Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов разработана на основе Федерального Государственного стандарта СОО, основной образовательной программы, программы к учебнику "Обществознание" А.Ю. Лазебникова, Н.И. Городецкой, Е.Л. Рутковской.
Рабочая программа включает в себя планируемые результаты освоения программы: личностные, предметные и метапредметные; содержание предмета; учебно тематический план с указанием часов на каждую тему.
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс.docx
Екатерининская средняя общеобразовательная школа Тевризского муниципального района Омской области
Бюджетное общеобразовательное учреждение
Рассмотрено на заседании ШМО
Руководитель_____/Н.В. Борозненко/
Протокол
от «__» августа 2019 г. №__
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________/С.В. Бульба/
«__» августа 2019 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
______/Т.А.Гайдайчук /
Приказ от «__» августа 2019 г.№__
Предметная область
«Общественные науки»
Рабочая программа по обществознанию
1011 класс
20192020 учебный год Составитель учитель истории и обществознания
1 категории Борозненко Н.В.
Екатериновка 2019
Срок реализации 2 года
Планируемые результаты
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий
(УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить
на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
– использовать различные модельносхематические средства для представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к
критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за
ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к
осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовая и
политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе
или социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в
различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению; – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра,
нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научнотехническому
творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния
социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта
экологонаправленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое
отношение к разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: – физическое, эмоциональнопсихологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение
детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
– Выделять черты социальной сущности человека;
– определять роль духовных ценностей в обществе;
– распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
– различать виды искусства;
– соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
– выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
– выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
– раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
– выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
– выявлять особенности научного познания;
– различать абсолютную и относительную истины;
– иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
– выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования
и науки в современном обществе;
– выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
– Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер
и институтов;
– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость
социального развития;
– приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
– формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных
глобальных проблем. Экономика
– Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
– конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
– объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
– оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
– различать формы бизнеса;
– извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
– различать экономические и бухгалтерские издержки;
– приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
– различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской
Федерации в банковской системе РФ;
– различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных
групп;
– выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
– определять причины безработицы, различать ее виды;
– высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
– объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать
собственное потребительское поведение;
– анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
– приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
– высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на
экономическую жизнь общества;
– различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП
(валовой внутренний продукт);
– различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
– Выделять критерии социальной стратификации;
– анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
– выделять особенности молодежи как социальнодемографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного
рынка
труда; – выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
– конкретизировать примерами виды социальных норм;
– характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
– различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
– определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
– различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
– выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
– характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
– характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
– характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
– высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
– формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести,
сущность и значение веротерпимости;
– осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы,
сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
– оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.
Политика
– Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
– различать политическую власть и другие виды власти;
– устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
– высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
– раскрывать роль и функции политической системы;
– характеризовать государство как центральный институт политической системы;
– различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
– обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
– характеризовать демократическую избирательную систему;
– различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
– устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
– определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
– конкретизировать примерами роль политической идеологии;
– раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
– формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе; – оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
– иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
– различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение
о значении участия граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
– Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
– выделять основные элементы системы права;
– выстраивать иерархию нормативных актов;
– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
– различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства,
правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам,
уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
– раскрывать содержание гражданских правоотношений;
– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
– различать организационноправовые формы предприятий;
– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ
семейного права в повседневной жизни;
– находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и
высшего образования;
– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
– извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК
РФ,УПК РФ);
– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
– Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия
принимаемых решений;
– применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни; – оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
– характеризовать основные методы научного познания;
– выявлять особенности социального познания;
– различать типы мировоззрений;
– объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
– выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.
Общество как сложная динамическая система
– Устанавливать причинноследственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
– выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
– систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов,
процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
Экономика
– Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
– выявлять противоречия рынка;
– раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
– раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
– обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
– различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
– определять практическое назначение основных функций менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;
– применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;
– оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
– раскрывать фазы экономического цикла;
– высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового
хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
– извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического
развития России.
Социальные отношения
– Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;
– анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
– выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов; – толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям;
оценивать роль толерантности в современном мире;
– находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
– выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в
Российской Федерации, давать им оценку;
– выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления
отклоняющегося поведения;
– анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
Политика
– Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации,
выделять проблемы;
– выделять основные этапы избирательной кампании;
– в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
– отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
– самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
– характеризовать особенности политического процесса в России;
– анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений
– Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
– перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
– характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
– ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
– применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
– характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль
СМИ и гражданского общества в противодействии терроризма
Содержание учебного предмета, курса.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Федерального Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (с изменениями и дополнениями)
авторской программы А.Ю. Лазебникова, Н. И. Городецкой, Е.Л. Рутковская «Обществознание, 1011 классы, базовый уровень – М.:
Просвещение, 2019 ООП СОО БОУ «Екатерининская СОШ» Тевризского муниципального района Омской области, 2018
10 класс
РАЗДЕЛ 1. Человек в обществе
Понятие общества. Общество как сложная динамическая система. Динамика общественного развития.. Социальная сущность человека.
Деятельность как способ существования людей. Познавательная и коммуникативная деятельность. Свобода и необходимость в деятельности
человека. Современное общество. Глобальная угроза международного терроризма.
РАЗДЕЛ 2. Общество как мир культуры
Духовная культура общества. Духовный мир личности.. мораль. Наука и образование. Религия и религиозные организации. Искусство.
Массовая культура.
РАЗДЕЛ 3. Правовое регулирование общественных отношений.
Современные подходы к пониманию права. Право в системе социальных норм. Источники права. Правоотношения и правонарушения.
Предпосылки правомерного поведения. Гражданин Российской Федерации. Гражданское право. Семейное право. Правовое регулирование
занятости и трудоустройства. Экологическое право. Процессуальные отрасли права. Конституционное судопроизводство.. международная
защитаправ человека. Правовые основы антитеррористической политики России
РАЗДЕЛ 4. Заключение. Человек 21 века
Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в мире информации. Человек и ценности современного мира.
11 класс
Тема 1. Экономическая жизнь общества
Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Факторы производства и факторные доходы.
Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен.
Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и
антимонопольное законодательство. Рыночные отношения в современной экономике. Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты.
Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные
затраты (издержки). Основные источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый
рынок. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые
институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в
области занятости. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина. Роль государства в экономике. Общественные блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и
бюджетной политики государства. Денежнокредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические
циклы. Мировая экономика. Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая
интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Тенденции
экономического развития России.
Тема 2. Социальная сфера
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь
как социальная группа. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. Социальные
нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее
формы и каналы в современном обществе. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их
разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции развития семьи в
современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения и
организации в Российской Федерации.
Тема 3. Политическая жизнь общества
Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть. Политическая система, ее структура
и функции. Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции. Политический режим. Типология
политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная,
пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Гражданское общество и правовое государство. Политическая элита и политическое
лидерство. Типология лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейнополитические течения современности.
Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно
политических движений. Политическая психология. Политическое поведение. Роль средств массовой информации в политической жизни
общества. Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности политического процесса в
России.
Заключение. Взгляд в будущее
Резерв. Тематическое планирование
10 класс
№ Наименование разделов,
Количество
тем
часов
Предметные
обучающийся
научится
Предметные
Метапредметные
Личностные
получит
возможность
научиться
1
РАЗДЕЛ 1. Человек в
обществе
18
Выделять черты
социальной сущности
человека;
выявлять роль агентов
социализации на
основных этапах
социализации индивида;
– раскрывать связь
между мышлением и
деятельностью;
– различать виды
деятельности,
приводить примеры
основных видов
Использовать
полученные знания о
социальных ценностях
и нормах в
повседневной жизни,
прогнозировать
последствия
принимаемых
решений;
– применять знания о
методах познания
социальных явлений и
процессов в учебной
деятельности и
повседневной жизни;
Регулятивные
универсальные
учебные действия
Выпускник
научится:
– самостоятельно
определять цели,
задавать параметры
и критерии, по
которым можно
определить, что
цель достигнута;
– оценивать
возможные
Нравственное
сознание и
поведение на
основе усвоения
общечеловеческих
ценностей,
толерантного
сознания и
поведения в
поликультурном
мире, готовности и
способности вести
диалог с другими
людьми, достигать
в нем
взаимопонимания,
находить общие – оценивать
разнообразные явления
и процессы
общественного
развития;
– характеризовать
основные методы
научного познания;
– выявлять
особенности
социального познания;
– выражать
собственную позицию
по вопросу
познаваемости мира и
аргументировать ее.
деятельности;
– выявлять и
соотносить цели,
средства и результаты
деятельности;
– анализировать
различные ситуации
свободного выбора,
выявлять его основания
и последствия;
– различать формы
чувственного и
рационального
познания, поясняя их
примерами;
– выявлять
особенности научного
познания;
– различать
абсолютную и
относительную истины;
цели и
сотрудничать для
их достижения;
физическое,
эмоционально
психологическое,
социальное
благополучие
обучающихся в
жизни
образовательной
организации,
ощущение детьми
безопасности и
психологического
комфорта,
информационной
безопасности.
последствия
достижения
поставленной цели
в деятельности,
собственной жизни
и жизни
окружающих
людей,
основываясь на
соображениях этики
и морали;
– ставить и
формулировать
собственные задачи
в образовательной
деятельности и
жизненных
ситуациях;
– оценивать
ресурсы, в том
числе время и
другие
нематериальные
ресурсы,
необходимые для
достижения поставленной цели;
– выбирать путь
достижения цели,
планировать
решение
поставленных задач,
оптимизируя
материальные и
нематериальные
затраты;
– организовывать
эффективный поиск
ресурсов,
необходимых для
достижения
поставленной цели;
– сопоставлять
полученный
результат
деятельности с
поставленной
заранее целью.
2. Познавательные
универсальные
учебные действия Выпускник
научится:
– искать и
находить
обобщенные
способы решения
задач, в том числе,
осуществлять
развернутый
информационный
поиск и ставить на
его
основе новые
(учебные и
познавательные)
задачи;
– критически
оценивать и
интерпретировать
информацию с
разных позиций,
распознавать и
фиксировать
противоречия в
информационных источниках;
– использовать
различные
модельно
схематические
средства для
представления
существенных
связей и
отношений, а
также
противоречий,
выявленных в
информационных
источниках;
– находить и
приводить
критические
аргументы в
отношении
действий и
суждений другого;
спокойно и
разумно относиться
к критическим замечаниям в
отношении
собственного
суждения,
рассматривать их
как ресурс
собственного
развития;
– выходить за
рамки учебного
предмета и
осуществлять
целенаправленный
поиск
возможностей для
широкого переноса
средств и способов
действия;
– выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию,
учитывая
ограничения со
стороны других
участников и ресурсные
ограничения;
– менять и
удерживать разные
позиции в
познавательной
деятельности.
3.
Коммуникативные
универсальные
учебные действия
Выпускник
научится:
– осуществлять
деловую
коммуникацию как
со сверстниками,
так и со
взрослыми (как
внутри
образовательной
организации, так и
за ее
пределами), подбирать
партнеров для
деловой
коммуникации
исходя из
соображений
результативности
взаимодействия, а
не личных
симпатий;
– при
осуществлении
групповой работы
быть как
руководителем, так
и членом команды
в разных ролях
(генератор идей,
критик,
исполнитель,
выступающий,
эксперт и т.д.);
– координировать и
выполнять работу в
условиях реального,
виртуального и комбинированного
взаимодействия;
– развернуто,
логично и точно
излагать свою точку
зрения с
использованием
адекватных (устных
и письменных)
языковых средств;
– распознавать
конфликтогенные
ситуации и
предотвращать
конфликты до их
активной фазы,
выстраивать
деловую и
образовательную
коммуникацию,
избегая личностных
оценочных
суждений.
2
Проектная деятельность
2
Систематизировать
социальную
Регулятивные
универсальные
Развитие
компетенций информацию,
устанавливать связи в
целостной картине
общества (его
структурных
элементов, процессов,
понятий) и
представлять ее в
разных формах (текст,
схема, таблица).
сотрудничества со
сверстниками,
детьми младшего
возраста,
взрослыми в
образовательной,
общественно
полезной,
учебно
исследовательской,
проектной и других
видах деятельности
учебные действия
Выпускник
научится:
– самостоятельно
определять цели,
задавать параметры
и критерии, по
которым можно
определить, что
цель достигнута;
– оценивать
возможные
последствия
достижения
поставленной цели
в деятельности,
собственной жизни
и жизни
окружающих
людей,
основываясь на
соображениях этики
и морали;
– ставить и формулировать
собственные задачи
в образовательной
деятельности и
жизненных
ситуациях;
– оценивать
ресурсы, в том
числе время и
другие
нематериальные
ресурсы,
необходимые для
достижения
поставленной цели;
– выбирать путь
достижения цели,
планировать
решение
поставленных задач,
оптимизируя
материальные и
нематериальные
затраты;
– организовывать
эффективный поиск ресурсов,
необходимых для
достижения
поставленной цели;
– сопоставлять
полученный
результат
деятельности с
поставленной
заранее целью.
2. Познавательные
универсальные
учебные действия
Выпускник
научится:
– искать и
находить
обобщенные
способы решения
задач, в том числе,
осуществлять
развернутый
информационный
поиск и ставить на его
основе новые
(учебные и
познавательные)
задачи;
– критически
оценивать и
интерпретировать
информацию с
разных позиций,
распознавать и
фиксировать
противоречия в
информационных
источниках;
– использовать
различные
модельно
схематические
средства для
представления
существенных
связей и
отношений, а
также противоречий,
выявленных в
информационных
источниках;
– находить и
приводить
критические
аргументы в
отношении
действий и
суждений другого;
спокойно и
разумно относиться
к критическим
замечаниям в
отношении
собственного
суждения,
рассматривать их
как ресурс
собственного
развития;
– выходить за
рамки учебного
предмета и осуществлять
целенаправленный
поиск
возможностей для
широкого переноса
средств и способов
действия;
– выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию,
учитывая
ограничения со
стороны других
участников и
ресурсные
ограничения;
– менять и
удерживать разные
позиции в
познавательной
деятельности.
3.
Коммуникативные
универсальные учебные действия
Выпускник
научится:
– осуществлять
деловую
коммуникацию как
со сверстниками,
так и со
взрослыми (как
внутри
образовательной
организации, так и
за ее
пределами),
подбирать
партнеров для
деловой
коммуникации
исходя из
соображений
результативности
взаимодействия, а
не личных
симпатий;
– при осуществлении
групповой работы
быть как
руководителем, так
и членом команды
в разных ролях
(генератор идей,
критик,
исполнитель,
выступающий,
эксперт и т.д.);
3
4
Повторительно
обобщающий урок по теме
«Человек и общество»
РАЗДЕЛ 2. Общество как
мир культуры
1
14
Определять роль
духовных ценностей в
обществе;
– распознавать формы
культуры по их
признакам,
иллюстрировать их
примерами;
– различать виды
искусства;
– соотносить поступки
– Различать типы
мировоззрений;
– объяснять
специфику
взаимовлияния двух
миров социального и
природного в
понимании природы
человека и его
мировоззрения
Регулятивные
универсальные
учебные действия
Выпускник
научится:
– самостоятельно
определять цели,
задавать параметры
и критерии, по
которым можно
определить, что
Мировоззрение,
соответствующее
современному
уровню развития
науки, значимости
науки, готовность
к научно
техническому
творчеству,
владение
достоверной
информацией о и отношения с
принятыми нормами
морали;
– выявлять сущностные
характеристики религии
и ее роль в культурной
жизни;
– иллюстрировать
конкретными
примерами роль
мировоззрения в жизни
человека;
– выявлять связь
науки и образования,
анализировать факты
социальной
действительности в
контексте возрастания
роли образования и
науки в
современном обществе;
– выражать и
аргументировать
собственное отношение
к роли образования и
цель достигнута;
– оценивать
возможные
последствия
достижения
поставленной цели
в деятельности,
собственной жизни
и жизни
окружающих
людей,
основываясь на
соображениях этики
и морали;
– ставить и
формулировать
собственные задачи
в образовательной
деятельности и
жизненных
ситуациях;
– оценивать
ресурсы, в том
числе время и
другие
передовых
достижениях и
открытиях мировой
и отечественной
науки,
заинтересованность
в научных
знаниях об
устройстве мира и
общества;
– готовность и
способность к
образованию, в том
числе
самообразованию,
на протяжении
всей жизни;
сознательное
отношение к
непрерывному
образованию как
условию успешной
профессиональной и
общественной
деятельности; самообразования в
жизни человека.
нематериальные
ресурсы,
необходимые для
достижения
поставленной цели;
– выбирать путь
достижения цели,
планировать
решение
поставленных задач,
оптимизируя
материальные и
нематериальные
затраты;
– организовывать
эффективный поиск
ресурсов,
необходимых для
достижения
поставленной цели;
– сопоставлять
полученный
результат
деятельности с
поставленной заранее целью.
2. Познавательные
универсальные
учебные действия
Выпускник
научится:
– искать и
находить
обобщенные
способы решения
задач, в том числе,
осуществлять
развернутый
информационный
поиск и ставить на
его
основе новые
(учебные и
познавательные)
задачи;
– критически
оценивать и
интерпретировать
информацию с разных позиций,
распознавать и
фиксировать
противоречия в
информационных
источниках;
– использовать
различные
модельно
схематические
средства для
представления
существенных
связей и
отношений, а
также
противоречий,
выявленных в
информационных
источниках;
– находить и
приводить
критические
аргументы в
отношении действий и
суждений другого;
спокойно и
разумно относиться
к критическим
замечаниям в
отношении
собственного
суждения,
рассматривать их
как ресурс
собственного
развития;
– выходить за
рамки учебного
предмета и
осуществлять
целенаправленный
поиск
возможностей для
широкого переноса
средств и способов
действия;
– выстраивать
индивидуальную образовательную
траекторию,
учитывая
ограничения со
стороны других
участников и
ресурсные
ограничения;
– менять и
удерживать разные
позиции в
познавательной
деятельности.
3.
Коммуникативные
универсальные
учебные действия
Выпускник
научится:
– осуществлять
деловую
коммуникацию как
со сверстниками,
так и со
взрослыми (как внутри
образовательной
организации, так и
за ее
пределами),
подбирать
партнеров для
деловой
коммуникации
исходя из
соображений
результативности
взаимодействия, а
не личных
симпатий;
– при
осуществлении
групповой работы
быть как
руководителем, так
и членом команды
в разных ролях
(генератор идей,
критик,
исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и
выполнять работу в
условиях реального,
виртуального и
комбинированного
взаимодействия;
– развернуто,
логично и точно
излагать свою точку
зрения с
использованием
адекватных (устных
и письменных)
языковых средств;
– распознавать
конфликтогенные
ситуации и
предотвращать
конфликты до их
активной фазы,
выстраивать
деловую и
образовательную
коммуникацию, 5
Проектная деятельность
2
Систематизировать
социальную
информацию,
устанавливать связи в
целостной картине
общества (его
структурных
элементов, процессов,
понятий) и
представлять ее в
разных формах (текст,
схема, таблица).
Развитие
компетенций
сотрудничества со
сверстниками,
детьми младшего
возраста,
взрослыми в
образовательной,
общественно
полезной,
учебно
исследовательской,
проектной и других
видах деятельности
избегая личностных
оценочных
суждений.
Регулятивные
универсальные
учебные действия
Выпускник
научится:
– самостоятельно
определять цели,
задавать параметры
и критерии, по
которым можно
определить, что
цель достигнута;
– оценивать
возможные
последствия
достижения
поставленной цели
в деятельности,
собственной жизни
и жизни
окружающих людей,
основываясь на
соображениях этики
и морали;
– ставить и
формулировать
собственные задачи
в образовательной
деятельности и
жизненных
ситуациях;
– оценивать
ресурсы, в том
числе время и
другие
нематериальные
ресурсы,
необходимые для
достижения
поставленной цели;
– выбирать путь
достижения цели,
планировать
решение
поставленных задач, оптимизируя
материальные и
нематериальные
затраты;
– организовывать
эффективный поиск
ресурсов,
необходимых для
достижения
поставленной цели;
– сопоставлять
полученный
результат
деятельности с
поставленной
заранее целью.
2. Познавательные
универсальные
учебные действия
Выпускник
научится:
– искать и
находить
обобщенные способы решения
задач, в том числе,
осуществлять
развернутый
информационный
поиск и ставить на
его
основе новые
(учебные и
познавательные)
задачи;
– критически
оценивать и
интерпретировать
информацию с
разных позиций,
распознавать и
фиксировать
противоречия в
информационных
источниках;
– использовать
различные
модельно
схематические средства для
представления
существенных
связей и
отношений, а
также
противоречий,
выявленных в
информационных
источниках;
– находить и
приводить
критические
аргументы в
отношении
действий и
суждений другого;
спокойно и
разумно относиться
к критическим
замечаниям в
отношении
собственного
суждения,
рассматривать их
как ресурс собственного
развития;
– выходить за
рамки учебного
предмета и
осуществлять
целенаправленный
поиск
возможностей для
широкого переноса
средств и способов
действия;
– выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию,
учитывая
ограничения со
стороны других
участников и
ресурсные
ограничения;
– менять и
удерживать разные
позиции в познавательной
деятельности.
3.
Коммуникативные
универсальные
учебные действия
Выпускник
научится:
– осуществлять
деловую
коммуникацию как
со сверстниками,
так и со
взрослыми (как
внутри
образовательной
организации, так и
за ее
пределами),
подбирать
партнеров для
деловой
коммуникации
исходя из
соображений результативности
взаимодействия, а
не личных
симпатий;
– при
осуществлении
групповой работы
быть как
руководителем, так
и членом команды
в разных ролях
(генератор идей,
критик,
исполнитель,
выступающий,
эксперт и т.д.);
6
7
Повторительно
1
обобщающий урок по теме
«Общество как мир
культуры»
РАЗДЕЛ 3. Правовое
28
регулирование
общественных отношений
Сравнивать правовые
нормы с другими
социальными нормами;
– выделять основные
элементы системы
Действовать в
пределах правовых
норм для успешного
решения жизненных
задач в разных сферах
общественных
Регулятивные
универсальные
учебные действия
Выпускник
Гражданственность,
гражданская
позиция активного
и ответственного
члена российского
общества, права;
отношений;
научится:
– выстраивать
иерархию нормативных
актов;
– выделять основные
стадии
законотворческого
процесса в Российской
Федерации;
– различать понятия
«права человека» и
«права гражданина»,
ориентироваться в
ситуациях, связанных с
проблемами
гражданства, правами
и
обязанностями
гражданина РФ, с
реализацией
гражданами своих прав
и свобод;
– обосновывать
взаимосвязь между
правами и
– перечислять
участников
законотворческого
процесса и раскрывать
их функции;
– характеризовать
механизм судебной
защиты прав человека
и гражданина в РФ;
– ориентироваться в
предпринимательских
правоотношениях;
– выявлять
общественную
опасность коррупции
для гражданина,
общества и
государства;
– применять знание
основных норм права в
ситуациях
повседневной жизни,
прогнозировать
последствия
– самостоятельно
определять цели,
задавать параметры
и критерии, по
которым можно
определить, что
цель достигнута;
– оценивать
возможные
последствия
достижения
поставленной цели
в деятельности,
собственной жизни
и жизни
окружающих
людей,
основываясь на
соображениях этики
и морали;
– ставить и
формулировать
собственные задачи
в образовательной
осознающего свои
конституционные
права
и обязанности,
уважающего закон и
правопорядок,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные и
общечеловеческие
гуманистические и
демократические
ценности, готового
к участию в
общественной
жизни;
– признание
неотчуждаемости
основных прав и
свобод человека,
которые
принадлежат
каждому от
рождения,
готовность к принимаемых
решений;
– оценивать
происходящие
события и поведение
людей с точки зрения
соответствия закону;
– характеризовать
основные направления
деятельности
государственных
органов по
предотвращению
терроризма,
раскрывать роль
СМИ и
гражданского
общества в
противодействии
терроризма.
обязанностями
человека и
гражданина, выражать
собственное отношение
к лицам,
уклоняющимся
от выполнения
конституционных
обязанностей;
– аргументировать
важность соблюдения
норм экологического
права и характеризовать
способы защиты
экологических прав;
– раскрывать
содержание
гражданских
правоотношений;
– применять
полученные знания о
нормах гражданского
права в практических
ситуациях, прогнозируя
последствия
деятельности и
жизненных
ситуациях;
– оценивать
ресурсы, в том
числе время и
другие
нематериальные
ресурсы,
необходимые для
достижения
поставленной цели;
– выбирать путь
достижения цели,
планировать
решение
поставленных задач,
оптимизируя
материальные и
нематериальные
затраты;
– организовывать
эффективный поиск
ресурсов,
необходимых для
достижения
осуществлению
собственных прав
и свобод без
нарушения прав и
свобод других лиц,
готовность
отстаивать
собственные права
и свободы
человека и
гражданина
согласно
общепризнанным
принципам и
нормам
международного
права и в
соответствии с
Конституцией
Российской
Федерации,
правовая и
политическая
грамотность;
мировоззрение, принимаемых решений;
поставленной цели;
– различать
организационно
правовые формы
предприятий;
– характеризовать
порядок рассмотрения
гражданских споров;
– давать обоснованные
оценки правомерного и
неправомерного
поведения субъектов
семейного права,
применять знания
основ семейного права
в повседневной жизни;
– находить и
использовать в
повседневной жизни
информацию о правилах
приема в
образовательные
организации
профессионального и
высшего
– сопоставлять
полученный
результат
деятельности с
поставленной
заранее целью.
2. Познавательные
универсальные
учебные действия
Выпускник
научится:
– искать и
находить
обобщенные
способы решения
задач, в том числе,
осуществлять
развернутый
информационный
поиск и ставить на
его
основе новые
(учебные и
соответствующее
современному
уровню развития
науки и
общественной
практики,
основанное на
диалоге культур, а
также
различных форм
общественного
сознания, осознание
своего места в
поликультурном
мире;
– интериоризация
ценностей
демократии и
социальной
солидарности,
готовность к
договорному
регулированию
отношений в
группе или
социальной образования;
– характеризовать
условия заключения,
изменения и
расторжения трудового
договора;
– иллюстрировать
примерами виды
социальной защиты и
социального
обеспечения;
– извлекать и
анализировать
информацию по
заданной теме в
адаптированных
источниках различного
типа (Конституция РФ,
ГПК РФ, АПК РФ,
УПК РФ);
– объяснять основные
идеи международных
документов,
направленных на защиту
прав человека.
познавательные)
задачи;
– критически
оценивать и
интерпретировать
информацию с
разных позиций,
распознавать и
фиксировать
противоречия в
информационных
источниках;
– использовать
различные
модельно
схематические
средства для
представления
существенных
связей и
отношений, а
также
противоречий,
выявленных в
информационных
организации;
– готовность
обучающихся к
конструктивному
участию в
принятии решений,
затрагивающих их
права и интересы,
в том числе в
различных
формах
общественной
самоорганизации,
самоуправления,
общественно
значимой
деятельности;
– приверженность
идеям
интернационализма,
дружбы, равенства,
взаимопомощи
народов;
воспитание
уважительного источниках;
отношения к
национальному
достоинству людей,
их чувствам,
религиозным
убеждениям;
– находить и
приводить
критические
аргументы в
отношении
действий и
суждений другого;
спокойно и
разумно относиться
к критическим
замечаниям в
отношении
собственного
суждения,
рассматривать их
как ресурс
собственного
развития;
– выходить за
рамки учебного
предмета и
осуществлять
целенаправленный
поиск
возможностей для широкого переноса
средств и способов
действия;
– выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию,
учитывая
ограничения со
стороны других
участников и
ресурсные
ограничения;
– менять и
удерживать разные
позиции в
познавательной
деятельности.
3.
Коммуникативные
универсальные
учебные действия
Выпускник
научится: – осуществлять
деловую
коммуникацию как
со сверстниками,
так и со
взрослыми (как
внутри
образовательной
организации, так и
за ее
пределами),
подбирать
партнеров для
деловой
коммуникации
исходя из
соображений
результативности
взаимодействия, а
не личных
симпатий;
– при
осуществлении
групповой работы
быть как
руководителем, так
и членом команды в разных ролях
(генератор идей,
критик,
исполнитель,
выступающий,
эксперт и т.д.);
– координировать и
выполнять работу в
условиях реального,
виртуального и
комбинированного
взаимодействия;
– развернуто,
логично и точно
излагать свою точку
зрения с
использованием
адекватных (устных
и письменных)
языковых средств;
– распознавать
конфликтогенные
ситуации и
предотвращать
конфликты до их
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию. 10-11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.