Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Оценка 5
Образовательные программы
doc
чтение
4 кл
11.09.2018
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273 -ФЗ ст. 2, п. 9, в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373, требованиями «Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №1 п. Клетня», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы «Литературное чтение» : Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкий, М. В. Бойкиной (Рабочие программы. Предметная линия «Школа России» 1-4 классы. Москва: «Просвещение», 2014 г.)Рабочая программа по чтению
чтение 4 класс.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основании
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ
ст. 2, п. 9, в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного
стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) утверждённого приказом Минобрнауки
России от 06.10.2009 г. №373, требованиями «Основной образовательной программы начального
общего образования МБОУ СОШ №1 п. Клетня», Концепции духовнонравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и
авторской программы «Литературное чтение» : Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкий, М. В. Бойкиной
(Рабочие программы. Предметная линия «Школа России» 14 классы. Москва: «Просвещение», 2014
г.)
Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он
формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению
художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовнонравственному и
эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим
предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих ц е л е й :
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в
системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности,
обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной
читательской деятельности;
развитие художественнотворческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к
слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной
России и других стран.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Курс «Литературное чтение» в 3 классе рассчитан на 132 ч в неделю, 34 учебные недели).
Итоговый контроль предполагается проводить в виде предметной и межпредметной
(комплексной) проверочной работы. Предметная проверочная работа должна включать
разноуровневые задачи на ведущие предметные и метапредметные способы/средства действия.
Особое внимание в такой работе будет уделено проверке освоения третьеклассниками умений
контролировать и оценивать свою и чужую работу, использовать знаковосимволические средства
для представления информации. Комплексная проверочная работа контролирует также освоение
базовых предметных и отдельных универсальных способов действия, прежде всего навыков чтения,
умений работать с текстом, схемами, понимать и выполнять инструкции. В качестве итоговой
оценочной процедуры предполагается использование портфолио ученика. С этой целью будет
организована специальная работа по сбору информации для оформления странички читательского
портфолио.
Для текущего контроля и коррекции хода обучения будут использоваться тестовые методики
проверки знаний, умений и навыков, специально разработанные разноуровневые задания, результаты
которых будут фиксироваться в специальных оценочных листах.
Все контрольнооценочные процедуры предусматривают приоритет самооценки учащегося.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
У ч а щ и е с я н а у ч а т с я : • понимать значимость творчества великих русских писателей и поэтов (А. С. Пушкина, М. Ю.
Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, И. А.
Бунина, С. А. Есенина и др.) для русской культуры;
• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении
и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;
• пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления;
осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности
(добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), эстетически воспринимать произведения
литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно
подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;
•
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных
произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
• формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из
разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
• делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для
пересказа, продумывать связки для соединения частей;
• домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами,
создавать словесный портрет на основе авторского замысла;
• выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, учитывать
особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с
сатирическими нотками и пр.);
• находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);
• готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках;
пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться
предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
У ч а щ и е с я п о л у ч а т в о з м о ж н о с т ь н а у ч и т ь с я :
•
читать систематически, осознавать значимость чтения для жизни человека и успешного
обучения по другим предметам;
• систематически просматривать и читать разнообразную литературу – от справочной, научно
познавательной, учебной до художественной;
• осознавать в ходе стилистического анализа и стилистического эксперимента точность, яркость,
лаконичность художественного слова, создающего живописную картину или палитру чувств и
переживаний героя;
• осмыслять нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать
этому процессу нравственноэтическую оценку;
• соотносить нравственноэстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими
эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле.
Творческая деятельность
У ч а щ и е с я н а у ч а т с я :
•
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на
самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и
точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст,
включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения;
пересказывать текст от 3го лица;
•
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе
прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
• подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов,
известных писателей, артистов, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся,
осмысливать их; готовить проекты по темам: «Русские национальные праздники», «Русские традиции
и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвященных великим русским поэтам; участвовать в
читательских конференциях;
• писать отзыв на прочитанную книгу.
У ч а щ и е с я п о л у ч а т в о з м о ж н о с т ь н а у ч и т ь с я : создавать свои собственные
произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание
кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
У ч а щ и е с я н а у ч а т с я :
• сравнивать, сопоставлять, проводить элементарный анализ различных текстов, используя ряд
литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой,
автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет).
У ч а щ и е с я п о л у ч а т в о з м о ж н о с т ь н а у ч и т ь с я :
• определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
• создавать прозаический или поэтический текст по аналогии (на основе авторского текста),
используя средства художественной выразительности.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия
Создавать собственные схемы и модели для фиксации новых знаний и умений, полученных в ходе
урока.
Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять
основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в групповой и парной
работе, предлагать итоги анализа на обсуждение. Замечать в литературных текстах сравнения и
эпитеты, олицетворения, понимать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения,
эпитеты и олицетворения в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения
между собой (летопись и былину, волшебную сказку и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и
фантастическое произведение), называя общее и различное в них. Сравнивать литературное
произведение, изучаемое на уроке, с театральной постановкой, кинофильмом, диафильмом или
мультфильмом. Отбирать пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока
или объединения литературных текстов по одной теме. Сравнивать мотивы поступков героев из
разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.
Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9–10 предложений.
Осознавать значение летописей, былин, рассказов и стихов великих классиков литературы (А. С.
Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, М. Горького и др.) как частей русской
национальной культуры.
Осознавать смысл межпредметных понятий:
(повествование, описание,
рассуждение), авторрассказчик, лирический герой, изобразительновыразительные средства
языка (сравнение, эпитет, олицетворение), исторические события, летописи, былины, жития,
великие полководцы, богатыри, святые, Христос, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, Троица,
фантастика, зарубежная литература.
типы текстов
Проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших
стихотворений, в процессе чтения по ролям и в инсценировании, при выполнении проектных заданий.
Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и
ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел
автора.
Определять основную идею произведения разнообразных жанров (летописи, былины, жития,
сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл
изобразительновыразительных средств языка произведения, понимать, какую информацию о
чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и
героям произведения. Регулятивные универсальные учебные действия
Формулировать учебную задачу урока коллективно, в минигруппе или паре. Формулировать
задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и
интересами. Читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений,
выразительно, выборочно и пр.).
Осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой
сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или
некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы. Принимать замечания,
конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана. Выбирать наиболее эффективный
вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его
пунктам, проверять и контролировать их выполнение. Оценивать свою работу в соответствии с
заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания.
Самостоятельно определять границы собственного знания и незнания по теме (Что я знаю по
данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей. Фиксировать по ходу
урока и в его конце удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью
шкал, значков «+» и «–», «?», накопительной системы баллов). Анализировать причины
успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «–», «?», накопительной
системы баллов).
Фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в пособии «Литературное
чтение. Рабочая тетрадь» или в пособии «Портфель читателя»6. Записывать варианты устранения
причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению. Предлагать свои варианты
позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться
ими со сверстниками.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 9–10 предложений, проявлять
активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Формулировать цель своего
высказывания вслух, используя речевые клише («Мне хотелось бы сказать…»; «Мне хотелось бы
уточнить…»; «Мне хотелось бы объяснить…»; «Мне хотелось бы привести пример…» и пр.).
Пользоваться элементарными приемами убеждения, воздействия на эмоциональную сферу
слушателей. Строить полилог, задавать неожиданные и оригинальные вопросы, побуждающие к
рассмотрению поставленной проблемы с другой точки зрения.
Строить связное высказывание из 9–10 предложений по самостоятельно сформулированной теме.
Оформлять 5–10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
высказывания.
Способствовать бесконфликтному взаимодействию между участниками диалога (полилога).
Демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога). Предлагать способы
саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации.
Отбирать цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и
целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям.
Использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и
рассуждениях. Давать письменный развернутый ответ на вопрос проблемного характера.
Определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять
функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке
инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий.
Вырабатывать самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения). Оценивать свои достижения по выработанным критериям. Оценивать свое поведение
по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе.
Искать причины конфликта в себе, анализировать их, находить пути разрешения конфликта,
используя приемы рефлексии и помощь сверстников. Обращаться к перечитыванию тех
литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации. Запрашивать в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных
ситуаций.
Знать, где возможно найти необходимые источники информации, отбирать из них нужный
материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логическом порядке, соответствующем
цели. Самостоятельно готовить презентацию из 9–10 слайдов, обращаясь за помощью ко взрослым
только в случае серьезных затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и
изображения, звуковые и видеофайлы. Озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых
представлены цель и план выступления.
Личностные результаты
Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и малой родине, находить
примеры самоотверженной любви к малой родине героев читаемых произведений.
Подбирать материал для заочных экскурсий по любимым местам Родины писателей и поэтов,
доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения
(литературные гостиные, литературный журнал, урокиконцерты, урокипраздники и пр.).
Называть произведения о Родине, фамилии и имена писателей, поэтов (7–10 имен), пишущих о
своей Родине, в том числе и зарубежных.
Знать наизусть 5 и более стихотворений о Родине, красоте ее природы, читать их выразительно.
Составлять сборники стихов и рассказов о Родине, куда включать произведения великих
писателей, поэтов и свои собственные, а также пословицы и поговорки, загадки, иллюстрации и
фотографии.
Разрабатывать проекты на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и
музыкантов», создавать классные журналы, стенные газеты и заметки в них о том, как учащиеся
класса проявляют свое отношение к Родине в различных ситуациях.
Иметь представление о православии на основе чтения «Жития Сергия Радонежского», былины
«Ильины три поездочки» и фрагментов летописей о вещем Олеге.
Осознавать наличие других религий, знать национальные праздники других народов (1–2
названия), уметь рассказывать об их праздновании, проявлять уважительное отношение к нему.
Понимать, что религии являются частью культуры любого народа.
Передавать свои чувства, в том числе и негативные, с помощью специальных знаков (лакмусов),
контролировать негативные и агрессивные чувства, переходить при этом к самонаблюдению.
Проявлять свою внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к урокам
литературного чтения в школе в целом.
Проявлять интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Знать способы оценивания себя и своих одноклассников, пользоваться ими, участвовать в
разработке критериев оценивания, предлагать свои формы оценивания в соответствии со
спецификой предмета «Литературное чтение», обосновывать их.
Осознанно выполнять правила работы в группе и на уроке, обосновывать сознательность их
выполнения.
Анализировать причины успеха и неуспеха какойлибо деятельности, в том числе учебной, на
примере поведения литературных героев.
Проявлять ответственность в различных жизненных ситуациях, объяснять, почему в той или иной
ситуации безответственным быть нельзя.
Проявлять самостоятельность при выполнении разнообразных заданий в классе и дома при
посещении библиотеки, пользовании интернетресурсами в целях подготовки к урокам
литературного чтения.
Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области чтения классической
литературы.
Осознавать, что русская классическая литература является частью мировой культуры,
высказывать свою точку зрения о принадлежности великих русских классиков (А. С. Пушкина, М.
Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др.) к мировой художественной культуре. Знать о фактах изучения русских классиков зарубежными читателями и учеными.
Понимать назначение изобразительновыразительных средств в литературных произведениях, в
частности сравнений и эпитетов, метафор (олицетворения как вида метафоры).
Понимать иносказания в басне, некоторых сказках, приводить примеры.
Понимать назначение и роль стилистических фигур, гипербол и литот в сказках, былинах,
приключенческих и фантастических произведениях и т. д., приводить примеры, испытывать чувство
удовольствия от открытия необычности и оригинальности тропов.
Замечать при помощи учителя, что каждый автор для изложения содержания своего
произведения выбирает особую форму. Понимать, что оригинальность формы зависит от специфики
содержания произведения. Осознавать своеобразие стиля некоторых авторских и народных
произведений, проявляющееся в оригинальности стихотворной строфы, композиции и пр., получать
удовольствие от открытия тайн литературных произведений.
Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и
окружающих людей.
Проявлять этические чувства (стыда, вины, сострадания) при возникновении ситуаций,
требующих моральнонравственного выбора.
Знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение, учитывать их при анализе
литературных произведений и в реальных жизненных ситуациях.
Оценивать поступки героев литературных произведений и свои собственные с точки зрения
моральных норм.
Проявлять эмпатию по отношению к чувствам других людей, сочувствовать литературным
героям и одноклассникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, предлагать варианты решения
трудной нравственной проблемы.
Применять пословицы и поговорки с глубоким нравственным смыслом для убеждения себя и
других в необходимости выполнения моральных норм и законов.
Чувствовать нарастание конфликтной ситуации, предлагать способы ухода от нее, убеждать
других в непродуктивности конфликта в сфере решения общих задач.
Анализировать ситуацию конфликта в литературном произведении и в реальной жизни, находить
причины конфликтов, объяснять их другим.
Составлять список способов выхода из конфликтной ситуации, подвергать данные способы
художественной обработке (сочинять басни, стихи, сказки), включать примеры их использования в
классные газеты, альманахи, журналы, в собственный «Портфель достижений», испытывать
удовлетворение от проявленных умений вести бесконфликтные диалоги.
Знать примеры заботы о своем здоровье выдающихся писателей (например, Л. Н. Толстой).
Осознавать, что творческий подход к учебе и подготовке домашних заданий по литературному
чтению способствует сохранению здоровья.
Разрабатывать собственный комплекс упражнений для снятия усталости и напряжения с мышц
глаз и туловища, предлагать его одноклассникам.
Разрабатывать проекты, раскрывающие жизненные концепции изучаемых авторов, проживших
долгую творческую жизнь благодаря заботе о своем здоровье.
Вести собственный дневник здоровья, где фиксируются достижения, касающиеся здорового
образа жизни.
Содержание учебного курса
Тема
Летописи. Былины. Жития
Чудесный мир классики
Поэтическая тетрадь
Литературные сказки
Делу время – потехе час
Колво часов
7
18
9
12
8 Страна детства
Поэтическая тетрадь
Природа и мы
Поэтическая тетрадь
Родина
Страна «Фантазия»
Зарубежная литература
Итого
8
5
12
8
8
8
16
119ч.
Летописи. Былины. Жития (7ч.)
«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Ильины
три поездочки», «Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики (18 ч.)
П. П. Ершов «Конекгорбунок» (отрывок); А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей
очарованье!», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»
(отрывок), «АшикКериб»; Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень»; А. П. Чехов
«Мальчики».
Поэтическая тетрадь (9 ч.)
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет «Весенний
дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А.
Н. Плещеев «Дети и птичка»; И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»; Н. А. Некрасов
«Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин «Листопад».
Литературные сказки (12ч.)
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», П. П. Бажов
«Серебряное копытце», С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Делу время – потехе час (8 ч.)
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит
Мишка»; В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».
Страна детства (8 ч.)
Б. С. Житков «Как я ловил человечков», К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», М.
М. Зощенко «Елка».
Поэтическая тетрадь (5 ч.)
В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева
«Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».
Природа и мы (12 ч.)
Д. Н. МаминСибиряк «Приемыш», А. И. Куприн «Барбос и Жулька», М. М. Пришвин
«Выскочка», Е. И. Чарушин «Кабан», В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь (8 ч.)
Б. Л. Пастернак «Золотая осень», С. А. Клычков «Весна в лесу», Д. Б. Кедрин «Бабье лето», Н.
М. Рубцов «Сентябрь», С. А. Есенин «Лебедушка».
Родина (8 ч.)
И. С. Никитин «Русь», С. Д. Дрожжин «Родине», А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком
блеске...».
Страна «Фантазия» (8 ч.)
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника», Кир Булычёв «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (16 ч.)
Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера», Г.X. Андерсен «Русалочка», Марк Твен
«Приключения Тома Сойера», Сельма Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете». 1 четверть
32ч.
Практическая часть
1 чет.
Распределение учебного материала по четвертям
2 четверть
3 четверть
4 четверть
24ч.
35ч.
2 чет.
28ч.
3 чет.
4 чет.
Тест
Проверочная работа
Проект
2
2
1
3
3
4
4
3
3
1
За год
119ч.
год
12
12
2
Календарнотематическое планирование
Дата
Наименование разделов, тем отдельных уроков
по
плану
Фактиче
ски
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником по литературному чтению
Раздел. Летописи. Былины. Жития (6 ч)
Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах
Царьграда»
Летопись «И вспомнил Олег коня своего».
Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Песнь о
вещем Олеге»
Былина и ее герои. Былина «Ильины три поездочки»
Особенности жития как жанра. «Житие Сергия
Радонежского»
Проект «Создание календаря исторических
событий».
Тест «Летописи. Былины. Жития»
Обобщение по разделу Проверочная работа
«Летописи. Былины. Жития»
Раздел. Чудесный мир классики (18 ч)
П. П. Ершов «Конекгорбунок»
П. П. Ершов «Конекгорбунок». Сравнение
литературной и народной сказок.
П. П. Ершов «Конекгорбунок». Характеристика
героев
А. С. Пушкин. Стихотворения: «Унылая пора! »,
«Няне», «Туча»
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях»
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи
Кол
во
ча
сов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Но
мер
уро
ка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13. 14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
богатырях»
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях». Характеристика героев
Внеклассное чтение: сказки А. С. Пушкина
М. Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт и
писатель. Стихотворение «Дары Терека»
М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «АшикКериб».
М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «АшикКериб».
Р. Р. Написание отзыва на произведение
М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «АшикКериб».
Р. Р. Написание отзыва на произведение
Жизнь и творчество Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой
«Детство»
Л. Н. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень»
А. П. Чехов. Рассказ «Мальчики»
А. П. Чехов. Рассказ «Мальчики». Главные герои
рассказа – герои своего времени
Оценка достижений Тест «Чудесный мир классики».
Обобщение по разделу Проверочная работа
«Чудесный мир классики».
Раздел. Поэтическая тетрадь (9 ч)
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как
неожиданно и ярко»
А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»
Е. А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!»,
«Где сладкий шепот моих лесов?»
А. Н. Плещеев «Дети и птичка»
И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»
Н. А. Некрасов «Школьник»
Н. А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…»
И. А. Бунин «Листопад» Тест «Поэтическая
тетрадь».
Обобщение по разделу Проверочная работа
«Поэтическая тетрадь».
Раздел. Литературная сказка (12 ч)
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
Р.р.Составление рассказа о путешествии Миши в
городок ДиньДинь
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
Характеристика героев
П. П. Бажов «Серебряное копытце»
П. П. Бажов «Серебряное копытце». Герои
художественного произведения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
Внеклассное чтение: произведения В. М. Гаршина,П.
П. Бажова
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои
произведения
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста
на части
Тест «Литературная сказка».
Обобщение по разделу Проверочная работа
«Литературная сказка».
Раздел. Делу время – потехе час (8 ч)
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
Нравственный смысл приозведения
В. Ю. Драгунский «Главные реки».
Р.р. Пересказ от лица героя
В. Ю. Драгунский «Главные реки». Р.р. Пересказ от
лица героя
В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»
Внеклассное чтение: рассказы В. Ю. Драгунского
В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»
Тест «Делу время – потехе час».
Обобщение по разделу Проверочная работа «Делу
время – потехе час».
Раздел. Страна детства (8 ч.)
Б. С. Житков «Как я ловил человечков»
Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Герой
произведения
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Музыкальное сопровождение произведения
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Р.р. Озаглавливание частей, составление плана,
пересказ
М. М. Зощенко «Елка»
М. М. Зощенко «Елка». Герои произведения Тест
«Страна детства»
Обобщение по разделу Проверочная работа «Страна
детства».
Раздел. Поэтическая тетрадь (5 ч)
В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»
С. А. Есенин «Бабушкины сказки»
М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши
царства»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
Внеклассное чтение: стихи поэтов о детстве Тест
«Поэтическая тетрадь».
Обобщение по разделу Проверочная работа
«Поэтическая тетрадь».
Раздел. Природа и мы (12 ч)
Д. Н. МаминСибиряк «Приемыш».
Д. Н. МаминСибиряк «Приемыш». Отношение
человека к природе
Д. Н. МаминСибиряк «Приемыш». Р.р. Обучение
выборочному пересказу
А. И. Куприн «Барбос и Жулька»
М. М. Пришвин «Выскочка»
Е. И. Чарушин «Кабан»
Е. И. Чарушин «Кабан». Характеристика героев
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Р.р Озаглавливание частей, составление плана,
пересказ от имени главного героя
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Р.р.Озаглавливание частей, составление плана,
пересказ от имени главного героя
Внеклассное чтение: рассказы и стихи о природе,
животном мире Тест «Природа и мы».
Обобщение по разделу Проверочная работа «Природа
и мы».
Раздел. Поэтическая тетрадь (8 ч)
Б. Л. Пастернак «Золотая осень»
С. А. Клычков «Весна в лесу»
Д. Б. Кедрин «Бабье лето»
Н. М. Рубцов «Сентябрь»
С. А. Есенин «Лебёдушка»
С. А. Есенин «Лебёдушка»
Внеклассное чтение. Стихотворения о весне С. А.
Клычкова и Е. А. Баратынского Тест «Поэтическая
тетрадь».
Обобщение по разделу Проверочная работа
«Поэтическая тетрадь».
Проекты «Они защищали Родину», «Россия – Родина
моя», «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя»
И. С. Никитин «Русь»
С. Д. Дрожжин «Родине»
А. В. Жигулин «О, Родина»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
1
1
Внеклассное чтение: стихи о Родине других поэтов.
Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»
Подведение итогов выполненного проекта
Тест «Родина»
Подведение итогов выполненного проекта
1
Обобщение по разделу Проверочная работа «Родина». 1
Раздел. Страна Фантазия (8 ч)
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои
фантастического рассказа
Кир Булычёв «Путешествие Алисы».
Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Р.р. Пересказ от
лица главного героя
Путешествие по стране Фантазии
Внеклассное чтение: чтение произведений Кира
Булычёва, презентация глав и отрывков из
произведений
Внеклассное чтение: чтение произведений Кира
Булычёва, презентация глав и отрывков из
произведений Тест «Страна Фантазия»
Обобщение по разделу Проверочная работа «Страна
Фантазия».
1
1
1
1
1
1
1
1
Раздел. Зарубежная литература (16 ч)
Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»
Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»
Р. р. Пересказ от лица главного героя
Г.Х. Андерсен «Русалочка»
Г.Х. Андерсен «Русалочка». План сказки
Г.Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке
Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев
Внеклассное чтение: сказки Г.Х. Андерсена
Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение
героев, их поступков
Сельма Лагерлёф «Святая ночь»
Сельма Лагерлёф «Святая ночь»
Сельма Лагерлёф «В Назарете». Святое семейство
Сельма Лагерлёф «В Назарете». Иисус и Иуда
Тест «Зарубежная литература»
Обобщение по разделу Проверочная работа
«Зарубежная литература».
Урокигра «Литературные тайны»
Итоговый урок «Что читать летом»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.