Основная цель школьного предмета «Обществознание» - развитие личности обучающихся, воспита-ние, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально зна-чимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.
Основные задачи предмета «Обществознание»:
• воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответ-ственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Статус документа
Рабочая программа МОБУ «СОШ №5» по обществознанию для 69 классов разработана на основе
следующих нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897;
Программы Л.Н. Боголюбова. (Сборник: "Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия
учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2014)
Утвержденного Федерального перечня учебников,
рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы основного общего образования и имеющие государственную
аккредитацию;
Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ «СОШ №5» (приказ
№ 70/1А от 29.05.2015);
Положения о рабочей программе педагога МОБУ «СОШ №5» (приказ № 36/1А от 17.03.2015);
Учебного плана МОБУ «СОШ №5».
2. Цели и задачи
Основная цель школьного предмета «Обществознание» развитие личности обучающихся, воспитание,
усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую
информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и
процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося
современного общества.
Основные задачи предмета «Обществознание»:
толерантности,
правового самосознания,
воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности,
приверженности ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте,
повышению уровня ее духовнонравственной, политической и правовой культуры, становлению
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному
самоопределению,
повышению мотивации к
высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
самореализации,
самоконтроля;
формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний
о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных
институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и
гражданина;
овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать
социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими
способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для
участия в жизни гражданского общества и правового государства;
формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения
собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных
отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, а также в семейнобытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными
законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
1Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать
предпрофильному самоопределению школьников.
3. Срок реализации программы, м
Учебный предмет «Обществознание» изучается в течение 4х лет с 6 по 9 классы, реализуется за счет
часов обязательной части учебного плана МОБУ «СОШ №5». Общее число учебных часов за 4 года
обучения составляет 136272, по 1 часу в неделю (34 часа в год).
есто учебного предмета в учебном плане
4. Формы организации учебного процесса, технологии обучения
В основе организации учебного процесса лежит системнодеятельностный подход, который
предполагает использование для достижения планируемых результатов следующих технологий и методов:
развивающее обучение; проблемное обучение; информационнокоммуникативные; здоровьесберегающие;
игровые; обучение в сотрудничестве; проектная и исследовательская деятельность.
Методы обучения: работа с учебником, рассказ, объяснение, беседа, демонстрация, практические
методы
Средства обучения:
1. Электронные образовательные ресурсы
2. Печатные (учебники, раздаточный материал)
3. Наглядные плоскостные (плакаты)
4. Учебные приборы (микроскоп, лупа)
Формы контроля
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль
знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно
учебного плана);
● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного
образовательного стандарта общего образования;
● осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ
учебных курсов.
1. Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и
контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая
работа, рабата с карточками, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка
за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к
следующему уроку.
Изучение разделов завершается повторительнообобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с
документами).
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый
по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным
графиком.
Критерии оценивания.
5 (ОТЛ.)
Критерии
Удачное
1.
Организация
использование
правильной
ответа
структуры ответа
(введение,
основная
(введение основная
3 (УД.)
Отсутствие некоторых
элементов
ответа;
неудачное определение
темы или её определение
после
наводящих
2 (НЕУД.)
Неумение
сформулировать
вводную часть и
выводы; не может
определить даже с
2
4 (ХОР.)
Использование
структуры ответа, но
не всегда удачное;
определение темы; в
ходе
изложениячасть,
заключение)
часть заключение);
определение темы;
ораторское
искусство (умение
говорить)
встречаются паузы,
неудачно
построенные
предложения,
повторы слов
2.
Умение
анализирова
ть и делать
выводы
Выводы опираются
не основные факты и
являются
обоснованными;
грамотное
сопоставление
фактов, понимание
ключевой проблемы
и её элементов;
способность задавать
разъясняющие
вопросы; понимание
противоречий между
идеями
Некоторые важные
факты упускаются,
но
выводы
правильны; не всегда
факты
сопоставляются и
часть не относится к
проблеме; ключевая
проблема
выделяется, но не
всегда понимается
глубоко;
не все
вопросы удачны; не
все противоречия
выделяются
3.
Иллюстраци
я
своих
мыслей
Теоретические
положения
подкрепляются
соответствующими
фактами
Теоретические
положения не всегда
подкрепляются
соответствующими
фактами
Встречаются ошибки
в деталях или
некоторых фактах;
детали не всегда
анализируются;
факты отделяются
от мнений
вопросов;
сбивчивый
рассказ, незаконченные
предложения и фразы,
постоянная
необходимость в помощи
учителя
Упускаются
важные
факты и многие выводы
неправильны;
факты
сопоставляются редко,
многие из них не
относятся к проблеме;
ошибки в выделении
ключевой
проблемы;
вопросы неудачны или
задаются только с
учителя;
помощью
противоречия
не
выделяются
и
их
не
друг
Теоретические
положения
фактическое
подкрепление
соответствуют
другу
Ошибки в ряде ключевых
фактов и почти во всех
детали
деталях;
приводятся, но
не
анализируются; факты не
всегда отделяются от
мнений, но учащийся
понимает разницу между
ними
на
или
(даже
фактов
помощью учителя,
рассказ
распадается
отдельные
фрагменты
фразы
Большинство
важных
отсутствует,
выводы
не
делаются; факты не
соответствуют
рассматриваемой
проблеме, нет их
сопоставления;
неумение выделить
ключевую
проблему
ошибочно);
неумение
задать
вопрос даже с
помощью учителя;
нет
понимания
противоречий
Смешивается
теоретический и
фактический
материал,
ними
соответствия
Незнание фактов и
деталей, неумение
анализировать
детали, даже если
они
подсказываются
учителем; факты и
мнения
смешиваются и нет
понимания
их
разницы
между
нет
4. Научная
корректност
ь (точность в
использован
ии
фактическог
о материала)
5. Работа с
ключевыми
понятиями
Отсутствуют
фактические
ошибки;
детали
подразделяются на
значительные
и
незначительные,
идентифицируются
как правдоподобные,
вымышленные,
спорные,
сомнительные;
факты отделяются
от мнений
Выделяются
понятия
определяются
наиболее важные;
чётко и полно
определяются,
правильное
понятное описание
все
и
и
Выделяются важные
понятия,
но
некоторые другие
упускаются;
определяются чётко,
но не всегда полно;
правильное
и
доступное описание
Нет разделения на
важные
и
второстепенные
понятия; определяются,
но не всегда чётко и
правильно; описываются
часто неправильно или
непонятно
Неумение выделить
понятия,
нет
определений
понятий; не могут
описать или не
понимают
собственного
описания
36. Причинно
следственны
е связи
Умение переходить
от частного к
общему или от
общего к частному;
чёткая
последовательность
Частичные
нарушения
причинно
следственных связей;
небольшие
логические
неточности
Причинноследственные
связи проводятся редко;
много нарушений в
последовательности
Не может провести
причинно
следственные связи
даже
при
наводящих
вопросах,
постоянные
нарушения
последовательност
и
Критерии оценки устного ответа:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика
оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений
оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком
оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется
очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий
оценивается пятью баллами;
активное участие в процессе урока с допущением какихлибо ошибок в процессе выполнения
задания четырьмя;
неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
полное отсутствие активности отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
75100% отлично «5»;
6074% хорошо «4»
5059% удовлетворительно «3»;
менее 50% неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости
мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ четырьмя;
выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные
вопросы – тремя баллами;
полное отсутствие работы отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
активная и правильная работа учащегося на уроке;
выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
выполнение дополнительных заданий по желанию;
высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
отсутствие самостоятельной активности на уроке;
отсутствие выполнения дополнительных заданий;
низкий уровень знания базового материала;
45. Межпредметные связи
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на
межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История»,
«Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность
одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.
ЛИЧНОСНЫЕ,
ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
В соответствии с требованиями к результатам освоения ООП ООО МОБУ «СОШ № 5», Федерального
государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по обществознанию направлено на
достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного
единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности
для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и
грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
•
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных
подросткам;
• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной
деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
1) на использование элементов причинноследственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного
типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального
ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей,
в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной
жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки
зрения.
Предметные результаты:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной
жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
5• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти
понятия явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими
подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках;
адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать
в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать
имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с
позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной
структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как
решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке
реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и
правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных
требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую
деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами
познания;
деятельности;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной
информации;
• понимание языка массовой социальнополитической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Планируемые результаты
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности
людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
приводить примеры основных видов деятельности человека;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами
разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам
разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
деятельностью человека;
• оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
6• оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность
удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
• использовать элементы причинноследственного анализа при характеристике межличностных
конфликтов;
• моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека,
делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни
человека;
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления
с позиций общественного прогресса;
различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной
жизни;
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины
экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на
практике экологически рациональное поведение;
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной
жизни;
• выявлять причинноследственные связи общественных явлений и характеризовать основные
направления общественного развития;
• осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;
критически осмысливать информацию моральнонравственного характера, полученную из разнообразных
источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию
для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с
нравственными ценностями;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из
истории и жизни современного общества;
характеризовать специфику норм права;
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
раскрывать сущность процесса социализации личности;
объяснять причины отклоняющегося поведения;
описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинноследственного анализа для понимания влияния моральных устоев
на развитие общества и человека;
• оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
7 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях
культуры;
описывать явления духовной культуры;
объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
оценивать роль образования в современном обществе;
различать уровни общего образования в России;
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из
адаптированных источников различного типа;
описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной
деятельности;
раскрывать роль религии в современном обществе;
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой
культуры, как шоубизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные
общности и группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для
оценки безопасных условий жизни;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами
разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения
семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным
способам разрешения семейных конфликтов;
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни;
корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;
• использовать элементы причинноследственного анализа при характеристике семейных
конфликтов;
• находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из
адаптированных источников различного типа.
8Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
объяснять роль политики в жизни общества;
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
давать характеристику формам государственнотерриториального устройства;
различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего
государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной
власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
раскрывать достижения российского народа;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные
Конституцией РФ;
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
• аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России
в мире;
• использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей,
выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
характеризовать систему российского законодательства;
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми
правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения,
проступка, преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей,
оставшихся без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных
источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию
9для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения,
установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к
закону и правопорядку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их
становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей,
предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической
деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных
законов, выявлять роль конкуренции;
объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета
государства;
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
характеризовать функции денег и их роль в экономике;
раскрывать социальноэкономическую роль и функции предпринимательства;
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников
различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и
процессы;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов
экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные
знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические
нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности;
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую
из неадаптированных источников;
• выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния
российской экономики;
• анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели
поведения потребителя;
• решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в
экономической сфере деятельности человека;
• грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и
порядка действий в конкретных ситуациях;
• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и
трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
10ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования,
поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностносмысловой сферы
обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности,
правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в
Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области
социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются
научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет
«Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму
основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия,
акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся
целостной картины мира и жизни человека в нем.
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного.
Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения
между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые
потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов
деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в
жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые
отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества.
Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление
взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного
терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации,
их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции
и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и
патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность.
Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило
нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в
жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия.
Социализация личности.
Отклоняющееся
поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль.
Социальная значимость здорового образа жизни.
Особенности социализации в подростковом возрасте.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно
технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в
условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего
образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры.
Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной
культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности.
Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и
семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи.
Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание.
Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского
государства.
11Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки.
Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы
государственнотерриториального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и
ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни.
Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.
Гражданское общество.
Межгосударственные
отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Правовое государство. Местное самоуправление.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон
государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные
символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной
власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система
Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации.
Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные
обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и
граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные
международные документы о правах человека и правах ребенка.
Правоохранительные органы.
Основы российского законодательства
Источники права.
Система российского законодательства.
Нормативный правовой акт.
Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды
и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения.
Основные виды гражданскоправовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав
потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой
договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой
государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без
попечения родителей. Особенности административноправовых отношений. Административные
правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы.
Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности
правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних.
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда
работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной
ответственности и наказания несовершеннолетних.
Международное гуманитарное право.
Международноправовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов. Производство основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление.
Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность.
Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических
систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль.
Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор
профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические
цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые
системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные
деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат,
мобильный банкинг, онлайнбанкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества,
ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение.
Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства.
12Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и
пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
Содержание предмета «Обществознание» в 6 классе
Вводный урок.
Глава I. Человек в социальном измерении.
Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между
деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер
потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир
человека. Мысли и чувства.
Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Человек – личность. Учимся узнавать и оценивать себя. Учимся правильно организовывать свою
деятельность. Учимся размышлять.
Глава II. Человек среди людей.
Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях
между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность,
взаимопонимание.
Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и
неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения.
Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Я и мои знакомые, приятели, товарищи, друзья. Я и группы, в которые я вхожу. Как получить
удовольствие от общения. Как победить обиду.
Глава III. Нравственные основы жизни.
Человек славен добрыми делами. Доброе – значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся
делать добро.
Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага.
Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм – уважение к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Гуманизм и человечность вокруг нас. Они победили страх. Спешите делать добро.
Итоговое повторение и контроль.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарнотематическое планирование 6 класс
№ п/п
Тема раздела
(урока)
Колво
часов
1
Что
Введение.
изучает
курс
«Обществознание».
1
Планиру
емая
дата
урока
Основные виды учебной деятельности
Знать значение, использование термина
«обществознание»
Иметь представление о связи обществознания
с другими науками.
Глава I. Человек в социальном измерении (11 часов)
23
Человек – личность
2
Раскрывать на конкретных примерах смысл
понятия «индивидуальность».
Использовать
причинно
следственного анализа при характеристике
социальных параметров личности
элементы
1345
Познай самого себя
2
2
2
2
1
67
Человек
и его деятельность
89
Потребности
человека
1011 На
к
успеху
пути
жизненному
12
и
Обобщение
систематизация
знаний
по теме «Человек
в
социальном
измерении»
собственные
поступки,
элементы
особенности познания
практические
моральные качества,
Характеризовать
человеком мира и самого себя.
Оценивать
умения,
выявлять их динамику.
Сравнивать себя и свои качества с другими
людьми.
Приводить примеры проявления различных
способностей людей
Характеризовать деятельность человека, её
отдельные виды.
Описывать и иллюстрировать примерами
различные мотивы деятельности.
Использовать
причинно
следственного анализа для выявления связи
между деятельностью и формированием
личности.
Выявлять условия и оценивать качества
собственной успешной деятельности
Характеризовать и иллюстрировать
примерами основные потребности человека,
показывать их индивидуальный характер.
Описывать особые потребности людей с
ограниченными возможностями.
несложные практические
Исследовать
ситуации,
связанные с проявлениями
духовного мира человека, его мыслей и чувств
Характеризовать
конкретизировать
примерами роль труда в достижении успеха в
жизни.
Формулировать свою точку зрения на выбор
пути достижения жизненного успеха.
Показывать
взаимопомощи в труде на его результаты.
Находить и извлекать информацию о жизни
людей, нашедших своё призвание в жизни и
достигших успеха,
из адаптированных
источников различного типа
Систематизировать материал по теме
"Человек в социальном измерении"
Высказывать суждения Выполнять тестовые
контрольные задания
на примерах влияние
и
Глава II. Человек среди людей (9 часов)
1314 Межличностные
2
отношения
Описывать межличностные отношения и их
отдельные виды.
Показывать проявления сотрудничества и
соперничества на конкретных примерах.
14и
проявились
практические
иллюстрировать
практические ситуации, в
проявились
солидарность,
Описывать
с опорой на примеры
взаимодействие и сотрудничество людей в
обществе.
Оценивать собственное отношение к людям
других национальностей и другого
мировоззрения.
Исследовать
которых
толерантность, лояльность, взаимопонимание
Описывать большие и малые, формальные и
неформальные группы. Приводить примеры
таких групп.
Характеризовать
примерами групповые нормы.
Описывать
с опорой на примеры
взаимодействие и сотрудничество людей в
обществе.
Оценивать собственное отношение к людям
других национальностей и другого
мировоззрения.
Исследовать практические ситуации, в
которых
солидарность,
толерантность, лояльность, взаимопонимание.
Исследовать
ситуации,
связанные с выявлением места человека в
группе, проявлением лидерства
Характеризовать общение как взаимные
деловые и дружеские отношения людей.
Иллюстрировать с помощью примеров
различные цели и средства общения.
Сравнивать и сопоставлять различные
стили общения.
Выявлять на основе конкретных жизненных
ситуаций особенности общения
со
сверстниками,
старшими и младшими.
Оценивать собственное умение общаться
Описывать
возникновения межличностных конфликтов.
Характеризовать варианты поведения в
конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём
заключается конструктивное разрешение
Иллюстрировать объяснение
конфликта.
примерами.
Выявлять и анализировать собственные
типичные реакции в конфликтной ситуации
Систематизировать материал по теме
"Человек
людей"
Высказывать суждения Выполнять тестовые
контрольные задания
сущность
и причины
среди
15
1516 Человек
в
группе
2
1718 Общение
2
1920 Конфликты
межличностных
отношениях
в
2
21
и
Обобщение
систематизация
знаний
по теме «Человек
среди людей»
12223 Человек
славен
добрыми делами
2425 Будь
смелым
2627 Человек
и человечность
2
2
и
иллюстрирующие
иллюстрировать
Глава III. Нравственные основы жизни (7 часов)
Характеризовать
примерами проявления добра.
Приводить
примеры,
золотое правило морали.
в модельных и реальных
Оценивать
ситуациях поступки людей с точки зрения
золотого правила морали
На конкретных примерах дать оценку
проявлениям мужества, смелости, случаям
преодоления людьми страха в критических и
житейских ситуациях.
Оценивать
требующие
проявлениям зла
Раскрывать на примерах смысл понятия
«человечность».
Давать
оценку с позиции гуманизма
конкретным поступкам людей, описанным в
СМИ и иных информационных источниках.
На примерах конкретных ситуаций оценивать
проявления внимания к нуждающимся в нём
Систематизировать материал по теме
"Нравственные
жизни"
Высказывать суждения Выполнять тестовые
контрольные задания
ситуации,
противодействия
предлагаемые
личного
основы
и
1
2
28
33
34
Обобщение
систематизация
знаний
по теме
«Нравственные
основы жизни»
2930 Обобщение
и
систематизация
знаний по теме
«Человек
и общество»
3132 Человек
системе
в
общественных
отношений
Итоговая
контрольная работа
Урокконференция
«Человек
и общество»
Итоговое повторение ( 6часов)
2
Систематизировать материал по теме
"Человек
общество".
Высказывать суждения Выполнять тестовые
контрольные задания
и
2
1
1
и
Систематизировать материал по теме
"Человек
общество".
Высказывать суждения Выполнять тестовые
контрольные задания
Выполнять
обществознанию.
контрольные
задания по
Высказывать собственное мнение, суждения
Планируемые результаты изучения обществознания в 6 классе
В результате изучения обществознания ученик должен знать/ понимать:
16
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как
социальнодеятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и
различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и
общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций,
регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие
типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей
(материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной
информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и
т. п.)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
для учащегося:
Учебник Обществознание. 6 класс. ФГОС. под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, М:
Просвещение, 2016
Рабочая тетрадь Ивановой Л. Ф., Хотеенковой Я. В. «Обществознание. 6 класс» (М.: Просвещение, 2012)
для учителя:
Боголюбов, Л, Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / JT. Н. Боголюбов, JI. Ф.
Иванова, А. Ю. Лазебникова. М.: Дрофа, 2008.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с
дидактическими материалами / А. Ю. Лазебникова. М.: ШколаПресс, 2000.
Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Дополнительная литература для учеников:
Практикум по обществознанию. М.: Рольф, 2012.
Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. —
М., 2007.
Кишенкова О. В. Путешествие юного гражданина: 5 кл. М., 2007.
Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М., 2011. —
Ч. 2.
17 Я познаю мир: Психология. М., 2011.
Технические средства обучения:
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
18