VI класс
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство Поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, канта, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии о,разного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)
Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцу развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.Документ Microsoft Office Word (.docx)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №12 ГОРОДА ЛИПЕЦКА
Принято
Протокол заседания
педагогического
совета от 22.06 2018 г. № 6
Утверждаю
Директор
МБОУ гимназии №12 города Липецка
О.Н. Уласевич
Приказ от 25.06 2018 г. № 384
Рассмотрено
Протокол заседания кафедры
начального и эстетического
образования
от 17.05 2018 г. № 5
Заведующая кафедрой
начального и эстетического
образования
Л.М.Смородина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
УЧИТЕЛЬ: Водопьянова Татьяна Михайловна
КЛАССЫ
5
6
7
ИТОГО
УЧЕБНЫЙ ГОД
2018 2019
2019 2020
2020 2021
2018 2020
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
В НЕДЕЛЮ
1
1
1
3
В ГОД
35
35
35
105
2018 – 2019 учебный годПланируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего
образования:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно
познавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать
в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и
чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаковосимволических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение
вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и
выступать с аудио, видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий.Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и
результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном
языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и
схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая
и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
связей;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а
что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и
позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов напри получении начального
общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в
текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных,
учебных, научнопознавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно
читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и
использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения
информации, представленной в наглядносимволической форме, приобретут опыт работы с
текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации,
выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации,
систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и
информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать
полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно
следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также
принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск
информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой
информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся
жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному
основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных
признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте
несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление
по его описанию; выделять общий признак группы элементов);понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы,
схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр,
структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать
нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в
тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего
использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и
роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в
информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТКОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (метапредметные
результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего
образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в
современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с
информационными объектами, в которых объединяются текст, нагляднографические
изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки ибазы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью
телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационнокоммуникационных
технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними;
осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития
собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств
ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук,
изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать
медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения
учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные
источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника
информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и
практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТресурсов для решения
разнообразных учебнопознавательных и учебнопрактических задач, охватывающих
содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и
развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения,
что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
гигиена работы с компьютером
Знакомство со средствами ИКТ,
Выпускник научится:
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного
аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;
выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
цифровых данных
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука,
изображения,
Выпускник научится:
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото
и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать
небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке,
использовать компьютерный перевод отдельных слов;
рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания
сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и
фотографирования, использовать сменные носители (флэшкарты);
описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать
аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
собирать числовые данные в естественнонаучных наблюдениях и экспериментах,
используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе
опроса людей;редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с
коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек
изображений, видео и аудиозаписей, фотоизображений;
пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать
полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять
ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках,
базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять
список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при
поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять
найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника
информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять
и сохранять их;
создавать простые сообщения в виде аудио и видеофрагментов или последовательности
слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план
презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для
презентации;
создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера;
составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной
организации;
пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать
ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
представлять данные;
создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной
клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и
«музыкальных петель».
деятельности,
управление и организация
Планирование
Выпускник научится:
создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах
(создание простейших роботов);
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые
алгоритмы) в несколько действий, строить программы
для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного
выполнения и повторения;
планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной
деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического
проектирования
моделировать объекты и процессы реального мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее
роли в духовнонравственном развитии человека;
2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному
произведению;
4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально
пластических композиций, исполнении вокальнохоровых произведений, в импровизации.
Слушание музыки
Обучающийся:
1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы
музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций,
средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа.
4. Имеет представление об инструментах симфонического, камерного, духового,
эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает
особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.
5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских,
женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного,
академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей
репертуара.
6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете,
опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских
народных инструментов.
7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных
форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы,
вариаций, рондо.
8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
9. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной
и зарубежной классики.
10. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных
движений, пластического интонирования.
Хоровое пение
Обучающийся:
1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации.
2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в
соответствии с их образным строем и содержанием.
3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное
певческое дыхание.
5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в
зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не
форсированным звуком.6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо
произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности
исполнения.
7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами
двухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Обучающийся:
1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского
оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двух
трехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.
4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе
тембровые возможности синтезатора.
Основы музыкальной грамоты
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.
2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о
клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.
3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке:
сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и
половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках
исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух и трехдольность –
восприятие и передача в движении.
4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.
5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой
второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первойвторой октав, пение по нотам выученных по
слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен,
разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.
6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия
в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки.
7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально
сценические жанры: балет, опера, мюзикл.
8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение.
Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийся
получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных
видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и
других музыкальных инструментах, музыкальнопластическом движении и
импровизации);
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкальнотворческую
деятельность; музицировать;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении
простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе
образцов профессионального и музыкальнопоэтического творчества народов мира;оказывать помощь в организации и проведении школьных культурномассовых
мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально
творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать
музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание учебного предмета «Музыка»
Основное содержанием курса представлено следующими содержательными
линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная
драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации».
Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с
курсом музыки в начальной школе.
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационнообразная, жанровая, стилевая.
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла.
Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально инструментальная и камерно
инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления,
национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных
композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература,
изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных,
музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных
видов искусства.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное
искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила
музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка.
Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение,
взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы
и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник
непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и
трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатносимфонический цикл. Воплощение единства
содержания и формы.Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на
примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа
XIX— XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал),
западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная
культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных
школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество
как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и
интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка:
песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы,
образы). Народнопесенные истоки русского профессионального музыкального творчества.
Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона. Отечественная и зарубежная
музыка композиторов XX в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и
неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления.
Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная
музыка, рокмузыка (рокопера, рокн ролл, фолкрок, артрок), мюзикл, дискомузыка.
Информационнокоммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители,
ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор;
аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццосопрано, альт, тенор, баритон,
бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные,
ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный,
народных инструментов, эстрадноджазовый.
В рабочей программе учтен национальнорегиональный компонент, который
предусматривает знакомство учащихся с музыкальными традициями, песнями и
фольклором Кемеровской области и составляет 10% учебного времени.
Начиная с VI класса в учебники «Музыка» введен раздел «Исследовательский
проект». Содержание проектов ориентирует учащихся на постижение в индивидуальной и
коллективной деятельности вечных тем искусства и жизни.
В предлагаемых проектах могут взаимодействовать такие формы урочной и внеурочной
деятельности учащихся, как индивидуальное и коллективное музицирование,
театрализация (драматизация) художественных произведений, жизненных впечатлений
школьников, творческие работы: изготовление альбомов, газет, составление коллекций,
съемка видеофильмов, рисование, конструирование, литературное творчество (стихи,
проза, эссе) и др.
Итогом деятельности по проекту может стать письменная творческая работа учащихся,
которую они публично защищают. Защита проекта может проходить в форме
компьютерной презентации, коллективного творческого дела: соревнования команд (КВН),
музыкального ринга, всеобуча для родителей, музыкального спектакля (театрализации),
представления для младших школьников и др.
Основные критерии оценки ученического проекта:
актуальность темы и предлагаемых решений, практическим направленность и значимость
работы;
полнота и логичность раскрытия темы, ее законченность;
умение делать выводы и обобщения;
самостоятельность суждений, уровень творчества участников проекта, оригинальность
раскрытия темы, решений; умение аргументировать собственную точку зрения;
художественное оформление проекта (подбор музыкальных произведений, слайдов,
рисунков; изготовление альбомом, стендов, газет, фотографий, видеороликов;
литературное и сценическое сопровождение защиты проекта).
V класс
Раздел 1. “Музыка и литература” (17 часов)
Интонационно образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее
важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с
жизнью и с другими видами искусства. Стилевое многообразие музыки столетия. Наиболее
значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие
традиций русской классической музыкальной школы.
Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного
музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения
человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные
разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).
Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.
Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей
культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как
художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.
Основные жанры русской народной музыки. Стилевое многообразие музыки столетия.
Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы,
развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и
лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия,
этюд.
Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение
композиторов к родному фольклору.
Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы. Творчество
отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.
Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в
различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.
Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (18 часов)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных
образов (лирические).
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных
образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития
(контраст).
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных
образов (героикоэпические) и особенности их драматургического развития.
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических
эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических
эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.
Народные истоки русской профессиональной музыки.
Интонация как носитель смысла в музыке.
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Знакомство с творчеством
выдающихся дирижеров.
Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Выразительные возможности различного склада письма (полифония).
Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с
творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности
различного склада письма (полифония).
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном
– инструментальной музыке.
VI класс
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)Лирические,
эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров
вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.).
Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство Поэтического текста и музыки.
Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая.
Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве
композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное
пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки
(хорал, токката, фуга, канта, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз,
современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии о,разного строя музыкальных
произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)
Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение
нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве.
Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.
Сходство и различие как основной принцу развития и построения музыки. Повтор
(вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных
образов на основе их сопоставления, столкновения конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление опере, симфоническая поэма,
увертюрафантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение
литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образпортрет,
образпейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра
(прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт,
концертная симфония, симфониядейство и др. Современная трактовка классических
сюжетов и образов: мюзикл, рокопера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
учащимися содержания музыкальных произведений.
VII класс
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора:
Россия — Запад. Жанров разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко эпические,
драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и
изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально
драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет:дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), падеде,
музыкальнохореографические сцены и др. Приемы симфонического paзвития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя
(«искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
учащимися содержания музыкальных произведений.
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки(18 ч) Сонатная
форма, симфоническая сюита, сонатносимфонический цикл как формы воплощения и
осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных
музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных
жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация
искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.
Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в
современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя:
выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения
учащимися содержания музыкальных произведений.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение
каждой темы в 6 классе
№
ур
ок
а
1
2
3
4
5
Тема урока
Параграф учебника
Музыкальный образ и его развитие.
Народное музыкальное творчество
как часть общей культуры народа
Музыкальный образ и его развитие.
Народное музыкальное творчество
как часть общей культуры народа
Традиции и новаторство в
музыкальном искусстве
Песня как память народа, традиций,
обычаев, обрядов
Духовная музыка. Религиозная
тематика как отражение
общечеловеческих проблем
Раздел 1. Мир образов
вокальной и
инструментальной
музыки (16 ч)
«Уноси мое сердце в
звенящую даль...»
Музыкальный
образ и мастерство
исполнителя
Обряды и обычаи в
фольклоре и в
творчестве
композиторов
Образы песен
зарубежных
композиторов
Мир старинной песни
Количеств
о часов,
отводимых
на
освоение
темы
1
1
1
1
1
Коррекц
ия
Дата
по
плану
37.09
10
14.09
17
21.09
24
28.09
15.106
7
8
9
10
12
11 Классицизм, романтизм, реализм,
импрессионизм в музыке русских и
зарубежных композиторов
инструментальные
Знакомство с произведениями
наиболее ярких представителей
зарубежной музыки
13 Оркестр и его разновидности
(симфонический, камерный, духовой,
эстрадно джазовый, оркестр
народных инструментов)
14 Музыкальные жанры:
инструментальные (миниатюра, пьеса
фантазия, сюита, соната, концерт)
15. Влияние народной, духовной и
эстрадноджазовой музыки на
профессиональное музыкальное
творчество. Повторение по теме
четверти
Вокальные жанры (песня, романс),
танцевальные. Симфонические жанры
(симфония, программная увертюра).
Повторение по теме четверти
17 Музыкальная форма. Двух и
16
трехчастные формы. Вариации,
рондо, сюита
18 Оркестр и его разновидности.
Сонатносимфонический цикл
Современная музыкальная культура.
Традиции и новаторство в
музыкальном искусстве
Классицизм, романтизм, реализм,
импрессионизм в музыке русских и
зарубежных композиторов
В. Г. Кикта. «Фрески
Софии Киевской»
Симфония
«Перезвоны»
В. Гаврилина
Музыкальные жанры: вокально
инструментальные (кантата,
оратория)
Музыкальные жанры: вокальные
(песня, романс)
Влияние народной, духовной и
эстрадноджазовой музыки на
профессиональное музыкальное
творчество
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
12.10
15
19.10
22
26.10
6
10.11
13
17.11
20
24.11
27.11
1.12.
48.12
11
15.12
18
22.12
10
12.01
15
19.01
22
26.01
«Небесное и земное» в
музыке
И. С. Баха
Авторская песня:
прошлое
и настоящее
Джаз искусство XX
века
Мир образов камерной
и симфонической
музыки
Музыкальные образы в
произведениях
Ф. Шопена
Ночной и космический
пейзаж в музыке
Инструментальный
концерт
Повторение по теме
четверти
Повторение по теме
четверти
Раздел 2. Мир образов
камерной и
симфонической
музыки (18 ч)
Особенности сонатной
формы
Симфоническое
развитие музыкальных
образов19
Восприятие и эмоциональная оценка
лучших произведений классического
наследия и современности.
Вокализация знакомых мелодий
произведений инструментальных,
вокальных и театральномузыкальных
жанров
20 Литературные образы в музыкальном
искусстве
21
Знакомство с произведениями
наиболее ярких представителей
зарубежной музыки
22 Музыкальная культура XIXXX
веков. Народные истоки их музыки
23 Повторение темы четверти.И. С. Бах,
В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Дж.
Верди, Ж. Бизе, Ф. Шопен, И.
Штраус, М. Равель, К .Дебюсси, Дж.
Гершвин и др.
24 Участие в театрализованных формах
школьной музыкальнотворческой
деятельности. Обобщение темы
четверти
25 Литературные образы в музыкальном
искусстве. Отражение музыки в
литературном творчестве
26
Восприятие и эмоциональная оценка
лучших произведений классического
наследия и современности
27 Музыкальные стили, творческие
направления. Классицизм, романтизм,
реализм, импрессионизм
28 Музыка в драматическом театре, в
29
30
кино и на телевидении
Выбор сценических средств
выразительности для воплощения
образного и эмоционального
содержания музыки. Повторение по
теме четверти
Восприятие и эмоциональная оценка
лучших произведений классического
наследия и современности
Симфоническое
развитие музыкальных
образов
Программная
увертюра Л. Ван
Бетховена «Эгмонт»
Программная
увертюра Л. Ван
Бетховена «Эгмонт»
( продолжение)
Образы
симфонической
музыки
Повторение темы
четверти
Обобщение темы
четверти
Увертюрафантазия
II. И. Чайковского
«Ромео
и Джульетта»
Мир музыкального
театра
Мир музыкального
театра
Образы киномузыки
Повторение по теме
четверти
Обобщающий урок –
концерт. Викторина
31 Преобразующая сила музыки как вида
искусства. Музыкальный образ и
Повторение по темам
года
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
29.01
2.02
59.02
12
16.02
19
23.02
26.02
2.03
59.03
12
16.03
19
23.03
26.04
9
13.04
16
20.04
23
27.04
30.04
4.05музыкальная драматургия
32 Восприятие и эмоциональная оценка
лучших произведений классического
наследия и современности.
Повторение по темам года
Сценическое движение и сценическая
импровизация под музыку.
Повторение по темам года
33
34 Административная проверочная
работа
35 Участие в театрализованных формах
школьной музыкальнотворческой
деятельности. Повторение по темам
года
Повторение по темам
года
Повторение по темам
года
Итоговая проверочная
административная
работа
Урок концерт
1
1
1
1
7
11.05
14
18.05
21
25.05
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение темы в 5 классе
Тема урока
Параграф учебника
Дата по
плану
Коррекция
Количеств
о часов,
отводимых
на
освоение
темы
Музыка как вид искусства
Общность и различия
выразительных средств
разных видов искусства
Музыка и литература
(16 ч)
Что роднит музыку с
литературой. Вокальная
музыка.
Романс и его особенности
Опера. Либретто. Увертюра.
Ария, речитатив, хор,
Жанр оперы
1
1
1
37.09
10
14.09
17
21.09
№
уро
ка
1
2
3ансамбль
Балет. Либретто. Образ танца Воплощение литературного
сюжета в балете
Симфониядейство. Кантата Жанр кантаты
Сюжеты, темы, образы
Программная
инструментальная музыка
искусства
Повторение по теме
Певческие голоса: сопрано,
меццосопрано, альт, тенор,
четверти.
баритон, бас. Повторение по
теме четверти
Взаимодействие и
взаимосвязь музыки с
другими видами искусства
Писатели и поэты о музыке и
музыкантах
Что за прелесть эти сказки...
Стучит, гремит Кикимора...
Обобщающий урок по теме
«Музыка и литература»
Музыка в мифах, легендах
и сказках
Музыка в стихах и баснях
Связь музыки и литературы 1
4
5
6
7
8
9
10
12
13
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24
28.09
15.10
812.10
15
19.10
22
26.10
610.11
13
17.11
20
24.11
27.11
1.12.
48.12
11
15.12
18
22.12
10
12.01
15
19.01
22
26.01
29.01
2.02
59.02
11 Живительный родник
творчества
Всеобщность музыкального
языка. Жизненное
содержание музыкальных
образов
Музыка в театре, кино, на
телевидении. Музыкальный
фильм
Интонационные особенности
языка народной,
профессиональной,
религиозной музыки
15. Литературный сценарий.
Музыкальные и литературные
жанры. Повторение по теме
четверти
... Звучащие картины. Здесь
мало услышать, здесь
вслушаться нужно...
16
17 Жанры инструментальной и
вокальной музыки
18
19
20
Мелодией одной звучат
печаль и радость...
Приемы развития в музыке.
Контраст интонаций
Музыкальное искусство:
исторические эпохи,
стилевые направления
Музыка в повестях и
рассказах
Музыка в фильмах и
мультфильмах
Образы духовной музыки
Повторение по теме
четверти.
Обобщающий урок по теме
«Музыка и литература»
«Можем ли мы увидеть
музыку»10 часов
Можем ли мы увидеть
музыку
Сравнивая музыку и
изобразительное искусство
Свет и цвет в музыке и
изобразительном искусстве
Ритм в искусстве и в
жизни.
Стили и направления в
искусстве21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Музыкальное творчество
композиторов
академического направления
Музыка композиторов XX в.,
её стилевое многообразие
Музыка в современном мире:
традиции и инновации
Информационно
коммуникационные
технологии в музыке.
Повторение по теме четверти
Лирические и драматические,
романтические и героические
образы
Средства музыкальной
выразительности
Скажи, откуда ты приходишь,
красота?
Музыкальный и литературный
портреты. Выдающиеся
исполнители
Музыкальные инструменты:
духовые, струнные, ударные,
современные электронные
Звучащие картины.
Музыкальная культура своего
региона
Специфика средств
художественной
выразительности каждого из
искусств. Повторение
Композитор — поэт —
художник; родство
зрительных, музыкальных и
литературных образов.
Повторение
Разнообразие музыкальных
форм: 2,3частные и
вариации, рондо, сюиты,
сонатносимфонический
цикл. Повторение
Административная
проверочная работа
Основные стили, жанры и
характерные черты,
«Картинки с выставки»
М.П. Мусоргский
Изобразительность в
музыки М. Чюрлениса
Как создают музыку в кино
и на телевидении
Повторение по теме
четверти
Обобщающий урок по теме
«Музыка и
изобразительное
искусство»
Можем ли мы услышать
живопись7
Можем ли мы услышать
живопись
Звучащие картины. Пейзаж
в музыке и живописи
Музыкальный портрет.
Портреты музыкантов.
Исторические и жанровые
сюжеты в музыке
Архитектура – застывшая
музыка
Услышать музыку в
прекрасном
Обобщение по темам года.
Повторение
Повторение
Повторение
Административная
проверочная работа
Урок концерт
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
16.02
19
23.02
26.02
2.03
59.03
12
16.03
19
23.03
26.04
913.04
16
20.04
23
27.04
30.04
4.05
711.05
14
18.05
21
25.05специфика национальных
школ
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение
каждой темы в 7 классе
№
уро
ка
1
2
Тема урока
Параграф учебника
Молодежная музыкальная
культура
Музыкальная культура XIX
XX веков
Раздел 1. Особенности
музыкальной
драматургов
сценической музыки
(17 ч)
Классика и
современность
Опера М. Глинки «Иван
Сусанин»
Количеств
о часов,
отводимых
на
освоение
темы
1
Коррекци
я
Дата
по
плану
37.09
1
10
14.093
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Знакомство с основными
произведениями выдающихся
русских композиторов
Литературные образы в
музыкальном искусстве, в
кино и на телевидении
Роль музыки в искусстве
хореографии.
Повторение темы четверти
Народные истоки в творчестве
русских композиторов
классиков. Д.Д.Шостакович,
Г.В.Свиридов
Знакомство с произведениями
наиболее ярких
представителей зарубежной
музыки
Музыка в семье искусств.
Виды танца в балетном театре
Повторение. Сольное,
ансамблевое и хоровое пение.
Духовная музыка в синтезе с
храмовым искусством.
Традиции и новаторство в
музыкальном искусстве.
музыкального эстрадно
джазового искусства
Основные направления
музыкального эстрадно
джазового искусства
16
15. Восприятие и эмоциональная
оценка лучших произведений
классического наследия и
современности. театрально
музыкальных жанров
Знакомство с произведениями
наиболее ярких
представителей зарубежной
музыки.
Специфика музыкального
языка. Мелодия, ритм, темп,
тембр, гармония, фактура
музыкальной речи.
17
Опера А. Бородина
«Князь Игорь»
В музыкальном театре.
Балет.
Балет. Б.И. Тищенко.
Балет «Ярославна»
Героическая тема в
русской музыке.
Героическая тема в
русской музыке.
Первая американская
национальная опера
«Порги и Бесс».
Опера «Кармен»
Ж. Бизе.
Р. Щедрин. Балет
«Карменсюита»
«Всенощное бдение» С.
Рахманинова
Рокопера «Иисус
Христос суперзвезда»
Уэббера
Рокопера «Иисус
Христос – суперзвезда»
Э. Уэббера
Образы «Гогольсюиты»
А. Шнитке
Музыканты – извечные
маги
Музыканты – извечные
маги
Музыкальная
драматургия – развитие
музыки
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
21.09
24
28.09
15.10
8
12.10
15
19.10
22
26.10
6
10.11
13
17.11
20
24.11
27.11
1.12.
48.12
11
15.12
18
22.12
10
12.01
15
19.0118
Повторение. Исполнение
пластических и танцевальных
движений в соответствии с
ритмом и мелодикой звучащей
музыки
19 Музыкальные жанры:
вокальные, танцевальные,
вокальноинструментальные,
инструментальные ,
симфонические музыкально
театральные
Оркестр и его разновидности.
Характеристика музыкальных
инструментов.
Повторение. Хор и его
разновидности. Выразительные
возможности различных
вокальных групп и тембров
голоса
20
21
Два направления
музыкальной культуры.
Духовная музыка
Светская музыка.
Камерная
инструментальная
музыка
Транскрипции. Ф.
Листа
22 Музыкальная форма. Двух и
трехчастные формы.
Вариации, рондо, сюита.
Сонатносимфонический цикл.
«Кончерто гроссо»
«Сюита в старинном
стиле»
А. Шнитке.
23
24
25
Сонатносимфонический цикл.
Роль выразительных средств
создания и исполнения
музыкального произведения
Специфика музыкального
языка. Мелодия, ритм, темп,
тембр, гармония, фактура
Зарубежная музыка.
Музыкальная культура XVIII
XX веков. Знакомство с
произведениями наиболее
ярких представителей
зарубежной музыки. Народные
истоки и своеобразие их
творчества
26 Музыкальные стили,
творческие направления.
Классицизм, романтизм,
реализм, импрессионизм в
музыке русских и зарубежных
композиторов
27 Музыка в семье искусств.
Литературные образы в
музыкальном искусстве.
Музыка в драматическом
театре, в кино и на
«Патетическая» соната
Л. Бетховена.
Соната № 2
С.Прокофьева
Симфонии И. Гайдна
Симфония № 40
Моцарта
Симфонии
Л.Бетховена
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22
26.01
29.01
2.02
59.02
12
16.02
19
23.02
26.02
2.03
59.03
12
16.03
19
23.03
26.0428
29
30
31
32
33
34
35
телевидении
Восприятие и эмоциональная
оценка лучших произведений
классического наследия и
современности.
Современная музыкальная
культура. Молодежная
музыкальная культура: жанры,
стили, направления. Вкус и
мода
Фольклор как отражение
жизни народа, его истории,
отношения к человеку,
природе, родному краю
Восприятие и эмоциональная
оценка лучших произведений
классического наследия и
современности.
Вокализация знакомых
мелодий произведений
инструментальных, вокальных
и театральномузыкальных
жанров
Повторение. Знакомство с
произведениями наиболее
ярких представителей
зарубежной музыки. Народные
истоки и своеобразие их
творчества
Итоговая проверочная
административная работа
Участие в театрализованных
формах школьной музыкально
творческой деятельности,
движение и сценическая
импровизация под музыку
Неоконченная
Симфония Ф. Шуберта
Симфония В.
Калинникова
1
1
Симфонии Чайковского 1
Симфонии Прокофьева 1
Симфония № 7 Д.
Шостаковича.
Симфоническая
картина «Празднества»
К. Дебюсси.
Повторение по темам
года
1
1
1
1
9
13.04
16
20.04
23
27.04
30.04
4.05
7
11.05
14
18.05
21
25.05