Рабочая программа по обществознанию 10 класс
Оценка 5

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Оценка 5
Образовательные программы
doc
обществознание
10 кл
13.08.2018
Рабочая программа по обществознанию 10 класс
 Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) и программы «Обществознание 10-11 классы. Базовый уровень», составители Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. М, Просвещение, 2013. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 68 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю (базовый уровень). УМК: Обществознание: учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений В 2 ч. Ч.2. 10 кл. / [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2016.
10 общество ФГОС!!!.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение: средняя общеобразовательная школа №42 пгт.  Шерловая Гора ­ гриф утверждения программы  (согласование с заместителем директора по УВР); Рабочая программа по обществознанию для 10 класса Программу разработал:  учитель истории и обществознания Перебоева О.В., высшая категория,  Пгт. Шерловая Гора 2017­2018 учебный год Пояснительная  записка  Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного  стандарта среднего (полного) общего образования примерной программы среднего (полного) общего  образования по обществознанию (базовый уровень) и программы «Обществознание 10­11 классы.  Базовый уровень», составители Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. М,  Просвещение, 2013. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт  распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 68 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю (базовый  уровень). УМК:  Обществознание: учеб. для учащихся 10­11 кл. общеобразоват. учреждений В 2 ч. Ч.2. 10 кл. / [Л.Н.  Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение,  2016. Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию»  представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом,  человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно­ нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и  взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят:  социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов  поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие  отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических  ценностей.  Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной  школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо  современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные  связи с курсами истории, географии, литературы и др. Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному  образованию учащихся полной средней школы:  способствовать формированию гражданско­правового мышления школьников, развитию свободно и  творчески мыслящей личности;  ­ передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми  поможет им свободно ориентироваться в современном мире;   формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном  многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические  особенности в разных странах;   развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;   способствовать формированию гражданско­правовой грамотности;   помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях; помочь выработать собственную жизненную позицию;  Задачи курса вносят существенный вклад в реализацию целей социально­гуманитарного образования  на современном этапе развития общества и школы:   содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;   формирование человека­гражданина, интегрированного в современную действительность и  нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и  утверждение правового государства;   воспитание гражданственности и любви к Родине;   создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных  современному уровню научных знаний;   выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;   интеграция личности в систему национальных и мировой культур;   содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми,  национальными, этническими, религиозными и социальными группами;   помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом  многообразия мировоззренческих подходов;   ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности. Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично­ поисковый.  Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная. Уроки проводятся с применением на этапе внедрения групповых и игровых технологий. Цели  технологий: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции,  самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и  диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой  аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки. Формы  контроля знаний, умений, навыков. Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный  контроль знаний, промежуточная      аттестация ,которые позволяют: определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся  по предмету (согласно  учебного плана); установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного  образовательного стандарта общего образования; осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ  учебных курсов. 1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные  и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант,  тестовая работа, рабата с карточками. Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока.  Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и другие работы выставляются в  классный журнал в течении двух недель. Формы и средства контроля Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ,  тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов Изучение разделов завершается повторительно­обобщающими уроками (в форме тестирования,  работы с документами).  2.Промежуточный контроль знаний обучающихся Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника,  осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля. Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным  учебным графиком. Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения: Формулировки личностных результатов  1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к  Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального  народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,  культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и  человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей  многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга  перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности  обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и  познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории  образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с  учётом устойчивых познавательных интересов;  3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню  развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,  языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому  человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к  истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов  мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём  взаимопонимания;  5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;  6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на  основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного  поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со  сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе  образовательной, общественно­полезной, учебно­исследовательской, творческой и других  видов деятельности; 8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной  жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов  России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются  следующие умения: Формулировки метапредметных результатов 1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для  себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы  своей познавательной деятельности;  2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе  альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и  познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль  своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в  рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления  осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,  классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,  устанавливать причинно­следственные связи, строить логическое рассуждение,  умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для  решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение;  9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать  конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,  аргументировать и отстаивать своё мнение;  10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей  коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и  регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью Предметными результатами освоения выпускниками средний школы содержания программы  по обществознанию являются: Формулировки предметных результатов 1)  относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях  общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; 2) знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с  опорой на эти понятия явления социальной действительности; 3) знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения  подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; 4) умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных  источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и  понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,  систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными  знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном  российском обществе социальных ценностей; 5) понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в  мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; 6) знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли  как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к  анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость  руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; 7) приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и  гражданственность; 8) знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека,  основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирую­ щих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой  деятельности для личности и для общества; 9) понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими  способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни  общества; 10) знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; знание новых возможностей для коммуникации в современном  обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и  обработки необходимой социальной информации; 11) понимание языка массовой социально­политической коммуникации, позволяющее  осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргу­ менты, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном  общении; 12) умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,  участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомство с  отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов. Двухуровневая система контрольных, проверочных тестовых работ. Шкала отметок. Наименовани е уровней «5» Базовый  уровень Полностью  успешное  решение без  ошибок 100­98 Повышенный  уровень Решение  нестандартной  задачи, где  потребо­валось  либо применить  новые знаний по  изучаемой в  данный момент  теме, либо уже  усвоенные  знания и умения, но в новой,  непривычной  ситуации. Полностью  успешное  решение (без  ошибок и  полностью  самостоятельно ) 98% ­ 100% «4» «3» «2» Не достигнут  необходимый уровень Не решена типовая,  много раз  отработанная задача. Ниже нормы,  неудовлетворительн о 0­49% Не достигнут  необходимый уровень Не решена  нестандартная задача. Решение типовой  задачи, подобной  тем, что решали уже много раз, где  требовались  отработанные  умения и уже  усвоенные знания. Норма, зачёт,  удовлетворительно . 50­74% Решение  нестандартной  задачи, где  потребовалось либо  применить новые  знаний по изучаемой в данный момент  теме, либо уже  усвоенные знания и  умения, но в новой,  непривычной  ситуации. Зачёт,  удовлетворительно . 50­74% Ниже нормы,  неудовлетворительн о 0­49% Частично  успешное  решение (с незначи­ тельной, не  влияющей на  результат  ошибкой или с  посторон­ней  помощью в  какой­то  момент  решения). 75­97% Решение  нестандартной  задачи, где  потребо­валось  либо применить  новые знаний по  изучаемой в  данный момент  теме, либо уже  усвоенные  знания и  умения, но в  новой,  непривычной  ситуации. Частично  успешное  решение (с  незначительно й ошибкой или  с посторонней  помощью в  какой­то  момент  решения) 75­97% Критерии оценивания учащихся по обществознанию Критерии оценки устного ответа Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного  материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным  языком. Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала,  материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2­3  незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя. Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2­3 существенных ошибки, или  ответ неполный, несвязный. Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или  допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах  учителя. Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.  Критерии оценивания письменного ответа  При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:  1.                Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии  проблемы.  2.                Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без  использования обществоведческих понятий в контексте ответа.  3.                Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный  опыт.  Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при  раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с  корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана  аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при  раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих  терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или  явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при  раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный  социальный опыт. Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом  уровне без аргументации.   Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной  жизни или личного опыта) не в контексте задания. Содержание программы  10 класс (68 часов) Раздел  учебного  курса Кол­ во  часов  I  .  Глава    Общество 4 Характеристика  основных видов  деятельности  ученика Выполнение  индивидуальных  заданий, запись  основных положений лекции, занятие  семинарского типа с  индивидуальной и  групповой работой  школьников,  выступлениями  учащихся с  сообщениями и  докладами,  подготовленными с  использованием  материала учебника  и др. источников Основное содержание по темам 1. Построение понятия «общество в  широком и в узком смыслах». Выявление  базовых характеристик общества: дина­ мичности, системности,  самодостаточности, нелинейности, не­ завершённости и альтернативности  развития. Характеристика взаимодействия  общества и природы. Выявление основных подсистем общества:  экономической, социальной, духовной,  политической. Характеристика  общественных отношений. Построение  понятия «социальный институт».  Определение базовых социальных  институтов. 2. Определение понятия «исторический тип общества». Характеристика традиционного  общества. Анализ исторических и  современных моделей традиционного  общества. Использование знаний истории. Анализ исторических условий,  необходимых для перехода к  индустриальному обществу.  Характеристика индустриального  общества. Анализ исторических и  современных моделей индустриального  общества. Использование знаний географии и истории. Анализ экономических, политических,  социальных условий, необходимых для формирования постиндустриального  общества. Характеристика  постиндустриального общества. Анализ  современных моделей постиндустриального общества. 3. Определение понятий «прогресс» и  «регресс». Классификация видов  прогресса. Характеристика критериев  общественного прогресса. Построение  понятия «способ общественного развития».  Формулирование понятий «революция»,  «эволюция». Анализ исторической и  современной практики революционного и  эволюционного способов развития.  Определение понятия «реформа».  Выявление признаков модернизации. Построение понятия «многообразие  современного мира». Характеристики  проявления многообразия современного  мира. Построение понятия «единство  современного мира». Выявление тенденций  развития: глобализации, интеграции. Определение понятия «глобальные  проблемы». Характеристика видов  глобальных проблем: политических,  социально­экономических,  демографических, экологических. Анализ  причин и прогнозирование последствий  распространения и усугубления глобальных проблем. 4.Тематический контроль 1. Анализ взглядов на происхождение  человека. Раскрытие смысла теорий  происхождения человека (научные теории,  теологическая теория, теория палеовизита). 2. Построение модели биологической и  социальной эволюции человека.  Характеристика потребностей человека:  биологических, социальных. Выявление  социальной сущности человека (речь,  мышление, творчество, деятельность).  Построение понятий «индивид»,  «индивидуальность», «личность». 3. Формулирование понятия «мышление».  Определение сущности мировоззрения.  Характеристика видов мировоззрения:  Запись основных  положений    лекции, выполнение  индивидуальных  заданий, дискуссия,  выполнение  проблемных заданий, составление  опорного конспекта,  практическое  занятие, выполнение  заданий в группах Глава   II   .    Человек 11 научного, художественного, религиозного,  мифологического. Установление связи типа  мировоззрения с историческими эпохами. 4. Построение модели деятельности.  Классификация видов деятельности:  трудовой, учебной, познавательной, обще­ ния, игровой; материальной и духовной  деятельности; созидательной и  разрушительной. 5. Построение понятия «творчество».  Характеристика творческой деятельности в  науке, искусстве, политике, экономике.  Определение свободы как необходимого  условия творчества и свободы в  юридическом смысле. Построение понятия  «ответственность». Определение видов  ответственности. 6. Построение понятия «самопознание».  Выявление структуры самопознания.  Выявление различных целей и смыслов  жизни человека. Построение понятий  «самореализация» и «самоопределение». 7. Тематический контроль 1. Построение понятия «культура».  Определение функции культуры.  Характеристика видов культуры по  различным критериям: элитарной, народной, массовой; доминирующей, субкультуры,  контркультуры. Анализ существующих  видов и их распространения в современном  обществе. 2. Построение понятия «форма культуры».  Раскрытие смысла понятия «искусство».  Анализ подходов к пониманию Сущности  искусства. Определение видов искусства и  характеристика исторической роли  искусства. Определение понятия «эсте­ тика». ,  3. Построение понятия «религия как  форма культуры». Характеристика видов  первобытных религий: анимизма, тотемизма, мифологии, фетишизма,        магии,  шаманизма. Выделение особенностей  национальных религий. Характеристика  Запись основных  положений    лекции, выполнение  индивидуальных  заданий, дискуссия,  выполнение  проблемных заданий, составление  опорного конспекта,  практическое  занятие, выполнение  заданий в группах,  решение   позна­ вательных       и  практических задач,  отражающих  типичные   соци­ альные ситуации 8  III   .  Глава    Духовная  культура национальных религий: иудаизма, индуизма,  синтоизма, конфуцианства, даосизм. 4. Выделение особенностей мировых  религии. Исторические условия зарождения  буддизма, иудаизма, христианства  (православие, католицизм, протестантизм  (кальвинизм, лютеранство, англиканство)),  ислама. Характеристика особенностей  распространения мировых религий в России. 5. Характеристика понятия «обычай».  Определение понятия «традиция».  Выявление роли традиций для сохранения  культурного наследия. Формулирование  понятия «мораль». Определение понятия  «этика». 6. Построение понятия «познание».  Определение структуры познания.  Определение абсолютной и относительной  истины. Выявление критериев истины.  Определение сути эмпирического способа  познания. Определение сути рационального  познания. Выявление различных видов  познания: обыденного, научного,  художественного, религиозного. 7. Построение понятия «наука» в  современном смысле. Характеристика  эмпирических методов: наблюдения,  эксперимента. Характеристика  рационалистических методов: анализа,  синтеза, дедукции, индукции, обобщения,  сравнения, классификации и др.  Определение структуры современного  научного знания. Построение понятия «образование».  Характеристика российской системы  образования: дошкольное, общее (на чальная школа, средняя школа, старшая школа),  профессиональное (начальное, среднее,  высшее), послевузовское (аспирантура,  Докторантура), дополнительное  образование. Выявление основных тенденций развития современного образования  (гуманизация, гуманитаризация, интеграция  и др.). 8. Тематический контроль Глава   IV   .    Экономика 4 14  V   .  Глава    Социальна я сфера Выполнение  индивидуальных  заданий, запись  основных положений лекции, занятие  семинарского типа с  индивидуальной и  групповой работой  школьников,  выступлениями  учащихся с  сообщениями и  докладами,  подготовленными с  использованием  материала учебника  и др. источников Запись основных  положений    лекции, выполнение  индивидуальных  заданий, дискуссия,  выполнение  проблемных заданий, составление  опорного конспекта,  практическое  занятие, выполнение  заданий в группах 1. Построение понятия «хозяйство».  Построение понятия «экономика».  Характеристика потребностей человека и  способов их удовлетворения. Выявление  основных проблем экономики. Определение  понятия «благо как способ удовлетворения  потребностей». Характеристика факторов  производства. 2. Определение понятия «собственность» и  её видов: общинной, частной,  государственной, личной, муниципальной.  Построение понятия экономической  системы. Характеристика типов  экономических систем: традиционной,  рыночной, командно­ административной,  смешанной. 3. Построение понятия «рынок».  Формулирование закона спроса и  предложения. Построение модели  рыночного равновесия. 4. Тематический контроль 1. Построение модели социальной  структуры. Характеристика социальных  отношений. Формулирование понятия  «социальная общность» и определения  признаков социальной общности.  Формулирование понятий «страта» и  «социальная стратификация».  Характеристика систем социальной  стратификации: рабства, кастовой,  сословной, классовой. 2. Определение понятия «социально­ этническая общность». Анализ  исторических форм складывания  социальноэтнических общностей: семьи,  рода, клана, племени. Анализ проблем  межнациональных отношений.  Характеристика межнациональных  отношений в России. 3. Определение понятий «социальная роль»  и «социальный статус». Характеристика  видов социальных статусов: врождённых,  приобретённых. Построение понятия  «социальная мобильность». Определение  направлений социальной мобильности:  вертикальной (восходящей и нисходящей) и горизонтальной и каналов социальной  мобильности. 4. Построение понятия «социальные  нормы». Выделение особенностей и видов  (позитивное, негативное) девиантного  поведения. Определение понятия  «социальный конфликт». Определение  путей разрешения социальных конфликтов.  Построение понятий «социальный  контроль» и «социальные санкции». Ха­ рактеристика видов социальных санкций:  позитивных, негативных; формальных,  неформальных. 5. Построение понятия «семья».  Характеристика исторического развития  семьи. Выделение функции семьи в об­ ществе. Определение видов семьи:  патриархальной, демократической;  нуклеарной, расширенной, полигамной.  Выявление тенденций развития социальных  институтов семьи и брака. 6. Выявление особенностей и роли  молодёжи как особой социальной группы.  Анализ проблем взаимоотношений  поколений. 7. Тематический контроль 11 Глава   VI   .    Политичес кая сфера 1. Определение понятий «политика»,  «власть», «политическая коммуникация»,  «политическая система». 2. Построение понятия «гражданское  общество». Выделение признаков и  структуры гражданского общества. Построе­ ние понятий «правовое государство» и  «социальное государство». 3. Построение понятия «политическая  партия». Характеристика видов  политических партий (по идеологии, по  способам организации). Формулирование  понятий «общественно­ политическое  движение», «профессиональный союз»,  «общественная организация», «группа  давления», «лобби». 4. Формулирование понятия «избирательная  система». Характеристика видов  Составление  опорного конспекта,  практическое  занятие, выполнение  заданий в группах,  занятие  семинарского типа с  индивидуальной и  групповой работой  школьников,  выступлениями  учащихся с  сообщениями и  докладами,  подготовленными с  использованием  материала учебника  и др. источников. избирательных систем (мажоритарная  (абсолютного большинства, относительного  большинства, квалифицированного  большинства), пропорциональная, смешан­ ная). 5. Определение понятия «политическое  поведение». Характеристика политического  участия (лидеры, активисты, последователи,  лидеры мнения) и абсентеизма.  Формулирование понятий «политическое  лидерство» и «политическая элита». 6. Тематический контроль 1. Построение понятия «право как  социальная норма». Характеристика  функций права. Построение понятия «норма права». Характеристика структуры права  (гипотеза, диспозиция, санкция).  Определение понятий «правовой институт»,  «подотрасль права», «отрасль права»,  «система права». 2. Построение понятия «форма (источник)  права». Характеристика различных видов  источников права (правовой обычай,  юридический прецедент, нормативно­ правовой акт (закон, подзаконный акт)). 3. Построение понятий «правомерный» и  «неправомерный поступок».  Характеристика видов правонарушений  (преступление, проступок  (административный, гражданско­правовой,  дисциплинарный)). Определение понятия  «юридическая ответственность».  Характеристика видов юридической  ответственности: уголовной, гражданско­ правовой, материальной, дисциплинарной.  Соотнесение вида ответственности и мер  наказания.  4. Тематический контроль Повторение курса обществознания Запись основных  положений    лекции, выполнение  индивидуальных  заданий, дискуссия,  выполнение  проблемных заданий, составление  опорного конспекта,  практическое  занятие, выполнение  заданий в группах,  решение   позна­ вательных       и  практических задач,  отражающих  типичные   соци­ альные ситуации Решение тестовых  заданий, защита  презентаций. 10 Глава   VII      .  Право как  особая  система  норм 6 Глава   VIII      . Итоговое  повторение № 1­2 3­4 5­6 7­8 9­10 11­12 13­14 15 16­17 18­19 20­21 22­23 24­25 26­27 28­29 30­31 32­33 34­35 36­37 Тематическое планирование Тема урока РАЗДЕЛ 1. Общество (4 ЧАСА) Типология обществ Общество как сложная динамическая система РАЗДЕЛ 2. Человек (11 часов) Природа и человек Человек как духовное существо Деятельность – способ существования людей. Познание и знание Человек в системе социальных связей Общество и человек 3 раздел Духовная культура (8 часов Культура и духовная жизнь общества Наука. Образование. Мораль. Религия. Искусство и духовная жизнь  Раздел.4 Экономика (4часа) Роль экономики в жизни общества Экономическая культура Раздел 5. Социальная сфер (14 часов) Социальная структура общества Социальное взаимодействие  Социальные нормы и отклоняющееся поведение Нации и межнациональные отношения Семья и быт Часы 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 38­39 Социаль­ное развитие и молодёжь Духовная и социальная сферы общества  40 41 42­43 44­45 46­47 48­49 50­51 52 53­54 55­56 57­58 59­60 61­62 63­64 65­66 67­68 Духовная, социаль­ная и экономи­ческая сферы общества Раздел 6. Политическая сфера (11 часов) Политика и власть Политическая система Гражданское общество и правовое государство Демократические выборы и политические партии Участие гражданина в политической жизни Политическая сфера Раздел 7. Право как особая система норм (10 часов) Право в системе социальных норм Источники права Правоотношения и правонарушения Современное российское законодательство Предпосылки правомерного поведения Итоговое повторение (6 часов) Общество в развитии Общество вступило в ХХI век Итоговое контрольное тестирование 2 1 1 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 Контрольное итоговое тестирование по курсу «Обществознание – 10 класс» Вариант 1. Часть А. При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером  выполняемого задания (А 1 – А24) поставьте знак «×» в клеточку, номер которой  соответствует номеру выбранного  вами ответа. А1. Что из перечисленного характеризует современное западное общество? 1) Аграрный тип общества 2) Неразвитость институтов частной  собственности А2. И человек и животное 1) Свободно определяют цель своего  поведения 3) Особая ценность человеческой  индивидуальности 4) Преобладание коллективистских форм  сознания 2) Имеют индивидуальные интересы 3) Осознают свою уникальность 4) Зависят от природных условий А3. Верны ли следующие суждения о последствиях глобализации? А. Глобализация приводит к навязыванию определённого образа жизни, зачастую противоречащего  традициям данного общества. Б. Глобализация способствует концентрации усилий на разработку новых передовых технологий. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны А4. Под культурой в наиболее общем смысле понимается 1) Уровень воспитанности 2) Вся преобразовательная деятельность  3) Производство материальных ценностей 4) Художественное творчество человека А5. Страна А. с населением в 15 млн. человек расположена в Южном полушарии. Какая  дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам традиционного типа? 1) Основу хозяйства страны составляет  аграрное производство 2) Население страны многонационально 3) Слабо развита сеть услуг 4) Верховная власть в стране передаётся  по наследству А6. Верны ли следующие суждения о развитии современной культуры? А. Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда и возросшая мобильность населения. Б. Интернационализации культуры способствуют научно­технический прогресс и развитие  современных технологий. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны А7. Экономическую сферу жизни общества характеризует 1) Миграция сельского населения 2) Межнациональная интеграция 3) Разделение труда 4) Социальная дифференциаци А8. Экономические системы различаются 1) Объёмом государственных расходов 2) Степенью вмешательства государства в  экономику 3) Масштабами социальной поддержки  населения 4) Разнообразием природных ресурсов А9. Если рыночные цены на товары и услуги повышаются, то 1) Растёт безработица 2) Производители увеличивают  предложение 3) Снижается минимальный размер оплаты  труда 4) Сокращается неравенство доходов  населения А10. Рассмотрите диаграмму «Статьи доходов в бюджете страны Ф. в млрд $. Какой вывод можно  сделать на основании данной диаграммы? 1) В 90­е годы XX века в бюджете страны Ф. наименьшую долю составляли доходы от налогов. 2) Во второй половине XX века в бюджете страны Ф.  наибольшую долю составляли доходов от  внешнеэкономической деятельности. 3) В 50­е годы XX века бюджет страны Ф. в основном пополнялся за счёт доходов от продажи  государственного имущества. 4) В 50­е годы XX века доходы от налогов составляли большую часть бюджета страны. А11. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике? А. Действие рыночных законов способствует эффективному распределению ресурсов производства. Б. Государство в условиях рыночной экономики может оказывать поддержку социально  незащищённым слоям населения. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны А12. Примером горизонтальной социальной мобильности является 1) Получение очередного офицерского  2) Перевод на новую, лучше оплачиваемую звания должность 3) Выход на пенсию 4) Переезд в другой город А13. Обеспеченность силой общественного мнения является отличительным признаком норм 1) Моральных  2) Правовых 3) Экономических  4) Политических  А14. Т. И В. Проживают вместе, имеют общего ребёнка. Какая дополнительная информация позволит  сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьёй? 1) Они совместно владеют одной квартирой 2) Т.и В. Живут вместе 15 лет 3) У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг 4) Отношения Т. И В. зарегистрированы в органах ЗАГС А15. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека? А. Социальная роль определяет модель поведения человека в той или иной ситуации. Б. Все социальные роли формально закрепляются за человеком. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны А16. Политическая власть, в отличие от иных видов власти, 1) Представляет собой волевое действие 2) Побуждает людей к определённым действиям 3) Обращается с помощью права ко всем гражданам 4) Определяет отношения между людьми и социальными группами А17. Что характерно и для мажоритарной и для пропорциональной избирательных систем? 1) Выдвижение кандидатов списками от политических партий 2) Создание одномандатных избирательных округов 3) Формирование единого общенационального избирательного округа 4) Тайная подача голосов избирателей во время голосования А18. Парламент страны П. формируется из представителей основных политических партий, которые  смогли преодолеть семипроцентный  избирательный порог. Подберите из приведённых ниже  признаков ещё один, характерный для избирательной системы страны П. 1) Депутаты представляют весь спектр существующих в стране партий 2) Места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов избирателей,  которое партия получила на выборах 3) Избиратели голосуют прежде всего за личности кандидатов, а потом уже за их политическую  программу 4) Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов А19. Верны ли следующие суждения о выборах высших органов власти в РФ? А. Президент РФ избирается голосованием обеих палат Федерального собрания. Б. Выборы депутатов Государственной Думы осуществляются на альтернативной основе. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны А20. Основной особенностью норм права, в отличие от других социальных норм, является то, что они 3) Регулируют отношения в сфере власти 4) Устанавливают справедливость 1) Устанавливаются государством 2) Складываются в течение жизни  нескольких поколений    А21. Гражданским правонарушением является 1) Дача взятки должностному лицу 2) Пропуск занятий без уважительной  причины 3) Нарушение условий авторского  договора 4) Нарушение правил дорожного движения А22. Высшая законодательная власть в РФ принадлежит  1) Правительству РФ 2) Администрации Президента РФ 3) Верховному Суду 4) Федеральному Собранию А23. Какая ситуация является примером семейных правоотношений? 1) Мать с дочерью выиграли приз в лотерее 2) Отец с сыном были оштрафованы за переход улицы в неположенном месте 3) Супруги оформили развод 4) Сын устроился работать в семейную фирму А24. Верны ли следующие суждения об обязательных условиях трудового договора? А. К обязательным условиям трудового договора относится соглашение о режиме труда и отдыха  работника. Б. К обязательным условиям трудового договора относится соглашение об испытательном сроке. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны Часть В. При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1  рядом с номером задания (В1 – В6) начиная с первой клеточки. Ответ необходимо  дать в идее слова (словосочетания), последовательности букв или цифр без пробелов  и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в  соответствии с приведёнными образцами. В1. Запишите слово, пропущенное в схеме: Ответ:__________________________________________________  В 2. Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют  социальную природу. Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность. Найдите и укажите качество, выпадающее из общего списка.  Ответ:_________________________________________________ В 3. Установите соответствие между правоотношением и соответствующей ему отраслью права: к  каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРАВООТНОШЕНИЕ ОТРАСЛЬ ПРАВА 1) конституционное 2) административное А) установление денежной единицы РФ Б) определение полномочий Председателя  Правительства РФ В) нарушение требований промышленной  безопасности Г) нарушение правил рыбной ловли Д) установление политического режима  Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов) А  Б  В  Г  Д  В4. Найдите в приведённом ниже списке характерные признаки правонарушений и обведите цифры,  под которыми они указаны. 1) Общественно опасное деяние 2) Неэтичное деяние 3) Виновное деяние 4) Безнравственное деяние 5) Безрассудное деяние 6) Противоправное деяние Обведённые цифры запишите в порядке возрастания. Ответ:_____________________________________ В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Социологи определяют социальную роль как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение  статусных прав и обязанностей. (2) Принято считать, что социальная роль – это нормативно  одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Социальную роль человек  реализует в рамках того или иного статуса. (4) По вашему мнению, именно благодаря  социальной роли  интеграция в социальную среду происходит легко и безболезненно. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся  последовательность букв перенесите в бланк ответов. 1 2 3   4 В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Характеристика общества как _____________(1) предусматривает изучение его внутренней  структуры. Её основными элементами являются_____________(2) общественной жизни и  социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовные сферы.  Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую_____________(3)  общества, ________________(4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они   обеспечивают производство и распределение различных видов_________________(5), а также  управление совместной _______________(6) людей. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово  (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно  слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке  больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков. А) целостность Б)система В) общество Г) социальное благо Д) сфера Е) производство Ж) культура З) социальный институт И) деятельность В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву,  соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в  бланк ответов. 1 2 3 4 5 6 Ключ ответов № задания А 1 А 2 А 3 А 4 А 5 Часть А (каждое выполненное задание оценивается в 1 балл) № задания № задания Ответ  Ответ  3 4 3 2 1 А 9 А 10 А 11 А 12 А 13 2 4 3 4 1 А 17 А 18 А 19 А 20 А 21 Ответ  4 2 2 1 3 А 6 А 7 А 8 3 3 2 А 14 А 15 А 16 4 1 3 А 22 А 23 А 24 4 3 1 Часть В ( В1, В2 – 1 балл, В3 – В6 – 2 балла (2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка, или в верной комбинации ответа отсутствует один символ; 0 баллов – допущены две и более ошибок) № задания  В 1 В 2 В 3 В 4 В 5 В 6 Ответ  федеративной наследственность 11221 136 АААБ БДАЗГИ Контрольное итоговое тестирование по курсу «Обществознание – 10» Вариант 2. Часть А. При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером  выполняемого задания (А 1 – А24) поставьте знак «×» в клеточку, номер которой  соответствует номеру выбранного  вами ответа. А1. Что из перечисленного является особенностью постиндустриального общества? 5) Религиозный характер культуры 6) Переход  от натурального к товарному  7) Завершение промышленного переворота 8) Развитие информационных технологий производству А2. К социальным потребностям человека относится потребность в 5) Отдыхе  6) Общении  7) Самосохранении  8) Сохранении потомства А3. Верны ли следующие суждения о человеке? А. Человек  приспосабливается к окружающей среде, которая и определяет его образ жизни. Б. Человеку свойственно ценностное отношение к действительности. 5) Верно только А 6) Верно только Б 7) Верны оба суждения 8) Оба суждения неверны А4. Общим для научного и художественного творчества являются 5) Стремление к осмыслению  действительности 6) Обоснованность предположений 7) Стремление к достоверности 8) Формирование чувства прекрасного А5  В целях поддержки отечественного производителя правительство страны ограничило ввоз  иностранных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт? 5) Экономической и социальной 6) Политической и экономической 7) Социальной и духовной 8) Экономической и духовной А6. Верны ли следующие суждения о культуре? А. Материальная и духовная культуры слабо связаны друг с другом . Б. Общество может существовать, не  создавая культуру. 5) Верно только А 6) Верно только Б 7) Верны оба суждения 8) Оба суждения неверны А7. Функцией государства в рыночной экономике является 5) Увеличение числа частных предприятий 6) Поддержка стабильности рыночных цен 7) Регулирование обмена 8) Обеспечение защиты прав собственности А8. Если экономические проблемы решаются в равной степени и рынком, и государством, то  экономика является 5) Командной  6) Рыночной  7) Традиционной  8) Смешанной  А9. Развитию конкуренции производителей способствует 5) Уменьшение производительности труда 6) Концентрация производства 7) Свобода предпринимательства 8) Усиление монополистических тенденций в экономике А10. Рассмотрите диаграмму «Структура доходов семей государства Д». Какой вывод можно сделать на основании данной диаграммы? 5) Государственные пенсии, пособия, стипендии занимают второе место в структуре доходов  семей государства Д. 6) Доходы единоличных владельцев фирм, процентный доход и дивиденды составляют четвёртую часть структуры доходов семей государства Д. 7) Дивиденды являются более весомым элементом структуры доходов семей государства Д., чем  государственные  пенсии, пособия, стипендии 8) Доходы единоличных владельцев фирм занимают более значимое место в структуре доходов  семей государства Д., чем процентный доход  А11. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике? А. Рыночные отношения создают возможность расширения границ демократических свобод в  обществе. Б. Рыночная экономика заинтересована в поддержании многообразия форм собственности 5) Верно только А 6) Верно только Б 7) Верны оба суждения 8) Оба суждения неверны А12. Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного государственного концерна иллюстрирует   5) Социальную мобильность 6) Социальную стратификацию 7) Социальное неравенство 8) Социальную адаптацию А13. Правовые нормы в отличие от других социальных норм 5) Опираются на силу общественного  6) Обеспечиваются силой  мнения  государственного принуждения 7) Поддерживаются моральным сознанием 8) Осваиваются в процессе социализации А14. Жительница Германии коллекционирует забавные и смешные фамилии. В её собрании более 5,5  тыс. фамилий. Это пример 5) Нарушающего закон поведения 6) Позитивного отклоняющегося  7) Соответствующего обычаям поведения  8) Негативного отклоняющегося  поведения поведения А15. Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. Политические нормы регулируют отношения между личностью и властью. Б. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих.  5) Верно только А 6) Верно только Б 7) Верны оба суждения 8) Оба суждения неверны А16. Что относится к институтам политической системы? 5) Политические организации, главной из которых является государство 6) Совокупность отношений и форм взаимодействия между социальными группами и индивидами 7) Нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества 8) Совокупность различных по своему содержанию политических идей А17. Правовое государство отличает 5) Развитие культурно­национальных автономий 6) Наличие разветвлённой системы судов различных уровней  7) Формирование эффективной системы правоохранительных органов 8) Верховенство закона, закрепляющего  права и свободы граждан А18. В государстве К. права и свободы граждан гарантируются законом, в СМИ представлен широкий спектр политических взглядов. Какой политический режим сложился в государстве К.? 5) Демократический  6) Тоталитарный  7) Авторитарный  8) Диктаторский  А19. Верны ли следующие суждения о правах граждан? А. В референдуме вправе участвовать гражданин РФ, достигший 18­летнего возраста. Б. Гражданин, признанный по суду недееспособным, не может принимать участие в выборах. 5) Верно только А 6) Верно только Б 9) А20. Действующая Конституция РФ была принята 7) Верны оба суждения 8) Оба суждения неверны 5) Советом Федерации 6) Государственной Думой 7) Государственным советом 8) Всенародным голосованием  А21. Одним из видов уголовного наказания является 5) Административный штраф 6) Предупреждение  7) Лишение свободы 8) Объявление выговора А22. Основы общественного строя РФ законодательно закреплены 5) Гражданским кодексом РФ 6) Всеобщей декларацией прав человека 7) Конституцией РФ 8) Трудовым кодексом РФ А23. Гражданка С. Заказала в ателье свадебное платье. Накануне срока исполнения заказа ей  позвонили из ателье и, извинившись, сообщили, что у них заболела швея, поэтому они не могут  вовремя сшить ей платье. Гражданка С. Подала на ателье в суд. Статьи какого кодекса станут основой рассмотрения дела в суде?  5) Трудового  6) Административного  7) Финансового  8) Гражданского  А24. Верны ли следующие суждения о правах потребителя? А. Права потребителя включают в себя контроль за производством и распространением товаров. Б. Права потребителя включают в себя определение рынка сбыта товаров. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны Часть В. При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов  № 1 рядом с номером задания (В1 – В6) начиная с первой клеточки. Ответ  необходимо дать в идее слова (словосочетания), последовательности букв или  цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в  отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами. В1. Запишите слово, пропущенное в схеме: Ответ:______________________________________ В 2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию  «потребитель». Спрос, реклама, технология, ассортимент, страховой полис, сбережения, прожиточный  минимум. Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.  Ответ:__________________________________________________ В 3. Установите соответствие между характеристиками чувственного познания и их  формами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию  из  второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ  ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ А) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа Б) сохранение в памяти обобщённого образа предмета В) отражение в сознании человека  отдельных свойств предмета  Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр  перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов) 2) представление 1) ощущение 3) восприятие А  Б  В  В4. Найдите в приведённом ниже списке этические (моральные) нормы и обведите цифры, под которыми они указаны. 7) В полном объёме дееспособность по общему правилу наступает с 18 лет 8) К человеку следует относиться не как к средству, а как к цели 9) Общество с осуждением относится к нарушителям трудовой дисциплины 10) Трудовой договор (контракт) устанавливает взаимные обязанности работника и  работодателя 11) Супруги могут заключить брачный договор 12) Ближнего своего нужно любить как себя самого 27 Обведённые цифры запишите в порядке возрастания. Ответ:______________________________________ В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (2) Устав ООН обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях  содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека».(2) На наш взгляд, это положение имеет фундаментальный характер.(3) К сожалению, в годы «холодной  войны» единодушия среди государств по вопросу прав человека не было.(4) Устав  ООН формулирует цели, которые должны быть достигнуты современными  государствами.  Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся  последовательность букв перенесите в бланк ответов. 1   2 3   4   В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Термин _____________(1) имеет два значения. Во­первых, так называется способ  организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для  потребления. Синонимом этого  значения рассматриваемого термина является понятие  «_____________»(2). Во­вторых, этим термином обозначают_____________(3), которая  исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные _____________(4) для  удовлетворения своих неограниченных потребностей. В экономической жизни есть три  главных участника: семьи, фирмы и _____________(5). Они взаимодействуют между собой через рынки факторов производства и потребительских товаров. Но всё же главное из  действующих лиц, ради удовлетворения нужд которого должна осуществляться  хозяйственная деятельность в любой стране, ­ _____________(6). Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово  (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно  одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что  в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков. А) государство Б)возможность В) экономика Г) человек Д) ресурс Е) сфера Ж) хозяйство З) производитель И) наука В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером  букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность  букв перенесите в бланк ответов. 1 2 3 4 5 6 Часть А (каждое выполненное задание оценивается в 1 балл)  Ключ ответов 28 № задания Ответ  № задания Ответ  № задания Ответ  А 1 А 2 А 3 А 4 А 5 А 6 А 7 А 8 4 2 2 1 2 4 4 4 А 9 А 10 А 11 А 12 А 13 А 14 А 15 А 16 3 4 3 1 2 2 3 1 А 17 А 18 А 19 А 20 А 21 А 22 А 23 А 24 4 1 3 4 3 3 4 4 Часть В ( В1, В2 – 1 балл, В3 – В6 – 2 балла (2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка, или в верной комбинации ответа отсутствует один символ; 0 баллов – допущены две и более ошибок) № задания  В 1 В 2 В 3 В 4 В 5 В 6   Ответ  промышленное (индустриальное) технология 321 236 АББА ВЖИДАГ В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне образования: Выпускник на базовом уровне научится: Человек. Человек в системе общественных отношений  Выделять черты социальной сущности человека;  определять роль духовных ценностей в обществе;  распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;  различать виды искусства;  соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;  выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;  выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;  раскрывать связь между мышлением и деятельностью;  различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;  выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;  анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и  последствия;  различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами; выявлять особенности научного познания; различать абсолютную и относительную истины; иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека; выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной  действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном  обществе; выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и  самообразования в жизни человека.       29 Общество как сложная динамическая система  Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в    единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию,  иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития; приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений,  аргументировать свои суждения, выводы;  формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях  глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем. Экономика  Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;   конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы; объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия  законов спроса и предложения; оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение  основных участников экономики; различать формы бизнеса; извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях  развития современной рыночной экономики; различать экономические и бухгалтерские издержки; приводить примеры постоянных и переменных издержек производства; различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции  и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ; различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для  экономики в целом и для различных социальных групп; выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их  взаимодействия; определять причины безработицы, различать ее виды; высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в  области занятости;  объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения  экономической рациональности, анализировать собственное потребительское  поведение; анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих  экономических интересов; приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики; высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической  политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества; различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста:  ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт); различать и сравнивать пути достижения экономического роста.                 Социальные отношения  Выделять критерии социальной стратификации;  анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре  общества и направлениях ее изменения; выделять особенности молодежи как социально­демографической группы, раскрывать  на примерах социальные роли юношества;  30             высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность  самореализации молодежи в условиях современного рынка труда; выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения  конфликтов; конкретизировать примерами виды социальных норм; характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции  социального контроля; различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия  отклоняющегося поведения для человека и общества; определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной  ситуации с точки зрения социальных норм; различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами; выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры  способов их разрешения; характеризовать основные принципы национальной политики России на современном  этапе; характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;  характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в  современном обществе; высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую  ситуацию в стране;  формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного  общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости; осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по  актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы,  рационально решать познавательные и проблемные задачи;  оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций  толерантности. Политика               Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического  воздействия; различать политическую власть и другие виды власти; устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами  политической деятельности; высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике; раскрывать роль и функции политической системы; характеризовать государство как центральный институт политической системы; различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов  различных типов в общественном развитии; обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах,  признаках, роли в общественном развитии) демократии; характеризовать демократическую избирательную систему; различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы; устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества,  раскрывать ценностный смысл правового государства; определять роль политической элиты и политического лидера в современном  обществе; 31 конкретизировать примерами роль политической идеологии; раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;    формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического     плюрализма в современном обществе; оценивать роль СМИ в современной политической жизни; иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса; различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического  участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике. Правовое регулирование общественных отношений  Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;     выделять основные элементы системы права; выстраивать иерархию нормативных актов; выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации; различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в  ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями  гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод; обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина,  выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения  конституционных обязанностей; аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать  способы защиты экологических прав; раскрывать содержание гражданских правоотношений; применять полученные знания о нормах гражданского права в практических  ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений; различать организационно­правовые формы предприятий; характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров; давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов  семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни; находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в  образовательные организации профессионального и высшего образования; характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора; иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения; извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных  источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ); объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав  человека.             Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: Человек. Человек в системе общественных отношений  Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной  жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;  применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной  деятельности и повседневной жизни;   оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;  характеризовать основные методы научного познания;  выявлять особенности социального познания;  различать типы мировоззрений;  объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в  понимании природы человека и его мировоззрения; 32  выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее. Общество как сложная динамическая система  Устанавливать причинно­следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;  выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и  перспективы общественного развития;  систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица). Экономика  Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;  выявлять противоречия рынка;  раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;  раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;  обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;  различать источники финансирования малых и крупных предприятий;  определять практическое назначение основных функций менеджмента;  определять место маркетинга в деятельности организации;  применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и  производителя;  оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;  раскрывать фазы экономического цикла;  высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов  глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик;  давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;  извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России. Социальные отношения  Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;  высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность  самореализации молодежи в современных условиях;  анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных  конфликтов;  выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных  конфликтов;  толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим  общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном  мире;  находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в  современном обществе;  выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе  анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;   выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на  имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;  анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России. Политика  Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и  гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;  выделять основные этапы избирательной кампании; 33  в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;  отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного  самоуправления;  самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности  политических лидеров;  характеризовать особенности политического процесса в России;  анализировать основные тенденции современного политического процесса. Правовое регулирование общественных отношений  Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в  разных сферах общественных отношений;  перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;  характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;  ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;  выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и  государства;  применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни,  прогнозировать последствия принимаемых решений;  оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия  закону;  характеризовать основные направления деятельности государственных органов по  предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в  противодействии терроризму. Используемая литература по курсу обществознания в 10 классе:  УМК 1. Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество», ч.1, ч.2,  М., 2012. 2. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Методические рекомендации по курсу «Человек и  общество» 10­11 классы (подготовка к ЕГЭ),  М., 2013. 3. Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание» 10­11  классы, М.:Просвещение, 2012. 4. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Дидактический материал по курсу «Человек и общество»  10­11 классы, М., 2000. 5. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание: 11 класс: базовый  уровень: методические рекомендации, М., 2009. 6. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию 11 класс к учебнику «Человек и общество»  под ред.  Боголюбова Л.Н.,М., 2013. 7. ФИПИ: обществознание (универсальные материалы для подготовки учащихся), М., 2014. 8. Аверьянов Ю.И. Политологический энциклопедический словарь, М., 1993Амбарцумов А., Стерликов Ф. 100 терминов рыночной экономики, М., 1993. 9. Арбузкин А.М. Обществознание, М., «Зерцало –М», 2004 10. Бард А. Новая правящая элита и жизнь после капитализма,  М., 2005 11. Вандербильт Э. Этикет, М., 1995. 12. Геллнер Э. Нации и национализм, М., 1991 13. Канке В. История философии, М., 2005. 34 14. Кастельс М. Информационная эпоха, М., 2000 15. Конституция РФ 16. Народы и религии мира. Интернет­ресурс :  http://www.cbook.ru/peoples/index/welcome.shtml 17. Парсонс Т.О. О социальных системах, М., 2000. 18. Степанько С.Н. Олимпиадные задания по обществознанию 9­11 классы, В., 2009. 19. Тишков В.А. Кризис понимания России, М., 2006 20. Юридический энциклопедический словарь, М., «Советская энциклопедия», 1984 Электронные ресурсы 1. http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html 2. http://socio.rin.ru/ 3. http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала «Преподавание истории и  обществознания в школе», посвященные вопросам методики преподавания. 4. http  5. http   ://   fcior  ://   school  .  edu   ­  collection        .  ru   / Федеральный центр информационно­образовательных ресурсов  .  edu   .  ru   /  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 35 36

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2018