Рабочая программа по музыке (7 класс, музыка)

  • Образовательные программы
  • doc
  • 16.09.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа по предмету «Музыка» для 7а класса общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции авторских программ Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской «Музыка 5-8 классы и в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, а также в соответствии с образовательной программой основного общего образования по учебному плану ГБОУ СОШ №385 Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год. В программе «Музыка 7 класс» (авторы Г.П. Сергеева, Е.Д.Критской) нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования. Исходными документами для составления данной образовательной программы являются:  Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;  Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;  утвержденный приказом от 9 декабря 2008 г. № 379 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;  требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта. Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование и развитие музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения. Задачи музыкального образования и воспитания обучающихся 7 классе вытекают из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей школьников:  приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;  развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышлений, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;  воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;  освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.Программа по музыке 7 класс
Иконка файла материала 7а класс (385).doc
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт­Петербурга «Рекомендовано к использованию»  «Утверждаю» Протокол  педсовета № ____  Приказ № от «____» ______________ 20___ г. От «____»_____________20____г. Директор   ____________Т.В. Архипова              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по класс учитель учебный  год                 музыке                  7а Петрова С.И.                2018­2019              Санкт­Петербург2018 Пояснительная записка Программа   по   предмету   «Музыка»   для   7а   класса   общеобразовательных   учреждений составлена   в   соответствии   с   основными   положениями   художественно­педагогической концепции  авторских  программ    Г.П. Сергеевой,  Е.Д.Критской  «Музыка 5­8 классы  и    в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта   основного   общего   образования   по   искусству,   а   также   в   соответствии   с образовательной программой основного общего образования по учебному плану ГБОУ СОШ №385 Санкт­Петербурга на 2018­2019 учебный год.  В программе «Музыка 7 класс» (авторы Г.П. Сергеева,  Е.Д.Критской) нашли отражение изменившиеся   социокультурные   условия   деятельности   современных   образовательных учреждений,   потребности   педагогов­музыкантов   в   обновлении   содержания   и   новые технологии массового музыкального образования. Исходными   документами   для   составления   данной   образовательной   программы являются:  Базисный   учебный   план   общеобразовательных   учреждений   Российской   Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;  Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный   Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; утвержденный приказом от 9 декабря 2008 г. № 379 федеральный перечень учебников, рекомендованных   (допущенных)   к   использованию   в   образовательном   процессе   в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования; требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением   учебных   предметов   федерального   компонента   государственного образовательного стандарта. Цель  массового музыкального образования и воспитания —  формирование и развитие музыкальной   культуры   как   неотъемлемой   части   духовной   культуры   школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения. Задачи  музыкального   образования   и   воспитания   обучающихся   7   классе   вытекают   из специфики   музыкального   искусства,   закономерностей   художественного   творчества   и возрастных особенностей школьников:     приобщение   к   музыке   как   эмоциональному,   нравственно­эстетическому   феномену, осознание   через   музыку   жизненных   явлений,   овладение   культурой   отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышлений, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности; воспитание   музыкальности,   художественного   вкуса   и   потребности   в   общении   с искусством; освоение языка музыки, его выразительных  возможностей в создании музыкального (шире   художественного)   образа,   общих   и   специфических   средств   художественной выразительности разных видов искусства. Структура  и  содержание  программы  «Музыка     7 класс»  раскрывается   в   учебных темах каждого полугодия.   Программа рассчитана на 34 часов, состоит из двух разделов:1. «Особенности драматургии сценической музыки» (17 часов); 2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (17 часов).    Уровень изучения Название программы   учебной Используемый учебник Используемые пособия базовый Программа «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной   для 5­8 классов общеобразовательны х   учреждений   (М.: Просвещение, 2018,87с.)   Критская Е.Д.,  Сергеева Г.П.,  Шмагина  Т.С. Музыка.  Учебник. 7 класс  (128 с.) Критская Е.Д. Музыка.  Хрестоматия музыкального  материала. 7 класс. Пособие для  учителя (132 с.) Критская   Е.Д.,   Сергеева   Г.П., Т.С. Музыка. Шмагина Фонохрестоматия.7  класс   (CD MP3).   Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей класса: Класс   с   большим   творческим   потенциалом.   Лидерские   качества   у   большинства   учеников становятся   причиной   того,   что   класс   трудно   организовать.   Коллектив   не   сплоченный,   но способный   при   необходимости   выдать   очень   хороший   результат   ,поэтому   учителю необходимо включать более богатый и сложный музыкальный материал. Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования: • • • • • •            В данном курсе будут использованы следующие технологии: метод художественного, нравственно­эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии; метод интонационно­стилевого постижения музыки; метод художественного контекста; метод создания «композиций»; метод перспективы и ретроспективы.     Технологии развития процессов восприятия музыки. • • Технологии формирования певческой культуры учащихся. • Технологии детского музицирования. • Технологии арттерапии и здоровьесбережения. • Технологии развития ассоциативно­образного мышления • Технологии проектно­исследовательской деятельности • Информационно­коммуникационные технологии • Технологии освоение содержания УМК • Технологии диагностики формирования музыкальной культуры обучающихся. В соответствии учебным планом в 7 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).  Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки   с   жизнью,   природой,   обычаями,   литературой,   живописью,   историей,   психологиеймузыкального   восприятия,   а   также   с   другими   видами   и   предметами   художественной   и познавательной деятельности. Данная   программа   ориентирована   для   учащихся   7­х   классов   с   разным   уровнем подготовки. Программа   основана   на   обширном   материале,   охватывающем   различные   виды искусств,   которые   дают   возможность   учащимся   усваивать   духовный   опыт   поколений, нравственно­эстетические   ценности   мировой   художественной   культуры,   и   преобразуют духовный   мир   человека,   его   душевное   состояние.   Содержание   данной   программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также   введении   параллельного   и   методически   целесообразного   литературного   и изобразительного рядов. В программе 7 класса рассматривается многообразие музыкальных образов,   запечатленных   в   жанрах   вокальной,   инструментальной   и   инструментально­ симфонической   музыки.   Музыкальный   образ   рассматривается   как   живое,   обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств. Новизна  в     содержании   программы   ­   русская   музыкальная   культура.   Фольклор, классическое   наследие,   музыка   религиозной   традиции,   современные   музыкальные направления   музыкального   искусства   формируют  у   учащихся   национальное   самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.           Контроль осуществляется в следующих видах:  ­  входной, текущий, тематический, итоговый.    При   организации   учебно­воспитательного   процесса   для   реализации   программы «Музыка»   7   класс   предпочтительными   формами   организации   учебного   предмета   считаю: индивидуальные,   групповые,   фронтальные,   коллективные,   наблюдение,   самостоятельная работа, тест.        Виды организации учебной деятельности: ­ конкурс ­ викторина ­ самостоятельная работа ­ творческая работа Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения музыки ученик должен: Знать/понимать: • • творчества; • основные жанры народной и профессиональной музыки; специфику музыки как вида искусства; значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видахвиды оркестров, названия наиболее известных инструментов; имена выдающихся композиторов и исполнителей; певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников,  размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно  распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений  различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра; основные формы музыки; характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных  эмоционально ­ образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики; выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения); выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе  • • композиторов; • • Уметь: • • • • полученных знаний об интонационной природе музыки; • инструментальных и вокальных жанров; • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для: • на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках; • прослушанной музыки; • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки  в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио­ и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего  отношения к музыкальным явлениям действительности. Общеучебные  умения, навыки  и  способы  деятельности. Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и  навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует: ­ формированию у учащихся представлений о художественной картине мира; ­ овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного  анализа; ­ обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной  жизни страны; ­ расширению и обогащению опыта выполнения учебно­творческих задач и нахождению при  этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно­образной  выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно­эмоциональное содержание произведений искусства; ­   совершенствованию  умения   формулировать   свое   отношение   к   изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной   форме)   в   диалог   с   произведением   искусства,   его   автором,   с   учащимися,   с учителем;­  формулированию  собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами; ­ приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.        Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует: ­ овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности; ­  определению  сферы   своих   личностных   предпочтений,   интересов   и   потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; ­ совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач. Требования к уровню подготовки обучающихся  основной школы (7 класс): Обучение музыкальному искусству должно обеспечить обучающимся возможность:   понимать роль музыки в жизни человека; совершенствовать   представление   о   триединстве   музыкальной   деятельности (композитор – исполнитель ­ слушатель); эмоционально­образно   воспринимать   и   оценивать   музыкальные   произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей; иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности; знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации; исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; творчески   интерпретировать   содержание   музыкальных   произведений,   используя приемы   пластического   интонирования,   музыкально­ритмического   движения; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи; использовать   различные   формы   индивидуального,   группового   и   коллективного музицирования,   выполнять   творческие   задания,   участвовать   в   исследовательских проектах; проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально­ эстетической   жизни   класса,   школы   (музыкальные   вечера,   музыкальные   гостиные, концерты для младших школьников и др.); выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства; иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом; совершенствовать   умения   и   навыки   самообразования   при   организации   культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.                                           Содержание  программы предмета Музыка»  7 класс.  (34 ч)Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической  музыки »17 часов. Урок   1.   Классика и современность. (1ч)  Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это  тот опыт, который  донесли до нас великие мыслители­художники прошлого. Произведения искусства всегда передают  отношение автора к жизни.            Вводный урок. Актуализировать жизненно­музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту   поколений.   Понятия:  «классика»,   «жанр»,   «классика   жанра»,   «стиль»   (   эпохи, национальный, индивидуальный). Урок  2­3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин ­ новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля .(2ч)            Расширение и углубление знаний учащихся  об оперном спектакле, понимание  его драматургии на   основе   взаимозависимости   и   взаимодействия   явлений   и   событий,   переданных   интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский   композитор   мирового  значения,   симфонически   ­  образный  тип  музыки,   идейность   оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей. Урок   4­5.  «Опера «Князь   Игорь».  Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». (2ч)                    Обобщение   представлений   учащихся   о   жанре   эпической   оперы,   усвоение   принципов драматургического   развития   на   основе   знакомства   с   музыкальными   характеристиками   её   героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории. Урок  6­7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. (2ч)               Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности   драматургического   развития   образов   на   основе   контраста,   сопоставления.   Формы музыкальной   драматургии   в   балете:   классические   и   характерные   танцы,   действенные   эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете ­ идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете.            Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ  основных образов балета  Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь». Урок  8 .«Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов». (1ч)                      Обобщить   особенности   драматургии   разных   жанров   музыки   героико­патриотического, эпического   характера.   Развивать   ассоциативно­образное   мышление   учащихся,   актуализация   знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи,   скульптуры,   архитектуры;   расширение   интонационного   тезауруса   в   процессе   подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.   Урок 9­ 10.   В музыкальном театре. Мой народ ­ американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .(2 ч)Расширение   представлений   учащихся   об   оперном   искусстве   зарубежных   композиторов (Дж.Гершвина   (США),   Ж.Бизе(Франция),   Э.   ­Л.   Уэббера   (Англия);   выявление   особенностей драматургии классической оперы и современной рок ­оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки   –   блюз,   спиричуэл,   симфоджаз.   Лёгкая   и   серьёзная   музыка.   Сравнительный   анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы). Урок  11­12. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».(2 ч)                   Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой ­ выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен. Урок  13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен ­ сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора ».(1ч)                    Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа   прочтения   литературного   сюжета   на   основе   музыки   Ж.Бизе;   выяснение   вопроса   о современности,   затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление   фрагментов оперы и балета,   проследить   трансформацию   тем   главных   героев   в   балете.   Драматургическая   кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.              Урок  14. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».  Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».(1ч)                        Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить   с   вокально­драматическим   творчеством   русских   и   зарубежных   композиторов   (   на примере   «Высокой   мессы»   И.­С.Баха   и   «Всенощного   бдения»   С.В.Рахманинова.   Понимание   того, насколько   интерпретации   современных   исполнителей   отвечают   замыслам   авторов,   в   чём   их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа. Урок 15 ­ 16. «Рок ­ опера  Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. (2ч)             Знакомство с фрагментами рок­оперы Э.­Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы;   драматургия   развития   и   музыкальный   язык   основных   образов   рок­оперы.   Приёмы драматургического   развития   в   опере   (повтор,   вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов.   контраст, Урок 17 . «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» . (1ч)                      Изучение    особенностей   музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно­ музыкальных   впечатлений   учащихся   о   роли   в   сценическом   действии;   выявление   контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии  музыки   и   литературы;   понимание   выразительности   музыкальных   характеристик   главных     героев спектакля или его сюжетных линий. Тема  II  полугодия:Мир образов камерной и симфонической музыки ­  17 часов Термин   «драматургия»   применяется   не   только   к   произведениям   музыкально­сценических, театральных   жанров,  но  и к  произведениям,   связанным   с многогранным  раскрытием   музыкальных образов, для характеристики инструментально­симфонической музыки Закономерности   музыкальной   драматургии   проявляются   в   построении   целого   произведения   и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении   по   принципу   сходства   или   различия   –   в   повторении,   варьировании,   контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов. Урок 18­19. «Музыкальная драматургия – развитие музыки».  Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка. (2ч)                      Актуализировать   жизненно­музыкальный   опыт   учащихся   по   осмыслению   восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких  приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.                          Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки. Урок 20­21. «Камерная инструментальная музыка. Этюд ,транскрипция». (2ч)              Особенности развития  музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и  Ф. Бузони; Понятие  «транскрипция»,   «интерпретация» .Выявить   изменения  в  драматургической  концепции сочинения   на основе  сравнительного  анализа  оригинала   и  транскрипции;  осмысление  черт  музыки эпохи романтизма. Урок   22 – 23.  «Циклические формы инструментальной музыки.  Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке». (2ч)            Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика». Урок   24.   «Соната.   Л.В.Бетховен»   Соната   №8»,В.А.Моцарт   «Соната   №11»,   С.С.Прокофьев «Соната №2».(1ч)                      Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л. ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева. Урок   24 ­ 25 «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.­А.Моцарта».(2ч)  Знакомство  с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро» на  основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно­образных связях музыки с другими видами искусства.Урок     26   ­   30.  Симфоническая   музыка.  Симфония   №103(с   тремоло   литавр)Й.Гайдна. Симфония   №40   В.Моцарта.Симфония   №1(   «Классическая»)   С.Прокофьева.Симфония   №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная   галерея.   Симфония   №   5   П.Чайковского.   Симфония   №7   («Ленинградская») Д.Шостаковича».­ (5ч)      Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения.  Черты   стиля,   особенности   симфонизма   композиторов.  Ощутить   современность художественных   произведений,   посвящённых     судьбоносным   событиям   истории   страны   понять способы   создания   художественного   образа     и   драматургию   его   развёртывания   в   контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально­сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»). Урок   31. «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси». (1ч)                        Закрепление   представлений   учащихся   о   стиле   «импрессионизма»;   актуализировать музыкально­слуховые   представления   о   музыке   К.Дебюсси;   анализ   приёмов   драматургического развития   в   симфонической   картине   «Празднества»,   сравнить   музыкальный   язык   «Празднеств»   с другими сочинениями на тему праздника. Урок 32. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна». (1ч)           Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки   и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов. Урок 33. «Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина».(1ч)                    Закрепить представления  о жанре  рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере  сочинения Дж.Гершвина. Урок 34.  «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок­опер. Пусть музыка звучит!».   (1ч).            Систематизировать жизненно­музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок   мелодий   разных   народов   мира;   обобщить   представления   учащихся   о   выразительных возможностях   фольклора   в   современной   музыкальной   культуре;   познакомить   их   с   известными исполнителями  музыки народной традиции.  Презентации исследовательских  проектов учащихся. Обобщение     фактических   знаний   учащихся,   применение   и   приобретение   новых   знаний   путём самообразования. Учебно – тематический план 7а класса 7 класс (34 ч.) 1. Особенности музыкальной драматургии  сценической музыки 17 ч.2. Особенности драматургии камерной и  симфонической музыки Итого 17 ч. 34 ч.КАЛЕНДАРНО ­ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «МУЗЫКА» 7а КЛАСС Наименование разделов и тем Особенности музыкальной  драматургии сценической  музыки Классика и современность № п/п 1 1.1. Всег о часо в 17 1 1.2. В музыкальном театре. Опера 1 Срок и прове дения Факти чески сроки Тип/ф орма урока предметные Планируемые результаты личностные метапредметные Наглядные пособия и ТСО Урок изучения и первично го закрепле ния новых знаний. Урок­ беседа. Урок изучения и первично го закрепле ния новых знаний.   понимать роль музыки в жизни человека; совершенствов ать представление о   триединстве музыкальной деятельности (композитор   – исполнитель   ­ слушатель); эмоционально­ образно воспринимать и   оценивать музыкальные произведения различных жанров   и   в умение   наблюдать   за разнообразными явлениями   жизни   и искусства в   учебной и внеурочной деятельности, их понимание   и   оценка   – умение ориентироваться культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни   класса,   школы, города и др.; уважительное отношение   к   культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и  чувств;     Входной. Устный опрос. Текущий. Устный опрос.   формирование представления   о роли   музыки   в жизни   человека,   в его духовно­ нравственном развитии; формирование общего представления   о музыкальной картине мира; знание закономерностей музыкального искусства на примере   изучаемых музыкальных произведении;   основных   формирование основ музыкальнойОпера М. И. Глинки «Иван Сусанин» Опера А. П. Бородина «Князь  Игорь» В музыкальном театре. Балет Балет Б. И. Тищенко «Яро­ славна» Героическая тема в русской  музыке 1.3 1. 4­5 1.6 1 7­ 8 1.9 1. 10­ 11 В музыкальном театре. «Мой  народ ­ американцы». Опера  Дж. Гершвина «Порги и Бесс» 1 2 1 2 1 2 Урок расшире ния знаний Урок расшире ния знаний Расшире ние и углублен ие знаний Урок изучения и первично го закрепле ния новых знаний Урок расшире ния знаний.  Урок­ беседа. Урок изучения и первично го закрепле ния новых знаний   стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в   ситуации выбора; понимать особенности претворения вечных   тем искусства   и жизни в произведениях разных жанров и стилей; иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительнос ти; знать   имена выдающихся   развитие мотивов учебной   деятельности личностного   смысла учения, овладение навыками сотрудничества учителем сверстниками; с и       культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности Текущий. Устный опрос. Текущий. Устный опрос. Текущий. Устный опрос. Текущий. Устный опрос. Текущий. Устный опрос.Опера Ж. Визе «Кармен» Балет Р. К. Щедрина «Кармен­ сюита» И.­С. Бах Рок­опера Э. Л. Уэббера  «Иисус Христос ­ супер­ звезда» 1 11 12 1. 13 1. 14 1 .15 2 1 1 1 отечественных и   зарубежных композиторов и исполнителей, Урок изучения и первично го закрепле ния новых знаний Урок изучения и первично го закрепле ния новых знаний Урок изучения и первично го закрепле ния новых знаний Текущий. Устный опрос. Текущий. Устный опрос. Текущий. Устный опрос.Музыка к драматическому  спектаклю Д. Б.  Кабалевского«Ромео и  Джульетта «Гоголь­сюита» из музыки А.  Г. Шниткек спектаклю «Ре­ визская сказка» 1 16 1. 17 1 1 2 Особенности драматургии  камерной и симфонической  музыки 17 Урок расшире ния знаний.  Урок ­ обзорна я лекция. Урок контрол я, оценки и коррекц ии знаний учащихс я. Традици онный урок. Текущий. Устный опрос. Итоговый. Самостоятел ьлная работаМузыкальная драматургия  ­развитие музыки Два направления музыкальной культуры: светская и  духовная музыка 2.1 2.2­ 3 2.4 Камерная инструментальная,  музыка: этюд 1 2 1 Вводный . Расшире ние   и углублен ие знаний.  Урок­ беседа. Комбин ированн ый урок. Урок расшире ния знаний. Урок изучения и первично го закрепле ния новых знаний. узнавать наиболее значимые   их произведения и интерпретации ; исполнять народные   и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; выявлять особенности взаимодействи я   музыки   с другими видами искусства; иметь представление о   крупнейших музыкальных центрах   в ориентация культурном многообразии окружающей действительности; формирование этических чувств   доброжелательности   и эмоционально­ нравственной отзывчивости, понимание сопереживание чувствам людей; развитие   музыкально­ эстетического   чувства, проявляющего   себя   в эмоционально­ ценностном   отношении к искусству, понимание его   функций   в   жизни человека и общества. других и     Текущий. Устный опрос. Текущий. Устный опрос. Текущий. Устный опрос. формирование устойчивого интереса к музыке и различным   видам (или   какому­либо виду)   музыкальной деятельности; умение воспринимать музыку   и  осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору,   музыке религиозной традиции, классической современной; понимать содержании, интонационно­ образный   произведений разных   жанров   и стилей; умение   воплощать музыкальные образы при создании театрализованных   и музыкально­ пластических смысл иТранскрипция Циклические формы инстру­ ментальной музыки Соната Симфоническая музыка Симфоническая картина  «Празднества» К. Дебюсси Инструментальный концерт 2.5 2.6­ 7 2.8­ 9 2. 10­ 13 2.1 4 2.1 5 1 2 2 4 1 1   Сообщен ие и усвоение новых знаний.  Урок­ беседа Сообщен ие и усвоение новых знаний.    Урок­ беседа Урок­ лекция Урок­ лекция Урок­ лекция Комбин ированн ый. Урок ­ обзорна я лекция   мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре   и   за рубежом; совершенствов ать   умения   и навыки самообразован ия при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки   и пр.   при     композиций, исполнении вокально­хоровых произведений,   импровизациях. в Текущий. Устный опрос. Текущий. Устный опрос. Текущий. Устный опрос. Текущий. Устный опрос. Текущий. Устный опрос. Текущий. Устный опрос.Дж. Гершвин. «Рапсодия в  стиле блюз» 2.1 6 2.1 7 Пусть музыка звучит! Всего: 34 часа 1 1 Урок обобщен ия   и система тизации знаний. Урок ­  обзорна я  лекция. Комбин ированн ый. Итогов ый. Урок­ виктори на. Текущий. Устный опрос. Тематически й тест.Материально­техническое обеспечение учебного процесса Книгопечатная продукция 1. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего   образования: текст с изм. И доп. На 2011 г., / М­во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. 2. Критская Е.Д. Музыка. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2014 3. Сергеева Г. П., Критская Е. Д. Уроки музыки. Поурочные разработки 7­8 класс. – 2­е изд. ­М.:, 2017. –331 с. Электронный ресурс:  1. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс: пособие для учителя/ сост. Е.Д.  2. Критская. – М. : Просвещение, 2015 // http://catalog.prosv.ru/item/15258  Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Рабочие программы. Музыка 5­8 классы. М. : Просвещение,  2018 // https://catalog.prosv.ru/item/15553 3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Фонохрестоматия. 7 класс. М. :  Просвещение, 2016 // https://catalog.prosv.ru/item/15343 Технические средства обучения 1. Акустическая система. 2. Интерактивная доска. 3. Компьютер педагога. 4. Проектор.

Посмотрите также