рабочая программа по обществознанию

  • Образовательные программы
  • docx
  • 21.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основная цель школьного предмета «Обществознание» - развитие личности обучающихся, воспита-ние, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально зна-чимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества. Основные задачи предмета «Обществознание»: • воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответ-ственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; • развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
Иконка файла материала рабочая программа обществознание.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Статус документа Рабочая программа МОБУ «СОШ №5» по обществознанию для 6­9 классов  разработана на основе следующих нормативных документов:  Федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного   общего   образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897;  Программы Л.Н. Боголюбова. (Сборник: "Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова.­ М.: Просвещение, 2014)  Утвержденного   Федерального   перечня   учебников,   рекомендованных   (допущенных)   к использованию   в   образовательном   процессе   в   образовательных   учреждениях,   реализующих образовательные   программы   основного   общего   образования   и   имеющие   государственную аккредитацию;  Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ «СОШ №5» (приказ № 70/1­А от 29.05.2015);  Положения о рабочей программе педагога МОБУ «СОШ №5» (приказ № 36/1­А от 17.03.2015);  Учебного плана МОБУ «СОШ №5». 2. Цели и задачи Основная цель школьного предмета «Обществознание» ­ развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию,   делать   необходимые   выводы   и   давать   обоснованные   оценки   социальным   событиям   и процессам,   выработку   умений,   обеспечивающих   адаптацию   к   условиям   динамично   развивающегося современного общества.  Основные задачи предмета «Обществознание»:         толерантности,   правового   самосознания, воспитание   общероссийской   идентичности,   патриотизма,   гражданственности,   социальной ответственности,   приверженности   ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно­нравственной, политической и правовой культуры,   становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению   социальных   и   гуманитарных   дисциплин;   формированию   способности   к   личному самоопределению,   повышению   мотивации   к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; самореализации, самоконтроля;   формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах,   о   формах   регулирования   общественных   отношений,   которые   необходимы   для взаимодействия   с   социальной   средой   и   выполнения   типичных   социальных   ролей   человека   и гражданина; овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать,  анализировать полученные данные;  освоению  ими способов   познавательной,   коммуникативной,   практической   деятельности,   необходимых   для участия в жизни гражданского общества и правового государства;  формирование   у   учащихся   опыта   применения   полученных   знаний   и   умений   для   определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений;   для   осуществления   гражданской   и   общественной   деятельности,   развития межличностных   отношений,   включая   отношения   между   людьми   различных   национальностей   и вероисповеданий, а также в семейно­бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков   других   людей   с   нравственными   ценностями   и   нормами   поведения,   установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. 1Кроме   того,   учебный   предмет   «Обществознание»   в   основной   школе   призван   помогать предпрофильному самоопределению школьников. 3. Срок реализации программы, м   Учебный предмет «Обществознание» изучается в течение 4­х лет с 6 по 9 классы, реализуется за счет часов обязательной части учебного плана МОБУ «СОШ №5». Общее число учебных часов за 4 года обучения составляет 136272, по 1 часу в неделю (34 часа в год).   есто учебного предмета в учебном плане 4. Формы организации учебного процесса, технологии обучения В   основе  организации   учебного   процесса  лежит   системно­деятельностный   подход,   который предполагает использование для достижения планируемых результатов следующих технологий и методов: развивающее обучение; проблемное обучение; информационно­коммуникативные; здоровьесберегающие; игровые; обучение в сотрудничестве; проектная и исследовательская деятельность. Методы обучения:  работа  с  учебником,  рассказ,  объяснение,   беседа,   демонстрация,  практические методы Средства обучения: 1. Электронные образовательные ресурсы 2. Печатные (учебники, раздаточный материал) 3. Наглядные плоскостные (плакаты) 4. Учебные приборы (микроскоп, лупа) Формы контроля Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная   аттестация, которые позволяют: ●         определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся  по предмету ( согласно учебного плана); ●         установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования; ●         осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.  1.   Текущий   контроль   знаний –   проверка   знаний   обучающихся   через   опросы,   самостоятельные   и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока,  терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками, подготовки  презентаций, рефератов, устных ответов Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п.  работу выставляется в классный журнал к следующему уроку. Изучение  разделов завершается  повторительно­обобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с документами).  2.Промежуточный контроль знаний обучающихся     Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.    Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком. Критерии оценивания. 5 (ОТЛ.) Критерии Удачное 1. Организация использование правильной ответа структуры   ответа (введение, основная (введение ­ основная 3 (УД.) Отсутствие   некоторых элементов ответа; неудачное   определение темы или её определение после наводящих 2 (НЕУД.) Неумение сформулировать вводную   часть   и выводы;   не   может определить   даже   с 2 4 (ХОР.) Использование структуры ответа, но не   всегда   удачное; определение темы; в ходе изложениячасть, заключение) часть   ­   заключение); определение   темы; ораторское искусство   (умение говорить) встречаются   паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов 2.   Умение анализирова ть   и   делать выводы Выводы   опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов,   понимание ключевой   проблемы и   её   элементов; способность задавать разъясняющие вопросы;   понимание противоречий между идеями   Некоторые   важные факты   упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются   и часть не относится к проблеме;   ключевая проблема выделяется,   но   не всегда   понимается глубоко;   не   все вопросы   удачны;   не все   противоречия выделяются 3. Иллюстраци я своих мыслей   Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами Встречаются ошибки в   деталях   или некоторых   фактах; детали   не   всегда анализируются; факты   отделяются от мнений   вопросов; сбивчивый рассказ,   незаконченные предложения   и   фразы, постоянная необходимость в помощи учителя Упускаются важные факты   и  многие   выводы неправильны;   факты сопоставляются   редко, многие   из   них   не относятся   к   проблеме; ошибки   в   выделении ключевой проблемы; вопросы   неудачны   или задаются   только   с учителя; помощью   противоречия   не выделяются           и их не друг Теоретические положения   фактическое подкрепление соответствуют другу Ошибки в ряде ключевых фактов   и   почти   во   всех детали деталях;   приводятся, но   не анализируются; факты не всегда   отделяются   от мнений,   но   учащийся понимает   разницу между ними   на или (даже   фактов помощью   учителя, рассказ распадается отдельные фрагменты   фразы Большинство важных отсутствует, выводы не   делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме,   нет   их сопоставления; неумение   выделить ключевую проблему   ошибочно); неумение   задать вопрос   даже   с помощью   учителя; нет понимания противоречий Смешивается теоретический   и фактический материал, ними соответствия Незнание   фактов   и деталей,   неумение анализировать детали,   даже   если они подсказываются учителем;   факты   и мнения смешиваются и нет понимания их разницы   между нет       4.   Научная корректност ь (точность в использован ии фактическог о материала) 5.   Работа   с ключевыми понятиями   Отсутствуют фактические ошибки; детали   подразделяются   на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты   отделяются от мнений Выделяются   понятия определяются наиболее   важные; чётко   и   полно определяются, правильное понятное описание все и и       Выделяются   важные понятия, но некоторые   другие упускаются; определяются   чётко, но   не   всегда   полно; правильное и доступное описание   Нет   разделения   на   важные и второстепенные понятия; определяются, но   не всегда   чётко   и правильно;   описываются часто   неправильно   или непонятно Неумение выделить   понятия, нет определений понятий;   не   могут описать   или   не понимают собственного описания 36. Причинно­ следственны е связи Умение   переходить от   частного   к общему   или   от общего   к   частному; чёткая последовательность Частичные нарушения причинно­ следственных связей; небольшие логические неточности Причинно­следственные связи проводятся   редко; много   нарушений   в последовательности Не может провести причинно­ следственные   связи   даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательност и  Критерии оценки устного ответа: ­ глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами; ­ твердое знание материала в пределах программных требований ­ четырьмя; ­   неуверенное   знание,   с   несущественными   ошибками   и   отсутствием   самостоятельности   суждений оценивается – тремя баллами; ­   наличие   в   ответе   школьника   грубых   ошибок,   проявление   непонимания   сути,   не   владение   навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»; ­ отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко). Критерии оценки работы на уроке:              активное   участие   учащегося   в   процессе   урока   и   безошибочное   выполнение   заданий оценивается пятью баллами;              активное участие в процессе урока с допущением каких­либо ошибок в процессе выполнения задания ­ четырьмя;              неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;              полное отсутствие активности ­ отметка «2»;         Критерии оценки тестового задания:              75­100% ­ отлично «5»;              60­74% ­ хорошо «4»               50­59% ­ удовлетворительно «3»;               менее 50% ­ неудовлетворительно «2»; Критерии оценки сообщения или проекта:               глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;               привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ ­ четырьмя;               выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;               полное отсутствие работы ­ отметка «2»; Критерии выведения четвертных и годовых оценок: Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований: ­ активная и правильная работа учащегося на уроке; ­ выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов ­ высокий уровень знания базового материала; Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований: ­ активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке; ­ выполнение дополнительных заданий по желанию; ­ высокий уровень знания базового материала; Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований: ­ отсутствие самостоятельной активности на уроке; ­ отсутствие выполнения дополнительных заданий; ­ низкий уровень знания базового материала; 45. Межпредметные связи Учебный   предмет   «Обществознание»   на   уровне   основного   общего   образования   опирается   на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам. ЛИЧНОСНЫЕ, ИНФОРМАТИКИ И ИКТ    МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ   И   ПРЕДМЕТНЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ   ОСВОЕНИЯ В соответствии с требованиями к результатам освоения ООП ООО МОБУ «СОШ № 5», Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по обществознанию направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: •  мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; •  заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; •     ценностные   ориентиры,   основанные   на   идеях   патриотизма,   любви   и   уважения   к   Отечеству; необходимости   поддержания   гражданского   мира   и   согласия;   отношении   к   человеку,   его   правам   и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями. Метапредметные  результаты: •    умение  сознательно организовывать  свою познавательную  деятельность  (от постановки  цели  до получения и оценки результата); •     умение   объяснять   явления   и   процессы   социальной   действительности   с   научных   позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; •     способность   анализировать   реальные   социальные   ситуации,   выбирать   адекватные   способы деятельности   и   модели   поведения   в   рамках   реализуемых   основных   социальных   ролей,   свойственных подросткам; •     овладение   различными   видами   публичных   выступлений   (высказывания,   монолог,   дискуссия)   и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; •  умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике: 1) на использование элементов причинно­следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3)   определение   сущностных   характеристик   изучаемого   объекта,   выбор   верных   критериев   для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) подкрепление изученных положений конкретными примерами; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметные  результаты: •  относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; 5•  знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности; •   знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; •     умения   находить   нужную   социальную   информацию   в   педагогически   отобранных   источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в   соответствии   с   решаемой   задачей   (анализировать,   обобщать,   систематизировать,   конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; •  понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; •     знание   основных   нравственных   и   правовых   понятий,   норм   и   правил,   понимание   их   роли   как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных   социальных   ситуаций;   установка   на   необходимость   руководствоваться   этими   нормами   и правилами в собственной повседневной жизни; •  приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; •     знание   особенностей   труда   как   одного   из   основных   видов   деятельности   человека,   основных требований   трудовой   этики   в   современном   обществе,   правовых   норм,   регулирующих   трудовую деятельность несовершеннолетних; •  понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; •   понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; деятельности; •  понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; •   знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами •     знание   новых   возможностей   для   коммуникации   в   современном   обществе;   умение   использовать современные   средства   связи   и   коммуникации   для   поиска   и   обработки   необходимой   социальной информации; •     понимание   языка   массовой   социально­политической   коммуникации,   позволяющее   осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; •  понимание значения коммуникации в межличностном общении; •     умение   взаимодействовать   в   ходе   выполнения   групповой   работы,   вести   диалог,   участвовать   в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; •  знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. Планируемые результаты Человек. Деятельность человека Выпускник научится: ­ использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; ­ характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста; ­ в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; ­ характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека; ­ приводить примеры основных видов деятельности человека; ­ выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения   межличностных   конфликтов;   выражать   собственное   отношение   к   различным   способам разрешения межличностных конфликтов. Выпускник получит возможность научиться: • выполнять   несложные   практические   задания,   основанные   на   ситуациях,   связанных   с деятельностью человека; • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества; 6• оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью; • использовать   элементы   причинно­следственного   анализа   при   характеристике   межличностных конфликтов; • моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы. Общество Выпускник научится: ­ демонстрировать  на примерах  взаимосвязь  природы  и  общества,  раскрывать роль  природы  в  жизни человека; ­ распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ; ­ характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; ­ различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; ­   выполнять   несложные   познавательные   и   практические   задания,   основанные   на   ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; ­ характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса; ­   на   основе   полученных   знаний   выбирать   в   предлагаемых   модельных   ситуациях   и   осуществлять   на практике экологически рациональное поведение; ­ раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;  ­ конкретизировать примерами опасность международного терроризма. Выпускник получит возможность научиться: • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; • выявлять   причинно­следственные   связи   общественных   явлений   и   характеризовать   основные направления общественного развития; • осознанно содействовать защите природы. Социальные нормы Выпускник научится: ­ раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; ­ различать отдельные виды социальных норм; ­ характеризовать основные нормы морали; ­ критически осмысливать информацию морально­нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями; ­ раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; ­ характеризовать специфику норм права; ­ сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности; ­ раскрывать сущность процесса социализации личности; ­ объяснять причины отклоняющегося поведения; ­ описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения. Выпускник получит возможность научиться: • использовать элементы причинно­следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; • оценивать социальную значимость здорового образа жизни. Сфера духовной культуры Выпускник научится: 7­ характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; ­ описывать явления духовной культуры; ­ объяснять причины возрастания роли науки в современном мире; ­ оценивать роль образования в современном обществе; ­ различать уровни общего образования в России; ­   находить   и   извлекать   социальную   информацию   о   достижениях   и   проблемах   развития   культуры   из адаптированных источников различного типа; ­ описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним; ­ объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; ­   учитывать   общественные   потребности   при   выборе   направления   своей   будущей   профессиональной деятельности; ­ раскрывать роль религии в современном обществе; ­ характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры. Выпускник получит возможность научиться: • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу­бизнес и мода. Социальная сфера Выпускник научится: ­   описывать   социальную   структуру   в   обществах   разного   типа,   характеризовать   основные   социальные общности и группы; ­ объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; ­ характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства; ­ выделять параметры, определяющие социальный статус личности; ­ приводить примеры предписанных и достигаемых статусов; ­ описывать основные социальные роли подростка; ­ конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; ­ характеризовать межнациональные отношения в современном мире; ­ объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;  ­ характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; ­ раскрывать основные роли членов семьи;  ­ характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; ­ выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов. Выпускник получит возможность научиться: • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи; • выполнять   несложные   практические   задания   по   анализу   ситуаций,   связанных   с   различными способами   разрешения   семейных   конфликтов;   выражать   собственное   отношение   к   различным способам разрешения семейных конфликтов; • формировать   положительное   отношение   к   необходимости   соблюдать   здоровый   образ   жизни; корректировать   собственное   поведение   в   соответствии   с   требованиями   безопасности жизнедеятельности; • использовать   элементы   причинно­следственного   анализа   при   характеристике   семейных конфликтов; • находить   и   извлекать   социальную   информацию   о   государственной   семейной   политике   из адаптированных источников различного типа. 8Политическая сфера жизни общества Выпускник научится: ­ объяснять роль политики в жизни общества; ­ различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; ­ давать характеристику формам государственно­территориального устройства; ­ различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; ­ раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии; ­ называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах; ­ характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. Выпускник получит возможность научиться:  • осознавать   значение   гражданской   активности   и   патриотической   позиции   в   укреплении   нашего государства; • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. Гражданин и государство Выпускник научится: ­ характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; ­ объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; ­ раскрывать достижения российского народа; ­ объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; ­   называть   и   иллюстрировать   примерами   основные   права   и   свободы   граждан,   гарантированные Конституцией РФ; ­ осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; ­ характеризовать конституционные обязанности гражданина. Выпускник получит возможность научиться: • аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; • использовать   знания   и   умения   для   формирования   способности   уважать   права   других   людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. Основы российского законодательства Выпускник научится: ­ характеризовать систему российского законодательства; ­ раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; ­ характеризовать гражданские правоотношения; ­ раскрывать смысл права на труд; ­ объяснять роль трудового договора; ­ разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; ­ характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей; ­ характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений; ­ конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них; ­ характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних; ­ раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование; ­ анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями;   в   предлагаемых   модельных   ситуациях   определять   признаки   правонарушения, проступка, преступления; ­   исследовать   несложные   практические   ситуации,   связанные   с   защитой   прав   и   интересов   детей, оставшихся без попечения родителей; ­   находить,   извлекать   и   осмысливать   информацию   правового   характера,   полученную   из   доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию 9для   соотнесения   собственного   поведения   и   поступков   других   людей   с   нормами   поведения, установленными законом. Выпускник получит возможность научиться: • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами. Экономика Выпускник научится: ­ объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; ­   различать   основных   участников   экономической   деятельности:   производителей   и   потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; ­ раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; ­ характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах; ­   характеризовать   механизм   рыночного   регулирования   экономики;   анализировать   действие   рыночных законов, выявлять роль конкуренции; ­ объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства; ­ называть и конкретизировать примерами виды налогов; ­ характеризовать функции денег и их роль в экономике; ­ раскрывать социально­экономическую роль и функции предпринимательства; ­   анализировать   информацию   об   экономической   жизни   общества   из   адаптированных   источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; ­   формулировать   и   аргументировать   собственные   суждения,   касающиеся   отдельных   вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания   при   анализе   фактов   поведения   участников   экономической   деятельности;   оценивать   этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности; ­ раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; ­ характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета; ­   использовать   полученные   знания   при   анализе   фактов   поведения   участников   экономической деятельности; ­ обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; • выполнять   практические   задания,   основанные   на   ситуациях,   связанных   с   описанием   состояния российской экономики; • анализировать   и   оценивать   с   позиций   экономических   знаний   сложившиеся   практики   и   модели поведения потребителя; • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет. 10ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку   должно   обеспечить   формирование   мировоззренческой,   ценностно­смысловой   сферы обучающихся,   личностных   основ  российской   гражданской  идентичности,   социальной   ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений. Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные   знания   об   обществе   и   его   основных   сферах,   о   человеке   в   обществе.   Учебный   предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ   наук:   экономика,   социология,   политология,   социальная   психология,   правоведение,   философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем. Человек. Деятельность человека Биологическое   и   социальное   в   человеке.  Черты   сходства   и   различий   человека   и   животного. Индивид,   индивидуальность,   личность.  Основные   возрастные   периоды   жизни   человека.   Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности   людей   с   ограниченными   возможностями.   Понятие   деятельности.   Многообразие   видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения.  Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Общество Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей   стран   и   народов.   Глобальные   проблемы   современности.   Опасность   международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития. Социальные нормы Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и   обычаи.  Как   усваиваются   социальные   нормы.   Общественные   ценности.   Гражданственность   и патриотизм.   Уважение   социального   многообразия.   Мораль,   ее   основные   принципы.   Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация   личности.  Отклоняющееся поведение.   Опасность   наркомании   и   алкоголизма   для   человека   и   общества.   Социальный   контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.  Особенности   социализации   в   подростковом   возрасте. Сфера духовной культуры Культура,   ее   многообразие   и   основные   формы.  Наука   в   жизни   современного   общества.  Научно­ технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии.  Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.  Социальная сфера жизни общества Социальная   структура   общества.   Социальные   общности   и   группы.   Социальный   статус   личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные  отношения.   Функции   семьи.   Семейные  ценности   и  традиции.  Основные  роли  членов  семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства. 11Политическая сфера жизни общества Политика   и   власть.   Роль   политики   в   жизни   общества.   Государство,   его   существенные   признаки. Функции   государства.   Внутренняя   и   внешняя   политика   государства.   Формы   правления.   Формы государственно­территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности.   Выборы   и   референдумы.   Разделение   властей.   Участие   граждан   в   политической   жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское   общество.  Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.  Правовое   государство.  Местное   самоуправление. Гражданин и государство Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы  России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации.  Органы  государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской   Федерации.   Гражданство   Российской   Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.  Конституционные обязанности   гражданина   Российской   Федерации.  Взаимоотношения   органов   государственной   власти   и граждан.   Механизмы   реализации   и   защиты   прав   и   свобод   человека   и   гражданина   в   РФ.  Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.   Правоохранительные   органы. Основы российского законодательства   Источники   права. Система   российского   законодательства.   Нормативный   правовой   акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и   функции   юридической   ответственности.   Презумпция   невиновности.   Гражданские   правоотношения. Основные виды гражданско­правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор   и   его   значение   в   регулировании   трудовой   деятельности   человека.   Семья   под   защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения   родителей.   Особенности   административно­правовых   отношений.   Административные правонарушения. Виды административного наказания.  Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового   статуса   несовершеннолетнего.   Права   ребенка   и   их   защита.   Дееспособность   малолетних. Дееспособность   несовершеннолетних   в   возрасте   от   14   до   18   лет.   Особенности   регулирования   труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности   и   наказания   несовершеннолетних.  Международное   гуманитарное   право. Международно­правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Экономика Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность   ресурсов.   Производство  ­  основа   экономики.   Распределение.   Обмен.   Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды   рынков.   Рынок   капиталов.  Рынок   труда.   Каким   должен   быть   современный   работник.   Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов,  функции, налоговые системы разных эпох. Банковские   услуги,   предоставляемые   гражданам:   депозит,   кредит,   платежная   карта,   электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный  банкинг,   онлайн­банкинг.  Страховые   услуги:   страхование   жизни,   здоровья,   имущества, ответственности.   Инвестиции   в   реальные   и   финансовые   активы.  Пенсионное   обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций.  Экономические функции домохозяйства. 12Потребление домашних хозяйств.  Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция. Содержание предмета «Обществознание» в 6 классе Вводный урок. Глава I. Человек в социальном измерении. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека. Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности   человека   –   биологические,   социальные,   духовные.   Индивидуальный   характер потребностей.   Люди   с   ограниченными   возможностями   и   особыми   потребностями.   Духовный   мир человека. Мысли и чувства. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Человек   –   личность.   Учимся   узнавать   и   оценивать   себя.   Учимся   правильно   организовывать   свою деятельность. Учимся размышлять. Глава II. Человек среди людей. Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между   людьми.   Сотрудничество   и   соперничество.   Солидарность,   лояльность,   толерантность, взаимопонимание. Социальные   группы   (большие   и   малые).   Человек   в   малой   группе.   Группы   формальные   и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение   –   форма   отношения   человека   к   окружающему   миру.   Цели   общения.   Средства   общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Я   и   мои   знакомые,   приятели,   товарищи,   друзья.   Я   и   группы,   в   которые   я   вхожу.   Как   получить удовольствие от общения. Как победить обиду. Глава III. Нравственные основы жизни. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Смелость.   Страх   –   защитная   реакция   человека.   Преодоление   страха.   Смелость   и   отвага. Противодействие злу. Человечность. Гуманизм – уважение к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Гуманизм и человечность вокруг нас. Они победили страх. Спешите делать добро. Итоговое повторение и контроль. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Календарно­тематическое планирование 6 класс № п/п Тема раздела (урока) Кол­во часов 1   Что Введение. изучает курс «Обществознание».    1 Планиру емая дата урока Основные виды учебной деятельности Знать значение, использование термина  «обществознание» Иметь представление о связи обществознания  с другими науками. Глава I. Человек  в социальном измерении (11 часов) 2­3 Человек – личность 2 Раскрывать  на  конкретных  примерах   смысл понятия «индивидуальность». Использовать  причинно­ следственного   анализа   при   характеристике социальных параметров личности элементы   134­5 Познай самого себя 2 2 2 2 1 6­7 Человек и его деятельность    8­9 Потребности человека  10­11 На     к успеху  пути   жизненному 12 и Обобщение   систематизация   знаний по   теме   «Человек   в социальном измерении»    собственные   поступки,  элементы    особенности   познания   практические   моральные   качества, Характеризовать человеком мира и самого себя. Оценивать умения, выявлять их динамику. Сравнивать  себя и свои качества с другими людьми. Приводить  примеры   проявления   различных способностей людей Характеризовать  деятельность   человека,   её отдельные виды. Описывать  и  иллюстрировать  примерами различные мотивы деятельности. Использовать причинно­ следственного   анализа   для   выявления   связи между   деятельностью   и   формированием личности. Выявлять  условия   и   оценивать   качества собственной успешной деятельности Характеризовать   и   иллюстрировать примерами   основные   потребности   человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать  особые   потребности   людей   с ограниченными возможностями.  несложные   практические Исследовать ситуации,   связанные   с   проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств Характеризовать   конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей,   нашедших   своё   призвание   в   жизни   и достигших   успеха,   из   адаптированных источников различного типа Систематизировать материал   по   теме "Человек   в   социальном   измерении" Высказывать суждения  Выполнять тестовые контрольные задания   на   примерах   влияние и Глава II. Человек среди людей (9 часов) 13­14 Межличностные 2 отношения  Описывать  межличностные   отношения   и   их отдельные виды.  Показывать  проявления   сотрудничества   и соперничества на конкретных примерах. 14и       проявились   практические    иллюстрировать  практические   ситуации,   в проявились солидарность, Описывать  с   опорой   на   примеры взаимодействие   и   сотрудничество   людей   в обществе.  Оценивать  собственное   отношение   к   людям других   национальностей   и   другого мировоззрения. Исследовать которых толерантность, лояльность, взаимопонимание Описывать  большие и малые, формальные и неформальные   группы.  Приводить  примеры таких групп. Характеризовать примерами групповые нормы. Описывать  с   опорой   на   примеры взаимодействие   и   сотрудничество   людей   в обществе.  Оценивать  собственное   отношение   к   людям других   национальностей   и   другого мировоззрения. Исследовать  практические   ситуации,   в которых солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследовать  ситуации, связанные   с   выявлением   места   человека   в группе, проявлением лидерства Характеризовать  общение   как   взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать  с   помощью   примеров различные цели и средства общения. Сравнивать  и  сопоставлять  различные стили общения.  Выявлять  на основе конкретных жизненных ситуаций   особенности   общения   со сверстниками,   старшими   и   младшими. Оценивать собственное умение общаться Описывать  возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать  варианты   поведения   в конфликтных   ситуациях.  Объяснять,   в   чём заключается   конструктивное   разрешение  Иллюстрировать  объяснение конфликта. примерами. Выявлять  и  анализировать  собственные типичные реакции в конфликтной ситуации Систематизировать материал   по   теме "Человек людей" Высказывать суждения  Выполнять тестовые контрольные задания сущность   и   причины среди     15 15­16 Человек   в   группе 2 17­18 Общение 2 19­20 Конфликты   межличностных отношениях  в 2 21 и Обобщение   систематизация знаний по   теме   «Человек среди   людей»   122­23 Человек   славен добрыми делами  24­25 Будь   смелым 26­27 Человек и человечность   2 2  и   иллюстрирующие  иллюстрировать Глава III. Нравственные основы жизни (7 часов) Характеризовать примерами проявления добра. Приводить  примеры, золотое правило морали.  в   модельных   и   реальных Оценивать ситуациях   поступки   людей   с   точки   зрения золотого правила морали На   конкретных   примерах  дать   оценку проявлениям   мужества,   смелости,   случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать требующие проявлениям зла Раскрывать  на   примерах   смысл   понятия «человечность».  Давать  оценку   с   позиции   гуманизма конкретным   поступкам   людей,   описанным   в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нём Систематизировать материал   по   теме "Нравственные жизни" Высказывать суждения  Выполнять тестовые контрольные задания ситуации, противодействия  предлагаемые личного основы и 1 2           28 33 34   Обобщение систематизация знаний  по теме  «Нравственные   основы   жизни»   29­30 Обобщение и   систематизация знаний   по   теме «Человек   и общество»  31­32 Человек   системе   в общественных отношений  Итоговая контрольная работа Урок­конференция «Человек и общество»    Итоговое повторение ( 6часов) 2 Систематизировать материал   по   теме "Человек общество". Высказывать суждения  Выполнять тестовые контрольные задания и     2 1 1   и Систематизировать материал   по   теме "Человек общество". Высказывать суждения  Выполнять тестовые контрольные задания Выполнять  обществознанию. контрольные   задания   по   Высказывать собственное мнение, суждения Планируемые результаты изучения обществознания в 6 классе В результате изучения обществознания ученик должен знать/ понимать: 16    социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; уметь:          описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как  социально­деятельное существо; основные социальные роли; сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и  различия; объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и  общества, общества и природы, сфер общественной жизни); приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций,  регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие  типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей  (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной  информации факты и мнения; самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и  т. п.) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:       УЧЕБНО   –   МЕТОДИЧЕСКОЕ   И   МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ   ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА     для учащегося: ­  Учебник Обществознание. 6 класс. ФГОС. под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, М:  Просвещение, 2016 ­ Рабочая тетрадь Ивановой Л. Ф., Хотеенковой Я. В. «Обществознание. 6 класс» (М.: Просвещение, 2012) для учителя: ­ Боголюбов, Л, Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / JT. Н. Боголюбов, JI. Ф.  Иванова, А. Ю. Лазебникова. ­ М.: Дрофа, 2008. ­ Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с  дидактическими материалами / А. Ю. Лазебникова. ­ М.: Школа­Пресс, 2000.  Дополнительная литература для учителя: ­ Гражданский кодекс Российской Федерации. ­ Кодекс об административных правонарушениях. ­ Конституция Российской Федерации. ­ Семейный кодекс РФ. ­ Трудовой кодекс РФ. Дополнительная литература для учеников: ­  Практикум по обществознанию.  М.: Рольф, 2012. ­ Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. —  М., 2007. ­ Кишенкова О. В. Путешествие юного гражданина: 5 кл.  М., 2007. ­ Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М., 2011. —  Ч. 2. 17­ Я познаю мир: Психология. М., 2011.   Технические средства обучения: 1. Компьютер 2. Мультимедийный проектор              18