Рабочая программа по обществознанию
Оценка 4.6

Рабочая программа по обществознанию

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
обществознание
5 кл—9 кл
11.03.2018
Рабочая программа по обществознанию
В целях реализации рабочей программы используются УМК: 1.Учебник «Обществознание». 5 класс. Боголюбов Л.Н., Ивановой JI. Ф. Издательство «Просвещение» 2013г. 2. Учебник_ «Обществознание». 6 класс. Боголюбов JI.H., Ивановой JI. Ф. Издательство «Просвещение» 2014г. 3. Учебник_ «Обществознание». 7 класс. Боголюбов JI.H., Ивановой JI. Ф. Издательство «Просвещение» 2015г. 4. Учебник_ «Обществознание». 8 класс. Боголюбов JI.H., Ивановой JI. Ф. Издательство «Просвещение» 2016г. 5Учебник_ «Обществознание». 9класс. Боголюбов JI.H., Ивановой JI. Ф. Издательство «Просвещение» 2017г 5 Обществознание 5 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В, М. «Просвещение»2017г. 6 Обществознание 6 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В, М. «Просвещение»2017г. 7 Обществознание 7 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В, М. «Просвещение»2017г. 8 Обществознание 8 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В, М. «Просвещение»2017г 9Обществознание 9 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В, М. «Просвещение»2017г.
5-9общество.docx
Рабочая  программа  базового  курса  по  обществознанию для  5­9классов составлена на основе:    Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48)   Федерального     государственного     образовательного     стандарта         основного     общего     образования,   утвержденного     приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации  от 17 декабря 2010 г. № 1897 (п.18.2.2)   Приказа   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   31   декабря   2015   года   №1577   «О   внесении   изменений     в     Федеральный государственный  образовательный  стандарт  основного  общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря  2010 г. № 1897»   Санитарно  –  эпидемиологических  требований  к  условиям  и  организации  обучения  в  ОУ (утверждены  постановлением  Главного государственного  санитарного  врача  РФ  от 29.12.2010 г. №189)   Постановление  Главного  государственного  санитарного  врача  РФ  от  24.11.2015  №  81  «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации  обучения в общеобразовательных организациях»   Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении  федерального  перечня  учебников, рекомендуемых     к     использованию     при     реализации   имеющих     государственную     аккредитацию     образовательных     программ начального  общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями на 21 апреля 2016 года)   Программы Обществознание. 5­9 кл. Рабочие программы / Боголюбов (ФГОС) Авторы: Боголюбов JI. Н., Городецкая Н. И., Иванова JI. Ф. и др.М. «Просвещение»2014г основной  образовательной  программы  основного  общего  образования  МОУ  Никулинской ОШ учебного плана  МОУ Никулинской ОШ      В целях реализации рабочей программы используются УМК: 1.Учебник «Обществознание». 5 класс. Боголюбов Л.Н., Ивановой JI. Ф. Издательство «Просвещение» 2013г.        2. Учебник_ «Обществознание». 6 класс. Боголюбов JI.H., Ивановой JI. Ф. Издательство «Просвещение» 2014г.  3. Учебник_ «Обществознание». 7 класс. Боголюбов JI.H., Ивановой JI. Ф. Издательство «Просвещение» 2015г. 4. Учебник_ «Обществознание». 8 класс. Боголюбов JI.H., Ивановой JI. Ф. Издательство «Просвещение» 2016г. 5Учебник_ «Обществознание». 9класс. Боголюбов JI.H., Ивановой JI. Ф. Издательство «Просвещение» 2017г       5 Обществознание 5 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В, М. «Просвещение»2017г. 6 Обществознание 6 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В, М. «Просвещение»2017г. 7 Обществознание 7 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В, М. «Просвещение»2017г. 8 Обществознание 8 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В, М. «Просвещение»2017г 9Обществознание 9 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В, М. «Просвещение»2017г.                              Содержание учебного предмета обществознание СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ I. Человек в социальном измерении Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Деятельность   и   поведение.   Мотивы   деятельности.   Виды   деятельности.   Люди   с   ограниченными   возможностями   и   особыми потребностями. Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками. Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Гражданско­правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. II.   Ближайшее социальное окружение Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения. СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО III.   Общество ­ большой «дом» человечества  Что   связывает   людей   в   общество.   Устойчивость   и   изменчивость   в   развитии   общества.   Основные   типы   обществ.   Общественный прогресс. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика. Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы. Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью. Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение. IV.   Общество, в котором мы живём  Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу. Российское общество в начале XXI в. Ресурсы   и   возможности   развития   нашей   страны:   какие   задачи   стоят   перед   отечественной   экономикой. Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества?                                                                                                                  Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.  Место России среди других государств мира. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ V.   Регулирование поведения людей в обществе Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм. Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека. Право,   его   роль   в   жизни   человека,   общества   и   государства.   Основные   признаки   права.   Нормы   права.   Понятие   прав,   свобод   и обязанностей. Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. Конституция Российской Федерации ­ Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права, социально­экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества ­ долг и обязанность. VI.   Основы российского законодательства  Гражданские правоотношения. Гражданско­правовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые   правоотношения.   Права,   обязанности   и   ответственность   работника   и   работодателя.   Особенности   положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система. ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ VII.   Мир экономики  Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития. Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы. Типы экономических систем. Собственность и её формы. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике. Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале  XXIв. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Особенности экономического развития России. VIII.  Человек в экономических отношениях  Основные участники экономики ­ производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики. Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства. Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление. Права потребителя. IX.   Мир социальных отношений  Социальная   неоднородность   общества:   причины   и   проявления.   Общество   как   взаимодействие   индивидов   и   групп.   Многообразие социальных общностей и групп в обществе. Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе. Основные   социальные   группы   современного   российского   общества.   Социальная   политика   Российского   государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности. ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА  X.   Политическая жизнь общества  Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства. Наше государство ­ Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации. Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое   государство.   Верховенство   права.   Разделение   властей.   Гражданское   общество   и   правовое   государство.   Местное самоуправление. Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны   и   вооружённые   конфликты.   Национальная   безопасность.   Сепаратизм.   Международно­правовая   защита   жертв   вооружённых конфликтов. Глобализация и её противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм. XI.    Культурно­информационная среда общественной жизни  Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет. Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость. Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране. XII.  Человек в меняющемся обществе  Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми. Планируемые результаты изучения учебного предмета обществознание Личностные результаты К личностным результатам  изучения обществознания на уровне основного общего образования относятся следующие убеждения и качества: 1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия   народов   России   и   человечества;   усвоение   гуманистических,   демократических   и   традиционных   ценностей   многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;  3) формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню   развития   науки   и   общественной   практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование   осознанного,   уважительного   и   доброжелательного   отношения   к   другому   человеку,   его   мнению,   мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;  5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные   сообщества;   участие   в   школьном   самоуправлении   и   общественной   жизни   в   пределах   возрастных   компетенций   с   учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного  выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;  7) формирование   коммуникативной   компетентности  в   общении   и   сотрудничестве   со  сверстниками,   детьми  старшего   и  младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности   здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно­оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,   творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения: Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:  анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;  идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;  выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;  ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;  формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;  обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. 2. Умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе   альтернативные,   осознанно   выбирать   наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:  определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;  обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;  определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;  выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);  выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;  составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);  определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;  описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;  планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 3. Умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами,   осуществлять   контроль   своей   деятельности   в   процессе достижения   результата,   определять   способы   действий   в   рамках   предложенных   условий   и   требований,   корректировать   свои   действия   в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:  определять   совместно   с   педагогом   и   сверстниками   критерии   планируемых   результатов   и   критерии   оценки   своей   учебной деятельности;  систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;  отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;  оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;  находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;  работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;  устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;  сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:  определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;  анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;  свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;  оценивать   продукт   своей   деятельности   по   заданным   и/или   самостоятельно   определенным   критериям   в   соответствии   с   целью деятельности;  обосновывать   достижимость   цели   выбранным   способом   на   основе   оценки   своих   внутренних   ресурсов   и   доступных   внешних ресурсов;  фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. 5. Владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и   осуществления   осознанного   выбора   в   учебной   и познавательной. Обучающийся сможет:  наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;  соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;  принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;  самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;  ретроспективно   определять,   какие   действия   по   решению   учебной   задачи   или   параметры   этих   действий   привели   к   получению имеющегося продукта учебной деятельности;  демонстрировать   приемы   регуляции   психофизиологических/   эмоциональных   состояний   для   достижения   эффекта   успокоения (устранения   эмоциональной   напряженности),   эффекта   восстановления   (ослабления   проявлений   утомления),   эффекта   активизации (повышения психофизиологической реактивности). Познавательные УУД 6. Умение   определять   понятия,   создавать   обобщения,   устанавливать   аналогии,   классифицировать,   самостоятельно   выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно­следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:  подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;  выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;  выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;  объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;  выделять явление из общего ряда других явлений;  определять   обстоятельства,   которые   предшествовали   возникновению   связи   между   явлениями,   из   этих   обстоятельств   выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;  строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;  строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;  излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;  самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;  вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;  объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);  выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия самостоятельно осуществляя причинно­следственный анализ;  делать   вывод   на   основе   критического   анализа   разных   точек   зрения,   подтверждать   вывод   собственной   аргументацией   или самостоятельно полученными данными. 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:  обозначать символом и знаком предмет и/или явление;  определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;  создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;  строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;  создавать   вербальные,   вещественные   и   информационные   модели   с   выделением   существенных   характеристик   объекта   для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;  преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;  переводить   сложную   по   составу   (многоаспектную)   информацию   из   графического   или   формализованного   (символьного) представления в текстовое, и наоборот;  строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;  строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;  анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. 8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:  находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);  ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;  устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;  резюмировать главную идею текста;  преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно­популярный, информационный, текст non­fiction);  критически оценивать содержание и форму текста. 9. Формирование  и   развитие   экологического  мышления,  умение   применять  его  в  познавательной,   коммуникативной,   социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:  определять свое отношение к природной среде;  анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;  проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;  прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;  распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;  выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. 10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;    формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;  соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные УУД 11. Умение   организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную   деятельность   с   учителем   и   сверстниками;   работать индивидуально   и   в   группе:   находить   общее   решение   и   разрешать   конфликты   на   основе   согласования   позиций   и   учета   интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:  определять возможные роли в совместной деятельности;  играть определенную роль в совместной деятельности;  принимать   позицию   собеседника,   понимая   позицию   другого,   различать   в   его   речи:   мнение   (точку   зрения),   доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;  определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;  строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;  корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);  критически   относиться   к   собственному   мнению,   с   достоинством   признавать   ошибочность   своего   мнения   (если   оно   таково)   и корректировать его;  предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;  выделять общую точку зрения в дискуссии;  договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;  организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);  устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. 12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:  определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;  отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);  представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;  соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;  высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;  принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;  создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;  использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;  использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;  делать   оценочный   вывод   о   достижении   цели   коммуникации   непосредственно   после   завершения   коммуникативного   контакта   и обосновывать его.                                               Предметные результаты освоения предмета  Обществознание Человек. Деятельность человека Выпускник научится: использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста; в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека; приводить примеры основных видов деятельности человека; выполнять   несложные   практические   задания   по   анализу   ситуаций,   связанных   с   различными   способами   разрешения   межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов. Выпускник получит возможность научиться: выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека; оценивать роль деятельности в жизни человека и общества; оценивать   последствия   удовлетворения   мнимых   потребностей,   на   примерах   показывать   опасность   удовлетворения   мнимых потребностей, угрожающих здоровью; использовать элементы причинно­следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов; моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы. Общество Выпускник научится: демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека; распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ; характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; выполнять   несложные   познавательные   и   практические   задания,   основанные   на   ситуациях   жизнедеятельности   человека   в   разных   сферах общества; характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса; на   основе   полученных   знаний   выбирать   в   предлагаемых   модельных   ситуациях   и   осуществлять   на   практике   экологически   рациональное поведение; раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;  конкретизировать примерами опасность международного терроризма. Выпускник получит возможность научиться: наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; выявлять   причинно­следственные   связи   общественных   явлений   и   характеризовать   основные   направления   общественного развития;осознанно содействовать защите природы. Социальные нормы Выпускник научится: раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; различать отдельные виды социальных норм; характеризовать основные нормы морали; критически   осмысливать  информацию  морально­нравственного   характера,   полученную   из   разнообразных   источников,   систематизировать, анализировать   полученные   данные;   применять   полученную   информацию   для   определения   собственной   позиции,   для   соотнесения   своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями; раскрывать   сущность   патриотизма,   гражданственности;   приводить   примеры   проявления   этих   качеств   из   истории   и   жизни   современного общества; характеризовать специфику норм права; сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности; раскрывать сущность процесса социализации личности; объяснять причины отклоняющегося поведения; описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения. Выпускник получит возможность научиться: использовать элементы причинно­следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; оценивать социальную значимость здорового образа жизни. Сфера духовной культуры Выпускник научится: характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; описывать явления духовной культуры; объяснять причины возрастания роли науки в современном мире; оценивать роль образования в современном обществе; различать уровни общего образования в России; находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним; объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности; раскрывать роль религии в современном обществе; характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры. Выпускник получит возможность научиться: описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу­бизнес и мода. Социальная сфера Выпускник научится: описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы; объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;выделять параметры, определяющие социальный статус личности; приводить примеры предписанных и достигаемых статусов; описывать основные социальные роли подростка; конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; характеризовать межнациональные отношения в современном мире; объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;  характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; раскрывать основные роли членов семьи;  характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов. Выпускник получит возможность научиться: раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи; выполнять   несложные   практические   задания   по   анализу   ситуаций,   связанных   с   различными   способами   разрешения   семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов; формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; использовать элементы причинно­следственного анализа при характеристике семейных конфликтов; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа. Политическая сфера жизни общества Выпускник научится: объяснять роль политики в жизни общества; различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; давать характеристику формам государственно­территориального устройства; различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии; называть  признаки   политической  партии,  раскрывать  их   на  конкретных  примерах;характеризовать  различные  формы   участия   граждан  в политической жизни. Выпускник получит возможность научиться:  осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. Гражданин и государство Выпускник научится: характеризовать   государственное   устройство   Российской   Федерации,   называть   органы   государственной   власти   страны,   описывать   их полномочия и компетенцию; объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; раскрывать достижения российского народа; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; характеризовать конституционные обязанности гражданина. Выпускник получит возможность научиться: аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. Основы российского законодательства Выпускник научится: характеризовать систему российского законодательства; раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; характеризовать гражданские правоотношения; раскрывать смысл права на труд; объяснять роль трудового договора; разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей; характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений; конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них; характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних; раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование; анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить,   извлекать   и   осмысливать   информацию   правового   характера,   полученную   из   доступных   источников,   систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом. Выпускник получит возможность научиться: на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами. Экономика Выпускник научится: объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах; характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции; объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства; называть и конкретизировать примерами виды налогов; характеризовать функции денег и их роль в экономике; раскрывать социально­экономическую роль и функции предпринимательства; анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; формулировать   и   аргументировать   собственные   суждения,   касающиеся   отдельных   вопросов   экономической   жизни   и   опирающиеся   на экономические   знания   и   личный   опыт;   использовать   полученные   знания   при   анализе   фактов   поведения   участников   экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха. Выпускник получит возможность научиться: анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя; решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; сопоставлять   свои   потребности  и  возможности,  оптимально   распределять   свои  материальные  и  трудовые  ресурсы,   составлять семейный бюджет.                                                                                                                                    Распределение учебного материала в 5 классе № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Наименование главы Количество часов Введение Человек Семья Школа Труд Родина Повторение И т о г о         1 5 5 6 6 10 2 35                                                                                 Распределение учебного материала в 6 классе № п/п 1 2 3 4 5 Наименование главы Количество часов   Введение Человек   в   социальном измерении Человек среди людей 1 12 10 Нравственные жизни Повторение И т о г о           основы 8 4(2 часа из резерва) 35                                                                       Распределение учебного материала в 7 классе № п Наименование раздела Количество часов /п 1 1 2 3 4 Введение Регулирование поведения людей в обществе Человек в экономических отношениях Человек и природа Повторение Итого 1 12( 11+1резерв) 15(13+2резерв) 5 2 35                                                                      Распределение учебного материала в 8 классе № п/п 1 2 3 4 5 Наименование раздела Количество часов Личность и общество Сфера духовной культуры Экономика Социальная сфера Итоговое повторение Итого 5 9 14 5 2 35                                                                                                                                                        Распределение учебного материала в 9 классе № Раздел Количество Количество часов в в рабочей программе часов   авторской программе Введение Политика Право Итоговый урок 1 9 18 1 ИТОГО: 29+6ч.резерв 1 11 21 1 34 Изменения, внесенные в авторскую учебную программу: в связи с наличием резервного времени, предусмотренного авторской программой  в тему 1 «Политика» был добавлен 1 час – на более • рабочая программа рассчитана на 34 часа (авторская программа – 35 ч.); сокращение объема учебного времени на 1 час объясняется количеством учебных недель по учебному плану школы; сокращение произведено за счет резервного времени, предусмотренного авторской программой (6 часов по программе, по факту – 5 часов); • глубокое изучение темы «Политические партии и движения»; был добавлен 1 час – на более глубокое изучение темы «Государство». • в авторской программе на изучение темы 2 «Право» предусмотрено 18 часов. Добавлено 3часа резервного времени на более глубокое изучение:  1  час   –   темы     «Правонарушения   и   юридическая   ответственность»,  1  час   на   изучение   темы   «Право   на   труд.   Трудовые правоотношения», 1 час на изучение темы «Семейные отношения». Тематическое планирование                                                                            5 класс № урока                    Название раздела.     Тема урока 1 2­3 4­5  6 7 8 9 10­11 12­13 14­15 Введение Глава 1 Человек Загадка человека Отрочество ­ особая пора жизни Практикум по главе «Человек» Глава 2 Семья Семья и семейные отношения Семейное хозяйство Свободное время Практикум по главе «Семья» Глава 3. Школа. Образование в жизни человека Образование и самообразование фактичес ки Количе ство часов 1 2 2 1 1 1 1 2 2 2 Дата план 5.09 12.09 19.09 26.09 3.10 10.10 17.10 24.10 7.11 14.11 ­21.11 28.11 ­5.12 12.12 19.12 16 17 18­19 20­21 22­23 24­25 26­27 28­29 30­31 32­33 34­35 Одноклассники, сверстники, друзья. Практикум по главе «Школа» Глава 4. Труд. Труд – основа жизни Труд и творчество. Практикум по главе «Труд» Глава 5.Родина Наша Родина­Россия. Государственные символы России. Гражданин России Мы – многонациональный народ.  Практикум по теме «Родина» Защита проекта                                                                                         1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 26.12 16.01 23.01 30.01 6.02 13.02 20.02 27.02 6.03 13.03 20.03 3.04 10.04 17.04 24.04 8.05 15.05 22.05 29.05 6 КЛАСС №   уро­ ка Тема урока Введение 1 Вводный урок Человек в социальном измерении     2­3 4­5 Человек   –   личность  Познай самого себя    Количество часов Дата ПЛАН ФАКТ 1 2 2 5.09 12.09 19.09 26.09 3.10 6­7      8­9 10­11 12­13 Человек и его деятельность (ознакомление с новым материалом) Потребности человека  На пути  к жизненному успеху  Практикум по теме «Человек в социальном измерении» Человек среди людей Межличностные отношения.  Человек в группе Общение  Конфликты в межличностных отношениях  Практикум по теме «Человек среди людей» 14­15 16­17 18­19 20­21 22­23 Нравственные основы жизни 24­25 Человек славен добрыми делами   2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 10.10 17.10 24.10 7.11 14.11 21.11 28.11 5.12 12.12 19.12 26.12 16.01 23.01 30.01 6.02 13.02 20.02 27.02 6.03 13.03 Будь  смелым Человек  и человечность 2 2 Практикум  по   теме   «Нравственные    основы   жизни»   2 Человек в системе общественных отношений Урок­ конференция «Человек и общество» 2 2 26­27 28­29 30­31 32­33 34­35 20.03 27.03 3.04 10.04 17.04 24.04 8.05 15.05 22.05 29.05                                                                                                                                                                        7 КЛАСС № урока                                  Название раздела. Тема урока Количество Введение «Человек и закон» Введение 1 Регулирование поведения людей в обществе 2 Что значит жить по правилам?  3–4 Права и обязанности граждан 5­6 Почему важно соблюдать законы 7­8 Защита Отечества 9 10 Что такое дисциплина Виновен – отвечай 11–12 Кто стоит на страже закона часов             ДАТА ПЛАН ФАКТ 1 1 2 2 2 1 1 2 5.09 12.09 19.09 26.09 3.10 10.10 17.10 24.10 7.11 14.11 21.11 28.11 Практикум «Регулирование поведения людей в обществе» 13 Человек в мире экономических отношений 14­15 Экономика и ее основные участники  16– 17 18– 19 20– 21 22– 23 24 25– 26 27­28 Мастерство работника Производство, затраты, выручка, прибыль Виды и формы бизнеса Обмен, торговля, реклама Деньги и их функции  Экономика семьи Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» Человек и природа 29 30 Человек – часть природы. Охранять природу – значит охранять жизнь 1 2 2 2 2 2 1 2 2 1 1 5.12 12.12 19.12 26.12 16.01 23.01 30.01 6.02 13.02 20.02 27.02 6.03 13.03 20.03 3.04 10.04 17.04 24.04 Закон на страже природы Практикум по теме «Человек и природа»      31    32­33 Итоговое повторение 34      35 Человек и общество Общественные отношения 8 класс                                                     Название раздела. Тема урока № ВВЕДЕНИЕ 1 ВВЕДЕНИЕ Личность и общество Что делает человека человеком. 2 1 2 1 1 8.05 15.05 22.05 29.05 Количес тво часов Даты план факт 1 1 5. 0 9 1 2. 3 4 5 6 7 8 9 Человек, общество, природа Общество как форма жизнедеятельности людей Развитие общества Как стать личностью Практикум по теме «Личность и общество» Сфера духовной культуры Сфера духовной жизни Мораль 1 1 1 1 1 1 1 0 9 1 9. 0 9 2 6. 0 9 3. 1 0 1 0. 1 0 1 7. 1 0 2 4. 1 0 7. 1 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 Долг и совесть Моральный выбор – это ответственность Образование Наука в современном обществе Религия как  одна из  форм культуры Практикум по теме «Сфера духовной  культуры» Социальная сфера 1 6 Социальная структура  общества 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4. 1 1 2 1. 1 1 2 8. 1 1 5. 1 2 1 2. 1 2 1 9. 1 2 2 6. 1 1 7 1 8 1 9 2 0 Социальные статусы и роли  Нации и межнациональные  отношения Отклоняющееся поведение Практикум по теме «Социальная сфера» Экономика 2 1 Экономика и ее роль в жизни общества 2 2 2 3 Главные вопросы  экономики Собственность.  1 1 1 1 1 1 1 2 1 6. 1 2 2 3. 1 2 3 0. 1 2 6. 0 2 1 3. 0 2 2 0. 0 2 2 7. 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 3 4 Рыночная экономика Производство – основа  экономики Предпринимательская  деятельность. Роль государства в экономике Распределение доходов Потребление Инфляция  и семейная  экономика Безработица,  ее причины  и последствия Мировое  хозяйство  и международная  торговля Практикум  «Экономическая сфера» Обобщение за курс Обществознания за 8 класс 0 2 6. 0 3 13.03 20.03 3.04 10.04 17.04 24.04 8.05 15.05 22.05 29.05 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 ­ 3 5                                                                                      9 класс №   уро­ ка Тема урока 1 2 Введение Политика и власть 3­4 Государство 5 6 7 8  «Политические режимы» Правовое   государство Гражданское общество и государство Участие  граждан в политической  жизни 9­10 Политические партии и движения 11­12 Урок практикум по теме «Политика» 13 14 15­16 Роль права  в жизни общества и государства Правоотношения и субъекты права Правонарушения и юридическая  ответственность   Количество часов 1 1 2 1 1 1 1 2 2 1 1 2 Дата ПЛАН 5.09 ФАКТ 12.09 19.09 26.09 3.10 10.10 17.10 24.10 7.11 14.11 21.11 28.11 5.12 12.12 19.12 26.12

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018