Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса.
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
чтение
3 кл
23.11.2017
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» (образовательная система «Школа России»). Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» (образовательная система «Школа России»).Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» (образовательная система «Школа России»).
1 литературное чтение.doc
I.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе
Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской
программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»
(образовательная система «Школа России»).
Программа соответствует федеральному
государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009 года и
обеспечена следующим учебнометодическим комплексом:
1. Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Учебник. Литературное чтение 3
класс. М.: Просвещение, 2014.
2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Рабочая тетрадь 3 класс. М.: Просвещение, 2017.
Выбор данного УМК обусловлен тем, что учебные пособия соответствуют ФГОС НОО и
являются составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа России».
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего
школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность,
способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса
литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам
начальной школы.
Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути
ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное
приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту
поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем
потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой
деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса
к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе
книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественнотворческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического
отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре
народов многонациональной России и других стран.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение,
сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного
произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно
ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания
произведений, воспитывать художественный вкус;
формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ
произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями
литературных произведений; обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем
мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению
художественной литературы;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к
самостоятельному литературному творчеству;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственноэстетический и познавательный опыт
ребёнка;
обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые
умения;
работать с различными типами текстов, в том числе научнопознавательным.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно
эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства,
сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на
школьника, формирует его личность.
Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год
.
II.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё
отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая
паузы между предложениями и частями текста;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее,
поисковое) в зависимости от цели чтения;
понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и
школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания
о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,
делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные
понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои
варианты разрешения конфликтных ситуаций;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию
(автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное
произведение по образцу;
самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную
мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя
произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;
находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или
подтверждения собственного мнения; делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на
составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней,
городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на
аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах,
участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина,
Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы,
особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня
читается с сатирическими нотками и пр.);
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в
предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и
героям произведения;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и
осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные
и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия);
эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в
поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно
создавать яркий образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных
произведений, доказывая свою точку зрения;
формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить
эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное
мнение о проблеме;
делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план
пересказа, продумывать связки для соединения частей;
находить в произведениях средства художественной выразительности;
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и
выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на
самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую
последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать
текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида
героя, обстановки) или рассуждения.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в
соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни
человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;
пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные
ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в
народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе
прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли
известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее
понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на
тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды»,
«Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах,
конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам;
участвовать в читательских конференциях.
писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими
словами; соотносить с пословицами и поговорками;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить
доказательства этому в тексте;
осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни,
лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в
тексте доказательства сходства и различия;
находить в произведении средства художественной выразительности.
Учащиеся получат возможность научиться:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя
ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура
текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение,
олицетворение, метафора);
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского
текста, используя средства художественной выразительности.
III. Содержание учебного предмета
3 класс – 136 часов
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по
содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному
учебному, научнопознавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского
стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у
них коммуникативноречевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению
целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение
скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста
(выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её
особенностей.
Работа с разными видами текста
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и
самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с
разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных
средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное
соотношение с содержанием.
Понимание нравственноэстетического содержания прочитанного произведения,
осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм
морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в
литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в
фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста, рассказ по
иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных
средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и
события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление
поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения:
портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к
герою на основе анализа текста. Освоение разных видов пересказа художественного текста:
подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли
каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение
главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в
виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно
сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения
предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научнопопулярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научнопопулярного текстов (передача информации).
Установление причинноследственных связей в тексте, определение главной мысли. Деление
текста на части. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.
Подробный и краткий пересказ текста. Умение работать с учебными заданиями,
обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи.
Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и
самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая,
собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому
произведению (художественному, учебному, научнопознавательному). Умение проявлять
доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на
текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Работа
со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность),
целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств
языка (синонимы, антонимы, сравнения) в минисочинениях (повествование, описание,
рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурноисторическим наследием России, с общечеловеческими
ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные
жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и
зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого,
А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков
детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом
многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для
восприятия младших школьников.
историческая,
Книги разных видов:
приключенческая,
фантастическая, научнопопулярная, справочноэнциклопедическая литература, детские
периодические издания.
художественная,
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине,
природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические
произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств
выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их
значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях:
художественное
произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий),
тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные
песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение
основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности
сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за
особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей,
оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области
литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная
отечественная и зарубежная литература.
Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы.
Значительное место отведено произведениям современных писателей.
Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает
прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целе
сообразно выделить не менее 8 – 10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации
учителя или по выбору самого ученика.
Тематика
Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о
природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских
журналов.
Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает
прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целе
сообразно выделить не менее 8 – 10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации
учителя или по выбору самого ученика.
3 класс (136 ч)
Вводный курс по литературному чтению (1ч)
Знакомство с учебником
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество (14 ч)
Русские народные песни. Докучные сказки.
Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иванцаревич и Серый Волк»,
«СивкаБурка».
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)
1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянька из
окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать
беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. 3. Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (24 ч)
1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В
тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний
вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и
Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере ди
ком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев
и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь 2 (6ч)
1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...», «Дедушка
Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые
цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
Литературные сказки (8 ч)
1. Д. Н. МаминСибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца –
Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка
путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Были и небылицы (10ч)
1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»;
3. А. И. Куприн. «Слон».
Поэтическая тетрадь 3 (6 ч)
1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок.
«Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое (16 ч)
1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. СоколовМикитов. «Листопадничек»; 3. В.
И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5.
Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев.
«Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 4 (8 ч)
1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой I поляной»; 2. А. Л. Барто.
«Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка»,
«Котенок».
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч)
1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов.
«Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие
путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг
детства».
По страницам детских журналов (8ч)
1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные
советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».
Зарубежная литература (8 ч)
Мифы Древней Греции.
«Храбрый Персей».
Г. X. Андерсен. «Гадкий утенок».
Особенности организации учебного процесса: классноурочная деятельность. При
работе на уроке учитель использует различные формы и методы: парные, индивидуальные,
групповые. Каждый учитель вправе выбрать ту форму, которая, по его мнению, более
эффективна для его учеников.
Используемые методы обучения:
по источнику знаний:
практические методы: опыты, упражнения и др.;
наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;
работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана;
видеометоды: просмотр презентации, видео, контроль;
работа с индивидуальными ученическими нетбуками.
по типу познавательной деятельности
объяснительноиллюстративные методы;
репродуктивные;
методы проблемного изложения;
по дидактическим целям:
методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);
частично поисковые методы;
исследовательские. методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика,
упражнения).
Используемые технологии:
технология проблемного обучения;
технология деятельностного метода;
дифференциация обучения;
информационнокоммуникативные технологии;
проектная деятельность;
игровые технологии;
здоровьесберегающие технологии;
система инновационной оценки «Портфолио».
Типы и формы организации уроков
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цели:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые
понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников
за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Структура урока обретения новых знаний
Мотивационный этап.
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного
действия
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает
проблему, поиск противоречия
Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения
множества вариантов, поиск оптимального решения.
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на
котором и происходит "открытие" нового знания.
Первичное закрепление нового знания.
Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Включение в систему знаний и умений.
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и
рефлексию чувств и эмоций.
Тип №2. Урок рефлексии
Цели:
Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно
контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно
строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и
способам нахождения разрешения конфликта.
Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и
скорректировать при необходимости.
Структура урокарефлексии по ФГОС
Мотивационный этап.
Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения
проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
Обобщение выявленных затруднений. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
Включение в систему знаний и умений.
Осуществление рефлексии.
В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в
зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.
Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать
умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание,
повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические
предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре
общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего
обучения.
Структура урока систематизации знаний
Самоопределение.
Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
Постановка учебной задачи, целей урока.
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
Реализация выбранного проекта.
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
Этап рефлексии деятельности.
Тип №4. Урок развивающего контроля
Цели:
Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля,
формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка
учеников.
Структура урока развивающего контроля
Мотивационный этап.
Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
Фиксирование локальных затруднений.
Создание плана по решению проблемы.
Реализация на практике выбранного плана.
Обобщение видов затруднений.
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного
образца.
Решение задач творческого уровня.
Рефлексия деятельности.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.