Рабочая программа по музыке по учебнику Т. Баклановой (4 класс)

  • Образовательные программы
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 17.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа полностью соответствует Государственному стандарту начального общего образования по искусству. В ней уделено особое внимание реализации таких требований Государственного образовательного стандарта, как знакомство детей с шедеврами российской и зарубежной классической музыки, с жизнью и творчеством великих композиторов-классиков, со знаменитыми музыкальными театрами и музеями, с фольклором народов России и зарубежных стран, а также с основными «вехами» истории отечественной музыкальной культуры (от древности до начала XXI века).
Иконка файла материала 4 кл.doc
0 МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской обл.  Рассмотрена на  заседании МО протокол № ___  от ___________ Согласовано  заместитель директора  по УВР  ______ М.В.Люманова Утвержден  приказом директора от _________ № ____  __________Е.С.Парамонова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА по учебнику Т. Баклановой в 4 классе 34 часа (1 час в неделю) Учитель: И.В. Мокшанова1 20__­20__ учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа   предназначена   для   общеобразовательных   школ.   Разработана   на преемственной основе с программами Т.И. Баклановой для 1­3 классов. Программа   полностью   соответствует   Государственному   стандарту   начального общего   образования   по   искусству.   В   ней   уделено   особое   внимание   реализации   таких требований   Государственного   образовательного   стандарта,   как   знакомство   детей   с шедеврами   российской   и   зарубежной   классической   музыки,   с   жизнью   и   творчеством великих композиторов­классиков, со знаменитыми музыкальными театрами и музеями, с фольклором народов России и зарубежных стран, а также с основными «вехами» истории отечественной музыкальной культуры (от древности до начала XXI века). В соответствии со   стандартом,   в   программу   включены   не   только   слушание   музыки,   различные   виды музыкально­исполнительской   и   музыкально­познавательной   деятельности,   но   также драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, дальнейшее знакомство   детей   с   различными   источниками   и   каналами   информации   о   музыкальном искусстве. Так же как и в программах для 1­3 классов, предлагаются арт­терапевтические задания, адаптированные специалистами  для использования на уроках музыки в школе. Программа   позволяет   эффективно   выявлять   и   развивать   музыкальные,   творческие   и духовные способности учащихся в процессе различных видов музыкальной, музыкально­ изобразительной,   музыкально­театральной,   музыкально­танцевальной   деятельности.   Ею предусмотрено использование на уроках музыки современных психолого­педагогических технологий, включая технологии проектной деятельности, тестирования. Программа для 4 класса представляет собой одну из частей целостной музыкально­ образовательной   системы   «Музыкальный   мир»   и,   как   и   все   предыдущие   программы, предусматривает несколько взаимосвязанных контекстов преподавания музыки в школе: аксиологический,   психологический,   семантический,   исторический,   культурологический, этнокультурный,   информационный,   экологический,   художественно­эстетический   и   арт­ терапевтический. В 4 классе завершается начавшееся с 1 класса воображаемое путешествие по Музыкальному миру. Познакомившись в предыдущих классах с миром музыкальных звуков, интонаций, мелодий, ритмов, с произведениями различных видов и жанров, с их авторами   и   исполнителями,   с   волшебными   способностями   музыки   преодолевать пространство и время, отражать окружающий мир и преображать человека, учащиеся 4 класса смогут совершить путешествие в историю музыки. Исторический контекст, наряду с аксиологическим   и   этнокультурным,   явился   приоритетными   в   данной   программе.   Он реализуется на основе интеграции уроков музыки с уроками по программе «Окружающий мир». Обучение по данной программе станет более эффективным, если уроки музыки будут взаимосвязаны   с   различными   формами   дополнительного   музыкального   образования, сочетаться с посещением учащимися музыкальных театров, концертных залов и музеев, проведением   в   школе   конкурсов   военно­патриотической   песни,   концертов   авторской песни, фольклорных фестивалей, чтением книг о музыке, семейной музыкально­творческой деятельностью.2 Цель:  Формирование   и   развитие   музыкальной   культуры   личности   учащихся   в контексте актуальных проблем духовно­нравственного и патриотического воспитания. Задачи обучения  Формировать   основы   музыкальной   культуры   через   эмоциональное,   активное восприятие музыки;  Осваивать музыкальные произведения и знания о музыке;  Овладевать   практическими   умениями   и   навыками   в   учебно­творческой деятельности:   пении,   слушании   музыки,   игре   на   элементарных   музыкальных инструментах, музыкально­пластическом движении и импровизации;  Развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности, образное и ассоциативное мышление и воображение, развивать музыкальную память и слух, певческий голос, учебно­творческие способности в различных видах музыкальной деятельности;  Воспитывать   эмоционально­ценностное   отношение   к   искусству,   художественный вкус, нравственные и эстетические чувства: любовь к ближнему, к своему народу, к Родине; воспитывать уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ Программа для 4 класса развивает все содержательные линии предыдущих программ, в   нее   включены   новые   учебные   материалы   и   разнообразные   задания   по   всем, предусмотренным действующим стандартом, видам музыкальной деятельности (слушанию музыки, пению, инструментальному музицированию, музыкально­пластическим движениям, драматизации музыкальных произведений). Форма подачи материала сохранена прежняя – продолжение воображаемого путешествия по Музыкальному миру. Программа   структурирована   в   виде   четырех   основных   и   одного   дополнительного образовательного маршрутов: 1. Музыкальное путешествие по миру старинной европейской музыки. 2. Музыкальное путешествие от Руси до России. 3. Музыкальное путешествие по России XX века. 4. В гостях у народов России. 5. В школе Скрипичного ключа (дополнительный маршрут). Каждый маршрут включает несколько тем. Учебный материал каждой темы состоит из инвариантной и вариативной  частей. Объем учебного материала  и набор творческих заданий по каждой теме и на каждом уроке могут варьироваться учителем в зависимости от возможностей школы и особенностей состава учащихся в классе. Содержание тех или иных уроков может быть дополнено изучением региональных особенностей музыкальной культуры.   Каждый   маршрут   заканчивается   двумя   традиционными   (имеющимися   и   в предыдущих   программах)   этапами.   Один   из   них   –   «Путь   к   Вершине   творчества»,   ­ выполняет   функции   рубежного   контроля   знаний,   умений   и   навыков   учащихся. Завершающий   маршрут   этап   –   различные   варианты   проектной   деятельности.   На протяжении   всего   маршрута   учащиеся   ведут   «Дневник   путешествий   по   Музыкальному миру». Первый   образовательный   маршрут  –  «Музыкальное  путешествие   по   миру старинной   европейской   музыки»  рассчитан   на   восемь   учебных   часов.   Вначале путешествия школьники побывают в гостях у И.­С. Баха и В.­А. Моцарта, прославившихся3 с   детства   как   вундеркинды­виртуозы.   Внимание   детей   обращается   на   важное   значение семейных музыкальных традиций, домашнего музицирования, благодаря которым с раннего детства раскрылись таланты этих знаменитых европейских композиторов. Затем учащимся предстоит «посетить» музыкальные турниры в старинных рыцарских замках, послушать танцевальную музыку и самим потанцевать на аристократических балах в   Вене,   побывать   на   венецианских   карнавалах.   Школьники   знакомятся   со   старинными европейскими   формами   домашней   и   светской   музыкальной   жизни,   с   выдающимися европейскими   композиторами   Штраусом,   Шопеном,   Шубертом   и   влиянием   на   их творчество народной музыки. Второй   образовательный   маршрут  –  «Музыкальное  путешествие   от   Древней Руси до России»  включает следующие темы: «Русь изначальная», «Русь православная», «Русь   сказочная»   и   «Русь   героическая».   Он   знакомит   детей   с   музыкальными «отражениями» истории нашей страны и ее героями, воспитывая у школьников любовь к Родине и формируя у них образы­идеалы гражданина России. Дети знакомятся также со скоморохами, духовным стихом, обиходными  церковными песнопениями, православным партесом   и   другими   уникальными   явлениями   русской   музыкальной   культуры.   У   детей воспитывается эмоционально­ценностное отношение к русской классической и народной музыке,   отражающей   образы   родной   старины   и   исторических   личностей   (князя   Игоря, Ивана Сусанина, Сергия Радонежского и др.). Третий образовательный маршрут – «Музыкальное путешествие по России XX века»  дает первоначальные представления о роли музыки в революционные, военные и послевоенные   годы,   о   ее   связях   с   искусством   кино   и   с   телевидением,   со   спортом,   с космическими   полетами   и   многими   другими   сферами   мирной   жизни   людей.   Учащиеся знакомятся с пионерскими песнями, с движением авторской песни и другими самобытными явлениями музыкальной культуры, возникшими в России в XX веке. Особое   внимание   в   этой   части   программы   уделено   военно­патриотическому воспитанию   школьников   на   материале   Седьмой   симфонии   Д.Д.   Шостаковича   и   песен, посвященных Великой Отечественной войне, Дню Победы, защите мира, дружбе разных народов. Дети не только разучивают, но и инсценируют на школьной сцене песни военных лет. Четвертый образовательный маршрут – «В гостях у народов России» создает у учащихся позитивный образ многонациональной, многоликой и многозвучной современной России,   где,   наряду   с   современными   явлениями   музыкальной   жизни,   сохраняются   и развиваются уникальные  многовековые  этнокультурные традиции  разных народов. Дети знакомятся   с   песнями,   музыкальными   инструментами   и   музыкальными   традициями народов Сибири, Поволжья, Кавказа и др., получают представление о детских и взрослых фольклорных ансамблях. Данный раздел имеет особую актуальность в связи с проблемами межэтнического общения,   профилактики   межнациональных   конфликтов,   сохранения   этнокультурного наследия и культурного многообразия нашей страны. Пятый   (вариативный)   образовательный   маршрут  –  «В   Школе   Скрипичного ключа» состоит из двух тем: 1) «Урок игры на гитаре», который взаимосвязан с темой «На фестивале авторской песни»; 2) «Урок фольклора», взаимосвязанный с темой «В гостях у народов России». Основные формы проведения уроков Урок­виртуальная экскурсия Урок­драматизация Урок интегрированный с ИЗО4 Урок­концерт Урок­путешествие Урок­сказка Урок­танцпол Урок творческих заданий Основные методы работы Метод анализа Метод беседы Метод наблюдения за музыкой Метод проблемно­поисковых ситуаций Метод размышления Метод сопереживания Метод сравнения Метод творческих заданий УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14 15. 16. 17. 18. 19. 20. Тема Тема 1. Путешествие по миру старинной европейской музыки Встречи со знаменитыми композиторами: Иоганн Себастьян Бах Встречи со знаменитыми композиторами: Вольфганг Амадей Моцарт В рыцарских замках На балах На балах: Полонез На балах: Вальс и его «король» ­ композитор Иоганн Штраус На балах: Менуэт, гавот, мазурка, полька На карнавалах Проект «Школьный бал» Тема 2. Музыкальное путешествие от Руси до России С чего начинается Родина? Русь изначальная: И.Ф. Стравинский. Балет «Весна священная» Русь изначальная: М.А. Балакирев. Симфоническая поэма «Русь» Русь изначальная: Г. Свиридов. Кантата «Деревянная Русь» Русь православная: Колокольные звоны Русь православная: Духовные стихи Русь скоморошья Русь сказочная: И.Ф. Стравинский. Балет «Жар­птица» Русь сказочная: Н.А. Римский­Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане» Русь былинная: Н.А. Римский­Корсаков. Опера­былина «Садко» Русь героическая: А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь» Русь героическая: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») Проект «Скоморошья потеха» Тема 3. Музыкальный мир России XX века 21. Музыка революции 22. 23. У пионерского костра В кинотеатре и у телевизора5 24. Музыка о войне и на войне 25. Музыка на защите мира 26. 27. 28. На космодроме На стадионе На фестивале авторской песни Проект «Конкурс инсценированной военной песни» Тема 4. В гостях у народов России 29. 30. У колыбели На свадьбе 31­32. На фольклорном фестивале Тема 5. В школе Скрипичного Ключа 33.  34. Урок игры на гитаре Урок фольклора Проект­вечер народной музыки «Играй, гармонь» СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема   1.   «МУЗЫКАЛЬНОЕ   ПУТЕШЕСТВИЕ   ПО   МИРУ   СТАРИННОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКИ» Урок 1. ВСТРЕЧИ СО ЗНАМЕНИТЫМИ КОМПОЗИТОРАМИ: Иоганн Себастьян Бах Основы   музыкальных   знаний.  Актуализация   знаний   учащихся   о   способности музыки   переносить   слушателей   в   разные   страны   и   разные   времена,   а   также   о   роли композиторов в Музыкальном мире, о классической музыке и композиторах­классиках. Роль семейных традиций, домашнего музицирования в воспитании И.­С. Баха. Связь творчества   великого   немецкого   композитора   с   народной   и   церковной   музыкой. Произведения Баха в современном Музыкальном мире. Знакомство с понятием «полифония». Музыкально­исполнительская деятельность. Пение: Песня Баха «За рекою старый дом» (рус. текст Д. Тонского). Слушание музыки.  Одно из произведений Баха для органа (по выбору учителя). Пьеса Баха «Волынка». Песня В. Егорова «Играет Бах». Музыкально­изобразительная деятельность. Знакомство с портретами Баха и его семьи, с изображениями органа и клавесина, с фотографиями музея и других памятных мест на родине Баха. Музыкально­информационная деятельность. Виртуальная музыкальная экскурсия по Германии. Урок 2. ВСТРЕЧИ СО ЗНАМЕНИТЫМИ КОМПОЗИТОРАМИ: Вольфганг Амадей Моцарт Основы музыкальных знаний. Роль семейных традиций, домашнего музицирования в воспитании Моцарта. Многочисленные гастрольные поездки Моцарта по европейским странам   со   своим   отцом   и   сестрой.   Моцарт   –   как   один   из   основателей   венской классической школы – нового направления в музыке XVIII – начала XIX вв. Актуализация   представлений   учащихся   о   симфонической   музыке,   симфонии, симфоническом оркестре. Музыкальные формы: рондо, канон.6 Музыкально­исполнительская деятельность.  Пение:  Канон «Слава солнцу, слава миру!» (муз. Моцарта, рус. текст Мурина). Слушание музыки.  В.­А.   Моцарт:   «Рондо   в   турецком   стиле   (из   сонаты   №11   ля минор)», фрагмент 1­ой части «Симфонии №40 (соль минор)». Музыкально­изобразительная деятельность. Знакомство с портретами Моцарта и его семьи, с фотографиями памятника и музея Моцарта в Австрии. Музыкально­информационная деятельность. Виртуальная музыкальная экскурсия по Австрии (городам Вене и Зальцбургу). Урок 3. В РЫЦАРСКИХ ЗАМКАХ Основы   музыкальных   знаний.  Общее   представление   о   многообразии   форм бытования   музыки.   Музыка   в   старинном   светском   быту,   в   жизни   привилегированных сословий.   Музыкальный   быт   средневековых   рыцарей.   Музыкальные   турниры   поэтов­ певцов,   выступления   бродячих   музыкантов,   домашнее   музицирование   обитателей рыцарских   замков.   Общее   представление   о   трубадурах,   менестрелях,   шпильманах, миннезингерах   и   мейстерзингерах.   Воспевание   средневековыми   поэтами   воспитанности, отваги, преданности Прекрасной даме, благородства, чести и достоинства, и др. Значение этих качеств в жизни наших современников. Современные   театрализованные   представления   рыцарских   турниров   в   старинных замках в различных странах Европы (например, в Испании). Их музыкальное оформление. Музыкально­исполнительская деятельность. Пение: песня «В старом замке» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина). Слушание   музыки.  М.И.   Глинка   «Рыцарский   романс»   из   цикла   «Прощание   с Петербургом» (сл. Н. Кукольника). Музыкально­поэтическая деятельность, сочинение музыки. Сочинение рыцарских романсов в честь Прекрасной дамы. Музыкальная драматизация. Мелодекламация текста «Рыцарского романса» М.И. Глинки. Инсценировка «Прекрасные дамы слушают «Рыцарский романс». Инсценировка песни «В старом замке» (муз. Крылатова, сл. Энтина). Музыкально­изобразительная   деятельность.  Знакомство   с   изображениями рыцарей с музыкальными инструментами, музыкальных увеселений в рыцарских замках на картинах, книжных миниатюрах. Музыкально­информационная деятельность. Виртуальная музыкальная экскурсия по старинным рыцарским замкам и музеям (например, Венскому музею рыцарей). Урок 4. НА БАЛАХ Основы музыкальных знаний.  Бал как одна из традиционных форм европейской светской культуры и бытования классической танцевальной музыки. Краткая история и традиции   проведения   балов   в   различных   европейских   странах   (Австрии,   Германии, Франции   и   др.).   Современные   балы   в   Вене   и   других   европейских   странах.   Общее представление о правилах поведения на балах. Музыкально­исполнительская   деятельность.  Пение:  повторение   песен танцевального характера из программ для 1­3 классов. Слушание музыки. Сцены балов в операх, балетах, музыкальных к/ф. Музыкально­изобразительная   деятельность.  Сцены   балов   в   произведениях изобразительного искусства. Музыкально­информационная деятельность. Виртуальная музыкальная экскурсия по европейским дворцам­музеям с «посещением» парадных залов для балов.7 Урок 5. НА БАЛАХ: Полонез Основы музыкальных знаний. Полонез – танец и музыкальная пьеса танцевального характера.   Происхождение   бального   танца   полонез  от   старинного  народного  польского танца.   Основные   танцевальные   движения   этого   танца­шествия.   Его   торжественный характер. Композитор Ф. Шопен и его полонезы. М.­К. Огинский. Полонез «Прощание с Родиной».   Музыкально­образное содержание и особенности музыкального «языка» этих полонезов. Музыкально­исполнительская деятельность.  Пение:  Начало мелодии «Полонеза» М.­К. Огинского на звук «А». Слушание   музыки.  Ф.   Шопен   «Полонез   (до   минор)».   М.­К.   Огинский   «Полонез «Прощание с Родиной». Музыкально­поэтическое творчество.  Сочинение поэтического текста о Родине к мелодии «Полонеза» Огинского. Музыкально­танцевальная   деятельность.  Разучивание   танцевальных   движений полонеза. Урок 6. НА БАЛАХ: Вальс и его «король» композитор Иоганн Штраус Основы   музыкальных   знаний.  Вальс   как   бальный   танец   и   музыкальная   пьеса танцевального характера. Описание танцевальных движений вальса. Музыкальная форма, размер,   темп,   мелодические   рисунки   вальсов.   Композитор   И.   Штраус   (сын)   и   его знаменитые вальсы. И. Штраус как дирижер придворных балов. Продолжение традиций исполнения   вальсов   на   современных   балах   (в   том   числе   –   школьных).   Концертное исполнение вальсов (например, Венским филармоническим оркестром). Музыкально­исполнительская   деятельность.  Пение:  Исполнение   на   звук   «А» мелодии   одного   из   вальсов   И.   Штрауса.  Повторение   песен   вальсового   характера   из программ   для   1­3   классов.  Основы   дирижирования:  Дирижирование   воображаемым оркестром, исполняющим вальс. Слушание музыки.  Фрагменты вальсов И. Штрауса (например, «Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Прощание с Петербургом» и др.). Музыкально­поэтическое творчество. Сочинение поэтического текста о природе к мелодии одного из вальсов Штрауса (сына). Музыкально­танцевальная   деятельность.  Разучивание   танцевальных   движений вальса. Музыкально­изобразительная деятельность.  Знакомство с образами И. Штрауса (сына), созданными художниками и скульпторами. Урок 7. НА БАЛАХ: менуэт, гавот, мазурка, полька Основы музыкальных знаний. Менуэт, гавот, мазурка и полька как бальные танцы и музыкальные   пьесы   танцевального   характера.   Основные   танцевальные   движения   этих бальных танцев, характер звучания музыки, используемые в танцевальных пьесах средства музыкальной выразительности (музыкальные «краски»). Музыкально­исполнительская   деятельность.  Пение:  исполнение   на   звук   «А» мелодии одного из менуэтов.  Повторение песен танцевального характера из программ для 1­3 классов. Слушание музыки.  В.­А. Моцарт «Менуэт».  И.­С. Бах. Гавот (из «Французской сюиты»).  Мазурки   Ф.   Шопена   (по   выбору   учителя).   Польки   И.   Штрауса   (сына).   С. Рахманинов «Итальянская полька».8 Музыкально­поэтическое   творчество.  Сочинение   к   мелодии   менуэта   текста   на темы «Комплименты даме» или «Комплименты кавалеру». Музыкально­танцевальная   деятельность.  Разучивание   танцевальных   движений одного из бальных танцев: менуэта, гавота, мазурки или польки. Урок 8. НА КАРНАВАЛАХ Основы музыкальных знаний. Карнавал – одна из традиционных форм европейской светской   и   простонародной   культур.   Музыка   и   танцы   как   его   неотъемлемая   часть. Венецианские карнавалы в старину и в наши дни. Арлекин, Пьеро, коломбина и другие герои венецианских карнавалов. Карнавалы в других городах и странах. Музыкально­исполнительская  деятельность.  Пение:  «Песня   «Зайца   и   Волка   на карнавале» из м/ф «Ну, погоди!» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина). Слушание   музыки.  Р.   Шуман   «Карнавал»   (фрагменты).   Песни   о   каранавале (например, «Карнавал», муз. В. Назарова, сл. А.  Основы   сочинения   музыки.  Сочинение   музыкальных   «портретов»   карнавальных «масок». Музыкальная драматизация.  Инсценировка «Песни Зайца и Волка на карнавале» (муз. Гладкова, сл. Энтина). Инсценировка под музыку фрагмента комедии дель арте. Пластическая импровизация на тему Арлекин (Пьеро, Коломбина и др.). Музыкально­изобразительная деятельность. Знакомство с образами карнавалов и их персонажей в живописи и других видах изобразительного искусства. Музыкально­информационная деятельность. Виртуальное путешествие на родину карнавала – в Венецию (с «посещением» современного карнавала). Тема 2. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ОТ РУСИ ДО РОССИИ» Урок 9. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА? Основы   музыкальных   знаний.  Способность   музыкального   искусства   переносить слушателей   в   различные   исторические   периоды.   Музыка   как   «зеркало»   истории человечества.   Музыкальные   «отражения»  истории   России  от  древних   времен  до  наших дней, традиций народной культуры, духовно­нравственных ценностей и идеалов русского народа. Выражение в музыке мыслей композиторов и поэтов о судьбе России, их любви к Родине, к родной природе и родному дому. Музыкально­исполнительская   деятельность.  Пение:  Песня   «С   чего   начинается Родина?» (муз. М. Матусовского, сл. В. Баснера). Урок 10. РУСЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ: И. Стравинский. Балет «Весна священная» Основы музыкальных знаний. Композитор И.Ф. Стравинский. Связь его творчества с   русским   фольклором.   Сочинение   музыки   к   балетам   на   русские   темы   для   «Русских сезонов» в Париже. Либретто балета «Весна священная». Отражение в этом балете образов древних   славян,   их   плясок,   игр,   обрядов   и   ритуалов.   Особенности   музыкально­ выразительных средств, использованных И. Стравинским в музыке к балету. Элементарное музицирование.  Музыкальная импровизация – озвучивание картины Н. Рериха «Поцелуй земли». Слушание музыки. Фрагменты балета И. Стравинского «Весна священная». Музыкально­изобразительная деятельность.  Знакомство с декорациями к балету «Весна священная».9 Пластическая   импровизация,   музыкально­танцевальная   деятельность. Исполнение   под   музыку   пластических   импровизаций   с   элементами   русских   народных танцев на темы «Вешние хороводы» и «Выплясывание земли». Урок 11. РУСЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ: М. Балакирев. Симфоническая поэма «Русь» Основы музыкальных знаний.  Композитор М.А. Балакирев и организованный им музыкальный кружок прогрессивных композиторов «Могучая кучка». Отражение в музыке Балакирева   образов   родной   природы,   быта   и   истории   русского   народа.   Интонации   и мелодии народной музыки в произведениях Балакирева. История создания симфонической поэмы «Русь». Понятие «симфоническая поэма». Музыкально­исполнительская   деятельность.  Пение:  Повторение   русской народной песни (по выбору учащихся). Элементарное музицирование.  Озвучивание одного из изображений (фотографии) памятника русского деревянного зодчества. Слушание музыки. Фрагменты симфонической поэмы М. Балакирева «Русь». Урок 12. РУСЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ: Г. Свиридов. Кантата «Деревянная Русь» Основы   музыкальных   знаний.  Композитор   Г.В.   Свиридов   и   его   произведения, посвященные   Родине,   истории   и   традициям   народной   культуры.   Интонации   народной музыки в песнях, хоровых и симфонических произведениях Г. Свиридова. Художественно­ образное   содержание   и   музыкально­выразительные   средства   кантаты   Г.   Свиридова «Деревянная Русь». Повторение понятия «кантата». Музыкально­исполнительская деятельность. Пение: Повторение или разучивание старинной русской народной песни. Элементарное   музицирование.  Импровизационное   озвучивание   с   помощью деревянных музыкальных инструментов одного из изображений (фотографии) памятника русского деревянного зодчества. Слушание музыки. Фрагменты кантаты Г. Свиридова «Деревянная Русь». Основы сочинения музыки. Сочинение музыкальной картины на тему «Деревянная Русь». Музыкально­изобразительная деятельность. Рисунок на тему «Деревянная Русь». Урок 13. РУСЬ ПРАВОСЛАВНАЯ Основы   музыкальных   знаний.  Связь   церковной   музыки   с   жизнью   и   историей русского   народа.   Обиходные   песнопения   русской   православной   церкви,   посвященные церковным   праздникам.   Песнопения   при   крещении   детей,   венчальные   и   заупокойные обиходные   песнопения.   Стихиры   в   честь   русских   святых,   выдающихся   исторических личностей и знаменательных событий русской истории. Православный партес. Хоровые партесные концерты. Понятия «тропарь», «кондак», «стихира», «антифон», «концерт для хора». Музыкально­исполнительская   деятельность.  Пение:  Разучивание   песни «Вербочки» (муз. А. Гречанинова, сл. А. Блока) и (или) обиходных песнопений. Слушание музыки.  Обиходные песнопения различных видов и жанров. Фрагмент одного   из   старинных   хоровых   концертов   (например,   М.   Березовского   или   Д. Бортнянского). Музыкально­информационная деятельность. Поиск информации для сообщения о русских святых (например, Сергии Радонежском, Дмитрии Донском, Александре Невском, князьях Борисе и Глебе), в честь которых созданы церковные песнопения.10 Поиск информации о композиторах Д. Бортнянском и М. Березовском и их вкладе в развитие русского церковно­певческого искусства. Музыкально­изобразительная   деятельность.  Подбор   церковных   песнопений   к картинкам религиозного содержания и (или) к иконам. Д/У. РУСЬ ПРАВОСЛАВНАЯ: Колокольные звоны Основы   музыкальных   знаний.  История   колокольных   звонов   на   Руси.   Роль колокольных звонов в народной жизни. Виды церковных колоколов и колокольных звонов. «Отражения» церковных колокольных звонов в русской классической музыке. Музыкально­исполнительская деятельность. Пение: Песня «Вечерний звон» (муз. народная, сл. С. Козлова). Элементарное   музицирование.  Исполнение   на   металлофоне,   треугольнике   или валдайских колокольчиках ритмических рисунков различных колокольных звонов. Музыкально­изобразительная   деятельность.  Знакомство   с   фотографиями   и другими изображениями знаменитых колоколен (например, колокольни Ивана Великого в Москве, колоколен в Суздали, Ростове и других городах России) и колоколов (например, Царя­колокола, колоколов Софийского собора в Великом Новгороде и др.). «Отражения» колокольных звонов в русской живописи  (например, в картине И. Левитана «Вечерний звон»). Слушание музыки.  Аудиозаписи различных видов колокольных звонов. Имитация звучания   церковных   колоколов   в   русской   классической   музыке   (например,   опера   М. Мусоргского «Борис Годунов», симфоническая поэма С. Рахманинова «Колокола», опера Н. Римского­Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» и др.). Д/У. РУСЬ ПРАВОСЛАВНАЯ: Духовные стихи Основы музыкальных знаний. Общие представления о жанре духовных стихов, об их   создателях   и   исполнителях   (каликах   перехожих).   «Отражения»   духовных   стихов   в русской   классической   музыке   (например,   в   симфонической   сюите   А.   Лядова   «Восемь русских народных песен»). Слушание музыки. Аудиозаписи пения старинных духовных стихов фольклорными ансамблями (например, ансамблем «Сирин»). Музыкально­поэтическая   деятельность.  Выразительное   чтение   и   анализ   текстов духовных стихов. Музыкально­изобразительная   деятельность.  Знакомство   с   образами   калик перехожих   в   изобразительном   искусстве   (например,   на   картине   В.   Васнецова   «Нищие­ певцы»). Урок 14. РУСЬ СКОМОРОШЬЯ Основы музыкальных знаний.  История скоморохов на Руси. Роль скоморохов в народной культуре. Музыкальные инструменты скоморохов, их песни и сценки. Скоморохи и смеховая культура Древней Руси. Образы скоморохов в русской классической музыке (например, в операх А. Бородина «Князь Игорь», Н.А. Римского­Корсакова «Садко» и «Снегурочка» и др.). Образы скоморохов в учебных и художественных к/ф (например, в учебном фильме «По русским дорогам идут скоморохи» и в художественном к/ф А. Тарковского «Андрей Рублев»). Музыкально­исполнительская   деятельность.  Пение:  Русская   народная   песня «Скоморошья плясовая».11 Элементарное музицирование. Ритмические и мелодические импровизации на тему «Скоморошья потеха» на бубнах, дудках и других народных музыкальных инструментах. Музыкальная  драматизация.  Инсценировка   старинной   скоморошины   (по   выбору учителя и учеников). Пластическая   импровизация.  Пантомима   на   тему   «Скоморохи»   (на   основе изображений скоморохов на рисунке в учебнике и (или) на фреске в Софийском соборе в Киеве, на лубочных картинках). Музыкально­изобразительная деятельность. Знакомство с образами скоморохов в русской живописи (например, В. Васнецов «В костюме скомороха», Ф.Н. Рисс «Скоморохи в деревне» и др.). Арт­терапевтическая   деятельность.  Музыкально­оздоровительное   упражнение «Улыбка – смех – хохот». Урок 15. РУСЬ СКАЗОЧНАЯ: И. Стравинский. Балет «Жар­птица» Основы   музыкальных   знаний.  Актуализация   знаний   учащихся   об   отражении сказочных образов и сюжетов в музыкальном искусстве. Сказки как «зеркало» русской старины. История создания и либретто балета И. Стравинского «Жар­птица». Особенности его музыкального языка. Постановка балета в Париже (во время Русских сезонов). Фильм­ балет «Возвращение Жар­птицы». Слушание музыки.  Фрагменты музыки к балету (например, «Пляска Жар­птицы», «Колыбельная», «Хоровод царевен», «Пляс поганого Кащеева царства»). Пластические   импровизации,   музыкально­танцевальная   деятельность. Исполнение под музыку пластических импровизаций: а) для мальчиков – на тему «Царевич борется с Кащеем»; б) для девочек – на тему «Танец царевен». Музыкально­изобразительная деятельность.  Знакомство с иллюстрациями сказки «Жар­птица», с эскизами декораций и костюмов к балету И. Стравинского «Жар­птица». Рисование под музыку эскиза занавеса к балетному спектаклю «Жар­птица». Арт­терапевтическая   деятельность.  Первоначальное   представление   о сказкотерапии. Музыкально­оздоровительное упражнение «Полет Жар­птицы». Урок 16. РУСЬ СКАЗОЧНАЯ: Н. Римский­Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане» Основы музыкальных знаний. Актуализация знаний учащихся о композиторе Н.А. Римском­Корсакове   и   его   творчестве.   Либретто   оперы   «Сказка   о   царе   Салтане». Особенности   музыкального   «языка»   оперы.   «Отражение»   в   ней   интонаций,   мелодий   и ритмов русской народной музыки. Элементарное музицирование. Озвучивание иллюстраций И. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина с помощью различных музыкальных инструментов, предметов (сосудов с водой и др.), записей звуков природы. Слушание   музыки.  Фрагменты   оперы   (например,   хор   «С   крепкий   дуб   тебе повырасти…», Ария Царевны­Лебеди, «Полет шмеля» и «Три чуда»). Основы   сочинения   музыки.  Создание   музыкального   «портрета»   одного   из сказочных персонажей оперы Н.А. Римского­Корсакова. Музыкально­изобразительная   деятельность.  Знакомство   с   иллюстрациями   И. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, с картиной М. Врубеля «Царевна­ Лебедь»,   с   эскизами   костюмов   и   декораций   к   одноименной   опере   Н.А.   Римского­ Корсакова.  Создание   в   технике   бумажной   пластики   макета   города   Леденца   и   его «озвучивание» аудиозаписью праздничных колокольных звонов.12 Арт­терапевтическая   деятельность.  Повторение   музыкально­оздоровительного упражнения «Волны». Музыкально­поэтическая   деятельность,   музыкальная   драматизация.  Чтение нараспев (мелодекламация) по ролям фрагмента «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Урок 17. РУСЬ БЫЛИННАЯ Основы музыкальных знаний.  Либретто оперы Н. Римского­Корсакова «Садко». Отражение в ней образов русской старины: старинного русского города Новгорода, его жителей   и   торговых   гостей,   скоморохов,   калик   перехожих.   Связь   оперы   с   русским фольклором. Музыкально­исполнительская   деятельность.  Пение:  начало   песен   Садко   и колыбельной песни Волховы. Русская народная песня «На торгу». Слушание музыки. Фрагменты оперы­былины «Садко» (например, три песни Садко, ария Любавы, фрагменты из 4 картины оперы «На торговой площади», колыбельная песня Волховы и др.). Музыкально­поэтическая   деятельность,   музыкальная   драматизация.  Чтение нараспев, по ролям, текста былины «Садко». Основы  сочинения музыки.  Музыкальная   картина   на  тему   «Садко   в  подводном царстве». Музыкально­танцевальная   деятельность,   музыкальная   драматизация.  Пляска­ импровизация обитателей морского царства. Инсценировка русской народной песни «На торгу». Музыкально­изобразительная   деятельность.  Знакомство   с   фотографиями памятников древнерусской архитектуры в Великом Новгороде. Образы Садко, Волховы и других былинных персонажей в произведениях художников Васнецова, Врубеля, Репина, Васильева и др. Знакомство с эскизами декораций и костюмов к опере «Садко». Урок 18. РУСЬ ГЕРОИЧЕСКАЯ: А. Бородин. Опера «Князь Игорь» Основы музыкальных знаний. Либретто оперы Бородина «Князь Игорь», его связь со   знаменитым   памятником   древнерусской   литературы   –   «Словом   о   полку   Игореве». Отражение   в   опере   образов   Древней   Руси,   русского   народа,   исторических   событий, интонаций и жанров русских народных песен, восточной музыки. Элементарное   музицирование.  Воспроизведение   ритмических   рисунков колокольных звонов из пролога или финала оперы. Слушание музыки. Фрагменты оперы «Князь Игорь» (например, Ария Игоря, Плач Ярославны,   хоры   «Солнцу   красному   слава!»,   «Ох,   не   буйный   ветер   завывал»,   сцена половецких   плясок  с   хором  половецких   девушек  «Улетай  на  крыльях   ветра»,  реплики скоморохов Скулы и Ерошки, колокольные звоны). Музыкально­изобразительная деятельность.  Знакомство с эскизами декораций и костюмов к опере «Князь Игорь». Урок   19.   РУСЬ   ГЕРОИЧЕСКАЯ:   М.   Глинка.   Опера   «Иван   Сусанин»   («Жизнь   за царя») Основы музыкальных знаний.  Либретто оперы М. «Иван Сусанин». Отражение в этой   опере   подлинного   исторического   события   различных   элементов   традиционной русской народной культуры, образов русского народа и поляков. Связь музыки оперы с русским народным песенным творчеством.13 Музыкально­исполнительская деятельность. Пение: хор «Славься» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». «Прощание славянки» (муз. В. Агапкина, сл. В. Лазарева). Элементарное   музицирование.  Воспроизведение   ритмических   рисунков колокольных звонов из финала оперы «Жизнь за царя». Слушание   музыки.  Фрагменты   оперы   «Иван   Сусанин»   (например,   Ария   Ивана Сусанина, Рондо Антониды,  песня Вани, хор «Разгулялися, разливалися  воды вешние», полонез, краковяк, вальс и мазурка, хор «Славься!»). Музыкально­танцевальная деятельность.  Разучивание  и исполнение  под музыку танцевальных движений бальных танцев (полонеза, краковяка, вальса или мазурки). Музыкально­изобразительная деятельность.  Знакомство с эскизами декораций и костюмов к опере «Иван Сусанин». Тема 3. МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР РОССИИ XX ВЕКА Урок 20. МУЗЫКА РЕВОЛЮЦИИ Основы музыкальных знаний. Продолжение путешествия на музыкальной машине времени   по   истории   России.   Общее   представление   об   отражении   в   музыке   образов   и событий недавнего прошлого нашей страны, о революционных песнях и маршах. Музыкально­исполнительская   деятельность.  Пение:  песня   «Крейсер   Аврора» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского). Слушание музыки. Революционные песни (например, «Дубинушка»). Музыкально­изобразительная деятельность. Знакомство с репродукциями картин, посвященных революционным темам. Урок 21. У ПИОНЕРСКОГО КОСТРА Основы   музыкальных   знаний.  Общее   представление   об   отражении   в   музыке образов и событий недавнего прошлого нашей страны, о пионерских песнях и маршах. Музыкально­исполнительская  деятельность.  Пение:   песня  «Картошка  (муз.  В. Попова, сл. В. Попова и А. Жарова) Слушание музыки. «Марш юных пионеров» и других пионерских песен (по выбору руководителя). Арт­терапевтическая   деятельность.  Повторение   упражнения   «Улыбка   –   смех   – хохот». Урок 22. В КИНОТЕАТРЕ И У ТЕЛЕВИЗОРА Основы   музыкальных   знаний.  Актуализация   знаний   учащихся   о   взаимосвязи музыкального   искусства   и   искусства   кино.   Роль   технического   прогресса   в   развитии музыкального искусства. Музыка и техника (кинопроекционная аппаратура, телевизоры и т.д.). Общее представление об истории возникновения и развития звукового кино. Песни, танцы и марши И. Дунаевского и других знаменитых советских композиторов в довоенных и послевоенных к/ф. Музыкально­исполнительская деятельность. Пение: «Марш веселых ребят» из к/ф «Веселые ребята» (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева­Кумача). Слушание музыки. «Марш веселых ребят» И. Дунаевского. Арт­терапевтическая   деятельность.  Повторение   упражнения   «Улыбка   –   смех   – хохот». Урок 23. МУЗЫКА О ВОЙНЕ И НА ВОЙНЕ14 Основы   музыкальных   знаний.  Актуализация   представлений   учащихся   о способности музыки влиять на наши настроения, чувства, мысли и поступки людей. Роль музыки на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу. Фронтовые концерты. Песни и марши   Великой   Отечественной   войны.   Отражение   в   музыкальных   произведениях различных жанров героических событий Великой Отечественной войны, чувств и мыслей защитников Родины, подвигов советских солдат и полководцев. Музыкально­исполнительская деятельность.  Пение:  Песни военных лет. Песни о войне, написанные в послевоенный период (например, «На безымянной высоте» (муз. В. Баснера, сл. Матусовского), «Хотят ли русские войны?» (муз. Э Колмановского, сл. Е Евтушенко), «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова), «Мальчишки» (муз. А. Островского, сл. И. Шаферана). Слушание   музыки.  Д.   Шостакович.   Симфония   №7   (Ленинградская).   Песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева­Кумача). Музыкальная драматизация.  Инсценировка песни о войне (по выбору учителя и учащихся). Музыкально­информационная   и   музыкально­литературная   деятельность. Рассказ о композиторе Д. Шостаковиче. Музыкально­изобразительная деятельность. Иллюстрация одной из песен о войне. Урок 24. МУЗЫКА НА ЗАЩИТЕ МИРА Основы музыкальных знаний. Актуализация представлений учащихся о музыке как уникальном   языке   общения,   помогающем   людям   разных   стран   понять   друг   друга   и подружиться.   Роль   музыки   в   укреплении   мира   и   дружбы   между   разными   странами   и народами.   Песни   послевоенных   лет.   Творчество   композитора   и   педагога   Д.Б. Кабалевского.  Д. Кабалевский.  Кантат  «Песня утра, весны и мира» (сл. Ц. Солодаря). Повторение понятия «кантата». Музыкально­исполнительская деятельность.  Пение:  «Солнечный  круг» (муз. А. островского, сл. Л. Ошанина). Элементарное музицирование. Озвучивание плаката, призывающего к защите мира. Слушание музыки. Песни советских композиторов о защите мира (например, «Гимн демократической   молодежи»   (муз.   А.   Новикова,   сл.   Л.   Ошанина),   «Песня   мира»   Д. Шостаковича (из к/ф т»Встреча на Эльбе»), «Бухенвальдский набат» (муз. Д. Кабалевский, сл. В. Мурадели). Кантата «Песня утра, весны и мира» (сл. Ц. Солодаря). Музыкально­изобразительная деятельность.  Рисование плаката, призывающего к защите мира. Урок 25. НА КОСМОДРОМЕ Основы   музыкальных   знаний.  Актуализация   знаний   учащихся   о   способности музыки преодолевать любые расстояния и об отражении в ней образов космоса, Вселенной. Песни советских композиторов (А. Пахмутовой и др.) о космосе и космонавтах. Музыкально­исполнительская деятельность. Пение:  Песня «Четырнадцать минут до старта» (муз. О. Фельцмана, сл. В. Войновича). Элементарное   музицирование.  Озвучивание   картин   о   космосе.   Ритмическая импровизация на ударных музыкальных инструментах на тему «Метеоритный дождь». Слушание   музыки.  Песня   «Родина   слышит»   (муз.   Д.   Шостаковича,   сл.   Е. Долматовского). А. Рыбников. Композиция для электронных музыкальных инструментов «Музыка космоса».15 Основы   сочинения   музыки.  Сочинение   мелодии,   отражающей   образы   картин   о космосе. Музыкально­пластическая   деятельность.  Пластическая   импровизация   на   тему «Звездный вальс» или «Хоровод летающих тарелок». Урок 26. НА СТАДИОНЕ Основы   музыкальных   знаний.  Актуализация   знаний   учащихся   о   способности музыки   укреплять   физическое   и   душевное   здоровье   людей.   Музыка   на   спортивных состязаниях, прошлых и будущих олимпиадах (например, на Олимпиаде в Сочи в 2014 г.). Гимны,   песни   о   спорте,   спортивные   марши   и   другие   музыкальные   произведения, вдохновляющие спортсменов на спортивные победы. Музыкально­исполнительская   деятельность.  Пение:  Песня   «Трус   не   играет   в хоккей (муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова). Слушание музыки. «Спортивный марш» (из к/ф «Вратарь») (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева­Кумача), «До свиданья, Москва» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова). Основы сочинения музыки. Сочинение песни на тему спорта. Урок 27. НА ФЕСТИВАЛЕ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ Основы музыкальных знаний. Общее представление о жанре авторской песни и о движении авторской песни в России. Известные создатели и исполнители авторских песен. Авторские песни о детях и для детей. Участие школьников в концертах и фестивалях авторской песни. Музыкально­исполнительская деятельность.  Пение:  Авторские песни по выбору учителя   и   учащихся   (например,   «Люди   идут   по   свету»   (муз.   Черноборисовой,   сл. Сидорова), «Песенка Ослика» (из м/ф «Большой секрет для маленькой компании» (муз. Никитина, сл. Ю. Мориц). Слушание музыки. Песни Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого, С. Никитина и др. по выбору учителя. Музыкально­информационная   деятельность.  Поиск   информации   для   создания творческого портрета одного из создателей и исполнителей авторской песни и для рассказа о концерте или фестивале авторской песни. Тема 4. В ГОСТЯХ У НАРОДОВ РОССИИ Урок 28. У КОЛЫБЕЛИ Основы   музыкальных   знаний.  Актуализация   знаний   учащихся   о   жанре колыбельных песен и их роли в воспитании и развитии личности ребенка. Колыбельные песни   народов   России,   воплощенная   в   них   народная   мудрость.   Особенности   их музыкально­образного   содержания   и   музыкальных   «красок»­интонаций,   мелодий, ритмических рисунков и т.д. Необходимость сохранения и развития традиции пения детям колыбельных песен в современных семьях. Мелодии колыбельных песен в различных жанрах классической музыки. Музыкально­исполнительская   деятельность.  Пение:  Повторение   русских народных   колыбельных   песен   из   программ   для   1­3   классов   (по   выбору   учащихся). Разучивание русской народной песни «Зыбка поскрипывает». Слушание   музыки.  Колыбельные   песни   народов   России.   М.   Балакирев «Колыбельная»   (сл.   Арсеньева).   П.   Чайковский   «Колыбельная»   (сл.   А.   майкова).   П. Чайковский «Колыбельная песнь в бурю» (сл. А. Плещеева). А. Лядов «Колыбельная» (из оркестровой сюиты «Восемь русских народных песен»).16 Основы сочинения музыки. Сочинение плавной, убаюкивающей мелодии к первому четверостишию стихотворения М. Джалиля «Колыбельная дочери». Музыкальная   драматизация,   музыкально­поэтическая   деятельность. Выразительное   чтение   нараспев   (мелодекламация)   стихотворения   М.   Джалиля «Колыбельная дочери». Музыкально­информационная   деятельность.  Поиск   информации   о   традициях семейного   воспитания   детей   у   разных   народов   России   и   о   роли   колыбельных   песен   в семейном воспитании. Музыкально­изобразительная   деятельность.  Знакомство   с   образами   матери   с младенцем в живописи и декоративно­прикладном творчестве народов России. Урок 29. НА СВАДЬБЕ Основы музыкальных знаний. Музыка и свадебные песни как часть традиционной народной свадьбы. Отражение в свадебных песнях народов России складывавшихся веками представлений о семейном счастье и благополучии. Музыкально­исполнительская деятельность. Пение: Русские народные свадебные песни (например, «Отдавали молоду») и песни о счастливой многодетной семье (например, «Семейка»). Свадебные песни других народов России (по выбору). Слушание  музыки.  Старинные   русские   свадебные   песни   в   исполнении   народных певцов.   Музыкальные   «отражения»   народных   свадебных   песен   в   русской   классической музыке (например, в операх М. Глинки «Иван Сусанин» и А. Даргомыжского «Русалка»). Музыкальная   драматизация,   музыкально­поэтическая   деятельность. Выразительное, нараспев чтение текста старинной русской свадебной песни. Музыкально­изобразительная   деятельность.  Знакомство   с   картинами   и   посвященными произведениями   народного   декоративно­прикладного   творчества, свадебным темам. Музыкально­информационная   деятельность.  Самостоятельный   поиск информации   о   свадебных   традициях   народов   России,   о   звучащих   на   них   народных музыкальных инструментах и песнях, о свадебных танцах и народных свадебных костюмах. Уроки 30 ­ 32. НА ФОЛЬКЛОРНОМ ФЕСТИВАЛЕ Основы   музыкальных   знаний.  Понятие   «фольклор».   Фестивали   фольклора   в России.   Исполнение   на   них   народных   песен,   народной   инструментальной   музыки   и народных   танцев.   Известные   российские   фольклорные   ансамбли   (например,   «Карагод», «Казачий круг», «Судьбинушка» и др.), народные хоры, ансамбли народного танца. Детские фольклорные коллективы разных регионов России. Музыкально­исполнительская деятельность. Пение: Повторение народных песен. Разучивание песни «Московская кадриль» (муз. Б. Темнова, сл. О. Левицкого). Слушание музыки. Записи народных песен и наигрышей в исполнении фольклорных ансамблей. Музыкально­танцевальная деятельность. Разучивание народных танцев (например, орнаментального хоровода, кадрили, перепляса). Музыкальная   драматизация.  Инсценирование   танцевальными   движениями   песни «Московская кадриль». Тема 5. «В ШКОЛЕ СКРИПИЧНОГО КЛЮЧА» Урок 33. УРОК ИГРЫ НА ГИТАРЕ17 Основы   музыкальных   знаний.  История   гитары.   Традиционная   семиструнная гитара, электрогитара и ее различные виды – соло­гитара, бас­гитара и ритмическая гитара. Первоначальное   представление   об   устройстве   гитары,   особенностях   ее   звучания   и основных способах игры на ней. Элементарное музицирование. Игра на открытых струнах. Исполнение нескольких аккордов на гитаре. Слушание   музыки.  Запись   музыкального   произведения   в   исполнении   на   гитаре. Запись романса или авторской песни, исполняемых под аккомпанемент гитары. Урок 34. УРОК ФОЛЬКЛОРА Основы   музыкальных   знаний.  Повторение   понятия   «фольклор».   Общее представление   о   фольклористике   и   фольклористах.   Деятельность   по   сохранению фольклора в России и других странах. Фольклорные экспедиции, их роль в собрании и сохранении фольклора. Актуализация знаний учащихся о собирании и изучении фольклора русскими композиторами­классиками. Участие детей в России в собирании, изучении и сохранении фольклора. Музыкально­исполнительская деятельность. Пение: Повторение народных песен. Музыкально­информационная   деятельность.  Знакомство   учащихся   с современными источниками и каналами трансляции фольклора. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В результате освоения предметного содержания курса «Музыка» учащиеся 4 класса должны: иметь представление о музыке  как неотъемлемой  части различных сфер человеческой  жизни (семейно­ бытовой,   праздничной,   трудовой,   воинской,   спортивной   и   др.),   и   об   отражении   в   ней исторических событий и личностей; о   музыкальном   наследии   знаменитых   западноевропейских   композиторов, вундеркиндов­виртуозов   И.­С.   Баха,   В.­А.   Моцарта   и   других,   об   особенностях   их семейного воспитания и других условиях достижения творческих успехов; о старинных формах музыкальной жизни и музыкальных увеселениях в рыцарских замках,   царских   дворцах,   усадьбах,   на   городских   площадях   во   время   праздников   и карнавалов,   скоморохах   и   других   бродячих   музыкантах   в западноевропейских странах и на Руси;   о   трубадурах, о  старинной   танцевальной  музыке,   об  особенностях  ее   музыкально­выразительных средств, о происхождении и танцевальных движениях бальных танцев – вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки; о старинных воинских гимнах и маршах, их музыкально­выразительных средствах и художественно­образном содержании; об   обиходных   церковных   песнопениях,   партесе,   духовных   стихах   и   колокольных звонах; о   творчестве   русских   и   советских   композиторов   (Глинки,   Римского­Корсакова, Балакирева,   Стравинского,   Шостаковича,   И.   Дунаевского,   Свиридова,   Кабалевского, Пахмутовой,   Шаинского   и   др.),   создавших   музыкальные   исторические   образы   нашей Родины  (от Древней  Руси   до современной   России),   отразивших   в своих   произведениях образы и сюжеты древних мифов, народных преданий, сказок и былин;18 о фольклоре, фольклористах, фольклорных коллективах и экспедициях и их роли в сохранении   музыкального   наследия   народов   России;   об   отражении   в   народной   музыке основных   этапов   жизни   человека,   о   наиболее   характерных   народных   колыбельных, свадебных и других песнях, музыкальных инструментах и танцах народов России; об авторской песне; о понятиях «канон», «полифония» и других музыкальных терминах, раскрытых для четвероклассников по программе «Музыка». знать / понимать слова   и   мелодии   нескольких   народных   колыбельных   песен,   песен   зарубежных композиторов­классиков   (Моцарта   и   др.),   а   также   нескольких   песен   советских   и современных российских композиторов, авторских песен; доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической, народной и современной музыки и знаний о них; выразительность и изобразительность музыкальной интонации в музыке. уметь выразительно   исполнять   соло,   в   вокальном   ансамбле   и   в   хоре   вокально­хоровые произведения   с   сопровождением   и   без   сопровождения,   одноголосные,   с   элементами двухголосия, каноны; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; определять на слух основные виды, жанры, формы музыки; определять   и   сравнивать   характер,   настроение   и   средства   музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах); передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально­пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, в музыкальных, музыкально­поэтических и музыкально­пластических импровизациях; применять   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни.19 ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 1) Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983; 2) Алексеева  Л.Н., Григорьева  В.Ю. Страницы зарубежной музыки  XIX  века. – С.: Знание, 1988; 3) Апраксина О.А.   Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. Пос. – М.: Просвещение, 1983; 4) Бакланова Т.И. Музыка. 4 класс. Учебник для четырехлетней начальной школы. – М.: АСТ, Астрель, 2009; 5) Бакланова   Т.И.   Обучение   в   4   классе   по   учебнику   «Музыка»   Т.И.   Баклановой: Программа.   Методические   рекомендации.   Поурочное   планирование.   –   М.:   АСТ, Астрель, 2009; 6) Баллаша И., Галл Ш. Путеводитель по операм. Т. 1, 2. – М.: Корвина, 1965; 7) Банин   А.А.   Русская   инструментальная   музыка   фольклорной   традиции.   –   М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997; 8) Безбородова   Л.А.,   Алиев   Ю.Б.   Методика   преподавания   музыки   в общеобразовательных учреждениях. – М.: Академия, 2002; 9) Бирюков Ю.Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях. – М.: Просвещение, 1988; 10) Васильев Ю.А., Широков А.С. Рассказы о русских народных инструментах. – 2­е изд. – М.: Сов. композитор, 1986; 11) Васина­Гроссман   В.А.   Книга   о   музыке   и   великих   музыкантах:   Маленькая энциклопедия. – М.: Дет. лит., 1986; 12) Викторов В., Садовский М. Звонкие судьбы: Советская песня в школе / Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1980; 13) Виноградов   Н.Н.,   Дерунов   С.Я.,   Круглов   Ю.Г.   Жизнь   человека   в   русском фольклоре. Вып. 4: Юность и любовь. Свадьба. От сватовства до княжеского стола / сост. Круглов Ю.Г. – М.: Худ. лит., 2001; 14) Война и музы: Проза, стихи, пьесы, песни, посв. Великой Отечественной войне 1941­ 1945 гг.: 2­я ч. – Молодежная эстрада, №№3­5, 2003;20 15) Газарян   С.   В   мире   музыкальных   инструментов:   Кн.   Для   учащихся.   –   М.: Просвещение, 1985; 16) Гордеева Е. Композиторы «Могучей кучки». 3­е изд. – М.: Музыка, 1985; 17) Григорьев Л.Г., Платек Я.М. Советские композиторы и музыковеды. Сб. в 3 томах. – М.: Сов. композитор, 1981; 18) Дементьева   Е.Е.   Музыка   в   школе:   результаты   и   достижения   /   Методические рекомендации. – Оренбург: Изд­во ООИУУ, 1998; 19) Детские музыкальные праздники: Русский фольклор / Авт.­сост. Т.Ю. Камаева. – М.: Лайда, 1994; 20) Друскин М.С. Иоганн Себастьян Бах. – М.: Музыка, 1982; 21) Исакова   И.Г.,   Кравчук   В.М.   В   мире   народных   инструментов   /   Методические рекомендации. – Псков: Изд­во Псковского ОИУУ, 1995; 22) Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М.: Просвещение, 1984; 23) Кленов А. Там, где музыка живет / 3­е изд­е, испр. – М. Педагогика­Пресс, 1994; 24) Книга нежности: Колыбельные песни народов СССР / Сост. В. Александров. Худ. В. Кульков. / 2­е изд. – М.: Мол. гвардия, 1985; 25) Ковалев К.П. Глагол таинственный… Очерки о русской музыке  XVIII  века. – М.: Сов. Россия, 1988; 26) Когда поют солдаты: Современное самодеятельное песенное творчество советских воинов,   выполнявших   интернациональный   долг   в   Афганистане   /   сост.   П.И. Ткаченко. – М.: Мол. гвардия, 1988; 27) Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Пос. для учителя. – М. Мнемозина, 1996; 28) Левашева О.Е. Михаил Иванович Глинка: Монография / В 2 книгах. – М.: Музыка, 1988; 29) Мамина песня: Колыбельные песни / сост. В. Александров. – М.: Дет. лит., 1989; 30) Маркова П. Колыбельная песня: О русском фольклоре. ­ Начальная школа: 1993, №8; 31) Музыкальное   воспитание   в   школе.   Вып.   10   /   сост.   О.   Апраксина.   –   М.:   Изд­во Музыка, 1975; 32) Надолинская Т.В. На уроках музыки о литературе и искусстве. – М.: Владос, 2005; 33) Песни, рожденные в боях: Рассказы о песнях, мелодиях и текстах / авт.­сост. Ю. Бирюков. – М.: Музыка, 1985; 34) Пионерский музыкальный клуб. Вып. 21 / сост. О. Очаковская. – М.: Музыка, 1987; 35) Рапацкая Л.А. История русской музыки от Древней Руси до «Серебряного века». – М.: Владос, 1991; 36) Русская историческая песня. Сборник / сост. Л.И. Емельянова. – М.: Сов. писатель, 1987; 37) Сапонов М.А. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы. – М.: Классика­ XXI, 2004; 38) Сборник   бардовских   лирических   песен:   литературно­музыкальный   альманах.   – Молодежная эстрада, №3, 1996; 39) Тарасов Л. Волшебство оперы / Очерки. – Ленинград: Детская литература, 1979; 40) Тельчарова   Р.А.   Уроки   музыкальной   культуры:   Кн.   для   учителя.   –   М.: Просвещение, 1991; 41) Теория   и   методика   музыкального   образования   детей:   Научно­метод.   пос.   для учителей музыки и студентов ВУЗов / сост. Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, В.О. Усачева и др. – М.: Флинта: Наука, 1998;21 42) Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Изд. 2­е. – М.: Граф­Прес, 2008; 43) Федотов Г.П. Стихи духовные / Русская народная вера по духовным стихам. – М.: Прогресс, Гнозис, 1991; 44) Форкель И.Н. О жизни, искусстве и о произведениях И.С. Баха / пер. с нем. – М.: Музыка, 1987; 45) Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. – М.: Классика­XXI, 2002; 46) Энциклопедия для юных музыкантов / авт.­сост. И.Ю. Куберский, Е.В. Минина. – СПб.: ТОО Диамант, ООО Золотой век, 1996; 47) Я познаю мир: Дет. энцикл.: Музыка / авт. А.С. Кленов. Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО Фирма Изд­во АСТ, 1999. MULTIMEDIA: • Информационно­образовательный   портал   «Культура   и   искусство» (http   ://   www   /  educulture    .  ru); • Электронный портал «Культура» (www  • Электронный федеральный портал «Российское образование» (http  • База   данных   Российской   Государственной   библиотеки   по   искусству  .  kultura    ://   www   ­  portal    .  ru);  .  ru);  .  edu  • Электронные   информационные   ресурсы   Российской   Национальной   библиотеки (http   ://   www   .  liart    .  ru); (http   ://   www   .  nir   .  ru); • База данных ИНИОН (http  • Электронная база данных Государственной научной педагогической библиотеки им.  ://   www   .  inion    .  ru); К.Д. Ушинского РАО (http   ://   www   .  gnpbu    .  ru); • Информационная   система   «Единое   окно   доступа   к   образовательным   ресурсам» •    .  edu   .  ru);  ://   window (http  Глобальные   поисковые   системы  http  http   ://   search  .  com   /.  .  msn     ://   www   .  google    .  com   /;  http   ://   www   .  yahoo    .  com   /;

Посмотрите также