ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Музыка» для 14 классов общеобразовательных
учреждений разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего
образования по музыке с учетом авторской программы по музыке «Музыка. Планета
знаний», автора: Баклановой Т.И., М., АСТ Астрель, 2014 год, и в соответствии с
Учебным планом МОБУ СОШ № 32.
Программа разработана на основе современных научно педагогических идей и
предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий. В
программе уделено особое внимание знакомству детей с музыкальным фольклором
народов России и классической музыки, а также выявлению народно песенных истоков
русской профессиональной музыки. Особое внимание уделено повышению роли
художественного, в том числе музыкального образования, в формировании духовно
нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно
исторических и национально культурных традиций России, а также широкому
использованию средств искусства, в патриотическом воспитании обучающихся, в
формировании у них культуры межнациональных отношений. Сделан акцент на арт
терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также
дифференцированном подходе к различным группам обучающихся, в том числе к
одаренным детям.
Таким образом, авторская программа «Музыка» для 14 классов
общеобразовательных школ по УМК Т.И. Баклановой развивает концепцию массового
музыкального воспитания, направлена на выполнение требований Федерального
образовательного стандарта начального общего образования (нового поколения) и
учитывает рекомендации примерной программы по музыке.
Главная цель музыкального образования формирование и развитие музыкальной
культуры обучающихся как одной из составных частей общей культуры личности.
Музыкальное образование должно способствовать повышению культуры личности
обучающихся на основе выявления и развития ее музыкальных, творческих и духовных
способностей.
Этому способствует целостная система задач музыкального образования:
1. Формирование музыкально — информационной культуры личности:
•
•
знаний;
•
воспитание музыкально познавательных потребностей и интересов;
приобретение основ музыкально теоретических и музыкально исторических
приобретение первоначальных навыков поиска и анализа информации о
музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов информации
(книг, видеофильмов, музыкальных музеев и т.д.)
приобретение опыта музыкально слушательской деятельности и новых
2. Формирование культуры музыкального восприятия:
•
музыкальных впечатлений;
• формирование потребности в восприятии музыки;
•
•
•
•
воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку;
развитие интереса к слушанию народной музыки и шедевров музыкальной классики;
воспитание музыкального вкуса;
освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальныхпроизведений, их художественно образного содержания, выразительных средств.
3. Формирование и развитие музыкально — исполнительской культуры
обучающихся:
приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также
•
элементарного музицирования;
•
•
элементарных певческих умений и навыков;
•
народных инструментах.
выявление и развитие музыкальных способностей, обучающихся;
потребности в различных видах музыкально исполнительской деятельности,
навыков элементарного музицирования и импровизации на детских и простейших
4. Формирование музыкально — релаксационной культуры:
•
освоение детьми приемов снятия психологического и мышечного напряжения в
процессе выполнения разнообразных музыкально терапевтических упражнений
(развитие певческого дыхания с использованием методов звукотерапии, развития
музыкального восприятия и творческого воображения с использованием
возможностей музыкальной терапии).
Формирование и развитие творческих способностей обучающихся, потребности в
5.
самостоятельной музыкально творческой деятельности, первоначальных навыков
музыкальной композиции.
Формирование и развитие духовных способностей личности средствами
6.
музыкального искусства, системы духовно нравственных ценностей и идеалов,
потребности в самопознании, самооценке, самообразовании, саморазвитии и
самореализации.
Преподавание учебного курса ориентировано на использование учебного и программно
методического комплекса, в который входят:
е изд., дораб. М.: АСТ Астрель, 2014г.
1. Музыка. 1 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы/ Т.И. Бакланова 3
2. Музыка. Обучение во 2 классе. Программа. Методические рекомендации для
3. Музыка. Обучение в 3 классе. Программа. Методические рекомендации для
4. Музыка. Обучение в 4 классе. Программа. Методические рекомендации для
учителя/Т.И. Бакланова М.: Астрель, 2014г.
учителя/Т.И. Бакланова М.: Астрель, 2014г.
учителя/Т.И. Бакланова М.: Астрель, 2014г.
5. методическое пособие для учителя;
6. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя;
7. Фонохрестоматия.
Программа расширенного курса рассчитана на 1 час в неделю (33 часа за год в 1
классе, 34 часа за год во 2, 3, 4 классах).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится.
•
•
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях
как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически
откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах
музыкально творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии
музыкального фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и•
профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
воплощать художественнообразное содержание и интонационномелодические
особенности профессионального ( в пении, слове, движении и др .) и народного
творчества ( в песнях, играх, действах);
• Соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные
черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в
исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
• Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и
различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных
форм построения музыки;
• Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов;
• Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкально пластическое движение, импровизация и др.);
• Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов;
• Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и
профессионального музыкального творчества различных стран мира.
•
•
Выпускник получит возможность научиться:
Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально
исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
• Организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально творческую
деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх;
Реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной
деятельности ( в пении и интерпретации музыки, музыкальнопластическом движении
и импровизации);
• Использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при
пении простейших мелодий;
• Владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
заинтересовавших его музыкальных образов;
• Адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в
выборе образцов профессионального и музыкальнопоэтического творчества народов
мира;
• Оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно массовых
мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально
творческой деятельности (пение, драматизация и др.), собирать музыкальные
коллекции (фонотека, видеотека).
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
У выпускника будут сформированы:
•
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика»;•
•
•
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебнопознавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
учебно познавательный интерес к новому учебному материалу;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей
этической принадлежности;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей;
развитие этнических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
•
•
•
•
•
Выпускник получит возможность для формирования:
•
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно
познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
адекватного понимания причин успешности /неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
•
•
•
•
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
•
Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной
форме.Выпускник получит возможность научиться:
•
•
•
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
•
•
Раздел «Познавательные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
•
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных
видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Выпускник получит возможность научиться:
•
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
интернета;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включая установление причинноследственных
связей.
Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
•
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении
и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
•
••
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
контролировать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
•
•
•
•
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
•
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции
других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его
участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
СОДЕРДЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Программой предусмотрено обучение музыке с 1 по 4 классы в общей учебноигровой
форме — воображаемого путешествия по Музыкальному миру по следующим
образовательным маршрутам (сквозным темам года):
1. «Где музыка берёт начало?»: путешествие по миру звуков, ритмов, мелодий и
музыкальных образов (1 класс).
2. «Волшебные силы музыки»: знакомство с особенностями музыки как вида
искусства, с её создателями и исполнителями (2 класс).
3. «Где живёт музыка?»: путешествие по концертным залам, музыкальным театрам и
музеям (3 класс).
4. «Музыкальная жизнь разных стран и народов»: музыкальное путешествие по России
и странам Европы (4 класс).
В соответствии с этими образовательными маршрутами в 1 классе учащимся
предлагается совершить путешествие от мира звуков природы к музыкальным звукам
(темы «Где музыка берёт начало?», «На зелёном лугу», «В вихрях грозы», «У тихого
пруда», «Высоко в горах», «В лесу»), ритмам и мелодиям (темы «Во владениях Его
Величества Ритма» и «Во дворце королевы Мелодии»); от них — к музыкальным
произведениям различных видов и жанров, которые звучат в Сказочной стране, на родныхпросторах (песни о Родине, о родной природе, о маме, о защитниках Отечества; плясовые
наигрыши на народных музыкальных инструментах; военные марши и др.) и на далёком
загадочном Острове музыкальных сокровищ (предусмотренные программой для 1 класса
шедевры классической музыки, этническая музыка народов мира, старинные музыкальные
инструменты, звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства: шарманка,
музыкальная шкатулка, патефон и др.).
Благодаря такой структуре программы её содержание логично и последовательно
развёртывается от звуков и образов природы к музыкальным звукам, интонациям, образам,
средствам музыкальной выразительности, затем — к простым музыкальным формам и
жанрам (песне, танцу, маршу), от них — к крупным музыкальным формам (симфонии,
кантате, опере и др.) Одновременно дети имеют возможность познакомиться и с
разнообразными формами бытования музыкального искусства, его сохранением,
изучением, исполнением и трансляцией в современном культурноинформационном
пространстве, а также с воплощёнными в музыкальной культуре духовнонравственными
ценностями и идеалами (любовь к Родине, природе, своему народу, родному дому,
ценность семьи и семейных традиций, уважительное отношение к разным народам России и
других стран, интерес к их музыкальному искусству и национальнокультурным традициям
и др.).
Знакомство с жизнью и творчеством великих русских и зарубежных композиторов
классиков осуществляется в ракурсе, позволяющем раскрыть важную роль в творческих
достижениях и успехах музыкантов таких факторов, как семейные музыкальные традиции,
любовь к природе, интерес к народной музыке, образованность, трудолюбие, путешествия
по миру.
Таким образом, в программе «Музыка» для 14 классов в полной мере представлены
все содержательные линии, предусмотренные Федеральным государственным
образовательным стандартом для начальной школы:
o «Музыка в жизни человека»;
o «Основные закономерности музыкального искусства»;
o «Музыкальная картина мира».
При раскрытии первой содержательной линии основное внимание в программе уделено
обобщённому представлению исторического прошлого в музыкальных образах,
взаимосвязям народной и профессиональной музыки, сочинениям отечественных
композиторов о Родине.
При раскрытии второй содержательной линии акцентируется внимание прежде всего
на интонационнообразной природе музыкального искусства, выразительности и
изобразительности в музыке, основных средствах музыкальной выразительности,
музыкальной речи как способе общения между людьми, её эмоциональном воздействии на
слушателей, а также на формах построения музыки как обобщённом выражении
художеетвепнообразного содержания произведений.
Третья содержательная линия реализуется в программе через формирование у
учащихся общих представлений о музыкальной жизни страны: конкурсах и фестиваляхмузыкантов, музыке для детей, радио и телепередачах, видеофильмах, звукозаписях (CD,
DVD), различных видах музыки, певческих голосах, народном и профессиональном
творчестве разных стран мира, многообразии этнокультурных и региональных музыкально
поэтических традиций.
Путешествуя по Музыкальному миру, учащиеся на основе данной программы смогут
осуществлять все предусмотренные Государственным образовательным стандартом и
Программой по музыке виды деятельности (пение, слушание и интерпретация музыки,
инструментальное музицирование, музыкальнопластические движения, драматизации).
Кроме того, в каждый из четырёх образовательных маршрутов включён
дополнительный (вариативный) маршрут «В школе Скрипичного ключа». Он даёт
возможность познакомить детей с основами нотной грамоты, игры на музыкальных
инструментах (например, «Урок игры па гитаре» в 4 классе), изучения народной музыки
(например, «Урок фольклора» в 4 классе) и др.
1
КЛАСС.
33 часа
«Сказочная страна» (7 часов).
«Волшебное царство звуков» (9 часов).
1.
Где музыка берет начало? На зеленом лугу. В вихрях грозы. У тихого пруда. Высоко в
горах. В лесу. Во владениях его величества Ритма. Во дворце королевы Мелодии. В школе
скрипичного ключа.
2.
Сказочные картины. Курочка Ряба. Колобок. Волк и семеро козлят. Волшебное озеро.
Сказочный лес. В пещере горного короля. Царство деда Мороза. Рождественские чудеса.
3.
Моя Россия. В песне душа народа. В гостях у народных музыкантов. Большой хоровод.
Здравствуй, Масленица! Бравые солдаты. Мамин праздник. Путешествие по музыкальному
городу.
4.
Океан море синее. Три чуда. Чудесные цветы. Карнавал животных. Музыкальный клад.
«Остров музыкальных сокровищ» (9 часов).
«На родных просторах» (8часов).
«Встреча с великими композиторами» (10 часов).
«В сокровищнице Волшебницы музыки». (16 часов).
2 КЛАСС.
34 часа
1.
Музыкальное зеркало. Музыкальные часы. Музыкальный календарь. Музыкальная машина
времени. Музыкальный глобус. Волшебная музыкальная палочка. Музыкальная аптечка.
Золотой ключик в школе скрипичного ключа.
2.
На родине М.И. Глинки. В родительском доме П.И. Чайковского. Морские плавания с
Римским Корсаковым. В школе скрипичного ключа: урок композиции.
3.
Семейство ударных инструментов. Семейство духовых инструментов. Семейство струнных
инструментов. Инструментальный ансамбль. Оркестр. В школе скрипичного ключа:
мастерская музыкальных инструментов. У кого какой голос. Вокальный ансамбль. Хор. В
школе скрипичного ключа: урок вокала.
«В стране музыкальных инструментов». «В певческой стране» (8 часов).«В концертном зале» (14 часов).
3 КЛАСС.
34 часа
1.
Концерт хоровой музыки. Концерт камерной музыки. Концерт симфонической музыки.
2.
Опера. Оперетта. Балет. Мюзикл.
3.
Музыкальные инструменты. Музыка и техника. Музыка и другие виды искусства. Музыка и
книги.
«В музыкальном музее» (7 часов).
В музыкальном театре (13 часов).
«Музыкально путешествие от Руси до Руси» (13 часов).
«Музыкальное путешествие по миру старинной европейской музыки» (9 часов).
4 КЛАСС.
34 часа
1.
Встречи со знаменитыми композиторами. В рыцарских замках. На балах. На карнавалах.
2.
Русь изначальная. Русь православная. Русь скоморошья. Русь сказочная. Русь былинная.
Русь героическая.
3.
У колыбели. На свадьбе. На фольклорном фестивале.
4.
Музыка революции. У пионерского костра. В кинотеатре и у телевизора. Музыка о войне и
на войне. Музыка на защите мира. На космодроме. На стадионе. На фестивале авторской
песни.
«Музыкальное путешествие по России 20 века». (8 часов).
«В гостях у народов России» (4 часа).