающий урок 3 четверти. |
1 |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. |
20.03 |
|
||
27. |
Картинки с выставки. Музыкальное впечатление |
1 |
Сравнение по принципу “сходства и различия” музыкальных образов и средств выразительности. |
03.04 |
|
||
28. |
«Звучит нестареющий Моцарт». |
1 |
Жанр симфонии. Форма рондо. Симфоническая партитура. |
10.04 |
|
||
29. |
Симфония № 40. Увертюра |
1 |
Симфоническая партитура. Контраст. |
17.04 |
|
||
Раздел программы : Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… ( 6 ч )
|
|||||||
30. |
Волшебный цветик - семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах. |
1 |
Музыкальная речь.
Органная музыка.
Менуэт. Оркестр. |
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
|
Понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя.
Анализировать художественно – образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
Оценивать собственную музыкально – творческую деятельность и деятельность одноклассников.
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Л-1, Л-9, Л-10, Л-13, Л-22, Р-7, Р-13, П-11, К-1, К-11, К-20, Ч2-7, Г-1 – Г-4, Н-2 - Н-4, П-2, П-5,Э-1 – Э-7.
Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства.
Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных |
24.04 |
|
31. |
Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. |
1 |
Выразительность. Изобразительность. Темп. Контраст. Скороговорка. Песня. Танец. Марш. |
08.05 |
|
||
32. |
Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. |
1 |
Лад. Рисунок. Цвет. Мелодия. Мажор. Минор. Тембр. Краска. Лад. Выразительность. Сопоставление. |
15.05 |
|
||
33. |
Мир композитора(П.Чайковский, С.Прокофьев). |
1 |
Определение стиля композитора.
|
22.05 |
|
||
34. |
Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок. |
1 |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Урок – концерт. |
29.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.