Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальностям и профессиям среднего профессионального образования, в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
Обществознание.doc
Министерство образования и науки Пермского края
Уинский филиал
государственного автономного профессионального
образовательного учреждения
«КРАЕВОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание
2 2016
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования
Организацияразработчик: государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение «Краевой политехнический колледж»
Разработчик:
Одинцева Н.Н.,
политехнический колледж»
преподаватель Уинский филиал ГАПОУ «Краевой
РАССМОТРЕНА
на заседании ЦМК
от «___»__________ 2016г.
Протокол № ____
_____________
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая учебной частью
_____________
«___» ___________ 2016 г.
3 СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
1. ПАСПОРТ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
3
5
15
17 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Обществознание»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы по специальностям и
профессиям среднего профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный
цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение
следующих целей:
воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового
самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам
Российской Федерации;
развитие личности на стадии начальной социализации, становление
правомерного социального поведения, повышение уровня политической,
правовой и духовнонравственной культуры подростка;
углубление интереса к изучению социальноэкономических и политико
правовых дисциплин;
умение получать информацию из различных источников, анализировать,
систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об
основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах,
нормах регулирования общественных отношений, необходимых для
взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и
общества в целом;
формирование мотивации к общественно полезной деятельности,
повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
применение полученных знаний и умений в практической деятельности в
различных сферах общественной жизни.
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает
достижение следующих результатов:
личностных:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
3 российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему
уважение
чувство ответственности перед Родиной,
народу,
государственных символов (герба, флага, гимна);
гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические
ценности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности
государственных,
общественных,
участия в решении личных,
общенациональных проблем;
своего места в поликультурном мире;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
метапредметных:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения дисциплины поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной
деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно
познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках социальноправовой и экономической информации,
критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
4 информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных,
экономических и правовых институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства,
понятийный аппарат обществознания;
предметных:
сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся
системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение умениями выявлять причинноследственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
сформированность представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
сформированность представлений о методах познания социальных явлений
процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
сформированность навыков оценивания социальной информации, умений
поиска информации в источниках различного типа для реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений
и процессов общественного развития.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 59 часов.
5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Написание эссе
Выполнение реферата и его защита
Создание презентаций
Работа с интелекткартами
Работа с кластерами
Работа со СМИ
Решение тестов
Подготовка сообщения
Анализ документов
Решение ситуационных задач
Подготовка к контрольной и зачетной работе
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
176
117
20
9
59
6 2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем
часов
Уровень
освоения
1
Введение
Раздел 1. Человек и
общество
Тема 1.1. Природа человека,
врожденные и приобретенные
качества
1 Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их
изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и
специальностей СПО.
2
Содержание учебного материала
1 Человек как продукт биологической и социальной эволюции.
Философские представления о социальных качествах человека. Деятельность и мышление.
2 Человек, индивид, личность. Формирование характера, учет особенностей
характера в общении и профессиональной деятельности. Свобода человека и ее
ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны
общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества
личности.
3 Деятельность человека. Виды деятельности. Потребности, способности и интересы.
Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды
профессиональной деятельности.
4 Общение. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное
общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной
среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере
молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания.
Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.
5 Духовный мир человека. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные
особенности научного мышления.
6 Познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды
человеческих знаний.
Контрольные работы
3
2
23
6
1
4
1
1, 2, 3
7 Тема 1.2. Общество как
сложная система
Самостоятельная работа обучающихся:
Написание эссе на тему «Для чего я живу?», «Почему я выбрал эту профессию?»
Подготовка к проверочной работе
Выполнение практического задания создание кластера «Виды общения»
Выполнение практического задания заполнение таблицы «Типы мировоззрения»
Содержание учебного материала
1 Понятие общества. Сферы общества. Представление об обществе как сложной
динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных
отношений. Основные институты общества, их функции.
2 Развитие общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и
революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.
3 Культура и цивилизация. Цивилизация и формация.
4
Типология обществ.
Традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Глобализация человеческого общества. Особенности современного мира. Процессы
глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их
опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной
цивилизации.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнить презентацию на тему «Глобализация и антиглобалисты» или «Глобальные
проблемы современности и пути их решения»
Подготовка к проверочной работе
Выполнение практического задания заполнение таблицы «Типология обществ»
Раздел 2. Духовная культура
человека и общества
Тема 2.1. Духовная культура Содержание учебного материала
6
4
6
26
4
2, 3
8 личности и общества
1 Культура. Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее
значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная.
Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности
молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в
молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных
ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения,
труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры.
Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
Лабораторные работы
Практические занятия
Изучение видов культуры и их особенностей
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение презентации об учреждениях культуры в с.Уинское или г. Пермь
Содержание учебного материала
1 Наука. Естественные и социальногуманитарные науки. Значимость труда ученого,
его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед
обществом.
3 Образование. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в
жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования.
4 Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в
получении образования. Порядок приема в образовательные учреждения
профессионального образования. Профессиональное образование.
Лабораторные работы
Практические занятия
Ознакомление с ролью образования в жизни человека и общества.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1 Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и
совесть. Моральный выбор. Моральный идеал.
2 Моральный самоконтроль личности.
Тема 2.2. Наука и образование
в современном мире
Тема 2.3. Мораль, искусство
и религия как элементы
духовной культуры
3
2, 3
2, 3
9
2
2
2
2
1
6 3 Религия как феномен культуры. Религия и церковь в современном мире. Свобода
совести. Религиозные объединения Российской Федерации.
Конспектирование статьи «Моральный самоконтроль личности»
Заполнение таблицы «Религии мира»
Конспектирование статьи «Виды искусств и их роль в жизни людей»
4 Мировые религии.
5 Искусство и его роль в жизни людей.
6 Виды искусств.
7 Контрольная работа.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнить кроссворд по разделу
Подготовка к контрольной работе
Раздел 3. Экономика
Тема 3.1. Экономика и
экономическая наука.
Экономические системы
Содержание учебного материала
1 Понятие экономика. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы
экономики. Разделение труда, специализация и обмен.
2 Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и
рыночная экономика.
3 Собственность.
4 Производство. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность
Тема 3.2. Рынок. Фирма.
Роль государства в
экономике
ресурсов. Факторы производства.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнить реферат и защитить его.
Содержание учебного материала
1 Рынок. Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы
предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная
и несовершенная конкуренция.
2 Факторы спроса и предложения.
2
2
3
38
4
7
6
2
2, 3
10 3 Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда.
Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники
финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок.
4 Основы менеджмента и маркетинга.
5
Государство и экономика. Виды налогов. Государственные расходы.
Государственный бюджет. Государственный долг.
Лабораторные работы
Практические занятия
Изучение факторов спроса и предложения
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Эссе «Моя потребительская корзина»
Конспектирование статьи «Функции государства в экономике»
Содержание учебного материала
1 Рынок труда. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы
предложения труда.
2 Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.
3 Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.
4
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы
семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.
5 Экономика семьи.
Лабораторные работы
Практические занятия
Определение причин безработицы.
Расчет семейного бюджета.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Подбор 10 афоризмов о деньгах или капитале и написание эссе.
Содержание учебного материала
Тема 3.3. Рынок труда и
безработица
Тема 3.4. Основные
проблемы экономики
2
2
4
2
2
4
2, 3
11 России. Элементы
международной экономики
Раздел 4. Социальные
отношения
Тема 4.1. Социальная роль
и стратификация
1 Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной
экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики
России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в
мировой экономике.
2 Организация международной торговли. Государственная политика в области
международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Контрольная работа.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка справки о курсе валют за месяц, проанализировать, дать оценку.
Подготовка к контрольной работе
Содержание учебного материала
1 Социальная стратификация. Социальные отношения. Понятие о социальных
общностях и группах. Социальная мобильность.
2 Социальная стратификация современного российского общества.
3 Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте.
Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
4 Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
Лабораторные работы
Практические занятия
Заполнение таблицы «Социальная стратификация современного российского
общества»
Тема 4.2. Социальные
нормы и конфликты
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Конспектирование статьи «Престижность профессиональной деятельности»
Содержание учебного материала
1 Социальное поведение и социальный контроль. Виды социальных норм и санкций.
Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления.
2 Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.
Опасность наркомании, алкоголизма.
3 Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
2
3
33
6
2
1
6
2
2, 3
2, 3
12 4 Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов.
Пути разрешения социальных конфликтов.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Составление ситуационных задач по разделу
Эссе «Я – личность!»
Конспектирование статьи «Профилактика негативных форм девиантного поведения
среди молодежи»
Конспектирование статьи «Социальная и личностная значимость здорового образа
жизни»
Содержание учебного материала
1 Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в
Российской Федерации.
Тема 4.3. Важнейшие
социальные общности и
группы
2 Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты,
пути их разрешения.
3 Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
4 Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая
ситуация в Российской Федерации.
5 Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений.
Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов.
Брачный договор.
6 Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
2
8
1
2, 3
13 Раздел 5. Политика
Тема 5.1. Политика и власть.
Государство в политической
системе
Самостоятельная работа обучающихся
Презентация «Этнические общности, проживающие на территории Пермского края»
Презентация «Молодежные субкультуры»
Подготовка к проверочной работе
Изучение документов о Конституционных принципах национальной политики в
Российской Федерации.
Решение задач по Семейному праву
Изучение Правовых отношений родителей и детей. Опека и попечительство.
Содержание учебного материала
1 Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление.
Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты.
Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный
суверенитет.
2 Механизм государства. Внутренние и внешние функции государства. Особенности
функционального назначения современных государств. Межгосударственная
интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные
особенности развития современной политической системы.
3 Формы государства: формы правления.
4 Формы государства: территориальногосударственное устройство.
5 Форма политического режима. Типология политических режимов. Демократия, ее
основные ценности и признаки. Условия формирования демократических
институтов и традиций.
Лабораторные работы
Практические занятия
Заполнение таблицы «Типология политических режимов»
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Заполнение таблицы «Формы правления»
Содержание учебного материала
1
Гражданское общество и правовое государство. Гражданские инициативы.
Тема 5.2. Участники
политического процесса
7
23
6
2
3
6
2, 3
2, 3
14 2 Избирательное право. Отличительные черты выборов в демократическом
обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в
Российской Федерации.
3 Политическая идеология. Современные идейнополитические системы:
консерватизм, либерализм, социалдемократия, коммунизм.
4 Политические партии и движения, их классификация. Законодательное
регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
5 Личность и политика. Политический статус личности. Политическое участие и его
типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия.
Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее
формирования в современной России.
Раздел 6. Право
Тема 6.1. Правовое
регулирование общественных
отношений
6 Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Написать эссе «Мои шаги как депутата Земского Собрания»
Сделать презентацию «Политические партии современной России»
Подготовка к контрольной работе
Конспектирование статьи «Избирательное право в Российской Федерации»
Изучение политических статусов личности
Содержание учебного материала
1 Понятие права. Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения
права в современном обществе.
Право в системе социальных норм.
2 Норма права. Система права. Правовые и моральные нормы. Система права:
основные институты, отрасли права.
3 Формы (источники) права. Нормативные правовые акты и их характеристика.
Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
4 Правосознание. Правоотношение.
5 Правонарушение и юридическая ответственность.
Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение.
Виды противоправных поступков.
1
5
33
4
2, 3
15 Тема 6.2. Основы
конституционного права
Российской Федерации
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнить и защитить реферат
Подбор примеров в СМИ о нарушениях частного или публичного прав человека
Конспектирование статьи «Система права. Формы права»
Содержание учебного материала
1 Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного
строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской
Федерации.
Законодательная власть. Исполнительная власть. Местное самоуправление.
2
3 Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
Правоохранительные органы Российской Федерации.
Институт президентства.
4 Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.
Основные конституционные права и обязанности граждан в России.
5 Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства.
6 Право на благоприятную окружающую среду.
7 Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Лабораторные работы
Практические занятия
Ознакомление с документами, содержащими основные конституционные права и
обязанности граждан в России.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение о местных органах самоуправления
Эссе «Почему я хочу служить в рядах российской армии?»
Содержание учебного материала
1 Административное право и административные правоотношения.
Административные проступки. Административная ответственность.
Тема 6.3. Отрасли
российского права
5
6
2
3
4
2, 3
2, 3
16 2
Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица.
Юридические лица. Гражданскоправовые договоры. Правовое регулирование
предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности
на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на
интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности:
купляпродажа, мена, наследование, дарение.
3 Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы
защиты имущественных и неимущественных прав.
4 Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений.
Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на
работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения.
Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.
Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые
споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной
защиты и социального обеспечения.
5 Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние.
Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной
ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную
ответственность.
Практические занятия
Решение задач по Гражданскому праву.
Решение задач по Административному праву.
Практические занятия
Решение задач по Трудовому праву.
Практические занятия
Решение задач по Уголовному праву.
Дифференцированный зачет
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к зачету
2
1
1
1
2
Итого
176
2
2
2
17 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к учебнометодическому и материальнотехническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного
кабинета.
В состав учебнометодического и материальнотехнического
обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов
выдающихся ученых и др.);
информационнокоммуникационные средства;
экраннозвуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
Основные источники:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей
гуманитарного профилей:
естественнонаучного,
технического,
учебник. — М., 2015.
2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей
гуманитарного профилей.
естественнонаучного,
технического,
Практикум. — М., 2014.
3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей
гуманитарного профилей.
естественнонаучного,
технического,
Контрольные задания. — М., 2014.
Дополнительные источники:
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
2. Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от
03.06.2006 № 74ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным
законом от 30.11.1994 № 51ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст.
3301.
4. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным
законом от 26.01.1996 № 14ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
5. Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным
законом от 26.11.2001 46ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
6. Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным
законом от 18.12.2006 № 230ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). —
Ст. 5496.
7. Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от
25.10.2001 № 136ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
18 8. Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие
Федеральным законом от 30.12.2001 № 195ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. —
№ 1 (Ч. I). — Ст. 1.
9. Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от
30.12.2001 № 197ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
10.Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от
13.06.1996 № 63ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
11.Закон РФ от 07.02.1992 № 23001 «О защите прав потребителей» // СЗ
12.Закон РФ от 19.04.1991 № 10321 «О занятости населения в
13.Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18.
РФ. — 1992. —15. — Ст. 766.
Российской Федерации» //
— Ст. 566.
Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
— 1995. — № 10. — Ст. 823.
РФ. — 1993.
14.Закон РФ от 31.05.2002 № 62ФЗ «О гражданстве Российской
15.Закон РФ от 21.02.1992 № 23951 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ.
16.Закон РФ от 11.02.1993 № 44621 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ
17.Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63ФЗ «Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. —
2002.
18.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012.
19.Федеральный закон от 30.03.1999 № 52ФЗ «О санитарно
эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. —
№ 14. — Ст. 1650.
20.Федеральный закон от 10.01.2002 № 7ФЗ «Об охране окружающей
среды» // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
21.Федеральный закон от 24.04.1995 № 52ФЗ «О животном мире» //
Российская газета. — 1995. — 4 мая.
22.Федеральный закон от 04.05.1999 № 96ФЗ «Об охране атмосферного
воздуха» // СЗ РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2222.
23.Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении
применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет
Европы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая.
24.Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной
государственной экономической политике» // Российская газета. —
2012. — 9 мая.
25.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в
Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
26.Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального
19 государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования”».
27.Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука РФ от
17.03.2015 № 06259 «Рекомендации по организации получения
среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального
образования».
28.Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение.
— М., 2014. Единый государственный экзамен. Контрольные
измерительные материалы. Обществознание. — М., 2014.
29.Учебнотренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2014.
Интернетресурсы
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные
сообщества).
www.schoolcollection.edu.ru (Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru
«Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационноправовой портал).
www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный
журнал «Родина»).
(Фестиваль педагогических идей
20 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
сформированность знаний об обществе как целостной
развивающейся системе в единстве и взаимодействии
его основных сфер и институтов;
владение базовым понятийным аппаратом социальных
наук;
владение умениями выявлять причинноследственные,
функциональные, иерархические и другие связи
социальных объектов и процессов;
Формы контроля и оценки
результатов обучения
Формы контроля обучения:
– самостоятельная работа
проблемного характера;
– практические задания по работе
с информацией, документами,
литературой;
– подготовка и защита
индивидуальных и групповых
заданий проектного характера и
т.д.
сформированность представлений об основных
тенденциях и возможных перспективах развития
мирового сообщества в глобальном мире;
Формы оценки
результативности обучения:
сформированность представлений о методах познания
социальных явлений процессов;
владение умениями применять полученные знания в
повседневной жизни, прогнозировать последствия
принимаемых решений;
сформированность навыков оценивания социальной
информации,
умений поиска информации в
источниках различного типа для реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов общественного
развития.
накопительная система баллов,
на основе которой выставляется
итоговая отметка.
традиционная система отметок
в баллах за каждую выполненную
работу,
на основе которых
выставляется итоговая отметка.
21 Примерные темы рефератов, индивидуальных проектов
1. Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими
людьми.
2. Я или мы: взаимодействие людей в обществе.
3. Индустриальная революция: плюсы и минусы.
4. Глобальные проблемы человечества.
5. Современная массовая культура: достижение или деградация?
6. Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
7. Кем быть? Проблема выбора профессии.
8. Экономика современного общества.
9. Структура современного рынка товаров и услуг.
10. Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и
причин безработицы в разных странах.
11. Я и мои социальные роли.
12. Современные социальные конфликты.
13. Современная молодежь: проблемы и перспективы.
14. Этносоциальные конфликты в современном мире.
15. Семья как ячейка общества.
16. Политическая власть: история и современность.
17. Политическая система современного российского общества.
18. Содержание внутренних и внешних функций государства на примере
современной России.
19. Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на
выбор: одно — из истории, другое — современное).
20. Формы участия личности в политической жизни.
21. Политические партии современной России.
22. Право и социальные нормы.
23. Система права и система законодательства.
24. Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века.
25. Характеристика отрасли российского права (на выбор).
26. СМИ и её роль в жизни людей.
27. Религии и её влияние на мировоззрение, и поведение людей.
28. Современная семья гармония и конфликты.
22
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.