Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России
Оценка 4.8

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Оценка 4.8
Документация
docx
чтение
4 кл
17.08.2018
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с Примерной программой («Сборник рабочих программ, Москва, «Просвещение»,2011 год), «Планируемыми результатами начального общего образования» и авторской программой авторов Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы»Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с Примерной программой («Сборник рабочих программ, Москва, «Просвещение»,2011 год), «Планируемыми результатами начального общего образования» и авторской программой авторов Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы»
рабочая программа по литературному чтению - копия.docx
Муниципальное   казенное общеобразовательное учреждение « Андринская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрено: Согласовано: На методическом Совете Зам. директора по УР Утверждаю: Директор Школы Протокол № 1 ___________ Грогуленко М.А. ____________  О.М. Федоренко От «28» «августа» 2017 г. «28» «августа» 2017 г. Приказ № 167­од   От   «29»   августа» 2017г.  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета    "Литературное чтение" для учащихся  4 класса с 1 сентября 2017 года по 1 сентября  2018 года Автор рабочей программы  Емельянова О.Ю.                                                                                      ФИО учителя Квалификационная категория    первая Составлена на основе авторской программы  Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова  Москва,  издательство «Просвещение» 2011 г. Программа для ОУ 1­4 классы.  рекомендованной МО РФ                                                         (название авторской (примерной) программы, гриф, издательство и год издания)   Учебник Литературное чтение. Учебник в 2 ч.,Л.Ф. Климанова. Москва, Просвещение, 2014,  рекомендовано МО РФ,.                                                      (название учебника, автор, гриф, издательство и год издания) Количество часов в неделю 3                                                              Количество часов в году    102 г.п. Андра 2017­ 2018 учебный год Содержание Название раздела Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Общая характеристика курса начального общего образования Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Место учебного предмета в учебном плане Учебно­тематический  план Планируемые результаты освоения учебного предмета Характеристика результатов формирования универсальных учебных  действий Формы деятельности обучающихся Учебно­методическое обеспечение дисциплины Материально – техническое обеспечение дисциплины Пояснительная записка Программа   разработана   на   основе   требований   Федерального   государственного образовательного   стандарта   начального   общего   образования,   в   соответствии   с   Примерной программой («Сборник рабочих программ, Москва, «Просвещение»,2011 год), «Планируемыми результатами   начального   общего   образования»   и   авторской   программой   авторов     Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой  «Литературное чтение. 1­4 классы», а также на основании:  Федерального   базисного   учебного   плана   и   примерных   учебных   планов     для общеобразовательных   учреждений   Российской   Федерации,   реализующих   программы общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных   планов   для   общеобразовательных   учреждений   Российской   Федерации, реализующих программы общего образования»;  Приказа Минобразования и науки РФ от 30.08.2010года № 889 «О внесении изменений в Федеральный   базисный   учебный   план   и   примерные   учебные   планы   для общеобразовательных   учреждений   Российской   Федерации,   реализующих   программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования и науки РФ от 09.03.2004 года  №  1312 «  Об  утверждении  Федерального  базисного  учебного  плана  и  примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»  Федерального   государственного   стандарта   начального   общего   образования   (Приказ Минобразования РФ от 06.10.2009 года № 363);  Приказа   МО   РФ   от   06.10.09г.   №   373   «Об   утверждении   и   введении   в     действие федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего   образования». Приказ Минобразования РФ от 22.12.2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;  Приказа   Минобразования   РФ   «Об   утверждении   федерального   перечня   учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы   общего   образования   и   имеющих   государственную   аккредитацию,   на   2012­2013 учебный год»;  Информационного   письма   «О   применении   в   период   введения   федеральных государственных   образовательных   стандартов   общего   образования   приказа   Департамента образования и науки Ханты­Мансийского автономного округа – Югры от 30.01.2007 №99 «Об утверждении   регионального   базисного   учебного   плана   и   примерных   учебных   планов   для образовательных   учреждений   Ханты­Мансийского   автономного   округа­Югры,   реализующих программы общего образования»» от 17.05.2011 № 3598/11   Требований  к  оснащению  образовательного  процесса  в   соответствии   с  содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.          Цели курса:  развитие художественно­творческих и познавательных способностей, эмоциональной  отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического      отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности,  умений  вести диалог, выразительно читать  и рассказывать, импровизировать;   овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым  умением в системе образования младших школьников; формирование читательского  кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,            потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного  опыта   младших школьников, формирование представлений о добре и  зле, справедливости и честности,  развитие  нравственных   чувств, уважения к культуре народов  многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание,  волю.         Задачи:  Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и  книге. Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка  (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во  многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате  освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение  осознанно читать тексты.  Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в  книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие  школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и  личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно  пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и  энциклопедиях.  Воспитание  эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной  литературе.  Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида  искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на  доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с  другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных  жанров, используемых художественных средств.  Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание  духовной сущности произведений. С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на  становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В  процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные  нравственно­этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа  положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной  окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного  эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни. Общая характеристика курса начального общего образования «Литературное   чтение»   как   систематический   курс   начинается   с   1 класса   сразу   после обучения грамоте. Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и   зарубежных   стран,   произведения   классиков   отечественной   и   зарубежной   литературы   и современных   писателей   России   и   других   стран   (художественные   и   научно­познавательные). Программа   включает   все   основные   литературные   жанры:   сказки,   стихи,   рассказы,   басни, драматические произведения. Учащиеся   работают   с   книгами,   учатся   выбирать   их   по   своим   интересам.   Новые   книги пополняют   знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально­нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность. Программа   предусматривает   знакомство   с   книгой   как   источником   различного   вида информации и формирование библиографических умений. Раздел  «Виды   речевой   и   читательской   деятельности»  включает   все   виды   речевой   и читательской   деятельности   (умение   читать,   слушать,   говорить   и   писать)   и   работу   с   разными видами   текстов.   Раздел   направлен   на   формирование   речевой   культуры   учащихся,   на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения. Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания   (чтения   целыми   словами);   далее   формируются   приёмы   интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают   рациональными   приёмами   чтения   и   понимания   прочитанного,   орфоэпическими   и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно   с   формированием   навыка   беглого,   осознанного   чтения   ведётся целенаправленная   работа   по   развитию   умения   постигать   смысл   прочитанного,   обобщать   и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения. Совершенствование устной речи (умения  слушать  и  говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника,   понимать   цели   речевого   высказывания,   задавать   вопросы   по   услышанному   или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями   национального   этикета   и   общения   людей   проводится   на   основе   литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с   опорой   на   авторский   текст,   на   предложенную   тему   или   проблему   для   обсуждения), целенаправленно   пополняется   активный   словарный   запас.   Учащиеся   осваивают   сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения. Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На   уроках   литературного   чтения   совершенствуется   представление   о   текстах   (описание, рассуждение,   повествование);   учащиеся   сравнивают   художественные,   деловые   (учебные)   и научно­познавательные   тексты,   учатся   соотносить   заглавие   с   содержанием   текста   (его   темой, главной   мыслью),   овладевают   такими   речевыми   умениями,   как   деление   текста   на   части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.  Программой   предусмотрена  литературоведческая   пропедевтика.   Учащиеся   получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать   изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом»,   сравнение,   олицетворение,   эпитет,   метафора,   ритмичность   и   музыкальность стихотворной речи).  При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно­познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства.   Слово   становится   объектом   внимания   читателя   и   осмысливается   как   средство создания словесно­художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства. Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность  художественного образа, адекватно воспринять героя произ­ ведения и сопереживать ему. Дети   осваивают   разные   виды   пересказов   художественного   текста:   подробный   (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей). На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно­нравственный смысл прочитанного произведения. Раздел  «Опыт   творческой  деятельности»  раскрывает   приёмы   и   способы   деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные   творческие   способности.   При   работе   с   художественным   текстом   (со   словом) используется   жизненный,   конкретно­чувственный   опыт   ребёнка   и   активизируются   образные представления,   возникающие   у   него   в   процессе   чтения,   развивается   умение   воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно­эстетического отношения к действительности.   Учащиеся   выбирают   произведения   (отрывки   из   них)   для   чтения   по   ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства. Виды речевой и читательской деятельности Умение слушать (аудирование) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных  текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по  содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание  цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно­ познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.      Чтение Чтение вслух.  Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно­речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами  вслух.  Темп   чтения,  позволяющий   осознать  текст.  Постепенное  увеличение   скорости чтения.   Соблюдение   орфоэпических   и   интонационных   норм   чтения.   Чтение   предложений   с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду   и   типу   текстов,   передача   их   с   помощью   интонирования.   Развитие   поэтического   слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение   про   себя.  Осознание   смысла   произведения   при   чтении   про   себя   (доступных   по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо­ рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно­популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное   определение   темы   и   главной   мысли   произведения   по   вопросам   и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз­ ными видами информации. Участие   в   коллективном   обсуждении:   умение   отвечать   на   вопросы,   выступать   по   теме, слушать   выступления   товарищей,   дополнять   ответы   по   ходу   беседы,   используя   текст. Привлечение справочных и иллюстративно­изобразительных материалов. Библиографическая культура Книга   как   особый   вид   искусства.   Книга   как   источник   необходимых   знаний.   Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная.   Элементы   книги:   содержание   или   оглавление,   титульный   лист,   аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно­иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга­произведение, книга­сборник, собрание сочинений,  периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный   выбор   книг   на   основе   рекомендательного   списка,   алфавитного   и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.  Работа с текстом художественного произведения Определение   особенностей   художественного   текста:   своеобразие   выразительных   средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно­эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений,   эпитетов),   последовательное   воспроизведение   эпизодов   с   использованием специфической   для   данного   произведения   лексики   (по   вопросам   учителя),   рассказ   по иллюстрациям, пересказ. Характеристика   героя   произведения   с   использованием   художественно­выразительных средств   данного   текста.   Нахождение   в   тексте   слов   и   выражений,   характеризующих   героя   и события.   Анализ   (с   помощью   учителя)   поступка   персонажа   и   его   мотивов.   Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение   разных   видов   пересказа   художественного   текста:   подробный,   выборочный   и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента,   выделение   опорных   или   ключевых   слов,   озаглавливание;   план   (в   виде   назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы­ ваний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный   выборочный   пересказ   по   заданному   фрагменту:   характеристика   героя произведения   (выбор   слов,   выражений   в   тексте,   позволяющих   составить   рассказ   о   герое), описание   места   действия   (выбор   слов,   выражений   в   тексте,   позволяющих   составить   данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие   наблюдательности   при   чтении   поэтических   текстов.   Развитие   умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий. Работа с научно­популярным, учебным и другими текстами Понимание   заглавия   произведения,   адекватное   соотношение   с   его   содержанием. Определение   особенностей   учебного   и   научно­популярного   текстов   (передача   информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно­ следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем.   Ключевые   или   опорные   слова.   Построение   алгоритма   деятельности   по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы,   отвечать   на   них   и   самостоятельно   задавать   вопросы   по   тексту;   внимательно   вы­ слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому   произведению   (художественному,   учебному,   научно­познавательному).   Умение проявлять   доброжелательность   к   собеседнику.   Доказательство   собственной   точки   зрения   с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме  или  в форме  ответа  на вопрос. Формирование грам­ матически   правильной   речи,   эмоциональной   выразительности   и   содержательности.   Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом   специфики   научно­популярного,   учебного   и   художественного   текстов.   Передача впечатлений   (из   повседневной   жизни,   художественного   произведения,   изобразительного искусства)   в   рассказе   (описание,   рассуждение,   повествование).   Самостоятельное   построение плана   собственного   высказывания.   Отбор   и   использование   выразительных   средств   (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Письмо (культура письменной речи) Нормы   письменной   речи:   соответствие   содержания   заголовку   (отражение   темы,   места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы,   антонимы,   сравнения)   в  мини­сочинениях  (повествование,  описание,  рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге. Круг детского чтения Знакомство с культурно­историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги   разных   видов:   художественная,   историческая,   приключенческая,   фантастическая, научно­популярная, справочно­энциклопедическая литература, детские периодические издания. Основные   темы   детского   чтения:   фольклор   разных   народов,   произведения   о   Родине, природе,   детях,   братьях   наших   меньших,   добре,   дружбе,   честности,   юмористические произведения. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение   в   тексте   художественного   произведения   (с   помощью   учителя)   средств выразительности:   синонимов,   антонимов,   эпитетов,   сравнений,   метафор   и   осмысление   их значения. Первоначальная   ориентировка   в   литературных   понятиях:   художественное   произведение, искусство   слова,   автор   (рассказчик),   сюжет   (последовательность   событий),   тема.   Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее   представление   об   особенностях   построения   разных   видов   рассказывания: повествования   (рассказ),   описания   (пейзаж,   портрет,   интерьер),   рассуждения   (монолог   героя, диалог героев). Сравнение   прозаической   и   стихотворной   речи   (узнавание,   различение),   выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение). Жанровое   разнообразие   произведений.   Малые   фольклорные   формы   (колыбельные   песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки   о   животных,   бытовые,   волшебные.   Художественные   особенности   сказок:   лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ,   стихотворение,   басня   —   общее   представление   о   жанре,   наблюдение   за особенностями построения и выразительными средствами. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с раз­ личными   способами   работы   с   деформированным   текстом   и   использование   их   (установление причинно­следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание   собственного   текста   на   основе   художественного   произведения   (текст   по   аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения  различать состояние природы в  различные времена  года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами­описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра –  направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы,  чести и достоинства  как   основа   современных   принципов   и   правил межличностных отношений. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека,   и   переживание   чувства   её   красоты,   гармонии,   совершенства.   Воспитание   любви   и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно­популярных произведений литературы. Ценность   красоты   и   гармонии   –  основа   эстетического   воспитания   через   приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность   истины   –  это   ценность   научного   познания   как   части   культуры   человечества, проникновения   в   суть   явлений,   понимания   закономерностей,   лежащих   в   основе   социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само ­познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.  Ценность   семьи.  Семья   –   первая   и   самая   значимая   для   развития   социальная   и образовательная   среда.   Содержание   литературного   образования   способствует   формированию эмоционально­позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются   организованность,   целеустремлённость,   ответственность,   самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность   гражданственности   –  осознание   себя   как   члена   общества,   народа,   страны, государства;  чувство  ответственности  за  настоящее   и  будущее   своей   страны.  Привитие  через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества.  Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью   мирового   сообщества,   для   существования   и   прогресса   которого   необходимы   мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур Место курса «Литературное чтение» в учебном плане Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448ч. В 4 классе 102 часа, 3 часа в неделю Рабочая   программа   сохраняет   основное   тематическое   количество   часов,   предложенное автором   Климановой Л.Ф.   102 часа, 3 часа в неделю. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Учебно ­ тематический план Тема Кол­во часов Вводный урок по курсу литературного чтения Былины. Летописи. Жития Чудесный мир классики Поэтическая тетрадь Литературные сказки Делу время – потехе час Страна детства Поэтическая тетрадь. Природа и мы Поэтическая тетрадь Родина Страна «Фантазия» Зарубежная литература Всего:     1 10 17 9 11 8 7 4 8 5 6 5 11                             102ч Планируемые результаты освоения предмета Программа  обеспечивает достижение  необходимых личностных,   метапредметных, предметных  результатов освоения курса, заложенных в ФГОС У обучающегося  продолжится формирование личностных результатов обучения: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;   формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и  самого себя; знакомство с культурно­историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. У обучающегося  продолжится формирование метапредметных результатов обучения: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации  художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою  точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;   формирование представлений о правилах поведения и нормах поведения, принятых в           обществе;  овладение основами коммуникативной деятельности, осознание на практическом уровне  значимости работы в группе и освоение правил групповой работы. У обучающегося  продолжится формирование предметных результатов обучения:  формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного  произведения; овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования  художественных, научно­познавательных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочной литературой; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях,  событиях), устно передавать содержание текста по плану; умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать  перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.           В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети  научатся:  осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения. Понимать цель обучения  (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и  суждений, аргументаций, иной информации); осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание  различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно­популярный,  учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на  вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать  вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно­популярному и  художественному тексту; оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема  (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной  теме или отвечая на вопрос; вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях обобщения, соблюдая правила  речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного  произведения;             работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его  многозначностью), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас; читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл  прочитанного; читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность  поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с  нравственными нормами; ориентироваться в специфике научно­популярного и учебного текста и использовать  полученную информацию в практической деятельности; использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать  причинно­следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текс на  части, озаглавливать их; составлять простой план; находить простые средства  выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определять отношение автора к  герою, событию; использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать  содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не  высказанные в тексе напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и  содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать  текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру,  язык; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно­ популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде  пересказа (полного или выборочного); коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст  или собственный опыт; ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от  авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в  библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на  литературное произведение по заданному образцу; самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту  словарями и справочной литературой. В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети  получат возможность научиться:  воспринимать художественную литературу как вид искусства; осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и  высказывать собственное суждение; осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в  зависимости от цели чтения; определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение; на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование –  создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание –  характеристика героя); писать отзыв о прочитанной книге; работать с тематическим каталогом; работать с детской периодикой.          В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети научатся:  читать по ролям литературное произведение; использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать  причинно­следственные связи, последовательность событий; дать характеристику героя;  составлять текст на основе плана); создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции  картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети получат  возможность научиться:  творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; способам написания изложения  В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети научатся:  сравнивать, сопоставлять делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два­три существенных признака; отличать прозаический текст от поэтического; распознавать особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)   В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети получат  возможность научиться:  сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд  литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста,  герой, автор) и средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение,  метафора); определять позиции героев и автора художественного текста; создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста,  используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).              В результате изучения литературного чтения ученик должен знать/понимать: наизусть не менее 15 стихотворений;  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация). уметь:         повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером  содержания; соблюдать паузы  и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого; определять тему и главную мысль произведения; воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в  учебнике; подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом; отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения,  подтверждающие устное высказывание; раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им; делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;       сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в  контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и  выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы; ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия  нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в  учебных книгах; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки  народные и литературные;  приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки). овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами  при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже  90  слов в минуту. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной  жизни для:     самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам; работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). Требования к уровню подготовки по литературному чтению к концу 4 класса В результате изучения литературного чтения учащиеся  должны:  Владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при теме громкого чтении не менее 90 слов в минуту. Должны уметь:      читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст (объем не более 1,5 с.); делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,  оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); создавать небольшой устный текст на заданную тему; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки  народные и литературные; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному  материалу; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).         Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для: самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);   самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на  электронных носителях). Характерные для учебного курса формы деятельности учащихся Фронтальная форма познавательной деятельности (одновременное выполнение общих заданий  всеми   учащимися класса для достижения общей познавательной задачи); микрогрупповая форма  (работа в парах), групповая форма (единая познавательная задача ставится перед     определённой  группой школьников); индивидуальная форма. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.   В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное  чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется  умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы  достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы  заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной  задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу,  используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на  развитие способности к самооценке и к самоконтролю. Для проверки освоения программы используются: тестовые, проверочные, контрольные работы,  тексты для проведения диагностики чтения, а также проверки уровня начитанности учащихся.  В  рабочую программу, как формы контроля усвоения изученного материала и развития  читательских умений,   вводятся по мере прохождения тем тестовые задания. На выполнение  тестовых заданий учащимся отводится часть урока. Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде  индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения  (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие  по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также  самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в  устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде  тестовых заданий,  построенных с учетом предмета чтения. Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки  подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель после чтения задает вопросы.        В рабочей программе запланировано проведение уроков с использованием Makbook. Внедрение  информационных технологий на разных этапах урока, в том числе и во внеурочной деятельности. Критерии сформированности навыка чтения четверсклассника: 1. 2. умение читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не  менее 90 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, пере дающие  3. характерные особенности героев; безошибочность чтения.     4. К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно­измерительных  материалов соответствует структуре ЕГЭ, что позволило начать подготовку к тестовым заданиям  уже со второго класса. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у  большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный  материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10­ 25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу отводится  весь урок. При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу: «3» ­ если сделано не менее 50% объёма работы; «4» ­ если сделано не менее 75% объёма работы; «5» ­ если работа не содержит ошибок. Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:        индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное); индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного; индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания,  интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости ­ в соответствии с характером текста); индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом; умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей; ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг; интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение  круга чтения. Способами оценивания результативности обучения чтению являются:            замер скорости чтения (в скрытой для детей форме); ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений; выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью  интонационных средств ­ мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и  эмоциональной окраски голоса); выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания; выполнение заданий по ориентировке в книгах; наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации,  воображаемой экранизации и т.п.); наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой  работы; наблюдения за читательской деятельностью учащихся; анализ читательского дневника; анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций; анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в  хрестоматии).   I четверть II четверть III четверть IV четверть 1­й класс 5­10 сл/м 11­15сл/м 16­24 сл/м 25­30 сл/м Норма слов по технике чтения 2­й класс 25­30 сл/м 31 ­40 сл/м 41­45 сл/м 46­50 сл/м   3­й класс 50­54 сл/м 55­60 сл/м 6 1­69 сл/м 70­75 сл/м 4­й класс 70­74 сл/м 75­80 сл/м 81­90 сл/м 91 ­95 сл/м Контрольная проверка навыка чтения проводится 1 раз в  четверть  у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям: ­         беглость, правильность, осознанность, выразительность. Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования. Оценка "4"ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований. Оценка "3"  ставится,   если  выполняется   норма   по   беглости,   но  не   выполнено   два других требования. Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три   требования   или   не   выполнена   норма   беглости,   а   остальные   требования выдержаны.   В   индивидуальном   порядке,   когда   учащийся   прочитал   правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.   Чтение наизусть Оценка "5"   ­  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.  Оценка "4"  ­ знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,   самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка "3" ­ читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка "2" ­ нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст. Выразительное чтение стихотворения Требования к выразительному чтению: 1.    Правильная постановка логического ударения; 2.    Соблюдение пауз; 3.    Правильный выбор темпа; 4.    Соблюдение нужной интонации; 5.    Безошибочное чтение. Оценка "5"­ выполнены правильно все требования; Оценка "4" ­ не соблюдены 1­2 требования; Оценка "3"­допущены ошибки по трем требованиям; Оценка "2"­ допущены ошибки более чем по трем требованиям. Чтение по ролям Требования к чтению по ролям: 1.  Своевременно начинать читать свои слова; 2.  Подбирать правильную интонацию; 3.  Читать безошибочно; 4.  Читать выразительно. Оценка "5" ­ выполнены все требования Оценка "4" ­ допущены ошибки по одному какому­то требованию Оценка "3" ­ допущены ошибки по двум требованиям Оценка "2" ­допущены ошибки по трем требованиям                                                                  Пересказ Оценка "5"­ пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не  упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет  подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Оценка "4"­допускает 1­2ошибки, неточности, сам исправляет их Оценка "3"­ пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет  последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка "2"­ не может передать содержание прочитанного. Учебно­методический комплект, реализующий программу «Литературное чтение» в 4 классе, включает: Учебно – методический комплект 1. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч.1/ (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,  Л.А.Виноградская)        2. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч.2/ (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,  Л.А.Виноградская) 1. Рабочая тетрадь.  4 класс. Климанова Л.Ф.  2. Поурочные разработки.  Уроки литературного чтения. 4 класс. Климанова Л.Ф. 3. Рабочие программы. 1­4 классы. Литературное чтение. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Материально­техническое обеспечение образовательного процесса 1. Классная доска 2. Интерактивная доска 3. Мультимедиапроектор 4. Компьютер

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.08.2018