Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана МКОУ «Ключи-Булакская СОШ» на 2016-2017 учебный год, программы начального общего образования по музыке под редакцией Е.Д. Критской и УМК Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой по музыке «Музыка» для 3 класса.
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального компонента
Государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана
МКОУ «КлючиБулакская СОШ» на 20162017 учебный год, программы начального общего
образования по музыке под редакцией Е.Д. Критской (М.: Просвещение, 2011.) и УМК Е.Д.
Критской, Г.П. Сергеевой по музыке «Музыка» для 3 класса (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева. М.:
Просвещение, 2013.)
Программа по предмету «Музыка» составлена в соответствии со стандартами второго
поколения, примерными программами начального общего образования и основными положениями
художественнопедагогической концепции Д. Б. Кабалевского. В данной программе нашли
отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных
учреждений, потребности педагоговмузыкантов в обновлении содержания и новые технологии
общего музыкального образования.
Содержание обучения ориентировано на стратегию целенаправленной организации и
планомерного формирования музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному,
коммуникативному, познавательному и социальному развитию школьника. Предмет «Музыка», как
и другие предметы начальной школы, развивая умение учиться, призван формировать у ребенка
современную картину мира. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом
формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций.
Цель музыкального образования и воспитания формирование музыкальной культуры как
неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Изучение музыки во 3 классе направлено на введение детей в многообразный мир
музыкальной культуры, через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их
восприятию и способствует решению следующих задач:
воспитание интереса, эмоциональноценностного отношения и любви к музыкальному искусству,
художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу,
к Родине; уважение к истории , традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе
постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно ассоциативного мышления детей , музыкальной памяти и слуха на основе
активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной
культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационнообразного словаря,
первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового
исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных
видах музыкальной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета в учебном плане
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих
освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего
человечества. Опыт эмоциональнообразного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные
при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкальнотворческой деятельности
обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного
многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовнонравственного
воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностносмысловой
сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к
себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы охват
широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки
музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений
литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию
2эмоциональноэстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального
произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их
восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания»,
«видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по
своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию
ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение
музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с
музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся
входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические
движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов
сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как
средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в
размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в
рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового
концерта.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Требования к уровню подготовки учащихся
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в
пении, игре или пластике;
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какоголибо вида
музыкальнотворческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально
откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных
музыкальных образов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкальнопластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение третьеклассников следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально
ценностного отношения школьников к искусству; знания музыки и знания о музыке; опыт
музыкальнотворческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры
на элементарных детских музыкальных инструментах и др.; знания и способы деятельности
выпускников начальной школы. Важным показателем успешности достижения результатов является
участие выпускников в различных формах культурнодосуговой деятельности клacca, школы.
Личностные результаты
3 развитое музыкальноэстетическое чувство, проявляющееся в эмоциональноценностном
отношении к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального)
музицирования при воплощении музыкальных образов;
позитивная самооценка своих музыкальнотворческих возможностей.
Метапредметные результаты
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной
жизни класса, школы, города и др.;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) сo сверстниками при решении
различных музыкальнотворческих задач;
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий
контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий,
направлена на развитие регулятивных УУД.
Познавательные универсальные учебные действия
В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать
формированию замещения и моделирования.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития
эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства
и эмоции на основе творческого самовыражения.
Предметные результаты
устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какомулибо виду) музыкальнотворческой
деятельности;
общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей
музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление
о музыкальной картине мира;
элементарные умения и навыки в различных видах учебнотворческой деятельности.
Критерии оценивания
Оценка музыкальнопрактической деятельности младших школьников на уроках музыки носит
лишь поощрительный, стимулирующий характер. Она должна учитывать индивидуальный исходный
уровень общего и музыкального развития школьника, интенсивность формирования музыкально
слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке.
Таким образом, оценка уровня музыкального развития учащихся, предлагаемая ниже, носит
условный характер:
Эмоциональная отзывчивость как показатель развития интереса, желания слушать музыку;
Проявление любой творческой активности, самостоятельности;
Уровень развития музыкального мышления (образность, ассоциативность);
4 Умение применять «ключевые знания» о музыке;
Уровень исполнительской культуры (творческий подход, эмоциональность).
Показателем уровня сформированности музыкальной культуры школьников может стать
опыт восприятия музыки, внутреннее слышание шедевров мирового музыкального искусства и
личностное заинтересованное отношение к музыке в целом и отдельным полюбившимся сочинениям
прошлого и наших дней.
Учебнотематический план
Тема раздела
Россия – Родина моя
День, полный событий
№
1.
2.
3. О России петь – что стремиться в храм
4.
5.
6.
7.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
В музыкальном театре
В концертном зале
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
Количество часов
5 ч.
4 ч.
4 ч.
3 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
Содержание учебного предмета
Россия – Родина моя
Знания:
музыкальный пейзаж; образы родной природы в романсах русских композиторов;
песенность музыки русских композиторов;
лирические образы вокальной музыки;
образы Родины, зашитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня,
кантата, опер;
формакомпозиция, приёмы развития и особенности музыкального языка.
Умения:
выявлять настроение и чувства человека, выраженные в музыке;
петь мелодии с ориентацией на нотную запись;
исполнять песни л героических событиях истории Отечества.
День, полный событий
Знания:
образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке;
выразительность и изобразительность музыки разных жанров и стилей композиторов.
Умения:
понимать художественнообразное содержание музыкального произведения и раскрывать средства
его воплощения;
находить общность интонаций в музыке, живописи, поэзии;
разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и
исполнять во время досуга.
О России петь – что стремиться в храм
Знания:
образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве;
икона Богоматери Владимирской – величайшая святыня Руси;
праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим, Крещение Руси;
святые земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир;
песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры
современных композиторов, воспевающих красоту материнства, любовь, добро.
5Умения: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений
религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись);
различать жанры церковной музыки (тропарь, молитва, величание).
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Знания:
жанр былины в русском музыкальном фольклоре;
особенности повествования (мелодика и ритмика былин), образы былинных сказителей (Садко,
Баян), певцовмузыкантов (Лель);
народные традиции и обряды в музыке русских композиторов;
мелодии в народном стиле.
Умения:
выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального
музыкального творчества;
разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играхдраматизациях;
принимать участие в традиционных праздниках народов России.
В музыкальном театре
Знания:
особенности оперного и балетного спектаклей;
мюзикл – жанр легкой музыки, особенности музыкального языка, манеры исполнения.
Умения:
рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и
балетов;
характеризовать музыкальные образы; определять героя, опираясь на его музыкальную
характеристику
музицировать на уроке.
В концертном зале
Знания:
жанр инструментального концерта;
музыкальные инструменты: флейта, скрипка – их выразительные возможности;
выдающиеся скрипичные мастера и исполнители;
контрастные образы программной сюиты, симфонии;
музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная).
Умения:
узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных
инструментов;
различать на слух старинную и современную музыку;
узнавать тембры музыкальных инструментов;
называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных
исполнителей.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
Знания:
музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни;
роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений;
сходство и различия музыкальной речи разных композиторов;
джаз – искусство XX века; особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры
исполнения джазовой музыки;
6 ода как жанр литературного и музыкального творчества; жанровая общность оды, канта, гимна;
мелодии прошлого, которые знает весь мир.
Умения:
разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты;
импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша;
различать характерные черты языка современной музыки;
определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру;
интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Учебнометодическое обеспечение
Печатные издания:
1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: учебник для учащихся 3 класса (у
учителя). – М.: Просвещение, 2013.
2. Федеральный государственный стандарт 2011 года.
3. Образовательная система «Школа России». Музыка. 14 классы. – М.: Просвещение, 2011г
4. Золотухина Э.Н. и др. Планирование учебной деятельности. Развернутое тематическое
планирование по программе «Школа России». – Волгоград: Учитель, 2012.
Информационнокоммуникативные средства:
1. Единая коллекция http
552
2. Российский общеобразовательный портал http
3. Детские электронные книги и презентации http
:// collection
f 31 d 9 b 164
. cross
edu
:// music
:// viki
. edu
. rdf
. ru /
. ru /
. ru / catalog
/ rubr
/ f 544
b 3 b 7 f 1 f 45
b 76
f 453
№
урока
1
Мелодия –
душа
музыки.
2
Природа и
музыка.
Звучащие
картины
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата Тема урока
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ПО ФГОС)
предметные
УУД
Россия – Родина моя ( 5 часов)
Регулятивные:
выполнять учебные действия в
качестве слушателя.
Познавательные:
использовать общие приемы решения
задач;
ориентироваться в информационном
материале учебника.
Коммуникативные:
воспринимать музыкальное
произведение и мнение других людей о
музыке.
Регулятивные: преобразовывать
познавательную задачу в практическую.
Познавательные: ориентироваться в
разнообразии способов решения задач.
Знания:
отличительные черты русской музыки;
понятия «симфония», «лирика»,
«лирический образ»;
соединение изобразительного и
выразительного в музыке.
Умения:
ориентироваться в музыкальных жанрах
(опера, балет, симфония, концерт, сюита,
кантата, романс, кант и т.д.);
определять средства музыкальной
выразительности.
Знания:
определения «романса», «лирического
образа», «романса без слов»., «пейзажная
лирика»,
иллюстрации, близкие романсам,
прослушанным на уроке.
Умения:
73
4
5
6
7
Виват,
Россия!
Наша слава
– русская
держава.
Кантата
«Александр
Невский».
Опера
«Иван
Сусанин».
Утро.
Портрет в
музыке
В каждой
интонации
спрятан
человек
выявлять жанровое начало музыки;
оценивать эмоциональный характер
музыки и определять ее образное
содержание.
Знания:
музыкальные особенности виватного
(хвалебного) канта (песенность +
маршевость, речевые интонации
призывного возгласа, торжественный,
праздничный, ликующий характер) и
солдатской песнимарша.
Умения:
выявлять жанровые признаки, зерно
интонации, лад, состав исполнителей;
определять особенности звучания
знакомых музыкальных инструментов и
вокальных голосов.
Знания:
«песнягимн», музыкальные
особенности гимна;
«кантата», 3частная форма;
особенности колокольных звонов набат
(имитация звона в колокол).
Умения:
определять характерные особенности
музыкального языка великих
композиторов.
Знания:
составные элементы оперы: ария,
хоровая сцена, эпилог;
интонационное родство музыкальных
тем оперы с народными мелодиями.
характерные особенности колокольных
звонов – благовест.
Умения:
выявлять жанровое начало музыки.
Коммуникативные: договариваться о
распределении
функций и ролей в совместной
деятельности; работать в паре.
Регулятивные:
ставить новые учебные задачи в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой
информации.
Коммуникативные:
ставить вопросы, обращаться за
помощью , контролировать свои
действия в коллективной работе.
Регулятивные: формировать и
удерживать учебную задачу.
Познавательные: использовать общие
приемы решения исполнительской
задачи.
Коммуникативные: координировать и
принимать различные позиции во
взаимодействии.
Регулятивные: формулировать и
удерживать учебную задачу.
Познавательные: ориентироваться в
разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: формулировать
собственное мнение и позицию.
День, полный событий (4 часа)
Знания:
воплощение образов утренней природы в
музыке;
принципы музыкального развития;
соединение выразительного и
изобразительного.
Умения:
оценивать эмоциональный характер
музыки и определять ее образное
содержание.
Знания:
музыкальная скороговорка;
контраст в музыке.
Умения:
участвовать в коллективной
Регулятивные: формулировать и
удерживать учебную задачу.
Познавательные: ориентироваться в
разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: участвовать в
коллективном пении и танцах.
Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя и
исполнителя.
Познавательные: осуществлять и
выделять необходимую информацию.
88
9
10
11
12
В детской.
Игры и
игрушки.
На
прогулке.
Вечер
исполнительской деятельности (пении,
пластическом интонировании,
импровизации.
Коммуникативные: проявлять
активность в решении познавательных
задач.
Знания:
характерные черты музыкального языка
Чайковского П.И. и Мусоргского М.П.
речитатив, интонационная
выразительность.
Умения:
участвовать в коллективной
исполнительской деятельности (пении,
пластическом интонировании,
импровизации).
Знания:
контраст в музыке;
понятие «пейзажная лирика», подбор
иллюстраций, близких прослушанным
произведениям. Умения:
видеть многообразие музыкальных
сочинений;
исполнять песни о вечере мягко,
распределяя дыхание на всю фразу.
Регулятивные: составлять план и
последовательность действий.
Познавательные: ориентироваться в
разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: проявлять
активность в решении познавательных
задач.
Регулятивные: использовать
установленные правила в контроле
способов решения задач.
Познавательные: ориентироваться в
разнообразии способов решения учебной
задачи
Коммуникативные: проявлять
активность в решении познавательных
задач.
«О России петь – что стремиться в храм» (4 часа)
Радуйся,
Мария!
Богородице
Дево,
радуйся.
Древнейшая
песнь
материнств
а.
Тихая моя,
нежная моя,
добрая моя,
мама!
Вербное
воскресенье
Вербочки
Знания:
образы Богородицы, Девы Марии,
матери в музыке, поэзии, изобразительном
искусстве.
Умения:
обнаруживать сходство и различия
русских и западноевропейских
произведений религиозного искусства
(музыка, архитектура, живопись);
определять характер музыки,
выражающий чувства художника.
Знания:
специфика воплощения образа
Богоматери в западноевропейской и
русской духовной музыки и современном
искусстве.
Умения:
сравнивать музыку Шуберта и
Рахманинова;
характеризовать духовную музыку;
сравнивать содержание художественных
картин, музыкальные и
художественные образы
Знания:
традиции празднования Вербного
воскресения; историю праздника
«Вербное
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации.
Познавательные: освоение начальных
форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка
своих музыкальнотворческих
возможностей.
Коммуникативные: использовать речь
для регуляции своего действия; ставить
вопросы.
Регулятивные: составлять план и
последовательность действий.
Познавательные: овладение навыками
смыслового прочтения содержания
«текстов» различных музыкальных
стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами деятельности.
Коммуникативные: использовать речь
для регуляции своего действия; ставить
вопросы.
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации.
Познавательные: приобретение умения
913
14
15
16
Святые
земли
Русской
воскресение»;
музыкальные особенности жанра
величания.
Умения:
исполнять знакомые песни о
праздниках.
Знания:
жанры величания и баллады в музыке и
поэзии;
историческая сказка о важных событиях
истории России, традициях и обрядах
народа, об отношении людей к родной
природе.
Умения:
определять музыкальные особенности
духовной музыки: строгий и
торжественный характер, напевность,
неторопливость движения;
сравнивать баллады, величания, молитвы
и выявление их интонационнообразного
родства.
осознанного построения речевого
высказывания о содержании, характере,
особенностях языка музыкальных
произведений разных эпох.
Коммуникативные: формулировать
собственное мнение и позицию.
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации.
Познавательные: приобретение умения
осознанного построения речевого
высказывания о содержании, характере,
особенностях языка музыкальных
произведений разных эпох.
Коммуникативные: формулировать
собственное мнение и позицию.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (3 часа)
Настрою
гусли на
старинный
лад…
Певцы
русской
старины
Былина о
Садко и
Морском
царе.
Лель, мой
Лель
Знания:
жанровые особенности былины,
специфика исполнения былин;
сопоставление зрительного ряда
учебника с музыкальным воплощением
былин.
Умения:
определять характер былин, знать
содержание, особенности исполнения
народных певцов русской старины
гусляров, особенности жанра «былина»
(старина).
Знания:
воплощение жанра былины в оперном
искусстве;
выразительные особенности былинного
сказа;
певческие голоса: тенор, меццосопрано;
народные напевы в оперном жанре.
Умения:
импровизация на заданную мелодию и
текст, ритмическое сопровождение,
«разыгрывание» песни по ролям.
Звучащие
картины.
Прощание с
Масленицей
Знания:
приметы праздника Масленица,
воплощение праздника масленица в
оперном жанре;
характерные интонации и жанровые
особенности масленичных песен.
10
Регулятивные: преобразовывать
практическую задачу в познавательную.
Познавательные: узнавать, называть и
определять героев музыкального
произведения.
Коммуникативные: задавать вопросы;
строить понятные для партнера
высказывания.
Регулятивные: преобразовывать
практическую задачу в познавательную.
Познавательные: умение осуществлять
информационную, познавательную и
практическую деятельность с
использованием различных средств
информации и коммуникации.
Коммуникативные: разрешать
конфликты на основе учета интересов и
позиций всех участников
Регулятивные: преобразовывать
практическую задачу в познавательную.
Познавательные: узнавать, называть и
определять героев музыкального
произведения.17
18
19
20
Опера
«Руслан и
Людмила».
Увертюра
Опера
«Орфей и
Эвридика»
Опера
«Снегурочк
а»
В
заповедном
лесу.
Океанморе
синее
Умения:
исполнение с сопровождением
простейших музыкальных инструментов:
ложки, бубны, свистульки, свирели и др.,
с танцевальными движениями.
Коммуникативные: задавать вопросы;
строить понятные для партнера
высказывания.
В музыкальном театре (6 часов)
Знания:
составные элементы оперы: ария,
каватина, увертюра, оперная сцена, рондо;
музыкальная характеристика оперного
персонажа;
певческие голоса: сопрано, баритон,бас,
Умения:
составлять характеристику героя,
сравнивать его поэтический и
музыкальный образ.
Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя и
исполнителя.
Познавательные: формирование
устойчивого интереса к музыке и
различным видам музыкально
творческой деятельности.
Коммуникативные: договариваться о
распределении функций и ролей в
совместной деятельности.
Знания:
контраст в опере;
лирические образы;
унисон в хоре;
музыкальная характеристика
Снегурочки.
Умения:
видеть контраст добра и зла,
познакомиться с мифом об Орфее;
услышать в музыке современность
(написана давно, но созвучна нашим
чувствам)
Знания:
музыкальный портрет оперного
персонажа на примере образа царя
Берендея;
музыкальные особенности шуточного
жанра в оперном искусстве:
жизнерадостный характер пляски, яркие
интонациипопевки, приемы развития –
повтор и варьирование;
Умения:
услышать контраст в музыке
пролога и сцены таяния, составить
портрет царя Берендея, проследить
развитие пляски скоморохов.
Знания:
приемы развития музыки в оперном
жанре;
контрастные образы в балете.
Умения:
услышать контраст во вступлении
к балету, слушая финал, рассказать о
том, как заканчивается действие.
11
Регулятивные: преобразовывать
практическую задачу в познавательную.
Познавательные: узнавать, называть и
определять героев музыкального
произведения.
Коммуникативные: задавать вопросы;
строить понятные для партнера
высказывания.
Регулятивные: преобразовывать
практическую задачу в познавательную.
Познавательные: овладение логическими
действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, установления аналогий в
процессе интонационнообразного и
жанрового , стилевого анализа
музыкальных сочинений и других видов
музыкальнотворческой деятельности.
Коммуникативные: задавать вопросы;
строить понятные для партнера
высказывания.
Регулятивные: преобразовывать
познавательную задачу в практическую.
Познавательные: ориентироваться в
разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: договариваться о
распределении
функций и ролей в совместной
деятельности; работать в паре.21
22
23
24
25
26
Балет
«Спящая
красавица»
В
современны
х ритмах.
Знания:
приемы развития музыки в оперном
жанре;
контрастные образы в балете.
Умения:
услышать контраст во вступлении
к балету, слушая финал, рассказать о
том, как заканчивается действие.
Знания:
сходные и различные черты между
детской оперой и мюзиклом;
характерные черты мюзикла. Умения:
выявлять сходные и различные черты
между детской оперой и мюзиклом.
Регулятивные: ставить новые учебные
задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: осуществлять поиск
необходимой информации.
Коммуникативные: ставить вопросы,
обращаться за помощью,
контролировать свои действия в
коллективной работе.
Регулятивные: формировать и
удерживать учебную задачу.
Познавательные: использовать общие
приемы решения исполнительской
задачи.
Коммуникативные: координировать и
принимать различные позиции во
взаимодействии.
В концертном зале (6 часов)
Музыкальн
ое
состязание
Музыкальн
ые
инструмент
ы: флейта
Музыкальн
ые
инструмент
ы: скрипка
Сюита «Пер
Гюнт»
Знания:
концерт, композитор, исполнитель,
слушатель, вариационное развитие.
Умения:
проводить интонационнообразный
анализ музыки;
узнавать стилевые особенности,
характерные черты музыкальной речи
разных композиторов.
Знания:
тембры флейты.
Умения:
определять виды музыки, сопоставлять
музыкальные образы в звучании
различных музыкальных инструментов.
Знания:
тембры скрипки.
Умения:
определять виды музыки, сопоставлять
музыкальные образы в звучании
различных музыкальных инструментов.
Знания:
Сюита «Пер Гюнт»
контрастные образы программной
сюиты.
Умения:
определять виды музыки, сопоставлять
музыкальные образы в звучании
различных музыкальных инструментов;
12
егулятивные: формулировать и
удерживать учебную задачу.
Познавательные: ориентироваться в
разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: формулировать
собственное мнение и позицию.
Регулятивные: формулировать и
удерживать учебную задачу.
Познавательные: ориентироваться в
разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: участвовать в
коллективном пении и танцах.
Регулятивные: использовать
установленные правила в контроле
способов решения задач.
Познавательные: ориентироваться в
разнообразии способов решения учебной
задачи
Коммуникативные: проявлять
активность в решении познавательных
задач.
Регулятивные: преобразовывать
практическую задачу в познавательную.
Познавательные: умение осуществлять
информационную, познавательную и
практическую деятельность с
использованием различных средств
информации и коммуникации.
Коммуникативные: разрешать27
28
29
30
31
сравнивать мелодии
«Героическ
ая»
Мир
Бетховена
Чудо
музыка
Знания:
симфония № 3 Бетховена;
симфония, дирижер, тема, вариации.
Умения:
различать на слух старинную и
современную музыку;
узнавать тембры музыкальных
инструментов.
Знания:
Л. Бетховен;
выразительность и изобразительность
музыки, мелодия, аккомпанемент, лад.
Умения: различать на слух старинную и
современную музыку;
узнавать тембры музыкальных
инструментов.
конфликты на основе учета интересов и
позиций всех участников
Регулятивные: преобразовывать
практическую задачу в познавательную.
Познавательные: узнавать, называть и
определять героев музыкального
произведения.
Коммуникативные: задавать вопросы;
строить понятные для партнера
высказывания.
Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя и
исполнителя.
Познавательные: осуществлять и
выделять необходимую информацию.
Коммуникативные: проявлять
активность в решении познавательных
задач.
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации.
Познавательные: освоение начальных
форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка
своих музыкальнотворческих
возможностей.
Коммуникативные: продуктивное
сотрудничество со сверстниками при
решении различных музыкально
творческих задач на уроках музыки, во
внеурочной и внешкольной музыкально
эстетической деятельности.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (6 часов)
Знания:
музыка источник вдохновения, надежды
и радости жизни;
песни о чудодейственной силе музыки
композиторов разных стран.
Умения:
выявлять характер музыки, слушать
музыку, запоминать названия
произведений и их авторов;
выразительно исполнять изученные
песни и музыкальные произведения.
Острый
ритм –
джаза звуки
Знания:
джаз – искусство XX века; особенности
мелодики, ритма, тембров инструментов,
манеры исполнения джазовой музыки.
Умения:
называть имена современных джазовых
музыкантов;
определять принадлежность
музыкальных произведений к тому или
иному жанру;
выразительно исполнять изученные
песни и музыкальные произведения.
Регулятивные: составлять план и
последовательность действий.
Познавательные: овладение навыками
смыслового прочтения содержания
«текстов» различных музыкальных
стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами деятельности.
Коммуникативные: использовать речь
для регуляции своего действия; ставить
вопросы.
Люблю я
грусть
твоих
просторов
Знания:
музыка Г. В Свиридова .
Умения:
находить родство музыкальных и
поэтических интонаций в вокальных
сочинениях Г. Свиридова.
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации.
Познавательные: приобретение умения
осознанного построения речевого
высказывания о содержании, характере,
1332
33
34
Мир
Прокофьев
а
Промежуто
чная
итоговая
аттестация.
Тест.
Певцы
родной
природы
Прославим
радость на
земле
выразительно исполнять изученные
песни и музыкальные произведения.
Знания:
С.Прокофьев («Шествие солнца»),
особенности стиля композитора.
Умения:
узнавать изученные музыкальные
сочинения и называть их авторов;
выразительно исполнять изученные
песни и музыкальные произведения.
Знания:
особенности музыкального языка разных
композиторов: Э.Григ («Утро»),
П.Чайковский («Мелодия»).
Умения:
узнавать изученные музыкальные
сочинения и называть их авторов;
называть и объяснять основные термины
и понятия музыкального искусства;
выразительно исполнять изученные
песни и музыкальные произведения.
особенностях языка музыкальных
произведений разных эпох.
Коммуникативные: формулировать
собственное мнение и позицию.
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации.
Познавательные: приобретение умения
осознанного построения речевого
высказывания о содержании, характере,
особенностях языка музыкальных
произведений разных эпох.
Коммуникативные: формулировать
собственное мнение и позицию.
Регулятивные: преобразовывать
практическую задачу в познавательную.
Познавательные: узнавать, называть и
определять героев музыкального
произведения.
Коммуникативные: задавать вопросы;
строить понятные для партнера
высказывания.
Знания: нестареющая музыка великого
австрийского композитора XVIII века
В. А. Моцарта.
Умения: узнавать изученные музыкальные
сочинения и называть их авторов;
выразительно исполнять изученные песни
и музыкальные произв.
Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя и
исполнителя.
Познавательные: осуществлять и
выделять необходимую информацию.
Коммуникативные: проявлять
активность в решении познават. задач
14