Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса разработана на основе авторской рабочей программы «Музыка. 5-9 классы.» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (Методологическое пособие: Рекомендации по составлению рабочих программ. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка. Искусство. 5-9 классы. 3-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа,2014.).
Программа ориентирована на использование учебника «Искусство.Музыка» для 6 класса под редакцией В.В. Алеева, Т.И. Науменко М.: Дрофа,2014
ЦЕЛЬ предмета «Искусство (Музыка)» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.Рабочая программа ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ 6 КЛАССА составитель Дьякова Н.Г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с.Дьяковка
Краснокутского района Саратовской области.
Рассмотрено.
Руководитель ШМО
______( .)
« _26__»__08_2017г
Согласовано.
Замдиректора по УВР
____________( )
«_26__» __08_ 2017г
УТВЕРЖДАЮ.
Директор школы
___________ (О.В.Мечикова)
Приказ №___________
«28»_августа ____ 2017г
Рабочая программа
ПО МУЗЫКЕ
ДЛЯ 6 КЛАССА
Составила учитель Дьякова Н.Г.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _1___
от «_28_»__08 _2017 г.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса составлена в соответствии с ФГОС
на основе авторской рабочей программы «Музыка. 59 классы.» В.В. Алеева, Т.И. Науменко,
Т.Н. Кичак (Методологическое пособие: Рекомендации по составлению рабочих программ.
Искусство: Изобразительное искусство. Музыка. Искусство. 59 классы. 3е изд., пересмотр. –
М.: Дрофа,2014. – 348,[4]с.).
Концепция образовательной области «Искусство (Музыка)» ориентируется на систему
основных понятий, относящихся к области «Искусство»: основы музыки (Истоки и природа
музыкального искусства. Музыкальный фольклор. Народная и профессиональная музыка.
Композитор — исполнитель — слушатель. Жизненное содержание музыкального искусства.
Взаимодействие музыки с другими видами искусства (литература, театр, хореография,
изобразительное искусство).
Цель программы В. В. Алеева (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак
«Искусство. Музыка» в основной школе заключается в духовнонравственном воспитании
школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту
гармонического формирования личности.
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры
программы
Принцип увлеченности (в основе лежит эмоциональное восприятие музыки, развитие
личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое
самовыражение, активное включение в процесс художественнообразного музицирования.
Принцип «тождества и контраста», сходства и различия реализуется в процессе выявления
интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения
музыкального языка.
Принцип интонационности как ведущий принцип, регулирует процесс развития
музыкальной культуры.
Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и
профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления
общности жизненного содержания, нравственноэстетической проблематики, различия стилей,
музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох культур.
Все принципы ориентированы на социализацию учащихся в формировании их эмоционально
ценностного отношения к музыкальному искусству.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса разработана на основе авторской
рабочей программы «Музыка. 59 классы.» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
(Методологическое пособие: Рекомендации по составлению рабочих программ. Искусство:
Изобразительное искусство. Музыка. Искусство. 59 классы. 3е изд., пересмотр. – М.:
Дрофа,2014.).
Программа ориентирована на использование учебника «Искусство.Музыка» для 6 класса под
редакцией В.В. Алеева, Т.И. Науменко М.: Дрофа,2014ЦЕЛЬ предмета «Искусство (Музыка)» в основной школе заключается в духовно
нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как
важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в
музыкальных переживаниях;
способствовать развитию интереса к музыке в процессе творческого самовыражения,
проявляющегося в размышлениях о музыке, собственном разнообразном творчестве, практике
применения информационнокоммуникационных технологий;
формировать музыкальноэстетическую культуру школьников на основе приобщения к
шедеврам музыкального искусства;
научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной
деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных
знаний;
заложить систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных
произведений (понимание характерных признаков музыкально–исторических стилей, знание
наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности,
осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
Общая характеристика учебного процесса, курса
Основные технологии:
Личностно – ориентированный подход
Здоровьесберегающая технология
Информационнокоммуникативные технологии
Методы обучения:
Метод забегания вперед и возвращение к пройденному.
Метод создания композиций направлен на варьирование в процессе музыкального обучения
различных видов музыкальной деятельности.
Метод художественного контекста обеспечивает целенаправленную совместную
деятельность учителя и учащихся по освоению содержания музыки.
Метод музицирования связан с освоением элементов музыкальной ткани, норм, правил
создания и способами исполнения музыки на основе собственной внутренней активности.
Метод соучастия позволяет приобщиться к коллективным формам музыкальной
деятельности. Позволяет учащимся попробовать свои силы, ощутить себя частью творческого
коллектива, пробудить потребность в коллективном творчестве
Метод «учебный брейнсорминг» направлен на поиски путей и содержания в решении
творческой задачи.
Метод погружения позволяет осознать ценностносмысловое значение музыкального
произведения в жизни человека.
Метод фонопедических упражнений направлен как на развитее качественных
характеристик голоса, так и на формирование певческоисполнительских навыков.
Метод проектов позволяет учащимся проявить как свои знания, умения в самостоятельной
работе с информацией, так и волевые качества, интересы, предпочтения.
Метод «синквейн» является одним из методов развития критического мышления. Помогает
научиться доказательно и логично строить свои высказывания о музыке.
Фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа
Формы обучения: Основная форма организации учебного процесса классноурочная:урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения
знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции
знаний и умений, комбинированный урок, уроклекция, урокэкскурсия, уроксоревнование,
урок с дидактической игрой, урокпраздник, видеоурок.
Формы контроля уровня обученности:
Викторины
Цифровой диктант
Кроссворды
Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно
диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление
результатов обучения на отдельных его этапах.
Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения
тем четвертей в форме выставки или теста.
Заключительный контроль. Промежуточная аттестация. Тестирование.
Режим занятий: 1 час в неделю , урок 45 минут
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Образовательная область предмета – «Искусство».
Настоящая программа составлена в полном соответствии с учебным планом МОУСОШ
с.Дьяковка на 20172018 учебный год и на изучение предмета «Музыка» в 6 классе отводится
35 часов в год, из расчета 1 учебный час в неделю.
Промежуточная аттестация по решению педсовета от 28.08.2017 проводится в виде
контрольной работы (тест). Срок реализации данной программы 1 год. В течение года
возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать
музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;
принятие мультикультурной картины современного мира;
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих
задач;
готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной системы;
умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты изучения в музыке в основной школе:
анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для
достижения запланированных результатов;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными
действиями;
оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего
предназначения в ней;размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими
видами искусства;
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию;
определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и
способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных
художественнотворческих задач.
Предметные результаты
Предметными результатами изучения музыки являются:
общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в
мире музыки;
устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным
видам музыкальнотворческой деятельности;
понимание интонационнообразной природы музыкального искусства,
художественной выразительности;
осмысление основных жанров музыкальнопоэтического народного творчества,
отечественного и зарубежного музыкального наследия;
рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных
произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
применение специальной терминологии для классификации различных явлений
музыкальной культуры;
постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкальнотворческой
деятельности, включая информационнокоммуникационные технологии;
освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для
реализации собственного творческого потенциала.
средств
Требования к уровню подготовки
обучающихся по данной программе
В результате изучения музыки в 6 классе обучающийся должен
Знать/понимать:
специфику музыки как вида искусства;
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах
творчества;
основные жанры народной и профессиональной музыки;
основные формы музыки;
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных
композиторов;
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
эмоционально образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний об интонационной природе музыки;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений
инструментальных и вокальных жанров;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников,
на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно
прослушанной музыки;
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки
в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей,
прослушивание музыкальных радио и телепередач и др.); выражения своих личных
музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных
занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Учебнотематический план
Содержание тем учебного курса
№ основные разделы
количество часов
Музыка души.
Тысяча миров музыки.
Как создаётся музыкальное произведение.
Промежуточная аттестация. Контрольная работа. (тест)
Чудесная тайна музыки.
1
2
3
4
5
Итого:
1
8
23
1
2
35
Содержание программы
Тема года: «В чём сила музыки»
Урок №1. Музыка души
Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Важнейшие аспекты
эмоционального воздействия музыки на человека.
Урок №2. Наш вечный спутник
Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир
музыки (соотнесение материального и духовного в жизни человека).
Урок №3. Искусство и фантазия
Реальность и фантазия в жизни человека. Претворение творческого воображения в
произведениях искусства (на примере «Вальсафантазии» М. Глинки).
Урок №4. Искусство – память человечества
Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времён. Легенда
о Лете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства (на примере пьесы
«Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского).
Важнейшие эпохи в истории культуры.
Урок №5. В чём сила музыки
Характер всеобщего воздействия музыки (на примере второй части Симфонии № 7 Л.
Бетховена и Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).
Урок №6. Волшебная сила музыки
Роль музыки и музыкантов в эпоху античности. Многоплановость художественных смыслов в
музыке оркестрового ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси.
Урок №78. Музыка объединяет людейСозидательная сила музыки (на примере мифа о строительстве города Фивы). Преобразующее
воздействие музыки (на примере оды Пиндара). Идея человечества и человечности в
Симфонии № 9 Л. Бетховена.
Урок №9. Урокобобщение по теме «Тысяча миров музыки»
Повторение произведений, звучавших в I четверти (слушание).
Исполнение песен по выбору обучающихся. Тест и викторина по теме «Тысяча миров
музыки».
Урок №10. Единство музыкального произведения
В чём проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении. Средства
музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения (на примере
Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).
Урок №11. «Вначале был ритм»
Многообразные проявления ритма в окружающем мире. Ритм – изначальная форма связи
человека с жизнью. Порядок, симметрия – коренные свойства ритма. Жанровая специфика
музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса»).
Урок №1213. О чём рассказывает музыкальный ритм
Разнообразие претворения трехдольности в танцевальных жанрах. Своеобразие ритма мазурки
(на примере мазурки сибемоль мажор, соч. 7 № 1 Ф. Шопена). Церемонная поступь,
выраженная в музыке полонеза (на примере полонеза ля мажор, соч. 40 № 1 Ф. Шопена).
Разнообразие претворения трёхдольности в танцевальных жанрах. Претворение испанских
народных ритмов в Болеро М. Равеля.
Урок №14. Диалог метра и ритма
Отличие между метром и ритмом. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в
«Танце с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна. Роль ритмической интонации в
Симфонии № 5 Л. Бетховена.
Урок №1516. От адажио к престо.
Основные темпы в музыке. Зависимость музыкального темпа от характера музыкального
произведения. Медленные величественные темпы как выразители углубленных образов (на
примере органной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи» И. С. Баха).
Зажигательный народный танец Италии тарантелла (на примере «Неаполитанской
тарантеллы» Дж. Россини). Изменения темпов в музыкальных произведениях (на примере
фрагмента «Поет зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова).
Урок №17. «Мелодия – душа музыки»
Мелодия – важнейшее средство музыкальной выразительности. Мелодия как синоним
прекрасного. Проникновенность лирической мелодии в «Серенаде» Ф. Шуберта.
Урок №18. «Мелодией одной звучат печаль и радость»
Свет и радость в «Маленькой ночной серенаде» В. А. Моцарта. Разноплановость
художественных образов в творчестве Моцарта. Выражение скорби и печали в Реквиеме В. А.
Моцарта (на примере «Лакримоза» из Реквиема В. А. Моцарта).
Урок №19. Мелодия «угадывает» нас самих
Взаимодействие национальных культур в музыкальных произведениях. «Русское» в балете
«Щелкунчик» П. Чайковского. Сила чувств, глубокая эмоциональность мелодий П.
Чайковского (на примере Падеде из балета «Щелкунчик).
Урок №20. Что такое гармония в музыке
Многозначность понятия гармония. Что такое гармония в музыке. Покой и равновесие
музыкальной гармонии в Прелюдии до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира»
И. С. Баха.
Урок №21. Два начала гармонии
Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа
музыкальной гармонии (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых
аккордов). Игра «света» и «тени» в Симфонии № 40 В. А. Моцарта.
Урок №22. Как могут проявляться выразительные возможности гармонииГармония как важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж. Бизе «Кармен».
Применение композитором метода «забегания вперёд» в увертюре произведения; роль темы
роковой страсти в дальнейшем развитии оперы. Ладовый контраст между темами увертюры и
темой роковой страсти. (Содержание данной темы следует рассматривать одновременно и как
первое введение в тему 7 класса «Музыкальная драматургия».)
Урок №23. Красочность музыкальной гармонии
Усиление красочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных на сказочно
фантастические сюжеты. Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы
«Садко» Н. РимскогоКорсакова. Всегда ли гармонична музыкальная гармония. Что такое
дисгармония? Причины ее возникновения.
Урок №24 Мир образов полифонической музыки
Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторыполифонисты. Эмоциональный строй
полифонической музыки. Полифоническая музыка в храме. Жанр канона; его отличительные
особенности. Полифонический прием «имитация» (на примере канона В. А. Моцарта «Да
будет мир»).
Урок №25. Философия фуги
Фуга как высшая форма полифонических произведений. Интеллектуальный смысл жанра
фуги. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги.
И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор.
Урок №26. Какой бывает музыкальная фактура
Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения (на
примере фрагментов нотной записи в учебнике, с. 99 – 100). Одноголосная фактура (на
примере Первой песни Леля из оперы «Снегурочка» Н. РимскогоКорсакова). Мелодия с
сопровождением (на примере романса С. Рахманинова «Сирень»). «Фактурный узор»:
зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени.
Урок №27. Пространство фактуры
Стремительное движение фигурационной фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние
воды». Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.
Урок №28. Тембры – музыкальные краски
Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность тембров
скрипки (на примере темы Шехеразады из симфонический сюиты «Шехеразада» Н. Римского
Корсакова и Полета шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. РимскогоКорсакова);
виолончели (на примере Вокализа С. Рахманинова в переложении для виолончели и
фортепиано); флейты (на примере «Шутки» из сюиты № 2 для оркестра И. С. Баха).
Урок №29. Соло и тутти
Сочетания тембров музыкальных инструментов.
его
инструментальные группы. Выразительные и изобразительные возможности отдельных
тембров и тембровых сочетаний (на примере фрагмента «Три чуда» из оперы «Сказка о царе
Салтане» Н. РимскогоКорсакова).
Урок №30. Громкость и тишина в музыке
Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике. Динамические
нарастания и спады в Шестой «Пасторальной» симфонии Л. Бетховена (на примере IV части
«Гроза». Буря»).
Урок №31. Тонкая палитра оттенков
Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динамических нюансов в
создании образа лунной ночи (на примере пьесы К. Дебюсси «Лунный свет»). Изобразительная
роль динамики при характеристике музыкальных персонажей (на примере фрагмента
произведения «Пробуждение птиц» О. Мессиана).
Урок №3233.
работа.Тест
Преобразующее значение музыки. Необходимость сохранения и укрепления духовных
запросов человека. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии (на примере пьесы
≪Лебедь≫ из фортепианного цикла «Карнавал животных» К. СенСанса). Различный смысл
По законам красоты. Промежуточная аттестация.Контрольная
Симфонический оркестр,выражений «слушать музыку» и «слышать музыку». Драматургическая роль музыки в
театральных спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах. Выражение глубины и
благородства художественного образа в Адажио Т. Альбинони. Созидание по законам
красоты.
Урок №34. Музыка радостью нашей стала.
Урок №35. Заключительный урок по теме года «В чём сила музыки».
Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чём сила музыки?»;
«Музыка воспитывает в человеке доброе и светлое»; «В чём причина долговечности
искусства?».Тема урока
№
п/п
Колво
часов
Календарнотематическое планирование
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Дата
Дом. Зад.
План
Факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
«Музыка души».
Наш вечный
спутник.
Искусство и
фантазия.
Искусство–
память
человечества.
В чём сила
музыки.
Волшебная сила
музыки.
Музыка
объединяет
людей.
Музыка
объединяет
людей.
Творческая
работа
Тысяча миров
музыки.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Выявлять возможности эмоционального
воздействия музыки на человека.
Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и
изобразительного искусства.
Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
Исследовать многообразие жанровых воплощений музыкальных
произведений.
Осознавать интонационно– образные, жанровые основы музыки как вида
искусства.
Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека в
искусстве.
Анализировать приемы развития одного образа в музыкальном
произведении.
Уважать музыкальную культуру мира разных времён.
Наблюдать за развитием одного образа в музыке.
Выявлять возможность эмоционального воздействия музыки на человека.
Сравнивать музыкальное произведение разных жанров и стилей
Воспринимать и сопоставлять художественнообразное содержание
музыкальных
произведений (правдивоеложное, красивое –уродливое).
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
Оценивать музыкальное произведение с позиции красоты и правды.
Рассказывать о влиянии музыки на человека.
Слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения и их
фрагменты.
Стр911
Стр1216
Стр1722
Стр2325
Стр2628
Стр2930
Стр3132
Стр3334
Стр35381
1
1
1
1
1
10
11
12
13
14
15
16
Единство
музыкального
произведения.
Вначале был
ритм.
О чём
рассказывает
музыкальный
ритм.
Творческая
работа.
Диалог метра и
ритма
От адажио к
престо.
Творческая
работа.
Уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия.
Понимать значение средств художественной выразительности в создании
музыкального произведения.
Владеть отдельными специальными музыкальными терминами,
отражающими знание средств музыкальной выразительности.
Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и
изобразительного искусства.
Понимать значение средств художественной выразительности (метроритма)
в создании музыкального произведения.
Осознавать интонационнообразные жанровые особенности музыки.
Понимать значение средств художественной выразительности (метроритма)
в создании музыкального произведения.
Осознавать интонационнообразные жанровые особенности музыки.
Эмоционально откликаться на шедевры музыкальной культуры.
Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в
эмоциональном исполнении.
Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и
зарубежных композиторов – Л.Бетховена, А.Хачатуряна.
Воспринимать разнообразные по смыслу ритмические интонации при
прослушивании музыкальных произведений.
Эмоционально откликаться на шедевры музыкальной культуры.
Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных
композиторов (И.С.Баха).
Осознавать интонационнообразные, жанровые и стилевые основы музыки.
Эмоционально откликаться на шедевры музыкальной культуры.
17 Мелодия – душа
1
музыки.
Эмоционально откликаться на шедевры музыкальной культуры.
Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку
Стр3945
Стр4651
Подготовить
ся к
творческой
работе
Стр5254
Стр5562
Подготовить
ся к
творческой
работе
Стр6365
Стр6672отдельных выдающихся композиторов (Ф.Шуберт).
Осознавать интонационно образные, жанровые и стилевые основы музыки.
Воспринимать характерные черты отдельных композиторов
(Ф.Шуберт).
Формирование эмоциональноценностного отношения к творчеству
выдающихся композиторов.
Осознавать интонационнообразные, жанровые и стилевые основы музыки
(с учетом критериев, представленных в учебнике).
Воспринимать и сравнивать различные по смыслу музыкальные интонации
при прослушивании музыкальных произведений.
Воспринимать и соотносить характерные черты творчества отдельных
зарубежных композиторов В.А.Моцарта и П.И.Чайковского.
Находить ассоциативные связи между образами музыки и ИЗО.
Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально
творческой деятельности.
Понимать значение средств художественной выразительности(гармонии)в
создании музыкального произведения.
Сравнивать разнообразные мелодикогармонические интонации музыки.
Воспринимать и осознавать гармонические особенности музыкального
произведения.
Красочность музыкальной гармонии.
Наблюдать за развитием одного образа в музыке.
Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами
музыки и других видов искусства.
Проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии и исполнении
музыкальных произведений.
Исследовать разнообразие и специфику фактурных воплощений в
музыкальных произведениях.
Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке.
Сравнивать музыкальные произведения с точки зрения их фактурного
воплощения.
18 Мелодией одной
звучат печаль и
радость.
19 Мелодия
«угадывает» нас
самих.
20
21
22
23
Что такое
гармония в
музыке.
Два начала
гармонии.
Как могут
проявляться
выразительные
возможности
гармонии.
Красочность
музыкальной
гармонии.
24 Мир образов
1
1
1
1
1
1
1
25
26
полифонической
музыки.
Философия фуги. 1
Какой бывает
музыкальная
фактура.
1
Стр7375
Стр7678
Стр7982
Стр8386
Стр8789
Стр9094
Стр9598
Стр99107
Стр10811227
28
29
30
31
32
33
Пространство
фактуры.
Тембры –
музыкальные
краски.
Соло и тутти.
Громкость и
тишина в музыке.
Тонкая палитра
оттенков.
По законам
красоты.
Промежуточная
аттестация.Контр
ольная работа.
(Тест)
34 Музыка радостью
нашей стала.
35
Заключительный
урок по теме
года «В чём сила
музыки».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Исследовать разнообразие и специфику фактурных воплощений в
музыкальных произведениях.
Понимать значение средств художественной выразительности
(фактуры) в создании музыкального произведения.
Расширение представлений детей о собственных познавательных
возможностях.
Устанавливать внешние связи между звуками природы и звучаниями
музыкальных тембров.
Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в
музыкальных произведениях.
Определять тембры при прослушивании инструментальной музыки.
Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и
поэзии.
Анализировать приёмы развития художественного образа в музыкальном
произведении.
Устанавливать внешние связи между звуками природы и их музыкально
динамическими воплощениями.
Исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений в
музыкальных произведениях.
Рассуждать о преобразующем влиянии музыки.
Воспринимать и сопоставлять художественнообразное содержание
музыкальных произведений (правдивоелживое, глубинноеповерхностное).
Творчески интерпретировать содержание изученного материала в слове,
изобразительной деятельности.
Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека
(на личном примере).
Понимать выразительные особенности музыкального языка в
произведениях разного эмоционального и смыслового содержания.
Применять знания теоретического материала и практические навыки,
приобретённые в результате изучения курса.
Определять музыкальные произведения и их авторов по фрагментам.
Выразительно исполнять произведения, передавая с помощью
выработанных вокальнохоровых навыков его образное содержание.
Стр113117
Стр118124
Стр125128
Стр129134
Стр137143
Стр143145
Стр146147
Стр148151Календарнотематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
Тема урока
Колво
часов
Характеристика основных видов
деятельности учащихся
«Музыка души».
1
Наш вечный
спутник.
Искусство и
фантазия.
Искусство–
память
человечества.
В чём сила
музыки.
1
1
1
1
Выявлять возможности эмоционального
воздействия музыки на человека.
Рассуждать об общности и различии
выразительных средств музыки и
изобразительного искусства.
Осознавать и рассказывать о влиянии
музыки на человека.
Оценивать музыкальные произведения с
позиции красоты и правды.
Исследовать многообразие жанровых
воплощений музыкальных произведений.
Осознавать интонационно– образные,
жанровые основы музыки как вида
искусства.
Рассуждать о специфике воплощения
духовного опыта человека в искусстве.
Анализировать приемы развития одного
образа в музыкальном произведении.
Уважать музыкальную культуру мира разных
времён.
Наблюдать за развитием одного образа в
музыке.
Выявлять возможность эмоционального
воздействия музыки на человека.
Аудиовизуальный материал
Дата
Дом. Зад.
Е.Дога «Вальс» из кинофильма
«Мой ласковый и нежный зверь»;
М.Дунаевский «Цветные сны» из
кинофильма «Мэри Поппинс, до
свидания»».
И.Брамс «Симфония №3», 3
часть;
М.Дунаевский «Цветные сны» из
кинофильма «Мэри Поппинс, до
свидания»».
М.И.Глинка «Вальсфантазия»;
Г.Струве «Школьный корабль».
М.П.Мусоргский «Старый замок»;
Г.Струве «Школьный корабль».
План
Факт
Стр911
Стр1216
Стр1722
Стр2325
Л.Бетховен «Симфония №7»
(2 часть);
Стр26286
7
8
9
Волшебная сила
музыки.
Музыка
объединяет
людей.
Музыка
объединяет
людей.
Творческая
работа
Тысяча миров
музыки.
10
Единство
музыкального
произведения.
11
Вначале был
ритм.
1
1
1
1
1
1
Сравнивать музыкальное произведение
разных жанров и стилей
Воспринимать и сопоставлять
художественнообразное содержание
музыкальных
произведений (правдивоеложное, красивое
–уродливое).
Выявлять возможности эмоционального
воздействия музыки на человека.
Оценивать музыкальное произведение с
позиции красоты и правды.
Рассказывать о влиянии музыки на человека.
Слушать, воспринимать, анализировать
музыкальные произведения и их фрагменты.
Уметь определять и правильно употреблять
в речи изученные понятия.
Понимать значение средств художественной
выразительности в создании музыкального
произведения.
Владеть отдельными специальными
музыкальными терминами, отражающими
знание средств музыкальной
выразительности.
Рассуждать об общности и различии
выразительных средств музыки и
изобразительного искусства.
Понимать значение средств художественной
выразительности (метроритма) в создании
музыкального произведения.
Осознавать интонационнообразные
Р.Вагнер «Антракт к 3 действию»
из оперы «Лоэнгрин»;
М.Дунаевский «Брадобрей».
К.Дебюсси
симфонического
«Ноктюрны»;
М.Дунаевский «Брадобрей».
из
цикла
«Сирены»
Л.Бетховен «Симфония №9» (4
часть);
В.Суслов «Всюду музыка живёт».
Л.Бетховен «Симфония №9» (4
часть);
В.Суслов «Всюду музыка живёт».
Исполнение песен по желанию
детей.
Ф.Шопен «Мазурка сибемоль
мажор»;
И.Штраус «Сказки Венского
леса».
«Волшебные
В.А.Моцарт
колокольчики»
из
оперы
«Волшебная флейта»;
И.Штраус «Сказки Венского
леса»;
Стр2930
Стр3132
Стр3334
Стр3538
Стр3945
Стр465112
13
14
О чём
рассказывает
музыкальный
ритм.
Творческая
работа.
Диалог метра и
ритма
15
От адажио к
престо.
16
Творческая
работа.
17 Мелодия – душа
музыки.
1
1
1
1
1
жанровые особенности музыки.
Понимать значение средств художественной
выразительности (метроритма) в создании
музыкального произведения.
Осознавать интонационнообразные
жанровые особенности музыки.
Эмоционально откликаться на шедевры
музыкальной культуры.
Г.Струве «Бьют тамтамы».
Ф.Шопен «Полонез лямажор»;
М.Равель «Болеро»;
Г.Струве «Бьют тамтамы».
М.Равель «Болеро»;
Г.Струве «Бьют тамтамы».
Понимать характерные особенности
музыкального языка и передавать их в
эмоциональном исполнении.
Воспринимать характерные черты
творчества отдельных отечественных и
зарубежных композиторов – Л.Бетховена,
А.Хачатуряна.
Воспринимать разнообразные по смыслу
ритмические интонации при прослушивании
музыкальных произведений.
Эмоционально откликаться на шедевры
музыкальной культуры.
Воспринимать характерные черты
творчества отдельных зарубежных
композиторов (И.С.Баха).
Осознавать интонационнообразные,
жанровые и стилевые основы музыки.
Эмоционально откликаться на шедевры
музыкальной культуры.
Эмоционально откликаться на шедевры
музыкальной культуры.
Узнавать по характерным признакам
(интонации, мелодии) музыку отдельных
выдающихся композиторов (Ф.Шуберт).
А.И.Хачатурян «Танец с саблями»
из балета «Гаянэ»;
Л.Бетховен «Симфония №5»
(1 часть);
Г.Струве «Бьют тамтамы».
И.С.Бах органная хоральная
прелюдия «Я взываю к тебе,
Господи»;
Дж.Россини
тарантелла»;
«Неаполитанская
Е.Крылатов «Три белых коня».
Ф.Шуберт «Серенада»;
В.А.Моцарт «Маленькая ночная
серенада» (1 часть);
Е.Крылатов «Три белых коня».
Подготов
иться к
творческо
й работе
Стр5254
Стр5562
Подготов
иться к
творческо
й работе
Стр6365
Стр667218 Мелодией одной
звучат печаль и
радость.
19 Мелодия
1
1
«угадывает» нас
самих.
20
21
22
23
Что такое
гармония в
музыке.
Два начала
гармонии.
Как могут
проявляться
выразительные
возможности
гармонии.
Красочность
музыкальной
гармонии.
1
1
1
1
Осознавать интонационно образные,
жанровые и стилевые основы музыки.
Воспринимать характерные черты
отдельных композиторов
(Ф.Шуберт).
Формирование эмоциональноценностного
отношения к творчеству выдающихся
композиторов.
Осознавать интонационнообразные,
жанровые и стилевые основы музыки (с
учетом критериев, представленных в
учебнике).
Воспринимать и сравнивать различные по
смыслу музыкальные интонации при
прослушивании музыкальных произведений.
Воспринимать и соотносить характерные
черты творчества отдельных зарубежных
композиторов В.А.Моцарта и
П.И.Чайковского.
Находить ассоциативные связи между
образами музыки и ИЗО.
Интерпретировать вокальную музыку в
коллективной музыкальнотворческой
деятельности.
Понимать значение средств художественной
выразительности(гармонии)в создании
музыкального произведения.
Сравнивать разнообразные мелодико
гармонические интонации музыки.
Воспринимать и осознавать гармонические
особенности музыкального произведения.
Красочность музыкальной гармонии.
Наблюдать за развитием одного образа в
музыке.
Устанавливать ассоциативные связи между
художественными образами музыки и других
«Реквием.
В.А.Моцарт
Лакримоза»;
П.И.Чайковский «Падеде» из
балета «Щелкунчик»;
Е.Крылатов «Крылатые качели».
И.С.Бах «Прелюдия до мажор»;
Г.Струве «Музыка».
В.А.Моцарт «Симфония №40» (1
часть);
Ж.Бизе «Увертюра» из оперы
«Кармен»;
Г.Струве «Музыка».
Н.А.РимскийКорсаков «Шествие
чуд морских» из оперы «Садко»;
Ю.Тугаринов «Весёлая история».
Стр7375
Стр7678
Стр7982
Стр8386
Стр8789
Стр909424 Мир образов
полифонической
музыки.
1
25
Философия фуги. 1
26
27
28
Какой бывает
музыкальная
фактура.
Пространство
фактуры.
Тембры –
музыкальные
краски.
29
Соло и тутти.
30
Громкость и
тишина в музыке.
1
1
1
1
1
видов искусства.
Проявление эмоциональной отзывчивости
при восприятии и исполнении музыкальных
произведений.
Исследовать разнообразие и специфику
фактурных воплощений в музыкальных
произведениях.
Рассуждать о яркости музыкальных образов
в музыке.
Сравнивать музыкальные произведения с
точки зрения их фактурного воплощения.
Исследовать разнообразие и специфику
фактурных воплощений в музыкальных
произведениях.
Понимать значение средств художественной
выразительности
(фактуры) в создании музыкального
произведения.
Расширение представлений детей о
собственных познавательных возможностях.
Устанавливать внешние связи между
звуками природы и звучаниями музыкальных
тембров.
Исследовать разнообразие и специфику
тембровых воплощений в музыкальных
произведениях.
Определять тембры при прослушивании
инструментальной музыки.
Рассуждать об общности и различии
выразительных средств музыки и поэзии.
В.А.Моцарт «Да будет мир»
(канон);
Норвежская народная песня
«Камертон».
И.С.Бах «Органная токката и
фуга реминор», ХТК.
Русская народная песня «Во поле
берёза стояла».
С.В.Рахманинов,
«Сирень» (романс);
С.В.Рахманинов,
«Весенние воды»;
Е.Крылатов «До чего дошёл
прогресс».
Е.Бекетова
Ф.Тютчева
Шехеразады»
Н.А.РимскийКорсаков
«Полёт шмеля» из оперы
«Садко»;
Н.А.РимскийКорсаков
«Тема
симфонической
«Шехеразада»;
И.С.Бах «Скерцо» из сюиты №2;
Ю.Энтин «Дорога добра».
Н.А.РимскийКорсаков
чуда» из оперы «Садко»;
Ю.Энтин «Дорога добра».
из
сюиты
«Три
Л.Бетховен
симфония №6 (4 часть);
«Гроза.Буря»
Стр9598
Стр99107
Стр108
112
Стр113
117
Стр118
124
Стр125
128
Стр129
13431
Тонкая палитра
оттенков.
1
32
33
1
1
По законам
красоты.
По законам
красоты.
Промежуточная
аттестация.Тести
рование
34 Музыка радостью
1
нашей стала.
35
1
Заключительный
урок по теме
года «В чём сила
музыки».
Анализировать приёмы развития
художественного образа в музыкальном
произведении.
Устанавливать внешние связи между
звуками природы и их музыкально
динамическими воплощениями.
Исследовать разнообразие и специфику
динамических воплощений в музыкальных
произведениях.
Рассуждать о преобразующем влиянии
музыки.
Воспринимать и сопоставлять
художественнообразное содержание
музыкальных произведений (правдивое
лживое, глубинноеповерхностное).
Творчески интерпретировать содержание
изученного материала в слове,
изобразительной деятельности.
Оценивать музыкальные произведения с
позиции красоты и правды.
Осознавать и рассказывать о влиянии музыки
на человека.
Выявлять возможности эмоционального
воздействия музыки на человека (на личном
примере).
Понимать выразительные особенности
музыкального языка в произведениях
разного эмоционального и смыслового
содержания.
Применять знания теоретического материала
и практические навыки, приобретённые в
результате изучения курса.
Определять музыкальные произведения и их
авторов по фрагментам.
Выразительно исполнять произведения,
передавая с помощью выработанных
К.А.Дебюсси «Лунный свет»;
О.Мессиан «пробуждение птиц»;
Ю.Энтин «Дорога добра».
К.СенСанс «Лебедь» из цикла
«Карнавал животных»;
М.П.Мусоргский
«Балет
невылупившихся птенцов» из
цикла «Картинки с выставки»;
М.Дунаевский «Песня о дружбе».
М.Дунаевский «Песня о дружбе».
Исполнение песен по выбору
учащихся.
Стр137
143
Стр143
145
Стр146
147
Стр148
151вокальнохоровых навыков его образное
содержание.
Описание
технического
образовательного
материально
обеспечения
процесса
Программа к завершённой
предметной линии и системе
учебников
Программы к завершённой предметной линии учебников по
музыке для 6 класса под редакцией Т.И.Науменко,
В.В.Алеева
Учебник, учебное пособие
Электронное приложение к
УМК
Материалы для контроля
(тесты и т.п.)
Методическое пособие с
поурочными разработками
Цифровые и электронные
образовательные ресурсы
Материальнотехническое
обеспечение
Т.И.Науменко, В.В.Алеева
«Музыка»: Учебник для учащихся 6 кл. М.: Просвещение, 2013г.
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику
«Музыка».6 класс. (СD) Москва, Дрофа, 2013г.
Кроссворды, тесты.
Поурочные разработки по музыке к учебнику Т.И.Науменко,
В.В.Алеева «Музыка. 6 класс», М., «Дрофа», 2012г.,
Волгоград «Учитель», 2012г.
ОМС (по темам курса), презентации, мультимедийные пособия,
видеофильмы из коллекции классических произведений,
авторские разработки педагога, электронные модули для
интерактивной доски.
Компьютер, мультимедийный проектор,экран