Рабочая программа по музыке
Оценка 4.8

Рабочая программа по музыке

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
музыка
1 кл
19.03.2019
Рабочая программа по музыке
Публикация является частью публикации:
1 кл музыка раб пр.doc
Пояснительная записка Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» для 1­4 класса разработана на основе: требований Федерального государственного образовательного стандарта начального Фундаментального ядра содержания общего образования; Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина; Рабочей программы курса «Музыка» автора Т.И.Бакланова СанПиН  2.4.2.2821­10  "Санитарно­эпидемиологические  требования   к  условиям   и  общего   образования;     организации обучения в общеобразовательных учреждениях"  Примерной   программы   по   музыке   (сборник   «Программы   общеобразовательных учреждений», Просвещение, серия «Стандарты второго поколения») с учетом требований государственного образовательного стандарта для начальной школы;                  Программа  разработана  на основе  современных  научно  – педагогических  идей  и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий. В программе   уделено   особое   внимание   знакомству   детей   с   музыкальным   фольклором народов России и классической музыки, а также выявлению народно – песенных истоков русской   профессиональной   музыки.     Особое   внимание   уделено   повышению   роли художественного, в том числе – музыкального образования, в формировании духовно – нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно – исторических   и   национально   –   культурных   традиций   России,   а   также   широкому использованию   средств   искусства,   в   патриотическом   воспитании   обучающихся,   в формировании   у   них   культуры   межнациональных   отношений.   Сделан   акцент   на   арт   ­ терапевтических   и   коррекционных   функциях   художественного   образования,   а   также дифференцированном   подходе   к   различным   группам   обучающихся,   в   том   числе   –   к одаренным детям.                 Главная  цель  музыкального образования – формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся как одной из составных частей общей культуры личности. Музыкальное   образование     должно   способствовать   повышению   культуры   личности обучающихся на основе выявления и развития ее музыкальных, творческих и духовных способностей. Этому способствует целостная система задач музыкального образования: 1.Формирование музыкально – информационной культуры личности:    воспитание музыкально – познавательных потребностей и интересов; приобретение   основ   музыкально   –   теоретических   и   музыкально   – исторических знаний; приобретение   первоначальных   навыков   поиска   и   анализа   информации   о музыкальном   искусстве   с   помощью   различных   источников   и   каналов информации (книг, видеофильмов, музыкальных музеев и т.д.) 2. Формирование культуры музыкального восприятия: ­ приобретение опыта музыкально – слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений; ­  формирование потребности в восприятии музыки; ­ воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку; ­ развитие интереса к слушанию народной музыки и шедевров музыкальной классики; ­ воспитание музыкального вкуса; ­   освоение   первоначальных   навыков   анализа   и   оценки   прослушанных   музыкальных произведений, их художественно – образного содержания, выразительных средств. 3.  Формирование и развитие музыкально – исполнительской культуры обучающихся: ­ приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования; ­ выявление и развитие музыкальных способностей обучающихся; ­   потребности   в   различных   видах   музыкально   –   исполнительской   деятельности, элементарных певческих умений и навыков; ­   навыков   элементарного   музицирования   и   импровизации   на   детских   и   простейших народных инструментах. 4. Формирование музыкально – релаксационной культуры: ­ освоение детьми приемов снятия психологического и мышечного напряжения в процессе выполнения   разнообразных   музыкально   –   терапевтических   упражнений   (развитие певческого   дыхания   с   использованием   методов   звукотерапии,   развития   музыкального восприятия   и   творческого   воображения   с   использованием   возможностей   музыкальной терапии). 5.  Формирование   и   развитие   творческих   способностей   обучающихся, потребности в самостоятельной музыкально – творческой деятельности, первоначальных навыков музыкальной композиции. 6.  Формирование   и   развитие   духовных   способностей   личности  средствами музыкального   искусства,   системы   духовно   –   нравственных   ценностей   и   идеалов, потребности   в   самопознании,   самооценке,   самообразовании,   саморазвитии   и самореализации.         Одной из главных особенностей данной программы и учебников, разработанных на ее основе,   является  поликонтекстный   подход  к   общему   музыкальному   образованию.   Он заключается в том, что содержание музыкально – образовательного процесса разработано одновременно   в   нескольких   контекстах:   художественно­эстетическом,   аксиологическом, психолого­педагогическом,   семантическом,   культурно­историческом,   этнокультурном, экологическом, информациологическом и арт­терапевтическом. Художественно   –   эстетический   контекст  создает   условия   для   формирования   у детей   средствами   музыкального   искусства   эстетических   представлений   о   красоте   в искусстве   и   жизни,   для   развития   их   эстетического   вкуса   и   других   составляющих художественно – эстетической культуры личности. Аксиологический   (ценностный)   контекст  является   фактором   преодоления   в процессе музыкального образования конфликтов духовно­нравственного и художественно­ эстетического   становления   личности   ребенка   в   противоречивой,   часто   агрессивной   по отношению   к   его   психике,   современной   культурно­информационной   среде.   Данный контекст   программы   призван   способствовать   вытеснению   из   сознания   ребенка антигуманных,   безнравственных   и   антихудожественных   образов   и   идеалов,   которые   не свойственны культурно­исторической психологии российского сознания, и замещению их лучшими   Содержание  основано   на   целенаправленно   отобранных   музыкальных   образах   природы, сказочных   персонажей,   человека,   народа,   Родины.   Художественно­образное   содержание музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения и прослушивания, отражает такие   духовно­нравственные   ценности,   как   любовь   к   России,   людям,   природе,   к прекрасному в искусстве и жизни. В этих музыкальных произведениях воплощены также традиционные   для   отечественной   культуры   образы­идеалы   человека   и   такие   качества отечественной культуры. идеалами     образами   и реальных   и   сказочных   героев,   как   доброта,   красота,   смелость,   находчивость, сообразительность,   способность   к   состраданию,   любовь   к   детям,   трудолюбие, справедливость и т. д. Психологический контекст позволяет осуществлять психологическую диагностику личности   ребенка   в   условиях   музыкально­образовательного   процесса,   выявлять   и корректировать   его   эмоциональные   реакции   на   музыку,   определять   психолого­ педагогическую эффективность уроков музыки. Семантический   контекст,   заключающийся   в   акцентировании   внимания   на значениях   и   смыслах   музыкальных   текстов,   обеспечивает   существенное   обновление   и систематизацию   традиционного  семантического  пространства  уроков  музыки.  В данном пространстве выделены приоритетные значения, смыслы и образы музыкального искусства, обладающие   высоким   социализирующим   и   психолого­педагогическим   потенциалом. Семантическими "узлами" целостного музыкально­развивающего пространства становятся:   другими ­   музыкальные   образы   природы,   семьи,   детей   и   детства,   родного   дома,   Родины;   музыкальные   образы   сказочных   героев,   обладающих   теми   или   иными   добродетелями;   музыкальные   темы   и   образы,   отражающие   наиболее   важные   для   воспитания,   обучения, развития и оздоровления современных школьников способы взаимодействия  человека с природой, искусством.           В   основу   моделирования   семантического   пространства   музыкального   воспитания, обучения   и   развития   младших   школьников   положена   система   ключевых   понятий, позволяющая средствами музыкального искусства формировать у детей образную картину окружающего   мира   в   его   многообразных   измерениях   и   проявлениях.        В эту систему включены следующие понятия: музыкальное пространство и пространство в музыке;  музыкальное  время  и  время  в музыке;  музыкальное  движение  и  движение  в музыке; музыкальные предметы и предметный мир в музыке. людьми     и   Исторический контекст разработки программного содержания позволяет показать взаимосвязь историко­культурных традиций и современности, а также диалог музыкальных культур   различных   эпох,   цивилизаций,   народов   и   стран.   Средствами   музыкального искусства у детей формируются как интерес к музыкальным традициям и современной музыкальной жизни разных народов России и других стран, так и представления о музыке старинной и современной, классической и народной. Культурологический и этнокультурный контексты обеспечивают формирование у детей первоначальных представлений о формах бытования тех или иных музыкальных произведений   и   музыкальных   инструментов   в   различных   социокультурных   и этнокультурных   средах.   Для   этого   предусмотрено   "вживание"   детей   в   конкретные музыкально­бытовые ситуации (музыка в нашем доме, на улицах города, в храме, на балу, народном празднике, в театре, кино, цирке и т. д.). Информациологический   контекст  предполагает   формирование   у   детей первоначальных   представлений   о   роли   и   месте   музыки   в   современном   мировом информационном пространстве, о возможностях телевидения, радио, компьютера и других электронных средств в трансляции музыкальной информации. Экологический контекст предусматривает формирование и развитие у школьников средствами   музыкального   искусства   первоначальных   представлений   о   красоте   и многообразии природного мира, а также о роли человека в его сохранении и защите. Художественно­эстетический   контекст  создает   условия   для   формирования   у детей   средствами   музыкального   искусства   эстетических   представлений   о   красоте   в искусстве   и   жизни,   для   развития   их   эстетического   вкуса   и   других   составляющих эстетической культуры личности. Арт­терапевтический контекст дает учителю музыки возможность формировать у детей   музыкально­релаксационную   культуру,   активно   использовать   целительные возможности   музыки   в   интеграции   с   другими   видами   искусства.   Это   стало   особенно важным   в   связи   с   ростом   психических   расстройств,   повышенной   тревожности   и агрессивности,   психосоматических   заболеваний   у   детей,   о   которых   свидетельствует современная статистика. Использованы различные виды арт­терапии: музыкальная терапия (вокальная   и  дыхательная),  фольклорная  терапия,   а  также  интегрированные  с  музыкой сказкотерапия, танцевально­двигательная терапия, цветотерапия и драматерапия. Еще   одной   важной   особенностью   программы   и   учебников   является   то,   что   их содержание можно варьировать и адаптировать применительно к конкретным условиям музыкально­образовательного   процесса   в   той   или   иной   локальной   социокультурной   и этнокультурной среде. Педагогические   технологии,   используемые   при   реализации   программы: сотворчество, сотрудничество, личностно­ориентированный подход, творческие проекты, дифференцированные   обучающие,   развивающие   и   диагностирующие   задания.   Так   же предусмотрены   различные   сочетания   инвариантных   и   вариативных   тем   и   заданий, проблемные   ситуации,   самостоятельный   информационный   поиск,   интеграция   различных видов   художественно   –   творческой   и   художественно­познавательной   деятельности учащихся. Уроки музыки, проводимые по данной программе, можно интегрировать с уроками изобразительного искусства на основе:  Выявления общего и особенного в языке разных видов искусства;  Общности   художественно­образного   содержания   произведений   различных   видов искусства;  Общности духовно­нравственных смыслов произведений искусства. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета “Музыка”.     Ядро   культуры   личности   составляют   духовно­нравственные   ценности   и   идеалы,   в которых   проявляются   духовные   способности   личности.   Данные   способности определяют   отношение   человека   к   себе,   другим   людям,   Родине,   народу,   природе, культурному наследию, различным видам деятельности (труду, учебе, художественному творчеству и т. д.). Эти способности дают духовный импульс творчеству, наполняют процесс   и   результаты   творческой   деятельности   высшими   духовно­нравственными смыслами, одухотворяют восприятие и исполнение музыкальных произведений. Ориентация   данной   программы   на   комплексное   формирование   и   развитие   всех основных   компонентов   музыкальной   культуры   личности   с   учетом   ее   музыкальной направленности,   музыкальных,   творческих   и   духовно­нравственных   способностей позволяет эффективно достигать основных целей изучения музыки в начальной школе. Программой предусмотрено обучение музыке с первого по четвертые классы в общей учебно­игровой   форме   –   воображаемого   путешествия   по   Музыкальному   миру   по следующим образовательным маршрутам (сквозным темам года): 1. «Где   музыка   берет   начало?»  путешествие   по   миру   звуков,   ритмов,   мелодий   и музыкальных образов (1 класс) 2. «Волшебные силы музыки»: знакомство с особенностями музыки как вида искусства, с ее создателями и исполнителями (2 класс) 3. «Где   живет   музыка?»  путешествие   по   концертным   залам,   музыкальным   театрам   и музеям (3 класс) 4. "Музыкальная жизнь разных стран и народов»: музыкальное путешествие по России и странам Европы (4 класс) Благодаря такой структуре программы ее содержание логично и последовательно развертывается   от   звуков   и   образов   природы   к   музыкальным   звукам,   интонациям, образам, средствам музыкальной выразительности, затем к простым музыкальным формам и жанрам (песне, танцу, маршу), от них – к крупным музыкальным формам (симфонии, кантате,   опере   и   др.).   Одновременно   дети   имеют   возможность   познакомиться   и   с разнообразными   формами   бытования   музыкального   искусства,   его   сохранением, изучением,   исполнением   и   трансляцией   в   современном   культурно   –   информационном пространстве, а также с воплощенными в музыкальной культуре духовно­нравственными ценностями   и     идеалами   (любовь   к   Родине,   природе,   своему   народу,   родному   дому, ценностям   семьи   и   семейных   традиций,   уважительное   отношение   к   разным   народам России и других стран, интерес к их музыкальному искусству и национально­культурным традициям и др.) Знакомство с жизнью и творчеством великих русских и зарубежных композиторов­ классиков осуществляется в ракурсе, позволяющем раскрыть важную роль в   творческих   достижениях   и   успехах   музыкантов   таких   факторов,   как   семейные музыкальные традиции, любовь к природе, интерес к народной музыке, образованность, трудолюбие, путешествие по миру. Таким   образом,   в   программе   «Музыка»   для   1­4   классов   в   полной   мере представлены все содержательные линии, предусмотренные ФГОС для начальной школы: «Музыка в жизни человека»; «Основные закономерности музыкального искусства»;                    «Музыкальная картина мира» ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 1­ГО КЛАССА. ЛИЧНОСТНЫЕ У обучающихся будет сформировано: • положительное отношение к урокам музыки. Учащиеся получат возможность для формирования: • мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности; •  осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России; • внимательного отношения к музыке как живому, образному искусству; • эмоционально ­ ценностного отношения к искусству, к музыки. произведениям классической ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся научатся: • основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.); • узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы; •  рассказывать   о   содержании   прослушанных   музыкальных   произведений,   о   своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку; •  связывать   художественно   ­   образное   содержание   музыкальных   произведений   с конкретными явлениями окружающего мира; • владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне; • владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле; • различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты; • выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение. Учащиеся получат возможность научиться: • узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы; • использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых   и   струнных   народных музыкальных инструментах; •  исполнять   доступные   в   музыкальном   и   сценическом   отношении   роли   в   музыкальных инсценировках сказок и в детских операх; • выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства; • воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии; • выполнять упражнения арт ­ терапии; • выполнять творческие музыкально ­ композиционные задания; • пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся: •  выполнять   музыкально   ­   творческие   задания   по   инструкции   учителя,   по   заданным правилам; • вносить коррективы в свою работу; • адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; • оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках,   по   критериям   красоты,   доброты,   справедливости   и   т.   д.   (под   руководством учителя). Учащиеся получат возможность научиться: • понимать цель выполняемых действий; • адекватно оценивать правильность выполнения задания; • анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; • решать творческую задачу, используя известные средства; • использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах; • включаться в самостоятельную музыкально ­ творческую деятельность; • участвовать в подготовке и реализации коллективных Музыкально ­ творческих проектов.

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2019