Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС
Оценка 4.7

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
музыка
7 кл
19.11.2017
Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС
Рабочая программа по музыке (учебный предмет (курс) Уровень общего образования (класс) Основное общее образование (7 класс) (начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса) Количество часов 35 Учитель Колесникова Татьяна Николаевна (ФИО) Программа разработана на основе авторской программы по предмету «Музыка» для 5-7 классов. Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина Сборник программ по музыке для 5-7классов, Москва «Просвещение», 2012 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 7 КЛАСС с инструкциями.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Маньково­Березовская  средняя общеобразовательная школа Милютинского района Ростовской области                                                           «Утверждаю»                                                             Директор МБОУ Маньково­Березовской СОШ                                                                          Приказ от 28.08.2017 № 153                                                ___________/Е.А.Парфенова/                                                                           Рабочая программа по     музыке (учебный  предмет (курс)                        Уровень общего образования (класс)                         Основное общее образование (7 класс) (начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)                       Количество часов      35                       Учитель Колесникова Татьяна Николаевна                                       (ФИО)                        программы   по   предмету Программа    разработана    на   основе      «Музыка»       для     5­7   классов.        Авторы   программы   Г.П.   Сергеева,   Е.Д.   Критская, Т.С. Шмагина     Сборник программ     по музыке     для 5­7классов, Москва «Просвещение»,  2012__________________________________________   (указать примерную программу/программы, издательство, год издания)  авторской      1 2017 год Оглавление. Пояснительная записка………………………………………………………3­4 Общая характеристика учебного предмета……………………………….5­10 Место учебного предмета в учебном плане…………………………………10 Содержание учебного предмета………………….……………………….10­14 Тематическое планирование……………………………………………….14­17 Календарно­тематическое планирование………………………………….18­29 Учебно­методическое и материально­техническое обеспечения ОУ………30 Результаты и система их  оценки……………………………………………31­41 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 2 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная     рабочая     программа   разработана   на   основе   авторской   программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1­4 кл, 5­7 кл., «Искусство»­ 8­9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: «Просвещение», 2­е издание, 2012 год). Программа «Музыка» для основной школы (в   данном   издании   5–7   классов)   имеет   гриф   «Допущено   Министерством образования и науки Российской федерации».  Рабочая   программа   составлена   на   основе   следующих   нормативных документов и методических рекомендаций:  Приказ   Минобрнауки   РФ   от   06.10.2009   №   373   (ред.   От   26.11.2010)   «Об утверждении   и   введении   в   действие   федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования»;  Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9,   Уставом муниципального Бюджетного образовательного учреждения «МБОУ Маньково­Березовская СОШ»,   образовательной программой МБОУ Маньково­Березовской СОШ,   базисным   учебным   планом   общеобразовательных   учреждений   Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ,    примерного   учебного   плана   для   образовательных   учреждений   Ростовской области,   учебным планом МБОУ Маньково­Березовской СОШ.   Федеральным   перечнем   учебников,   рекомендованных   (допущенных)   к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования  в 2017 –2018 учебном году. Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи:  ­  развитие  музыкальности;   музыкального   слуха,   певческого   голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; ­ освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно­образной природе, жанровом и   стилевом   многообразии,   особенностях   музыкального   языка;   музыкальном фольклоре,   классическом   наследии   и   современном   творчестве   отечественных   и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; 3 ­  овладение   практическими   умениями   и   навыками  в   различных   видах музыкально­творческой   деятельности:   слушании   музыки,   пении   (в   том   числе   с ориентацией   на   нотную   запись),   инструментальном   музицировании,   музыкально­ пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; ­   воспитание  эмоционально­ценностного   отношения   к   музыке;   устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального   вкуса   учащихся;   потребности   к   самостоятельному   общению   с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся. Реализация   данной   программы   опирается   на   следующие   методы   музыкального образования:  метод художественного, нравственно­эстетического познания музыки;  метод эмоциональной драматургии;  метод интонационно­стилевого постижения музыки;  метод художественного контекста;  метод создания «композиций»;  метод перспективы и ретроспективы.          Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств,   которые   дают   возможность   учащимся   усваивать   духовный   опыт поколений, нравственно­эстетические ценности мировой художественной культуры, и   преобразуют   духовный   мир   человека,   его   душевное   состояние.   Содержание данной   программы   раскрывается   в   учебных   темах   каждого   полугодия.   В обновленном   музыкальном   материале,   а   также   введении   параллельного   и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.         Структуру программы 7 класса  составляют разделы, в которых обозначены содержательные   основные   линии,   указаны   музыкальные   произведения.   Названия разделов являются выражением художественно­педагогической идеи блока уроков, года.   В   программе   данного   класса   два   раздела:   «Особенности   драматургии сценической   музыки»   и   «Особенности   драматургии   камерной   и   симфонической музыки».   Содержательный   стержень   программы   –   «Классика   и   современность». Вечные   темы   классической   музыки   и   их   претворение   в   произведениях   разных жанров Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки. Особенности   музыкальной   драматургии   и   развития   музыкальных   образов   в произведениях   крупных  жанров  –  опере, балете, мюзикле,  рок­опере,  симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.      Контроль осуществляется в следующих видах:  ­ входной, текущий, тематический, итоговый.            Формы контроля: 4 При организации учебно­воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 7 класс  предпочтительными  формами  организации   учебного  предмета считаю:   индивидуальные,   групповые,   фронтальные,   коллективные,   наблюдение, самостоятельная работа, тест.      Виды организации учебной деятельности: ­ конкурс ­ викторина ­ самостоятельная работа ­ творческая работа Промежуточная аттестация проводится в форме тестов  1 раз в год в конце 1 полугодия и итогового теста в конце года. 2.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА    Приоритетным направлением содержания программы и УМК по­прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной   традиции,   современные   музыкальные   направления   музыкального искусства   формируют   у   учащихся   национальное   самосознание,   понимание значимости   своей   культуры   в   художественной   картине   мира. Сами   авторы   программы   не   регламентируют   жесткого   разделения   музыкального материала на учебные темы и уроки. Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили   и   жанры   классической   и   современной   музыки;   особенности   музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок­опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др.   В   сферу   изучения   входят   также   жанровые   и   стилистические   особенности музыкального  языка,  единство   содержания   и  формы  музыкальных   произведений. Особое   внимание   уделяется   изучению   стиля,   который   рассматривается   как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.  Содержание   раскрывается   в   учебных   темах   каждого   полугодия:   тема   первого полугодия   ­   «Особенности   драматургии   сценической   музыки»;   тема   второго полугодия ­ «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».  Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы  «Музыка» авторов   Г.П.Сергеевой,   Е.Д.Критской.   При   работе   по   данной   программе предполагается использование следующего учебно­методического комплекта для 7 класса:   учебники,   рабочие   тетради,  нотная   хрестоматия,   фонохрестоматия, методические рекомендации.  5 Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей: ­   формирование   музыкальной   культуры   как   неотъемлемой   части   духовной культуры; ­ развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти   и   восприимчивости,   способности   к   сопереживанию;   образного   и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса, ­   освоение   музыки   и   знаний   о   музыке,   ее интонационно­образной   природе, жанровом   и   стилевом   многообразии,   о   выразительных   средствах,   особенностях музыкального   языка;   музыкальном   фольклоре,   классическом   наследии   и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; ­   овладение   практическими   умениями   и   навыками   в   различных   видах музыкально­творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе  с ориентацией   на   нотную   запись),   инструментальном   музицировании,   музыкально­ пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; ­ воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа   и   других   народов   мира;   музыкального   вкуса   учащихся;   потребности   в самостоятельном   общении   с   высокохудожественной   музыкой   и   музыкальном самообразовании; эмоционально­ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:  метод художественного, нравственно­эстетического познания музыки;  метод эмоциональной драматургии;  метод интонационно­стилевого постижения музыки;  метод художественного контекста;  метод перспективы и ретроспективы;  метод проектов. В   7   классе   продолжается   работа   учащихся   над   исследовательской   проектной деятельностью.   Современный   проект   учащихся   –   это   дидактическое   средство активизации   познавательной   деятельности,   развития   креативности, исследовательских   умений   и   навыков,   общения   в   коллективе,   формирования определенных   личностных   качеств.   Исследовательские   проекты   являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов.  В   качестве   форм   контроля   могут   использоваться   творческие   задания,   анализ музыкальных   произведений,   музыкальные   викторины,   уроки­концерты,   защита исследовательских проектов.  Задачи   музыкального   образования  направлены   на   реализацию   цели программы и состоят в следующем: 6 ­ научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека; ­   содействовать   развитию   внимательного   и  доброго   отношения   к   людям   и окружающему миру; ­   воспитывать   эмоциональную   отзывчивость   к   музыкальным   явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;  ­   способствовать   формированию   слушательской   культуры   школьников   на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства; ­   научить   находить   взаимодействия   между   музыкой   и   другими   видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний; ­   сформировать   систему   знаний,   нацеленных   на   осмысленное   восприятие музыкальных произведений; ­   развивать   интерес   к   музыке   через   творческое   самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве; ­ воспитывать культуру мышления и речи. В результате изучения музыки ученик должен: Знать/понимать: специфику музыки как вида искусства; значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества; основные жанры народной и профессиональной музыки; основные формы музыки; характерные   черты   и   образцы   творчества   крупнейших   русских   и зарубежных композиторов; виды оркестров, названия наиболее известных инструментов; имена выдающихся композиторов и исполнителей; Уметь: эмоционально ­ образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; узнавать   на   слух   изученные   произведения   русской   и   зарубежной классики; выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения); выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров; различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра; Использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической деятельности и повседневной жизни для: 7 певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников,   на   внеклассных   и   внешкольных   музыкальных   занятиях, школьных праздниках; размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки; музыкального   самообразования:   знакомства   с   литературой   о   музыке, слушания   музыки   в   свободное   от   уроков   время   (посещение   концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио­ и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности. Общеучебные  умения, навыки  и  способы  деятельности. Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует: ­ формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;  овладению  ими   методами   наблюдения,   сравнения,   сопоставления, ­ художественного анализа; ­  обобщению  получаемых   впечатлений   об   изучаемых   явлениях,   событиях художественной жизни страны; ­  расширению  и обогащению опыта выполнения учебно­творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно­образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно­эмоциональное содержание произведений искусства; ­ совершенствованию  умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному   явлению   в   вербальной   и   невербальной   формах,   вступать   (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем; ­  формулированию  собственной   точки   зрения   по   отношению   к   изучаемым произведениям   искусства,   к   событиям   в   художественной   жизни   страны   и   мира, подтверждая ее конкретными примерами; ­  приобретению  умения   и   навыков   работы   с   различными   источниками информации. Опыт   творческой   деятельности,   приобретаемый   на   музыкальных   занятиях, способствует: ­  овладению  учащимися   умениями   и   навыками   контроля   и   оценки   своей деятельности; ­  определению  сферы   своих   личностных   предпочтений,   интересов   и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; 8 ­  совершенствованию  умений   координировать   свою   деятельность   с деятельностью   учащихся   и   учителя,   оценивать   свои   возможности   в   решении творческих задач.       Содержание  рабочей   программы   предмета   «Музыка»                 Раздел 1.  Особенности драматургии сценической музыки (16ч)        Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности  композитора: Россия — Запад.  Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов  (историко­эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь  музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах.  Особенности построения музыкально­драматического спектакля. Опера: увертюра,  ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые  танцы (классический и характерный), па­де­де, музыкально­хореографические  сцены и др. Приемы симфонического развития образов.        Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство  исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и  исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в  кино и на телевидении.       Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов. Примерный перечень музыкального материала     I   полугодия: Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка. Порги и Бесс. Опера (фрагменты). Дж. Гершвин. Князь Игорь. Опера (фрагменты). А. Бородин. Ярославна. Балет (фрагменты). Б. Тищенко. Высокая месса си минор (фрагменты). И.­С. Бах. Всенощное бдение (фрагменты). С. Рахманинов. Иисус Христос — суперзвезда. Рок­опера (фрагменты). Кармен. Опера (фрагменты). Ж. Визе. Кармен­сюита. Балет (фрагменты). Ж. Визе — Р. Щедрин. Празднества. Из симфонического цикла «Ноктюрны». к: Дебюсси. Гоголь­сюита. Музыка к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений  Н. Гоголя. А. Шнитке. Родина моя. Д. Тухманов, слова Р. Рождественского. Дом, где наше детство остается. Ю. Чичков, слова М. Пляцковского. Дорога добра. Из телевизионного фильма «Приключения маленького Мука». М.  Минков, слова Ю. Энтина. Небо в глазах. С. Смирнов, слова В. Смирнова. Рассвет­чародей. В. Шаинский, слова М. Пляцковского. Только так. Слова и музыка Г. Васильева и А. Иващенко. Синие сугробы. Слова и музыка А. Якушевой. 9 Ночная дорога. С. Никитин, слова Ю. Визбора. Исполнение желаний. Слова и музыка А. Дольского. Тишь. Слова и музыка А. Загота. Наполним музыкой сердца. Слова и музыка Ю. Визбора. Спасибо, музыка. Из кинофильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова. Песенка на память. М. Минков, слова П. Синявского. Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный,  кантри, фолк­джаз, рок­ джаз и др.). Раздел 2.   Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (19 ч)        Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме,  симфонической сюите, сонатно­симфоническом цикле. Сопоставление драматургии  крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и  инструментальных жанрах.        Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла:  поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.        Переинтонирование классической музыки в современных обработках.  Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители  и исполнительские коллективы.        Использование различных форм музицирования и творческих заданий для  освоения учащимися содержания музыкальных образов. Примерный перечень музыкального материала     II    полугодия: Соната № 11 для фортепиано. В. ­А. Моцарт. Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано. Л. Бетховен. Соната № 2 для фортепиано (1­я часть). С. Прокофьев. Симфония № 1 (1­я часть). В. Калинников. Симфония № 103 («С тремоло литавр») (фрагменты И. Гайдн. Симфония № 1 («Классическая») (фрагменты). С. Про кофьев. Симфония № 40 (фрагменты). В.­А. Моцарт. Симфония № 5 (фрагменты). П. Чайковский. Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен. Симфония № 8 («Неоконченная») (фрагменты). Ф. Шу; берт. Симфония № 7 («Ленинградская») (фрагменты). Д. Шос такович. Этюды по каприсам Н. Паганини. Ф. Лист. Чакона. Из Партиты № 2 ре минор. И.­С. Бах — Ф. Бузони. Лесной царь. Ф. Шуберт — Ф. Лист. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано А. Шнитке. Рапсодия в стиле блюз. Дж. Гершвин. Концерт для скрипки с оркестром. А. Хачатурян. 10 Образцы  музыкального   фольклора разных регионов мира (аутентичный,  кантри, фолк­джаз, рок­джаз и др.). Россия, Россия. Ю. Чичков, слова Ю. Разумовского. Журавли. Я. Френкель, слова Р. Гамзатова. Сыновья уходят в бой. Слова и музыка В. Высоцкого. День Победы. Д. Тухманов, слова В. Харитонова. Вот солдаты идут. К. Молчанов, слова М. Львовского. До свидания, мальчики. Слова и музыка Б. Окуджавы. Баллада о солдате. В. Соловьев­Седой, слова М. Мату совского. Фантастика­романтика. Слова и музыка Ю. Кима. За туманом; Маленький гном. Слова и музыка А. Кукина Следы. Слова и музыка В. Егорова. Весеннее танго. Слова и музыка В. Миляева. Я бы сказал тебе. Слова и музыка В. Вихарева. 3.МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно базисному (образовательному) плану образовательного учреждения на изучение   музыки   в   7   классе   выделяется   35   часов   (1   час   в   неделю,   35   учебных недель). В связи с праздничными днями в 2017­2018 учебном году запланировано 33 урока.  п/п I. II. Наименование разделов и тем  «Особенности   драматургии Тема   №1. сценической музыки» Тема   №2. камерной и симфонической музыки»  Итого  «Особенности   драматургии Всего Часов 35ч. 16ч. 17 ч. 33ч. Тестовые  работы 1 1 2 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА          «Особенности драматургии сценической музыки»  (16 часов) Урок 1. Классика и современность Понятия   «классика»,   «классика   жанра»,   «стиль».   Вечные   темы   классической музыки.   Современность   классической   музыки.   Понятия   «стиль   эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора». Урок 2.В музыкальном театре. Опера.  Определения   оперы,   драматургии,   конфликта   как   основы   драматургического развития.   Этапы   сценического   действия:   экспозиция,   завязка,   развитие, кульминация,   развязка.   Строение   оперы.   Жанры   оперы:   эпический,   лирический, драматический, комический. 11 Урок 3. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.    Опера «Иван Сусанин» ­ отечественная героико­трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы. Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин».  Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др. Урок 4. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря. Урок 5. Портрет половцев. Плач Ярославны. Образ Яр (женские образы)ославны. Приём поэтизации природы.  Урок 6.  В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па­ де­де, па­де­труа, гран­па, адажио, хореографические ансамбли  и другие. Основные типы   танца   в   балете:   классический   и   характерный.   Характерные   особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве».  Урок. 7. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. Сопоставление   двух   противоборствующих   сил   как   основа   драматургического развития балета.        Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П. Урок 8. Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. Особенности   музыкальной   драматургии   героико­патриотического   и   эпического жанров.   Подбор   музыкального   и   литературного   ряда   к   произведениям изобразительного   искусства:  И. Глазунов   «Слава   предкам»,   «Два   князя»; В. Верещагин   «Не   замай   –   дай   подойти!»;   П. Корин   «Александр   Невский»; И. Мартос   «Памятник   Минину   и   Пожарскому»;   В.Серов   «Въезд   Александра Невскаого в Псков»; И.Козловский «Памятник Александру Невскому». Урок   9.    В   музыкальном   театре.   Мой   народ   –   американцы.  Д. Гершвин   – создатель   национальной   классики  XX  века.   Жанры   джазовой   музыки   –   блюз, спиричуэл.   соединивший   классические   традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки.    Симфоджаз   –   стиль, Урок 10.   Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля. 12 «масок».   Звучности   струнных   и   ударных Конфликт   как   основа   драматургического   развития   оперы.  Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля. Урок 11.Опера  «Кармен».  Самая  популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.  Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие   в   опере.   Раскрытие   музыкального   образа   Кармен   через   песенно­ танцевальные жанры испанской музыки.       Раскрытие музыкального образа Хозе через   интонации   французских   народных   песен,   военного   марша   и   лирического романса. Музыкальная характеристика Эскамильо.   Урок   12.Балет   «Карме   ­   сюита».  Новое   прочтение   оперы   Бизе.   Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.        Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро. Урок 13. Образы «масок» и Тореодора. Музыкальные   характеристики   инструментов. Портрет Тореодора.  Урок  14. Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени.               Характерные   особенности   музыкального   языка   И.С.   Баха.   Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С. Вокально­драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер.   Музыкальные образы всенощной. Урок 15.    Рок­опера «Иисус Христос ­ суперзвезда».   Вечные темы. Главные образы. Жанр   рок­оперы. драматургического   развития.   Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды. Урок   16.  Музыка   к   драматическому   спектаклю.  «Ромео   и   Джульетта». «Гоголь­сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь­ сюиты». «Музыканты – извечные маги». Обобщающий урок.                  Роль   музыки   в   сценическом   действии.   Контрастность   образных   сфер театральной   музыки.   Взаимодействие   музыки   и   литературы   в   музыкально­ театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики.                                                 Тема  II  полугодия:  «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (19 часов)   Контраст   главных   образов   рок­оперы   как   основа   Лирические   и   драматические   образы   оперы. Урок   17.  Музыкальная   драматургия   –   развитие   музыки.  Два   направления музыкальной культуры. Духовная музыка. 13 Закономерности   музыкальной   драматургии.   Приемы   развития   музыки:   повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.  Урок 18. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки. Урок 19. Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция Особенности   развития   музыки   в   камерных   жанрах.   Мастерство   знаменитых пианистов   Европы   Листа Ф.   Понятия   «транскрипция», «интерпретация».   Характерные   особенности   музыки   эпохи   романтизма.   Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.  Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции  музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации.   и   Бузони Ф. Урок 20. Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо.  Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты  музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие  полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного  замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или  исторического колорита Урок 21. Сюита в старинном духе А. Шнитке.         Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности   формы   сюиты.  Характерные   черты   музыкального   стиля   Шнитке А. Музыкальная   драматургия   сюиты.   Переинтонирование   классической   музыки   в современных обработках. Урок   22.  Соната.   Соната   №8   («Патетическая»)   Л.   Бетховена.  Осмысление жизненных   явлений   и   их   противоречий   в   сонатной   форме.   Особенности драматургии   в   циклических   формах   сюиты   и   сонаты.   Форма   сонатного  allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального   стиля   Бетховена Л.   И   Шопена   Ф.   Выдающиеся   исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М. Урок 23.  Соната № 2 С.С. Прокофьева.  Осмысление жизненных явлений и их противоречий   в   сонатной   форме.   Драматургическое   взаимодействие   образов   в сонатной   форме.   Характерные   черты   музыкального   стиля   композитора Прокофьева C.C.  Урок 24. Урок 24. Соната № 11 В.­А. Моцарта.        Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме.  Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты  музыкального стиля композитора  Моцарта В.А. Урок 25. Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр»)  Й. Гайдна. Особенности драматургического развития в жанре симфонии.  Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в  14 сонатно­симфоническом цикле. Лирико­драматические образы симфонии  Й.  Гайдна.  Урок 26.  Симфония №40 В.­А. Моцарта. Лирико­драматические образы  симфонии В.­А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов:  Й. Гайдна и В.­А. Моцарта. Урок 27. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №5  Л. Бетховена.    Особенности музыки Прокофьева.  Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы  симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки  в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена.  Урок 28. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1  В. Калиникова. Картинная галерея.   Биография австрийского композитора Ф. Шуберата. Развитие основных образов  симфонии Шуберта.  Урок 29. Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская»)  Д.Д. Шостаковича. Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в  симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля  Чайковского П.И. Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление  симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля  Шостаковича Д.Д. Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического  развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты  музыкального стиля Дебюсси К. Урок 30. Инструментальный концерт.  Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Урок 31. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.  Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А.  «Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина. Представление   о   жанре   рапсодии,   симфоджазе,   приемах   драматургического развития в музыке Гершвина Д. Урок 32.Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок­опер.  Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной   музыкальной   культуре.   Известные   исполнители   музыки   народной традиции.   Популярные   хиты   из   мюзиклов   и   рок­опер.  Обобщающий   урок     2 полугодия. Урок 33. Исследовательский проект.         Пусть музыка звучит.  15 Слушание  музыкальных фрагментов. Игра  «Угадай мелодию».    5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п № Тема  урока «Особенности драматургии сценической музыки» I полугодие   том В числе: Контрольны е работы. Кол­ во часов 16 Основные виды деятельности обучающихся: Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполнять  народные   песни,   песни   о   родном   крае   современных   композиторов;  понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Воплощать  художественно­образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать  в   пении,   игре   на   элементарных   музыкальных   инструментах,   пластике,   в театрализации. Находить  ассоциативные   связи   между   художественными   образами   музыки   и   других   видов искусства Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения. Импровизировать  в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом. Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. Творчески  интерпретировать  содержание   музыкального   произведения   в   пении,   музыкально­ ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. Определять характерные признаки музыки и литературы. Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке. Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов. Определять  характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действах и т.п. Исполнять  отдельные   образцы   народного   музыкального   творчества   своей   республики,   края, региона и т.п. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, 16 импровизации, игре на инструментах — элементарных и электронных). Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Самостоятельно работать в творческих тетрадях. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях, и т.п. со сверстниками и родителями.   Использовать  образовательные   ресурсы   Интернета   для   поиска   произведений   музыки   и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 12. 13. 14 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1 2. 3. 4. 5. 1 четверть Классика и современность. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русском музыкальном искусстве.  Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря.  Портрет половцев. Плач Ярославны.  В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли.  Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. В музыкальном театре. Мой народ – американцы.                                           2 четверть. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие  традиций оперного спектакля. Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен.  Образы Хозе и Эскамильо.  Балет «Карме ­ сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен.  Образ Хозе.  Образы «масок» и Тореодора. Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение.  Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени. 15. 6. Рок­опера «Иисус Христос ­ суперзвезда».  Вечные темы. Главные  образы. 16. 7. Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь­ сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь­ сюиты». «Музыканты – извечные маги». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1         II полугодие.«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» 17 Основные виды деятельности обучающихся: Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным  искусством различными способами художественного  познания мира. 17 Соотносить художественно­образное  содержание музыкального произведен с формой его  воплощения. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного  искусства. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие  интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Исследовать  интонационно­образную природу музыкального искусства. Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе  осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства. Театра, кино и др.)  Владеть музыкальными терминами и  понятиями в  пределах изучаемой темы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям  при их восприятии и исполнении. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания  музыкальных произведений. Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных  композиторов. Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного  искусства и воплощать художественно­образн :t содержание музыки и произведен;:;  изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре, пластике. Формировать личную фонотеку, библиотеку,  видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства. Осуществлять поиск музыкально­образовательной информации в сети Интернет. Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами. Оценивать собственную музыкально­творческую деятельность и деятельность своих сверстников  и защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов) 3 четверть 1. Музыкальная драматургия – развитие музыки. 2. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская  музыка Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23 24 25. 3 4. 5 6. 7. 8 9. Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо.  Сюита в старинном духе А. Шнитке. Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена.  Соната № 2 С.С. Прокофьева.  Соната № 11 В.­А. Моцарта. Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр»)  18 1 1 1 1 1 1 1 1   33 1 1 1 26. 10 Й. Гайдна.  Симфония №40 В.­А. Моцарта.  4 четверть 27. 28. 29. 30. 31. 32. 1 2. 3 4. 5. 6. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №5  Л. Бетховена.  Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1  В. Калиникова. Картинная галерея.  Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская»)  Д.Д. Шостаковича. Симфоническая картина. «Празднества»  К.Дебюсси. Инструментальный концерт.  Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Рапсодия в стиле  блюз Д. Гершвина. Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок­опер.  Обобщающий урок 2 полугодия  7. Исследовательский проект 33.   Итого: Пусть музыка звучит.  19 6.КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 20 Тема урока Тип урока Элемент содержания Знания и умения,  напрвленные на  формирование УУД специальные общеучебны е Контрольно­ оценочная деятельность вид форма Д а т а ф а к т Дата план №ур ока Кол ­во часо в 06.09.17 1 (1) теку щий Устный  опрос Входной контроль (тестирова ние) Тек ущи й вход ной конт роль теку щий Музыкальн ый диктант ­   Наблюдать жизненные явления.  ­ Сопоставлят ь   их   с особенностя ми художествен ного воплощения в произведени ях искусства. ­ Устанавлива ть ассоциативн   ые связи между произведени ями   разных видов искусств. ­ Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ     и   изучения Классика и современность. Урок и первичного   закре­пления новых знаний. Урок­беседа.       Первое полугодие: Особенности  драматургии сценической музыки.­ 16 ч. Знать/   понимать,  что   такое классическая   музыка,   Понимать, что     по   музыкальным пристрастиям,   по   тому,   что нравится или отвергается, можно судить   о   человеке,   его   вкусе, уровне культуры.  Понимать, что встреча выдающимися музыкальными   произведениями является     прикосновением   к духовному   опыту   поколений. религиозная.  Уметьприводить   примеры  петь под   фонограмму   с   различным аккомпанементом.  Значение   слова   «классика». Понятие «классическая музыка»,   классика   жанра, стиль.Разновидности   стилей. Интерпретация   и   обработка классической музыки прошлого. Классика это   тот опыт,   который     донесли   до нас   великие   мыслители­ художники прошлого. Произведения искусства всегда   передают     отношение автора к жизни. • музыка И. Баха, А.  с           Вивальди, С.  Рахманинова 13.09.17 2 (1) В музыкальном театре.  Опера.  Урок изучения и  первичного закрепления  новых знаний. Комбинированный урок. 20.09.17 3 (1) Опера «Иван Сусанин».  Новая эпоха в русском  музыкальном искусстве  • О.Митяев – «Как  здорово»     Музыкальная   драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера   и   её   составляющее. Виды   опер.   Либретто.   Роль оркестра в опере. Народно­ эпическая образность   в   творчестве русских композиторов, народные   истоки   в     русской профессиональной   музыке, обращение   композиторов     к фольклору. народному Углубление   знаний     об 21       Знать/ понимать, что такое  классическая опера. Понимать,  что встреча с выдающимися  музыкальными произведениями  является  прикосновением к  духовному опыту поколений,  драматургию музыкальных  произведений. Знать имена   композиторов: М.Глинка,  известных исполнителей:  Ф.Шаляпин. Уметь по характерным  признакам определять  принадлежность музыкальных 7. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ОУ Информационно­коммуникативные средства. 1.Учебник «Музыка» 7 класс  Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина  Просвещение ,2012 2. «Музыка»7  класс  Хрестоматия музыкального материала Е.Д. Критская, Г.П.  Сергеева, Т.С. Шмагина. Просвещение 2013 3. Фонохрестоматия  музыкального материала к учебнику «Музыка. 7 класс». Диск  MP3. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. 4.Портреты композиторов   Экранно­звуковые пособия 1. Аудиозаписи и фонохрестоматии  по музыке 2.Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и  зарубежных композиторов 3. Видеофильмы с записью фрагментов из опер и балетов, мюзиклов 4. Видеофильмы с записью фрагментов хоровых и оркестровых коллективов Наглядные пособия. 1. Портреты композиторов. 2. Альбомы с демонстрационным материалом. 3. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой  музыкальной культуры  Технические средства обучения. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Музыкальный центр. Магнитная доска. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран. DVD­проигрыватель Цифровые и электронные образовательные ресурсы 1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и  Мефодий» 2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо» 3.   Электронный   издательство РГПУ им.     А.И.Герцена.  4..Единая коллекция ­ http://collection.cross­edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7­f1f4­5b76­ f453­552f31d9b164 5.Российский общеобразовательный портал ­ http://music.edu.ru/   образовательный   ресурс   (ЭОР)   нового   поколения   (НП), 22 6.Детские электронные книги и презентации ­ http://viki.rdf.ru/                    8.РЕЗУЛЬТАТЫ И  СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ  Обучающиеся к концу 7 класса должны знать и понимать: ­   понимать   взаимодействие   музыки   с   другими   видами   искусства   на   основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);  ­ возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни; ­ основные жанры народной и профессиональной музыки;  ­ основные формы музыки;  ­ характерные особенности творчества р и анализе музыкального произведения; ­ имена выдающихся композиторов и музыкантов­ исполнителей;  ­ виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;  ­   многообразие   музыкальных   образов   и   их   развитие   в   музыкальном произведении;  ­   особенности   различия   вокальной   и   инструментальной   музыки   (   ваганты, романс, баллада,  авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония); ­   история     возникновения   духовной   музыки   и   ее   развитие   в   творчестве современных композиторов;  ­ основные стили музыки (полифония, гомофония);  ­ известные театры мира и исполнители,  ­ особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;  ­ строение сонатно­ симфонического цикла;  ­ особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки.  Определение   уровня   достижения   планируемых   результатов   предполагает разные подходы. Так, при оценке эмоционально­ценностного отношения к искусству обучающемуся   предлагаются   на   уроках   различные   задания,   требующие самостоятельно   действовать   при   решении   проблемно­творческих   ситуаций   в повседневной жизни (например, выбор песни для поздравления члена семьи и т.п.).  При   оценке   опыта   музыкально­творческой   деятельности   учитываются   не только успехи на уроках музыки, но и в сфере внеклассной, внеаудиторной работы в различных формах (музыкальные фестивали и конкурсы, участие в спектаклях и других мероприятиях).  Оценка по содержательным блокам программы предмета проводится в ходе текущих и тематических проверок. Комплексные задания для контрольных работ могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер, выполняться на базовом или повышенном уровне в зависимости от сформированности музыкально­ слухового опыта и способностей выпускника.  23 Текущий   контроль   результатов   учебной   деятельности   обучающихся осуществляется в сочетании практической и устной форм посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опроса на уроке с использованием вопросов   и   заданий   (включая   творческие   задания),   содержащихся   в   учебных, учебно­методических пособиях и дидактических материалах.  Тематический контроль осуществляется в сочетании практической и устной форм посредством проведения фронтального опроса с использованием контрольных вопросов   и   заданий   (включая   творческие   задания),   содержащихся   в   учебных, учебно­методических пособиях, дидактических материалах.  При оценивании успеваемости ориентирами являются конкретные требования к обучающимся, представленные в программе каждого класса, и примерные нормы оценки знаний и умений. Учебная программа предполагает освоение обучающимися различных видов музыкальной Деятельности, а именно: хоровое пение, слушание музыкальных произведений, импровизация, коллективное музицирование. На   уроках   проверяется   и   оценивается   умение   обучающихся   слушать музыкальные   произведения,   давать   словесную   характеристику   их   содержанию   и средствам   музыкальной   выразительности,   умение   сравнивать,   обобщать;   знание музыкальной литературы.  Учитывается:  степень   раскрытия   эмоционального   содержания   музыкального   произведения через средства музыкальной выразительности;  самостоятельность в разборе музыкального произведения;  умение   обучающегося   сравнивать   произведения   и   делать   самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.  Критерии оценивания:  «5» ­ дан правильный, полный ответ, включающий характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности; ответ самостоятельный;  «4»   ­   ответ   правильный,   но   неполный:   дана   характеристика   содержания музыкального   произведения,   средств   музыкальной   выразительности   с   помощью одного­двух наводящих вопросов учителя;  «3» ­ ответ правильный, но неполный: средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя;  «2» ­ ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.  Хоровое пение  Для   оценивания   качества   выполнения   учениками   певческих   заданий необходимо   предварительно   провести   индивидуальное   прослушивание   каждого ребенка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.  Критерии оценивания:  «5»   ­   знание   мелодической   линии   и   текста   песни;   чистое   интонирование   и ритмически точное исполнение; выразительное исполнение;  «4»   ­   знание   мелодической   линии   и   текста   песни;   в   основном   чистое интонирование, ритмически правильное; пение недостаточно выразительное;  24 «3»   ­   допускаются   отдельные   неточности   в   исполнении   мелодии   и   текста песни,   неуверенное   и   не   вполне   точное,   иногда   фальшивое   исполнение,   есть ритмические неточности, пение невыразительное;  «2» ­ исполнение неуверенное, фальшивое.  При   оценке   результатов   учебной   деятельности   обучающихся   учитывается характер допущенных ошибок ­ существенных или несущественных.  К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что обучающийся не усвоил основ нотной грамоты, не имеет представления об элементах   музыкальной   речи,   не   знает   средств   музыкальной   выразительности, музыкальных форм и исполнительских составов (в рамках программы).  К категории несущественных ошибок относятся незначительные отклонения от указанных   в   нотном   тексте   темпа   и   динамики,   погрешности   звукоизвлечения, звуковедения, дикции, артикуляции и др.  Инструментарием   для   итогового   контроля   являются   тестовые   задания, иллюстрирующие   особенности   оценки   достижения   планируемых   результатов   по трем разделам программы.  Примечание: учитель имеет право поставить ученику оценку выше той,  которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном  варианте. Оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило,  на последующем   уроке; предусматривается работа над ошибками. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса Обучение музыкальному искусству в VII классе должно обеспечить учащимся возможность:  ­ совершенствовать  представление о триединстве музыкальной  деятельности (композитор – исполнитель – слушатель);  ­   знать   основные   жанры   народной,   профессионально,   религиозной   и современной музыки;  ­   понимать   особенности   претворения   вечных   тем   искусства   и   жизни   в произведениях разных жанров;  ­ эмоционально – образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;  ­   творчески   интерпретировать   содержание   музыкального   произведения, используя   приемы   пластического   интонирования,   музыкально   –   ритмического движения, импровизации. ­ осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;  ­ выявлять особенности построения музыкально – драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;  ­   использовать   различные   формы   индивидуального,     группового   и коллективного   музицирования,   выполнять   творческие   задания,   участвовать   в исследовательских проектах;  ­ совершенствовать умения и навыки самообразования.  25 Контрольно­измерительный материал (промежуточный контроль) по музыке к разделу «Особенности драматургии сценической музыки». 1 полугодие.  7 класс Пояснительная записка Данный контрольно­измерительный материал по музыке составлен в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273­ФЗ;. Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253   «Об   утверждении   федерального   перечня   учебников,   рекомендуемых   к использованию   при   реализации   имеющих   государственную   аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», примерными программами среднего (полного) общего образования по музыке   (Письмо   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от 07.07.2005   №   03­1263   «О   примерных   программах   по   учебным   предметам федерального   базисного   учебного   плана»);   программами   образовательных учреждений   «Музыка».   Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина – М.: «Просвещение», 2012г.; Уставом МБОУ Маньково­Березовской СОШ;   на основании  учебно­методического комплекта  «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной для 5 – 7 классов общеобразовательных учреждений и положения о системе оценки МБОУ Маньково­Березовской СОШ.    Авторы   Е.Д.Критская,   1­7классы.     Целями данного контрольно­измерительного материала являются: 1.Формировать у учащихся основные понятия о музыкальной грамоте. 2.Формировать способность слышать музыку, погружаться в нее, чувствовать ее настроение. 3.Формировать способность анализировать музыку. Задачи: 1.Освоение   учащимися   музыкального   языка   и   средств   музыкальной выразительности. 2.Развитие ассоциативно­образного мышления учащихся. Функцией контроля и оценки достижения планируемых результатов является уровневый   подход,   т.е.   необходимый   для   продолжения   образования   и   реально достигаемый большинством учащихся опорный (базовый) уровень образовательных достижений. Данный контрольно­измерительный материалы (7 класс) по музыке включает: ­ пояснительную записку, ­ тесты в 2­х вариантах; ­ответы.          Данная работа выполняется в тетрадях для контрольных работ. Необходимо выбрать правильный ответ или ответы и сделать соответствующую запись. Время выполнения работы – 35 минут (с учётом её ознакомления) , 1 балл равен 1 заданию и  20 % усвоения материала. Уровневая Оценка успешности оценка знаний Традиционная   оценка учащихся 2­4 классов Перевод в баллы  (1 балл     = 26 выполнения заданий (в %) до40 % низкий уровень Неудовлетворительно От 40 до 60 % От 60 до80  % От 80 до100  % высокий «2» Удовлетворительно «3» средний уровень выше среднего Хорошо «4» Отлично «5» 20%,максимальное количество   баллов – 5 ) 2   балла   –до   2 заданий 3 балла –3 задания 4 балла –4 задания  5   баллов   ­   5 заданий Проверка знаний – это не только важное средство предупреждения забывания, но и  более прочного усвоения знаний. В ходе проверки учитель стремится выяснить не  только сам факт усвоения знаний детьми, но и насколько правильно воспринимают  они материал. Такие задания помогут наглядно и ясно для самого учащегося  показать степень усвоенного материала. Дети могут сами оценить свои знания.  Можно использовать взаимопроверки,  что поможет самим найти  наличие ошибок,  их количество и дети сами могут контролировать свои знания. 1 вариант 1.Соединить композиторов с музыкальными произведениями: А)«Иван Сусанин»               г)  М.Глинка Б)«Князь Игорь»                   д)Дж. Гершвин  В)«Порги и Бесс»                 е)А.П.Бородин 2.Назовите главный жанр в творчестве Ж.Бизе:  А) балет  Б) песня  В) опера 3. Как называется большой коллектив музыкантов, играющих на различных  инструментах симфонические произведения: А) Симфонический оркестр Б) Духовой оркестр В) Оркестр народных инструментов 4.Оркестровое вступление к опере, балету, музыкальному спектаклю: А) баллада  Б) серенада  В) увертюра 5. Постановщик балета: А) Дирижёр Б) Балетмейстер В) Капельмейстер Ответы 1 вариант вопрос ответ 1 2 А) – г)          Б) – е)                   В) – д)  В) опера 27 3 4 5 А) Симфонический оркестр В) увертюра Б) Балетмейстер 2 вариант 1. Иоган Себастьян Бах: А) немецкий композитор Б) Итальянский композитор В) Французский композитор 2 Соедините: А)Женские певческие голоса                     Б)Мужские певческие голоса 1.Тенор 2.Меццо­сопрано 3.Контральто 4.Баритон 5,Альт 6.Бас 7.Сопрано 3. Музыку к балету «Кармен­сюита» написал: А)Шостакович Б)Щедрин В)Прокофьев 4. Музыкально –драматическое произведение, действие в котором передаётся  средствами танца и пантомимы ­ это А) Опера Б) Балет В) Оперетта 5.  Продолжи изученную тему Музыканты – извечные …… »: А) Люди Б) Волшебники В) Маги Ответы 2  вариант вопрос ответ 1 2 3 4 5 А) немецкий композитор А) ­  2, 3, 5,7.      Б)­1,4,6. Б)Щедрин Б) Балет В) Маги Контрольно­измерительный   материал   (итоговый   контроль)   по   музыке   к разделу «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».  2 полугодие. 7 класс Данный   контрольно­измерительный   материал   по   музыке   составлен   в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от Пояснительная записка 28 29.12.2012г.   №273­ФЗ;.   Приказом   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   31 марта   2014   г.   №   253   «Об   утверждении   федерального   перечня   учебников, рекомендуемых   к   использованию   при   реализации   имеющих   государственную аккредитацию   образовательных   программ   начального   общего,   основного   общего, среднего   общего   образования»,   примерными   программами   среднего   (полного) общего   образования   по   музыке   (Письмо   Министерства   образования   и   науки Российской   Федерации   от   07.07.2005   №   03­1263   «О   примерных   программах   по учебным   предметам   федерального   базисного   учебного   плана»);   программами образовательных   учреждений   «Музыка».   1­7классы.   Авторы   Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,   Т.С.Шмагина   –   М.:   «Просвещение»,   2011г.;   Уставом   МБОУ Маньково­Березовской   СОШ;     на   основании  учебно­методического   комплекта «Музыка»   Е.Д.   Критской,   Г.П.   Сергеевой,   Т.С.   Шмагиной   для   5   –   7   классов общеобразовательных учреждений и положения о системе оценки МБОУ Маньково­ Березовской СОШ.     Целями данного контрольно­измерительного материала являются: 1.Формировать у учащихся основные понятия о музыкальной грамоте. 2.Формировать способность слышать музыку, погружаться в нее, чувствовать ее настроение. 3.Формировать способность анализировать музыку. Задачи: 1.Освоение   учащимися   музыкального   языка   и   средств   музыкальной выразительности. 2.Развитие ассоциативно­образного мышления учащихся. Функцией контроля и оценки достижения планируемых результатов является уровневый   подход,   т.е.   необходимый   для   продолжения   образования   и   реально достигаемый большинством учащихся опорный (базовый) уровень образовательных достижений. Данный контрольно­измерительный материалы (7 класс) по музыке включает: ­ пояснительную записку, ­ тесты в 2­х вариантах; ­ответы.          Данная работа выполняется в тетрадях для контрольных работ. Необходимо выбрать правильный ответ или ответы и сделать соответствующую запись. Время выполнения   работы   –   35   минут   (с   учётом   её   ознакомления)   ,   1   балл   равен   3 заданиям и  20,1 % усвоения материала. Оценка успешности выполнения заданий (в %) Традиционная   оценка учащихся 2­4 классов Уровневая оценка знаний до40,2 % низкий уровень Неудовлетворительно От 40,3 до60,3% средний «2» Удовлетворительно 29 Перевод в баллы  (1   балл   =20,1 %,максимальное количество баллов – 5 ) 2   балла   –до   6 заданий 3 балла –от 6 до 9 От 60,4 до80,4 % выше среднего Хорошо «4» уровень «3» высокий заданий 4 балла – от 9 до 12 заданий  5 баллов  –  от  12 до15 заданий Отлично «5» От   80,4   до100,5 % Проверка знаний – это не только важное средство предупреждения забывания, но и  более прочного усвоения знаний. В ходе проверки учитель стремится выяснить не  только сам факт усвоения знаний детьми, но и насколько правильно воспринимают  они материал. Такие задания помогут наглядно и ясно для самого учащегося  показать степень усвоенного материала. Дети могут сами оценить свои знания.  Можно использовать взаимопроверки,  что поможет самим найти  наличие ошибок,  их количество и дети сами могут контролировать свои знания.                                                                       1 вариант.  1.Назовите главный жанр в творчестве Ф. Шуберта:  А) балет  Б) песня  В) опера  2.Оркестровое вступление к опере, балету, музыкальному спектаклю:  А) баллада  Б) серенада  В) увертюра  3.Выберите инструмент деревянно­ духовой группы симфонического оркестра: А) арфа  Б) гобой  В) валторна  Г) контрабас  Д) свирель  4.Музыкальное произведение для голоса без слов:  А) ария  Б) вокализ  В) романс  5. Творчество, какого композитора отражает девиз: «Через борьбу ­ к Победе!»: А) Бетховен  Б) Шопен  В) Чайковский  6.Музыкальное произведение крупной формы для солирующего инструмента и оркестра:  А) концерт  Б) симфония  В) сюита  7.Форма музыки, которая подразумевает наличие двух контрастных частей:  30 А) рондо  Б) вариации  В) двухчастная  8.Музыкальным образом называют:  А) замыслы композитора  Б) музыкальный язык  В) жизненное содержание музыки  Г) творческие замыслы и содержание, созданные композитором  9) «Программная музыка» ­ это:  А) музыка, у которой есть название  Б) танцевальная музыка  В) музыка для кинофильмов  Г) марш  10.Слово «полифония» обозначает:  А) силу звука  Б) темп  В) многоголосие  Г ) несколько звуков, взятых одновременно  11.Морис Равель:  А) испанский композитор  Б) французский композитор  В) венгерский композитор  12. Выберите правильные утверждения .Фуга означает:  А) бег  Б) развитая полифоническая музыкальная форма  В) инструментальное сочинение  Г) полифоническое произведение 13.Автор вокальной баллады « Лесной царь»:  А) немецкий композитор Ф.Шуберт  Б) русский композитор М.И. Глинка  В) польский композитор Ф Шопен  14.Название последней части симфонии:  А) адажио  Б) финал  В) скерцо  Г) аллегро  15.У какого композитора звучит в опере ария « Ты взойдёшь моя последняя  заря…»  А) С.С.Прокофьев  Б) М.И. Глинка  В) П.И. Чайковский  Г) М.П. Мусоргский Ответы 1  вариант 31 вопрос ответ 1 Б) песня вопрос 6 ответ А) концерт вопрос 11 2 3 4 5 В) увертюра Б) гобой Б) вокализ 7 8 9 А) Бетховен 10 В)  двухчастная Г) творческие  замыслы и  содержание,  созданные  композитором А) музыка, у  которой есть  название В)  многоголосие 12 13 14 15 ответ Б) французский  композитор А) бег  Б) развитая  полифоническая  музыкальная форма А) немецкий  композитор  Ф.Шуберт Г) полифоническое  произведение Б) финал Б) М.И. Глинка                                                                             2 Вариант  1.В каком жанре не сочинял музыку Шопен:  А) вальс  Б) опера  В) полонез  Г) мазурка  2.Произведение крупной формы для солирующего инструмента и оркестра:  А) рапсодия  Б) сюита  В) концерт  Г) симфония  3.Какой элемент музыкальной речи остается неизменным:  А) динамика  Б) ритм  В) тембр  Г) темп  4.Выберите инструмент медно­ духовой группы симфонического оркестра:  А) жалейка  Б) труба  В) гусли  Г) скрипка  5.Музыкально­ театрализованное произведение, в котором главным  выразительным средством является пение:  А) балет  Б) опера  32 В) мюзикл  Г) серенада  6.Что обозначает слово «тембр»:  А) высота звука  Б) окраска голоса  В) сила звука  7.Оперу Иван Сусанин написал:  А) Л.В.Бетховен  Б) М.И.Глинка  В) А.П.Бородин  8.Музыкальная драматургия­это:  А) последовательность музыкальных образов  Б) сопоставление музыкальных образов  В) последовательность, сопоставление и столкновение музыкальных образов  Г) изменение элементов музыкальной речи  9.Назовите форму музыки, у которой чередуется главная тема и эпизод:  А) вариационная форма  Б) двухчастная  В) рондо  Г) период  10. Вальс из оперы «Евгений Онегин» написал:  А) Н.А .Римский­Корсаков  Б) М.И.Глинка  В) П.И.Чайковский  Г) С.С.Прокофьев  11.Болеро написал:  А) П.И. Чайковский  Б) Ж.Бизе  В) М.Равель  12.Развитая полифоническая форма:  А) прелюдия  Б) фуга  В) жига  13.Вокальная баллада это:  А) песня, свободного развития  Б) пьеса  В) театральное драматическое произведение  14.Какого номера нет в опере:  А) арии  Б) ансамбля  В) дуэта  Г) па­де­де  15.Кем по профессии был композитор А.П. Бородин:  33 А) военный инженер  А) морской офицер  В) учёный – химик вопрос ответ 1 2 3 Б) опера В) концерт Б) ритм вопрос 6 7 8 4 5 Б) труба Б) опера 9 10 Ответы 2  вариант ответ Б) окраска голоса Б) М.И.Глинка В)  последовательность, сопоставление и  столкновение  музыкальных  образов В) рондо В) П.И.Чайковский вопрос 11 12 13 ответ В) М.Равель Б) фуга А) песня,  свободного  развития 14 15 Г) па­де­де В) учёный – химик 34 СОГЛАСОВАНО                                                             СОГЛАСОВАНО Протокол заседания                                                          Заместитель директора по УР Методического совета                                                      _________                Федорова Н.Н.  МБОУ Маньково­Березовской СОШ                              подпись                          ФИО От 24.08.17 2017 г. №  1                                                     ____   _______  2017 г. __________                _____________ Подпись руководителя МС            ФИО Лист экспертизы рабочей программы  по музыке в 7 классе. Программа    разработана    на    основе   авторской   программы   по   предмету «Музыка»   для  5­7 классов.   Авторы программы  Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина   Сборник программ   по музыке   для 5­7классов,   Москва «Просвещение»,  2012. Составитель:  учитель музыки Т.Н.Колесникова      Оценка предметной составляющей рабочей программы Параметры Наличие   структурных   элементов   программы Рабочая   программа   соответствует Замечания, рекомендации 35 записка,   примерной   программы   (пояснительная   тематическое содержание,   цели,   задачи,   прогнозируемые результаты,   система   диагностики,   список используемой   литературы   и   др.   структурные элементы) Содержательность   пояснительной   записки (указание с реквизитами,   сопоставление   используемого учебника   с   федеральным   перечнем,   описание дополнительных учебно­методических материалов, авторских   изменений,   определение   места   курса   в общеобразовательном процессе и др.) Содержательность   тематической   структуры (определены   основные   темы   курса,   выделены   формулировок подтемы, учебных   разделов   и   тем,   соответствие содержания   курса   стандартам,   наличие авторских изменений и др.) Целеполагание  (конкретность целей,  четкость задач,   системность   и последовательность поставленных задач)   структуризация,   конкретность аргументация     структуре и логике составления рабочей программы. Прослеживается конкретность и  четкость.   Пояснительная   записка   содержит: перечень документов, регламентирующих основание   для   составления   программы; использовался   учебник   из   федерального перечня;   подробное   описание   учебно­ методических материалов, места курса в учебном   плане   и   его   общая характеристика Содержание соответствует стандартам,   основные   темы,   разделы сформулированы  конкретно с указанием их целей и задач.   курса     Отмечается последовательность поставленных   целей   и   задач, выдерживается   структура   и   четкость задач,   сроки   их   решения   с   выходом   на итоговый   контроль.     Основной,   главной формой   организации   учебного   процесса учитель  считает     урок:  (вводные   уроки, уроки   изучения   нового   материала, уроки комбинированные   формирования уроки актуализации   знаний   и   умений, обобщающие уроки).    уроки, умений,           по Планируемые результаты (конкретно описаны, классифицируются определенным критериям,   соответствуют   требованиям стандартов Диагностичность   планируемых   результатов (наличие   системы   диагностики,   разнообразие форм диагностики) Планируемые   результаты   описаны конкретно,   соответствуют   требованиям стандартов по данному курсу Диагностические   работы   представляют собой в основном выполнение творческих проектов и тестов. Соответствие   планируемого   результата поставленным задачам Соответствует Отражение   принципа   преемственности   по горизонтали Отражено   в   межпредметной   связи   с литературой, изобразительным искусством, историей и др.   Оценка надпредметной составляющей рабочей программы Параметры Направленность программы на развитие: познавательной сферы  соответствует 36 коммуникативной сферы ценностно­ориентационной сферы здоровьесберегающих навыков ИКТ­ компетенций профориентационных компетенций Применение психолого­педагогических измерений, ИКТ – технологий при диагностике результатов обучения Предусмотрено   использование   ИКТ   – технологий   при   освоении   программы (электронный учебник, ресурсы интернет­сети, демонстрация   презентаций   по   отдельным темам, дистанционное обучение и др.)   соответствует  соответствует соответствует используется используется присутствует Интернет­ресурсы, различные наглядные пособия.   презентации, Общие выводы: программа соответствует  требованиям и  рекомендована для реализации курса музыки  в 7 классе на 2017­2018 учебный год.. Члены экспертной комиссии: _____________________Н.Н.Федорова                                                        ____________________С.Н. Кондратова Дата экспертизы: ___________________ 2017 год 37

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по музыке 7 класс. ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2017