Рабочая программа по музыке по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева (6 класс)

  • Образовательные программы
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 17.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели и задачи курса: - формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; - развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов; - формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.); - воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; - расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; - овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
Иконка файла материала 6 кл.doc
МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской обл.  Рассмотрена на  заседании МО протокол № ___  от ___________ Согласовано  заместитель директора  по УВР  ______ М.В.Люманова Утвержден  приказом директора от _________ № ____  __________Е.С.Парамонова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева в 6 классе 35 часов (1 час в неделю) Учитель: И.В. Мокшанова20__­20__ учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по музыке для 6 класса разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству в   соответствии   с   концепцией   Д.Б.   Кабалевского,   реализуемой   на   основании   учебно­ методического комплекса Т.И. Науменко, В.В. Алеева. Программа   включает   в   себя   пояснительную   записку,   основное   содержание   и требования к уровню подготовки оканчивающих основную школу.     Музыкальное   образование   (воспитание,   обучение   и   развитие)   в   основной   школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни.  Изучение   предмета   «Музыка»   направлено   на   расширение   опыта   эмоционально­ ценностного   отношения   учащихся   к   произведениям   искусства,   опыта   их   музыкально­ творческой деятельности. Особое значение приобретает развитие индивидуально­личностного и эмоционально­ ценностного   отношения   учащихся   к   музыке,   музыкального   мышления,   формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании. Цели и задачи Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;  Освоение музыки и знаний о музыке, ее  интонационно­образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; Овладение   практическими   умениями   и   навыками  в   различных   видах   музыкально­ творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись),   музыкально­пластическом   движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;    инструментальном   музицировании, Развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса;  Воспитание устойчивого интереса к музыке,  музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении   с   высокохудожественной   музыкой   и   музыкальном   самообразовании; эмоционально­ценностного   отношения   к   музыке;   слушательской   и   исполнительской культуры учащихся. На изучение предмета «Музыка» в 6 классах отводится 1 час в неделю (общий объем 35 часов). Основные содержательные линииОбогащение   опыта   эмоционально­ценностного   отношения     учащихся   к   музыке   и музыкальным занятиям;  навыки);  Усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;  Овладение   способами   музыкально­учебной   деятельности   (музыкальные   умения   и Обогащение опыта учебно­творческой музыкальной деятельности.  Каждая  из  указанных  содержательных  линий  находит свое  воплощение  в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие  в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Освоение   содержания   основного   общего   образования   по   предмету   «Музыка» способствует: формированию у учащихся представлений о художественной картине мира; овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; расширению и обогащению опыта выполнения учебно­творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений.  В   процессе   музыкальных   занятий   учащиеся   расширяют   и   обогащают   опыт адекватного   восприятия   устной   речи,   ее   интонационно­образной   выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно­эмоциональное содержание произведений искусства;   совершенствуют   умения   формулировать   свое   отношение   к   изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной   форме)   в   диалог   с   произведением   искусства,   его   автором,   с   учащимися,   с учителем;   формулировать   собственную   точку   зрения   по   отношению   к   изучаемым произведениям   искусства,   к   событиям   в   художественной   жизни   страны   и   мира, подтверждая ее конкретными примерами и аргументами; приобретают умения и навыки работы с различными видами источников информации.  Опыт   творческой   деятельности,   приобретаемый   на   музыкальных   занятиях, способствует также овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки  своей деятельности,   определению   сферы   своих   личностных   предпочтений,   интересов   и потребностей,   склонностей   к   конкретным   видам   деятельности;     совершенствованию умений     координировать   свою   деятельность   с   деятельностью   учащихся   и   учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.  Результаты   усвоения   содержания   музыкального   образования  в  VI  классах представлены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся»   и содержат три компонента:  знать/понимать  (перечень   необходимых   для   усвоения   каждым   учащимся знаний музыки и знаний о музыке); уметь (перечень музыкальных умений, формируемых в различных видах  музыкальной  деятельности);  выделана  также группа  знаний  и умений, которыми ученик может пользоваться в практической деятельности и в повседневной жизни. Используемые методы работы Метод анализа Метод беседы Метод наблюдения за музыкой Метод проблемно­поисковых ситуаций Метод размышления Метод сопереживания Метод сравненияМетод творческих заданий Основные формы занятий Урок­концерт Урок­лекция Музыкальная викторина Урок­обобщение Урок­отзыв Урок­очерк (о жизни композитора) Урок­путешествие Урок­рассказ (об исполнителе) Урок традиционный СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ (35 часов) Музыка как вид искусства (7 часов) Интонационно­образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью   и   с   другими   искусствами   Процессуальность   музыки   как   ее     важнейшая специфическая особенность.  Интонация как   носитель выразительного смысла в музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе   их интонационной общности и различий. Зависимость различных типов интонации   от   их   семантических   функций   (изобразительные,   выразительные)   и эмоционально­образного   строя   (лирические,   драматические,   героические,   эпические, комические, гротесковые и т.п.).  Богатство и разнообразие музыкальных образов и особенности их драматургического развития (точный или варьированный повтор, контраст, конфликт) в вокальной, вокально­ инструментальной, камерно­инструментальной, симфонической и театральной музыке. Характерные черты русской и западноевропейской музыки (10 часов) Общее   и   особенное   в   русском   и   западноевропейском   искусстве   различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, творчестве выдающихся композиторов   прошлого   и   современности.   Образная   природа   и   особенности   русской духовной   музыки   в   эпоху   средневековья:   знаменный   распев   как   музыкально­звуковой символ   Древней   Руси.   Средневековая   духовная   музыка   западноевропейской   традиции: григорианский хорал. Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.  Классицизм   и   романтизм   в   западноевропейской   музыке.   Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками (на примере  музыкальных произведений И. Гайдна, В.­А. Моцарта, Л. Ван Бетховена; Ф. Шопена,   Р.   Шумана,   Ф.   Листа,   Ф.   Шуберта,     Э.   Грига);   особенности   трактовки драматической   и   лирической   сфер   музыки   на   примере   образцов   камерной инструментальной музыки (прелюдия, ноктюрн и др.), сонаты, симфонии, оперы, реквием и др. Основная направленность драматургического развития в оперном искусстве на примере творчества западноевропейских композиторов  XIX  столетия: Ж. Бизе,   Дж. Верди, Дж. Россини. Отечественная музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы.   Роль   фольклора   как   основы   профессионального   музыкального   творчества.Обращение   композиторов  к  национальному  фольклору  и  к  фольклору  других  народов. Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность,   народно­эпическая   образность   как   характерные   свойства   русской классической   школы.   Развитие   жанров   светской   музыки:   камерная   инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная, литургия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы (на примере творчества   М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского­Корсакова, П.И.   Чайковского).   Развитие   традиций   русской   классической   музыкальной   школы   в творчестве С.В. Рахманинова.  При   формировании   представлений   о   характерных   чертах   русской   и западноевропейской   музыки   обогащение     опыта   музыкально­творческой   деятельности учащихся   осуществляется   в   процессе:   личностно­окрашенного   эмоционально­образного восприятия и оценки изучаемых произведений  отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности в слушательской деятельности; исполнения образцов вокальной музыки русских и зарубежных композиторов;  пропевания   тем     из   вокальных   и   инструментальных   произведений,   получивших широкое мировое признание;  создания вокальных и инструментальных композиций на основе знакомых мелодий из произведений отечественных и зарубежных композиторов; импровизации   и   сочинения   музыки   на   заданные   интонации,   темы,   мелодико­ ритмические модели, стихотворные тексты и др.;  выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью. Исполнение музыки как искусство интерпретации (18 часов) Освоение основных видов исполнительства в собственной практической музыкальной деятельности: в пении, в игре на музыкальных инструментах, в музыкально­пластической деятельности, в музыкально­сценической деятельности.  Раскрытие   выразительных   возможностей   различных   певческих   голосов:   сопрано, дисканта, альта, тенора, баса и др.  Сравнение академического и народного направлений в хоровом исполнительстве. Ознакомление с исполнительскими возможностями различных видов   оркестров   (симфонического,   оркестра   народных инструментов, эстрадно­джазового), отдельных оркестровых групп и инструментов.    камерного,   духового, Сравнение трактовок одного и того же произведения различными исполнителями или исполнительскими коллективами.    При   формировании   представлений   об   исполнении     музыки   как   искусстве интерпретации   расширение   и   углубление   опыта   музыкально­творческой   деятельности учащихся осуществляется в процессе:  творческого самовыражения учащихся в сольном, ансамблевом и хоровом пении при разучивании и исполнении   образцов народной музыки, произведений вокальной музыки отечественных и зарубежных композиторов;  творческого   самовыражения   учащихся   в   сольном,   ансамблевом   и   коллективном инструментальном музицировании на элементарных и электронных инструментах;  сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия; создания   различных   исполнительских   интерпретаций   народных   песен   и инструментальных наигрышей, песенных образцов творчества  отечественных и зарубежных композиторов; вокальной и инструментальной импровизации и сочинения музыки;создания   художественного   замысла   и   воплощения   эмоционально­образного содержания произведений  музыки сценическими средствами;  индивидуально­личностной   передачи   музыкального   образа   в   его   выражении пластическими средствами, в том числе танцевальными.  УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № № в о к о р у 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14­15 16 17 18 19 20 21 Тема Тема 1. Музыкальные образы Музыкальный образ. Песенно­хоровой образ России Образное богатство в музыке. Два вида музыкальной образности: тишина, неподвижность и покой, их воплощение Образы света, истины, битвы за жизнь на земле против войны Образы борьбы и победы, бессмертия и непобедимости Образы   боевого   духа,   гнева   и   борьбы.   Подвиг,   воплощенный   в музыке Музыка может выражать, изображать, рассказывать. Драматический образ Образ мечты и надежды Образ одиночества и отчаяния Образ   великого   пробуждения   народов,   героики   и   вдохновенной мысли Целостность   образа   поэзии   и   жизни.   М.  Равель   «Болеро».   Образ народного танца Музыка отражает жизнь. Многокрасочные образы – сцены народной жизни Образ прославления молодых порывов: «И песней боремся за мир» Изобразительность в музыке. Романтичные образы Разнообразие музыкальных образов. Образ грусти Разнообразие музыкальных образов. Обобщение Проявление музыкального содержания в музыкальных образах; их возникновение, развитие и взаимодействие Образное богатство – основа развития музыкального произведения. Сказочность в музыке Жизнь музыкальных образов Только музыка способна выразить невыразимое Музыкальные драматические образы: столкновения, противоречия, о в ­ л о К в о с а ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 122 конфликты Воплощение   большого   жизненного   содержания   в   эпических музыкальных образах; их сложность и многоплановость 23­24 Могучая   красота   и   мужественная   сила   образов   в   одном произведении Сонатная форма 25 26­27 Противостояние музыкальных образов в одном произведении Тема 2. Музыкальная драматургия 28 29 30 31 Драматургия контрастных сопоставлений Интонационное единство балета (оперы) Столкновение двух образов – основа драматургии «Симфонии №7» Д. Шостаковича «А значит, нам нужна одна победа! Одна на всех, мы за ценой не постоим!» Урок, посвященный Дню Победы 32­33 Жизненное содержание и форма музыкальных произведений 34 35 Жизнь полонеза. Обобщение темы «Музыкальная драматургия» Обобщение изученного за год 1 2 1 2 1 1 1 1 2 1 1 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССОВ В результате изучения музыки ученик 6 класса должен: знать/понимать специфику музыки как вида искусства;  возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;  основные жанры народной и профессиональной музыки;  основные формы музыки;  характерные   черты   и   образцы   творчества   крупнейших   русских   и   зарубежных композиторов;  виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;  имена выдающихся композиторов и музыкантов­исполнителей; уметь  эмоционально­образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;  узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики,  образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;  выразительно   исполнять   соло:   несколько   народных   песен,     песен   композиторов­ классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);  исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись); сравнивать   музыкальные   произведения   на   основе   полученных   знаний   об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях,  образной сфере музыки и музыкальной драматургии; сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;  различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра.использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни для:  певческого и инструментального музицирования  дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных  праздниках;  слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;  размышления о музыке  и её анализа, выражения  собственной позиции относительно прослушанной музыки;  музыкального   самообразования:   знакомство   с   литературой   о   музыке,   слушание музыки   в   свободное   от   уроков   время   (посещение   концертов,   музыкальных   спектаклей, прослушивание музыкальных радио­ и телепередач и др.); определение своего отношения к музыкальным   явлениям   действительности;   выражение   своих   личных   музыкальных впечатление в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 1) Васина­Гроссман В.А. Михаил Иванович Глинка. – М.: Музыка, 1982; 2) Великие   музыканты   западной   Европы:   хрестоматия   для   учащихся   старших классов / сост. В.В. Григорович. – М.: Просвещение, 1982; 3) Викторов   В.,   Садовский   М.  Звонкие   судьбы:   Сов.   песня  в   школе.   Кн.   для учителя. – М.: Просвещение, 1980; 4) Владимиров В. Музыкальная литература. – М.: Госуд. муз. изд­во, 1963; 5) Война и музы: Проза, стихи, пьесы, песни, посв. Великой Отечественной войне 1941­1945 гг.: 2­я ч. – Молодежная эстрада, №№3­5, 2003; 6) Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 15 / под ред. В.С. Фомина. – М.: Музыка, Ленинградское отделение, 1977; 7) Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 1. – М.: Музыка, 1978; 8) Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 3. – М.: Музыка, 1983; 9) Демина Н. Прекрасное – детям. Навстречу музыке и танцу. – Рига: Звайгзне, 1970; 10) Дмитриева   Л.Г.   Методика   музыкального   воспитания   в   школе:   учебное пособие. – М.: Academ A, 1998; 11) Добрынина Е. Любителям музыки посвящается. – М.: Советский композитор, 1980; 12) Из истории зарубежной музыки / ред.­сост. С.Н. Питина. – М.: Музыка, 1971; 13) Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья. – М.: Молодая гвардия, 1979; 14) Кабалевский Д.Б. Ровесники: беседы о музыке для юношества / переиздание. – М.: Музыка, 1987; 15) Кленов А. Там, где музыка живет / 3­е изд., испр. – М.: Педагогика­Пресс, 1994; 16) Комиссарская М.Л. Русская музыка XIX века. – М.: Знание, 1984;17) Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып  IV  / изд. 5­е. – М.: Музыка, 1973; 18) Матутите Е.А. Песня и время. – М.: Знание, 1977; 19) Музыка. 7 класс: Поурочные планы по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева / авт.­сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Изд­во Учитель, 2009; 20) Музыка   –   детям.   Вопросы   музыкально­эстетического   воспитания.   Вып.   3   / сост. Л. Михеева. – М.: Изд­во Музыка, Ленинградское отделение, 1976; 21) Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10 / сост. О. Апраксина. – М.: Изд­во Музыка, 1975; 22) Науменко Т.И. Музыка. 7 класс: учебник для общеобраз. учреждений / сост. Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2006; 23) Пионерский музыкальный клуб, вып. 21 / сост. О. Очаковская. – М.: Музыка, 1987; 24) Поляновский Г. Анатолий Новиков. – М.: Советский композитор, 1971; 25) Розеншильд Е. История зарубежной музыки. – М.: Музыка, 1979; 26) Русская музыка: С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев: учебн.­метод. материал к урокам музыки / авт.­сост. О.А. Радостева. ­   Йошкар­Ола: Педагогическая инициатива, 2004; 27) Савкина Н.П. С.С. Прокофьев. – М.: Музыка, 1982; 28) Страницы истории русской музыки: статьи молодых музыковедов / ред.­сост. Е.М. Орлова, Е.А. Ручьевская. – М.: Музыка, Ленинградское отделение, 1973; 29) Тарасов Л. Музыка в семье муз. – Л.: Детская литература, 1985; 30) Тарасов Л. Волшебство оперы / Очерки. – Ленинград: Детская литература, 1979; 31) Фрадкина Э. Композитор Георгий Портнов: песня, оперетта, музыка в театре и кино. – М.: Советский композитор, 1974; 32) Хентова С.М. Подвиг, воплощенный в музыке. – Волгоград: Нижнее­Волжское книжное изд­во, 1984; 33) Что такое? Кто такой? В 3­х томах. Т. 2 / ред. коллегия: А.А. Дорохов, Т.А. Куценко, С.В. Михалков, В.И. Назаров и др. – М.: Педагогика, 1978; 34) Юному   художнику:   книга   для   чтения   по   истории   искусства   /   сост.   М.Т. Кузьмина. – М.: Изд­во Акад. худ. СССР, 1963; 35) Энциклопедический музыкальный словарь / авт.­сост. Б.С. Штейнпресс, И.М. Ямпольский. – М.: Советская энциклопедия, 1966. СРЕДСТВА MULTIMEDIA: • Информационно­образовательный   портал   «Культура   и   искусство» (http   ://   www   /  educulture    .  ru); • Электронный портал «Культура» (www  • Электронный   федеральный   портал   «Российское  .  kultura    ­  portal    .  ru),   образование» • База   данных   Российской   Государственной   библиотеки   по   искусству (http   ://   www   .  edu   .  ru); (http   ://   www   .  liart    .  ru); • Электронные информационные ресурсы Российской Национальной библиотеки (http   ://   www   .  nir   .  ru); • База данных ИНИОН (http   ://   www   .  inion    .  ru);• Электронная   база   данных   Государственной   научной   педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского РАО (http   ://   www   .  gnpbu    .  ru); • Информационная   система   «Единое   окно   доступа   к   образовательным •    ://   window ресурсам» (http    Глобальные  .  yahoo    ://   www  http   .  com   .  edu   .  ru); поисковые    /; http     .  msn   ://   search системы  .  com   /.  http   ://   www   .  google    .  com   /;

Посмотрите также