Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена для 7 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования. Авторская программа по музыке Г. П. Сергеевой, Е, Д, Критской, Т.С. Шмагиной «Просвещение», 2011г.
Программа составлена для 7 класса в соответствии с требованиями ФГОС. В ней указаны цели курса, требования к уровню подготовки учащихся, общая характеристика учебного предмета. Дано содержание программы, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального образования и материально-техническое обеспечение.Дано содержание программы, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального образования и материально-техническое обеспечение.
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образования Байкаловского муниципального района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Городищенская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
____________ФИО
Протокол № ___ от
«____»_________2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по
УВР
_____________Кузеванова Н.В.
«____»____________2014 г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ ГСОШ
________Кузеванова Т.Ф.
«____»____________2014г.
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Рабочая программа
по музыке
для учащихся 7 класса
Составитель:
Матюшина И.Ю., учитель
начальных классов МКОУ ГСОШ
Городище
20147 класс «Музыка» Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта общего образования по искусству,
Примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 58 классы» авторов Критской, Г. II. Сергеевой.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего 35 часов, в том числе 1 обобщающий
урок в конце года. Даная рабочая программа обеспечена учебнометодическим комплектом авторов Критской, Г. II. Сергеевой, Г. С. Шмагиной,
включающим программу по предмету «Музыка» для 58 классов образовательных учреждений, учебник «Музыка. 7 класс» (М.: Просвящение2008),
рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, для учителя: «Методика работы с учебниками "Музыка. 78 классы"» (М.:
Просвещение 2006). пой из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям
своего народа, родного края, формирование подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Мы живем на земле где живы традиции
наших предков, поэтому в содержание рабочей программы для введен региональный этнокультурный компонент в занятие «Героическая тема в русской
музыке».
При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к
элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ
учебных, учебнотворческих и творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос.
Краткая характеристика общеучебных умений и навыков на начало учебного года:
Учащиеся седьмого класса ориентируются в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония);
Знают особенности звучания народных и классических музыкальных инструментов;
Знают основные понятия дикция, артикуляция, пение хором, в ансамбле);
Знают основы музыкальной грамоты: ноты, длительности нот, паузы, ритм, метр. темп
Знают основы интонации и ритма
Могут правильно интонировать и воспроизводить одноголосную мелодию
Могут передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
Могут размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать свои суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
Обучение музыкальному искусству в 7 классе основной школы должно обеспечить возможность:
совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор, исполнитель слушатель); знать основные жанры народной,
Т р е б о в а н и я к уровню подготовки учащихся 7 класса.профессиональной, религиозной и современной музыки
понимать особенности претворения «вечных» тем искусства и жизни в произведениях жанров (опере, балете, мюзикле, рокопере, симфонии,
инструментальном концерте, г, кантате, оратории, мессе и др.);
эмоциональнообразно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкальноритмического
движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи; осуществлять сравнительные интерпретации
музыкальных сочинений;
исследовательских проектах;
совершенствовать умения и навыки самообразования.
бучение музыкальному искусству в 7 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.
выявлять особенности построения музыкальнодраматического спектакля на основе действия музыки с другими видами искусства;
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования выполнять творческие задания, участвовать в
7 класс (35 часов)
Первое полугодие: «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки».
Первая четверть (9 часов)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора.
Жанровое разнообразие сценической музыки.
Классика и современность.
В музыкальном театре.
Особенности построения музыкальнодраматического спектакля.
Приемы симфонического развития образов.
Опера. Опера «Иван Сусанин» новая эпоха в русском музыкальном искусстве.
Опера «Князь Игорь» русская эпическая опера.
В музыкальном театре.
Балет. Балет «Ярославна».
Героическая тема в русской музыке.
В музыкальном театре.
Первая американская национальная опера.
Развитие традиций оперного спектакля. Опера «Кармен» самая популярная опера в мире.
Балет «Кармен – сюита» новое прочтение оперы Бизе.
Сюжеты и образы духовной музыки. Рокопера «Иисус Христос – суперзвезда».
Вторая четверть (7 часов)Вечные темы. Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта».
«Гогольсюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка».
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений.
Мастерство исполнителя, выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Музыка в драматическом театре. Роль музыки в кино и на телевидении.
Использование различных форм творческих заданий.
Второе полугодие: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
Третья четверть (10 часов)
Музыкальная драматургия – развитие музыки.
Осмысление жизненных явлений и их противоречия.
Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Два направления музыкальной культуры: духовная музыка, светская музыка.
Камерная инструментальная музыка. Этюд. Соната.
Циклические формы инструментальной музыки.
Симфоническая музыка. Симфония № 103 И.Гайдна. Симфония № 40 В.А. Моцарта.
Симфония № 1 «Классическая» С.Прокофьева.
Симфония № 5 Л. Бетховена. Симфония № 8 Ф. Шуберта.
Симфония № 5. П.И. Чайковского.
Симфония № 7 «Ленинградская» Д.Шостаковича.
Четвертая четверть (9 часов)
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального и
исторического колорита.
Транскрипция как жанр классической музыки.
Инструментальный концерт.
Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.
Музыка народов мира.
Популярные хиты из мюзиклов и рок опер.
Исследовательская деятельность.
Использование различных форм творческих заданий.
7 класс Тема «Музыкальные стили, формы и жанры»I четверть Тема: «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки»
1 Классика и современность Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль.
Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого
Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслителихудожники прошлого. Произведения искусства
всегда передают отношение автора к жизни.
Вводный урок. Актуализировать жизненномузыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с
выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия:
«классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).
2 В музыкальном театре. Опера Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее
составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере
Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе
взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы
музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения,
симфонически образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством,
одной волей.
3 Опера M.И. Глинки «Иван Сусанин» Новая эпоха в русской музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы
М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы конфликтное противостояние двух сил (русской и польской).
Музыкальные образы оперных героев
4 Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» Музыка пробуждает национальное самосознание
Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на
основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить
учащихся с героическими образами русской истории.
5 Опера А. П. Бородина «Князь Игорь»
Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на
основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить
учащихся с героическими образами русской истории
6 В музыкальном театре. Балет Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и
дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль Может ли быть современной классическая музыка
Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности
драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете:
классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургическогоразвития в балете идея поиска ответов на вечные вопросы жизни.
7 Балет Тищенко «Ярославна» Музыкальные образы героев балета.
Значение синтеза различных искусств в балете.
Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ
основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь
Игорь».
8 Балет Тищенко «Ярославна» Современные жанры музыки. Традиции и новаторство.
Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героикопатриотического, эпического характера. Развивать
ассоциативнообразное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины
находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного
тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.
9 Героическая тема в русской музыке героическая тема защиты Родины и народного патриотизма
II четверть. Тема: Музыка «серьезная» и «легкая»
10 В музыкальном театре. «Мой народ американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века
(«атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по модепм», коллаж)
Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных
композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии
классической оперы и современной рок оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл,
симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс»
и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
11 «Легкие» и «серьезные» жанры музыки. Гершвин Порги и бесс
В музыкальном театре. «Мой народ американцы». Я люблю тебя жизнь12 Опера Ж. Бизе «Кармен» Драматургия оперы конфликтное противостояние.
Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев,
роль народных сцен.
13 Опера Ж. Бизе «Кармен» Драматургия оперы конфликтное противостояние.
14 Что такое «классика «легкой» музыки» Балет Р. К. Щедрина «Карменсюита»
Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения
литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви
и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете.
Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.
15 Сюжеты и образы духовной музыки Музыка И. С. Баха язык всех времен и народов. Современные интерпретации
сочинений Баха. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».
Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально
драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.С.Баха и
«Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей
отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
16 Рокопера Уэббера «Иисус Христоссуперзвезда»
Знакомство с фрагментами рок оперы Э.Л. Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия
развития и музыкальный язык основных образов рок оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор,
контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов.
17 Музыка к драматическому спектаклю Кабалевского «Ромео и Джульетта» «Легкие» и «серьезные» жанры музыки. ».
Музыкальные образы героев симфонической сюиты Музыканты – извечные маги…».
Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненномузыкальных впечатлений
учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление
знаний о взаимодействии музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных
героев спектакля или его сюжетных линий.
III четверть Тема: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
18 «Гогольсюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» Музыкальные образы героев оркестровой
сюиты. Полистилистика Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкальносценических,
театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для
характеристики инструментальносимфонической музыкиЗакономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей,
в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или
различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
19 Музыкальная драматургия развитие музыки «Легкая» и «серьезная» интонация
20 Два направления музыкальной культуры : светская и духовная музыка Камерная музыка
Актуализировать жизненномузыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии
знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция,
имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных
жанров духовной и светской музыки.
21 Камерная и инструментальная музыка: этюд Творчество романтиков Шопена и Листа
Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы –
Ф.Листа и Ф. Бузони;
22 Транскрипция Несколько жизней художественного произведения (музыкальные переложения)
Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения «интерпретация» .выявить изменения в
драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт
музыки эпохи романтизма.
23 Циклические формы инструментальной музыки Творчество А. Шнитке
Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты полистилистика».
24 Соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода.
Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка,
реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов:Л. Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.
25 Соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Бетховен Патетическая
Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»
на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках;
расширение представлений учащихся об ассоциативнообразных связях музыки с другими видами искусства.
26 Симфоническая музыка Симфония в творчестве композиторов: И. Гайдна, B.А. Моцарта
Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр) Й.Гайдна. Симфония №40 В.А.Моцарта –«Симфония №1» (Классическая)
27 Симфония в творчестве: Бетховена№5 Л. Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.
IV четверть Тема: «Сегодняшний день русской музыки»
28 Симфония в творчестве П.И. Чайковского
Симфония № 5 П.Чайковского
29 Симфония в творчестве . C.С. Прокофьева
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты
стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых
судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его
развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально
сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).
30 Симфония в творчестве . Д. Б. Шостаковича
Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича».
31 Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси Живописность музыкальных образов
Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкальнослуховые представления
о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить
музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.
32 Инструментальный концерт Сонатносимфонический цикл. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна».
Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об
истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта
для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов
34 Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах
драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина.
34 Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рокопер.Пусть музыка звучит! Вечная тема искусства Любовь
Систематизировать жизненномузыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий
разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной
музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции.
35 «Наполним музыкой сердца» Этномузыка. Популярные хиты из мюзиклов и рокопер
Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение иприобретение новых знаний путём самообразования.
7 класс «Музыка» Тематическое планирование.
№ п/п
Тема урока
Кол
во
Тип урока
Элементы
содержания
Требования к уровню
Вид контроля,
Дополнител
подготовки
обучающихся
измерители
ьные
элементы
Домашнее
задание
5
6
7
8
9
Дата
проведения
урока
план факт
11
10
4.09
5.09
Закреплени
е и
обобщение
полученных
на уроке
знаний
Индивидуал
ьные
сообщения
11.09
12.09
Запись на
званий опер
и музыкаль
ных жанров,
характери
зующих
действую
щих лиц,
по
рубрикам:
«Увертюра»
,
«Арии»,
1
2
1 Классика и со
временность
3
1
4
Вводный
2
В музыкальном
театре. Опера
1
Расширение
и углубление
знаний
Знать понятия:
класси
ка, классическая
музы
ка, классика жанра,
стиль, интерпретация,
обработка,
разновидно
сти стиля.
Уметь приводить при
меры
Особенности музыкальной драматургии сценической музыки
Значение слова
Беседа. Устный
контроль. Слуша
«клас
ние музыки.
сика». Понятия
класси
Хоровое пение
Надежда
ческая музыка,
интонационная
класси
ка жанра, стиль. Раз
работа
новидности стилей.
Интерпретация и
обра
ботка классической
му
зыки прошлого
Музыкальная драма
тургия. Конфликт.
Этапы сценического
действия. Опера и ее
составляющие. Виды
опер. Либретто. Роль
оркестра в опере
Устный контроль.
Интонационно
образный анализ
прослушанной
му
зыки
Знать понятия: опера,
виды опер, этапы
сцени
ческого действия, либ
ретто, составляющие
оперы (ария, песня,
ка
ватина, речитатив, ду
эт, трио, ансамбль,
дей
ствие, картина, сцена).
Уметь:
приводить примеры
Хоровое пение
Надежда
интонационная
работаоперных жанров;
называть имена из
вестных певцов, дири
жеров, режиссеров;
определять роль ор
кестра в опере
3 Опера
1
M.И. Глинки
«Иван
Сусанин»
Расширение
и углубление
знаний
4 Опера А. П.
Бородина
«Князь Игорь»
2 Сообщение и
усвоение
новых знаний
'
Новая эпоха в
русской
музыкальном
искусстве. Более
глубокое изучение
оперы М. И. Глинки
«Иван Сусанин».
Драматургия оперы
конфликтное
противостояние двух
сил (русской и
польской). Музы
кальные образы
оперных героев
Знакомство с
русской эпической
оперой А. П.
Бородина «Князь
Игорь».
Драматургия оперы
конфликтное
противостояние двух
сил (русской и поло
Знать: драматургию
развития оперы; то,
что музыкальные
образы могут стать во
площением каких
либо исторических
событий.
Уметь:
проводить интонаци
оннообразный и срав
нительный анализ му
зыки;
Устный контроль,
Слушание
музыки.
Интонационно
образный анализ
Хоровое пение
Песня о
тревожной
молодости
интонационная
работа
Уметь называть пол
ные имена композито
ров: А. П. Бородин, М.
И. Глинка. Знать их
произведения
Устный контроль.
Слушание
музыки.
Интонационно
образный анализ.
Вокально
хоровое
интонирование
«Песни»,
«Хоры»,
«Оркестро
вые
номера»
18.09
19.09
Рисунки
с эскизами
костюмов
героев или
декораций
25.09
26.09
Закреплени
е и
обобщение
полученных
на уроке
знаний
Индивидуал
ьные
сообщения5 Опера А. П.
Бородина
«Князь Игорь»
2 Сообщение и
усвоение
новых знаний
'
6
В музыкальном
театре. Балет
1
Расширение
и углубление
знаний
вецкой). Музыкаль
ные образы оперных
героев
Знакомство с
русской эпической
оперой А. П.
Бородина «Князь
Игорь».
Драматургия оперы
конфликтное
противостояние двух
сил (русской и поло
вецкой). Музыкаль
ные образы оперных
героев
Балет и его состав
ляющие. Типы танца
в балетном
спектакле. Роль
балетмейстера и
дирижера в балете.
Современный и клас
сический балетный
спектакль
Уметь называть пол
ные имена композито
ров: А. П. Бородин, М.
И. Глинка. Знать их
произведения
Знать:
понятия: балет,
Шипы балетного
танца; составляющие
балета: пантомима, па
деде, падетруа,
гранпа, адажио
Устный контроль.
Слушание
музыки.
Интонационно
образный анализ.
Вокально
хоровое
интонирование
Устный контроль.
Слушание
музыки.
Пластическое ин
тонирование
Хоровое пение
Песня о
тревожной
молодости
интонационная
работа
2.10
3.10
Закреплени
е и
обобщение
полученных
на уроке
знаний
Индивидуал
ьные
сообщения
9.10
10.10
Запись на
званий зна
комых бале
тов, полных
имен
известных
компо
зиторов, ар
тистов и ба
летмейстер
ов7
Балет Тищенко
«Ярославна»
2 Сообщение
и усвоение
новых знаний
8
Балет Тищенко
«Ярославна»
2 Сообщение
и усвоение
новых знаний
Знакомство с
балетом
Б. И. Тищенко «Яро
славна».
Музыкальные
образы героев
балета.
Драматургия балета.
Роль хора, тембров
Знать драматургию
развития балета.
Уметь:
проводить
интонационно
образный и
сравнительный анализ
музыки;
определять тембры
музыкальных
инструентов;
Знакомство с
балетом
Б. И. Тищенко «Яро
славна».
Музыкальные
образы героев
балета.
Драматургия балета.
Роль хора, тембров
Знать драматургию
развития балета.
Уметь:
проводить
интонационно
образный и
сравнительный анализ
музыки;
определять тембры
музыкальных
инструентов;
Устный контроль.
Слушание
музыки.
Интонационно
образный и срав
нительный
анализ.
Вокально
хоровое
интонирование.
Определение тем
бров
музыкальных
инструментов.
Хо
ровое пение
Устный контроль.
Слушание
музыки.
Интонационно
образный и срав
нительный
анализ.
Вокально
хоровое
интонирование.
Определение тем
бров
музыкальных
инструментов.
Хо
ровое пение
16.10
18.10
Закреплени
е и
обобщение
полученных
на уроке
знаний
Индивидуал
ьные
сообщения
23.10
24.10
Закреплени
е и
обобщение
полученных
на уроке
знаний
Индивидуал
ьные
сообщения9
Героическая
тема в русской
музыке
1 Повторение
и обобщение
полученных
знаний
2 Сообщение и
усвоение
новых знаний
2 Сообщение и
усвоение
новых знаний
10
11
В музыкальном
театре. «Мой
народ амери
канцы». Опера
Дж. Гершвина
«Порги и
Бесс»
В музыкальном
театре. «Мой
народ амери
канцы». Опера
Дж. Гершвина
«Порги и
Бесс»
Бессмертные
произве
дения русской музы
ки, в которых
отраже
на героическая тема
защиты Родины и на
родного патриотизма
Знакомство с жизнью
и творчеством Дж.
Гершвина. Дж.
Гершвин создатель
американской
национальной
классики XX в.,
первооткрыватель
симфоджаза.
«Порги и Бесс»
первая
американская
национальная опера
Знакомство с жизнью
и творчеством Дж.
Гершвина. Дж.
Гершвин создатель
американской
национальной
классики XX в.,
первооткрыватель
симфоджаза.
Уметь:
приводить примеры
музыкальных произве
дений, в которых отра
жена героическая
тема;
рассуждать на
постав
ленные проблемные
во
просы;
проводить сравнитель
ный анализ музыкаль
ных и художественных
произведений
Знать:
жизнь и творчество
Дж. Гершвина;
драматургию
развития
оперы;
музыкальных
жизненных событий.
Уметь проводить ин
тонационнообразный
и сравнительный
анализ
музыки
Знать:
жизнь и творчество
Дж. Гершвина;
драматургию
развития
оперы;
музыкальных
жизненных событий.
Уметь проводить ин
Беседа. Устный,
письменный кон
троль. Слушание
музыки. Хоровое
пение. Сравнение
музыкальных и
ху
дожественных
про
изведений
Националь
но
патриоти
ческие идеи
в песенно
музыкаль
ном творче
стве
казаков
Запись на
званий ху
дожествен
ных произ
ведений,
в которых
отражены
образы ге
30.10
31.10
Хоровое пение
Я люблю тебя
жизнь
интонационная
работа
Устный контроль.
Слушание
музыки.
Интонационно
образный и срав
нительный
анализ.
Хоровое пение
Я люблю тебя
жизнь
интонационная
работа
Устный контроль.
Слушание
музыки.
13.11
14.11
Закреплени
е и
обобщение
полученных
на уроке
знаний
Индивидуал
ьные
сообщения
20.11
21.11
Закреплени
е и
обобщение
полученных
на уроке
знаний
Индивидуал
ьные
сообщения12
Опера Ж. Бизе
«Кармен»
2 Сообщение и
усвоение
новых знаний
13
Опера Ж. Бизе
«Кармен»
2 Сообщение и
усвоение
новых знаний
«Порги и Бесс»
первая
американская
национальная опера
тонационнообразный
и сравнительный
анализ
музыки
Интонационно
образный и срав
нительный
анализ.
Знакомство с оперой
Ж. Бизе «Кармен».
«Кармен» самая
популярная опера в
мире. Драматургия
оперы
конфликтное
противостояние.
Музыкальные образы
оперных героев
Знакомство с оперой
Ж. Бизе «Кармен».
«Кармен» самая
популярная опера в
мире. Драматургия
оперы
конфликтное
противостояние.
Музыкальные образы
оперных героев
Знать:
драматургию
развития
оперы;
то, что музыкальные
образы могут стать во
площением каких
либо
жизненных событий.
Уметь:
проводить интонаци
оннообразный и срав
нительный анализ му
зыки;
называть полное имя
композитора Ж. Бизе
Знать:
драматургию
развития
оперы;
то, что музыкальные
образы могут стать во
площением каких
либо
жизненных событий.
Уметь:
проводить интонаци
оннообразный и срав
нительный анализ му
Устный контроль.
Слушание
музыки.
Интонационно
образный и срав
нительный
анализ.
Вокально
хоровое
интонирование
Исполнение рит
мического акком
панемента под
фонограмму.
Хоровое пение
Устный контроль.
Слушание
музыки.
Интонационно
образный и срав
нительный
анализ.
Вокально
хоровое
интонирование
Исполнение рит
мического акком
панемента под
27.11
28.11
Словесное
описание
образа Кар
мен; отли
чие образов
главных ге
роев в
литературе
4.12
5.12
Словесное
описание
образа Кар
мен; отли
чие образов
главных ге
роев в
литературезыки;
называть полное имя
композитора Ж. Бизе
фонограмму.
Хоровое пение
14 Балет Р. К.
1 Сообщение и
Щедрина
«Кармен
сюита»
усвоение
новых знаний
Знакомство с
балетом Р. К.
Щедрина «Кармен
сюита». Новое
прочтение оперы Ж.
Бизе. Драматургия
балета.
Музыкальные образы
героев балета
Устный контроль.
Слушание
музыки.
Интонационно
образный и срав
нительный
анализ.
Определение
средств
музыкальной
выразительности.
Вокально
хоровое
интонирование
Знать:
драматургию
развития
балета;
понятие
транскрипция.
Уметь:
проводить интонаци
оннообразный и срав
нительный анализ му
зыки;
называть полные
имена: композитора
Р. К. Щедрин и
балери
ны М. М. Плисецкая;
выявлять средства
му
зыкальной выразитель
ности
11.12
12.12
«Мои впе
чатления от
музыки
балета».
Коммента
рий слов Р.
Щедрина:
«Преклоня
ясь перед
гением
Бизе, я
старался,
чтобы пре
клонение
это всегда
было не
рабским, но
творче
ским»15 Сюжеты и
1
образы
духовной
музыки
Расширение
и углубление
знаний
Музыка И. С. Баха
язык всех времен и
народов. Современ
ные интерпретации
сочинений Баха.
Знать понятия: месса,
всенощная.
Уметь:
называть полные
имена композиторов:
16 Рокопера
1
Уэббера
«Иисус
Христос
суперзвезда»
Расширение
и углубление
знаний
17 Музыка к
1
драматическом
у спектаклю
Кабалевского
«Ромео и
Джульетта»
1 Сообщение и
усвоение
новых знаний
18
«Гогольсюи
та» из музыки
А. Г. Шнитке к
спектаклю «Ре
визская
сказка»
Музыкальные образы
оперных героев
«Ромео
и Джульетта».
Музыкальные образы
героев
симфонической
сюиты
Знакомство с музы
кой А. Г. Шнитке к
спектаклю «Ревиз
ская сказка» по
произведениям Н. В.
Гоголя. «Гоголь
сюита» ярчайший
образец сим
фонического театра.
Уметь:
проводить интонаци
оннообразный и срав
нительный анализ му
зыки;
сравнинительный
анализ музыки;
называть полное имя
композитора Д. Б.
Кабалевского
Знать понятия: сюита,
полистилистика.
Уметь:
проводить интонаци
оннообразный и срав
нительный анализ му
зыки;
определять тембры
музыкальных инстру
Беседа. Устный
контроль. Слуша
ние музыки.
Интонационно
образный и
сравнительный
анализ Выявление
средств муз
выразительности.
Беседа. Устный
контроль. Слуша
ние музыки.
Интонационно
образный и
сравнительный
анализ Выявление
средств муз
выразительности.
Исполнение рит
мического акком
панемента под
фонограмму.
Хоровое пение
Устный контроль.
Рассуждение.
Слушание
музыки. Ин
тонационно
образный и
сравнительный
анализ
«Мои раз
мышления».
Письменное
рассужде
ние о
словах
18.12
19.12
25.12
26.12
15.01
16.01
22.01
23.01
Закреплени
е и
обобщение
полученных
на уроке
знаний
Индивидуал
ьные
сообщения
Закреплени
е и
обобщение
полученных
на уроке
знаний
Индивидуал
ьные
сообщения
Закреплени
е и
обобщение
полученных
на уроке
знаний
Индивидуал
ьные
сообщенияМузыкальные образы
героев оркестровой
сюиты. Полистилис
тика
ментов, музыкальные
жанры;
выявлять способы
и приемы развития му
зыкальных образов;
называть полное
имя композитора
А. Г. Шнитке
19 Музыкальная
драматургия
развитие
музыки
1 Расширение
и углубление
знаний. Со
общение но
вых знаний
Музыкальная драма
тургия в инструмен
тально
симфонической
музыке. Главное в
музыке развитие.
Знать основные прин
ципы развития музыки.
Уметь приводить при
меры
Беседа. Устный
контроль. Слуша
ние музыки.
Хоровое пение
1 Расширение
и углубление
знаний
20 Два
направления
музыкальной
культуры :
светская и
духовная
музыка
21 Камерная и
инструменталь
ная музыка:
этюд
1 Расширение
и углубление
знаний
Развитие
музыкальной
культуры во
взаимодействии двух
направлений
светского и
духовного. Камерная
музыка
Углубление знаний о
музыкальном жанре
этюда в творчестве
романтиков Шопена
и Листа
Знать понятие
духовная и светская
музыка
Уметь приводить
музыкальные примеры
Беседа. Устный
контроль.
Слушание
музыки. Хоровое
пение
Знать понятие этюд
Беседа. Устный
контроль.
Слушание
музыки. Хоровое
пение
29.01
30.01
05.02
06.02
12.02
13.02
Закреплени
е и
обобщение
полученных
на уроке
знаний
Индивидуал
ьные
сообщения
Закреплени
е и
обобщение
полученных
на уроке
знаний
Индивидуал
ьные
сообщения
Закреплени
е и
обобщение
полученных
на уроке
знаний
Индивидуал
ьные
сообщения22 Транскрипция
1 Расширение
и углубление
знаний
23 Циклические
формы инстру
ментальной му
зыки
1 Расширение
и углубление
знаний
24 Соната
2 Расширение
и углубление
знаний
Транскрипция
переложение
музыкальных
произведений.
Транскрипции
наиболее
популярный жанр
концертно
виртуозных
произведений
Углубление
знакомства с
циклическими
формами музыки:
инструментальным
концертом и сюитой
на примере
творчества А.
Шнитке
Углубленное знаком
ство с музыкальным
жанром соната. Со
натная форма:
композиция,
разработка, реприза,
кода. Соната в
творчестве великих
Знать понятие транс
крипция. Уметь:
выявлять средства
музыкальной вырази
тельности и
определять
форму музыкальных
произведений;
называть полные имена
композиторов: Ф. Лист,
М. А. Балакирев, Ф.
Бу
зони
Знать понятия: цикли
ческая форма музыки,
полистилистика.
Уметь:
приводить
музыкаль
ные примеры;.
определять тембры
музыкальных инстру
ментов
Знать понятия: соната,
сонатная форма.
Уметь:
проводить интонаци
оннообразный и срав
нительный анализ му
зыки;
Устный и пись
менный контроль.
Слушание музыки.
Выявление
средств
музыкальной вы
разительности.
Определение
формы
музыкального
произведения. Рас
суждение.
Хоровое пение
Устный и пись
менный контроль.
Слушание музыки.
Интонационно
образный анализ.
Определение тем
бров музыкальных
инструментов.
Хоровое пение
Устный и письмен
ный контроль. Бе
седа. Слушание
музыки. Интона
ционнообразный
и сравнительный
анализ. Определе
19.02
20.02
Закреплени
е и
обобщение
полученных
на уроке
знаний
Индивидуал
ьные
сообщения
26.02
27.02
05.03
06.03
Закреплени
е и
обобщение
полученных
на уроке
знаний
Индивидуал
ьные
сообщения
Закреплени
е и
обобщение
полученных
на уроке
знаний
Индивидуал
ьные
сообщения25 Соната
2 Расширение
и углубление
знаний
26 Симфоническа
5
я музыка
Расширение
и углубление
знаний
Углубленное знаком
ство с музыкальным
жанром соната. Со
натная форма:
композиция,
разработка, реприза,
кода. Соната в
творчестве великих
композиторов.
Углубление
знакомства с
музыкальным
жанром
симфонией.
Строение
симфонического
произведения:
четыре части, вопло
щающие разные сто
роны жизни
человека. Симфония
в творчестве
великих компози
торов: И. Гайдна,
B.А. Моцарта,
C.С. Прокофьева,
Бетховена,
Знать понятия: соната,
сонатная форма.
Уметь:
проводить интонаци
оннообразный и срав
нительный анализ му
зыки;
Устный и письмен
ный контроль. Бе
седа. Слушание
музыки. Интона
ционнообразный
и сравнительный
анализ.
Знать:
понятие симфония;
особенности строения
симфонии.
Уметь:
проводить интонаци
оннообразный и срав
нительный анализ;
определять тембры
музыкальных инстру
ментов;
определять приемы
музыкального
развития
и жанры;
называть полные име
на композиторов
симфо
Устный и
письменный
контроль. Беседа
по теме занятий.
Слушание му
зыки. Интонаци
оннообразный и
сравнительный
анализ. Определе
ние тембров
музыкальных
инструментов,
приемов развития
музыки,
жанровой принад
лежности.
Вокально
хоровое инто
Основополо
жники
профессион
альной
композитор
ской
татарской
музыки С.
Сайдашев,
Х.
Ибрагимов,
Н.Жиганов,
Ф.
Яруллин, Р.
Яхин, М.
Музафаров
12.03
13.03
19.03
20.03
Закреплени
е и
обобщение
полученных
на уроке
знаний
Индивидуал
ьные
сообщения
Закреплени
е и
обобщение
полученных
на уроке
знаний
Индивидуал
ьные
сообщения27 Симфоническа
5
я музыка
Расширение
и углубление
знаний
28 Симфоническа
я музыка
5
Расширение
и углубление
знаний
Углубление
знакомства с
музыкальным
жанром
симфонией.
Строение
симфонического
произведения:
четыре части, вопло
щающие разные сто
роны жизни
человека. Симфония
в творчестве
великих компози
торов: И. Гайдна,
B.А. Моцарта,
Углубление
знакомства с
музыкальным
жанром
симфонией.
Строение
симфонического
произведения:
четыре части, вопло
щающие разные сто
роны жизни
человека. Симфония
в творчестве
великих компози
торов: И. Гайдна,
B.А. Моцарта,
C.С. Прокофьева,
Бетховена,
Знать:
понятие симфония;
особенности строения
симфонии.
Уметь:
проводить интонаци
оннообразный и срав
нительный анализ;
определять тембры
музыкальных инстру
ментов;
определять приемы
музыкального
развития
и жанры;
называть полные име
Знать:
понятие симфония;
особенности строения
симфонии.
Уметь:
проводить интонаци
оннообразный и срав
нительный анализ;
определять тембры
музыкальных инстру
ментов;
определять приемы
музыкального
развития
и жанры;
называть полные име
на композиторов
симфо
Устный и
письменный
контроль. Беседа
по теме занятий.
Слушание му
зыки. Интонаци
оннообразный и
сравнительный
анализ. Определе
ние тембров
музыкальных
инструментов,
приемов развития
музыки,
жанровой принад
лежности.
Устный и
письменный
контроль. Беседа
по теме занятий.
Слушание му
зыки. Интонаци
оннообразный и
сравнительный
анализ. Определе
ние тембров
музыкальных
инструментов,
приемов развития
музыки,
жанровой принад
лежности.
Вокально
хоровое инто
Основополо
жники
профессион
альной
композитор
ской
татарской
музыки С.
Сайдашев,
Х.
Ибрагимов,
Н.Жиганов,
Ф.
Яруллин, Р.
Яхин, М.
Музафаров
Основополо
жники
профессион
альной
композитор
ской
татарской
музыки С.
Сайдашев,
Х.
Ибрагимов,
Н.Жиганов,
Ф.
Яруллин, Р.
Яхин, М.
Музафаров
26.03
27.03
Закреплени
е и
обобщение
полученных
на уроке
знаний
Индивидуал
ьные
сообщения
02.04
03.04
Закреплени
е и
обобщение
полученных
на уроке
знаний
Индивидуал
ьные
сообщения29 Симфоническа
5
я музыка
Расширение
и углубление
знаний
30 Симфоническа
я музыка
5
Расширение
и углубление
знаний
Углубление
знакомства с
музыкальным
жанром
симфонией.
Строение
симфонического
произведения:
четыре части, вопло
щающие разные сто
роны жизни
человека. Симфония
в творчестве
великих компози
торов: И. Гайдна,
B.А. Моцарта,
Углубление
знакомства с
музыкальным
жанром
симфонией.
Строение
симфонического
произведения:
четыре части, вопло
щающие разные сто
роны жизни
человека. Симфония
в творчестве
великих компози
торов: И. Гайдна,
B.А. Моцарта,
Знать:
понятие симфония;
особенности строения
симфонии.
Уметь:
проводить интонаци
оннообразный и срав
нительный анализ;
определять тембры
музыкальных инстру
ментов;
определять приемы
музыкального
развития
и жанры;
называть полные име
Знать:
понятие симфония;
особенности строения
симфонии.
Уметь:
проводить интонаци
оннообразный и срав
нительный анализ;
определять тембры
музыкальных инстру
ментов;
определять приемы
музыкального
развития
и жанры;
называть полные име
Устный и
письменный
контроль. Беседа
по теме занятий.
Слушание му
зыки. Интонаци
оннообразный и
сравнительный
анализ. Определе
ние тембров
музыкальных
инструментов,
приемов развития
музыки,
жанровой принад
лежности.
Устный и
письменный
контроль. Беседа
по теме занятий.
Слушание му
зыки. Интонаци
оннообразный и
сравнительный
анализ. Определе
ние тембров
музыкальных
инструментов,
приемов развития
музыки,
жанровой принад
лежности.
09.04
10.04
Закреплени
е и
обобщение
полученных
на уроке
знаний
Индивидуал
ьные
сообщения
16.04
17.04
Закреплени
е и
обобщение
полученных
на уроке
знаний
Индивидуал
ьные
сообщения31 Симфоническа
1 Сообщение и
я картина
«Празднества»
К. Дебюсси
усвоение
новых
знаний
32 Инструментал
ьный концерт
1
Расширение
и углубление
знаний
33
Дж. Гершвин.
«Рапсодия в
стиле блюз»
1
Расширение
и углубление
Знать понятия:
импрессионизм,
программная музыка,
симфоническая
картина.
Уметь:анализировать
состав
ляющие средств выра
зительности;
определять форму
пьесы;
Знать:
понятие инструмен
тальный концерт;
строение инструмен
тального концерта.
Уметь:
проводить интонаци
оннообразный анализ;
определять принципы
музыкального
развития;
называть полное имя
Знать понятия: джаз,
симфоджаз и их отли
чительные черты.
Устный контроль.
Слушание
музыки.
Интонационно
образный анализ.
Определение
формы, средств
музыкальной
выразительности.
Выявление связей
между музыкой и
Устный и пись
менный контроль.
Слушание
музыки.
Интонационно
образный анализ.
Определение
принципов разви
тия музыки.
Хоровое пение
Беседа. Устный
контроль.
Интонационно
образный
Знакомство с симфо
нической картиной
«Празднества» К.
Дебюсси.
Живописность
музыкальных обра
зов симфонической
картины
Углубление
знакомства с жанром
инструментальный
концерт. Сонатно
симфонический
цикл. Знакомство с
Концертом для
скрипки с оркестром
А. И. Хачатуряна
Углубление
знакомства с
творчеством
американского
композитора
Д.Гершвина на
примере «Рапсодии в
23.04
24.04
30.04
07.05
08.05
Закреплени
е и
обобщение
полученных
на уроке
знаний
Индивидуал
ьные
сообщения
Письменное
рассужде
ние о
словах
композито
ра и музы
коведа Б.
Астафьева:
«...в музыке
концерта...
есть чтото
от театра,
Закреплени
е и
обобщение
полученных
на уроке
знаний
Индивидуал34
Пусть музыка
1
звучит!
Расширение
и углубление
знаний.
Повторитель
но
обобщающий
урок
Углубление и расши
рение знаний об ис
пользовании музы
кального фольклора
профессиональными
музыкантами. Этно
музыка. Популярные
хиты из мюзиклов
и рокопер
35 Урокконцерт
«Наполним
музыкой
сердца»
1 Повторение
и обобщение
полученных
знаний
Общечеловеческая
значимость
настоящего
искусства. Вечные
темы искусства.
Уметь:
проводить интонаци
оннообразный анализ
музыки;
выявлять жанровую
принадлежность
Знать понятия: фольк
лор, этно музыка, хит,
мюзикл, рокопера и
их отличительные
особенности. Уметь:
определять тембры
музыкальных инстру
ментов;
приводить примеры
известных солистов,
Знать основные прин
ципы развития музыки.
Уметь приводить при
меры
Устный и пись
менный контроль.
Беседа. Хоровое
пение. Определе
ние тембров
музыкальных
инструментов
14.05
15.05
Закреплени
е и
обобщение
полученных
на уроке
знаний
Индивидуал
ьные
сообщения
Слушание
музыки.
Интонационно
образный анализ.
Хоровое пение
Закреплени
е и
обобщение
полученных
на уроке
знаний
21.05
22.05