Рабочая учебная программа по музыке для 1- 4-го класса разработана и составлена в соответствии с ФГОС НОО.
Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.
музыка 1 класс.doc
№
урока
Дата
план
факт
Тема урока
Тип урока
Элемент содержания
Требования к планируемым результатам
научится
Получит возможность
научиться
1.
06.09.
«И Муза вечная со
мной!»
Урок изучения и
первичного
закрепления новых
знаний.
(Урок
путешествие)
2
13.09.
Хоровод муз.
Комбинированный
урок.
(Урок экскурсия)
«Щелкунчик»
возникновения
П.И.Чайковский «Падеде» из балета
Истоки
музыки,
рождение музыки как естественное
проявление человеческого состояния.
Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая
перед школьниками чудесный мир звуков,
которыми наполнено все вокруг. Композитор –
исполнитель – слушатель.
Тема полугодия первого: «Музыка вокруг нас».
размышлять об истоках
возникновения музыкального
искусства.
правилам поведения на
уроке музыки.
Правилам
пения.
наблюдать за музыкой в
жизни человека и звучанием
природы;
с назначением основных
учебных принадлежностей и
правилами их использования
музыка объединяет
музыкальные образы разных
стран и народов;
- использовать музыкальную
речь, как способ общения
между людьми и передачи
информации, выраженной в
звуках.
Д.Кабалевский «Песня о школе».
И.Якушенко «Пестрая песенка»
жизни,
Музыкальная речь как способ общения
между людьми, ее эмоциональное
воздействие на слушателей. Звучание
окружающей
природы,
настроений,
чувств и характера
человека.
Знакомство с понятием “хор”, “хоровод”, с
музыкой,
различных
жизненных обстоятельствах становится частью
жизни. Праздничный день. Все поют, танцуют,
веселятся. Разве можно в такой день обойтись
без
вид
искусства, который есть у каждого народа.
Сходство и различие русского хоровода,
греческого
хоры.
Характерные особенности песен и танцев
разных народов мира. Колыбельная песня – это
музыка, которая становится частью жизни.
Хоровод древнейший
молдавской
сиртаки,
которая
в
самых
музыки?
обогащение
индивидуального
музыкального опыта;
пониманию истоков музыки и ее
взаимосвязи с жизнью;
расширять музыкальный кругозор и
получит общие представления о
музыкальной жизни современного
социума;
воспринимать учебный материал
небольшого объема со слов учителя,
умение внимательно слушать
передавать настроение музыки в
узнавать на слух основную часть
музыкальных произведений;
пении;
выделять отдельные признаки
предмета и объединять по общему
признаку;
давать определения общего характера
музыки. 3
20.09.
4
27.09.
Повсюду музыка
слышна.
Комбинированный
урок.
(Урок игра)
НРК Гимн РА.
Душа музыки –
мелодия.
Урок обобщения и
систематизации
знаний.
(Урок
путешествие)
5
04.10.
Музыка осени.
Комбинированный
урок
р.н.п. «Во поле береза стояла»
греческий танец «Сиртаки»
молдавская хороводная песняпляска
«Хора».
песенок,
настроения
Звучание окружающей жизни, природы,
настроений,
чувств и характера
человека. Истоки возникновения музыки.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека.
Показать, что каждое жизненное обстоятельство
находит отклик в музыке. Знакомство с
народными песенкамипопевками. Определение
характера,
жанровой
основы.
Ролевая игра «Играем в композитора»,
Сочинение мелодии и исполнение песенпопевок.
Песня, танец, марш. Основные средства
музыкальной
выразительности
(мелодия).
Мелодия – главная мысль любого музыкального
сочинения, его лицо, его суть, его душа. Опираясь
на простые жанры – песню, танец, марш
выявить их характерные особенности. В марше
поступь, интонации и ритмы шага, движение.
Песнянапевность, широкое дыхание, плавность
линий мелодического рисунка. Танецдвижение
и ритм, плавность и закругленность мелодии,
узнаваемый трехдольный размер в вальсе,
подвижность, четкие акценты, короткие “шаги”
в польке. В песне учащиеся играют на
воображаемой скрипке. В марше пальчики
“солдатики”
маршируют на столе, играют на воображаемом
барабане. В вальсе учащиеся изображают
мягкие покачивания корпуса.
П.Чайковский:
«Сладкая греза», «Вальс»,
«Марш деревянных солдатиков».
Интонационнообразная природа
музыкального
искусства.
Выразительность и изобразительность в
музыке.
Связать жизненные впечатления школьников об
определять характер,
настроение, жанровую основу
песенпопевок;
принимать участие в
элементарной импровизации
и
исполнительской
деятельности.
выражать собственные мысли,
настроения и чувства с помощью
музыкальной речи в пении, движении,
игре на инструментах;
приобретать (моделировать) опыт
музыкально творческой деятельности
через сочинение, исполнение, слушание;
исполнять, инсценировать песни.
понимать термины: мелодия
и аккомпанемент.
Что
мелодия – главная мысль
музыкального произведения.
выявлять характерные
особенности жанров: песни,
танца, марша;
определять на слух
основные жанры музыки
(песня, танец и марш);
в
рук,
откликаться на характер музыки
пластикой
ритмическими
хлопками.
определять и сравнивать характер,
настроение
музыкальных
произведениях;
эмоционально откликнуться на
музыкальное произведение и выразить
свое впечатление;
эмоционально откликнуться на
музыкальное произведение и выразить
свое впечатление.
различать
тембр
музыкального инструмента –
скрипки и фортепиано;
признаки предмета
отдельные
и
выделять
осмысленно владеть способами
певческой деятельности: пропевание
мелодии,
проникнуться чувством
сопричастности к природе, добрым
отношением к ней. художника,
осени с художественными образами поэзии,
музыкальными
рисунками
произведениями
и
Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание
музыки в окружающей жизни и внутри самого
человека. Куплетная форма песен.
П.И.Чайковского
П.И.Чайковский «Осенняя песнь»
Г.Свиридов «Осень»
В.Павленко «Капельки»
Т.Потапенко «Скворушка прощается»
объединять по общему
признаку;
участвовать в коллективной
творческой
при
воплощении различных музыкальных
образов
деятельности
6
11.10.
Сочини мелодию.
Урок закрепления
нового материала.
НРК Национальная
музыка РА.
Интонации музыкальные и речевые.
Сходство и различие. Региональные
музыкально – поэтические традиции.
Развитие темы природы в музыке. Овладение
элементами алгоритма сочинения мелодии.
Вокальные импровизации детей. Ролевая игра
«Играем в композитора». Понятия «мелодия» и
«аккомпанемент».
Тема природы в музыке. Ролевая игра «Играем в
композитора». Муза вдохновляет тех, кто имеет
желание, обладает трудолюбием, кто хочет
научиться новому.
7
18.10.
«Азбука, азбука
каждому нужна…»
Урок изучения и
первичного
закрепления новых
знаний.
Нотная грамота как способ фиксации
музыкальной речи. Элементы нотной
грамоты. Система графических знаков
для записи музыки.
Роль музыки в отражении различных явлений
жизни, в том числе и школьной. Увлекательное
путешествие в школьную страну и музыкальную
грамоту.
Д.Кабалевский «Песня о школе»
А. Островский «Азбука»
8
25.10.
Музыкальная
азбука.
Урок изучения и
первичного
Нотная грамота как способ фиксации
музыкальной речи. Элементы нотной
грамоты. Система графических знаков
для записи музыки.
проявлять личностное
отношение при восприятии
музыкальных произведений,
эмоциональную
отзывчивость;
в
ориентироваться
поэтическом
музыкально
в многооб
творчестве,
разии
музыкального
фольклора России, в том
края,
числе родного
сопоставлять
различные
образцы
народной и
профессиональной музыки;
отечественные
народные
музыкальные
традиции;
музыкальнотворческой
деятельности;
понимания истоков музыки
и ее взаимосвязи с жизнью;
моделирования опыта
ценить
узнавать
изученные
произведения, участвовать в
пении,
коллективном
исполнение
ритма,
владеть элементами алгоритма
найти нужную речевую интонацию для
передачи характера и настроения
песенки на стихи А.Барто «Золотая
осень» и песенки «Дождь идет»;
сочинения мелодии;
упражнения;
владеть навыками контроля и оценки
своей
умением
предвидеть возможные последствия
своих действий.
самостоятельно
деятельности,
выполнять
участвовать
в коллективном
обсуждении учебной проблемы и
анализе условий учебной задачи;
взаимосвязь всех школьных уроков
друг с другом и роль музыки в
отражениях различных
явлениях
жизни;
Ориентироваться в нотном письме
как графическом изображении
типичных интонационных оборотов
(вопрос — ответ, выразительные и закрепления новых
знаний.
Запись нот знаков для обозначения
музыкальных звуков.
Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных
уроков друг с другом. Роль музыки в отражении
различных явлений жизни, в том числе и
школьной.
Увлекательное путешествие в
школьную страну и музыкальную грамоту.
Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец,
скрипичный ключ.
В. Дроцевич «Семь подружек»
«Нотный хоровод»
9
01.11.
Обобщающий урок
1 четверти.
Урок контроля,
оценки и коррекции
знаний учащихся.
Музыка и ее роль в повседневной жизни
человека.
Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию»
на определение музыкальных произведений и
композиторов, написавших эти произведения.
10
15.11.
Музыкальные
инструменты.
Урок изучения и
закрепления новых
знаний.
Русские
традиции
народные
инструменты.
Народные музыкальные
Отечества.
музыкальные
Региональные музыкальные традиции.
Музыкальные инструменты русского народа –
свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид,
свой голос, умельцыисполнители и мастера
изготовители народных инструментов. Знакомство
с понятием «тембр». Сходства и различия
инструментов разных народов, их тембровая
окраска.
«Полянка» (свирель),
«Во кузнице» (рожок),
«Как под яблонькой» (гусли)
«Пастушья песенка» (французская
народная песня)
изображение
звуковы
сотности мелодии движением
рук.
изобразительные интонации и др.)
узнавать
определять на слух
знакомые жанры:
песня,
танец, марш, смысл понятий
«композиторисполнитель
слушатель»,
изученные
музыкальные произведения,
выказывать свое отношение к
различным
музыкальным
явлениям,
сочинениям,
собственные
создавать
интерпретации,
исполнять
знакомые песни.
ориентироваться
в
музыкально
поэтическом
творчестве, в многообразии
музыкального фольклора
России;
находить сходства и
различия в инструментах
разных народов.
реализовывать творческий
потенциал, осуществляя собствен
ные музыкально исполнительские
замыслы в различных видах
деятельности;
задавать вопросы;
отвечать на вопросы;
умение выражать свои мысли.
название русских народных
инструментов – свирель, гусли, рожок
и их внешний вид, своеобразие их
интонационного звучания, народные
инструменты Ямала.
распознавать духовые и струнные
инструменты, вычленять и показывать
(имитация игры) во время звучания
исполнять
народных инструментов,
вокальные
произведения
без
музыкального сопровождения.
11
22.11.
«Садко». Из
Наблюдение народного творчества
внимательно воспринимать
различать жанры народных песен – русского былинного
сказа.
Комбинированный
урок
12
29.11.
Музыкальные
инструменты.
Урок изучения и
закрепления новых
знаний.
13
06.12.
Звучащие картины.
Комбинированный
урок.
Знакомство с народным былинным сказом
“Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их
эмоциональнообразным содержанием, со
звучанием народного инструмента гуслями.
Знакомство с разновидностями народных песен –
колыбельные, плясовые. На примере музыки
Н.А.РимскогоКорсакова дать понятия
«композиторская музыка».
Д.Локшин «Былинные наигрыши»
(гусли)
Н.А.РимскийКорсаков «Заиграйте, мои
гусельки», «Колыбельная Волховы» из
оперы «Садко»
Музыкальные инструменты.
Сопоставление звучания народных инструментов
со звучанием профессиональных инструментов:
свирель флейта, гусли – арфа – фортепиано.
И.С.Бах «Шутка»
К.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и
Эвридика».
Л.Бетховен «Пасторальная симфония»
(фрагмент)
художественных
Музыкальные инструменты. Народная и
профессиональная музыка.
Расширение
впечатлений
учащихся, развитие их ассоциативнообразного
мышления на примере репродукций известных
произведений живописи, скульптуры разных эпох.
Направление на воспитание у учащихся
чувство стиля на каких картинах “звучит”
народная музыка, а каких профессиональная,
сочиненная композиторами.
К.Кикта «Фрески Софии Киевской»
Л.Дакен «Кукушка»
14
13.12.
Разыграй песню.
Комбинированный
урок.
НРК Песни народов
Адыгеи.
Многозначность музыкальной речи,
выразительность и смысл. Постижение
общих
закономерностей музыки:
развитие музыки движение музыки.
Развитие музыки в исполнении.
Развитие умений и навыков выразительного
исполнения детьми песни Л.Книппера «Почему
медведь зимой спит». Выявление этапов развития
информацию;
внимательно слушать
музыкальные фрагменты и
находить
характерные
особенности музыки в
прозвучавших литературных
фрагментах;
их
плясовые,
определять на слух звучание
колыбельные,
характерные особенности;
народных инструментов;
воплощения собственных мыслей,
чувств в звучании голоса и различных
инструментов;
сопоставлять звучание
народных
и
профессиональных
инструментов;
отдельные
выделять
признаки предмета
и
объединять по общему
признаку;
сопоставлять народные и
профессиональные
инструменты, их своеобразие
и интонационное звучание,
сходства и различия.
свою
планировать
деятельность;
выразительно исполнять
составлять
песню
исполнительский
план
вокального сочинения исходя
линии
из
стихотворного
текста,
сюжетной
и
арфа,
определять
названия
профессиональных инструментов –
флейта,
фортепиано,
выразительные и изобразительные
возможности этих инструментов;
передавать настроение музыки в
пластическом движении, пении, давать
определения общего характера музыки.
узнавать музыкальные инструменты по
изображениям,
участвовать в
коллективном пении, вовремя начинать
и заканчивать пение, слушать паузы,
понимать дирижерские жесты;
творческую деятельность;
самостоятельную музыкальную
учащиеся могут оказывать помощь в
организации и проведении школьных
культурномассовых мероприятий;
оценивать собственную музыкально
творческую деятельность 15
20.12.
Пришло Рождество,
начинается
торжество. Родной
обычай старины.
Урок контроля,
оценки и коррекции
знаний учащихся
16
27.12.
Добрый праздник
среди зимы.
Обобщающий урок
2 четверти.
Комбинированный
урок.
НРК Новогодние
песни адыгских
композиторов.
17
17.01.
Край, в котором ты
живешь.
Урок изучения и
закрепления новых
находить нужный характер
звучания,
импровизировать
«музыкальные разговоры»
различного характера.
- приобретать (моделировать)
опыт музыкальнотворческой
деятельности через
сочинение, исполнение,
слушание.
учащиеся могут оказывать помощь в
организации и проведении школьных
культурномассовых мероприятий;
образцы музыкального фольклора,
народные музыкальные традиции,
праздники – Рождество, названия
рождественских
колядки.
песнопений
сюжетов. Подойти к осознанному делению
мелодии на фразы, осмысленному исполнению
фразировки. Основы понимания развития
музыки
Иисуса
Христа
традиции
Народное музыкальное
Народные музыкальные
Отечества.
творчество разных стран мира.
Введение детей в мир духовной жизни людей.
Знакомство с религиозными праздниками,
традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о
рождении
народными
обычаями празднования церковного праздника
Рождества
образов
рождественских песен, народных песенколядок.
«Тихая ночь» международный
рождественский гимн
«Щедрик»
колядка
«Все идут, спешат на праздник»
колядка
С.Крылов «Зимняя сказка»
украинская народная
Христова. Осознание
и
Обобщенное представление об основных
образноэмоциональных сферах музыки
и о музыкальном жанре – балет.
Урок
посвящен одному из самых любимых
праздников детворы – Новый год. Знакомство со
сказкой
балета
П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет
детей в мир чудес, волшебства,
приятных
неожиданностей. Исполнение песен.
П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»:
Т.Гофмана и музыкой
«Марш»
«Вальс снежных хлопьев»
«Па деде»
«Зимняя песенка»А.Бердыщев
учащиеся могут оказывать помощь в
организации и проведении школьных
культурномассовых мероприятий;
реализовывать творческий
потенциал, осуществляя собственные
музыкально исполнительские замыслы
в раз личных видах деятельности;
понимать
степень
понимания роли музыки в
жизни человека.
узнавать освоенные
музыкальные произведения,
давать определения общего
характера музыки;
накопления музыкально
слуховых представлений и
воспитания художественного
вкуса;
Тема второго полугодия: «Музыка и ты»
Сочинения отечественных композиторов
о Родине.Региональные музыкальные
традиции
понимать выразительность и
изобразительность
музыкальной
интонации;
выказывать какие чувства возникают,
когда поешь о Родине, различать
выразительные возможности – скрипки;
воплощения собственных мыслей, знаний.
18
24.01.
Художник, поэт,
композитор.
Урок обобщения и
систематизации
знаний.
изученных
названия
произведений и их авторов;
оценивать и соотносить
содержание
и
язык
музыкальный
народного
и
профессионального
музыкального творчества
разных стран мира.
поклонение труженикам
Способность музыки в образной форме
передать настроения, чувства, характер человека,
его отношение к природе, к жизни.
Россия Родина моя. Отношение к Родине, ее
природе, людям, культуре, традициям и
обычаям. Идея патриотического воспитания.
“Родина” через эмоционально
Понятие
открытое, позитивноуважительное отношение к
вечным проблемам жизни и искусства. Родные
места, родительский дом, восхищение красотой
материнства,
и
защитникам родной земли. Гордость за свою
родину. Музыка о родной стороне, утешающая в
минуты горя и отчаяния, придававшая силы в
дни испытаний и трудностей, вселявшая в
сердце человека веру, надежду, любовь…
Искусство, будь то музыка, литература, живопись,
имеет общую основу – саму жизнь. Однако у
каждого вида искусства – свой язык, свои
выразительные средства для того, чтобы передать
разнообразные жизненные явления, запечатлев их в
ярких запоминающихся слушателям, читателям,
зрителям художественных образах.
В.Степанова «Добрый день»
А.Шнитке «Пастораль»
Г.Свиридов – «Пастораль»
В.Алексеев «Рощица»
А.Бердышев «Приезжайте в тундру»
понимать выразительность и
изобразительность
музыкальной
названия
произведений и их авторов;
интонации;
изученных
Звучание окружающей жизни, природы,
чувств и характера
настроений,
человека.
Рождение музыки как
естественное проявление человеческого
состояния.
Средства музыкальной
выразительности.
Искусство, будь то музыка, литература, живопись,
имеет общую основу – саму жизнь. Однако у
каждого вида искусства – свой язык, свои
выразительные средства для того, чтобы передать
разнообразные жизненные явления, запечатлев их
в
слушателям,
читателям, зрителям художественных образах.
Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам
природы
искусства.
ярких запоминающихся
разных
видах
в
чувств в звучании голоса и различных
инструментов;
использовать музыкальную речь
как способ общения между людьми и
передачи информации, выраженной в
звуках.
воспринимать художественные образы
классической музыки, расширять
словарный запас, передавать
настроение музыки в пластическом
движении, пении, давать определения
общего характера музыки, ритмическая
и интонационная точность во время
вступления к песне.
получения эстетического наслаждения
от восприятия музыки, от общения с
миром искусства. 19
31.01.
Музыка утра.
20
07.02.
Музыка вечера.
Комбинированный
урок.
композиторов
пейзажи это
к
трепетное
Музыкальные
увиденной,
отношение
их
“услышанной
природе.
темы
взаимосвязи разных видов искусства, обращение
к жанру песни как единству музыки и слова.
сердцем”, очаровавшей
продолжение
Логическое
И. Кадомцев « Песенка о солнышке,
радуге и радости»
И.Никитин «Вот и солнце встает»
Интонационно – образная природа
музыкального искусства.
Выразительность и изобразительность в
музыке.
Рассказ музыки о жизни природы. Значение
принципа сходства и различия как ведущего в
организации восприятия музыки детьми. Контраст
музыкальных произведений, которые рисуют
картину утра. У музыки есть удивительное
свойство без слов передавать чувства, мысли,
характер
природы.
Характер
отчетливо
выявляется именно при сопоставлении пьес.
Э.Григ «Утро»
человека, состояние
музыки
особенно
П.Чайковский «Зимнее утро»
В.Симонов «Утро в лесу»
Интонация как внутреннее озвученное
выражение эмоций и
состояние,
отражение мыслей.
Интонация –
источник элементов музыкальной речи.
Вхождение в тему через жанр колыбельной
песни. Особенности
колыбельной музыки.
Особенность вокальной и инструментальной
музыки
напевность,
настроение). Исполнение мелодии с помощью
пластического интонирования: имитирование
скрипке.
мелодии
Обозначение
которые
подчеркивают характер и настроение музыки.
воображаемой
динамики,
(характер,
вечера
темпа,
на
В. Гаврилин «Вечерняя музыка»
С.Прокофьев «Ходит месяц над
лугами»
Е. Крылатов «Колыбельная Умки»
без
понимать, что у музыки есть
свойство
слов
передавать чувства, мысли,
характер
человека,
как
состояние природы,
собой
связаны между
разговорная
речь
и
музыкальная речь
по звучавшему фрагменту определять
музыкальное произведение,
проникнуться чувством сопереживания
природе, находить нужные слова для
передачи настроения.
особенности
мелодического рисунка, ритмичного
движения, темпа, тембровых красок
инструментов, гармонии, принципов
развитии формы. Выражение своего
впечатления от музыки к рисунку.
выявлять
по звучавшему фрагменту
определять
музыкальное
произведение, проникнуться
чувством
сопереживания
природе, находить нужные
слова
для передачи
настроения.
сопоставлять, сравнивать,
различные жанры музыки.
формирования отношения к
творчеству и искусству как созиданию
красоты и пользы;
выражать собственные мысли,
настроения и чувства с помощью
музыкальной речи в пении, движении,
игре на инструментах;
получения новых знаний через
постижение
средств
музыкальной выразительности;
основных 21
14.02.
Музыкальные
портреты.
Урок изучения и
закрепления новых
знаний.
22
28.02.
Разыграй сказку.
«Баба Яга»
русская народная
сказка.
Комбинированный
урок.
23
07.03.
Музы не молчали.
Комбинированный
урок.
НРК Композиторы
РА.
В.Салманов « Вечер»
Выразительность и изобразительность в
музыке. Интонации музыкальные и
речевые. Сходство и различие.
Сходство и различие музыки и разговорной речи
на примере вокальной миниатюры «Болтунья»
С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно
различных
осмысленное
музыкальных образов.
замысла
композитора
музыкального
произведения. Отношение авторов произведений
поэтов и композиторов к главным героям
музыкальных портретов.
воспроизведение
названии
Тайна
в
В.Моцарт « Менуэт»
С.Прокофьев «Болтунья»
Наблюдение народного творчества.
Музыкальный и поэтический фольклор
России: игры – драматизации. Развитие
музыки в исполнении.
Знакомство со сказкой и народной игрой
“БабаЯга”. Встреча с образами русского
народного фольклора.
П.Чайковский «Баба Яга»
« Баба – Яга» детская песенка
Обобщенное
представление
исторического прошлого в музыкальных
образах.
Тема защиты Отечества. Подвиги народа в
произведениях
поэтов,
композиторов. Память и памятник общность в
родственных словах. Память о полководцах,
русских воинах, солдатах, о событиях трудных
дней испытаний и тревог, сохраняющихся в
народных песнях, образах, созданными
композиторами.
памятники
защитникам Отечества.
Музыкальные
художников,
А.Бородин «Богатырская симфония»
сравнивать музыкальные и
речевые интонации,
определять их сходство и
различия;
выявлять различные образы
– портреты персонажей
можно передать с помощью
музыки, сходства и различия
разговорной и музыкальной
речи.
выделять характерные
интонационные музыкальные
особенности музыкального
сочинения: изобразительные и
выразительные.
определять
названия
произведений и их авторов, в
которых музыка рассказывает
о русских защитниках.
внимательно слушать.
вслушиваться в музыкальную ткань
произведения, на слух определять
характер и настроение музыки,
соединять слуховые впечатления
детей со зрительными.
воплощать выразительные и
изобразительные особенности музыки в
исполнительской деятельности.
применять знания основных средств
музыкальной выразительности при
анализе прослушанного музыкального
произведения и в исполнительской
деятельности.
передавать в собственном испол_
нении (пении, игре на инструмен_
тах, музыкально_пластическом дви_
жении) различные музыкальные
образы.
определять характер музыки и
передавать ее настроение, описывать
образ русских воинов, сопереживать
музыкальному образу,
передачи музыкальных впечатлений на
основе приобретенных знаний; 24
20.03.
Мамин праздник.
Комбинированный
урок.
бравы ребятушки»
«Солдатушки,
(русская народная песня)
«Учил Суворов»
Интонация как внутреннее озвученное
состояние,
выражение эмоций и
отражение мыслей.
Урок посвящен самому дорогому человеку маме.
Осмысление
содержания построено на
сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее
настроение в музыке и произведениях
изобразительного
Напевность,
кантилена в колыбельных песнях, которые
могут передать чувство покоя, нежности,
доброты, ласки
искусства.
В.Моцарт «Колыбельная»
И.Дунаевский «Колыбельная»
М.Славкин « Праздник бабушек и мам»
И.Арсеев «Спасибо»
передавать эмоционально
хорового
разные по
песни,
во
время
исполнения
характеру
импровизировать;
выделять характерные
интонационные музыкальные
особенности музыкального
сочинения,
имитационными
движениями.
25
04.04.
Обобщающий урок.
Урок обобщения и
систематизации
знаний.
Обобщение музыкальных впечатлений
первоклассников за 3 четверть.
26
11.04.
Музыкальные
инструменты. У
каждого свой
музыкальный
инструмент. Урок
изучения и
закрепления новых
Музыкальные инструменты.
Инструментовка и инсценировка песен.
Игровые
выраженным
танцевальным характером. Звучание народных
музыкальных инструментов.
песни,
ярко
с
«У каждого свой музыкальный
инструмент» эстонская народная
песня.
определять
узнавать изученные
сочинения,
названия
изученных жанров музыки;
названия
изученных
произведений и их авторов;
музыкальные
называть их авторов;
исполнять музыкальные
произведения
отдельных
форм и жанров (пение,
музыкально
драматизация,
пластическое
движение,
инструментальное
музицирование,
импровизация и др.).
вслушиваться в звучащую
музыку и определять
произведения,
характер
выделять
характерные
интонационные музыкальные
особенности музыкального
имитационными
сочинения,
воплощать выразительные и
изобразительные особенности музыки в
исполнительской деятельности.
применять знания основных средств
музыкальной выразительности при
анализе прослушанного музыкального
произведения и в исполнительской
деятельности.
передавать в собственном испол_
нении (пении, игре на инструмен_
тах, музыкально_пластическом дви_
жении) различные музыкальные
образы.
приобретать (моделировать) опыт
музыкально творческой деятельности
через сочинение, исполнение, слушание.
продемонстрировать личностно
окрашенное эмоциональнообразное
восприятие музыки, увлеченность
музыкальными занятиями и
музыкальнотворческой деятельностью.
участвовать в коллективном
музицировании на элементарных и
музыкальных инструментах.
воплощения собственных мыслей,
чувств в звучании голоса и различных
инструментов; 27
18.04.
знаний
Музыкальные
инструменты.
Урок изучения и
закрепления новых
знаний.
28
25.04.
«Чудесная лютня»
(по алжирской
сказке). Звучащие
картины.
Урок обобщения и
систематизации
знаний.
29
02.05.
Музыка в цирке.
Комбинированный
урок.
Музыкальные инструменты.
Встреча с музыкальными инструментами – арфой
Внешний вид,
и флейтой.
тембр этих
инструментов,
выразительные возможности.
Знакомство с внешним видом, тембрами,
возможностями музыкальных
выразительными
лютня,
клавеснн.
инструментов
Сопоставление
звучания
произведений,
исполняемых на клавесине и фортепиано.
Мастерство исполнителямузыканта.
И.Бах «Волынка»
П.Чайковский « Сладкая греза»
Л.Дакен «Кукушка»
Ж.Рамо «Тамбурин» клавесин
И.Конради – «Менуэт» лютня
«Тонкая рябина» гитара
ее
воздействия.
Музыкальная речь как способ общения
между людьми, ее эмоциональное
воздействие на слушателей.
Знакомство с музыкальными инструментами,
через алжирскую сказку “Чудесная лютня”.
Размышление о безграничных возможностях
музыки в передаче чувств, мыслей человека,
силе
Обобщенная
характеристика музыки, дающая представление
об особенностях русской народной протяжной,
лирической песни
плясовой.
Выполнение задания и выявление главного
вопроса: какая
помочь
иностранному гостю лучше узнать другую
страну? Художественный образ. Закрепление
представления о музыкальных инструментах и
исполнителях.
ее
соответствие настроению картины.
Обобщенное представление об основных
образноэмоциональных сферах музыки
и о многообразии музыкальных жанров.
Песня, танец, марш и их разновидности.
Цирковое представление с музыкой, которая
разудалой
Характер
музыки
музыка
может
и
движениями изображать игру
на
музыкальных
инструментах
сравнивать звучание
музыкальных инструментов,
узнавать
музыкальные
инструменты по внешнему
виду и по
звучанию,
имитационными движениями
изображать
на
музыкальных инструментах.
игру
сопостовлять внешний вид, тембр,
выразительные возможности
музыкальных инструментов лютня,
клавесин, гитара.
- сопоставлять музыкальные
образы в звучании различных
музыкальных инструментов,
размышлять о возможностях
музыки в передаче чувств.
Мыслей человека, силе ее
воздействия.
обобщать характеристику
музыкальных произведений,
воспринимать художественные образы
классической музыки, расширять
словарный запас, передавать
настроение музыки в пластическом
движении, пении, давать определения
общего характера музыки, ритмическая
и интонационная точность во время
вступления к песне.
определять жанровую
принадлежность музыкальных
произведений, песня танец –
марш.
изученные
узнавать
через различные формы деятельности
систематизировать словарный запас
детей.
передавать настроение музыки и его
изменение: в пении, музыкально 30
10.05.
Дом, который
звучит.
Урок изучения и
закрепления новых
знаний.
НРК Композиторы
РА.
31
16.05.
Операсказка.
Урок закрепления
знаний.
музыкальные произведения и
называть имена их авторов;
пластическом движении.
праздничное
создает
настроение. Музыка,
которая звучит в цирке, помогает артистам
зрителям
выполнять
подсказывает
иных
действующих лиц циркового представления.
номера, а
появление
сложные
или
тех
А.Журбин « Добрые слоны»
И.Дунаевский « Выходной марш»
Д.Кабалевский «Клоуны»
О.Юдахина « Слон и скрипочка»
балет.
Обобщенное представление об основных
образноэмоциональных сферах музыки
и о многообразии музыкальных жанров.
Песенность,
Опера,
танцевальность,
маршевость.
Музыкальные театры.
песенность,
Музыкальный
театр.
танцевальность и маршевость можно совершать
путешествие в музыкальные страны оперу и
балет. Герои опер поют, герои балета
танцуют. Пение и танец объединяет музыка.
Сюжетами опер и балетов становятся известные
балетах
народные
“встречаются”
и
маршевая музыка.
танцевальная
сказки. В
песенная,
операх
Через
и
Н.РимскийКорсаков опера «Садко»
( фрагменты)
Р.Щедрин балет «КонекГорбунок»
( «Золотые рыбки»)
Опера. Песенность, танцевальность,
маршевость. Различные виды музыки:
вокальная, инструментальная; сольная,
хоровая, оркестровая.
Детальное знакомство с хорами из детских
опер. Персонажи опер имеют свои яркие
музыкальные характеристики – мелодиитемы.
Герои опер могут петь по одному солист и
вместе – хором в сопровождении фортепиано
или оркестра. В операх могут быть эпизоды,
когда звучит только инструментальная музыка.
М.Коваль «Волк и семеро козлят»
М.Красев «Муха – цокотуха»
вслушиваться в звучащую
музыку и определять
характер
произведения,
выделять
характерные
интонационные музыкальные
особенности музыкального
сочинения.
Эмоционально
откликаться на музыкальное
произведение и выразить свое
впечатление в пении, игре или
пластике.
и
накопления музыкальнослуховых
представлений
воспитания
художественного вкуса;
расширения музыкального кругозора
и получения общих представлений о
музыкальной жизни современного
социума;
формирования отношения к
творчеству и искусству как созиданию
красоты и пользы;
назвать понравившееся
дать его
произведения,
характеристику;
сопоставлять, сравнивать,
различные жанры музыки.
- определять различные виды музыки
(вокальной, инструментальной;
сольной, хоровой, оркестровой);
участвовать в коллективной,
ансамблевой и сольной певческой
деятельности;
слушать своего собеседника,
отстаивать свою позицию. 32
23.05.
«Ничего на свете
лучше нету».
Комбинированный
урок.
написанная
Музыка для детей.
Музыка,
для
мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка,
которая звучит повседневно в нашей жизни.
Знакомство с композиторами песенниками,
создающими музыкальные образы.
специально
Г.Гладков «Бременские музыканты»
33
30.05.
Обобщающий урок.
(Урокконцерт.)
НРК
Театр.Филармония
в г.Майкопе.
Слушание полюбившихся произведений,
заполнение афиши, исполнение любимых
песен.
элементарные понятия о
музыкальной грамоте
и
использовать их во время
урока,
понимать триединство:
композитор – исполнитель –
слушатель,
осозновать, что все события
в жизни человека находят
свое отражение в ярких
музыкальных
и
художественных образах.
проведении
широкой
оказывать помощь в организации и
школьных
культурно массовых мероприятий,
представлять
публике
результаты собственной музыкально
творческой деятельности (пение,
музицирование,
инструментальное
драматизация
и
др.),
собирать
музыкальные
коллекции (фонотека,
видеотеку)
оценивать собственную музыкально
творческую деятельность.
размышлять о музыке, высказывать
собственное отношение к различным
музыкальным явлениям,
сочинениямсоздавать собственные
исполнительские интерпретации.
сравнивать музыкальные произведения
разных жанров и стилей.
различать песенность, танцевальность
и маршевость в музыке.
получения эстетического наслаждения
от восприятия музыки, от общения с
миром искусства
1.Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 1 4го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного
стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, основной образовательной программы начального общего образования по
музыке с учетом авторской программы по музыке «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М.,
Просвещение, 2011.
Цели программы:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
воспитание эмоциональноценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине,
гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России,
музыкальной культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения,
музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве;
овладение практическими умениями и навыками в учебнотворческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных
инструментах, музыкальнопластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
развитие эмоциональноосознанного отношения к музыкальным произведениям;
понимание их жизненного и духовнонравственного содержания;
освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
изучение особенностей музыкального языка;
формирование музыкальнопрактических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также –
творческих способностей детей.
Разделы, темы
№
п/п
1. Музыка в жизни человека.
2.
музыкального искусства
Основные закономерности
3. Музыкальная картина мира.
4.
Резерв.
ИТОГО:
Таблица тематического распределения количества часов:
Примерная
программа
Рабочая
программа
30 ч.
60 ч.
30 ч.
15 ч.
135 ч
35 ч.
66 ч.
34 ч.
135 ч
Количество часов
Рабочая программа по классам
1 кл.
14 ч.
2 ч.
17 ч.
33 ч
2 кл.
13 ч.
17 ч.
4 ч.
34 ч
3 кл.
4 ч.
24 ч.
6 ч.
34 ч
4 кл.
4 ч.
23 ч.
7 ч.
34 ч
3. Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона
образа жизни всего человечества. Опыт эмоциональнообразного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное
овладение различными видами музыкальнотворческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение
культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовнонравственного воспитания школьников,
последовательного расширения и укрепления их ценностносмысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать
эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы охват широкого
культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки
сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей
становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных
музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует
развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает
различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся
входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как
средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной,
ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
4. Описание места учебного предмета.
В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них:
1 класс 33 часа, во 24 классах по 34 часа.
5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности,
позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
формирование опыта эмоциональнообразного восприятия;
начальное овладение различными видами музыкальнотворческой деятельности;
приобретение знаний и умении;
овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры
мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоциональноэстетический отклик на музыку. Школьники понимают,
что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовнонравственного становления, развивает
способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни
и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
6. Результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
уважительное отношение к культуре других народов:
эстетические потребности, ценности и чувства
развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
развиты этические чувства доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и
коммуникации
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности;
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства,
уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебнотворческие
способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и
художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, разучивании и исполнении вокально
хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно
сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения
учебных и художественно практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации
содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
1.Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека,
эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкальнотворческой деятельности;
ориентироваться в музыкальнопоэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять
различные образцы народной
и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
воплощать художественнообразное содержание и интонационномелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении,
слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкальноисполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкальнотворческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в
музыкальных играх.
2.Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать
особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать
художественный смысл различных форм
построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных
образов.
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на
детских элементарных музыкальных инструментах, музыкальнопластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при
воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
3. Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкальнопластическое движение, инструментальное
музицирование, импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных
электронных;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально
поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурномассовых мероприятий, представлять широкой публике результаты
собственной музыкальнотворческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные
коллекции (фонотека, видеотека).
7. Содержание программы учебного предмета «Музыка»
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности
музыкального искусства», « Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования
содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. В первом классе сокращение часов осуществляется за
счёт резерва учебного времени.
«Музыка в жизни человека». 35 ч.
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы,
настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и
их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды,
скороговорки, загадки, игры драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине.
« Основные закономерности музыкального искусства» .66ч.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие . интонация источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности
( мелодия, ритм, темп, динамика и др.)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности
музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. «Музыкальная картина мира».34 ч.
Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры.
Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский,
женский, мужской, смешанный.
Музыкальные инструменты.
Рабочая программа по музыке 1 класс Школа России
Рабочая программа по музыке 1 класс Школа России
Рабочая программа по музыке 1 класс Школа России
Рабочая программа по музыке 1 класс Школа России
Рабочая программа по музыке 1 класс Школа России
Рабочая программа по музыке 1 класс Школа России
Рабочая программа по музыке 1 класс Школа России
Рабочая программа по музыке 1 класс Школа России
Рабочая программа по музыке 1 класс Школа России
Рабочая программа по музыке 1 класс Школа России
Рабочая программа по музыке 1 класс Школа России
Рабочая программа по музыке 1 класс Школа России
Рабочая программа по музыке 1 класс Школа России
Рабочая программа по музыке 1 класс Школа России
Рабочая программа по музыке 1 класс Школа России
Рабочая программа по музыке 1 класс Школа России
Рабочая программа по музыке 1 класс Школа России
Рабочая программа по музыке 1 класс Школа России
Рабочая программа по музыке 1 класс Школа России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.