Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")
Оценка 4.9

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
чтение
4 кл
03.02.2019
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")
Программа по литературе для 1-4 классов составлена на основе Закона об образовании (ст.9,14,29), Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ № 39», а также в соответствии с авторской программой «Литературное чтение» для начальной школы, разработанной Л.А.Ефросининой, в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова), 2013год.
РП и КТП 4 класс чтение.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №39» Согласовано: Председатель методического совета __________Ж. А. Ковалева                                                         ____________ М. Н. Титова «___» __________  2018 г.         «___» ____________ 2018 г.                       Утверждаю:                     Директор МБОУ «СШ № 39» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ  (уровень начального общего образования, базовый) Класс: 4«А» Срок реализации данной программы: 2016­2019 уч. год Программа: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. Литературное чтение: программа: 1­4 классы /  Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана – Граф, 2013 год. Учитель: Клюянова Инна Владимировна 1 г. Норильск 2018 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа  по  литературе  для  1­4  классов  составлена  на  основе  Закона  об образовании   (ст.9,14,29),  Фундаментального  ядра  содержания  общего  образования, Требований  к  результатам  основного  общего  образования,  представленных  в Федеральном  государственном  образовательном  стандарте  общего  образования  второго поколения,   Основной   образовательной   программы   начального   общего   образования МБОУ «СШ № 39»,  а  также  в  соответствии  с  авторской  программой  «Литературное чтение»   для   начальной   школы,   разработанной   Л.А.Ефросининой,   в   рамках   проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова), 2013год. Согласно   федеральному   базисному   учебному   плану   для   образовательных учреждений   Российской   Федерации   на   изучение   литературного   чтения   в  1   классе отводится 132 ч из расчёта 4 ч в неделю. Из них 33 ч – на литературное слушание, 75 ч ­ обучение грамоте. На изучение литературного чтения со 2 по 4 класс отводится по 4 ч в неделю (136 ч в год). Планируемые результаты  освоения учебного предмета «Литературное чтение» Личностные   результаты  освоения   основной   образовательной   программы начального общего образования должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою   Родину,   российский   народ   и   историю   России,   осознание   своей   этнической   и национальной   принадлежности;   формирование   ценностей   многонационального российского   общества;   становление   гуманистических   и   демократических   ценностных ориентаций; 2)формирование   целостного,   социально   ориентированного   взгляда   на   мир   в   его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3)формирование   уважительного   отношения   к   иному   мнению,   истории   и   культуре других народов; 4)овладение   начальными   навыками   адаптации   в     динамично   изменяющемся   и развивающемся мире; 5)принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формировании личностного смысла учения; 6)развитие самостоятельности  и личной  ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8)развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 2 9)развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование   установки   на   безопасный,   здоровый   образ   жизни,   наличие мотивации   к   творческому   труду,   работе   на   результат,   бережному   отношению   к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1)овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в   соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   её   реализации;   определение наиболее эффективных способов достижения результата; 4)формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6)использование   знаково­символических   средств   представления   информации   для создания   моделей   изучаемых   объектов   и   процессов,   схем   решения   учебных   и практических задач; 7) активное   использование   речевых   средств   и   средств   информационных   и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном   информационном   пространстве   сети   Интернет),   сбора,   обработки,   анализа, организации,   передачи   и   интерпретации   информации   в   соответствии   с   комму­ никативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе   умение   вводить   текст   с   помощью   клавиатуры,   фиксировать   (записывать)   в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё   выступление   и   выступать   с   аудио­,   видео­   и   графическим   сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение   навыками   смыслового   чтения   текстов   различных   стилей   и   жанров   в соответствии   с   целями   и   задачами;   осознанное   построение   речевого   высказывания   в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах; 10)овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения, классификации   по   родовидовым   признакам,   установления   аналогий   и   причинно­ следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11)готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог;   готовность   признавать возможность   существования   различных   точек   зрения   и   права   каждого   иметь   свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий; 12)определение   общей   цели   и   путей   её   достижения;   умение   договариваться   о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих; 13)готовность   конструктивно   разрешать   конфликты   посредством   учёта   интересов сторон и сотрудничества; 14)овладение   начальными   сведениями   о   сущности   и   особенностях   объектов, процессов   и   явлений   действительности   (природных,   социальных,   культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 3 15) овладение   базовыми   предметными   и   межпредметными   понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение   работать   в   материальной   и   информационной   среде   начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Предметные   результаты  освоения   основной   образовательной   программы начального   общего   образования   по   литературному   чтению  с   учётом   специфики содержания предметной области „Филология", должны отражать: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; 2)формирование   представлений   о   мире,   российской   истории   и   культуре, первоначальных   этических   представлений,   понятий   о   добре   и   зле,   нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам; 3)понимание   роли   чтения,   использование   разных   видов   чтения   (ознакомительное, изучающее,   выборочное,   поисковое);   умение   осознанно   воспринимать   и   оценивать содержание и специфику  различных текстов, участвовать  в их обсуждении, давать  и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 4)достижение   необходимого   для   продолжения   образования   уровня   читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя,   анализа   и   преобразования художественных, научно­популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;   элементарными   приёмами   интерпретации, 5) умение   самостоятельно   выбирать   интересующую   литературу;   пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА В 1 и 2 классах используются тематический и жанрово­тематический принципы систематизации   материала,   информация   об   изучаемых   произведениях   (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах. В 3 ­ 4 классах произведения группируются по жанровому и авторскому принципу. В учебники включены произведения, вошедшие в золотой фонд классической детской литературы,   а   также   произведения   народного   творчества,   современных   детских отечественных и зарубежных писателей. Использование   жанрового   и   авторского   принципов   позволяет   сравнить произведения   одного  жанра,  но  разных  авторов;  произведения   разных  жанров  одного автора. Например, разделы, посвящённые творчеству Л. Толстого, помогут детям уви­ деть, насколько богата палитра писателя: художественные сюжетные рассказы, рассказы­ описания   природы,   рассказы   о   животных,   сказки,   былины,   басни,   научно­популярные произведения, а жанровый раздел «Басни» поможет понять особенности басен разных авторов, в том числе со схожим сюжетом. 1 класс В   период   обучения   грамоте   1   ч   в   неделю   проводится   урок   литературного слушания,   после   обучения   грамоте  ­  4   ч   в   неделю   уроки   литературного   чтения, включающие в себя уроки слушания и работы с детскими книгами. Общее количество 4 часов   зависит   от   продолжительности   букварного   периода.   Если   букварный   период заканчивается в первом полугодии, то общее число уроков 84 (16 уроков литературного слушания   в   первом   полугодии   и   68   ч   литературного   чтения   и   слушания   во   втором полугодии). Возможны и другие варианты, зависящие от готовности класса. Виды речевой и читательской деятельности Аудирование   (слушание).   Восприятие   литературного   произведения.   Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится  ­  не   нравится».   Элементарная   оценка   эмоционального   состояния   героев (весел, печален, удивлён и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора). Чтение.  Плавное   чтение   вслух   по   слогам   и   целыми   словами   со   скоростью, соответствующей   индивидуальным   возможностям   учащихся.   Выразительное   чтение   с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихо­ творений, прозаических отрывков (2­3 предложения). Работа   с   текстом.  Практическое   отличие   текста   от   набора   предложений. Выделение   абзаца,   смысловых   частей   под   руководством   учителя.   Знание   структуры текста:   начало   текста,   концовка,   умение   видеть   последовательность   событий. Озаглавливание   текста   (подбор   заголовков).   Составление   схематического   или картинного плана под руководством учителя.  Круг чтения Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение км произведений фольклора разных народов. Стихотворные   произведения   русских   и   зарубежных   поэтов­классиков   XX   в., произведения   детских   поэтов   и   писателей,   раскрывающие   разнообразие   тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения. Примерная   Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о природе, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле. Жанровое разнообразие.  Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки. Литературоведческая пропедевтика Ориентировка   в   литературоведческих   понятиях:  произведение,   фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац. Творческая деятельность учащихся    (на основе литературных произведений) Проявление   интереса  к   словесному   творчеству,  участие  в   коллективном сочинении   небольших   сказок   и   историй.  Разыгрывание  небольших   литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх.  Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев. Чтение: работа с информацией Сбор информации  о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге. 5 2 класс (136 ч) Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция   учащихся   на   прочитанное   и   понимание   авторской   точки   зрения.   Выражение своего   отношения   к   произведению,   к   героям,   их   поступкам.   Сравнение   персонажей одного про­ I введения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиции. Понимание отношения автора к героям произведения. Чтение.  Осознанное   правильное   плавное   чтение   вслух   с   переходом   на   чтение целыми   словами   вслух   небольших   по   объёму   текстов.   Обучение   чтению   молча   на небольших   текстах   или   отрывках.   Выразительное   чтение   небольших   текстов   или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения. Работа   с   текстом.  Понимание   слов   и   выражений,   употребляемых   в   тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части   и  составление  простейшего  плана  под  руководством  учителя;  определение   ос­ новной  мысли   произведения   при   помощи   учителя.   Пересказ   по   готовому   плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам тексту произведения. Круг чтения Произведения   фольклора   русского   народа   и   народов   других   стран:   пословица, скороговорка,   загадка,   потешка,   закличка,   песня,   сказка,   былина.   Сравнение произведений   фольклора   разных   народов.   Произведения   русских   и   зарубежных писателей ­ классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни   детей   разных   народов   и   стран.   Приключенческая   детская   книга.   Научно­ популярные   произведения;   сказка,   рассказ;   справочная   детская   литература:   книги­ справочники, словари. Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его   отношении   к   другим   людям,   к   природе,   к   труду;   о   жизни   детей,   о   дружбе   и товариществе; о добре и зле, правде и лжи. Жанровое   разнообразие.  Сказки   (народные   и   авторские),   рассказы,   басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины. Работа   с   книгой.  Элементы   книги:   обложка,   переплёт,   титульный   лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения. Литературоведческая пропедевтика Ориентировка   в   литературоведческих   понятиях:  литературное   произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица,   потешка,   шутка,   скороговорка,   герой   произведения,   события   реальные   и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обра­ щение, сравнение, информация. Творческая деятельность учащихся    (на основе литературных произведений) Проявление интереса  к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок   и   историй.  Рассказывание  сказок   от   лица   одного   из   её   персонажей. Придумывание  продолжения   произведения   (сказки,   рассказа),  изменение  начала   и продолжения   произведения.  Коллективные   творческие   работы  («Мир   сказок», 6 «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д.). Подготовка  и  проведение  уроков­сказок,   уроков­утренников,   уроков­конкурсов, уроков­игр. Чтение: работа с информацией. 3 класс (136 ч) Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из кругл чтения; понимание главной мысли. Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение   героев).   Сравнение   героев   разных   произведений,   анализ   их   поступков, выделение   деталей   для   характеристики;   определение   времени   и   места   событий, выделение   описания   пейзажа   и   портрета   героя.   Выявление   авторской   позиции   и формирование своего отношения к произведению и героям. Чтение. Чтение вслух и молча небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к   событиям,   героям,   выбирая   соответствующий   содержанию   и   смыслу   текста интонационный рисунок. Работа   с   текстом.  Осознание   последовательности   и   смысла   событий. Вычленение   главной   мысли   текста.   Определение   поступков   героев   и   их   мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам. Работа со структурой текста.  Начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания   текста   (подробно   и   кратко)   по   готовому   плану.   Самостоятельное   вы­ полнение заданий к тексту. Круг чтения Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные  и   прозаические   произведения   отечественных   и   зарубежных писателей.   Художественные  и   научно­популярные   рассказы   и   очерки.   Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги­справочники. Примерная тематика.  Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах   людей   и   нравственных   основах   взаимоотношений   (добро,   зло,   честь,   долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.). Жанровое   разнообразие.  Более   сложные,   чем   изучаемые   и   1   и   2   классах,   по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение и ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой). Народная сказка: замедленность действия за счёт повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных прекращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. 11дея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность п нереальность событий. Герои положительные и отрицательные. Былина:   особенности   изображения   персонажей   (гиперболизация),   особенности былинного стиха, повторы. Литературная   (авторская)   сказка:   сходство   с   народной   сказкой:   сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания. 7 Художественные   рассказы:  изображение   явлений   и   героев;   наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений. Рассказы­описания  (научно­художественные   рассказы)   ­   промежуточный   жанр между художественными и научно­популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание   образов   природы   в   художественной   форме   и   наличие   фактической информации. Литературоведческая пропедевтика Ориентировка   в   литературоведческих   понятиях:  литература,   фольклор, литературное   произведение.   Литературные   жанры:   сказка,  былина,   сказ,   пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса­сказка, быль. Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно­  Герой   (персонаж),   портрет   героя,   пейзаж. художественное,   научно­популярное). Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности:  логическая пауза,, темп, ритм. Творческая деятельность учащихся    (на основе литературных произведений) Развитие   интереса  к   художественному   слову.   Сочинение   (по   аналогии   с произведениями   фольклора)   загадок,   потешек,   небылиц,   сказок,   забавных   историй   с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов. Коллективная творческая работа  по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продлённого дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): «Дорога сказок», «Город героев», «Сказочный дом» и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков­отчётов. Чтение: работа с информацией Информация о книге,  произведении, авторе произведения или книги. Получение информации   с   опорой   на   аппарат   книги  ( титульный   лист,   оглавление,   аннотация, предисловие/послесловие   «Об   авторе»,   «От   автора»).   Умение   пользоваться   справоч­ никами и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах. Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.  Использование  готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений. 4 класс (136 ч) Виды речевой и читательской деятельности Аудирование   (слушание).   Восприятие   литературного   произведения.  Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание   настроения   литературного   произведения,   осознание   схожести   и   различий настроений  героев, авторской точки зрения. Общая оценка  достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей   разных   произведений,   выявление   отношения   к   ним   автора,   высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения. Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие   персонажей,   образные   выражения,   создающие   картины   природы, рисующие   человека.   Понимать   роль   описания   природы,   интерьера,   портрета   и   речи героя. Умение определять задачу чтения ­ что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения. 8 Умение   сопоставлять   два   ряда   представлений   в   произведении   ­   реальных   и фантастических. Чтение. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного   произношения   вслух,   Выразительное   чтение подготовленного   произведения   или   отрывка   из   него;   использование   выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений   об   авторе   книги.   Чтение   наизусть   стихов,   отрывков   из   прозаических произведений (к концу  обучения в 4 классе ­ не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).   чтение   молча. Работа   с   текстом.  Установление   смысловых   связей   между   частями   текста. Определение   мотивов   поведения   героев   и   оценивание   их   поступков;   сопоставление поступков героев. Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана рассказа, сказки; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление   творческого   пересказа   (изменение   лица   рассказчика,   продолжение   судьбе   героев   на   основании   собственных   предположений,   воссоздание рассказа   содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и твоего отношения к событиям, героям, фактам. Круг чтения Произведения   устного   народного   творчества   русского   народа   и   народов   мира: сказки,   загадки,   пословицы,   былины,   легенды,   сказы.   Ведущие   идеи,   объединяющие произведения   фольклора   разных   народов,   специфика   художественной   формы   разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии, из летописи. Стихотворные   и   прозаические   произведения   отечественных   и   зарубежных писателей­классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран.   Приключенческая   детская   книга.   Научно­познавательная   книга:   о   природе,   о путешествиях, об истории, о научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари). Примерная   тематика.   Художественные   произведения   о   жизни   детей­ сверстников,   о   Родине   и   других   странах,   о   труде   и   творчестве,   о   путешествиях   и приключениях. Научно­познавательные произведения: о растениях и животных, о вещах и предметах, об изобретениях и изобретателях. Жанровое  разнообразие. Расширение   знаний   в  области  жанровых  особенностей сказок   (народной   и   литературной),   рассказов,   басен   (стихотворных   и   прозаических), былин   и   сказов,   очерковых   произведений.   Сравнение   художественных   и   научно­ художественных   произведений,   авторских   произведений,   разнообразных   по   жанрам   и темам. Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили­были», «день­деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец»,   «красна   девица»),   устойчивые   выражения   («день   и   ночь   ­   сутки   прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа. Былины:  плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля»,   «богатырский   конь»   и   т.   д.),   гиперболы   (преувеличения),   яркость   описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре). 9 Литературная   сказка:  сходство   с   народной   сказкой   (сказочные   герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний. Рассказы:  художественные,   научно­популярные.   Особенности   художественного рассказа: эмоционально ­ образное описание героев, интересных случаев из их жизни, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям. Стихотворное   произведение:  ритмический   рисунок,   строка,   строфа,   рифма, средства выразительности. Научно­популярные рассказы. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение. Очерк ­ повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе. Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика  (наименования  детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения. Литературоведческая пропедевтика Ориентировка   в   литературоведческих   понятиях:  литература,   фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные   жанры:  сказка,   былина,   пословица,   загадка,   поговорка,   сказ, легенда,   миф,   рассказ,   повесть,   стихотворение,   баллада,   пьеса­сказка,   очерк,   научно­ популярное и научно­ художественное произведения. Тема,   идея   произведения; характеристика, сюжет, композиция.   литературный   герой,   портрет,   авторская Изобразительно­выразительные   средства   языка:  эпитет,   сравнение, олицетворение, гипербола. Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.  Творческая деятельность учащихся  (на основе литературных произведений) Умение   написать  изложение,   небольшое   сочинение   по   тексту   литературных произведений.   «Дописывание»,   «досказывание»     известного   сюжета.   Сочинение   (по аналогии   с   произведением   устного   народного   творчества)   загадок,   потешек,   сказок, поговорок. Умение писать  отзывы о прочитанных книгах, аннотацию к книге, составить на неё каталожную карточку. Умение   воспроизводить  сценические   действия   (по   сюжетам   небольших произведений) в играх­драматизациях, игровых диалогах, театральных играх. Чтение: работа с информацией Работа   с   информацией,   полученной   из   выходных   сведений,   аннотации, содержания.   Информация   о   произведении   до   чтения   (фамилия   автора,   заголовок, подзаголовок); прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Сбор информации о произведении после чтения (жанр, тема, структура). Использование информации из готовых таблиц для характеристики героев. Работа с таблицами, схемами, моделями. Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации. 10 Нахождение   информации,   применение   её   для   решения   учебных   задач. Определение   порядка   учебных   действий,   составление   алгоритма   (памятки)   решения учебной задачи. Оценка полученной информации о книге и литературных героях. Формы организации учебной деятельности Используемые приемы, формы, технологии организации учебного процесса:  элементы личностно­ориентированной технологии;  уровневая дифференциация;  проблемное обучение;  метод проектов;  информационно­коммуникационные технологии;  здоровьесберегающие технологии. Тематическое планирование 1 класс (33 недели, 132) № п\п Тема (раздел) программы Коли чест во часов В том числе  Контрольных/ проверочных работ Лабораторн ых, практическ их работ Работ по развитию речи 1 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 Букварный период Букварный период Букварный период Читаем сказки, загадки,  скороговорки Учимся уму­разуму Читаем о родной природе О наших друзьях ­ животных Учимся уму­разуму Читаем сказки, пословицы,  считалки О наших друзьях ­ животных Читаем о родной природе Итого 1 четверть 36 2 четверть 30 3 четверть 27 4 четверть 5 4 4 6 5 4 3 8 132 11 1 2 класс № п\п Тема (раздел) программы Коли чест во часов В том числе  Контрольных/ проверочных работ Лабораторн ых, практическ их работ Работ по развитию речи О нашей Родине  Народная мудрость  О детях и для детей  1 2 3 4 Мир сказок  5 Произведения о родной  природе  1 2 3 1 2 3 4 1 2 Снежок порхает, кружится Здравствуй, праздник  новогодний О наших братьях меньших О наших братьях меньших Зарубежные сказки  Семья и я  Весна, весна красная…   Весна, весна красная…   Там чудеса… Итого 1 четверть 5 6 13 6 6 1 2 четверть 18 10 4 1 3 четверть 8 13 15 2 4 четверть 1 22 8 136 1 4 12 Тема (раздел) программы № п\п 3 класс Коли чест во часов Контрольных/ проверочных работ В том числе  Лабораторн ых, практическ их работ Работ по развитию речи 1 2 3 4 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 1 Устное народное творчество  Басни Произведения А.С.Пушкина  Стихи русских поэтов  Стихи русских поэтов  Произведения Л.Н.Толстого Произведения Н.А.Некрасова Произведения А.П.Чехова Сказки зарубежных писателей Стихи русских поэтов  Стихи русских поэтов  Произведения Д.Н.Мамина –  Сибиряка  Произведения А.И.Куприна Стихи С.А.Есенина  Произведения К.Паустовского  Произведения К.Паустовского 1 1 1 1 четверть     16 5     10 3 2 четверть 2     11 6 6 4 3 3 четверть   5   6   8   7   7 4 четверть 5 13 2 Произведения С.Я.Маршака 3  Произведения Л.Пантелеева 4 Произведения А.П.Гайдара Произведения М.М.Пришвина 5 Произведения зарубежных  6 писателей  4 5 6 6 11 Итого 136 1 4 Тема (раздел) программы № п\п 4 класс Коли чест во часов Контрольных/ проверочных работ В том числе  Лабораторн ых, практическ их работ Работ по развитию речи 1 2 3 4 5 1 2 3 4 1 2 3 4 5 6 1 2 Произведения фольклора Басни. Русские баснописцы Произведения В.А.Жуковского Произведения А.С.Пушкина Произведения М.Ю.Лермонтова Произведениия П.П.Ершова Произведения В.М.Гаршина Произведения о детях Произведения писателей В мире книг   зарубежных Произведения Л.Н.Толстого Стихи А.Блока Стихи К.Д.Бальмонта Произведения А.И.Куприна Стихи И.А.Бунина Произведения С.Я.Маршака Произведения С.Я.Маршака Произведения Н.А.Заболоцкого 1 четверть 10 6 6 5 5 2 четверть 3 5 6 11 7 3 четверть 10 3 7 6 4 8 4 четверть 2 3 3  Произведения о детях войны 4 5 6 Юмористические Стихи Н.А.Рубцова Произведения С.В.Михалкова 7 8 произведения Очерки Приключения. Фантастика    Путешествия. 4 5 3 3 6 8 14 1 1 1 1 Итого 136 4 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ  «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 4 КЛАСС  Тема урока Формы организации неурочной деятельности Кол­ во час Дата про веде ния Дата реали зации Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни (10 ч)   Малые Произведения   фольклора. жанры фольклора. Повторение. Русская   народная   сказка   «Иван­ царевич и Серый волк» Былина «Волх Всеславович» № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 урок­сказка урок­ путешествие урок­ путешествие урок­ путешествие урок­конкурс урок­игра урок­практикум урок­игра 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 04.09 05.09 06.09 07.09 11.09 12.09 13.09 14.09 18.09 19.09 20.09 21.09 25.09 26.09 27.09 28.09 Былина «Вольга Святославович» «Легенда о граде Китеже» «Легенда   о   покорении   Сибири Ермаком» Героическая   песня   «Кузьма   Минин   и Дмитрий   Пожарский   во   главе ополчения» Песня­слава «Русская земля» Обобщение.  «Проверьте себя» Басни. Русские баснописцы (6 ч) И.Крылов   «Стрекоза   и   муравей». И.Хемницер   «Стрекоза».   Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи» И.Хемницер «Друзья» А.Измайлов   «Кукушка», «Лестница» И.Крылов   «Мартышка   и   очки», «Квартет» И.Хемницер «Муха» 15 16 Проверочная   работа   по   теме «Басни» Произведения В.А.Жуковского (6ч) 15 17 18 19 20 21 22 В.Жуковский «Песня» В.Жуковский  «Ночь» В.Жуковский «Спящая царевна» В.Жуковский «Спящая царевна» «Книги В.Жуковского.  Обобщение.  «Проверьте себя» Произведения А.С.Пушкина (5 ч) 23 24 25 26 А.С.Пушкин. «Осень» (отрывки). А.С.Пушкин   «И.И.Пущину»,   «Зимняя дорога» И.Пущин «Записки о Пушкине» А.С.Пушкин   «Сказка   о   золотом петушке» Произведения А.С.Пушкина Произведения М.Ю.Лермонтова (5ч) М.Лермонтов.   Москва!.. Люблю тебя как сын…» 29 М.Лермонтов. «Парус» 30 31 М.Лермонтов. «Горные вершины» Контрольная работа за 1 четверть   «Москва, 27 32 М.Лермонтов. «Утёс» Произведения П.П.Ершова (3ч) П.Ершов «Конёк­горбунок» П.Ершов «Кто он?» Произведения В.М.Гаршина (5 ч)   «Лягушка В.Гаршин путешественница»  В.Гаршин «Сказка о жабе и розе» В.Гаршин «Сказка о жабе и розе»   Обобщение.  «Проверьте себя». Произведения русских писателей о детях (6 ч) Н.Гарин   –   Михайловский   «Старый колодец» Слушание и работа с книгами. Станюкович «Максимка» 16 28 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 урок­практикум урок­викторина урок­практикум урок­сказка урок­конкурс урок­отчет урок­сказка – урок­контроль урок­сказка урок­конкурс 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 1 1 2 2 02.10 03.10 04.10 05.10 09.10 10.10 11.10 12.10 16.10 17.10 18.10 19.10 23.10 24.10 25.10 26.10 06.11 07.11 08.11 09.11 13.11 14.11 15.11 16.11 20.11 21.11 22.11 23.11 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 Д.Мамин – Сибиряк «Вертел» Обобщение.  «Проверьте себя». Произведения зарубежных писателей (11 ч) В.Гюго «Козетта» (отдельные главы) Марк   Твен   «Приключения   Тома Сойера»  Слушание   и   работа   с   книгами зарубежных писателей. Х.­К.Андерсен «Дикие лебеди» Стихотворение   Х.­К.Андерсена   «Дети года» Слушание и работа с книгами. К.Паустовский «Великий сказочник» 57 Проверочная   работа   по   теме «Писатели детям» В мире книг (7ч)   Библия. 58 59   Библейские Детская предания. Древнегреческие   мифы   «Арион», «Дедал и Икар» Славянский миф «Ярило­Солнце» 60 61 Контрольная работа за 2 четверть 62 Слушание   и   работа   с   детскими книгами.   Древнекитайский   миф «Подвиги стрелка И» «Деятельность   Ярослава. книгам». «О князе Владимире» « Повесть о Константине и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого»     Произведения Л.Н.Толстого (10ч)  «Воспоминания Л.Н.Толстого»   Похвала 63 64 65 66 67 68 69 70 Л.Н.Толстой «Акула» Л.Н.Толстой «Два брата» Л.Н.Толстой «Мужик и Водяной» Л.Н.Толстой «Черепаха» Л.Н.Толстой «Русак» 17 урок­ путешествие урок­отчет урок­экскурсия урок­практикум урок­диспут 1 1 2 2 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27.11 28.11 29.11 30.11 04.12 05.12 06.12 07.12 11.12 12.12 13.12 14.12 18.12 19.12 20.12 21.12 25.12 26.12 27.12 28.12 09.01 10.01 11.01 15.01 16.01 17.01 Слушание   и   работа   с   детскими книгами.  Былина   Л.Н.Толстого   «Святогор   – богатырь» Книги Л.Н.Толстого для детей Обобщение.  «Проверьте себя». Стихи А.А.Блока (3 часа) А.Блок «Россия» А.Блок «Рождество» Слушание   и   работа   с   детскими книгами. А.Блок «На поле Куликовом» 71 72 73 74 75 76 77 78 Стихи К.Д.Бальмонта (7 ч) К.Бальмонт. «Россия» К.Бальмонт. «К зиме» К.Бальмонт. «Снежинка» К.Бальмонт. «Камыши» К.Бальмонт. «У чудищ» К.Бальмонт. «Как я пишу стихи» 79 80 81 82 83 84 Проверочная   работа   по   теме 85 86 87 88 89 90 91 92 93 «Русские поэты» Произведения А.И.Куприна (6ч) А.Куприн «Скворцы» А.Куприн «Скворцы»   «Сказки   Пушкина», Слушание   и   работа   с   детскими книгами. А.Куприн «Четверо нищих» А.Куприн «Воспоминания об А.П.Чехове» Э.Сетон­Томпсон волк» Обобщение.  «Проверьте себя».   «Виннипегский Стихи И.А.Бунина (4 часа) И.Бунин   «Гаснет   вечер, синеет…», «Детство» И.Бунин. «Листопад» (отрывок)   даль Слушание   и   работа   с   детскими книгами. К.Чуковский. «Н.Некрасов» 18 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18.01 22.01 23.01 24.01 25.01 29.01 30.01 31.01 01.02 05.02 06.02 07.02 08.02 12.02 13.02 14.02 15.02 19.02 20.02 21.02 22.02 26.02 27.02 Обобщение. «Проверьте себя». Произведения С.Я.Маршака (10ч) С.Маршак «Словарь». С.Маршак. застава»   «Загадки»,   «Зеленая 96 Контрольная работа за 3 четверть 97 С.Я.Маршака.   94 95 98 99 Пьесы­сказки «Двенадцать месяцев» Пьесы­сказки С.Я.Маршака.  «Двенадцать месяцев» Пьесы­сказки С.Я.Маршака.  «Двенадцать месяцев» 100 Слушание   и   работа   с   книгами С.Маршака.   С.Маршак   «Сказка   про козла» Р.Бёрнс   «В   горах   моё   сердце…» (перевод С.Маршака») 101 102 Слушание   и   работа   с   книгами   С.Маршак   «Ледяной С.Маршака. остров» Библиотечный   урок. сказочник, поэт, драматург. 103   Маршак   – 104 Обобщение.  «Проверьте себя». Стихи Н.А.Заболоцкого (3 ч) Н.Заболоцкий. «Детство» 105 106 Н.Заболоцкий.   «Лебедь   в   зоопарке», «Весна в лесу» Библиотечный   урок.   Стихи   русских поэтов. Произведения о детях войны (5ч) В.П.Катаев «Сын полка» В.П.Катаев «Сын полка» 107 108 109 110 В.П.Катаев «Сын полка» 111 Детские журналы и книги. 112 К.Симонов. «Сын артиллериста» Стихи Н.М.Рубцова (5 ч) 113 Н.Рубцов. «Берёзы» 114 Н.Рубцов.   «Тихая   моя   родина», 19 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28.02    01.03 05.03    06.03 07.03 12.03 13.03 14.03 15.03 22.03 26.03 27.03 28.03 29.03 02.04 03.04 04.04 05.04 09.04 10.04 11.04 «Ласточка» 115 А.Платонов.   Сказка­быль   «Любовь   к Родине, или Путешествие воробья» 116 А.Платонов. «Неизвестный цветок» 117 Проверочная   работа   по   теме «Писатели детям» Произведения С.В.Михалкова (3 ч) С.Михалков. «Школа», «Хижина дяди Тома» 118 119 С.Михалков. «Зеркало» 120 Слушание   и   работа   с   детскими книгами. Книги С.Михалкова.  Юмористические произведения (3 ч) Н.Носов. «Федина задача» 122 И.Гамазкова. «Страдания»  121 123 Слушание и работа с детской книгой. Детские журналы и газеты. Очерки (5 ч) 124 И.Соколов­Микитов. «Родина» 125 И.Соколов­Микитов. «Родина» 126 А.Куприн. «Сказки Пушкина», Н.Шер «Картины­сказки. 127 Слушание и работа с книгами. Р.Сеф. «О стихах Джона Чиарди» Библиотечный   урок. писателях.   Писатели   о Путешествия. Приключения. Фантастика (8 ч) Н.Вагнер. «Фея Фантаста» 128 129 130 Н.Вагнер. «Берёза! 131 Н.Вагнер. «Сказка», «Руф и Руфина». 132 Контрольная работа за 4 четверть 133 Дж.Свифт.   «Гулливер   в   стране лилипутов» (отдельные главы) 134 Дж.Свифт.   «Гулливер   в   стране 135 лилипутов» (отдельные главы) Библиотечный   урок.   М.Горький   «О книгах». Н.Найденова «Мой друг»  136 Проверь себя. 20 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12.04 16.04 17.04 18.04 19.04 23.04 24.04    25.04 26.04 30.04 02.05 07.05 08.05 10.05 14.05 15.05 16.05 17.05 21.05 22.05 23.05 24.05 Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения образовательного процесса Литература для учителя: 1. Литературное   чтение.   Программа.   1­4   классы   (авторы   I   А.   Ефросинина,   М.И. Оморокова). М.: Вентана – Граф, 2013. 2. Методическое пособие «Литературное чтение. 1 класс» (автор Л.А. Ефросинина). М.: Вентана – Граф, 2014. 3. Методическое пособие «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс» (автор Л.А. Ефросинина). М.: Вентана – Граф, 2014. 4. Методическое пособие «Литературное чтение. 2 класс» ( автор Л.А. Ефросинина). М.: Вентана – Граф, 2014. 5. Методическое пособие «Литературное чтение. 3 класс» (автор Л.А. Ефросинина). М.: Вентана – Граф, 2014. 6. Методическое пособие «Литературное чтение. 4 класс» (автор Л.А. Ефросинина). М.: Вентана – Граф, 2014. 7. Учебник   «Литературное   чтение.   1,   2,   3,   4   классы»   (автор­составитель   Л.А. Ефросинина). М.: Вентана – Граф. 8. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение в начальной школе : контрольные работы, тесты,   литературные   диктанты,   тексты   для   проверки   навыков   чтения, диагностические задания : в 2 ч. ­ М.: Вентана – Граф, 2014. Литература для ученика: 1. Учебник «Литературное чтение. 1 класс» (автор­составитель Л.А. Ефросинина). М.: Вентана – Граф, 2013. 2. Учебник   «Литературное   чтение.   2   класс»   в   2   ч.   (автор­составитель   Л.А. Ефросинина). М.: Вентана – Граф, 2013. 3. Учебник   «Литературное   чтение.   3   класс»   в   2   ч.   (авторы­составители   Л   А. Ефросинина, М.И. Оморокова). М.: Вентана – Граф, 2013. 4. Учебник   «Литературное   чтение.   4   класс»   в   2   ч.   (авторы­составители   Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова). М.: Вентана – Граф, 2014. 21

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (программа "Начальная школа XXI века")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2019