Рабочая программа по музыке разработана для учащихся 2 класса общеобразовательной школы в соответствие с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования на 2017-2018 учебный год, рассчитана на один учебный год. Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование, требования к результатам освоения программы, УУД.
Рабочая программа по музыке разработана для учащихся 2 класса
общеобразовательной школы на основании нормативных документов:
1. Пояснительная записка
1. ФГОС НОО (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от
06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО», зарегистрирован
Минюст № 15785 от 22 .12. 2009); (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №
1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №
507, от 31.12.2015 № 1576);
2. СанПиНа 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям
и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г.,
регистрационный номер 19993);
3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями
(утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.03.2014. № 253, с изменениями Приказ МОиН РФ № 576 от 08.06.2015 г.);
4. Примерной образовательной программы начального общего образования;
5. Авторской программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т. С. Шмагина «Музыка»
Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (14) (Сборник рабочих
программ «Школа России». 1–4 классы, М.: Просвещение, 2014);
6. Учебного плана МБОУ «Талецкая средняя общеобразовательная школа» на
201718 уч. год.
Цели и задачи обучения по предмету:
— формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры
школьников
воспитание интереса, эмоциональноценностного отношения и любви к музыкальному
искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближне
му, к своему народу, к Родине;
уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе
постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образноассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на
основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой
музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса багажа музыкальных впечатлений, интонационнообразного
словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке
формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития
певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной
деятельности.
Изучение музыки во 2 классе направлено на формирование музыкальной культуры
как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Введение детей в многообразный
мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их
восприятию Цель школьного музыкального образования заключается в передаче
положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном
искусстве и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности школьника.
0Согласно учебному плану на изучение предмета «Музыка» во 2 классе отводится
34 часа в год (1 час в неделю).
Рабочая программа ориентирована на работу по учебнометодическому комплекту:
1. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева Т. С. Шмагина «Музыка». 2 класс. Учебник. М.
Просвещение 2014 г
2. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева Т. С. Шмагина «Музыка». 2 класс: рабочая тетрадь:
пособие для учащихся образовательных организаций – М.: Просвещение, 2017.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов
фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской
православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства
России;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном
многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса,
школы, города и др.;
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкальноэстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально
ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты
характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания со
держания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения
результата в исполнительской и творческой деятельности;
1овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкальнотворческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной
музыкальноэстетической деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная
самооценка своих музыкальнотворческих возможностей;
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих
направлений в соответствии с задачами коммуникации;
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной
форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий в процессе интонационнообразного и жанрового, стилевого анализа
музыкальных сочинений и других видов музыкальнотворческой деятельности;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные
ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально
творческой деятельности:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно
нравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира;знание основных
закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных
произведений;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края,
развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной
деятельности;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какомулибо
виду) музыкальнотворческой деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений:
фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать
содержание, интонационнообразный смысл произведений разных жанров и стилей;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально
пластических композиций, исполнении вокальнохоровых произведений, в импровизациях
3. Содержание тем учебного предмета, курса.
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)
Урок 1.
Мелодия.
Интонационнообразная природа музыкального искусства. Средства музыкальной
выразительности (мелодия). Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).
Урок вводит школьников в раздел, раскрывающий мысль о мелодии как песенном начале,
2которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки.
Учащиеся начнут свои встречи с музыкой М.П.Мусоргского («Рассвет на Москвереке»).
Песенность, как отличительная черта русской музыки.
Урок 2.
Здравствуй, Родина моя!
Сочинения отечественных композиторов о Родине. Элементы нотной грамоты.
Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Формы построения
музыки (освоение куплетной формы: запев, припев).
Урок 3.
Гимн России.
Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных
всему миру. Сочинения отечественных композиторов о Родине («Гимн России»
А.Александров, С.Михалков). Знакомство учащихся с государственными символами
России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь,
храм Христа Спасителя. Музыкальные образы родного края.
Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.)
Урок 4. Музыкальные инструменты (фортепиано).
Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов. Музыкальные
инструменты (фортепиано). Элементы нотной грамоты.
Знакомство школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальная
речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Урок 5.
Природа и музыка. Прогулка.
Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Выразительность и
изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость.
Урок 6.
Танцы, танцы, танцы…
Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно
связанные с жизнью человека.
Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной
выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П.Чайковского и
«Детской музыки» С.Прокофьева.
Урок 7.
Эти разные марши. Звучащие картины. «Осень, осень, милости просим».
Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной
выразительности (ритм, пульс). Интонация – источник элементов музыкальной речи.
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в
звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Выразительность и
изобразительность в музыке.
Урок 8.
Расскажи сказку. Колыбельные. Краски осеннего леса.
Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Основные средства
динамика).
аккомпанемент,
темп,
музыкальной выразительности
(мелодия,
Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 9.
Повторение. Что узнали в 1 четверти.
Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть. Накопление
учащимися слухового интонационностилевого опыта через знакомство с особенностями
музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского).
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (7 ч.)
Урок 10.
Великий колокольный звон. Звучащие картины.
Композитор как создатель музыки. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Музыка религиозной традиции.
3Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка
религиозной традиции. Колокольные звоны России.Духовная музыка в творчестве
композиторов.
Урок 11
Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.
Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление
. Русские народные инструменты.
Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных
инструментов. Оркестр народных инструментов. Региональные музыкальнопоэтические
традиции
Урок 12.
исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата.
Урок 13. Молитва.
Духовная музыка в творчестве композиторов Многообразие этнокультурных, исторически
сложившихся традиций. Знакомство с творчеством отечественных композиторов –
классиков на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского.
Урок 14.
Музыка в народных обрядах и традициях. Народные музыкальные традиции Отечества.
Рождество Христово. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная
музыка в творчестве композиторов. Представление о религиозных традициях. Народные
славянские песнопения.
Урок 15.
Музыка на Новогоднем празднике.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное
С Рождеством Христовым!
Обобщающий урок 2 четверти.
Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
музыкальное творчество разных стран мира. Разучивание песен к празднику Нового года.
Урок 16.
Накопление и обобщение музыкальнослуховых впечатлений второклассников за 2
четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, музицирование на
элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)
Урок 17.
Плясовые наигрыши. Разыграй песню.
Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных
инструментов. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальный и поэтический
фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации.
Музыка в народном стиле. Сочини песенку.
Урок 18.
Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества.
Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры
драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий
произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными
напевами и наигрышами. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили
красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного
фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой
игре».
Проводы зимы. Встреча весны.
Урок 19.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного
края. Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник.
Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних
закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей.
Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)
Урок 20.
Детский музыкальный театр. Опера.
4Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных
жанров – оперы. Разучивание песни «Песняспор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние
приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога. Опера. Музыкальные театры.
Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор,
балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.
Урок 21. Балет.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных
жанров – балет. Балет. Музыкальное развитие в балете.
Урок 22.
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.
Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр.
Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образноэмоциональных
сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический
оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера,
режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.
Урок 23.
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств,
тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная;
сольная, хоровая, оркестровая. Формы построения музыки.
Урок 24.
Увертюра. Финал.
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств,
тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная;
сольная, хоровая, оркестровая. Увертюра к опере.
Тема раздела: «В концертном зале » (4 ч.)
Урок 25.
Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»).
Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и
образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности
(тембр).
Урок 26. Урок обобщения и повторения.
Урок 27.
Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.
Интонационнообразная природа музыкального искусства. Выразительность и
изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и
фортепианной
музыке. Знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки»
М.П.Мусоргского.
Урок 28.
«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра.
Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки.
Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
Формы построения музыки: рондо.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)
Урок 29
Бах!
Волшебный цветик семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это
Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты
(орган). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное
воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты (орган). Композитор – исполнитель
– слушатель. Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора
И.С. Баха.
Урок 30
Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга.
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения
композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства
музыкальной выразительности (мелодия, темп).
5Урок 31
Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла.
Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия,
ритм, темп, лад).
Урок 32
Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства
Могут ли иссякнуть мелодии?
музыкальной выразительности (мелодия, лад).
Урок 33 .
Конкурсы и фестивали музыкантов. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов
(С.Прокофьева, П.Чайковского).
Общие представления о музыкальной жизни страны.
Урок 34.
Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за год. Составление афиши и
программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного
года.
Обобщающий урок – заключительный урокконцерт.
4. Календарнотематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
Дата
план
Дата
факт
Примечание
/Причина
корректировки/
Здравствуй, Родина моя!
Гимн России.
РоссияРодина моя (3 часа)
1 Мелодия.
2
3
День, полный событий (6 часов)
4 Музыкальные инструменты (фортепиано)
5 Природа и музыка. Прогулка.
6
7
Танцы, танцы, танцы…
Эти разные марши. Звучащие картины. «Осень, осень,
милости просим.»
Расскажи сказку. Колыбельные. Краски осеннего
леса.
8
9 Обобщающий урок по теме «День полный событий»
«О России петь – что стремиться в храм» (7 часов)
10 Великий колокольный звон. Звучащие картины.
11 Русские народные инструменты.
12 Святые земли русской. Князь Александр Невский.
Сергий Радонежский.
13 Молитва.
14 С Рождеством Христовым!
15 Музыка на Новогоднем празднике.
16 Обобщающий урок по теме «О России петь, что
стремиться в храм»
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа)
17 Плясовые наигрыши. Разыграй песню.
18 Музыка в народном стиле. Сочини песенку.
6
07.09
14.09
21.09
28.09
05.10
12.10
19.10
26.10
09.11
16.11
23.11
30.11
07.12
14.12
21.12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19 Проводы зимы. Встреча весны.
В музыкальном театре (5 часов)
20 Детский музыкальный театр. Опера
21 Балет.
22 Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.
23 Опера «Руслан и Людмила»
24 Увертюра. Финал.
В концертном зале (4 часа)
25 Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк».
26 Обобщающий урок по теме «В музыкальном театре»
27 Картинки с выставки. Музыкальное впечатление
28 «Звучит нестареющий Моцарт».Симфония №
40.Увертюра
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6 часов)
29 Волшебный
цветиксемицветик.
инструменты (орган). И все это – Бах.
Музыкальные
30 Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей
понимать друг друга.
31 Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя
светла.
32 Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).
33 Могут ли иссякнуть мелодии?
34 Обобщающий урок. Заключительный урок концерт
78