Программа по предмету «Музыка» для 8а класса общеобразовательных учреждений составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009), , а также в соответствии с образовательной программой основного общего образования по учебному плану ГБОУ СОШ №385 Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год.
При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры обучающихся, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой. В связи с этим особое значение имеет развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
При составлении рабочей программы допущены органичные дополнения и вариативные изменения в использовании музыкального и теоретического материала, расширяющие традиционные стилевые представления и не нарушающие содержательной концепции курса программы В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Цель:
программы заключается в духовно-нравственном воспитании учащихся через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи:
музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- научить учащихся воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать формированию слушательской культуры учащихся на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать культуру мышления и речи.Программа по музыке 8 класс
8а класс (385).docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 385
Красносельского района
СанктПетербурга
«Рекомендовано к использованию»
«Утверждаю»
Протокол педсовета № ____
Приказ №
от «____» ______________ 20___ г.
От «____»_____________20____г.
Директор
____________Т.В. Архипова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
класс
учитель
учебный
год
музыке
8а
Петрова С.И.
20182019
СанктПетербург 2018
Пояснительная записка
Программа по предмету «Музыка» для 8а класса общеобразовательных учреждений
составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного
стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы
основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской
Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 58 классы»,
авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (7е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009), , а
также в соответствии с образовательной программой основного общего образования по
учебному плану ГБОУ СОШ №385 СанктПетербурга на 20182019 учебный год.
При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры
обучающихся, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий
музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими
видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой,
изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским
языком, природоведением.
Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у
учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания
красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка»
направлено на расширение опыта эмоциональноценностного отношения к произведениям
искусства, опыта музыкальнотворческой деятельности, на углубление знаний, умений и
навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой. В связи с этим
особое значение имеет развитие индивидуальноличностного отношения учащихся к
музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде
искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в
музыкальном самообразовании.
При составлении рабочей программы допущены
органичные дополнения и
вариативные изменения в использовании музыкального и теоретического материала,
расширяющие традиционные стилевые представления и не нарушающие содержательной
концепции курса программы В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Цель:
программы заключается в духовнонравственном воспитании учащихся через
приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического
формирования личности.
Задачи:
музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в
следующем:
научить учащихся воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого
человека;
содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему
миру;
воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в
музыкальных переживаниях;
способствовать формированию слушательской культуры учащихся на основе приобщения
к вершинным достижениям музыкального искусства; научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной
деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных
произведений;
развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в
размышлениях о музыке, собственном творчестве;
воспитывать культуру мышления и речи.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность,
вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них
следующие методы:
метод художественного, нравственноэстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационностилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод междисциплинарных взаимодействий;
метод проблемного обучения;
метод сравнения.
Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного
который исполняет роль главного «координатора» в целостном
подхода,
методологическом пространстве.
Музыкальное искусство в 8 классе рассматривается сквозь призму вековых
традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся вечные темы искусства
– мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в
нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их
непреходящее значение в искусстве. Современность трактуется двояко: и как вечная
актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с 20 веком. Таким образом,
представляется возможность путём сравнения установить, какие музыкальные
произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие являют собой проявление
моды или злободневных течений.
При реализации содержания программы основными видами практической
деятельности на уроке являются:
слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим
главную проблему урока и ее основные аспекты;
выполнение проблемнотворческих заданий в рабочих тетрадях, рефератах, сообщениях,
заданиях и тестах;
хоровое и сольное пение.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических
жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, а также многочисленный
песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических
вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярной
современной. Возрастает удельный вес музыкальных произведений крупных форм – опер,
балетов, симфоний, инструментальных концертов, ораторий, способных во всей полноте и
разнообразии выразить идею единства формы и содержания в музыке. Вместе с тем в
программе осмысливаются образцы современной популярной музыки, джазовых
произведений, произведения роккультуры, музыка кино и мюзиклов, авторская песня.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
литературой (А.Н.Островский «Снегурочка», «Былина о Садко», А.С.Пушкин «Борис
Годунов», «Повести Белкина.Метель», «Евгений Онегин» и другие произведения), мировой художественной культурой
изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия
для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);
историей (Смутное время в России в начале XVII века, старообрядческий раскол XVII
века, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 194145 гг.);
«романтизм», «импрессионизм», «классицизм», «реализм»);
русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста;
формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
природоведением (времена года, различные состояния и явления природы),
географией (границы, столицы, города Руси и европейских государств).
(особенности художественных направлений
Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных
фрагментов, выполнение проблемнотворческих заданий, хоровое и сольное пение)
предполагает участие всех компонентов учебнометодического комплекта – учебника,
нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов
деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Программа рассчитана на 35 часов (1ч в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «МУЗЫКА» 8 КЛАСС
1. Музыка «старая» и «новая» (1ч)
Введение в тему года «Традиция и современность в музыке». Условность деления
А.Островского «Песня остается с
музыки на «старую» и «новую». Разучивание
человеком».
2. Настоящая музыка не бывает «старой» (1ч) ».
Различие понятий «современной» и «модной» музыки. С.Я.Маршак «Тебя забыли? То
расплата за то, что в моде был когдато». РазучиваниепесниТ.Хренникова «Московские
окна».
3.
Стиль в музыкальном искусстве: классицизм в музыке, Венская классическая школа,
романтизм, реализм, «Могучая кучка», импрессионизм. Индивидуальный стиль
композиторовклассиков.
Живая сила традиции. (1ч)
«Стилевые направления музыкального искусства 20 века: Скрябин, Стравинский,
Прокофьев, Шостакович, Свиридов, Щедрин. Слушание музыки: М. Мусоргский, монолог
Пимена из оперы «Борис Годунов», I действие». Разучивание :Ю.Чичкова «Наша школьная
страна».
4. Сказочномифологические темы (6ч)
Философское определение мифа как «формы целостного массового переживания и
истолкования действительности при помощи чувственнонаглядных образов. «Роль мифа в
появлении искусства. Мир сказочной мифологии. «Сказка – ложь, да в ней – намек,
добрым молодцам урок».
Слушание: Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравинского,
Н.Римский
Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка»; И. Стравинский.
Весенние гадания. Пляски щеголих. Из балета «Весна священная»;
К. Дебюсси.
«Послеполуденньий отдых фавна», бессмертный романс П.И.Чайковского «Благословляю
вас, леса». Разучивание: Я. Дубравина «Песня о земной красоте», И.Сохадзе «Добрая
фея», Л.Квинт, стихи В. Кострова «Здравствуй мир», В. Чернышев, стихи Р.
Рождественского «Этот большой мир».
5. Мир человеческих чувств (10ч) Трагедия и радость любви в музыке. Выдающиеся музыкальные произведения о любви в
жанрах духовной, вокальной, инструментальной, симфонической, камерной музыки.
Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские, о
слёзы людские». Высота духовного сопереживания в мистериях И.С.Баха «Страсти по
Матфею» и «Страсти по Иоанну». Возвышенный гимн любви «Аве Мария».
Художественный стиль романтизма. Подвиг во имя свободы в увертюре Л.Бетховена
«Эгмонт». Любовь к Родине. Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Слушание:
Соната № 14 «Лунная» для фортепиано, 1 часть, Соната № 8 «Патетическая», 2 часть
«Больше чем любовь»; Н. РимскийКорсаков, хороводная песня Садко из оперы «Садко»;
В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром, фрагменты, П. Чайковский,
Сцена письма из оперы «Евгений Онегин»; М. Глинка, стихи А. Пушкина. «В крови горит
огонь желанья...», П. Чайковский, увертюрафантазия «Ромео и Джульетта», фрагмент;
Г.Свиридов «Тройка» из оркестровой сюиты «Метель», вокальный стиль «BelCanto» и его
мастера ЭнрикоКарузо, Франко Корелли, Лучано Паваротти, АндреаБочелли.
Разучивание: романс «Я тебя никогда не забуду» из оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось»,
А. Макаревич «Пока горит свеча», В.Высоцкий «Братские могилы», Ю. Визбор «Ты у меня
одна», В. Высоцкий «Песня о друге»; К. Кельми «Замыкая круг».
6. В поисках истины и красоты (5ч)
Мир духовных исканий человека. Величие и многогранность чувства любви. Мир
церковной музыки. «Хор – уста Церкви». Византийские корни русского церковного пения.
Рождество Христово в народной и композиторской музыке. Рождественский кант.
Колядки. Православная авторская песня. Колокольный звон на Руси. «Мелодией одной
звучат печаль и радость».
Слушание:Д. Шостакович, стихи Микеланджело Буонарроти «Бессмертие» из сюиты
для баса и фортепиано; П. Чайковский «Болезнь куклы» из «Детского альбома»; Р.Шуман
«Грезы»; С. Рахманинов «Колокола» № 1, из поэмы для солистов, хора и симфонического
оркестра; П.Чайковский «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»; Н.Римский
Корсаков, колядные песни из оперы «Ночь перед Рождеством» и увертюра «Светлый
праздник». Разучивание: Д.Бортнянский «Тебе поем»; гимны «Единородный Сыне» и
«Достойно есть», И.С.Бах, соло альта «О, сжалься» из цикла «Страсти по Матфею»;
Рождественские канты «Небо и земля» и «Добрый вечер»; международный рождественский
гимн «Святая ночь» (SilientNight); духовные песни иеромонаха Романа (Матюшина),
Людмилы Кононовой и Светланы Копыловой, Е. Крылатов, Ю. Энтин «Колокала».
7. О современности в музыке (9ч)
Как мы понимаем современность? Вечные сюжеты. Философские образы ХХ века.
«Турангалиласимфония» О. Мессиана.
Массовая музыкальная культура сегодня.
Массовая песня. Музыка театра и кино. Авторская песня. Новые области в музыке ХХ века
(джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времён в
музыке А. Шнитке. Антология рок – музыки. Рок опера. Зарубежная поп музыка.
Российская эстрада. Обобщение материала по теме «Традиция и современность в музыке».
Итоговое тестирование.
Слушание: А. Хачатурян «Смерть гладиатора», адажио Спартака и Фригии из
балета «Спартак»; О. Мессиан «Ликование звезд» (V часть) и «Сад сна любви» (VI часть)
из «Турангалилысимфонии»; Дж. Гершвин.«Рапсодия в стиле блюз» и «Колыбельная
Клары, дуэт Бесс и Порги» из оперы «Порги и Весс»; А.Эшнай. Симфония № 2, II часть,
фрагмент; А. Шнитке. Ргеludio; Тоссаtа из «СоncertoGrosso» № 1 для двух скрипок,
клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра; Г.Свиридов, «Любовь святая» из цикла «Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»;
музыка М.Таривердиева к фильму «Ирония судьбы или с легким паром»; музыка
Э.Артемьева к фильмам «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Раба
любви», песни из кинофильмов, а также российской и зарубежной эстрады по выбору
школьников. Разучивание:Д. Герман «Привет, Долли!»;
Дж. Леннон, П. Маккартни
«Вчера»; Б. Андерсон (группа АББА) «Победитель получает все»; музыка и песни
И.Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта»; песня Е.Птичкина «Эхо любви»; песня
Б.Гребенщикова и группы «Аквариум» «Серебро Господа моего»; А. Лепин, стихи
В.Коростылёва. «Песенка о хорошем настроении»; Ю. Чичков, стихи Ю.Разумовского
«Россия, Россия».
Слушание музыки: произведения по выбору обучающихся. Разучивание песен:
А.Флярковский, стихи А. Дидурова «Прощальный вальс»; И. Грибулина. Прощальная.
Обработка Ю. Алиева
8. Обобщающий урок по теме года «Традиции и современность в музыке» (1ч)
Итоговое тестирование.
9. НРК (17 часов) ,совмещены с основными темами уроков музыки
Учебно – тематический план 8а класса
Наименование темы
Количество часов
№
п/п
1 Музыка «старая» и «новая»
2
Настоящая музыка не бывает
«старой»
3 Живая сила традиции
4
Сказочно-мифологические темы
5 Мир человеческих чувств
6
В поисках истины и красоты
7 О современности в музыке
8
9
Обобщающий урок по теме года
Урок-концерт
Всего часов:
Всего
Теоретиче
Контрольн
ские
ые
1
1
1
6
10
5
9
1
1
35
1
1
1
5
9
5
8
1
31
1
1
1
1
4 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
По итогам освоения программы «Музыка» 8 класс учащиеся должны:
знать/понимать:
- знать специфику музыки как вида искусства;
- знать основные жанры народной и профессиональной музыки;
- знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и
зарубежных композиторов;
- понимать особенности искусства различных эпох;
- определять по характерным признакам принадлежность музыкальных
произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая,
народная, религиозная, современная;
- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные
произведения.
уметь:
- аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учетом знаний,
полученных науроках в 5, 6, 7, 8 классах);
- обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений
различных стилей и жанров;
- преломлять полученные знания в эмоциональноличностном отношении к образному
миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно),
ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемнотворческих заданий в дневнике
музыкальных размышлений;
- осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве — традиции и
современности, понимания их неразрывной связи;
- понимать концептуальносодержательные особенности сонатной формы;
- проявлять навыки вокальнохоровой деятельности: уметь исполнять произведения
различных жанров и стилей, представленных в программе, уметь петь под фонограмму
с различным аккомпанементом (фортепиано,
инструменты), уметь владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
гитара,
электромузыкальные
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Оборудование:
1 Музыкальный центр.
2 Музыкальный инструмент - пианино.
3 Ноутбук. 4 Видеопроектор.
5 Экран.
6 Лазерные CD, DVD – диски с мультимедийными презентациями к урокам,
записями музыки, фрагментов музыкальных спектаклей, кинофильмов и т.п.
7 Флеш-карта (карта памяти) с мультимедийными презентациями к урокам,
записями музыки.
Учебно-методический комплекс:
1. Музыка. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И.
Науменко, В.В. Алеев. – 12-е изд., стереот. – М.: Дрофа, 2017г.
2. Музыка. 8 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для
учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 12-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2017г.
3. Музыка. 8 класс. Фонохрестоматия (1 диск) / Т. И.Науменко, В.В.Алеев. – М.:
Дрофа, 2017.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и
:// dic
. academic
. ru / contents
. nsf
/ dic
_ music
/
– Электронный ресурс.
учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс. Режим доступа:
http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/
Музыкальный энциклопедический словарь. – Электронный ресурс. Режим
доступа: http://www.music-dic.ru/
Музыкальный словарь.
http
Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Классическая музыка.
http://classic.chubrik.ru/
Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне
и акафисте. Тексты песнопений. – Электронный ресурс. Режим доступа:
http://www.bogoslovy.ru/
Музыкальный архив православного портала «Предание»: Богослужебные
песнопения. Сборники духовных песнопений. Канты. Духовные песни и
народные ансамбли. Колокольные звоны – Электронный ресурс. Режим
доступа: http://www.predanie.ru/music/
– Электронный ресурс.
Режим доступа:
Режим доступа:
Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина. Текст и запись с
возможностью скачать. – Электронный ресурс. Режим доступа:
http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon86.htm?id=86 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «МУЗЫКА» 8а КЛАСС
№
п/п
Дата
проведения
Пла
Фак
тич.
нир.
Тема урока
Вид
контроля
Использо
вание
ИКТ
Примечание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Музыка «старая» и «новая»
Настоящая музыка не бывает
«старой».
Живая сила традиции.
.
Исходный *
*
Текущий
Итоговый
*
Сказочномифологические темы (6 часов)
Исходный *
Текущий
Искусство начинается с мифа.
Мир сказочной мифологии: опера Н.
А. Ри
мского-Корсакова «Снегурочка».
Языческая Русь в «Весне
священной» И. И.Стравинского.
Поэма радости и света: Клод
Дебюсси си «Послеполуденный
отдых фавна».
«Благословляю вас, леса».
Обобщающий урок.
Текущий
Текущий
Текущий
Итоговый
Исходный *
*
Текущий
Мир человеческих чувств (10 часов)
Образы радости в музыке.
Мелодией одной звучат печаль и
радость.
«Слёзы людские, о слёзы людские». Текущий
Бессмертные звуки «Лунной»
Текущий
сонаты.
Тема любви в музыке. П. Чайковский
«Евгений Онегин».
«В крови горит огонь желанья».
Текущий
Текущий
Трагедия любви в музыке.
Подвиг во имя свободы.
Л. Бетховен увертюра «Эгмонт».
Текущий
Текущий
*
*
*
*
*
*
*
*
*
02.1108.11
каникулы
31.1213.01
каникулы 19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Заключительный урок «Мотивы пути
и дороги в русском искусстве».
Итоговый
В поисках истины и красоты (5 часов)
Мир духовной музыки.
Колокольные звоны на Руси
Рождественская звезда.
От Рождества до Крещения.
«Светлый праздник».
Православная музыка сегодня.
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Итоговый
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
26.0304.03
каникулы
О современности в музыке (9 часов)
Как мы понимаем современность. Исходный
Вечные сюжеты.
Текущий
Философские образы XX века.
Текущий
«Турангалила-симфония»
О.
Мессиана
Новые области в музыке XX века
(джазовая и эстрадная музыка).
Лирические страницы советской
Текущий
музыки.
Диалог времён в музыке А. Шнитке.Текущий
«Любовь никогда не перестанет». Текущий
Музыка всегда остаётся.
Текущий
Современность - сегодня, вчера,
Итоговый
завтра в музыке
Современность - сегодня, вчера,
Тематичес
завтра в музыке
кий
Текущий
Итого: 34 уроков
Рабочая программа по музыке (8 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (8 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (8 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (8 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (8 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (8 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (8 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (8 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (8 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (8 класс, музыка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.