Основная цель школьного предмета «Обществознание» - развитие личности обучающихся, воспита-ние, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально зна-чимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.
Основные задачи предмета «Обществознание»:
• воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответ-ственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
рабочая программа обществознание.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Статус документа
Рабочая программа МОБУ «СОШ №5» по обществознанию для 69 классов разработана на основе
следующих нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897;
Программы Л.Н. Боголюбова. (Сборник: "Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия
учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2014)
Утвержденного Федерального перечня учебников,
рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы основного общего образования и имеющие государственную
аккредитацию;
Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ «СОШ №5» (приказ
№ 70/1А от 29.05.2015);
Положения о рабочей программе педагога МОБУ «СОШ №5» (приказ № 36/1А от 17.03.2015);
Учебного плана МОБУ «СОШ №5».
2. Цели и задачи
Основная цель школьного предмета «Обществознание» развитие личности обучающихся, воспитание,
усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую
информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и
процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося
современного общества.
Основные задачи предмета «Обществознание»:
толерантности,
правового самосознания,
воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности,
приверженности ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте,
повышению уровня ее духовнонравственной, политической и правовой культуры, становлению
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному
самоопределению,
повышению мотивации к
высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
самореализации,
самоконтроля;
формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний
о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных
институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и
гражданина;
овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать
социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими
способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для
участия в жизни гражданского общества и правового государства;
формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения
собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных
отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, а также в семейнобытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными
законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
1 Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать
предпрофильному самоопределению школьников.
3. Срок реализации программы, м
Учебный предмет «Обществознание» изучается в течение 4х лет с 6 по 9 классы, реализуется за счет
часов обязательной части учебного плана МОБУ «СОШ №5». Общее число учебных часов за 4 года
обучения составляет 136272, по 1 часу в неделю (34 часа в год).
есто учебного предмета в учебном плане
4. Формы организации учебного процесса, технологии обучения
В основе организации учебного процесса лежит системнодеятельностный подход, который
предполагает использование для достижения планируемых результатов следующих технологий и методов:
развивающее обучение; проблемное обучение; информационнокоммуникативные; здоровьесберегающие;
игровые; обучение в сотрудничестве; проектная и исследовательская деятельность.
Методы обучения: работа с учебником, рассказ, объяснение, беседа, демонстрация, практические
методы
Средства обучения:
1. Электронные образовательные ресурсы
2. Печатные (учебники, раздаточный материал)
3. Наглядные плоскостные (плакаты)
4. Учебные приборы (микроскоп, лупа)
Формы контроля
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль
знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно
учебного плана);
● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного
образовательного стандарта общего образования;
● осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ
учебных курсов.
1. Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и
контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая
работа, рабата с карточками, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка
за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к
следующему уроку.
Изучение разделов завершается повторительнообобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с
документами).
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый
по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным
графиком.
Критерии оценивания.
5 (ОТЛ.)
Критерии
Удачное
1.
Организация
использование
правильной
ответа
структуры ответа
(введение,
основная
(введение основная
3 (УД.)
Отсутствие некоторых
элементов
ответа;
неудачное определение
темы или её определение
после
наводящих
2 (НЕУД.)
Неумение
сформулировать
вводную часть и
выводы; не может
определить даже с
2
4 (ХОР.)
Использование
структуры ответа, но
не всегда удачное;
определение темы; в
ходе
изложения часть,
заключение)
часть заключение);
определение темы;
ораторское
искусство (умение
говорить)
встречаются паузы,
неудачно
построенные
предложения,
повторы слов
2.
Умение
анализирова
ть и делать
выводы
Выводы опираются
не основные факты и
являются
обоснованными;
грамотное
сопоставление
фактов, понимание
ключевой проблемы
и её элементов;
способность задавать
разъясняющие
вопросы; понимание
противоречий между
идеями
Некоторые важные
факты упускаются,
но
выводы
правильны; не всегда
факты
сопоставляются и
часть не относится к
проблеме; ключевая
проблема
выделяется, но не
всегда понимается
глубоко;
не все
вопросы удачны; не
все противоречия
выделяются
3.
Иллюстраци
я
своих
мыслей
Теоретические
положения
подкрепляются
соответствующими
фактами
Теоретические
положения не всегда
подкрепляются
соответствующими
фактами
Встречаются ошибки
в деталях или
некоторых фактах;
детали не всегда
анализируются;
факты отделяются
от мнений
вопросов;
сбивчивый
рассказ, незаконченные
предложения и фразы,
постоянная
необходимость в помощи
учителя
Упускаются
важные
факты и многие выводы
неправильны;
факты
сопоставляются редко,
многие из них не
относятся к проблеме;
ошибки в выделении
ключевой
проблемы;
вопросы неудачны или
задаются только с
учителя;
помощью
противоречия
не
выделяются
и
их
не
друг
Теоретические
положения
фактическое
подкрепление
соответствуют
другу
Ошибки в ряде ключевых
фактов и почти во всех
детали
деталях;
приводятся, но
не
анализируются; факты не
всегда отделяются от
мнений, но учащийся
понимает разницу между
ними
на
или
(даже
фактов
помощью учителя,
рассказ
распадается
отдельные
фрагменты
фразы
Большинство
важных
отсутствует,
выводы
не
делаются; факты не
соответствуют
рассматриваемой
проблеме, нет их
сопоставления;
неумение выделить
ключевую
проблему
ошибочно);
неумение
задать
вопрос даже с
помощью учителя;
нет
понимания
противоречий
Смешивается
теоретический и
фактический
материал,
ними
соответствия
Незнание фактов и
деталей, неумение
анализировать
детали, даже если
они
подсказываются
учителем; факты и
мнения
смешиваются и нет
понимания
их
разницы
между
нет
4. Научная
корректност
ь (точность в
использован
ии
фактическог
о материала)
5. Работа с
ключевыми
понятиями
Отсутствуют
фактические
ошибки;
детали
подразделяются на
значительные
и
незначительные,
идентифицируются
как правдоподобные,
вымышленные,
спорные,
сомнительные;
факты отделяются
от мнений
Выделяются
понятия
определяются
наиболее важные;
чётко и полно
определяются,
правильное
понятное описание
все
и
и
Выделяются важные
понятия,
но
некоторые другие
упускаются;
определяются чётко,
но не всегда полно;
правильное
и
доступное описание
Нет разделения на
важные
и
второстепенные
понятия; определяются,
но не всегда чётко и
правильно; описываются
часто неправильно или
непонятно
Неумение выделить
понятия,
нет
определений
понятий; не могут
описать или не
понимают
собственного
описания
3 6. Причинно
следственны
е связи
Умение переходить
от частного к
общему или от
общего к частному;
чёткая
последовательность
Частичные
нарушения
причинно
следственных связей;
небольшие
логические
неточности
Причинноследственные
связи проводятся редко;
много нарушений в
последовательности
Не может провести
причинно
следственные связи
даже
при
наводящих
вопросах,
постоянные
нарушения
последовательност
и
Критерии оценки устного ответа:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика
оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений
оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком
оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется
очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий
оценивается пятью баллами;
активное участие в процессе урока с допущением какихлибо ошибок в процессе выполнения
задания четырьмя;
неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
полное отсутствие активности отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
75100% отлично «5»;
6074% хорошо «4»
5059% удовлетворительно «3»;
менее 50% неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости
мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ четырьмя;
выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные
вопросы – тремя баллами;
полное отсутствие работы отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
активная и правильная работа учащегося на уроке;
выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
выполнение дополнительных заданий по желанию;
высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
отсутствие самостоятельной активности на уроке;
отсутствие выполнения дополнительных заданий;
низкий уровень знания базового материала;
4 5. Межпредметные связи
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на
межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История»,
«Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность
одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.
ЛИЧНОСНЫЕ,
ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
В соответствии с требованиями к результатам освоения ООП ООО МОБУ «СОШ № 5», Федерального
государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по обществознанию направлено на
достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного
единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности
для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и
грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
•
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных
подросткам;
• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной
деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
1) на использование элементов причинноследственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного
типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального
ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей,
в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной
жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки
зрения.
Предметные результаты:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной
жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
5 • знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти
понятия явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими
подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках;
адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать
в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать
имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с
позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной
структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как
решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке
реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и
правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных
требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую
деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами
познания;
деятельности;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной
информации;
• понимание языка массовой социальнополитической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Планируемые результаты
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности
людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
приводить примеры основных видов деятельности человека;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами
разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам
разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
деятельностью человека;
• оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
6 • оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность
удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
• использовать элементы причинноследственного анализа при характеристике межличностных
конфликтов;
• моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека,
делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни
человека;
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления
с позиций общественного прогресса;
различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной
жизни;
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины
экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на
практике экологически рациональное поведение;
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной
жизни;
• выявлять причинноследственные связи общественных явлений и характеризовать основные
направления общественного развития;
• осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;
критически осмысливать информацию моральнонравственного характера, полученную из разнообразных
источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию
для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с
нравственными ценностями;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из
истории и жизни современного общества;
характеризовать специфику норм права;
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
раскрывать сущность процесса социализации личности;
объяснять причины отклоняющегося поведения;
описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинноследственного анализа для понимания влияния моральных устоев
на развитие общества и человека;
• оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
7 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях
культуры;
описывать явления духовной культуры;
объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
оценивать роль образования в современном обществе;
различать уровни общего образования в России;
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из
адаптированных источников различного типа;
описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной
деятельности;
раскрывать роль религии в современном обществе;
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой
культуры, как шоубизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные
общности и группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для
оценки безопасных условий жизни;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами
разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения
семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным
способам разрешения семейных конфликтов;
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни;
корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;
• использовать элементы причинноследственного анализа при характеристике семейных
конфликтов;
• находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из
адаптированных источников различного типа.
8 Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
объяснять роль политики в жизни общества;
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
давать характеристику формам государственнотерриториального устройства;
различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего
государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной
власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
раскрывать достижения российского народа;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные
Конституцией РФ;
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
• аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России
в мире;
• использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей,
выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
характеризовать систему российского законодательства;
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми
правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения,
проступка, преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей,
оставшихся без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных
источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию
9 для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения,
установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к
закону и правопорядку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их
становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей,
предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической
деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных
законов, выявлять роль конкуренции;
объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета
государства;
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
характеризовать функции денег и их роль в экономике;
раскрывать социальноэкономическую роль и функции предпринимательства;
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников
различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и
процессы;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов
экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные
знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические
нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности;
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую
из неадаптированных источников;
• выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния
российской экономики;
• анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели
поведения потребителя;
• решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в
экономической сфере деятельности человека;
• грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и
порядка действий в конкретных ситуациях;
• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и
трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
10 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования,
поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностносмысловой сферы
обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности,
правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в
Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области
социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются
научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет
«Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму
основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия,
акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся
целостной картины мира и жизни человека в нем.
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного.
Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения
между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые
потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов
деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в
жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые
отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества.
Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление
взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного
терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации,
их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции
и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и
патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность.
Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило
нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в
жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия.
Социализация личности.
Отклоняющееся
поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль.
Социальная значимость здорового образа жизни.
Особенности социализации в подростковом возрасте.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно
технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в
условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего
образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры.
Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной
культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности.
Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и
семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи.
Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание.
Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского
государства.
11 Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки.
Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы
государственнотерриториального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и
ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни.
Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.
Гражданское общество.
Межгосударственные
отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Правовое государство. Местное самоуправление.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон
государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные
символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной
власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система
Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации.
Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные
обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и
граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные
международные документы о правах человека и правах ребенка.
Правоохранительные органы.
Основы российского законодательства
Источники права.
Система российского законодательства.
Нормативный правовой акт.
Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды
и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения.
Основные виды гражданскоправовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав
потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой
договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой
государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без
попечения родителей. Особенности административноправовых отношений. Административные
правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы.
Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности
правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних.
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда
работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной
ответственности и наказания несовершеннолетних.
Международное гуманитарное право.
Международноправовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов. Производство основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление.
Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность.
Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических
систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль.
Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор
профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические
цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые
системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные
деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат,
мобильный банкинг, онлайнбанкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества,
ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение.
Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства.
12 Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и
пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
Содержание предмета «Обществознание» в 6 классе
Вводный урок.
Глава I. Человек в социальном измерении.
Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между
деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер
потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир
человека. Мысли и чувства.
Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Человек – личность. Учимся узнавать и оценивать себя. Учимся правильно организовывать свою
деятельность. Учимся размышлять.
Глава II. Человек среди людей.
Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях
между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность,
взаимопонимание.
Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и
неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения.
Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Я и мои знакомые, приятели, товарищи, друзья. Я и группы, в которые я вхожу. Как получить
удовольствие от общения. Как победить обиду.
Глава III. Нравственные основы жизни.
Человек славен добрыми делами. Доброе – значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся
делать добро.
Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага.
Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм – уважение к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Гуманизм и человечность вокруг нас. Они победили страх. Спешите делать добро.
Итоговое повторение и контроль.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарнотематическое планирование 6 класс
№ п/п
Тема раздела
(урока)
Колво
часов
1
Что
Введение.
изучает
курс
«Обществознание».
1
Планиру
емая
дата
урока
Основные виды учебной деятельности
Знать значение, использование термина
«обществознание»
Иметь представление о связи обществознания
с другими науками.
Глава I. Человек в социальном измерении (11 часов)
23
Человек – личность
2
Раскрывать на конкретных примерах смысл
понятия «индивидуальность».
Использовать
причинно
следственного анализа при характеристике
социальных параметров личности
элементы
13 45
Познай самого себя
2
2
2
2
1
67
Человек
и его деятельность
89
Потребности
человека
1011 На
к
успеху
пути
жизненному
12
и
Обобщение
систематизация
знаний
по теме «Человек
в
социальном
измерении»
собственные
поступки,
элементы
особенности познания
практические
моральные качества,
Характеризовать
человеком мира и самого себя.
Оценивать
умения,
выявлять их динамику.
Сравнивать себя и свои качества с другими
людьми.
Приводить примеры проявления различных
способностей людей
Характеризовать деятельность человека, её
отдельные виды.
Описывать и иллюстрировать примерами
различные мотивы деятельности.
Использовать
причинно
следственного анализа для выявления связи
между деятельностью и формированием
личности.
Выявлять условия и оценивать качества
собственной успешной деятельности
Характеризовать и иллюстрировать
примерами основные потребности человека,
показывать их индивидуальный характер.
Описывать особые потребности людей с
ограниченными возможностями.
несложные практические
Исследовать
ситуации,
связанные с проявлениями
духовного мира человека, его мыслей и чувств
Характеризовать
конкретизировать
примерами роль труда в достижении успеха в
жизни.
Формулировать свою точку зрения на выбор
пути достижения жизненного успеха.
Показывать
взаимопомощи в труде на его результаты.
Находить и извлекать информацию о жизни
людей, нашедших своё призвание в жизни и
достигших успеха,
из адаптированных
источников различного типа
Систематизировать материал по теме
"Человек в социальном измерении"
Высказывать суждения Выполнять тестовые
контрольные задания
на примерах влияние
и
Глава II. Человек среди людей (9 часов)
1314 Межличностные
2
отношения
Описывать межличностные отношения и их
отдельные виды.
Показывать проявления сотрудничества и
соперничества на конкретных примерах.
14 и
проявились
практические
иллюстрировать
практические ситуации, в
проявились
солидарность,
Описывать
с опорой на примеры
взаимодействие и сотрудничество людей в
обществе.
Оценивать собственное отношение к людям
других национальностей и другого
мировоззрения.
Исследовать
которых
толерантность, лояльность, взаимопонимание
Описывать большие и малые, формальные и
неформальные группы. Приводить примеры
таких групп.
Характеризовать
примерами групповые нормы.
Описывать
с опорой на примеры
взаимодействие и сотрудничество людей в
обществе.
Оценивать собственное отношение к людям
других национальностей и другого
мировоззрения.
Исследовать практические ситуации, в
которых
солидарность,
толерантность, лояльность, взаимопонимание.
Исследовать
ситуации,
связанные с выявлением места человека в
группе, проявлением лидерства
Характеризовать общение как взаимные
деловые и дружеские отношения людей.
Иллюстрировать с помощью примеров
различные цели и средства общения.
Сравнивать и сопоставлять различные
стили общения.
Выявлять на основе конкретных жизненных
ситуаций особенности общения
со
сверстниками,
старшими и младшими.
Оценивать собственное умение общаться
Описывать
возникновения межличностных конфликтов.
Характеризовать варианты поведения в
конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём
заключается конструктивное разрешение
Иллюстрировать объяснение
конфликта.
примерами.
Выявлять и анализировать собственные
типичные реакции в конфликтной ситуации
Систематизировать материал по теме
"Человек
людей"
Высказывать суждения Выполнять тестовые
контрольные задания
сущность
и причины
среди
15
1516 Человек
в
группе
2
1718 Общение
2
1920 Конфликты
межличностных
отношениях
в
2
21
и
Обобщение
систематизация
знаний
по теме «Человек
среди людей»
1 2223 Человек
славен
добрыми делами
2425 Будь
смелым
2627 Человек
и человечность
2
2
и
иллюстрирующие
иллюстрировать
Глава III. Нравственные основы жизни (7 часов)
Характеризовать
примерами проявления добра.
Приводить
примеры,
золотое правило морали.
в модельных и реальных
Оценивать
ситуациях поступки людей с точки зрения
золотого правила морали
На конкретных примерах дать оценку
проявлениям мужества, смелости, случаям
преодоления людьми страха в критических и
житейских ситуациях.
Оценивать
требующие
проявлениям зла
Раскрывать на примерах смысл понятия
«человечность».
Давать
оценку с позиции гуманизма
конкретным поступкам людей, описанным в
СМИ и иных информационных источниках.
На примерах конкретных ситуаций оценивать
проявления внимания к нуждающимся в нём
Систематизировать материал по теме
"Нравственные
жизни"
Высказывать суждения Выполнять тестовые
контрольные задания
ситуации,
противодействия
предлагаемые
личного
основы
и
1
2
28
33
34
Обобщение
систематизация
знаний
по теме
«Нравственные
основы жизни»
2930 Обобщение
и
систематизация
знаний по теме
«Человек
и общество»
3132 Человек
системе
в
общественных
отношений
Итоговая
контрольная работа
Урокконференция
«Человек
и общество»
Итоговое повторение ( 6часов)
2
Систематизировать материал по теме
"Человек
общество".
Высказывать суждения Выполнять тестовые
контрольные задания
и
2
1
1
и
Систематизировать материал по теме
"Человек
общество".
Высказывать суждения Выполнять тестовые
контрольные задания
Выполнять
обществознанию.
контрольные
задания по
Высказывать собственное мнение, суждения
Планируемые результаты изучения обществознания в 6 классе
В результате изучения обществознания ученик должен знать/ понимать:
16
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как
социальнодеятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и
различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и
общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций,
регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие
типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей
(материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной
информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и
т. п.)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
для учащегося:
Учебник Обществознание. 6 класс. ФГОС. под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, М:
Просвещение, 2016
Рабочая тетрадь Ивановой Л. Ф., Хотеенковой Я. В. «Обществознание. 6 класс» (М.: Просвещение, 2012)
для учителя:
Боголюбов, Л, Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / JT. Н. Боголюбов, JI. Ф.
Иванова, А. Ю. Лазебникова. М.: Дрофа, 2008.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с
дидактическими материалами / А. Ю. Лазебникова. М.: ШколаПресс, 2000.
Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Дополнительная литература для учеников:
Практикум по обществознанию. М.: Рольф, 2012.
Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. —
М., 2007.
Кишенкова О. В. Путешествие юного гражданина: 5 кл. М., 2007.
Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М., 2011. —
Ч. 2.
17 Я познаю мир: Психология. М., 2011.
Технические средства обучения:
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
18
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.