Рабочая программа по музыке для 1-4 класса

  • Образовательные программы
  • docx
  • 12.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Календарно-тематическое планирование 4 класс

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА2.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          Программа по учебному  предмету «Музыка» для 1­4 классов общеобразовательных  учреждений разработана на основе Федерального  государственного образовательного  стандарта  начального общего образования, примерной программы начального общего  образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке ­  «Музыка. Планета  знаний», автора:  Баклановой Т.И., М., АСТ Астрель, 2014 год,   и в соответствии с  Учебным планом МОБУ СОШ № 32.         Программа разработана на основе современных научно ­ педагогических идей и  предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий. В  программе уделено особое внимание знакомству детей с музыкальным фольклором  народов России и классической музыки, а также выявлению народно ­ песенных истоков  русской профессиональной музыки. Особое внимание уделено повышению роли  художественного, в том числе ­ музыкального образования, в формировании духовно ­  нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно ­  исторических и национально ­ культурных традиций России, а также широкому  использованию средств искусства, в патриотическом воспитании обучающихся, в  формировании у них культуры межнациональных отношений. Сделан акцент на арт ­  терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также  дифференцированном подходе к различным группам обучающихся, в том числе ­ к  одаренным детям. Таким образом,  авторская программа «Музыка» для 1­4 классов  общеобразовательных школ по УМК Т.И. Баклановой развивает концепцию массового  музыкального воспитания,  направлена на выполнение требований Федерального  образовательного стандарта начального общего образования (нового поколения)  и  учитывает рекомендации примерной программы по музыке. Главная цель музыкального образования ­ формирование и развитие музыкальной  культуры обучающихся как одной из составных частей общей культуры личности. Музыкальное образование должно способствовать повышению культуры личности  обучающихся на основе выявления и развития ее музыкальных, творческих и духовных  способностей. Этому способствует целостная система задач музыкального образования: 1. Формирование музыкально — информационной культуры личности: • • знаний; • воспитание музыкально ­ познавательных потребностей и интересов; приобретение   основ   музыкально   ­   теоретических   и   музыкально   ­   исторических приобретение первоначальных навыков поиска и анализа информации о  музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов информации  (книг, видеофильмов, музыкальных музеев и т.д.) приобретение   опыта   музыкально   ­   слушательской   деятельности   и   новых 2. Формирование культуры музыкального восприятия: • музыкальных впечатлений; • формирование потребности в восприятии музыки; • • • • воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку; развитие интереса к слушанию народной музыки и шедевров музыкальной классики; воспитание музыкального вкуса; освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальныхпроизведений, их художественно ­ образного содержания, выразительных средств. 3. Формирование и развитие музыкально — исполнительской культуры  обучающихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также  • элементарного музицирования; • • элементарных певческих умений и навыков; • народных инструментах. выявление и развитие музыкальных способностей, обучающихся; потребности   в   различных   видах   музыкально   ­   исполнительской   деятельности, навыков элементарного музицирования и импровизации на детских и простейших 4. Формирование музыкально — релаксационной культуры: • освоение   детьми   приемов   снятия   психологического   и   мышечного   напряжения   в процессе   выполнения   разнообразных   музыкально   ­   терапевтических   упражнений (развитие певческого дыхания с использованием методов звукотерапии, развития музыкального   восприятия   и   творческого   воображения   с   использованием возможностей музыкальной терапии). Формирование и развитие творческих способностей обучающихся,  потребности в 5. самостоятельной   музыкально   ­   творческой   деятельности,   первоначальных   навыков музыкальной композиции. Формирование и развитие духовных способностей личности средствами  6. музыкального искусства, системы духовно ­ нравственных ценностей и идеалов,  потребности в самопознании, самооценке, самообразовании, саморазвитии и  самореализации. Преподавание учебного курса ориентировано на использование учебного и программно­ методического комплекса, в который входят: е изд., дораб. ­ М.: АСТ Астрель, 2014г. 1. Музыка. 1 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы/ Т.И. Бакланова ­ 3­ 2. Музыка. Обучение во 2 классе. Программа. Методические рекомендации для  3. Музыка. Обучение в 3 классе. Программа. Методические рекомендации для  4. Музыка. Обучение в 4 классе. Программа. Методические рекомендации для  учителя/Т.И. Бакланова ­ М.: Астрель, 2014г. учителя/Т.И. Бакланова ­ М.: Астрель, 2014г. учителя/Т.И. Бакланова ­ М.: Астрель, 2014г. 5. методическое пособие для учителя; 6. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя; 7. Фонохрестоматия. Программа расширенного курса рассчитана на 1 час в неделю (33 часа за год в 1  классе, 34 часа за год во 2, 3, 4 классах). Планируемые результаты освоения учебного предмета Выпускник научится. • • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически  откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах  музыкально ­ творческой деятельности; ориентироваться в музыкально­ поэтическом творчестве, в многообразии  музыкального фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и• профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции; воплощать художественно­образное содержание и интонационно­мелодические  особенности профессионального ( в пении, слове, движении и др .) и народного  творчества ( в песнях, играх, действах); • Соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные  черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в  исполнительской деятельности на основе полученных знаний; • Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и  различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных  форм построения музыки; • Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и  инструментального) воплощения различных художественных образов; • Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация,  музыкально ­ пластическое движение, импровизация и др.); • Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов; • Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и  профессионального музыкального творчества различных стран мира. • • Выпускник получит возможность научиться: Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально ­  исполнительские замыслы в различных видах деятельности; • Организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально ­ творческую  деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх; Реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной  деятельности ( в пении и интерпретации музыки, музыкально­пластическом движении и импровизации); • Использовать   систему   графических   знаков   для   ориентации   в   нотном   письме   при пении простейших мелодий; • Владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и  участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении  заинтересовавших его музыкальных образов; • Адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в  выборе образцов профессионального и музыкальнопоэтического творчества народов  мира; • Оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно ­массовых  мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально ­  творческой деятельности (пение, драматизация и др.), собирать музыкальные  коллекции (фонотека, видеотека). ЛИЧНОСТНЫЕ УУД  У выпускника будут сформированы: • внутренняя   позиция   школьника   на   уровне   положительного   отношения   к   школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;• • • • широкая   мотивационная   основа   учебной   деятельности,   включающая   социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно­ познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России,   чувства   сопричастности   и   гордости   за   свою   Родину,   народ   и   историю, осознание   ответственности   человека   за   общее   благополучие,   осознание   своей этической принадлежности; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; развитие   этнических   чувств  ­   стыда,   вины,   совести   как   регуляторов   морального поведения; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. • • • • • Выпускник получит возможность для формирования: • внутренней   позиции   школьника   на   уровне   положительного   отношения   к   школе, понимания   необходимости   учения,   выраженного   в   преобладании   учебно­ познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения; адекватного понимания причин успешности /неуспешности учебной деятельности; положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; компетентности   в   реализации   основ   гражданской   идентичности   в   поступках   и деятельности; • • • • • морального   сознания   на   конвенциональном   уровне,   способности   к   решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы   и   чувства,   устойчивое   следование   в   поведении   моральным   нормам   и этическим требованиям; эмпатии   как   осознанного   понимания   чувств   других   людей   и   сопереживания   им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. • Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия» • • • • • • • • • • Выпускник научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать  своё действие в соответствии с  поставленной  задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить   необходимые   коррективы   в   действие   после   его   завершения   на   основе   его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять   учебные   действия   в   материализованной,   громкоречевой   и   умственной форме.Выпускник получит возможность научиться: • • • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять   констатирующий   и   предвосхищающий   контроль   по   результату   и   по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно   адекватно   оценивать   правильность   выполнения   действия   и   вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. • • Раздел «Познавательные универсальные учебные действия» Выпускник научится: • осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   учебных   заданий   с использованием учебной литературы строить речевое высказывание в устной и письменной форме; основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять   анализ   объектов   с   выделением   существенных   и   несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно­следственные связи; строить   рассуждения   в   форме   связи   простых   суждений   об   объекте,   его   строении, свойствах и связях; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии. • • • • • • • • • • • • • • Выпускник получит возможность научиться: • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять   сравнение,   сериацию   и   классификацию,   самостоятельно   выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить   логическое   рассуждение,   включая   установление   причинно­следственных связей. Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия» Выпускник научится: • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к   координации   различных   позиций   в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; • •• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; контролировать действия партнера; контролировать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных • • • • задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: • учитывать   и   координировать   в   сотрудничестве   отличные   от   собственной   позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать   свою   позицию   и   координировать   ее   с   позициями   партнеров   в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно   разрешать   конфликты   на   основе   учета   интересов   и   позиций   всех   его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать   вопросы,   необходимые   для   организации   собственной   деятельности   и сотрудничества с партнером; осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в   сотрудничестве   необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. • • • • • • • • • СОДЕРДЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Программой предусмотрено обучение музыке с 1 по 4 классы в общей учебно­игровой  форме — воображаемого путешествия по Музыкальному миру по следующим  образовательным маршрутам (сквозным темам года): 1. «Где музыка берёт начало?»: путешествие по миру звуков, ритмов, мелодий и  музыкальных образов (1 класс). 2. «Волшебные силы музыки»: знакомство с особенностями музыки как вида  искусства, с её создателями и исполнителями (2 класс). 3. «Где живёт музыка?»: путешествие по концертным залам, музыкальным театрам и  музеям (3 класс). 4. «Музыкальная жизнь разных стран и народов»: музыкальное путешествие по России и странам Европы (4 класс). В соответствии с этими образовательными маршрутами в 1 классе учащимся  предлагается совершить путешествие от мира звуков природы к музыкальным звукам  (темы «Где музыка берёт начало?»,  «На зелёном лугу», «В вихрях грозы», «У тихого  пруда»,  «Высоко в горах», «В лесу»), ритмам и мелодиям (темы «Во владениях Его  Величества Ритма» и «Во дворце королевы Мелодии»); от них — к музыкальным  произведениям различных видов и жанров, которые звучат в Сказочной стране, на родныхпросторах (песни о Родине, о родной природе, о маме, о защитниках Отечества; плясовые  наигрыши на народных музыкальных инструментах; военные марши и др.) и на далёком  загадочном Острове музыкальных сокровищ (предусмотренные программой для 1 класса  шедевры классической музыки, этническая музыка народов мира, старинные музыкальные  инструменты, звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства: шарманка,  музыкальная шкатулка, патефон и др.). Благодаря такой структуре программы её содержание логично и последовательно  развёртывается от звуков и образов природы к музыкальным звукам, интонациям, образам,  средствам музыкальной выразительности, затем — к простым музыкальным формам и  жанрам (песне, танцу, маршу), от них — к крупным музыкальным формам (симфонии,  кантате, опере и др.)­ Одновременно дети имеют возможность познакомиться и с  разнообразными формами бытования музыкального искусства, его сохранением,  изучением, исполнением и трансляцией в современном культурно­информационном  пространстве, а также с воплощёнными в музыкальной культуре духовно­нравственными  ценностями и идеалами (любовь к Родине, природе, своему народу, родному дому,  ценность семьи и семейных традиций, уважительное отношение к разным народам России и  других стран, интерес к их музыкальному искусству и национально­культурным традициям и др.). Знакомство с жизнью и творчеством великих русских и зарубежных композиторов­ классиков осуществляется в ракурсе, позволяющем раскрыть важную роль в творческих  достижениях и успехах музыкантов таких факторов, как семейные музыкальные традиции,  любовь к природе, интерес к народной музыке, образованность, трудолюбие, путешествия  по миру. Таким образом, в программе «Музыка» для 1­4 классов в полной мере представлены  все содержательные линии, предусмотренные Федеральным государственным  образовательным стандартом для начальной школы: o «Музыка в жизни человека»; o «Основные закономерности музыкального искусства»; o «Музыкальная картина мира». При раскрытии первой содержательной линии основное внимание в программе уделено  обобщённому представлению исторического прошлого в музыкальных образах,  взаимосвязям народной и профессиональной музыки, сочинениям отечественных  композиторов о Родине. При раскрытии второй содержательной линии акцентируется внимание прежде всего на интонационно­образной природе музыкального искусства, выразительности и  изобразительности в музыке, основных средствах музыкальной выразительности,  музыкальной речи как способе общения между людьми, её эмоциональном воздействии на  слушателей, а также на формах построения музыки как обобщённом выражении  художеетвепно­образного содержания произведений. Третья   содержательная   линия  реализуется   в   программе   через   формирование   у учащихся общих представлений о музыкальной жизни страны: конкурсах и фестиваляхмузыкантов, музыке для детей, радио­ и телепередачах, видеофильмах, звукозаписях (CD, DVD),   различных   видах   музыки,   певческих   голосах,   народном   и   профессиональном творчестве разных стран мира, многообразии этнокультурных и региональных музыкально­ поэтических традиций. Путешествуя по Музыкальному миру, учащиеся на основе данной программы смогут осуществлять   все   предусмотренные   Государственным   образовательным   стандартом   и Программой   по   музыке   виды   деятельности   (пение,   слушание   и   интерпретация   музыки, инструментальное музицирование, музыкально­пластические движения, драматизации). Кроме того, в каждый из четырёх образовательных маршрутов включён  дополнительный (вариативный) маршрут «В школе Скрипичного ключа». Он даёт  возможность познакомить детей с основами нотной грамоты, игры на музыкальных  инструментах (например, «Урок игры па гитаре» в 4 классе), изучения народной музыки  (например, «Урок фольклора» в 4 классе) и др. 1 КЛАСС. 33 часа «Сказочная страна» (7 часов). «Волшебное царство звуков» (9 часов). 1. Где музыка берет начало? На зеленом лугу. В вихрях грозы. У тихого пруда. Высоко в горах. В лесу. Во владениях его величества Ритма. Во дворце королевы Мелодии. В школе скрипичного ключа. 2. Сказочные   картины.  Курочка   Ряба.  Колобок.  Волк   и  семеро  козлят.  Волшебное  озеро. Сказочный лес. В пещере горного короля. Царство деда Мороза. Рождественские чудеса. 3. Моя Россия. В песне ­ душа народа. В гостях у народных музыкантов. Большой хоровод.  Здравствуй, Масленица! Бравые солдаты. Мамин праздник. Путешествие по музыкальному  городу. 4. Океан ­ море синее. Три чуда. Чудесные цветы. Карнавал животных. Музыкальный клад. «Остров музыкальных сокровищ» (9 часов). «На родных просторах» (8часов). «Встреча с великими композиторами» (10 часов). «В сокровищнице Волшебницы музыки». (16 часов). 2 КЛАСС. 34 часа 1. Музыкальное зеркало. Музыкальные часы. Музыкальный календарь. Музыкальная машина времени. Музыкальный глобус. Волшебная музыкальная палочка. Музыкальная аптечка. Золотой ключик в школе скрипичного ключа. 2. На родине М.И. Глинки. В родительском доме П.И. Чайковского. Морские плавания с Римским ­ Корсаковым. В школе скрипичного ключа: урок композиции. 3. Семейство ударных инструментов. Семейство духовых инструментов. Семейство струнных инструментов.   Инструментальный   ансамбль.   Оркестр.   В   школе   скрипичного   ключа: мастерская музыкальных инструментов. У кого какой голос. Вокальный ансамбль. Хор. В школе скрипичного ключа: урок вокала. «В стране музыкальных инструментов». «В певческой стране» (8 часов).«В концертном зале» (14 часов). 3 КЛАСС. 34 часа 1. Концерт хоровой музыки. Концерт камерной музыки. Концерт симфонической музыки. 2. Опера. Оперетта. Балет. Мюзикл. 3. Музыкальные инструменты. Музыка и техника. Музыка и другие виды искусства. Музыка и книги. «В музыкальном музее» (7 часов). В музыкальном театре (13 часов). «Музыкально путешествие от Руси до Руси» (13 часов). «Музыкальное путешествие по миру старинной европейской музыки» (9 часов). 4 КЛАСС. 34 часа 1. Встречи со знаменитыми композиторами. В рыцарских замках. На балах. На карнавалах. 2. Русь изначальная. Русь православная. Русь скоморошья. Русь сказочная. Русь былинная. Русь героическая. 3. У колыбели. На свадьбе. На фольклорном фестивале. 4. Музыка революции. У пионерского костра. В кинотеатре и у телевизора. Музыка о войне и на войне. Музыка на защите мира. На космодроме. На стадионе. На фестивале авторской песни. «Музыкальное путешествие по России 20 века». (8 часов). «В гостях у народов России» (4 часа).

Посмотрите также