Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.
Оценка 4.6

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
музыка
5 кл—7 кл
04.08.2018
Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.
Представленная программа является авторской и разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по музыке и учебника авторского коллектива Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ, программы развития и формирования УУД, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.
Рабочая программа 5 класс 2018.docx
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30»                                                                                 Утверждена приказом директора                                                   №                  от                                                                                 Рассмотрена и рекомендована  к                                                                                утверждению      Методическим                                                                           советом школы протокол  №                               от  Рабочая программа  по музыке для 5 класса  1 2018­2019 учебный год г.  Тамбов 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Краткая пояснительная записка                                                                                               Рабочая   программа   по   музыке   для   5   класса   составлена   на   основе   Федерального   государственного           образовательного стандарта  основного  общего образования, Требований к результатам   освоения   основной   образовательной   программы   основного   общего   образования, примерной программы по музыке, учебника авторского коллектива Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №30. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение   ключевыми   компетенциями,   составляющими   основу   для   саморазвития   обучающихся, коммуникативных качеств личности.      Изучение музыки направлено на достижение следующих целей: 1) в направлении личностного развития  формирование целостного представления о поликультурной картине современного        музыкального мира;  развитие музыкально­эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально­ ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей,  форм и жанров; совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области  эстетически ценных произведений музыкального искусства; овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной  музыкально­творческой деятельности;  наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая  образное мышление, творческое воображение;  приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально­учебной деятельности; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения  различных музыкально­творческих задач.        2)  в метапредметном направлении     анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для  достижения запланированных результатов; проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями; оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего  предназначения в ней; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими  видами искусства; 2      использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и  способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных  художественно­творческих задач; наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений,  различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры; участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в  совместной творческой деятельности.           3) в предметном направлении           общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого  отдельного человека;  осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных  событий в мире музыки; устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа,  различным видам музыкально­творческой деятельности; понимание интонационно­образной природы музыкального искусства, средств  художественной выразительности; осмысление основных жанров музыкально­поэтического народного творчества,  отечественного и зарубежного музыкального наследия; рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных  произведениях и стилях музыкального искусства в целом; применение специальной терминологии для классификации различных явлений  музыкальной культуры; постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов  мира; расширение и обогащение опыта в разнообразных видах  музыкально­творческой  деятельности, включая информационно­коммуникационные технологии; освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для  реализации собственного творческого потенциала.                        Описание  места  учебного предмета «Музыка» На базовом уровне на изучение курса «Музыка» в 5 классе в соответствии с   учебным планом МАОУ СОШ № 30 и календарным учебным графиком отводится 34 часа в год из расчёта 1 час в неделю.   Часы   первого   полугодия   посвящены   установлению   связей   между   музыкой   и   литературой,   а второго   полугодия   –   связи   музыки   и   изобразительного   искусства.   Учащиеся   должны почувствовать, что эти три вида искусств не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны   многими   нитями,   и   знания   одного   из   них   помогает   более   глубокому   восприятию   и пониманию остальных.                  Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.                Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. В   ходе   преподавания   музыки     в   основной   школе,   работы   над   формированием   у   учащихся перечисленных   в   программе   знаний   и   умений   следует   обращать   внимание   на   то,   чтобы   они овладевали  умениями   общеучебного   характера,   разнообразными  способами   деятельности, 3 приобретали опыт: • выполнения   учебно­творческих   задач   и   нахождению   при   этом   оригинальных   решений, адекватного   восприятия   устной   речи,   ее   интонационно­образной   выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно­эмоциональное содержание произведений искусства; • понимания   взаимодействия   музыки   с   другими   видами   искусства   на   основе   осознания специфики   языка   каждого   из   них   (музыки,   литературы,   изобразительного   искусства, театра, кино и др.); • нахождения ассоциативных  связей между художественными  образами музыки  и других видов искусства; • размышления о знакомом музыкальном произведении, высказывания суждений об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; • творческой интерпретации  содержания музыкального произведения в пении, музыкально­ ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности; • участия   в   коллективной   исполнительской   деятельности   (пении,   пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах); • передачи своих музыкальных впечатлений в устной и письменной форме; • развития   умений   и   навыков   музыкально­эстетического   самообразования:   формирование фонотеки,   библиотеки,   видеотеки,   самостоятельная   работа   в   творческих   тетрадях, посещение концертов, театров и др.; • проявления творческой инициативы, участвуя в музыкально­эстетической жизни класса, школы.  исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;   ясного,   точного,   грамотного   изложения   своих   мыслей   в   устной   и   письменной   речи, использования различных музыкальных терминов;    проведения   доказательных   рассуждений,   аргументации,   выдвижения   гипотез   и   их обоснования;  поиска,   систематизации,   анализа   и   классификации   информации,   использования разнообразных         информационных  источников, включая  учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.  Планируемые результаты обучения В результате изучения курса музыки 5 класса учащиеся  Научатся: В сфере предметных результатов: ­ разбираться в основных достижениях различных  областях культуры; ­ проводить наблюдение под руководством учителя; ­ называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие  музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи); ­ понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать  содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности. В сфере метапредметных результатов: 4 ­ ставить цели и задачи на каждом уроке;  ­ планировать учебную деятельность на уроке и дома. В сфере личностных результатов : ­выражать эмоциональное содержание музыкальных  произведений в исполнении, ­участвовать в различных формах музицирования; ­ самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые  задачи в учёбе и познавательной деятельности,  ­ развивать интересы своей познавательной деятельности; ­ организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и  сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать  конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;  понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных  искусств, различать их особенности. Получат возможность научиться: В сфере предметных результатов ­ разбираться в событиях художественной жизни  отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией. ­ определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки,  разных эпох; ­ осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; ­ основам реализации проектно­исследовательской деятельности; ­ применять информационно­коммуникативные технологии для расширения опыта творческой  деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет. В сфере метапредметных результатов: ­ осуществлять исследовательскую деятельность художественно­эстетической направленности,  участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием;  ­ наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к  различным видам искусства; ­ осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности. В сфере личностных результатов:  ­ проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей,  выставок и конкурсов, фестивалей и др.;правильно оценивать ­выполнение учебной задачи,  собственные возможности её решения; 5 ­ раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей;  высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке; Планируемые   результаты   освоения   учебного   предмета         /личностные, метапредметные и   предметные результаты/: Личностные   результаты  отражаются   в   индивидуальных   качественных   свойствах   учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:   чувство   гордости   за   свою   Родину,   российский   народ   и   историю   России,   осознание   своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края;   ответственное   отношение   к   учению,   готовность   и   способность   к   саморазвитию   и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;   готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;  коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно­ исследовательской, творческой и других  видах  деятельности;    участие  в общественной  жизни  школы  в  пределах  возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;   признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;    принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;   эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного   наследия   народов   России   и   мира,   творческой   деятельности   музыкально­ эстетического характера.  Метапредметные   результаты  характеризуют   уровень   сформированности   универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:   умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;    владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и   осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.  Предметные   результаты  обеспечивают   успешное   обучение   на   следующей   ступени   общего образования и отражают:   сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно­ нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества; 6   развитие   общих   музыкальных   способностей   школьников   (музыкальной   памяти   и   слуха),   а также   образного   и   ассоциативного   мышления,   фантазии   и   творческого   воображения, эмоционально­ценностного отношения к явлениям жизни и искусства;   сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально­ творческую деятельность   (слушание   музыки,   пение,   инструментальное   музицирование,   драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально­пластическое движение и др.);    воспитание   эстетического   отношения   к   миру,   критического   восприятия   музыкальной информации,   развитие   творческих   способностей   в   многообразных   видах   музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;    расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию;   овладение   основами   музыкальной   грамотности:   способностью   эмоционально   воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства;    приобретение   устойчивых   навыков   самостоятельной,   целенаправленной   и   содержательной музыкально­учебной деятельности, включая информационно­коммуникационные технологии.  2.  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В рабочей   программе   рассматриваются     разнообразные   явления   музыкального искусства   в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии),   изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок­оперы), кино.        Программа  состоит  из  двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство».  Такое деление учебного материала весьма условно, так как   знакомство   с   музыкальным   произведением   всегда   пред¬полагает   его   рассмотрение   в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.                                               Тема года:   “Музыка и другие виды искусства”                                   Тема 1 полугодия:  “Музыка и литература” (16 часов)            Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде   всего,   такие   жанры,   в   основе   которых   лежит   поэзия:     песня,   романс,   опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.             Значимость   музыки   в   жизни   человека   благодаря   вдумчивому   чтению   литературных произведений,   на   страницах   которых   «звучит»   музыка.   Она   нередко   становится   одним   из действующих   лиц   сказки   или   народного   сказания,   рассказа   или   повести,   древнего   мифа   или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности   языка   народной,   профессиональной,   религиозной   музыки   (музыка   русская   и зарубежная,   старинная   и   современная).   Специфика   средств   художественной   выразительности каждого   из   искусств.   Вокальная   музыка.   Фольклор   в   музыке   русских   композиторов.   Жанры инструментальной   и   вокальной   музыки.   Вторая   жизнь   песни.   Писатели   и   поэты   о   музыке   и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.   Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении 7 содержания музыкальных образов.   Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.                      Тема  2 полугодия:  “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)                 Выявление   многосторонних   связей   между   музыкой   и   изобразительным   искусством. Взаимодействие  трех искусств  – музыки,  литературы,  изобразительного  искусства  – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл,   а   также   с   произведениями   религиозного   искусства   («синтез   искусств   в   храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события,   картины   природы,   разнообразные   характеры,   портреты   людей   в   различных   видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая  мастерская  композитора,  художника.   Импрессионизм  в  музыке  и   живописи.   Тема защиты   Отечества   в   музыке   и   изобразительном   искусстве.   Использование   различных   форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Тема 1 полугодия: «Музыка и литература» (16 часов). Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде   всего   такие   жанры,   в   основе   которых   лежит   поэзия,   ­   песня,   романс,   опера. Художественный   смысл   и   возможности   программной   музыки   (сюита,   концерт,   симфония),   а также   таких   инструментальных   произведений,   в   которых   получили   вторую   жизнь   народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов. Значимость   музыки   в   жизни   человека   благодаря   вдумчивому   чтению   литературных произведений,   на   страницах   которых   «звучит»   музыка.   Она   нередко   становится   одним   из действующих  лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности   языка   народной,   профессиональной,   религиозной   музыки   (музыка   русская   и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого  из   искусств.  Вокальная  музыка.  Фольклор  в  музыке  русских  композиторов.  Жанры инструментальной   и   вокальной   музыки.   Вторая   жизнь   песни.   Писатели   и   поэты   о   музыке   и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Урок 1. Что роднит музыку с литературой. (1ч) Интонационно   ­   образная,   жанровая   и   стилевая   основы   музыкального   искусства   как   ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства. Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство  выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы 8 линий рисунка,  перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно­ образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального  искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания,  установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке. Урок 2­4. Вокальная музыка. (3 ч.)  Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки. Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и  различий.  Богатство  музыкальных  образов  в вокальной  музыке.  Песня  ­ верный спутник человека. Народное   музыкальное   творчество.   Сущность   и   особенности   устного   народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека.   Основные   жанры   русской   народной   музыки   (наиболее   распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).   Особенности   песенных   жанров. Знакомство   с   различными   жанрами   русской   народной   песни:   формирование   необходимых вокально­хоровых   навыков.  Календарные   песни. Разнохарактерные   песенные   жанры:   трудовые,   обрядовые,   величальные,   торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные, лирические песни. Песни ­ заклички. Взаимосвязь   музыкальных,   литературных   и  художественных   образов.   По   содержанию   песни делятся   на:   лирические,   сатирические,   героические   и   патриотические.   По   социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, наши предки сопровождали свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни,   выражая   пожелания,   чтобы   сбылись   мечты   и   надежды.   Песни   ­   это  мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню­речь, трудно назвать ее песней. Песней  становится  только  лучший  вариант, полюбившийся  народу  и  исполняемый  для  всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы  содержать свою семью, воспитать детей. В песнях условно можно выделить следующие   тематические виды: личные, лирические,   песни   о   женщине,   колыбельные   песни,   песни   колорита   печального,   песни   о животных, песни­думы, увеселительные или «застольные» («хмельные») песни, эпические песни, «богатырские» песни и др. Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.  Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором   раскрываются   чувства   человека,   его   отношение   к   жизни   и   природе.   Возможность возрождения песни в новом жанре – романс. Урок 5­6. Фольклор в музыке русских композиторов. (2 ч.)  Сущность   и   особенности   устного   народного   музыкального   творчества   как   части   общей культуры   народа,   как   способа   самовыражения   человека.   Народное   творчество   как художественная   самоценность.   Особенности   русской   народной   музыкальной   культуры. Основные жанры русской народной музыки.  9 Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и   симфонической   миниатюрой.   Вокальные   сочинения,   созданные   на   основе   различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа   самовыражения   человека.   Народное   творчество   как   художественная   самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира. (1 ч) Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность. Интонационное   своеобразие   музыкального   фольклора   разных   народов;   образцы   песенной   и инструментальной музыки. Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки. (1ч)  Развитие   жанров   светской   вокальной   и   инструментальной   музыки.   Наиболее   значимые стилевые особенности классической музыкальной школы. Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой­ либо   литературной   основой   (вокализ,   песня   без   слов,   баркарола   как   жанр   фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов  и  романса  – инструментальной и вокальной  баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии. Урок 8. Вторая жизнь песни. (1ч)  Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование, создание музыки в народном стиле.  Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной   музыки:   симфония,   концерт,   опера,   кантата.   Современные   интерпретации классической   музыки.   Смысл   высказывания   М.И.   Глинки:   «Создает   музыку   народ,   а   мы, художники   только   ее   аранжируем».   Раскрытие   терминов   и   осмысление   понятий: интерпретация, обработка, трактовка.  Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа. Урок 9. Всю жизнь мою несу родину в душе… (1ч) Стилевое   многообразие   музыки   20   столетия.   Наиболее   значимые   стилевые   особенности русской   классической   музыкальной   школы,   развитие   традиций   русской   классической музыкальной школы. Сопоставление   образного   содержания   музыки,   выявление   контраста   как   основной   прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и 10 поэтов,   а   также   ее   национальному   своеобразию.   Музыка.   Природа   родной   страны,   судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество. Урок 10­11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (2ч) Романтизм   в   западно   –   европейской     музыке:   особенности   трактовки   драматической   и лирической   сфер   на   примере   образцов   камерной   инструментальной   музыки   –   прелюдия, этюд. Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение   представлений   о   творчестве   западно   ­   европейских   композиторов   ­  Ф.Шопен. Музыка   не   только   раскрывает   мир   человеческих   чувств,   настроения,   мысли,   но   и   играет   в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры,   ситуации,   события.   Творчество   Ф.   Шопена   как   композитора   связано   с   его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил  прелюдию  как самостоятельный вид   творчества,   открыл   новое   направление   в   развитии   жанра  этюда,   никогда   не   отделяя техническую сторону исполнения от художественной. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен) Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов –  В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но   и   играет   в   литературе   драматургическую   роль,   выявляя   внутреннюю   сущность   человека, оттеняя,   углубляя,   характеры,   ситуации,   события.   Произведения   В.Моцарта   открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров. Урок 12. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. (1ч.) Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.  Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы   ­   (увертюра,   ария,   речитатив,   хор,   ансамбль),   а   также   исполнители   (певцы,   дирижёр, оркестр). Урок 13. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. (1ч) Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы. На основе имеющегося музыкально­слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета,   его   происхождением,   с   либретто   балетного   спектакля,   основой   которого   являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет­искусство синтетическое.   В   нем   воедино   переплетены   различные   виды   искусства:   литература, инструментально­симфоническая   музыка,   хореография,   (танцоры­солисты,   кордебалет   ­ массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации). 11 Урок 14. Музыка в театре, кино и на телевидении. (1ч) Творчество   отечественных   композиторов   –   песенников,   роль   музыки   в   театре,   кино   и телевидении. Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино,   на   телевидении.   Музыка   неотъемлемая   часть   произведений   киноискусства,   которое существует   на   основе   синтеза   литературы,   театра,   изобразительного   искусства   и   музыки. Киномузыка   ­   одно   из   важнейших   средств   создания   экранного   образа   реального   события, которое   специально   инсценируется   или   воссоздается   средствами   мультипликации.   Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз,   свободное   владение   пространством   и   временем   получили   отражение   и   в   музыке   к фильмам. Урок 15. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. (1ч) Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.  Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом «Кошки» Э.­Л. Уэббера, в основе либретто   которого   лежат   стихи   Т.Элиота.   Жанры   внутри   самого   мюзикла   близки   оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении. Урок 16. Мир композитора. (1ч) Знакомство с творчеством региональных композиторов. Выявление музыки и многосторонних связей литературы.  Тема 2 полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» (18 часов). Выявление   многосторонних   связей   между   музыкой   и   изобразительным   искусством. Взаимодействие трех искусств ­ музыки, литературы, изобразительного искусства ­ наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл,   а   также   с   произведениями   религиозного   искусства   («синтез   искусств   в   храме»), народного   творчества.   Вслушиваясь   в   музыку,   мысленно   представить   ее   зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем   воображении   ту   или   иную   музыку.   Выявление   сходства   и   различия   жизненного содержания   образов   и   способов   и   приемов   их   воплощения.   Взаимодействие   музыки   с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные харак­ теры,   портреты   людей   в   различных   видах   искусства.   Образ   музыки   разных   эпох   в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке:   через   прошлое   к   настоящему.   Музыкальная   живопись   и   живописная   музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве.   Архитектура   ­   застывшая   музыка.   Полифония   в   музыке   и   живописи.   Творческая мастерская   композитора,   художника.   Импрессионизм   в   музыке   и   живописи.   Тема   защиты Отечества   в   музыке   и   изобразительном   искусстве.   Использование   различных   форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Урок 17. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1ч) 12 Выразительность   и   изобразительность   музыкальной   интонации.   Богатство   музыкальных образов (лирические).  Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи. Урок 18. Небесное и земное в звуках и красках. (1ч) Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Непреходящая   любовь   русских   людей   к   родной   земле.   Духовные   образы   древнерусского   и западноевропейского   искусства.   Образ   Богоматери   как   олицетворение   материнской   любви, милосердия,   покровительства   и   заступничества.   Образ   Богоматери   в   русском   и   зарубежном искусстве. Урок 19­20. Звать через прошлое к настоящему. (2ч) Выразительность   и   изобразительность   музыкальной   интонации.   Богатство   музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст).  Героические   образы   в   музыке   и   изобразительном   искусстве.   Кантата.   Контраст.   Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев. Выразительность   и   изобразительность   музыкальной   интонации.   Богатство   музыкальных образов (героико ­ эпические) и особенности их драматургического развития.  Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико ­ эпических образов   музыки   с   образами   изобразительного   искусства.   Песня­плач.   Осмысление   темы   о героических образах в искусстве. Урок 21­22. Музыкальная живопись и живописная музыка. (2ч) Общее и особенное в русском и западно ­ европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. Образы   природы   в   творчестве   музыкантов.   «Музыкальные   краски»   в   произведениях композиторов ­ романтиков. Развитие музыкального, образно­ассоциативного мышления через выявление   общности   музыки   и   живописи   в   образном   выражении   состояний   души   человека, изображении   картин   природы.   Музыкальные   образы   произведений,   созвучные   музыкальной живописи художника. Изобразительность. Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.  Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные   и   инструментальные)   и   общность   отражения   жизни   в   русской   музыке   и   поэзии. Восприятие,   исполнение,   сравнение   произведений   искусства,   созданных   в   жанре   пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. 13 Урок 23. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч) Народные истоки русской профессиональной музыки.  Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки ­ на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность ­ важный элемент национального мировосприятия. Красота   звучания   колокола,   символизирующего   соборность   сознания   русского   человека. Каждый   композитор   отражает   в   своих   произведениях   дух   своего   народа,   своего   времени, обращаясь   к   незыблемым   духовным   ценностям,   которым   стремились   следовать   многие поколениям русских людей. Урок 24. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (1ч) Интонация   как   носитель   смысла   в   музыке.   Выразительность   и   изобразительность музыкальной интонации. Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое   прошлое   родной   земли,   прекрасные   памятники   мира,   в   число   которых   входят   и музыкальные шедевры. Урок 25. Волшебная палочка дирижера. (1 час)  Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.  Значение   дирижера   в   исполнении   симфонической   музыки.   Роль   групп   инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.  Урок 26. Образы борьбы и победы в искусстве. (1 ч.)  Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.  Образный   строй   в   знаменитой   симфонии   мировой   музыкальной   культуры   ­   Симфонии   №5 Л.Бетховена.   Творческий   процесс   сочинения   музыки   композитором,   особенности   её симфонического развития. Урок 27. Застывшая музыка. (1ч)  Отечественная   и   зарубежная   духовная   музыка   в   синтезе   с   храмовым   искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Пример   музыкального   в   живописном,   музыкальной   формы   в   живописи.   Гармония   в   синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка. Урок 28. Полифония в музыке и живописи. (1ч)  Музыка   И.Баха   как   вечно   живое   искусство,   возвышающее   душу   человека.   Знакомство   с творчеством   композитора   на   примере   жанра   ­   фуга.   Выразительные   возможности различного склада письма (полифония).  14 Творчество   И.С.Баха.   Его   полифоническая   музыка   (органная   музыка).   Общность   языка художественных   произведений   в   музыке   и   живописи.   Духовная   музыка.   Светская   музыка. Полифония. Фуга. Урок 29. Музыка на мольберте. (1ч) Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Выявление   многосторонних   связей   музыки,   изобразительного   искусства   и   литературы   на примере творчества литовского художника ­ композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная   живопись   М.К.   Чюрлениса.   Иносказание,   символизм.   Звуковая   палитра   пьес. Цветовая   гамма   картин.   Образ   моря   в   искусстве   Чюрлениса.   Композиция.   Форма.   Триптих. Соната. Allegro, Andante. Урок 30. Импрессионизм в музыке и живописи. (1ч) Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси. Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство   прошлого   и   настоящего   всегда   раскрывает   перед   слушателями,   читателями, зрителями   жизнь   во   всём   её   многообразии.   Главное   стремиться   понять   образы   различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают. Урок 31. О подвигах, о доблести и славе... (1ч) Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов ­ драматические, героические. Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр ­ Реквием. Урок 32. В каждой мимолетности вижу я миры… (1ч)  Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном ­ инструментальной музыке. Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия. Урок 33. Мир композитора. С веком наравне. (1ч) Обобщение   представлений   о   взаимодействии   изобразительного   искусства   и   музыки   и   их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Урок 34. Заключительный урок – обобщение. (1ч) Обобщение   музыкальных   и   художественных   впечатлений,   знаний,   опыта   школьников,   опыт исполнительства. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 15 с определением основных видов учебной деятельности. Раздел учебного  курса и количество часов № 1. Музыка и литература   16 ч. Характеристика деятельности учащихся Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь  музыки и литературы. Проявлять эмоциональную  отзывчивость.  Исполнять народные песни, песни о родном крае  современных композиторов.  Воплощать художественно­образное содержание  музыкальных и литературных произведений.  Импровизировать в пении, игре на элементарных  музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.  Находить ассоциативные связи между художественными  образами музыки и других видов искусства.  Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Размышлять о знакомом музыкальном  произведении, высказывать суждение об основной идее,  средствах и формах ее воплощения.  Находить жанровые параллели между музыкой и другими  видами искусства. Рассуждать об общности и различии  выразительных средств музыки и литературы.  Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. Понимать особенности музыкального  воплощения стихотворных текстов. Самостоятельно  подбирать сходные и/или контрастные литературные  произведения к изучаемой музыке. Самостоятельно  исследовать жанры русских народных песен и виды  музыкальных инструментов.  Определять характерные черты музыкального творчества  народов России и других стран при участии в народных  играх и обрядах, действах и т.п.  Исполнять отдельные образцы народного музыкального  творчества своей республики, края, региона и т.п.  Участвовать в коллективной исполнительской  деятельности (пении, пластическом интонировании,  импровизации, игре на инструментах — элементарных и  электронных). Передавать свои музыкальные впечатления  в устной и письменной форме.  16 2. Музыка   изобразительное искусство. 18 ч. и Самостоятельно работать в творческих тетрадях.  Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со  сверстниками и родителями.  Использовать образовательные ресурсы Интернета для  поиска произведений музыки и литературы.  Собирать  коллекцию   музыкальных   и   литературных произведений Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь  музыки с литературой и изобразительным искусством как  различными способами художественного познания мира.  Соотносить художественно­образное содержание  музыкального произведения с формой его воплощения.  Находить ассоциативные связи между художественными  образами музыки и изобразительного искусства.  Наблюдать за процессом и результатом музыкального  развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем,  образов в произведениях разных форм и жанров.  Распознавать художественный смысл различных форм  построения музыки. Участвовать в совместной  деятельности при воплощении различных музыкальных  образов.  Исследовать интонационно­образную природу  музыкального искусства. Самостоятельно подбирать  сходные и/или контрастные произведения изобразительного  искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.  Определять взаимодействие музыки с другими видами  искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства,  театра, кино и др.).  Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Проявлять эмоциональную отзывчивость,  личностное отношение к музыкальным произведениям при  их восприятии и исполнении.  Использовать различные формы музицирования и  творческих заданий в освоении содержания музыкальных  произведений.  17 Исполнять песни и темы инструментальных произведений  отечественных и зарубежных композиторов.  Различать виды оркестра и группы музыкальных  инструментов. Анализировать и обобщать многообразие  связей музыки, литературы и изобразительного искусства.  Воплощать художественно­образное содержание музыки и  произведений изобразительного искусства в драматизации,  инсценировании, пластическом движении, свободном  дирижировании.  Импровизировать в пении, игре, пластике. Формировать  личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию  произведений изобразительного искусства. Осуществлять  поиск музыкально­образовательной информации в сети  Интернет.    работать  Самостоятельно обучающими образовательными   программами.   Оценивать   собственную музыкально­творческую деятельность и деятельность своих сверстников.  Защищать   творческие   исследовательские проекты (вне сетки часов) с   В рабочей программе рассматриваются  разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств ­ литературы (прозы и поэзии), изобразительного   искусства  (живописи,   скульптуры,   архитектуры,   графики,   книжных иллюстраций и др,)  театра  (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок­оперы),  кино.  Программа состоит   из   двух   разделов,   соответствующих   темам   «Музыка   и   литература»   и   «Музыка   и изобразительное   искусство».   Такое   деление   учебного   материала   весьма   условно,   так   как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника. 4. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. 1. УМК:  Музыка 5 класс учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., М.:Просвещение, 2015.    2. Дополнительная литература: 1. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя­музыканта», М., Владос, 2002 г. 2. Аржаникова Л.Г. «Профессия­учитель музыки», М., Просвещение, 1985 г. 3. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989 г. 4. Бугаева З.Н. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002 г. 5. Васина­Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999 г. 6. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт­Петербург, 1997 г. 7. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982 г. 8. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999 г 9. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М.,  Академия, 2000 г. 18 10.  Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1­8 классы.  Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008  11.  Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис­Пресс, 2003 г. 12.  Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989 г. 13.  Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989 г. 14.  Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986 г. 15.  Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999 г. 16.  Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших  школьников», М.,Академия, 2001г. 17.  Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.­ М.: Айрис­ пресс, 2007 г. 18.  Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003 г. 19.  Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000 г. 20.  «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта,  Наука, 1998 г. 21.  Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993 г. 22.  Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель­Аст, 2005 г.       3. Интернет­ ресурсы: 1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM) 2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при  издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки  кадров (НФПК) 3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн». 4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий» 5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо» 6. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена  7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи» 8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве" 9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.» 10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов» 11.Единая коллекция ­ http  552  12.Российский общеобразовательный портал ­ http  13.Детские электронные книги и презентации ­ http  14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.   ://   music  .  edu   .  rdf    ://   viki  ://   collection  .  ru   /  catalog  f  31   d  9  b  164  .  cross    ­  edu   /  rubr    /  f  544   b  3  b  7­   f  1  f  4­5   b  76­  f  453­        .  ru   /  .  ru   /          4. Технические средства обучения:       1) Мультимедийная установка.       2) Компьютер.        3) Интерактивный диск «Музыка 5 класс»       5. Учебно­практическое оборудование:        1) Дидактический раздаточный материал        2) Таблицы   19 20 21

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.

Рабочая программа по музыке для 5 класса в соответствии с ФГОС нового поколения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2018