Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".
Оценка 4.6

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русская литература
4 кл
01.04.2017
Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".
Данный материал содержит рабочую программу по литературному чтению для 4-го класса. "Школа 2100". Программа разработана с учётом личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. Имеется календарно-тематическое планирование, график контрольных и проверочных работ по предмету. Указано необходимое материально-техническое обеспечение .
Рабочая программа по литературному чтению.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30» городского округа Балашиха Адрес: 143909, Московская область, г.Балашиха мкр. Авиаторов, ул. Летная, д.7. Московской области Телефоны: 8(498)500­40­07, 8(498)500­40­06 e­mail: [email protected], сайт:http://balschool30.ru Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение»               (2016­2017 уч. год) 4 класс «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Школа № 30» ___________ /С. А. Кузьмина/ Приказ от __________ 2016 г. №____ Составлена на основе авторской программы    по  литературному чтению    Р.Н. Бунеева,  Е.В. Бунеевой   УМК  «Школа 2100».  Учитель: Тимачёва О.А. (учитель высшей категории)  г. Балашиха 2016­2017 уч. год I Пояснительная записка                Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Литературное чтение» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой (Образовательная система «Школа 2100»).            Данная учебная программа реализуется на основе следующих документов: ­ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009).  ­ Приказ Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26.11.2009 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования № 373 от 06.10.2009».  ­ Основная образовательная программа МБОУ «Школа № 30» 2016 – 2017 учебный год. ­ Школьный учебный план  МБОУ «Школа № 30»  2016 – 2017 учебный год. Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются   в   начальных   классах,   где   идет   интенсивное   обучение   различным   видам   речевой   деятельности   –   чтению   и   письму,   говорению   и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.  Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как в средстве познания мира и самопознания.   Это человек, владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий  книги и умеющий их выбирать. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач: 1) формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; 2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно­этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса; 3) развитие устной и письменной речи ( в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; 4) приобщение детей к литературе как к искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, ­ через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико­литературными понятиями.            В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом русского языка: II. Общая характеристика учебного предмета 1) овладение   функциональной   грамотностью  на   уровне  предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации); 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи. Линии, специфические для курса «Литературное чтение»: 4) определение и объяснение своего эмоционально­оценочного отношения к прочитанному; 5) приобщение к литературе как искусству слова; 6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.    В 4­м классе дети получают целостное представление об истории русской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно исторического и общечеловеческого. В 4­м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.                          Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых   состоит   в   том,   что   на   этих   уроках   дети   работают   не   с   учебником­хрестоматией,   а   с   детской   книгой.   Главная   особенность   системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают  «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т. д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное   дело   учителя.   В   конце   каждого   учебника   приводится   примерный   список   книг   для   самостоятельного   чтения,   которые   можно использовать на уроках внеклассного чтения.                Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые  в  учебники, а  также  небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.              На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.             Технология включает в себя три этапа работы с текстом. I этап. Работа с текстом до чтения. 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста,   выделение   его   героев   по   названию   произведения,   имени   автора,   ключевым   словам,   предшествующей   тексту   иллюстрации   с   опорой   на читательский опыт. 2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. II этап. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение­слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с   особенностями   текста,   возрастными   и   индивидуальными   возможностями   учащихся.   Выявление   первичного   восприятия   (с   помощью   беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. 2. Перечитывание текста.  Медленное  «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. III этап. Работа с текстом после чтения. 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3.   Работа   с   заглавием,   иллюстрациями.   Обсуждение   смысла   заглавия.   Обращение   учащихся   к   готовым   иллюстрациям.   Соотнесение   видения художника с читательским представлением. 4. Творческие задания, опирающиеся на какую­либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). III. Описание места учебного предмета в учебном плане               В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается  1 по 4 класс.  Общий объём учебного времени в 4­м классе составляет 105 часов: из расчёта 3 часа в неделю (35 учебных недель).   IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета         Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.          Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.          Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.          Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно­популярных произведений литературы.            Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.          Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.            Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально­позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.       Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль   в   развитии   трудолюбия   ребёнка   играет   его   учебная   деятельность.   В   процессе   её   организации   средствами   учебного   предмета   у   ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.              Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.            Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.                 Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.                     V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета  Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества: – эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; – эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; – чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; – понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; – интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; – наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; – ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; – этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. Метапредметными результатами   изучения   курса «Литературное чтение»   является   формирование   универсальных   учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: – вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно­следственные связи; – строить рассуждения. Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;  – владеть монологической и диалогической формами речи; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы. Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений: – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; – осознанно, правильно, выразительно читать вслух; – самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; – самостоятельно находить ключевые слова; –   самостоятельно   осваивать   незнакомый   текст   (чтение   про   себя,   задавание   вопросов   автору   по   ходу   чтения,   прогнозирование   ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); – формулировать основную мысль текста; – составлять простой и сложный план текста; – писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой; – аргументировано высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции; – понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма; – иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других; – самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); – относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы; – относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам; – видеть языковые средства, использованные автором. VI. Содержание учебного предмета 4­й класс –105 ч (3 часа в неделю.) 1. Круг детского чтения.       Вводный урок (1 ч)        Произведения современной детской литературы разных жанров (7 ч). Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.        У истоков русской детской литературы (17 ч). Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.        Детская литература XIX в. (30 ч). Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова­внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.         Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.            Детская литература XX в. (48 ч).   Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920­х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930­х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. Романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).               Детская литература 1930–1950­х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.          Детская литература 1960–1990­х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса­сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.       Резерв (2 ч) 2. Техника чтения На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения: 1) способ чтения ­ чтение целыми словами; 2)  правильность чтения ­ чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения; 3)  скорость чтения ­ установка на нормальный для читающего темп беглости,  позволяющий ему осознать текст; 4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.  Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя. 4­й класс Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. 3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности Развитие умений:  ­ самостоятельно осмысливать заглавие произведения; ­ самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации; ­   проводить   «диалог   с   автором»   в   процессе   чтения   текста   (этапы:   самостоятельное   формулирование   вопросов   по   ходу   чтения   текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль); ­ самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного; ­ устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно; ­ находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему. 4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения. Продолжение работы над образами литературных героев. Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы. Наблюдение над языком художественных произведений.  Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному. 5. Литературоведческая пропедевтика На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями. Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы. Пролог и эпилог в художественном произведении. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары). Басня, ее особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл). Баллада – рассказ в стихах. Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести. Юмор и сатира в произведениях детской литературы. 6. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи Обучение: ­ подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения; ­ составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала; ­   творческим   устным   рассказам   от   имени   одного   из   героев   с   изменением   лица   рассказчика,   с   продолжением,   с   включением   элементов авторского описания. Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык,сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок., рассказов, стихотворений.                                                                                                   ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ  Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение» • овладение функциональной грамотностью; •овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста; • овладение приемами и навыками различных видов устной и  письменной речи • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;  • самостоятельно находить ключевые слова;  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя,  задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов,  самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); •вычитывать разные уровни текстовой информации: фактуальной,  подтекстовой, концептуальной;  • формулировать основную мысль текста;  • составлять простой и сложный план текста;  • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной  • определение своего  эмоционально­оценочного  отношения к прочитанному,  развитие умения объяснять это  отношение 4 класс • аргументировано высказывать  своё отношение к героям,  понимать и определять свои  эмоции; • понимать и формулировать свое  отношение к авторской манере  письма; • иметь собственные  читательские приоритеты,  уважительно относиться к  предпочтениям других • приобщение к литературе как  искусству слова; • приобретение и первичная  систематизация знаний о литературе  • самостоятельно давать  характеристику героя (портрет, черты  характера и поступки, речь, отношение  автора к герою; собственное отношение  к герою);  • относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в.,  XIX  в.,  XX  в.,  XXI  в.); соотносить автора,  его  произведения  со   временем их   создания;   с   тематикой   детской литературы;   •  относить произведения к жанру басни, подготовкой. фантастической повести по определенным признакам;   использованные автором  видеть   языковые   средства, • График контрольных работ по литературному чтению. № 1 2 3 4 5 Тема контрольной рабты Входная контрольная работа. Проверка техники чтения.  Контрольная работа за полугодие. Проверка читательских  умений. Контрольная работа по разделу «XX век. Новые встречи со  старыми друзьями»  Контрольная   работа.   умений. Н. Носов «Федина задача». Итоговая контрольная работа. Проверка техники чтения.   Проверка   развития   читательских Дата 07.09 19.12 22.03 21.04 26.05 VII. Календарно­тематическое планирование по литературному чтению на 2016 – 2017 уч. г.  4 класс № п/п 1 Дата Тема урока Планируемые результаты Пла н 05.09 Фак т 05.09 Вводный урок.   Знакомство с  учебником «В  океане света».  «Пролог». Предметные Метапредметные Личностные ориентироваться в учебнике;  называть и  показывать  элементы  учебной книги  (обложка,  титульный лист,  иллюстрации,  форзац) Регулятивные: – самостоятельно  формулировать  тему и цели урока;  Коммуникативн ые: высказывать и  обосновывать свою точку зрения;  – слушать и  слышать других,  пытаться  Принимать  внутреннюю  позицию  школьника на  уровне  положительного  отношения к  урокам чтения. Характеристика деятельности уч­ся Материально ­техн.  оснащение Характеризовать книгу:  анализировать обложку, титульный     лист,      иллюстрации, оглавление. принимать иную  точку зрения, быть  готовым  корректировать  свою точку зрения;  Раздел 1. Любимые книги (7 ч) 2 07.09 07.09 Г. Сапгир «Сегодня,  завтра и вчера».  Знакомство с  героями  путешествий. 3 09.09 09.09 Начало удивительных событий.  Е. Велтистов  «Приключения  Электроника», глава I, части 1и 2.   4 12.09 5 14.09 12.09 Что может  Электроник? Е. Велтистов  «Приключения Электроника», глава I, часть 3. 14.09 Наука как  искусство. ­ читать вслух  осознанно,  правильно,  выразительно,  используя  интонацию,  соответствующи й темп и тон  речи;  ­ самостоятельно читать про себя  незнакомый  текст, делить  текст на части,  составлять  простой план;  ­ самостоятельно формулировать  главную мысль  текста; ­ соотносить  главную мысль с  содержанием  произведения; Познавательные: ­ вычитывать все  виды текстовой  информации:  фактуальную,  подтекстовую,  концептуальную; ­ извлекать  информацию,  представленную в  разных формах; ­ пользоваться  разными видами  чтения: изучающим, просмотровым,  ознакомительным; ­ перерабатывать и  преобразовывать  информацию; ­ строить суждения; Регулятивные: –самостоятельно  формулировать  Чувствовать  красоту художе­ ственного слова. Испытывать  интерес к чтению, к ведению диалога с  автором текста;  потребность в  чтении. Знакомство с  произведениями  современной  отечественной  литературы, доступными  для восприятия  младшими школьниками.  Герои произведения. Различение жанров  произведений. Проявлять  заинтересованность в приобретении и  расширении знаний и способов  действий.  Сотрудничать со  взрослыми и  сверстниками в  различных  социальных  ситуациях, не  создавать  конфликтов и  находить выходы  Выразительное чтение,  использование интонаций, соответствующих смыслу  текста.  Воспринимать на слух  художественные  произведения разных  жанров в исполнении  учителя, учащихся,  мастеров слова; отвечать  на вопросы по  содержанию, оценивать 6 16.09 7 19.09 8 21.09 Е. Велтистов  «Приключения Электроника», глава I, часть 4.  16.09 Е. Велтистов  «Приключения Электроника»  Сходство и различие сказочной и фантастической  повести. Смешные   стихи   о серьёзных вещах. Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада». 19.09   21.09 Обобщение  по  разделу «Любимые  книги».Проверочна я  работа.  из спорных  ситуаций.  Стремиться к  совершенствовани ю собственной  речи;  ориентироваться в  нравственном  содержании и  смысле поступков.  Самостоятельно  делать выбор,  какое мнение  принять в  предложенных  ситуациях,  опираясь на общие  для всех простые  правила поведения. свои эмоциональные  реакции. Воспринимать на слух  задание (учебный текст),  определять алгоритм  выполнения, оценивать  ход и результат  выполнения. Характеризовать   прослушанное  художественное  произведение: его жанр,  сюжет; описывать героев.  Читать про себя:  понимать текст,  проводить словарную  работу по ходу чтения,  выделять в тексте  логические части,  отвечать на вопросы. ­  характеризовать  особенности  произведения:   определять  жанр; передавать последова­ тельность  развития сюжета, описывать  героев; ­   отвечать   на вопросы   по содержанию произведения; – относить  произведения к  жанру   фантастической  повести по  определённым  признакам;  тему и цели урока; ­ составлять план  решения учебной  проблемы  совместно с  учителем; – работать по  плану, сверяет свои действия с целью,  корректировать  свою деятельность;  Коммуникативн ые: ­ адекватно  использовать  речевые средства  для решения  коммуникативных  задач; ­ высказывать и  обосновывать свою  точку зрения; ­ слушать и  слышать других,  пытаться  принимать иную  точку зрения. 9 23.09 Введение в раздел.   Летопись и  летописцы. А.  –   воспринимать на слух тексты в исполнении Познавательные: ­ вычитывать все  Проявлять  заинтересованность в приобретении и  Понимание содержания  произведения: события,  их последовательность.  Раздел 2. У  истоков русской детской литературы (17ч) 10 26.09 11 28.09 12 13 30.09 03.10 14 05.10 15 07.10 Пушкин «Борис  Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская  «В   монастырской келье узкой…»    Летописи. «Повесть  временных лет».  «Расселение  славян».  Славяне   и   их просветители.  «Изобретение  славянской азбуки». «Похвала книгам»  Ярослава Мудрого.  Почему не стареют  наказы Владимира  Мономаха? «Поучение»  Владимира  Мономаха  детям. Д. Герасимов «О  поселянине и медведице».  Путешествие 1. XVII век. Чудов  монастырь. Справщик  Савватий  – первый  детский поэт. учителя, учащихся; – осознанно,  правильно,  выразительно  читать вслух; –  самостоятельно  прогнозировать  содержание  текста до  чтения; –  самостоятельно  находить  ключевые слова; –  самостоятельно  осваивать  незнакомый  текст (чтение  про себя,  задавание  вопросов автору  по ходу чтения,  прогнозирование ответов,  самоконтроль;  словарная работа по ходу чтения); – формулировать основную   мысль текста; – составлять  простой и  сложный план  виды текстовой  информации:  фактуальную,  подтекстовую,  концептуальную; ­ пользоваться  разными видами  чтения: изучающим, просмотровым,  ознакомительным; Регулятивные: – самостоятельно  формулировать  тему и цели урока; ­ составлять план  решения учебной  проблемы  совместно с  учителем; – работать по  плану, сверяет свои действия с целью,  корректировать  свою деятельность; Коммуникативн ые: ­ оформлять свои  мысли в устной и  письменной форме  с учётом речевой  ситуации; Выразительное чтение,  использование интонаций, соответствующих смыслу  текста. Постановка  вопросов и ответы по  содержанию  прочитанного. Осознанное чтение,  правильное чтение,  выразительное чтение.  Участие в диалоге при  обсуждении прочитанного произведения. Устное  сочинение  повествовательного  характера. Вести  диалог  с  автором по ходу  чтения   текста:   видеть прямые и скрытые  авторские вопросы,  прогнозировать ответы,  проверять себя по тексту. Формулировать        главную мысль (выбирать  из предложенных  формулировок и само­ стоятельно). расширении знаний и способов  действий.  Чувствовать  красоту художе­ ственного слова.  Принимать  внутреннюю  позицию  школьника на  уровне  положительного  отношения к  урокам чтения.  Испытывать  интерес к чтению, к ведению диалога с  автором текста;  потребность в  чтении.  Сотрудничать со  взрослыми и  сверстниками в  различных  социальных  ситуациях, не  создавать  конфликтов и  находить выходы  из спорных  ситуаций. 16 10.10 17 12.10 18 14.10 19 17.10 20 19.10 21 21.10 текста;  Стихи Симеона  Полоцкого и  Кариона Истомина. Обобщение по  разделу «Древнерусская  литература  XI – XVII в.в.». Проверочная  работа.  Путешествие 2. Конец XVIII века.  Усадьба Аксаковых.  «Детские годы  Багрова – внука»,   глава 1. Традиция семейного  чтения.  С. Аксаков  «Детские годы   Багрова – внука»,   главы 2 – 3. «Жизнь и  приключения  Андрея Болотова».  Автобиографическа я книга и мемуары. Нравоучительные  статьи Н.И.  Новикова из  журнала «Детское ­ читать вслух  осознанно,  правильно,  выразительно,  используя  интонацию,  соответствующи й темп и тон  речи;  – формулировать основную мысль  текста; – писать  сочинение на  материале  прочитанного с  предварительной подготовкой; аргументировано высказывать свое отношение к  прочитанному, к  героям,  понимать и  определять свои  эмоции; – понимать и  формулировать  свое отношение  ­ высказывать и  обосновывать свою  точку зрения;  ­ договариваться и  приходить к  общему решению в  совместной  деятельности; Познавательные: ­ вычитывать все  виды текстовой  информации:  фактуальную,  подтекстовую,  концептуальную; ­ пользоваться  разными видами  чтения: изучающим, просмотровым,  ознакомительным; ­ устанавливать  причинно­ следственные связи; ­ строить суждения; Регулятивные: – самостоятельно  формулировать  Самостоятельно  делать выбор,  какое мнение  принять в  предложенных  ситуациях,  опираясь на общие  для всех простые  правила поведения. Проявлять  заинтересованность в приобретении и  расширении знаний и способов  действий.  Чувствовать  красоту художе­ ственного слова.  Принимать  внутреннюю  позицию  школьника на  уровне  положительного  отношения к  урокам чтения.  Испытывать  интерес к чтению, к ведению диалога с  Конструировать устное  монологическое  высказывание: формулировать главную мысль, отбирать  материал, логично и  последовательно строить  текст, отбирать выра­ зительные средства языка. Читать вслух осознанно, правильно, выразительно,  интонировать,  использовать паузы,  нужный темп и тон речи.  Объяснять    выбор     автором заглавия, его  смысл; выбирать  заголовок   произведения  из предложенных.  Вести  диалог  с   автором  по ходу  чтения   текста:   видеть прямые и  скрытые авторские  вопросы, прогнозировать  ответы, проверять себя по тексту. 22 24.10 23 26.10 24 28.10 25 09.11 чтение для сердца и  разума». Р/р. Сочинение в  стиле  нравоучительной  статьи.  Образ «идеального  ребёнка» в детских  стихах А. Шишкова, в  рассказе «Можно  исправиться, когда  твёрдо того  захочешь». Обобщение. Зарождение, становление   развитие детской литературы   в   XI   – XVIII веках. Проверочная  работа. Внеклассное  чтение. Писатели о  себе  (автобиографически е книги).  и к авторской  манере письма; –  самостоятельно  давать  характеристику; – относить  прочитанное  произведение к  определённому  периоду (XVII  в., XVIII в);  соотносить  автора, его  произведения со  временем их  создания; с  тематикой  детской  литературы;  – видеть  языковые  средства,  использованные  автором. Пересказывать текст  подробно и выборочно.  Высказывать и  аргументировать своё  отношение к прочи­ танному. Определять тему  будущего письменного  высказывания, тип текста  (описание или рас­ суждение),  соответствующие  языковые средства.  Писать сочинение о  личных впечатлениях  после предварительной  подготовки. Читать про себя:  понимать текст,  проводить словарную  работу по ходу чтения,  выделять в тексте  логические части,  отвечать на вопросы. автором текста;  потребность в  чтении.  Сотрудничать со  взрослыми и  сверстниками в  различных  социальных  ситуациях, не  создавать  конфликтов и  находить выходы  из спорных  ситуаций.  Принимать и  осваивать  социальную роль  обучающегося,  осознавать  личностный смысл  учения.  Самостоятельно  делать выбор,  какое мнение  принять в  предложенных  ситуациях,  опираясь на общие  для всех простые  правила поведения тему и цели урока; ­ составлять план  решения учебной  проблемы  совместно с  учителем; – работать по  плану, сверяет свои действия с целью,  корректировать  свою деятельность; ­ в диалоге с  учителем  вырабатывать  критерии оценки и  определять степень  успешности своей  работы и работы  других; Коммуникативн ые: ­ владеть  монологической и  диалогической  речью; ­ высказывать и  обосновывать свою  точку зрения; ­ слушать и  слышать других.  Раздел 3. XIX век.  Путешествие продолжается…  (30 ч + 1 ч резерв) 26 11.11 27 14.11 28 16.11 29 18.11 30 21.11 31 23.11 Путешествие 3. Москва начала XIX  века. Интересны ли  детям басни? И.Крылов «Слон и  Моська». Характерные  особенности жанра  басни. И.А. Крылов. Басни «Квартет»,  «Свинья под  дубом».  Обобщение. Басни  И.А. Крылова.  – относить  произведения к  жанру басни по  определенным  признакам; –  самостоятельно  давать  характеристику  героя (портрет,  черты характера  и поступки,  речь) Путешествие 4. 1828 год. Первая  русская  литературная   сказка.  А.Погорельский  «Чёрная курица…». Нелёгкий   путь   в подземное царство. А. Погорельский  «Чёрная курица…»   (части 2,3). Встреча с   подземными   жителями.  А. Погорельский  «Чёрная курица…»  ­ самостоятельно формулировать  главную мысль  текста; ­ соотносить  главную мысль с  содержанием  произведения; ­  характеризовать  особенности  произведения:   определять  жанр; передавать последова­ тельность  развития сюжета, описывать  героев; Познавательные: ­вычитывать все  виды текстовой  информации:  фактуальную,  подтекстовую,  концептуальную; Регулятивные: – самостоятельно  формулировать  тему и цели урока; Коммуникативн ые: ­ задавать вопросы; Познавательные: ­ вычитывать все  виды текстовой  информации:  фактуальную,  подтекстовую,  концептуальную; ­ пользоваться  разными видами  чтения: изучающим, просмотровым,  ознакомительным; Регулятивные: – самостоятельно  формулировать  тему и цели урока; Коммуникативн ые: Чувствовать  красоту художе­ ственного слова.  Испытывать  интерес к чтению, к ведению диалога с  автором текста;  потребность в  чтении. Испытывать интерес  к чтению, к ведению  диалога с автором  текста; Воспринимать на слух  художественное  произведение в  исполнении учителя,  учащихся, мастеров  слова. Инсценировать текст  (чтение по ролям,  драматизация).  Создавать (устно)  рассказ­характеристику  героя, устное описание. Стремиться к  совершенствовани ю собственной  речи;  ориентироваться в  нравственном  содержании и  смысле поступков.  Самостоятельно  делать выбор,  какое мнение  принять в  предложенных  ситуациях,  опираясь на общие  для всех простые  правила поведения. Чувствовать красоту  художественного слова.  Принимать внутреннюю  позицию школьника на  уровне положительного  отношения к урокам  чтения.  Испытывать интерес к  чтению, к ведению  диалога с автором текста; потребность в чтении.  Сотрудничать со  взрослыми и  сверстниками в  различных социальных  ситуациях. Характеризовать 32 25.11 33 28.11 34 30.11 35 02.12 36 05.12 37 07.12 (части 4­5).  Главный герой  сказки. А. Погорельский  «Чёрная курица…»  (часть 6). Путешествие 5. Лето 1831 года. Как  писать для детей? А.С.Пушкин  «Сказка о царе  Салтане…».  Знакомство с  героями сказки  (части 1­3).   Сказочное   и реальное в   тексте   сказки. Первая встреча Гвидона с отцом. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»  (части 4­6). Первое чудо и  вторая встреча с  отцом.  Мир Салтана и мир Гвидона. А.С.  Пушкин «Сказка о  царе Салтане…»  (части 7­9). Царь   Салтан   и   князь Гвидон.   А.С.Пушкин «Сказка   о   царе ­ отвечать на  вопросы по  содержанию  художественного произведения; ­ воспринимать  на слух текст в  исполнении  учителя,  учащихся;  ­ читать вслух  осознанно, пра­ вильно,  выразительно; ­ самостоятельно прогнозировать  содержание  текста по  заглавию,  фамилии автора,  иллюстрации,  ключевым  словам; ­ самостоятельно читать про себя  незнакомый  текст, проводить словарную  работу; ­ оформлять свои  мысли в устной и  письменной форме  с учётом речевой  ситуации; ­ высказывать и  обосновывать свою  точку зрения;  Познавательные: ­пользоваться  разными видами  чтения: изучающим, просмотровым,  ознакомительным; ­ перерабатывать и  преобразовывать  информацию; ­ устанавливать  причинно­ следственные связи; ­ строить суждения; Регулятивные: –самостоятельно  формулировать  тему и цели урока; ­ составлять план  решения учебной  проблемы  совместно с  учителем; Испытывать интерес  к чтению, к ведению  диалога с автором  текста; потребность  в чтении. Чувствовать  красоту художе­ ственного слова.  Принимать  внутреннюю  позицию  школьника на  уровне  положительного  отношения к  урокам чтения. Испытывать  интерес к чтению, к ведению диалога с  автором текста;  потребность в  чтении. Стремиться к  совершенствовани ю собственной  речи;  ориентироваться в  нравственном  содержании и  смысле поступков. особенности  прослушанного  произведения: определять жанр; передавать  последовательность  развития сюжета,  описывать героев.  Воспринимать на слух  художественное  произведение в  исполнении учителя,  учащихся, мастеров  слова; отвечать на  вопросы по содержанию,  оценивать свои  эмоциональные реакции, с помощью учителя или  самостоятельно  формулировать главную  мысль художественного  произведения. Читать вслух осознанно, правильно, выразительно,  интонировать,  использовать паузы,  нужный темп и тон речи.  Декламировать  стихотворение. Вести  диалог  с  автором по ходу  чтения   текста: 38 09.12 39 12.12 40 14.12 41 16.12 42 19.12 Салтане…» (ч. 10­15). В   чём   главный   смысл сказки? А.С. Пушкин «Сказка о царе  Салтане…». Внеклассное  чтение. А.С.  Пушкин «Сказка о  попе и о работнике  его Балде». Сказка В.А.  Жуковского  «Спящая царевна».  ­ делить текст на части,  составлять  простой план; ­ самостоятельно формулировать  главную мысль  текста; ­ составлять  рассказ­ характеристику  героя; ­ высказывать и  аргументировать своё отношение  к прочитанному; В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в  обработке В. Даля),  «Кузовок» (игра). Контрольная  работа за  полугодие.  Проверка  читательских  умений. ­ самостоятельно формулировать  главную мысль  текста; ­ соотносить  главную мысль с  содержанием  произведения; ­  характеризовать  особенности  произведения:   – работать по  плану, сверяет свои действия с целью,  корректировать  свою деятельность; ­ в диалоге с  учителем  вырабатывать  критерии оценки и  определять степень  успешности своей  работы;  Коммуникативн ые: ­ оформлять свои  мысли в устной и  письменной форме  с учётом речевой  ситуации; Познавательные: ­ вычитывать все  виды текстовой  информации:  фактуальную,  подтекстовую,  концептуальную; Регулятивные: – самостоятельно  формулировать  тему и цели урока; видеть прямые и скрытые  авторские вопросы. Выделять   ключевые    слова текста (фрагмента). Проявлять  заинтересованность в  приобретении и  расширении знаний и  способов действий. Самостоятельно  делать выбор,  какое мнение  принять в  предложенных  ситуациях,  опираясь на общие  для всех простые  правила поведения. Сотрудничать со  взрослыми и  сверстниками в  различных  социальных  ситуациях. Проявлять  заинтересованность в приобретении и  расширении знаний и способов  действий.  Чувствовать  красоту художе­ ственного слова.  Принимать  внутреннюю  позицию  Объяснять    выбор     автором заглавия, его  смысл; выбирать  заголовок   произведения  из предложенных.  Вести  диалог  с   автором  по ходу  чтения   текста:   видеть прямые и  скрытые авторские  вопросы, прогнозировать  ответы, проверять себя по 43 21.12 44 23.12 45 26.12 Как   надо   писать   для детей? А. Ишимова  «Славяне». Проверочная  работа к разделу  « XIX век.   Путешествие  продолжается…»  (Путешествия 3­5). определять  жанр; передавать последова­ тельность  развития сюжета, описывать  героев; Путешествие 6. Мир природы  приходит на  страницы книг.  С.Аксаков «Детские годы Багрова–  внука». Коммуникативн ые: ­ оформлять свои  мысли в устной и  письменной форме  с учётом речевой  ситуации; ­ высказывать и  обосновывать свою  точку зрения;   Познавательные: ­вычитывать все  виды текстовой  информации:  фактуальную,  подтекстовую,  концептуальную; Регулятивные: – самостоятельно  формулировать  тему и цели урока; ­ в диалоге с  учителем  вырабатывать  критерии оценки и  определять степень  успешности своей  работы;  Коммуникативн школьника на  уровне  положительного  отношения к  урокам чтения. тексту.   Пересказывать текст  подробно, сжато  и  выборочно.  Чувствовать  красоту художе­ ственного слова.  Принимать  внутреннюю  позицию  школьника на  уровне  положительного  отношения к  урокам чтения.  Читать вслух осознанно, правильно, выразительно,  интонировать,  использовать паузы,  нужный темп и тон речи.  Объяснять    выбор     автором заглавия, его  смысл; выбирать  заголовок   произведения  из предложенных. Испытывать  интерес к чтению, к ведению диалога с  автором текста;  потребность в  чтении.   Стремиться к  совершенствовани Вести  диалог  с  автором по ходу  чтения   текста:   видеть прямые и скрытые  авторские вопросы,  прогнозировать ответы,  проверять себя по тексту. Формулировать        главную мысль (выбирать  – воспринимать  на слух тексты в  исполнении  учителя,  учащихся; –самостоятельно прогнозировать  содержание  текста до  чтения; –  самостоятельно  находить  ключевые слова; –  самостоятельно  осваивать  незнакомый  текст (чтение  про себя,  задавание  вопросов  46 28.12 Картины природы в  книге С. Аксакова  «Детские годы 47 30.12 48 13.01 49 16.01 50 18.01 51 20.01 ю собственной  речи;  ориентироваться в  нравственном  содержании и  смысле поступков. из предложенных  формулировок и само­ стоятельно). Декламировать  стихотворение. Багрова ­ внука». Поэты XIX века о  природе. Стихи  А.Толстого,  А. Плещеева, А.  Майкова и  Ф.Тютчева Картины русской  природы в  стихотворении  Н.А.Некрасова   «Дедушка Мазай и  зайцы».   автору);  – осознанно,  правильно,  выразительно  читать вслух; ­ делить текст на части,  составлять  простой план; ­ самостоятельно формулировать  главную мысль  текста; ые: ­ задавать вопросы; ­ высказывать и  обосновывать свою  точку зрения;  ­ слушать и  слышать других,  пытаться  принимать иную  точку зрения, быть  готовым  корректировать  свою точку зрения;  Путешествие 7. Школа в Ясной  Поляне.  Л.Н.Толстой. Сказка «Два брата». Непростые простые  тексты. Л.Н. Толстой  «Какая бывает роса на траве», «Как ходят  деревья». Учебная книга  К.Д.Ушинского  «Детский мир и  хрестоматия»  («Столица и    губернский город»).  ­ самостоятельно читать про себя  незнакомый  текст, делить  текст на части,  составлять  простой план;  ­ самостоятельно формулировать  главную мысль  текста; ­ соотносить  главную мысль с  содержанием  произведения; Познавательные: ­пользоваться  разными видами  чтения: изучающим, просмотровым,  ознакомительным; ­ перерабатывать и  преобразовывать  информацию; ­ устанавливать  причинно­ следственные связи; ­ строить суждения; Регулятивные: –самостоятельно  Испытывать  интерес к чтению, к ведению диалога с  автором текста;  потребность в  чтении.  Ориентироваться в  нравственном  содержании и  смысле поступков.  Самостоятельно  делать выбор,  какое мнение  принять в  предложенных  ситуациях,  Воспринимать на слух  художественное  произведение в  исполнении учителя,  учащихся, мастеров  слова; отвечать на  вопросы по содержанию,  оценивать свои  эмоциональные реакции, с помощью учителя  формулировать главную  мысль. Характеризовать  особенности  прослушанного  произведения: определять жанр. 52 23.01 53 25.01 54 27.01 55 30.01 56 01.02 Первое   знакомство   с Родиной. К.Ушинский «Деревня и уездный город»,  «Просёлочная  дорога». Р/Р  Сочинение­ подражание  Ушинскому. К.Д. Ушинский  «Жалобы зайки». Непонятная болезнь. А. Куприн «Слон»  (части 1­3). Можно ли  выполнить желание  Нади?  А. Куприн  «Слон» (части 4­6). Обобщение и  проверочная  работа к разделу «  XIX век.   Путешествие  продолжается…»  (Путешествия 4­7). аргументировано высказывать свое отношение к  прочитанному, к  героям,  понимать и  определять свои  эмоции; – понимать и  формулировать  свое отношение  к авторской  манере письма; – иметь  собственные  читательские  приоритеты; – относить  прочитанное  произведение к  определённому  периоду;  соотносить  автора, его  произведения со  временем их  создания   формулировать  тему и цели урока;  ­ составлять план  решения учебной  проблемы  совместно с  учителем; – работать по  плану, сверяет свои действия с целью,  корректировать  свою деятельность; ­ в диалоге с  учителем  вырабатывать  критерии оценки и  определять степень  успешности своей  работы и работы  других; Коммуникативн ые: ­ владеть  монологической и  диалогической  речью; ­ высказывать и  обосновывать свою  точку зрения; Проявлять  заинтересованность в приобретении и  расширении знаний и способов  действий.  Чувствовать  красоту художе­ ственного слова.  Принимать  внутреннюю  позицию  школьника на  уровне  положительного  отношения к  урокам чтения. Самостоятельно  делать выбор,  какое мнение  принять в  предложенных  ситуациях,  опираясь на общие  для всех простые  правила поведения передавать  последовательность  развития сюжета,  описывать героев. Сравнивать свои ответы  с ответами других  учащихся, оценивать свои и  чужие высказывания. Читать вслух осознанно, правильно, выразительно,  интонировать,  использовать паузы,  нужный темп и тон речи.  Декламировать  стихотворение, отрывки  прозы.  Читать про себя:  понимать текст,  проводить словарную  работу по ходу чтения,  выделять в тексте  логические части,  отвечать на вопросы. Раздел 4. Век XX. Новые встречи со старыми друзьями  (48 ч + 1 резерв)  57 03.02 Путешествие 8 (в …  библиотеку). – воспринимать  на слух тексты в  Познавательные: ­ вычитывать все  Испытывать  интерес к чтению, к Осознанное чтение доступных   по   объему   и Загадка Лидии  Чарской. Л.Чарская «Записки  маленькой гимназистки» (главы 1, 4). Первый   день   Лены   в гимназии. Л. Чарская   «Записки маленькой гимназистки» (гл. 8) Друзья   и   враги   Лены Икониной. Л.   Чарская   «Записки маленькой  гимназистки» (главы 10, 11). Внеклассное  чтение. Мир  детства на страницах русской классики  XIX­XX века. Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак. Настоящий капитан. Б. Житков  «Николай Исаич  Пушкин». исполнении  учащихся; –самостоятельно прогнозировать  содержание; виды текстовой  информации:  фактуальную,  подтекстовую,  концептуальную; ­ самостоятельно формулировать  главную мысль  текста; ­ соотносить  главную мысль с  содержанием  произведения; ­  характеризовать  особенности  произведения:   определять  жанр; передавать последова­ тельность  развития сюжета, описывать  героев;  ­ прогнозировать содержание раздела;  ­выразительно  читать  стихотворные  произведения. ­ вести диалог с  автором по ходу  Регулятивные: – самостоятельно  формулировать  тему и цели урока; ­ составлять план  решения учебной  проблемы  совместно с  учителем; Коммуникативн ые: ­ оформлять свои  мысли в устной и  письменной форме  с учётом речевой  ситуации; ­ высказывать и  обосновывать свою  точку зрения; Познавательные: ­ устанавливать  причинно­ следственные связи; ­ строить суждения; Регулятивные: –самостоятельно  формулировать  ведению диалога с  автором текста;  потребность в  чтении. Стремиться к  совершенствовани ю собственной  речи;  ориентироваться в  нравственном  содержании и  смысле поступков.  Самостоятельно  делать выбор,  какое мнение  принять в  предложенных  ситуациях,  опираясь на общие  для всех простые  правила поведения. жанру произведений.  Участие в диалоге при  обсуждении  прослушанного  (прочитанного)  произведения.  Понимание содержания  литературного  произведения: тема,  главная мысль (идея),  события, их  последовательность.  Герои произведения.   Иллюстрация в книге и ее роль в понимании  произведения. Пересказ  текста. Построение  небольшого  монологического  высказывания о  произведении (героях,  событиях); устное  изложение по плану. Испытывать  интерес к чтению, к ведению диалога с  автором текста;  потребность в  чтении.  Ориентироваться в  нравственном  содержании и  Воспринимать на слух  художественное  произведение в  исполнении учителя,  учащихся, мастеров  слова; отвечать на  вопросы по содержанию,  оценивать свои  эмоциональные реакции, с 58 06.02 59 08.02 60 10.02 61 13.02 62 15.02 63 17.02 64 20.02 65 22.02 66 24.02 67 27.02 68 01.03 69 03.03 70 06.03 чтения текста:  видеть прямые и  скрытые  авторские  вопросы,  прогнозировать  ответы; Гимназисты   Корнея Чуковского. К. Чуковский  «Телефон». «Обэриуты». Стихи  Д. Хармса. Стихи  Ю. Владимирова и А. Введенского. Путешествие 10. «Вокруг Маршака».  С. Сивоконь «Везите всё как есть, почитаем». Живой   мир   и   мир вечного покоя. Е.Шварц «Два  брата» (главы 1­4). Спасение Младшего­ победа живого мира. Е.Шварц «Два  брата» (главы 5­8). Мудрость сказки Е.Шварца «Два  брата» (обобщение). Превращение Пиноккио Буратино. Б. Галанов «Книжка  про книжку» (отрывок), «Пишу на ту же тему в   ­ прогнозировать содержание раздела;  ­выразительно  читать  стихотворные  произведения; ­ вести диалог с  автором по ходу  чтения текста:  видеть прямые и  скрытые  авторские  вопросы,  прогнозировать  ответы,  проверять себя  по тексту; ­ самостоятельно прогнозировать  содержание  текста по  заглавию,  тему и цели урока; ­ составлять план  решения учебной  проблемы; Коммуникативн ые: ­ оформлять свои  мысли в устной и  письменной форме  с учётом речевой  ситуации; Познавательные: ­ пользоваться   разными видами  чтения: изучающим, просмотровым,  ознакомительным; ­ извлекать  информацию,  представленную в  разных формах; ­ перерабатывать и  преобразовывать  информацию Регулятивные: – самостоятельно  формулировать  тему и цели урока; ­ составлять план  решения учебной  проблемы  смысле поступков.  Самостоятельно  делать выбор,  какое мнение  принять в  предложенных  ситуациях помощью учителя  формулировать главную  мысль. Читать вслух осознанно, правильно, выразительно,  интонировать,  использовать паузы,  нужный темп и тон речи.  Проявлять  заинтересованность в приобретении и  расширении знаний и способов  действий.  Чувствовать  красоту художе­ ственного слова.  Принимать  внутреннюю  позицию  школьника на  уровне  положительного  отношения к  урокам чтения.  Испытывать  интерес к чтению, к ведению диалога с  автором текста;  потребность в  чтении.  Читать про себя:  понимать текст,  проводить словарную  работу по ходу чтения,  выделять в тексте  логические части,  отвечать на вопросы. Характеризовать текст:  предполагать содержание  по заглавию, фамилии  автора, иллюстрации,  группе ключевых слов;  определять тему,  вычитывать текстовую  информацию:  фактуальную,  подтекстовую и  концептуальную (главную мысль). Вести  диалог  с  автором 71 10.03 72 13.03 73 15.03 74 17.03 75 20.03 76 22.03 по – своему». Рассказ о сказке и  детских фантазиях.  А.Толстой «Фофка». Удалось ли А.Н.  Толстому  «превратиться» в  детского писателя? А.Толстой «Кот  сметанный рот». фамилии автора,  иллюстрации,  ключевым  словам; ­самостоятельно  читать про себя  незнакомый  текст, проводить словарную  работу; ­ делить текст на части,  составлять  простой план; Птицы с  «характерами». М.Пришвин  «Изобретатель». Так   кто   же   он   ­ Михаил Пришвин? Статья С.Я.Маршака «Сила жизни». С. Маршак ­ критик, поэт, переводчик, редактор. Контрольная  работа по разделу  «XX век. Новые  встречи со  старыми  друзьями»  ­ читать вслух  осознанно, пра­ вильно,  выразительно; ­ самостоятельно прогнозировать  содержание  текста по  заглавию,  фамилии автора,  иллюстрации,  ключевым  словам; ­ самостоятельно формулировать  главную мысль  совместно с  учителем; – работать по  плану, сверяет свои действия с целью,  корректировать  свою деятельность; Коммуникативн ые: ­ оформлять свои  мысли в устной и  письменной форме  с учётом речевой  ситуации; Познавательные: ­вычитывать все  виды текстовой  информации:  фактуальную,  подткстовую,  концептуальную; Регулятивные: –самостоятельно  формулировать  тему и цели урока; Коммуникативн ые: ­ высказывать и  обосновывать свою  точку зрения; Сотрудничать со  взрослыми и  сверстниками в  различных  социальных  ситуациях, не  создавать  конфликтов и  находить выходы  из спорных  ситуаций. по ходу  чтения   текста:   видеть прямые и скрытые  авторские вопросы,  прогнозировать ответы,  проверять себя по тексту. Составлять план текста. Выделять   ключевые    слова текста (фрагмента). Объяснять    выбор     автором заглавия, его  смысл; выбирать  заголовок   произведения  из предложенных.   Вести  диалог  с  автором по ходу  чтения   текста:   видеть прямые и скрытые  авторские вопросы,  прогнозировать ответы,  проверять себя по тексту. Составлять план текста. Стремиться к  совершенствовани ю собственной  речи;  ориентироваться в  нравственном  содержании и  смысле поступков.  Самостоятельно  делать выбор,  какое мнение  принять в  предложенных  ситуациях,  опираясь на общие  для всех простые  правила поведения. 77 24.03 78 79 03.04 05.04 80 07.04 81 10.04 82 12.04 Путешествие 11. 1928 год.  Литературный  утренник в  Сокольниках. В.  Маяковский  «История Власа –  лентяя и  лоботряса». А.Барто «Снегирь». Живая кукла  наследника Тутти. Ю. Олеша «Три  толстяка» (части 1,  2) Три   толстяка   и другие герои сказки. Ю. Олеша «Три  толстяка» (части 3­ 5) Практикум «Учусь  работать с научно­ популярным  текстом». Б. Галанов «Как  найти город Трёх Толстяков?». Путешествие 12. «Дорогие мои  мальчишки!»  Р. Фраерман.  текста; ­воспринимать  на слух текст в  исполнении  учителя,  учащихся;  ­ читать вслух  осознанно, пра­ вильно,  выразительно; ­ самостоятельно прогнозировать  содержание  текста по  заглавию,  фамилии автора,  иллюстрации,  ключевым  словам; ­ высказывать и  аргументировать своё отношение  к прочитанному; ­ относить  произведения к  жанрам рассказа, повести; пьесы  по определённым признакам; ­ различать в  Познавательные: ­вычитывать все  виды текстовой  информации:  фактуальную,  подтекстовую,  концептуальную; Регулятивные: –самостоятельно  формулировать  тему и цели урока; Коммуникативн ые: ­ оформлять свои  мысли в устной и  письменной форме  с учётом речевой  ситуации; Чувствовать  красоту  художественного  слова. Испытывать  интерес к чтению, к ведению диалога с  автором текста;  потребность в  чтении. Принимать  и осваивать  социальную роль  обучающегося.  Сотрудничать со  взрослыми и  сверстниками в  различных  социальных  ситуациях; Читать про себя:  понимать текст,  проводить словарную  работу по ходу чтения,  выделять в тексте  логические части,  отвечать на вопросы. Выделять   ключевые    слова текста (фрагмента). Формулировать        главную мысль (выбирать  из предложенных  формулировок и само­ стоятельно). Находить в тексте  материал для  характеристики героя.  Познавательные: ­пользоваться  разными видами  чтения: изучающим, просмотровым,  ознакомительным; ­ строить суждения; Регулятивные: –самостоятельно  Испытывать  интерес к чтению, к ведению диалога с  автором текста;  потребность в  чтении. Принимать  и осваивать  социальную роль  обучающегося.  Сотрудничать со  взрослыми и  Читать вслух осознанно, правильно, выразительно,  интонировать,  использовать паузы,  нужный темп и тон речи.   Объяснять    выбор     автором заглавия, его  смысл; выбирать  заголовок   произведения  из предложенных. 83 14.04 84 17.04 85 19.04 86 21.04 прозаическом  произведении  героев,  рассказчика и  автора; ­ видеть в  художественном  тексте  сравнения,  эпитеты,  олицетворения; ­ соотносить  автора, название  и героев  прочитанных  произведений; «Гайдар и дети».  «Этот чердак был  обитаем». А. Гайдар  «Тимур и его  команда» (части  1,2).  Игра или серьёзное  дело? А. Гайдар «Тимур и  его команда» (части  3,4).  Тимур и тимуровцы. А. Гайдар «Тимур и  его команда» (часть 5,  обобщение). Контрольная работа.     Проверка развития читательских умений. Н. Носов «Федина задача». ­ самостоятельно читать про себя  незнакомый  текст, делить  текст на части,  составлять  простой план; формулировать  тему и цели урока; ­ составлять план  решения учебной  проблемы  совместно с  учителем; Коммуникативн ые: ­ оформлять свои  мысли в устной и  письменной форме  с учётом речевой  ситуации; ­ договариваться и  приходить к  общему решению в  совместной  деятельности; ­ задавать вопросы;  Познавательные: ­пользоваться  разными видами  чтения: изучающим, просмотровым,  ознакомительным;   Вести  диалог  с  автором по ходу  чтения   текста:   видеть прямые и скрытые  авторские вопросы,  прогнозировать ответы,  проверять себя по тексту. Формулировать        главную мысль (выбирать  из предложенных  формулировок и само­ стоятельно). сверстниками в  различных  социальных  ситуациях, не  создавать  конфликтов и  находить выходы  из спорных  ситуаций.  Принимать и  осваивать  социальную роль  обучающегося,  осознавать  личностный смысл  учения.  Проявлять  заинтересованность в приобретении и  расширении знаний и способов  действий. Читать про себя:  понимать текст,  проводить словарную  работу по ходу чтения,  выделять в тексте  логические части,  отвечать на вопросы. 87 24.04 88 26.04 89 28.04 90 03.05 91 05.05 92 93 08.05 10.05 94 95 12.05 15.05 Юмористический рассказ на серьёзную тему. В. Драгунский «Что любит Мишка».  Стихи А. Барто.  Сатира или юмор? Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи  Б. Заходера,  Е. Благининой,  Ю. Коринца. Стихи И.Токмаковой  и  Г. Сапгира. Стихи  Э. Мошковской,  Э. Успенского. Стихи С. Чёрного,  В. Долиной. Миниатюры Г.  Цыферова.  Р\Р  Создание  собственных  миниатюр. Стихи Н. Матвеевой. Практикум «Учусь  читать лирический  ­  характеризовать  особенности  произведения:  ­ определять  жанр; передавать последова­ тельность  развития сюжета, описывать  героев;  ­воспринимать  на слух текст в  исполнении  учителя,  учащихся;  ­ читать вслух  осознанно, пра­ вильно,  выразительно; ­ самостоятельно прогнозировать  содержание  текста по  заглавию,  фамилии автора,  иллюстрации,  ключевым  словам; ­самостоятельно  читать про себя  незнакомый  Регулятивные: –самостоятельно  формулировать  тему и цели урока; Коммуникативн ые: ­ оформлять свои  мысли в устной и  письменной форме  с учётом речевой  ситуации; Познавательные: ­пользоваться  разными видами  чтения: изучающим, просмотровым,  ознакомительным; ­ строить суждения; Регулятивные: –самостоятельно  формулировать  тему и цели урока; ­ составлять план  решения учебной  проблемы  совместно с  учителем; Коммуникативн ые: ­ оформлять свои  мысли в устной и  письменной форме  Чувствовать  красоту художе­ ственного слова.  Принимать  внутреннюю  позицию  школьника на  уровне  положительного  отношения к  урокам чтения.  Испытывать  интерес к чтению, к ведению диалога с  автором текста;  потребность в  чтении. Принимать  и осваивать  социальную роль  обучающегося.  Сотрудничать со  взрослыми и  сверстниками в  различных  социальных  ситуациях, не  создавать  конфликтов и  находить выходы  из спорных  ситуаций. Стремиться к  совершенствовани ю собственной  речи. Пересказывать текст  подробно и выборочно.  Участвовать в диалоге в  соответствии с правилами речевого поведения. Высказывать и  аргументировать своё  отношение к  прочитанному. Читать вслух осознанно, правильно, выразительно,  интонировать,  использовать паузы,  нужный темп и тон речи.  Декламировать  стихотворение, отрывки  прозы.  Читать про себя:  понимать текст,  проводить словарную  работу по ходу чтения,  выделять в тексте  логические части,  отвечать на вопросы. Вести  диалог  с  автором по ходу  чтения   текста:   видеть прямые и скрытые  авторские вопросы,  прогнозировать ответы, 96 17.05 97 19.05 98 22.05 99 24.05 100 26.05 101 29.05 текст». Внеклассное  чтение. Любимые  стихи. Обобщение и проверочная  работа к разделу  «XX век. Новые  встречи со старыми  друзьями»  (Путешествия 11­ 14). Пьеса – сказка С.  Козлова «Снежный  цветок». Знакомство с героями (картины  1­5). Мудрая сказка для  малышей. Пьеса­сказка  С. Козлова «Снежный  цветок» (картины 6­8). Итоговая  контрольная работа. Проверка техники  чтения. Путешествие 15. Современные  детские писатели.  Интервью с К.  Драгунской.  К. Драгунская  текст, проводить словарную  работу; ­ воспринимать  на слух текст в  исполнении  учителя,  учащихся;  ­ читать вслух  осознанно, пра­ вильно,  выразительно; ­ различать  жанры  художественной  литературы; ­ относить  произведения к  жанрам рассказа, повести; пьесы  по определённым признакам; ­ описывать  героев  произведения,  определять  авторский  замысел и  отношение; ­ определять  тему, идею  с учётом речевой  ситуации; Познавательные: ­вычитывать все  виды текстовой  информации:  фактуальную,  подтекстовую,  концептуальную; ­ устанавливать  причинно­ следственные связи; ­ строить суждения; Регулятивные: ­ составлять план  решения учебной  проблемы  совместно с  учителем; – работать по  плану, сверяет свои действия с целью,  корректировать  свою деятельность; Коммуникативн ые: ­ владеть  монологической и  диалогической  речью; Чувствовать  красоту художе­ ственного слова.  Принимать  внутреннюю  позицию  школьника на  уровне  положительного  отношения к  урокам чтения.  Принимать и  осваивать  социальную роль  обучающегося,  осознавать  личностный смысл  учения.  Стремиться к  совершенствовани ю собственной  речи;  ориентироваться в  нравственном  содержании и  смысле поступков. Самостоятельно  делать выбор,  какое мнение  принять в  предложенных  проверять себя по тексту. Конструировать устное  монологическое  высказывание: формулировать главную мысль, отбирать  материал, логично и  последовательно строить  текст, отбирать выра­ зительные средства языка. Создавать (устно)  рассказ­характеристику  героя, устное описание. Инсценировать текст  (чтение по ролям,  драматизация).  Иллюстрировать текст.  Сравнивать свои ответы  с ответами других  учащихся, оценивать свои и чужие высказывания. Составлять план текста. Выделять   ключевые    слова текста (фрагмента). «Крайний случай». Обобщающий   урок. Берём   интервью   у детских писателей. Эпилог. Письмо  авторов учебника к  читателям. Резерв. произведения;  ­ объяснять  название произ­ ведения; ­ высказывать и  аргументировать своё отношение  к прочитанному; ­ высказывать и  обосновывать свою  точку зрения; ­ слушать и  слышать других; ­ договариваться и  приходить к  общему решению в  совместной  деятельности; ситуациях. Испытывать  интерес к чтению, к ведению диалога с  автором текста. Высказывать и  аргументировать своё  отношение к прочи­ танному. 102 31.05 103 ­ 105 Лист коррекции дат в календарно – тематическом планировании по курсу «Литературное чтение» на 2016­2017 уч.г.  4  ____класс Классный руководитель_______________________ Класс: ______ № Дата план. Дата факт. Изменения Причины VIII. Материально­техническое обеспечение учебного процесса.      Для реализации цели и задач обучения литературному чтению по данной программе используется УМК по литературному чтению   издательства «Баласс». 1. Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Литературное чтение. 4 класс («В океане света»): учебник: в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М.: Баласс, 2015.  (Образовательная система «Школа 2100»).         2. Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. Тетрадь по литературному чтению. 4 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О.В. Чиндилова  – М. :  Баласс, 2015 (Образовательная система «Школа 2100»).         3. Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова, М. А. Яковлева, Уроки литературного чтения в 4 классе : метод. рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева,  М. А. Яковлева, О. В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2015. (Образовательная система «Школа 2100»).  Наглядные пособия:        1. Репродукции картин русских художников.    2. Таблицы «Портреты писателей».      Технические средства обучения:  ­ DVD­плеер (видеомагнитофон), телевизор;  ­  компьютер, экран, СD­диски,  ­   интернет­ресурсы. «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ШМО ___________ /И.М. Ларченко/ Протокол №___от «___»______2016 г. «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ___________ /О.А.Самчук/ «____»_____________2016 г.

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. "Школа 2100".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017