РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)
Оценка 4.6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русская литература
1 кл
28.03.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей: овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
2. Рабочая программа по лит.чтению 1-4 Ефросинина школа 21 век.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Котиково Вяземского муниципального района Хабаровского края ПРИНЯТО Заседанием педагогического Совета от 29 августа     2016года Протокол №1 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора           Отченаш Л. Л. от 26 августа 2016 года УТВЕРЖДАЮ                 Директор                    Салиновская Е. В. от 1 сентября 2016 года Приказ № 136 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый) Червакова М. В. учитель нач. классов, СЗД Аннотация 2016 Рабочая   программа   по   учебному   курсу   «Литературное   чтение»   для   1­4   классов разработана на основе: федерального   государственного   образовательного   стандарта   общего   образования , ООП НОО,  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:   начального  Предмет «Литературное чтение» включён в базовую часть Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. 2. Цель изучения дисциплины:  Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей: овладение осознанным,   правильным,   беглым   и   выразительным   чтением   как   базовым   навыком   в системе   образования   младших   школьников;   совершенствование   всех   видов   речевой деятельности,   обеспечивающих   умение   работать   с   разными   видами   текстов;   развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; развитие художественно­ творческих   и   познавательных   способностей,   эмоциональной   отзывчивости   при   чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать   художественное   произведение;   обогащение   нравственного   опыта   младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и   представлений   о   добре,   дружбе,   правде   и   ответственности;   воспитание   интереса   и уважения   к   отечественной   культуре   и   культуре   народов   многонациональной   России   и других стран. 3. Структура дисциплины:  Виды   речевой   и   читательской   деятельности.   Умение   слушать.   Чтение.   Работа   с разными   видами   текста.   Библиографическая   культура.   Круг   детского   чтения. Литературоведческая пропедевтика. Творческая деятельность обучающихся. 4. Основные образовательные технологии:  В процессе изучения дисциплины используется технологии развивающего обучения, ИКТ технологии, а так же здоровьесберегающие технологии. 5. Требования к результатам освоения дисциплины:  Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. 6.Общая трудоёмкость дисциплины:  Количество часов по учебному плану. Курс «Литературное чтение» рассчитан на 540 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 92 + 40 ч (4 ч в неделю), во 2 —4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). 7. Форма контроля:  Тестирование, итоговая комплексная работа. 1.Планируемые предметные результаты Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета. 1 класс:  Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Ученик научится: ­осознанно   воспринимать   и   различать   произведения   фольклора   (скороговорки,   загадки, песни, сказки);  читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;  правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);   моделировать   обложку   книги:   указывать   фамилию   автора,   заглавие,   жанр   и   тему   (о Родине, о детях, о природе, о животных). читать произведения вологодских поэтов и писателей (р/к) Ученик получит возможность научиться: понимать нравственное содержание прочитанного произведения; высказывать суждения о произведении и поступках героев; узнавать изученные произведения по отрывкам из них; оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» Ученик научится: определять и называть жанры и темы изучаемых произведений; использовать   в   речи   литературоведческие   понятия   (произведение,   заголовок,   фамилия автора, название произведения); различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу; сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок. Ученик получит возможность научиться: сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц; находить в тексте произведения сравнения, обращения; находить в тексте и читать диалоги героев; определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям. Раздел «Творческая деятельность» Ученик научится: читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме; моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам; придумывать истории с героями изученных произведений; пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица. Ученик получит возможность научиться: иллюстрировать отдельные эпизоды произведения; инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах; создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы). Раздел «Чтение: работа с информацией» Ученик научится: получать информацию о героях, произведении или книге; работать с несложными таблицами, схемами, моделями; дополнять таблицы, схемы, модели; сравнивать произведения по таблице. Ученик получит возможность научиться: находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема); дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель; ­находить в тексте информацию о героях произведений. 2 класс Предметные результаты обучения Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Ученик научится: отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; определять   тему,   жанр   и   авторскую   принадлежность   произведения   и   книги,   используя условно­символическое моделирование; понимать и объяснять нравственно­этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт; находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения; читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту); читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя; читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению; пересказывать   тексты   изученных   произведений   по   готовому   плану   и   овладевать алгоритмом подготовки пересказов; группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности. читать произведения вологодских поэтов и писателей (р/к) Ученик получит возможность научиться: понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев; пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме); пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения; постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» Ученик научится: различать стихотворный и прозаический тексты; определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок; различать пословицы и загадки по темам; использовать   в   речи   литературоведческие   понятия   (сказка,   рассказ,   стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения). Ученик получит возможность научиться: ­осознавать нравственные и этические ценности произведения; выражать, с Ученик получит возможность научиться вою точку зрения о произведении, героях и их поступках; уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности. Раздел «Творческая деятельность» Ученик научится: понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям; инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды; моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений; рассказывать сказки с присказками; создавать истории о героях произведений. Ученик получит возможность научиться:  делать иллюстрации к изученным произведениям; иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений; выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»; инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх. Раздел «Чтение: работа с информацией» Ученик научится: находить информацию о героях произведений; работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев; дополнять таблицы и схемы недостающей информацией. Ученик получит возможность научиться: самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике; находить информацию о книге в ее аппарате; сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять. 3 класс Предметные результаты обучения Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Ученик научится: осознавать значение чтения для расширения своего читательского кругозора; понимать   содержание   прослушанных   и   самостоятельно   прочитанных   произведений, определять их главную мысль; практически   различать   художественные,   научно­популярные   и   справочные   тексты, сравнивать по принципу сходство/различия; отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; правильно   называть   произведение   и   книгу,   объяснять   заглавие   произведения   и   его соответствие содержанию; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально­этических позиций, и обогащать свой эмоционально­духовный опыт; подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов; находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы; читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту); читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя; читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению; пользоваться   первичным,   изучающим   и   поисковым   видами   чтения   по   собственному желанию и в зависимости от цели чтения; пересказывать   тексты   изученных   произведений   по   готовому   плану   и   овладевать алгоритмом подготовки пересказов; классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки; различать типы  книг: книга­произведение  и книга­сборник; книги­сборники по темам  и жанрам. читать произведения вологодских поэтов и писателей (р/к) формировать представления о мире, российской истории и культуре, истории и культуре родного края (р/к) Ученик получит возможность научиться: понимать   нравственное   содержание   прочитанного,   давать   оценку   поступкам   героев, высказывать свое мнение о произведении; понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением; работать   с   аппаратом   книг   разного   типа   (книг­произведений,   книг­сборников)   и классифицировать их по жанрам, темам, авторам; формировать потребность в чтении произведений своих земляков (р/к) уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.  Раздел «Литературоведческая пропедевтика» Ученик научится: различать стихотворный и прозаический тексты; определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок); использовать   в   речи   изученные   литературоведческие   понятия   (сказка,   рассказ, стихотворение,   сказки   о   животных,   бытовые   и   волшебные,   обращение,   диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет). Ученик получит возможность научиться: подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов; употреблять в речи изученные литературоведческие понятия; находить и читать диалоги и монологи героев. Раздел «Творческая деятельность» Ученик научится: понимать особенности образов героев  произведения,  выбирать роль героя  и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения; инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды; рассказывать сказки от лица героя; рассказывать о героях произведения; создавать истории с героями произведений. Ученик получит возможность научиться: иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений; выполнять проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»; создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).  Раздел «Чтение: работа с информацией» Ученик научится: находить информацию о героях произведений, об авторе, книге; работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев; дополнять таблицы и схемы недостающей информацией; сравнивать произведения по таблицам, схемам, моделям; дополнять, исправлять, уточнять. Ученик получит возможность научиться: самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике; находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом; находить   информацию   о   предметах,   явлениях   природы   в   текстах   научно­популярных произведений и справочниках; сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем. работать с детской периодикой;  4 класс Предметные результаты обучения К концу обучения в 4 классе ученик достигнет следующих результатов и научится: проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта; воспринимать   умение   читать   как   инструмент   для   своего   интеллектуального,   духовно­ нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта; понимать   и   оценивать   духовные   ценности,   которые   несет   в   себе   художественная литература; объяснять понятия: честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло; понимать   значение   литературы   как   предмета   отечественной   и   зарубежной   литературы, сохраняющего   и   передающего   нравственные   ценности,   традиции,   этические   нормы общения; осознавать себя гражданином России, понимать ценности многонациональной литературы своей страны и мира; проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к литературе других народов; работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах   и   группах,   пользуясь   коммуникативными   универсальными   умениями   (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними о книгах, произведениях, героях и их поступках, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников; пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями по организации своей работы   с   литературными   произведениями   (принимать   и   понимать   учебную   задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы). читать произведения вологодских поэтов и писателей (р/к) Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Ученик научится: пользоваться   чтением   для   решения   учебных   задач   и   удовлетворения   читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне; пользоваться умением читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, а молча — не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями); читать   выразительно   подготовленные   или   изученные   произведения   из   круга   чтения, определяя задачу чтения и алгоритм действий; пользоваться   разными   видами   чтения   (ознакомительным,   изучающим,   поисковым, просмотровым (выборочным), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы; различать тексты художественной, научно­популярной, учебной и справочной литературы; ориентироваться   в   содержании   художественного   произведения,   прослушанного   или прочитанного   самостоятельно:   определять   тему,   жанр,   авторскую   принадлежность   и главную   мысль;   устанавливать   причинно­следственную   связь   в   развитии   событий   и   их последовательность, отвечать на вопросы по содержанию произведения; задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения; работать   с   учебным,   научно­популярным   и   справочным   текстами:   понимать   смысл, определять   тему   и   выделять   микро­темы   (подтемы),   отвечать   на   вопросы   и   задавать вопросы   по   тексту,   дополнять   ответы   и   подтверждать   их   конкретными   сведениями, заданными в явном виде; понимать и объяснять поступки героев, высказывать свое мнение них соотносить поступки с нравственными нормами; передавать   содержание   произведения   подробно,   кратко   или   выборочно,   рассказывать отдельные эпизоды или о героях произведения; различать   тексты   стихотворной   и   прозаической   формы,   учебные,   научно­популярные произведения по теме, жанру и авторской принадлежности; составлять   по   образцу   краткую   аннотацию   и   отзыв   на   литературное   произведение   или книгу; пользоваться   разными   источниками   информации, справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту; пользоваться   алфавитным   каталогом,   самостоятельно   находить   нужную   книгу   в библиотеке. читать произведения вологодских поэтов и писателей (р/к) Ученик получит возможность научиться: определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к произведениям, героям и их поступкам; сравнивать   художественные   и   научно­популярные   произведения,   выделять   две­три отличительные особенности;   печатными   и   электронными работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.  Раздел «Литературоведческая пропедевтика» Ученик научится: различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, художественный и научно­ популярный; сопоставлять   структуры   произведений   фольклора   (сказка,   былина,   песня,   пословица, загадка); использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения,   диалог,   монолог,   герой   произведения,   автор   произведения,   жанр произведения,   автор   —   герой   произведения,   автор   —   рассказчик,   главный   герой, положительные и отрицательные герои произведения; практически   находить   в   тексте   произведения   эпитеты,   сравнения,   олицетворения, метафоры и объяснять их роль; подбирать к словам из произведений синонимы и антонимы. Ученик получит возможность научиться: сравнивать   и   характеризовать   тексты,   используя   литературоведческие   понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение); находить   и   читать   диалоги   и   монологи   героев   произведений,   описания   пейзажей   и портретов героев, повествования и рассуждения; различать   понятия:   произведение,   книга,   периодические   издания   (газеты,   журналы), использовать их в речи и для решения учебных задач.  Раздел «Творческая деятельность» Ученик научится: читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать живые картинки к эпизодам произведения или этапам сюжета (вступление, кульминация, заключение); создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины), сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам; выполнять   индивидуально,   в   парах   или   группах   тематические   проекты,   собирать информацию; оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг­самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках; писать небольшие сочинения о произведениях; о героях произведений, по иллюстрациям к произведению или репродукциям картин, соответствующих теме изучаемых литературных произведений. Ученик получит возможность научиться: пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени; пересказывать   текст   с   зачитыванием   отдельных   эпизодов,   читать   произведение   с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов; писать небольшие сочинения о произведениях, о героях, о своих впечатлениях о книге. Раздел «Чтение: работа с информацией» Ученик научится: ­находить информацию в тексте произведения; ­прогнозировать   содержание   книги,   исходя   из   анализа   ее   структуры   (фамилия   автора, заглавие, оглавление (содержание), аннотация, титульный лист); ­работать   с   моделями,   таблицами,   схемами:   сравнивать,   дополнять,   составлять; использовать моделирование для решения учебных задач; ­использовать информацию из  текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев.   ­составлять   список   используемой   литературы   и   других   информационных источников, заполнять адресную и телефонную книги; ­ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; : ­   воспринимать   на   слух   и   понимать   различные   виды     сообщений   (бытового   характера, художественные и информационные тексты); ­осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса ,приобретения читательского опыта, освоения и использования информации; ­использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения; Ученик получит возможность научиться: ­находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте произведения; ­находить   необходимую   информацию   о   книгах,   авторах   книг   и   произведений   в справочниках и энциклопедиях; ­собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор. ­ориентироваться   в   мире   детской   литературы   на   основе   знакомства   с   выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы в т.ч с произведениями своих земляков (р/к); ­определять   предпочтительный   круг   чтения   исходя   из   собственных   интересов   и познавательных потребностей; ­писать отзыв о прочитанной книге; ­работать с тематическим каталогом; ­работать с детской периодикой Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и  успешного обучения по другим предметам  на основе осознания и развития дошкольного   и   внешкольного   опыта,   связанного   с   художественной   литературой.   У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания   мира   и   самого   себя.   Младшие   школьники   будут   с   интересом   читать художественные,   научно­популярные   и   учебные   тексты,   которые   помогут   им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор. Учащиеся   получат   возможность   познакомиться   с   культурно­историческим наследием   России   и   общечеловеческими   ценностями   для   развития   этических   чувств   и эмоционально­нравственной отзывчивости. Младшие   школьники   будут   учиться   полноценно   воспринимать   художественную литературу,   воспроизводить   в   воображении   словесные   художественные   образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.   Они   получат   возможность   воспринимать   художественное   произведение   как особый   вид   искусства,   соотносить  его   с   другими   видами   искусства   как   источниками формирования   эстетических   потребностей   и   чувств,   познакомятся   с   некоторыми коммуникативными   и   эстетическими   возможностями   родного   языка,   используемыми   в художественных   произведениях,  научатся   соотносить   собственный   жизненный   опыт   с художественными впечатлениями. К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучениюи систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия,   отражающие   учебную   самостоятельность   и   познавательные   интересы,   основы элементарной оценочной деятельности. Выпускники   овладеют   техникой   чтения  (правильным   плавным   чтением, приближающимся   к   темпу   нормальной   речи),   приемами   понимания   прочитанного   и прослушанного   произведения,   элементарными   приемами   анализа,   интерпретации   и преобразования   художественных,   научно­популярных   и   учебных   текстов.   Научатся самостоятельно   выбирать   интересующую  литературу,   пользоваться   словарями   и справочниками,   осознают   себя   как   грамотного   читателя,   способного   к   творческой деятельности. Школьники   научатся   вести   диалог   в   различных   коммуникативных   ситуациях, соблюдая   правила   речевого   этикета,   участвовать   в   обсуждении   прослушанного (прочитанного)   произведения.   Они   будут   составлять   несложные   монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану;   составлять   небольшие   тексты   повествовательного   характера   с   элементами рассуждения   и   описания.   Выпускники   научатся   декламировать   (читать   наизусть) стихотворные   произведения.   Они   получат   возможность   научиться   выступать   перед знакомой   аудиторией   (сверстников,   родителей,   педагогов)   с   небольшими   сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно­популярной   литературой,   будут   находить   и   использовать   информацию   для практической работы. Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы. Виды речевой и читательской деятельности Выпускник научится: – осознавать   значимость   чтения   для   дальнейшего   обучения,   саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать   цель   чтения:   удовлетворение   читательского   интереса   и   приобретение   опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; – прогнозировать   содержание   текста   художественного   произведения   по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; – – читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; – читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения   и   декламировать   стихотворные   произведения   после   предварительной подготовки; – использовать   различные   виды   чтения:   выборочное ознакомительное,   выборочное   поисковое,   выборочное   просмотровое   в   соответствии   с целью чтения (для всех видов текстов);   изучающее, – ориентироваться   в   содержании   художественного,   учебного   и   научно­ популярного   текста,   понимать   его   смысл   (при   чтении   вслух   и   про   себя,   при прослушивании):  –   для   художественных   текстов:   определять   главную  мысль   и   героев произведения;   воспроизводить   в   воображении   словесные   художественные   образы   и картины   жизни,   изображенные   автором;   этически   оценивать   поступки   персонажей, формировать   свое   отношение   к   героям   произведения;   определять   основные   события   и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания),   заданную   в   явном   виде;   задавать   вопросы   по   содержанию   произведения   и отвечать  на них, подтверждая  ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; – для научно­популярных текстов: определять основное  содержание  текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить  в   тексте   требуемую   информацию   (конкретные   сведения,   факты,   описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них,  подтверждая  ответ  примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;  использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами,   поступками   (мотивы,   последствия),   мыслями,   чувствами   героев,   опираясь   на содержание текста;  – – – для   научно­популярных   текстов:   устанавливать   взаимосвязь   между отдельными   фактами,   событиями,   явлениями,   описаниями,   процессами   и   между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;  – – использовать различные формы интерпретации содержания текстов: для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на   содержании   текста;   составлять   характеристику   персонажа;   интерпретировать   текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;  – для   научно­популярных   текстов:   формулировать   простые   выводы, основываясь   на   тексте;   устанавливать   связи,   отношения,   не   высказанные   в   тексте напрямую,   например,   объяснять   явления   природы,   пояснять   описываемые   события, соотнося их с содержанием текста; – ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать   выводы,   соотносить   поступки   героев   с   нравственными   нормами   (толькодля художественных текстов); различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно­ популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов); передавать   содержание   прочитанного   или   прослушанного   с   учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); – участвовать   в   обсуждении   прослушанного/прочитанного   текста   (задавать вопросы,   высказывать   и   обосновывать   собственное   мнение,   соблюдая   правила   речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). Выпускник получит возможность научиться: – осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; и высказывать собственное суждение; осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста – – – – – – – – – – – высказывать   собственное   суждение   о   прочитанном   (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; устанавливать   ассоциации   с   жизненным   опытом,   с   впечатлениями   от восприятия других видов искусства;  составлять   по   аналогии   устные   рассказы   (повествование,   рассуждение, описание). Круг детского чтения (для всех видов текстов) Выпускник научится: – осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; вести   список   прочитанных   книг   с   целью   использования   его   в   учебной   и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; составлять   аннотацию   и   краткий   отзыв   на   прочитанное   произведение   по заданному образцу. Выпускник получит возможность научиться: – – – работать с тематическим каталогом; работать с детской периодикой; самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме). Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов) Выпускник научится: – распознавать   некоторые   отличительные   особенности   художественных произведений   (на   примерах   художественных  образов   и   средств   художественной выразительности); отличать   на   практическом   уровне   прозаический   текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; различать   художественные   произведения   разных   жанров   (рассказ,   басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений; – находить   средства   художественной   выразительности   (метафора, олицетворение, эпитет). Выпускник получит возможность научиться: воспринимать   художественную   литературу   как   вид  искусства,   приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях; – сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя   ряд   литературоведческих   понятий   (фольклорная   и   авторская   литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет); – определять   позиции   героев   художественного   текста,   позицию   автора художественного текста. Творческая деятельность (только для художественных текстов) Выпускник научится: – – создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями; – составлять устный рассказ по репродукциям картин  художников и/или на основе личного опыта; – составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов). Выпускник получит возможность научиться: – вести   рассказ   (или   повествование)   на   основе   сюжета  известного литературного   произведения,   дополняя   и/или  изменяя   его   содержание,   например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета; – или отзыва; писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации создавать   серии   иллюстраций   с   короткими   текстами   по   содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; – – создавать проекты в виде книжек­самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; – работать   в   группе,   создавая   сценарии   и   инсценируя   прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма). 2. Содержание программы На   начальном   этапе   (в   1   и   2   классах)   используются   тематический   и   жанрово­     тематический     принципы   систематизации   материала,   информация   об   изучаемых произведениях   (детском   фольклоре,   сказке,   стихотворной   и   прозаической   речи),   об   их авторах.     На   основном   этапе   (3–4   классы)   произведения   группируются   по   жанровому   и авторскому принципу. В учебники включены произведения, вошедшие в «золотой фонд» классической   детской   литературы,   а   также   произведения   народного   творчества, современных детских отечественных и зарубежных писателей.      Использование жанрового и авторского принципов позволяет сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произведения разных жанров одного автора. Например, разделы, посвященные творчеству Л.Н. Толстого помогут детям увидеть, насколько богата палитра   писателя:   художественные   сюжетные   рассказы,   рассказы­описания   природы, рассказы   о   животных,   сказки,   былины,   басни,   научно­популярные   произведения,   а жанровый раздел «Басни» поможет понять особенности басен разных авторов, в том числе со схожим сюжетом. В   программе   заложены   принципы   эмоционально­эстетического   восприятия произведения   и   духовно­нравственного   воспитания.   Они   реализуются   в   том,   что произведение   (книга)   воздействует   на   эмоционально­чувственную   сферу   начинающего читателя, развивает  у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания,   эмоции   и   чувства),   формирует   представления   о   нравственности.   Кроме указанных   принципов,   учтены   и   общепедагогические   принципы   построения   процесса обучения: системности, преемственности, перспективности. Как   осуществляется   процесс   обучения   литературному   чтению   в   1–4   классах?   В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания — слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся   с   детскими   книгами,   получают   начальные   представления   о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).       Во   2   классе   ученики   уже   умеют   читать   вслух   целыми   словами,   воспринимать содержание читаемого произведения, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.       В   3   классе   формирование   читателя   продолжается   уже   на   более   сложных   (но доступных)   текстах,   углубляются   литературные   познания   ученика,   обогащается   его читательский опыт. Читательское  развитие   школьника   приобретает   большую   глубину,   а   чтение   становится   более самостоятельным.   Между   учеником,   книгой,   автором   складываются   определенные отношения,   вызывающие   у   третьеклассников   личные   симпатии   и   предпочтения.   Дети знакомятся   с   новыми   литературоведческими   понятиями   (средства   выразительности), выделяют особенности жанров. В   4   классе   расширяется   круг   детского   чтения.   Учащиеся   знакомятся   с   новыми      жанрами,   новыми   именами   писателей   и   поэтов.   Продолжается   работа   над   структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются сами произведения и способы работы с ними.      Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно­ символическое   моделирование.   С   первого   по   четвертый   класс   проводятся   уроки литературного   слушания   и   обучения   работе   с   книгой   (учебной,   художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела. 1 класс (132ч) В период обучения грамоте 1 ч в неделю приводится урок литературного слушания, после обучения грамоте — 4 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работы с детскими книгами.  Добукварный период ­ 15 часов, букварный период (1 часть букваря 49 часов, 2 часть букваря – 36 часов), литературное чтение – 32 часа. Всего ­ 132 часа в 1 классе. Виды речевой и читательской деятельности Аудирование   (слушание).   Восприятие   литературного   произведения.   Умение   слушать   и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не   нравится».   Элементарная   оценка   эмоционального   состояния   героев   (весел,   печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора). Чтение.   Плавное   чтение   вслух   по   слогам   и   целыми   словами   со   скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими   знакам   препинания.   Чтение   наизусть   небольших   стихотворений, прозаических   отрывков   (2–3   предложения).   Осознанное   чтение   слов,   словосочетаний, предложений и коротких текстов. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста,   концовка,   умение   видеть   последовательность   событий.   Озаглавливание   текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя. Круг чтения «Читаем о Родине и родной природе»  (4 часа) Поэты   –   классики   XX   века,   произведения   детских   поэтов   и   писателей,   раскрывающие разнообразие   тематики,   жанров,   национальные   особенности   литературы.   Произведения детских поэтов и писателей Хабаровского края (р.к.) Разножанровые   произведения   о   животных.   Произведения   фольклора   и   авторские произведения . «Читаем сказки, загадки скороговорки» (4 часа) Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Литературные сказки. А.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок) Сказки народные. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» Развитие восприятия художественного произведения К.Булычев «Скороговорка» Литературные сказки В.Бианки «Лис и Мышонок». Загадки. «Учимся уму – разуму» (6 часов) Рассказы для детей К.Ушинский «Играющие собаки» Л.Н.Толстой «Косточка» Стихотворения и рассказы о детях В.Осеева «Кто наказал его?» Пословица. «Потерянный день», «Три товарища», «Печенье» И.Северянин «Ее питомцы», Е. Пермяк «Торопливый ножик»,  Рассказы о детях Е.Пермяк «Пичугин мост» Стихи о детях Н. Саконская «Мы с мамой»  Стихотворения для детей А.Барто «Я­лишний», Я.Аким «Мама». Пословица. Юмористические стихотворения для детей Э.Успенский всё в порядке»  «Читаем о Родине и родной природе» (3 часа)  «О наших друзьях – животных» (6 часов)  Произведения фольклора о животных: русская народная песня «Котик», загадка. «Сказки­несказки о животных» Э. Шим «Глухарь» «Учимся уму – разуму» (4 часа)  Юмористические произведения. Сказки современных писателей для детей М. Пляцковский «Добрая лошадь» Рассказы о детях и для детей  Разножанровые произведения для детей Е.Пермяк «Бумажный змей», В. Берестов «Серёжа и гвозди»  Читаем сказки, пословицы, считалки (3 часа)  Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки. (в т. ч. Хабаровского края (р/к) Произведения о дружбе и доброте Произведения для детей. Современная сказка А. Усачёв «Грамотная мышка», М. Яснов «В лесной библиотеке» Сказки зарубежных писателей: Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», Д. Биссет « Дракон Комодо» Литературные сказки: В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок», С. Прокофьев « Сказка о том, что надо дарить» Народные сказки: Р Н С «Терёшечка»  «О наших друзьях – животных»  (2 часа) Стихотворные произведения русских и зарубежных о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле. Литературоведческая пропедевтика Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица,   поговорка,   потешка,   стихотворение,   комикс,   автор,   заглавие,   тема, литературный герой, абзац. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) Проявление   интереса   к   словесному   творчеству,   участие   в   коллективном   сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев. Чтение: работа с информацией Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица   и   схема.   Чтение   данных   в   таблице,   заполнение   под   руководством   учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге. Межпредметные связи: с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге; с уроками труда: изготовление книг­самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).              2 класс (136 ч) Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения   к   произведению,   к   героям,   их   поступкам.   Сравнение   персонажей   одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения. Чтение.   Осознанное   правильное   плавное   чтение   вслух   с   переходом   на   чтение целыми   словами   вслух   небольших   по   объему   текстов.   Обучение   чтению   молча   на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения. Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших   случаев   многозначности,   выделение   сравнений.   Деление   текста   на   части   и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения. Круг чтения «О нашей Родине» (5 часов)  Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей,  о дружбе и   товариществе; о добре и зле, правде и лжи. Фольклор родного края (р.к.)   «Народная мудрость» (устное народное творчество) (6часов) Произведения   фольклора   русского   народа   и   народов   других   стран:   пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Фольклор родного края (р.к.) Сравнение произведений фольклора разных народов. Народная песня «Я с горы на гору шла…». Загадки Литературное слушание. Былина «Как Илья из Мурома Богатырём стал» Былина « Три поездки Ильи Муромца»     Шутка, считалка, потешка, пословицы.   «О детях и для детей» (14 часов) Произведения о жизни детей разных народов и стран. Басни. И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л.Толстой «Страшный зверь. Литературное слушание. М.Зощенко «Самое главное».   «Мир сказок» (5 часов) Произведения   русских   и   зарубежных   писателей­классиков,   произведения   современных детских писателей.  Произведения детских поэтов и писателей Хабаровского края (р.к.) Русская народная сказка «У страха глаза велики». Доп.чт «Царевна­лягушка» Братья Гримм «Маленькие человечки». Доп.чт. «Три брата» Х.­К. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Доп.чт. Принцесса на горошине»   Братья Гримм «Семеро храбрецов». Доп.чт. Б.Заходер «Серая Звездочка» (слушание)  «Уж небо осенью дышало…» (6 часов)                         Сказки   (народные   и   авторские),   рассказы,   басни,   стихотворения,   загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.            (в т. ч. Хабаровского края (р/к)  «Снежок порхает, кружится…»  (16 часов)             Научно­популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги­справочники, словари.  «Здравствуй, праздник новогодний!» (9 часов)  «О братьях наших меньших»  «Лис Миккель и другие» (зарубежные сказки) (13 часов)  «Семья и я» (15 часов)             Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы.              Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения. (12 часов) (12 часов)   «Весна, весна красная…» (23 часа) Жанровое разнообразие.  «Там чудеса…» (волшебные сказки) Приключенческая детская книга. Литературоведческая   пропедевтика   Ориентировка   в   литературоведческих   понятиях:   литературное   произведение,   фольклор,   произведения   фольклора,   народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная   сказка,   присказка,   зачин,   небылица,   потешка,   шутка,   скороговорка,   герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй.   Рассказывание   сказок   от   лица   одного   из   ее   персонажей.   Придумывание продолжения   произведения   (сказки,   рассказа),   изменение   начала   и   продолжения произведения.   Коллективные   творческие   работы   («Мир   сказок»,   «Сказочные   герои», «Герои   народных   сказок»,   «Теремок   для   любимых   героев»   и   т. д.).   Подготовка   и проведение уроков­сказок, уроков­утренников, уроков­конкурсов, уроков­игр. Чтение: работа с информацией Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема. Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг. Межпредметные связи: с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини­текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений; с   уроками   изобразительного   искусства:   иллюстрирование   отдельных   произведений, оформление   творческих   работ,   участие   в   выставках   рисунков   по   изученным произведениям; с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни); с уроками труда: изготовление книг­самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего­конструкции к изученным произведениям или разделам).          3 класс (136 ч) Виды речевой и читательской деятельности Аудирование   (слушание).   Восприятие   литературного   произведения.   Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли. Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в   сравнении;   особенности   произведения   (композиция   текста,   язык   произведения, изображение   героев).   Сравнение   героев   разных   произведений,   анализ   их   поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям. Чтение.   Чтение   вслух   и   молча   (про   себя)   небольших   произведений   или   глав   из произведений   целыми   словами.   Осмысление   цели   чтения.   Выбор   вида   чтения   в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное. Умение   читать   выразительно   текст   произведения,   передавая   отношение   к   событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок. Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной   мысли   текста.   Определение   поступков   героев   и   их   мотивов;   сопоставление поступков   персонажей   и   их   оценка.   Нахождение   в   произведении   слов   и   выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Работа   со   структурой   текста:   начало,   развитие,   концовка;   деление   текста   на   части   и озаглавливание   частей;   составление   плана   под   руководством   учителя.   Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.  Круг чтения «Устное народное творчество» (16 ч.) Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Фольклор родного края (р.к.) Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые   концовки.   Идея   победы   добра   над   злом,   правды   над   кривдой.   Реальность   и нереальность   событий.   Герои   положительные   и   отрицательные.   Былина:   особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы. Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Фольклор родного края (р.к «Басни» ( 5 ч.) Жанровое разнообразие. Более сложные, чем изучаемые в 1 и 2 классах, по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы,  легенды,     стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).  «Произведения А.С.Пушкина» (10 ч.) Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности:   особый     поэтический   язык   писателя,   лиричность   и   яркость   образов,   эмоциональные переживания.  «Стихи русских поэтов» (5 ч.) Стихотворные  произведения отечественных  писателей.  «Произведения Л.Н.Толстого» (11 ч.) Прозаические произведения отечественных писателей.  «Произведения Н.А.Некрасова» (7 ч.)  «Произведения А.П.Чехова» (6 ч.)  Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи,  эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.  «Сказки зарубежных писателей» (4 ч.) Прозаические произведения  зарубежных писателей.  «Стихи русских поэтов» (7 ч.)  Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей.  «Произведения Д. Н. Мамина­ Сибиряка» (6 ч.) Рассказы­описания   (научно­художественные   рассказы)   —   промежуточный   жанр   между художественными и научно­популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.  «Произведения А.И.Куприна» (7 ч.) Художественные   и   научно­популярные   рассказы   и   очерки.   Справочная   литература: словари, детские энциклопедии, книги­справочники.  «Произведения С.А.Есенина» (7 ч.) Произведения о Родине, о героических подвигах, во имя Родины, людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений  (добро,  зло,  честь,  долг,   совесть,   любовь,  ненависть,   дружба,  правда, ложь ). Произведения детских поэтов и писателей Хабаровского края (р.к.)  «Произведения К.Г.Паустовского» (12 ч.)  «Произведения С.Я.Маршака» (4 ч.)  «Произведения Л.Пантелеева» ( 6 ч.)  «Произведения А.П.Гайдара» (6 ч.)  «Произведения М.М.Пришвина» (7 ч.)            «Произведения зарубежных писателей» (10 ч.)            Литературоведческая пропедевтика Ориентировка   в   литературоведческих   понятиях:   литература,   фольклор,   литературное произведение.   Литературные   жанры:   сказка,   былина,   сказ,   пословица,   загадка,   рассказ, стихотворение, басня, пьеса­сказка, быль. Присказка,   зачин,   диалог,   произведение   (художественное   произведение,   научно­ художественное,   научно­популярное).   Герой   (персонаж),   портрет   героя,   пейзаж. Стихотворение,   рифма,   строка,   строфа.   Средства   выразительности:   логическая   пауза, темп, ритм. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора)  загадок,  потешек,  небылиц,  сказок,  забавных  историй  с  героями  изученных произведений.   «Дописывание»,   «досказывание»   известных   сюжетов,   устное   сочинение повествовательного   характера   с   элементами   рассуждения   и   описания.   Коллективная творческая   работа   по   изученным   произведениям   во   внеурочное   время   (в   группе продленного   дня,   в   творческой   мастерской,   в   литературном   кружке   или   на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков­отчетов. Чтение: работа с информацией Информация   о   книге,   произведении,   авторе   произведения   или   книги.   Получение информации   с   опорой   на   аппарат   книги   (титульный   лист,   оглавление,   аннотация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах. Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц. Использование   готовых   таблиц   с   информацией   для   характеристики   героев,   книг, произведений. Межпредметные связи: с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов); с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг­самоделок,   использование   красок   для   передачи   своего   отношения   к   героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения; с   уроками   музыки:   знакомство   с   музыкальными   произведениями   на   тексты   отдельных произведений,   составление   музыкального   интонационного   рисунка   и   сравнение   его   с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений; с уроками труда: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.  4 класс (136 ч) Виды речевой и читательской деятельности Аудирование   (слушание).   Восприятие   литературного   произведения.   Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание   настроения   литературного   произведения,   осознание   схожести   и   различий настроений   героев,   авторской   точки   зрения.   Общая   оценка   достоинств   произведения. Оценка  эмоционального  состояния  героев,   анализ  их   действий   и  поступков.  Сравнение персонажей   разных   произведений,   выявление   отношения   к   ним   автора,   высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения. Умение   на   слух   воспринимать   разные   по   жанру   произведения,   запоминать   слова, характеризующие   персонажей,   образные   выражения,   создающие   картины   природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя. Умение   определять   задачу   чтения   —   что   и   с   какой   целью   читается,   рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения. Умение   сопоставлять   два   ряда   представлений   в   произведении   –   реальных   и фантастических. Чтение. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон,   логические   ударения,   паузы,   мелодика   речи).   Использование   сведений   об   авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы). Работа   с   текстом.   Установление   смысловых   связей   между   частями   текста. Определение   мотивов   поведения   героев   и   оценивание   их   поступков;   сопоставление поступков героев. Понимание   и   различение   значений   слов   в   тексте;   нахождение   в   произведении   слов   и выражений,   изображающих   поступки   героев,   картины   и   явления   природы;   выделение   в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий   и   выборочный   пересказ   текста   по   плану.   Составление   творческого   пересказа (изменение   лица   рассказчика,   продолжение   рассказа   о   судьбе   героев   на   основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам. Круг чтения Произведения   устного   народного   творчества   русского   народа   и   народов   мира:   сказки, загадки, пословицы, былины, легенды, сказы. Фольклор родного края (р.к.) Ведущие идеи, объединяющие   произведения   фольклора   разных   народов,   специфика   художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии, из летописи. Стихотворные   и   прозаические   произведения   отечественных   и   зарубежных   писателей­ классиков, детских писателей. Произведения детских поэтов и писателей Хабаровского края (р.к.) Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно­познавательная   книга:   о   природе,   путешествиях,   истории,   научных   открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари). Примерная тематика. Художественные произведения о жизни детей­сверстников, о Родине и   других   странах,   о   труде   и   творчестве,   о   путешествиях   и   приключениях.   Научно­ познавательные произведения: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях. Жанровое   разнообразие.   Расширение   знаний   в   области   жанровых   особенностей   сказки (народной   и   литературной),   рассказов,   басен   (стихотворных   и   прозаических),   былин   и сказок,   очерковых   произведений.   Сравнение   художественных   и   научно­художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам. Народные   сказки:   плавный   ритм   чтения,   фантастические   превращения,   волшебные предметы, повторы слов («жили­были», «день­деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь — сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа. Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре). Литературная   сказка.   Сходство   с   народной   сказкой   (сказочные   герои,   структурное сходство,   превращения,   победа   добрых   сил).   Особенность   авторского   языка,   образов, эмоциональных переживаний. Рассказы: художественные, научно­популярные. Особенности художественного рассказа: эмоционально­образное описание героев, интересных случаев из их жизни, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям. Стихотворное   произведение:   ритмический   рисунок,   строка,   строфа,   рифма,   средства выразительности. Научно­художественные   рассказы:   рассказы   о   природе,   художественные   описания природы, художественный образ и познавательная, реальная информация. Научно­популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение. Очерк   —   повествование   о   реальных   событиях,   о   людях   и   их   делах,   происходящих   в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе. Библиографические   сведения   о   книге.   Элементы   книги:   обложка,   титульный   лист, оглавление,   предисловие,   послесловие,   аннотация,   иллюстрация.   Каталог.   Каталожная карточка.   Периодика   (наименования   детских   газет   и   журналов).   Сведения   об   авторе. Элементарные   знания   о   времени   создания   произведения.   Примерная   тематика. Художественные произведения о жизни детей­сверстников, о Родине и других странах, о труде   и   творчестве,   о   путешествиях   и   приключениях.   Научно­познавательные произведения: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях. Литературоведческая пропедевтика Ориентировка   в   литературоведческих   понятиях.   Литература,   фольклор,   литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса­ сказка, очерк, научно­популярное и научно­художественное произведения. Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция;   изобразительно­выразительные   средства   языка   (эпитет,   сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание»,   «досказывание»   известного   сюжета.   Сочинение   (по   аналогии   с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок. Умение   писать   отзывы   о   прочитанных   книгах,   аннотацию   на   книгу,   составить   на   нее каталожную карточку. Письмо. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера). Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх­драматизациях, игровых диалогах, театральных играх. Чтение: работа с информацией Работа   с   информацией,   полученной   из   выходных   сведений,   аннотации,   содержания. Информация   о   произведении   до   чтения   (фамилия   автора,   заголовок,   подзаголовок); прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Сбор информации о произведении после чтения (жанр, тема, структура). Использование   информации   из   готовых   таблиц   для   характеристики   героев.   Работа   с таблицами, схемами, моделями. Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации. Нахождение   информации,   применение   ее   для   решения   учебных   задач.   Определение порядка учебных действий, составление алгоритма (памятки) решения учебной задачи. Оценка полученной информации о книге и литературных героях.  Межпредметные связи: с   уроками   русского   языка:   устные   и   письменные   рассказы   о   героях   литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание,   рассуждение,   повествование),   первые   опыты   пробы   пера   (сочинение   сказок, рассказов, былей, забавных историй и т. Д.); с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской   музыки   на   тексты   или   по   мотивам   изученных   литературных   произведений,   о взаимообогащении музыки и литературы; с   уроками   изобразительного   искусства:   иметь   представление   о   близости   произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного. Формы учебных занятий – урок­викторина, урок­экскурсия, урок­игра (деловые, ролевые, ситуационные   игры),   урок­конференция,   урок­соревнование,   урок­путешествие,   квест­ урок,   проектные   занятия,   творческие   мастерские,   практические   занятия,   презентация творческих работ. 3. Тематическое планирование Название тем Добукварный период  букварный период (1 часть букваря 49 часов, 2 часть букваря – 36 часов),  Количество часов 15 ч 49+36 ч 32ч                 литературное чтение  4 ч 4 ч 6 ч 3 ч 6 ч 4 ч 3 ч 2 ч 5 ч 6 ч 14 ч 5 ч 6 ч 16 ч 9 ч 12 ч 13 ч 15 ч 23 ч 12 ч 16 ч 5 ч 10 ч 5 ч 11 ч 7 ч 6 ч 4 ч 7 ч 6 ч 7 ч 7 ч 12 ч 4 ч 6 ч 6 ч 7 ч 10 ч 8 ч 5 ч «Читаем о Родине и родной природе»   «Читаем сказки, загадки скороговорки»  «Учимся уму – разуму»  «Читаем о Родине и родной природе» «О наших друзьях – животных» «Учимся уму – разуму» Читаем сказки, пословицы, считалки  «О наших друзьях – животных»   «О нашей Родине»    «Народная мудрость» (устное народное творчество) «О детях и для детей»  «Мир сказок»  «Уж небо осенью дышало…»  «Снежок порхает, кружится…»   «Здравствуй, праздник новогодний!»  «О братьях наших меньших» «Лис Миккель и другие» (зарубежные сказки)  «Семья и я»  «Весна, весна красная…»  «Там чудеса…» (волшебные сказки) «Устное народное творчество» «Басни» «Произведения А.С.Пушкина» «Стихи русских поэтов»  «Произведения Л.Н.Толстого» «Произведения Н.А.Некрасова» «Произведения А.П.Чехова» «Сказки зарубежных писателей» «Стихи русских поэтов» «Произведения Д.Н.Мамина­ Сибиряка» «Произведения А.И.Куприна» «Произведения С.А.Есенина» «Произведения К.Г.Паустовского» «Произведения С.Я.Маршака» «Произведения Л.Пантелеева» «Произведения А.П.Гайдара» «Произведения М.М.Пришвина»   «Произведения зарубежных писателей» Произведения фольклора. Сказки. Легенды, былины, героические песни  Басни. Русские баснописцы 5 ч 5 ч 4 ч 3 ч 4 ч 3 ч 7 ч 6 ч 8 ч 2 ч 4 ч 4 ч 3 ч 7 ч 3 ч 3 ч 2 ч 2 ч 2 ч 5 ч 8 ч Произведения В.А. Жуковского Произведения А.С. Пушкина Произведения М.Ю. Лермонтова Произведения П.П. Ершова Произведения В.М. Гаршина Произведения русских писателей о детях Произведения зарубежных писателей В мире книг Произведения Л.Н. Толстого Стихи А.А. Блока Стихи К. Д. Бальмонта Произведения А.И. Куприна Стихи И. Бунина   Произведения С. Я. Маршака «Стихи Н.А. Заболоцкого» Стихи Н. Рубцова «Произведения о детях войны» «Произведения С.В. Михалкова» Юмористические произведения Очерки Путешествия. Приключения. Фантастика 4.Учебно­методическое и материально­техническое  обеспечение  образовательного процесса. Учебно­методический комплект: 1 Л.Е.   Журова,   А.О.   Евдокимова   Букварь:   1   класс:   Учебник   для   учащихся общеобразовательных учреждений в 2ч. ФГОС­ М.: Вентана – Граф.  2 Л.А. Ефросинина Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. ФГОС. ­ М.: Вентана – Граф.  3 Л.А.   Ефросинина   Литературное   чтение:   1   класс:   учебник   для   учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС. ­ М.: Вентана – Граф 4 Ефросинина, Л. А.  Литературное чтение : 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений /ФГОС.  Л. А. Ефросинина. – 2­е изд., дораб. – М. : Вентана­Граф, 5 Литературное   чтение   .   1класс.   Уроки   слушания.   Рабочая   тетрадь   к   учебной хрестоматии, ФГОС, 2014 г. Ефросинина Л.А. 6 Литературное чтение. Ефросинина Л.А. Методическое пособие. 1 класс. ФГОС, 2013 г. 7 Литературное чтение. 1 класс. Уроки слушания. Методическое пособие. ФГОС, 2013 г. 8 Л.А.   Ефросинина   Литературное   чтение:   2   класс:   учебник   для   учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС. ­ М.: Вентана – Граф 9 Л.А.   Ефросинина   Литературное   чтение:   3   класс:   учебник   для   учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС. ­ М.: Вентана – Граф 10 Л.А.   Ефросинина,   Оморокова   М.И.   Литературное   чтение:   4   класс:   учебник   для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС. ­ М.: Вентана – Граф 11 Литературное чтение. 2 класс. Хрестоматия. ФГОС. Ефросинина Л.А. 12 Литературное чтение. 3 класс. Хрестоматия. ФГОС. Ефросинина Л.А. 13 Литературное чтение. 4 класс. Хрестоматия. ФГОС. Ефросинина Л.А. 14 Ефросинина, Л. А.  Литературное чтение : 2 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений /ФГОС.  Л. А. Ефросинина. – 2­е изд., дораб. – М. : Вентана­Граф 15 Ефросинина, Л. А.  Литературное чтение : 3 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений /ФГОС.  Л. А. Ефросинина. – 2­е изд., дораб. – М. : Вентана­Граф 16 Ефросинина, Л. А.  Литературное чтение : 4 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений /ФГОС.  Л. А. Ефросинина. – 2­е изд., дораб. – М. : Вентана­Граф.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературному чтению уровень начального общего образования (базовый)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017