Рабочая программа по обществознанию (10 класс)
Оценка 4.7

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
обществознание
10 кл
12.02.2019
Рабочая программа по обществознанию (10 класс)
Рабочая программа рассчитана на 68 часов. Программа ГОС. по учебнику Никитина. В составе - поурочное планирование, литература, почасовое планирование. Программа расписана досконально ясно, в соответствии со образовательными стандартами. о о о о о о о о о о о о оооо
Рабочая программа 10 класс гос.doc
ЧАСТНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ЭКОПОЛИС» ИНН 5609030145    ОГРН 1025600891568 460056 РФ, г.ОРЕНБУРГ, ул.ВСЕСОЮЗНАЯ, 14/2 ТЕЛ. (3532) 36 03 43 WWW. SCHOOL­ECOPOLIS.RU                               УВЕРЖДАЮ                                                              Директор ЧОУ СОШ «Экополис» __________________ Фомина С.В. «____» ___________________20__       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 класс К УМК Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Скоробогатько А.В., Мартьянов Д.С.  Обществознание (базовый уровень). (М.: ДРОФА) СОСТАВИТЕЛЬ Учитель обществознания Дрожжина И.Р. Оренбург, 2017 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная   программа   по   обществознанию   составлена   на   основе   Федерального   компонента   государственного образовательного   стандарта   среднего   (полного)   общего   образования   2004   г.   и   соответствующей   этапу   стандарту Примерной   программы   среднего   (полного)   общего   образования   по   обществознанию   и   авторской   программы   А.Ф. Никитина, Г.И. Грибанова, Д.С. Мартьянова. Общая характеристика учебного предмета. Содержание предмета обществознание (включая экономику и   право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая   сфера, социальные отношения, политика, духовно­нравственная сфер, социальные отношения, политика,  духовно­нравственная сфера,  право. Все означенные  компоненты  содержания  взаимосвязаны   и взаимодействуют друг и другом. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности,   совокупность   моральных   норм   и   принципов   поведения   людей   по   отношению   к   обществу   и   другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание   курса   на   базовом   уровне   обеспечивает   преемственность   по   отношению   к   основной   школе   путем углубления некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Цели. Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: 1. Развитию   личности   в   период   ранней   юности,   ее   духовно­нравственной,   политической   и правовой   культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; 2. Воспитанию   общероссийской   идентичности,   гражданской   ответственности,   правового   самосознания, толерантности,   уважения   к   социальным   нормам,   приверженности   к   гуманистическим   и   демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ; 3. Освоению   системы   знаний   об   экономической   и   иных   видах   деятельности   людей,   об   обществе,   его   сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально­экономических и гуманитарных   дисциплин   в   учреждениях   системы   среднего   и   высшего   профессионального   образования   и самообразования; 4. Овладению   умениями   получать   и   критически   осмысливать   социальную   информацию,   анализировать, систематизировать   полученные   данные;   осваивать   способы   познавательной,   коммуникативной,   практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства; 5. Формированию   опыта   применения   полученных   знаний   и   умений   для   решения   типичных   задач   в   области социальных   отношений;   гражданской   и   общественной   деятельности;   межличностных   отношений;   отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно­бытовой сфере, для соотнесения своих действий   и   действий   других   людей   с  нормами   поведения,  установленными   законом;   содействия   правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Рабочая программа ориентирована на использование учебно­методического комплекта: 1. Никитин, Грибанова, Мартьянов: Обществознание. 10 класс. Учебник. Базовый уровень. – М.: «ДРОФА», 2017. 2. Кишенкова О.В. Обществознание. 10 класс. Практикум. – М.: «ДРОФА», 2017. 3. Никитин,   Грибанова,   Мартьянов:   Обществознание.   10   класс.   Методическое   пособие.   Базовый   уровень.   –   М.: «ДРОФА», 2017. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать: – биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; –   тенденции   развития   общества   в   целом   как   сложной   динамической   системы,   а   также   важнейших   социальных институтов; –   необходимость   регулирования   общественных   отношений,   сущность   социальных   норм,   механизмы   правового регулирования; – особенности социально­гуманитарного познания; уметь: – характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; – анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между   существенными   чертами   и   признаками   изученных   социальных   явлений   и   обществоведческими   терминами   и понятиями; –   объяснять   причинно­следственные   и   функциональные   связи   изученных   социальных   объектов   (включая взаимодействие   человека   и   общества,   важнейших   социальных   институтов   общества   и   природной   среды,   общества   и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); – раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально­экономических и гуманитарных наук; – осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; – извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; – оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; –   формулировать   на   основе   приобретенных   обществоведческих   знаний   собственные   суждения   и   аргументы   по определенным проблемам; – подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; –   применять   социально­экономические   и   гуманитарные   знания   в   процессе   решения   познавательных   задач   по актуальным социальным проблемам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: – для успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; – совершенствования собственной познавательной деятельности; –   критического   восприятия   информации,   получаемой   в   межличностном   общении   и   в   массовой   коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; – решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; – ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции; – предвидения возможных последствий определенных социальных действий; – оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; – реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; ­   осуществления   конструктивного   взаимодействия   людей   с   разными   убеждениями,   культурными   ценностями, социальным положением. Критерии оценивания учащихся по обществознанию Критерии оценки устного ответа Оценка   «5» ставится   в   том   случае,   если   ответ   полный   и   правильный   на   основании   изученного   материала,   материал   изложен   в определённой логической последовательности литературным языком. Оценка   «4» ставится,   если   ответ   полный   и   правильный   на   основании   изученного   материала,   материал   изложен   в   определённой логической последовательности, при этом допущены 2­3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя. Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2­3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный. Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя. Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.  При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы: Критерии оценивания письменного ответа 1.  Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы. 2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа. 3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. Оценка   «5» ставится,   если   представлена   собственная   точка   зрения   (позиция,   отношение)   при   раскрытии   проблемы.   Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Оценка   «4» ставится,   если   представлена   собственная   точка   зрения   (позиция,   отношение)   при   раскрытии   проблемы.   Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют   или   явно   не   прослеживаются).   Дана   аргументация   своего   мнения   с   опорой   на   факты   общественной   жизни   или   личный социальный опыт. Оценка   «3» ставится,   если представлена   собственная   точка   зрения   (позиция,   отношение)   при   раскрытии   проблемы.   Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. Оценка «1» ставится,   если   проблема   не   раскрыта   или   дана   информация   (факты   общественной   жизни   или   личного   опыта) не   в контексте задания. Место предмета в учебном плане Федеральный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе в 10 классе по 68 часов, из расчета 2 часа в неделю. Содержание Глава I. Человек как творец и творение культуры (14 часов) Теории   о   происхождении   человека.   Человек.   Биологическое   и   социальное   в   человеке.   Отличия   человека   и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Мышление. Особенности мышления. Этапы процесса мышления. Типы мышления. Деятельность и активность. Основные компоненты деятельности. Мотив. Виды деятельности. Материальная и духовная деятельность. Культура. Типы культуры. Основные функции культуры. Классификация культуры. Основные формы   культуры:   элитарная,   народная   и   массовая.   Субкультура   и   контркультура.   Влияние   массовой   культуры   на духовную жизнь общества. Потребность. Виды потребностей человека. Базовые потребности по пирамиде А.Маслоу. Разумные потребности и интерес. Свобода и необходимость. Фатализм. Волюнтаризм. Социальные условия реализации свободы.  Познание   окружающего   мира.  Цель   познания,   проблема   истинности   и   ложности   научных   знаний.   Уровни познания   ­   чувственное   и   рациональное   познание.   Сенсуализм   и   рационализм.   Знание.   Виды   знаний:   научное, практическое, рациональное и житейское. Мировоззрение и его компоненты. Структура мировоззрения: знания, идеи и идеалы. Пути формирования мировоззрения. Типология мировоззрения. Роль мировоззрения в жизни человека.  Основные формы   и   элементы   философского   постижения   мира.   История   воззрений   на   общесво.  Воззрения   на   общество   и государство   Платона   и   Аристотеля.  Виды   истины.  Понятие   относительной   истины.  Практика   как   критерий   истины. Инструменты познания. Наука. Функции современной науки. Научное познание. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования, его основные компоненты.  Формы научного познания: факт, закон, проблема, гипотеза, теория. Методы научного познания. Классификация наук. Социальные науки и их особенности. Религия и ее признаки. Культ и его атрибуты. Ранние формы религии. Религии в современном мире. Мировые религии и их признаки. Основные функции религии. Искусство и его признаки. Предмет искусства. Виды искусства. Функции искусства. Мораль и право. Ранние формы морали. Взаимосвязь морали и нравственности. Мораль и право: общее и различия. Функции морали. Функции права.  Глава II. Общество как сложная динамическая система (54 часа) Строение   общества.   Общество   как   социальная   иерархия   и   как   совокупность   различных   сфер.   Общество   как совокупность социальных институтов. Четыре главных института общества, их характеристика и роль в становлении человеческого   общества.   Институт   как   совокупность   социальных   организаций.   Основные   понятия   темы:   общество, социальный   институт,   экономическая   сфера,   политическая   сфера,   социальная   сфера,   культурная   сфера.   Понятие социального прогресса  как стержня процесса  модернизация. Роль технического  прогресса в модернизации  общества. Реформа и революция и их виды. Специфика органической и неорганической модернизации. Особенности модернизации в России.  Цивилизация  и общество. Цивилизация  как  интегральное  понятие.  Сходство  и  различие между  культурой и цивилизацией. Цивилизация как степень социального и культурного развития страны. Важнейшие признаки цивилизации. Глобализация   человеческого   общества.   Процесс   глобального   разделения   труда.   Процесс   приобщения   к   единому культурному опыту. Международная миграция. Глобальные проблемы XXI века и пути их решения. Экономическая   наука.   Экономические   блага.   Что   изучает   экономическая   наука.   е.   Основные   элементы экономической   деятельности.   Ограниченность   ресурсов.     Основные   последствия   ограниченности   ресурсов.   Мотивы поведения   людей   в   сфере   экономики.   Граница   производственных   возможностей   и   факторы   её   изменения.   Факторы производства и факторные доходы. Типы капитала. Труд – производительность и интенсивность. Экономическая система и   её   функции.   Главные   вопросы,   решаемые   человечеством   в   сфере   экономики,   Типы   экономических   систем. Закономерности формирования спроса. Понятие о спросе и величине спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса. Товары заменители. Закономерности формирования предложения. Понятие о предложении и величине предложения. Закон предложения. Рыночное общество. Влияние денег на потребности, желания и поведение потребителей. Плюсы и минусы рыночной экономики. Рынок. Виды рынка. Позитивные и негативные последствия рынка. Конкуренция   и   дефицит.   Виды   конкуренции.   Монополия.   Антимонопольное   законодательство.   Бухгалтерские   и экономические   затраты.   Постоянные   и   переменные   затраты.   Предпринимательство   и   бизнес   Появление   сущность предпринимательства.   Разграничение   между   предпринимательством   и   бизнесом.   Понятие   о   малом   бизнесе   и   его отличительные черты. Роль малого бизнеса в решении проблем занятости и удовлетворении потребительского спроса. Малый   бизнес   как   экономическая   основа   демократии.  Преимущества   малых   предприятий   над   крупными.   Проблемы малого  бизнеса. Представление  о семейном  бизнесе.  Организационные  особенности большого (корпорации)  и  малого бизнеса   (предпринимательство).   Формы   организации   бизнеса.   Организационные,   экономические   и   юридические особенности корпорации. Источники   финансирования бизнеса – внутренние и внешние. Инвестиции. Классификация инвестиций.   Финансирование.   Ценные   бумаги   –   долевые   и   долговые.   Признаки   ценных   бумаг.   Фондвая   биржа   и   ее функции.   Государственные,   акционерные   и   частные   предприятия   Рынок,   биржа   и   банк   как   основа   финансовой инфраструктуры. Биржа как экономический институт, история её развития. Биржа как канал концентрации рыночной информации. Задачи и функции банков в рыночной экономике. Центральный банк и его функции. Банковские операции. Банки в роли финансовых посредников. Коммерческие кредиты и ссуды. Банковский процент и банковские резервы. Покупка и продажа акций банками. Законные и незаконные формы поведения банков в экономике. Слияние банков. Инфляция   и   ее   виды.   Причины   появления   инфляции.   Инфляция   спроса   и   предложения.   Последствия   инфляции   на экономику.   Антиинфляционные   меры   в   государстве.   Рынок   труда   и   рабочая   сила.   Спрос   и   предложения   на   труд. Занятость. Особенности рынка труда. Заработная плата и основные факторы, определяющие ее величину. Прожиточный минимум. Формы и виды заработной платы. Трудоспособное население страны. Безработица и ее причины. Основные виды безработицы – структурная, фрикционная и циклическая. Естественный уровень безработицы. Формы безработицы. Последствия безработицы и меры борьбы с ней. Роль государства в экономике. Задачи государства по руководству экономикой. Основные экономические функции государства   в современном обществе. Общественные блага. Внешние эффекты.   Государственное   регулирование   внешних   эффектов.   Налоги   и   их   виды.   Виды   налогообложения. Налогообложение и бюджет. Функции налогов. Особенности налогообложения в России. Государственные   и личные бюджеты   как   финансовые   планы.   Статьи   государственного   бюджета.   Понятие   о   дефиците   бюджета.   Внутренний   и внешний   государственный   долг.   Представление   о   государственном   банкротстве.   Российский   государственный   долг. Статьи государственных расходов. Повышение налогов как способ пополнения госбюджета. Субсидирование социальной сферы. Производитель на рынке. Материальное производство как процесс создания материальных благ и услуг. Отрасль промышленности,   критерии   её   выделения.   Экономический   рост.   Экстенсивный   и   интенсивный   путь   экономического роста. Взаимосвязь экономического роста и экономического развития. Понятие ВНП, его структура и роль в экономике. Экономические циклы и их фазы. Цикл Кондратьева, Китчина. Основные инструменты денежно­ кредитной политики государства. Бюджетно – налоговая политика. Мировая экономика. Международное разделение труда. Мировой рынок. Международные   экономические   отношения.   Международная   торговля   –   импорт   и   экспорт.   Внешняя   политика государства.   Методы   государственного   регулирования   внешней   торговли  –  тарифные   и   нетарифные.  Экономическая интеграция.  Экономическая политика Российской Федерации.  Социальные   отношения.   Социальные   группы   и   их   признаки.   Классификация   социальны   групп.   «Квазигруппы». Основные   свойства   квазигрупп.   Воздействие   малой   социальной   группы   на   человека.   Социальная   стратификация   и социальное расслоение. Критерии стратификации. Статус как обобщенный показатель стратификации. Предписываемый и   достигаемый   статусы.   Открытое   и   закрытое   общества.   Неравенство   в   доходах,   власти,   престиже   и   образовании. Исторические   типы   стратификации.   Характеристика   кастового   слоя.   Сословная   иерархия   общества.   Особенности классовой системы. Роль среднего класса в современном обществе, его отличительные черты в России. Сущность и предпосылки   протестного   движения   в   современном     российском   обществе.   Источники   и   природа   социальной напряженности. Основные понятия и виды конфликта. Конфликт и противоречие. Антагонизм как основа экономического конфликта. Формы группового давления. Массовое недовольство и протест. Формы протеста. Сопротивление и протест как форма защиты своих интересов. Демонстрация как форма открытого активного протеста. Массовые демонстрации в России. Социальные нормы и их виды. Признаки социальных норм. Функции социальной нормы. Взаимосвязь  между социализацией   и   социальным   контролем.   Основные     элементы   социального   контроля:   нормы   и   санкции.   Функции социального контроля. Классификация и функции социальных норм. Классификация социальных санкций. Внешний и внутренний   контроль.   Самоконтроль.   Общественное   мнение   и   его   роль   в   обществе.   Неформальный   контроль   и формальный   контроль   в   разных   типах   общества.   Институты   формального   контроля.   Детальный   контроль   и   надзор. Статусный   набор   и   смена   статуса.   Основные   виды   социальной   мобильности.   Причины   групповой   мобильности. Межклассовая и внутриклассовая мобильность. Динамика общества и изменение социальной мобильности. Образование как   фактор   мобильности.   Каналы   вертикальной   мобильности.   Молодежь   и   ее   особенность   социального   положения. Признаки неформальных молодежных групп. Типы самодеятельности молодежи. Этническая общность. Виды этнических общностей     ­   род,   племя,   народность,   нация.   Этнические   меньшинства.   Национальные   интересы.   Межнациональные отношения,   формы,   разновидности.   Способы   мирного   сотрудничества.   Культурный   плюрализм.   Основные   тенденции развития наций. Понятие глобализация. Причины межнациональных конфликтов. Ипы межнациональных конфликтов. Национализм   и   его   виды.   Шовинизм.   Геноцид.   Юридизация   конфликта.   Пути   решения   межнациональных   проблем. Национальная   политика   в   РФ.   Приоритетные   направления   национальной   политики   РФ.   Основные   принципы государственной политики в России. Роль семьи в развитии общества. Функции семьи и брака. Семья как социальный институт и малая группа. Влияние семьи на развитие личности. Особенности и роль добрачного поведения. Юридические и правовые основы брака. Брак как социальный институт, взаимные права и обязанности. Состав и структура семьи. Представление   о   нуклеарной   семье.   Распределение   производственных   и   домашних   нагрузок   между   мужем   и   женой. Расширенная   и многопоколенная   семьи. Структура и иерархия системы родства. Кровная родня и родственники по закону. Три степени родства.  Религиозные объединения и организации в РФ.  Политика.   Политическая   власть.   Признаки   политической   власти.   Типы   политической   власти.   Государственная власть.   Законодательная,   исполнительная   судебная   власть.   Происхождение   и   особенности   харизматической   власти. Характер традиционной власти, многообразие форм проявления. Легальная власть, её юридическая основа. Легальная власть   и   демократическое   государство.   Государство.   Признаки   государства.   Функции   погударства.   Сущность   и организация   государства.   Государство   как   важнейший   элемент   политической   системы   общества.   Французские просветители   и   договорная   теория   государства.   Территориальная   организация   государство.   Государство   как политическая   организация   общества.   Политическая   система.   Элементы   политической   подсистемы.   Понятие   о политическом режиме. Типология политических режимов. Черты авторитарного режима. Современные разновидности тоталитарного   государства.   Отличительные   характеристики   демократического   режима.   Демократия.   Признаки демократии.   Виды   демократии.   Условия   существования   демократии.   Основные   ценности   демократии.   Гражданское общество и   его принципы формирования. Предпосылки гражданского общества. Структура гражданского общества. Соотношение   государства   и   гражданского   общества.   Элита,   состав   и   функции.   Различные   виды   элиты.   Феномен «четвертой   власти».   Особенности   российской   элиты   Политическая   активность   и   пассивность.   Формы   и   механизмы политического участия. Понятие о механизмах политического участия и его формах. Политические партии и движения. Институт   гражданства.   Избирательное   право   и   голосование.   Процедура   голосование.   Альтернативная   и безальтернативная   форма   выборов.   Референдум   как   способ   волеизъявления   населения,   механизм   всенародного голосования.  Политическая   партия  как   механизм   выражения   и  защиты   интересов  социальных   групп.  Формы  и   виды партийной   деятельности.   Внутренняя   структура   и   организация   партии.   Функции   и   признаки   политической   партии. Содержание и роль политической программы. Средства массовой информации, отличительные признаки. Функции СМИ. Теории развития СМИ. Политическая идеология. Основные типы политических идеологий.  Политический процесс и его особенности.   Стадии   политического   процесса.   Классификации   политических   процессов.   Выборы.   Классификация выборов.   Избирательная   система.   Избирательная   компания.   Стадии   избирательного   процесса.   Основные   принципы демократического избирательного права. Типы избирательных систем. Название главы Количество часов Учебно­тематический план Глава I. Человек как творец и творение  культуры Глава II. Общество как сложная динамическая система  14 ч 54 ч № Дата проведения  Тема урока  план факт Учебно­тематическое планирование Тип урока Дидактические единицы Виды деятельности Планируемые результаты 1 2 Глава I. Человек как творец и творение культуры (14 часов) Человек  как результат  биологической и  социальной эволюции Изучение новой темыТеории о происхождении  человека. Человек.  Биологическое и социальное  в человеке. Отличия человека и животного. Индивид,  индивидуальность, личность. Работа с текстом учебника, рассказ учителя, фронтальный опрос, заполнение кластера. Мышление и деятельность  Урок ­ лекция Мышление. Особенности  мышления. Этапы процесса  Работа с текстом учебника, рассказ    определять   отличия Научатся человека   и   животного.   Смогут доказать   значимость   социальной роли человека. возможность Получат научиться:  ориентироваться   на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку   приходить   к   общему зрения,   осуществлять   поиск решению; нужной   информации,   выделять главное,   проявлять   эмпатию   – понимание чувств других Научатся  определять   значимость как процесса мышления мышления. Типы мышления.  Деятельность и активность.  Основные компоненты  деятельности. Мотив. Виды  деятельности. Материальная  и духовная деятельность. учителя отличительного признака человека. Получат возможность научиться формировать   собственную   точку зрения,   высказываться   в   устной   и письменной форме. 3 4 5 Понятие культуры. Многообразие культур Урок ­ семинар Культура. Типы культуры.  Работа с дополнительной литературой, создание кластера, работа в группах, выполнение творческих заданий Основные функции культуры. Классификация культуры.  Основные формы культуры:  элитарная, народная и  массовая. Субкультура и  контркультура. Влияние  массовой культуры на  духовную жизнь общества. Потребности и интересы Комбинированный урок Потребность. Виды  потребностей человека.  Базовые потребности по  пирамиде А.Маслоу.   Разумные потребности и  интерес Работа с текстом учебника, работа в группах, работа с проблемными заданиями, диспут Свобода и необходимость Урок ­ размышление Свобода и необходимость.  в человеческой Фатализм. Волюнтаризм.  Беседа, работа с книгой,   культуры   характеризовать Научатся духовную   жизнь   человека   и   общества;   разъяснять   сущность понимания   у различных народов. Получат возможность научиться ориентироваться   на   понимание причин   успеха   в   учебе; формулировать собственную точку   приходить   к   общему зрения, решению;   осуществлять   поиск нужной   информации,   выделять главное,   проявлять   эмпатию   – понимание чувств других Научатся  определять   сущность человеческих потребностей, процесс их возвышения и свободы выбора. Получат возможность научиться проявлять   эмпатию   –   понимание чувств других; осуществлять поиск нужной   информации   в   учебнике, пользоваться таблицами; высказываться   в   устной   и письменной   форме;   допускать существование   различных   точек зрения, принимать другое мнение и позицию Научатся собственной свободы.  определять   границу 6 7 деятельности Социальные условия  реализации свободы демонстрация дополнительных источников Виды человеческих знаний Комбинированный урок с использованием ИКТ Работа с дополнительной литературой, создание кластера, работа в группах, выполнение творческих заданий, Познание окружающего мира. Цель познания, проблема  истинности и ложности  научных знаний. Уровни  познания ­ чувственное и  рациональное познание.  Сенсуализм и рационализм.  Знание. Виды знаний:  научное, практическое,  рациональное и житейское. Фронтальная опрос, рассказ учителя, работа с тексом учебника, составление кластера, мини ­ диспут Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Урок ­ проблемная беседа Мировоззрение и его  компоненты. Структура  мировоззрения: знания, идеи  и идеалы. Пути  формирования  мировоззрения. Типология  мировоззрения. Роль  мировоззрения в жизни  человека. Основные формы и  элементы философского  постижения мира. История  воззрений на общество.  Воззрения на общество и  государство Платона и  Аристотеля. Получат возможность научиться ставить   перед   собой   проблемный вопрос;   аргументировать   свой ответ, а так же прийти к общему решению.   Научатся  определять особенности чувственного   и   рационального познания,   объяснять   понимание «истины» в современной науке и ее отличие от «лжи». Получат возможность научиться ориентироваться   на   понимание причин в учебе; формулировать собственную точку   приходить   к   общему зрения, решению;   осуществлять   поиск нужной   информации,   выделять главное,   проявлять   эмпатию   – понимание чувств других Научатся   определять,  что   такое мировоззрение,   определять   как именно оно формируется и каково его значение. Получат возможность научиться работать   в   команде,   совместно формулировать общие проблемы. успеха 8 9/10 11 Понятие истины, ее критерии Урок ­ размышление Виды истины. Понятие  относительной истины.  Практика как критерий  истины. Инструменты  познания. Беседа, работа с книгой, демонстрация дополнительных источников Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально­ гуманитарные науки Комбинированный урок с использованием ИКТ Религия.  Комбинированный урок Наука. Функции современной науки. Научное познание.  Эмпирический и  теоретический уровни  научного исследования, его  основные компоненты.   Формы научного познания:  факт, закон, проблема,  гипотеза, теория. Методы  научного познания.  Классификация наук.  Социальные науки и их  особенности. Религия и ее признаки. Культ и его атрибуты. Ранние  формы религии. Религии в  современном мире. Мировые  религии и их признаки.  Основные функции религии. Работа с дополнительной литературой, создание кластера, работа в группах, выполнение творческих заданий, Работа с текстом учебника, работа в группах, работа с проблемными заданиями   точек           выделять    определять   понятие Научатся истины и ее критерии.  Получат возможность научиться существование допускать различных зрения; формулировать собственное мнение   и   позицию;   анализировать главное; объекты, устанавливать причинно­ следственные связи Научатся  определять,   что   такое наука,   каковы   ее   функции   в обществе,   какие   существуют учреждения   науки;   что   собой представляет высшая школа, какие виды   высших   учебных   заведений есть в РФ. Получат возможность научиться ориентироваться   на   понимание причин   успеха   в   учебе; формулировать собственную точку   приходить   к   общему зрения, решению;   осуществлять   поиск нужной информации. Научатся   виды религий; характеризовать мировые религии. Получат возможность научиться принимать   и   сохранять   учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль;   приходить   к   общему решению,   строить   понятное   для партнера высказывание  определять 12 13 14 Искусство Комбинированный урок Искусство и его признаки.  Предмет искусства. Виды  искусства. Функции  искусства. Работа с дополнительной литературой, создание кластера, работа в группах, выполнение творческих заданий, Мораль и право.  Урок ­ размышление Мораль и право. Ранние  формы морали. Взаимосвязь  морали и нравственности.  Мораль и право: общее и  различия. Функции морали.  Функции права. Беседа, работа с книгой, демонстрация дополнительных источников Контрольная работа по Главе I Урок проверки знаний и умений Индивидуальная работа по карточкам. Выполнение тестов       Научатся  пояснять,   кто   является субъектом художественной культуры; анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми они обладают. Получат возможность научиться принимать   и   сохранять   учебную задачу, планировать свои действия; приходить   к   общему   решению, строить   понятное   для   партнера высказывание Научатся  объяснять   особенности морально­нравственных и этических принципов, господствующих   в   обществе   на определенном этапе его развития. Получат возможность научиться существование допускать различных зрения; формулировать собственное мнение   и   позицию;   анализировать главное; объекты, устанавливать причинно­ следственные связи Научатся  планировать   свои действия,   осуществлять   итоговый пошаговый контроль. Получат возможность научиться владеть   основами   смыслового чтения   текста,   анализировать объекты;   различать   способ   и результат   действия;   развивать способность к самооценке   выделять точек 15 16 17 Глава II. Общество как сложная динамическая система (54 часа) Системное строение общества: элементы и подсистемы Урок ­ лекция Общество. Функции  Общества. Признаки  общества. Общество как  динамическая система.  Сферы жизни общества Работа с текстом учебника, рассказ учителя Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества Урок ­ размышление Общество как совокупность  социальных институтов.  Четыре главных института  общества, их характеристика  и роль в становлении  человеческого общества.  Институт как совокупность  социальных организаций. Беседа, работа с книгой, демонстрация дополнительных источников Многовариантность общественного развития Урок ­ семинар Типология общество по К.  Марксу. Типология  Рассказ учителя, работа с бланками,     Научатся  определять   сферы общественной   жизни,   показывать взаимосвязь   различных   сфер жизни; общественной характеризовать отдельные социальные институты. Получат возможность научиться сохранять   мотивацию   к   учебе, ориентироваться   в   нравственном содержании   поступков;   задавать вопросы,   использовать   речь   для регуляции   своего   действия; ориентироваться   на   различные способы   решения   поставленной задачи Научатся  определять   сферы общественной   жизни,   показывать взаимосвязь   различных   сфер общественной жизни; характеризовать отдельные социальные институты. Получат возможность научиться принимать   и   сохранять   учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль;   приходить   к   общему решению,   строить   понятное   для партнера высказывание Научатся  на   основе   конкретных исторических   фактов   объяснять Общества по Д.Беллу.  Характеристика  традиционного,  индустриального и  постиндустриального  общества.  работа в группах по карточкам, заполнение таблицы Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие Общественного прогресса Комбинированный урок с использованием ИКТ Понятия «революция»,  «реформа», «эволюция»,  «модернизация». Виды  реформы и революции.  Проблема стагнации  общества. Противоречивость  прогресса и регресса.   Первичная и вторичная  модернизация. Работа с текстом учебника, заполнение таблицы  и кластера, рассказ учителя, индивидуальная работа с карточками Процессы глобализации. Комбинированный Общество и человек  перед лицом угроз и вызовов XXI века.  урок с использованием ИКТ Глобализация общества.  Ассимиляция и  аккультурация. Глобальные  проблемы. Пути решения  глобальных проблем.  Значение создания мирового  сообщества Работа с текстом учебника, работа в группах, работа с проблемными заданиями, диспут       и   успеха сущность   индустриального   постиндустриального общества. Получат возможность научиться на понимание ориентироваться причин в учебе; формулировать собственную точку   приходить   к   общему зрения,   осуществлять   поиск решению; нужной   информации,   выделять главное,   проявлять   эмпатию   – понимание чувств других Научатся характеризовать черты и урбанизации, особенности   индустриализации,   научно­ технической революции, реформа и революция. Получат возможность научиться принимать   и   сохранять   учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль;   приходить   к   общему решению,   строить   понятное   для партнера высказывание Научатся  определять,   что   такое глобализация   общества   и какие факторы   способствуют   этому процессу;   объяснять   влияние телевидения. Получат возможность научиться владеть   основами   смыслового чтения   текста,   анализировать объекты;  различать   способ   и результат   действия;   развивать способность к самооценке Контрольная работа по Урок проверки Индивидуальная Научатся  планировать   свои 18 19 20 теме «Человек и общество» знаний и умений работа по карточкам. Выполнение тестов 21 22 Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы Урок ­ лекция Работа с текстом учебника, рассказ учителя Понятие «экономика»,  «факторы производства»,  «капитал», «земля», «труд»,  «предпринимательские  способности». Проблема  ограниченности ресурсов.  Главные вопросы экономики. Спрос и предложение. Рыночные структуры Комбинированный урок Понятие «спрос»,  «предложение», «величина  спроса», «величина  предложения». Закон спроса  и закон предложения.  Неценовые факторы спроса,  неценовые факторы  предложения.  Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника и дополнительной литературой. Составление схем   способность   действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.   возможность Получат  владеть   основами научиться: смыслового   чтения   текста, анализировать   объекты;   различать способ   и   результат   действия; развивать к самооценке Научатся:  определять   важность экономической   системы,   выучат факторы   производства   и   их факторные доходы.  Получат возможность научиться ориентироваться   на   понимание причин   успеха   в   учебе; формулировать собственную точку   приходить   к   общему зрения, решению;   осуществлять   поиск нужной   информации,   выделять главное,   проявлять   эмпатию   – понимание чувств других  определять   уровень Научатся:   цены: спроса, объяснять   особенности   действия закона   спроса   и   предложения   в условиях рыночных отношений. Получат возможность научиться принимать   и   сохранять   учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль;   приходить   к   общему решению,   строить   понятное   для партнера высказывание   предложения, 23 24 25 Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство Урок ­ семинар Понятие «конкуренция»,  «монополия», «олигополия».  Положительные и  отрицательные последствия  конкуренции.  Антимонопольное  законодательство. Индивидуальная работа и работа в группах, фронтальный опрос, работа по карточкам Экономические и Комбинированный бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты урок Постоянные и переменные  затраты. Понятие  «издержка», «прибыль» Работа с текстом учебника, работа в группах, работа с проблемными заданиями, диспут Основные источники финансирования бизнеса Комбинированный урок с использованием ИКТ Понятие «бизнес»,  «предпринимательство».  Внутренние и внешние  источники финансирования  бизнеса. Отличие  финансирования и  инвестиции.  Рассказ учителя, работа с бланками, работа в группах по карточкам, заполнение таблицы       функции     учебнике; Научатся  характеризовать   рынок, рыночную   экономику;   называть основные цены; сравнивать   понятия   конкуренция, монополия, олигополия. Получат возможность научиться формулировать   познавательные   пользоваться   схемами, цели; приведенными   анализировать в объекты, главное;   выделять проводить сравнение;  осуществлять   поиск   нужной информации; допускать существование   различных   точек зрения  понятия Научатся   разделять издержка и затрата и определять их значимость процессе производства. Получат возможность научиться владеть   основами   смыслового чтения   текста,   анализировать объекты;   различать   способ   и результат   действия;   развивать способность к самооценке  определять,   в   чем Научатся: сущность заключается как   предпринимательства социального   и   экономического   института общества, особенности организации   малого  бизнеса  и  его   роль в страны; характеризовать различные формы экономике     в 26 27 Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок Комбинированный урок Понятие «ценная бумага»,  «акция», «вексель»,  «облигация». Признаки  ценных бумаг. Фондовая  биржа и ее функции Рассказ учителя, работа с бланками, работа в группах по карточкам, заполнение таблицы Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга Урок ­ семинар Роль рынка в маркетинге.  Этапы маркетингового  исследования. Принципы  менеджмента.  Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника и дополнительной литературой. Составление схем   организации   бизнеса,   приводя конкретные примеры деятельности тех или иных предприятий. возможность Получат научиться:  формулировать познавательные   цели;   развивать этические   чувства   (стыда,   вины, совести);   осуществлять   поиск нужной информации Научатся   определять,  в   чем важность ценных бумаг в рыночной экономике,   как   источника дополнительного дохода. Получат возможность научиться принимать   и   сохранять   учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль;   приходить   к   общему решению,   строить   понятное   для партнера высказывание Научатся   определять  основные правила управления производством,   а   так   же   выявят основные   успешной   методы работы. Получат возможность научиться ориентироваться   на   понимание причин   успеха   в   учебе; формулировать собственную точку зрения,   приходить   к   общему   осуществлять   поиск решению; нужной   информации,   выделять главное,   проявлять   эмпатию   – понимание чувств других 28 29 30 Банковская система. Финансовые институты.  Урок­ лекция Работа с текстом учебника, рассказ учителя Понятие «банк»,  «финансовая система»,  «банковская система»,  «финансовые институты».  Функции Центрального  банка. Банковские операции.  Кредит и основные принципы кредитования.  Виды, причины и Комбинированный последствия инфляции урок Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости Комбинированный урок с использованием ИКТ Понятие «инфляция».  Причины инфляции. Виды  инфляции – гиперинфляция и ее отрицательны  последствия.  Антиинфляционные меры.  Работа с текстом учебника, работа в группах, работа с проблемными заданиями, диспут Рассказ учителя, работа с бланками, работа в группах по карточкам, заполнение таблицы Рынок труда и рабочая сила.  Спрос и предложения на  труд. Занятость. Особенности рынка труда. Заработная  плата и основные факторы,  определяющие ее величину.  Прожиточный минимум.  Формы и виды заработной  платы. Трудоспособное  население страны.        Научатся  характеризовать   разные виды рынков, банков и банковской деятельности; объяснять функционирование различных бирж. Получат возможность научиться проявлять   эмпатию   –   понимание чувств других; осуществлять поиск нужной   информации   в   учебнике, пользоваться таблицами; высказываться   в   устной   и письменной   форме;   допускать существование   различных   точек зрения, принимать другое мнение и позицию Научатся  определять   причины   и последствия   инфляции   для экономики страны. Получат возможность научиться владеть   основами   смыслового чтения   текста,   анализировать объекты;  различать   способ   и результат   действия;   развивать способность к самооценке Научатся   нормы правового регулирования трудовых отношений, нормы трудовой этики; объяснять   понятие   «занятость»   и причины безработицы. Получат возможность научиться принимать   и   сохранять   учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль;   приходить   к   общему  называть Роль государства в Урок ­ семинар экономике. Общественные блага.  Безработица и ее причины.  Основные виды безработицы  – структурная, фрикционная  и циклическая. Естественный уровень безработицы. Формы  безработицы. Последствия  безработицы и меры борьбы с ней Роль государства в  экономике. Задачи  государства по руководству  экономикой. Основные  экономические функции  государства  в современном  обществе. Общественные  блага. Индивидуальная работа и работа в группах, фронтальный опрос, работа по карточкам Внешние эффекты Урок ­ проблемная беседа Понятие «внешние  эффекты». Государственное  регулирование внешних  эффектов Фронтальная опрос, рассказ учителя, работа с тексом учебника, составление кластера, мин ­ диспут 31 32 решению,   строить   понятное   для партнера высказывание        определять,   экономику   Научатся   в   чем заключается деятельность государства   как   экономического субъекта,   какие   существуют способы   воздействия   государства на страны; современную характеризовать систему налогообложения; объяснять   сущность   и   принципы формирования   государственного бюджета. Получат возможность научиться принимать   и   сохранять   учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль;   приходить   к   общему решению,   строить   понятное   для партнера высказывание Научатся   роль внешних   эффектов   на   развитие социального государства Получат возможность научиться проявлять   эмпатию   –   понимание чувств других; осуществлять поиск нужной   информации   в   учебнике, пользоваться   таблицами;   понятно  определять Налоги, уплачиваемые предприятиями. Урок ­ лекция  Налоги и их виды. Виды  налогообложения.  Налогообложение и бюджет.  Функции налогов.  Особенности  налогообложения в России. Работа с текстом учебника, рассказ учителя Государственный Комбинированный бюджет. Государственный долг.  урок с использованием ИКТ Понятие ВВП Комбинированный урок Государственные  и личные  бюджеты как финансовые  планы. Статьи  государственного бюджета.  Понятие о дефиците  бюджета. Внутренний и  внешний государственный  долг. Представление о  государственном  банкротстве. Российский  государственный долг.  Статьи государственных  расходов. Повышение  налогов как способ  пополнения госбюджета. Понятие ВНП, его структура  и роль в экономике. ВНП.  НД.  высказываться   в   устной   и письменной   форме;   допускать существование   различных   точек зрения, принимать другое мнение и позицию  высчитывать Научатся подоходный   и   поимущественный налог,   а   так   же   определят   роль налогов   в   доходной   части государственного бюджета. Получат возможность научиться владеть   основами   смыслового чтения   текста,   анализировать объекты;  различать   способ   и результат   действия;   развивать способность к самооценке Научатся  различать   доходную   и расходную часть государственного бюджета,   а так же определят чем грозит   дефицит   бюджета   для экономики страны. Получат возможность научиться ориентироваться   на   понимание причин   успеха   в   учебе; формулировать собственную точку зрения,   приходить   к   общему   осуществлять   поиск решению; нужной   информации,   выделять главное,   проявлять   эмпатию   – понимание чувств других Работа с текстом учебника, работа в группах, работа с проблемными заданиями, диспут Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника и Научатся  различать понятия ВВП и   ВНП,   рассмотрят   правильный подсчет ВВП на душу населения за 33 34 35 дополнительной литературой. Составление схем Работа с текстом учебника, рассказ учителя Экономический рост и развитие. Экономические циклы Урок – лекция Отрасль промышленности,  критерии её выделения.  Экономический рост.  Экстенсивный и интенсивный путь экономического роста.  Взаимосвязь экономического  роста и экономического  развития. Экономические  циклы и их фазы. Цикл  Кондратьева, Китчина. Основы денежной и бюджетной политики государства Комбинированный урок с использованием ИКТ Основные инструменты  денежно­ кредитной  политики государства.  Бюджетно – налоговая  политика. Рассказ учителя, работа с бланками, работа в группах по карточкам, заполнение таблицы Мировая экономика. Урок ­ семинар Мировая экономика.  Глобальные экономические проблемы Международное разделение  труда. Мировой рынок.  Международные  Индивидуальная работа и работа в группах, фронтальный опрос, работа по 36 37 38  определять год.  Получат возможность научиться принимать   и   сохранять   учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль;   приходить   к   общему решению,   строить   понятное   для партнера высказывание Научатся экономические циклы. Получат возможность научиться проявлять   эмпатию   –   понимание чувств других; осуществлять поиск нужной   информации   в   учебнике, пользоваться   таблицами;   понятно высказываться   в   устной   и письменной   форме;   допускать существование   различных   точек зрения, принимать другое мнение и позицию Научатся   роль государства   в   экономике   и значение   налоговой   и   кредитной политики государства. Получат возможность научиться владеть   основами   смыслового чтения   текста,   анализировать объекты;  различать   способ   и результат   действия;   развивать способность к самооценке Научатся  рассматривать экономику   страны   как   одно   из звеньев мировой экономики. Получат возможность научиться  определять экономические отношения.  Международная торговля –  импорт и экспорт.  карточкам Государственная политика в области международной торговли. Комбинированный урок Внешняя политика  государства. Методы  государственного  регулирования внешней  торговли – тарифные и  нетарифные Работа с текстом учебника, работа в группах, работа с проблемными заданиями, диспут Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации Комбинированный урок с использованием ИКТ Экономическая   интеграция. Экономическая   политика Российской Федерации.  Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника и дополнительной литературой. Составление схем Контрольная работа по теме «Экономическая Урок проверки знаний и умений сфера» Индивидуальная работа по карточкам. Выполнение тестов   ориентироваться   на   понимание причин   успеха   в   учебе; формулировать собственную точку   приходить   к   общему зрения,   осуществлять   поиск решению; нужной   информации,   выделять главное,   проявлять   эмпатию   – понимание чувств других Научатся  с работать дополнительными   источниками информации. Получат возможность научиться проявлять   эмпатию   –   понимание чувств других; осуществлять поиск нужной   информации   в   учебнике, пользоваться   таблицами;   понятно высказываться   в   устной   и письменной   форме;   допускать существование   различных   точек зрения, принимать другое мнение и позицию Научатся с экономическими   графиками   и схемами Получат возможность научиться принимать   и   сохранять   учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль;   приходить   к   общему решению,   строить   понятное   для партнера высказывание Научатся:  планировать   свои действия,   осуществлять   итоговый пошаговый контроль.  работать   39 40 41 42 43 Социальные отношения. Социальные группы. Урок ­ лекция Работа с текстом учебника, рассказ учителя Социальные отношения.  Социальные группы и их  признаки. Классификация  социальных групп.  «Квазигруппы». Основные  свойства квазигрупп.  Воздействие малой  социальной группы на  человека. Социальная стратификация Комбинированный урок Работа с дополнительной литературой, создание кластера, работа в группах, выполнение творческих заданий, Социальная стратификация и социальное расслоение.  Критерии стратификации.  Статус как обобщенный  показатель стратификации.  Предписываемый и  достигаемый статусы.  Открытое и закрытое  общества. Неравенство в  доходах, власти, престиже и            способность Получат   возможность научиться:  владеть   основами смыслового   чтения   текста, анализировать   объекты;   различать способ   и   результат   действия; развивать к самооценке Научатся  объяснять   сущность структуры; социальной характеризовать социальную структуру,   социальный   статус   и социальные отношения; выделять в тексте   оценочные   суждения   о социальном статусе. Получат возможность научиться ориентироваться   на   понимание   причин   успеха     формулировать в собственную   точку   зрения, приходить   к   общему   решению; осуществлять   поиск   нужной информации,   выделять   главное, проявлять   эмпатию   –   понимание чувств других  объяснять   сущность Научатся: стратификации, социальной анализировать   положение   людей, принадлежащих   к   определенному социальному классу. возможность Получат научиться:  ориентироваться   на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку   приходить   к   общему зрения, учебе; 44 Социальный конфликт. Комбинированный урок Работа с текстом учебника, работа в группах, работа с проблемными заданиями, диспут образовании. Исторические  типы стратификации.  Характеристика кастового  слоя. Сословная иерархия  общества. Особенности  классовой системы. Сущность и предпосылки  протестного движения в  современном  российском  обществе. Источники и  природа социальной  напряженности. Основные  понятия и виды конфликта.  Конфликт и противоречие.  Антагонизм как основа  экономического конфликта.  Формы группового давления.  Массовое недовольство и  протест. Формы протеста.  Сопротивление и протест как форма защиты своих  интересов. Демонстрация как форма открытого активного  протеста. Массовые  демонстрации в России.   осуществлять   поиск решению; нужной   информации,   выделять главное,   проявлять   эмпатию   – понимание чувств других       Научатся:  объяснять   сущность социальной напряженности в  особенности обществе; в   обществе возникающих конфликтов; характеризовать протестные   формы   поведения людей. Получат возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия,   осуществлять   итоговый пошаговый контроль; приходить к строить общему понятное партнера   высказывание решению, для         45 Виды социальных норм. Урок ­ проблема Социальные нормы и их виды. Признаки социальных норм.  Функции социальной нормы. Фронтальная опрос, рассказ учителя, работа с тексом учебника, составление кластера, мини ­ диспут Научатся  определять историческое значение социальной нормы от возникновении традиции до права. Получат возможность научиться ориентироваться   на   понимание причин   успеха   в   учебе; формулировать собственную точку   приходить   к   общему зрения, 46 Социальный контроль Урок ­ семинар 47 Социальная мобильность. Комбинированный урок Взаимосвязь между  социализацией и социальным  контролем. Основные   элементы социального  контроля: нормы и санкции.  Функции социального  контроля. Классификация  социальных санкций.  Внешний и внутренний  контроль. Самоконтроль.  Общественное мнение и его  роль в обществе.  Неформальный контроль и  формальный контроль в  разных типах общества.  Институты формального  контроля. Детальный  контроль и надзор. Основные виды социальной  мобильности. Причины  групповой мобильности.  Межклассовая и  внутриклассовая  мобильность. Динамика  общества и изменение  социальной мобильности.  Образование как фактор  мобильности. Каналы  вертикальной мобильности. Индивидуальная работа и работа в группах, фронтальный опрос, работа по карточкам   осуществлять   поиск решению; нужной   информации,   выделять главное,   проявлять   эмпатию   – понимание чувств других Научатся:  характеризовать особенности   социальных   норм   и санкций,   конкретные   проявления внешнего   контроля;   разъяснять особенности самоконтроля. возможность Получат научиться:  формулировать познавательные   цели;   развивать этические   чувства   (стыда,   вины, совести);   осуществлять   поиск нужной информации   Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника и дополнительной литературой. Составление схем       Научатся:  разъяснять   сущность социального статуса; характеризовать   основные   виды мобильности; социальной анализировать конкретные   способствующие ситуации,   социальному продвижению личности. Получат возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия,   осуществлять   итоговый пошаговый контроль; приходить к 48 49 50 Молодежь как социальная группа, Урок ­ проблемная беседа особенности молодежной субкультуры Молодежь и ее особенность  социального положения.  Признаки неформальных  молодежных групп. Типы  самодеятельности молодежи. Фронтальная опрос, рассказ учителя, работа с тексом учебника, составление кластера, мини ­ диспут Этничесие общности Комбинированный урок Этническая общность. Виды  этнических общностей  ­ род,  племя, народность, нация.  Этнические меньшинства.  Национальные интересы. Работа с текстом учебника, работа в группах, работа с проблемными заданиями, диспут Междунациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Урок  – семинар Межнациональные  отношения, формы,  разновидности. Способы  мирного сотрудничества.  Индивидуальная работа и работа в группах, фронтальный опрос, работа по карточкам   для     их     решению,   определять, культуры   строить партнера общему понятное   высказывание Научатся:    что представляет собой молодежь как социальная   группа,   особенности молодежной и субкультуры. Получат возможность научиться: владеть   основами   смыслового чтения   текста,   анализировать объекты;   различать   способ   и результат   действия;   развивать способность к самооценке Научатся  приводить   примеры больших   и   малых   социальных групп, взаимодействия; находить   в   учебной   литературе оценочные о национальных проблемах. Получат возможность научиться ориентироваться   на   понимание   причин   успеха   в   формулировать собственную   зрения, точку   приходить   к   общему   решению; осуществлять   поиск   нужной информации,   выделять   главное, проявлять   эмпатию   –   понимание чувств других Научатся  характеризовать межнациональное  сотрудничество; объяснять   причины   национальных конфликтов.   учебе;   суждения 51 52 Конституционные Комбинированный принципы национальной политики в Российской Федерации урок с использованием ИКТ Семья и брак. Проблема неполных семей. Комбинированный урок Культурный плюрализм.  Основные тенденции  развития наций. Понятие  глобализация. Причины  межнациональных  конфликтов. Типы  межнациональных  конфликтов. Национализм и  его виды. Шовинизм.  Геноцид. Юридизация  конфликта. Пути решения  межнациональных проблем. Национальная политика в РФ. Приоритетные направления  национальной политики РФ.  Основные принципы  государственной политики в  России. Роль семьи в развитии  общества. Функции семьи и  брака. Семья как социальный  институт и малая группа.  Влияние семьи на развитие  личности. Особенности и  роль добрачного поведения.  Юридические и правовые  основы брака. Брак как  социальный институт,  взаимные права и  обязанности. Состав и  структура семьи.  Работа с дополнительной литературой, создание кластера, работа в группах с дополнительными источниками Работа с текстом учебника, работа в группах, работа с проблемными заданиями Получат возможность научиться владеть   основами   смыслового чтения   текста,   анализировать объекты;   различать   способ   и результат   действия;     развивать способность к самооценке  анализировать Научатся нормативно правовые акты. Получат возможность научиться принимать   и   сохранять   учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль;   приходить   к   общему решению,   строить   понятное   для партнера высказывание Научатся  анализировать различные   виды   семей   и взаимоотношения их членов. Получат возможность научиться формулировать   познавательные цели; развивать этические чувства (стыда, совести); осуществлять   поиск   нужной информации   вины, Современная Урок ­ проблемная демографическая ситуация в Российской Федерации беседа Представление о нуклеарной  семье. Распределение  производственных и  домашних нагрузок между  мужем и женой. Расширенная и многопоколенная  семьи.  Три степени родства.  Структура и иерархия  системы родства. Причины  низкого уровня рождаемости  и высокого уровня  смертности.     Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника и дополнительной литературой. Составление схем Религиозные обьединения Урок ­ семинар и организации в Российской Федерации Религиозные объединения и  организации в РФ. Свобода  совести и вероисповедания.  Закон и религиозные  общности. Фронтальная опрос, рассказ учителя, работа с тексом учебника, составление кластера, мини ­ диспут Контрольная работа по теме «Социальная сфера» Урок проверки знаний и умений Индивидуальная работа по карточкам. Выполнение тестов 53 54 55         группа»  различать   понятие и организация». свободу как Научатся  определять особенности демографической   ситуации   в России,   меры   преодоления демографического кризиса. Получат возможность научиться владеть   основами   смыслового чтения   текста,   анализировать объекты;  различать   способ   и результат   действия;   развивать способность к самооценке Научатся «религиозная «религиозная Определяю вероисповедания конституционное право человека Получат возможность научиться ориентироваться   на   понимание причин   успеха   в   учебе; формулировать собственную точку   приходить   к   общему зрения,   осуществлять   поиск решению; нужной   информации,   выделять главное,   проявлять   эмпатию   – понимание чувств других Научатся  планировать   свои действия,   осуществлять   итоговый пошаговый контроль. 56 57 Политика как общественное явление. Понятие власти. Урок ­ лекция Государство, его Комбинированный функции. Политическая система урок  Политика. Политическая  власть. Признаки  политической власти. Типы  политической власти.  Государственная власть.  Законодательная,  исполнительная судебная  власть. Происхождение и  особенности  харизматической власти.  Характер традиционной  власти, многообразие форм  проявления. Легальная  власть, её юридическая  основа. Легальная власть и  демократическое  государство. Государство. Признаки  государства. Функции  государства. Сущность и  организация государства.  Государство как важнейший  элемент политической  системы общества.  Французские просветители и  договорная теория  государства.  Рассказ учителя, работа с бланками, работа в группах по карточкам, работа с дополнительными источниками Работа с текстом учебника, работа в группах, работа с проблемными заданиями Получат возможность научиться принимать   и   сохранять   учебно­ практическую задачу, приходить к общему решению и формулировать выводы   в   результате   совместной деятельности,   строить   понятное для партнера высказывание Научатся  анализировать конкретные   жизненные   ситуации, связанные с деятельностью власти. Получат возможность научиться ориентироваться   на   понимание причин   успеха   в   учебе; формулировать собственную точку   приходить   к   общему зрения, решению;   осуществлять   поиск нужной   информации,   выделять главное,   проявлять   эмпатию   – понимание чувств других Научатся  определять   причины зарождения   государства,   функции и  основные  признаки  государства; анализировать   виды   монополии государства. Получат возможность научиться существование допускать различных зрения; собственное формулировать мнение   и   позицию;   анализировать точек 58 59 Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценнности и признаки. Гражданской общности и государство Территориальная  организация государство.  Государство как  политическая организация  общества. Политическая  система. Элементы  политической подсистемы Урок – семинар Понятие «Политический  режим», «демократия».  Типология политических  режимов. Черты  авторитарного режима.  Современные разновидности  тоталитарного государства.  Отличительные  характеристики  демократического режима.  Признаки демократии. Виды  демократии. Условия  существования демократии.  Основные ценности  демократии. Гражданское общество и  его  принципы формирования.  Предпосылки гражданского  общества. Структура  гражданского общества.  Соотношение государства и  гражданского общества. урок  Комбинированный   выделять объекты, устанавливать следственные связи     главное; причинно­ Фронтальная опрос, рассказ учителя, работа с тексом учебника, составление кластера, мини ­ диспут   Научатся  объяснять   особенности политических режимов (аргументировать   фактами   из всеобщей   истории   и   истории России). Получат возможность научиться формулировать   познавательные цели; развивать этические чувства (стыда, совести); осуществлять   поиск   нужной информации вины,     Работа с текстом учебника, работа в группах, работа с проблемными заданиями процессов Научатся  объяснять   сущность явлений,     (гражданское   общество,   правовое государство). Получат возможность научиться проявлять   эмпатию   –   понимание чувств других; осуществлять поиск нужной   информации   в   учебнике, пользоваться   таблицами;   понятно высказываться   в   устной   и письменной   форме;   допускать существование   различных   точек 60 61 62 Политическая элита, Урок ­ семинар Элита, состав и функции.  особенности ее формирования в современной России. Различные виды элиты.  Феномен «четвертой власти». Особенности российской  элиты Индивидуальная работа и работа в группах, фронтальный опрос, работа по карточкам Политические партии и движения.  Урок ­ лекция Понятие «партия»,  «политическое движение».  Признаки партии. Функции  партии. Отличительные  черты партии и движения.  Работа с текстом учебника, рассказ учителя Средства массовой Урок ­ диспут информации в политической системе общества. Понятие «СМИ». Функции  СМИ. Влияние массовой  информации на  политическую ситуацию в  Фронтальная опрос, рассказ учителя, работа с тексом учебника, составление  сопоставлять зрения, принимать другое мнение и позицию Научатся  определять политическую элиту общества и ее значение   в   процессе   управления страной. Получат возможность научиться ориентироваться   на   понимание причин   успеха   в   учебе; формулировать собственную точку   приходить   к   общему зрения, решению;   осуществлять   поиск нужной   информации,   выделять главное,   проявлять   эмпатию   – понимание чувств других Научатся и систематизировать материал, связанный   с   особенностями различных   политических   партий; формулировать и отстаивать свою гражданскую   позицию   (вариант: выявлять   сходства   и   различия родственных объектов – партий). Получат возможность научиться принимать   и   сохранять   учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль;   приходить   к   общему решению,   строить   понятное   для партнера высказывание Научатся определять роль СМИ в политической агитации населения.  Получат возможность научиться владеть   основами   смыслового 63 64 65 стране. Теории развития  СМИ. кластера, мини ­ диспут Политическая идеология Урок ­ проблемная беседа Понятие «идеология». Виды  идеологий.  Беседа, работа с книгой, демонстрация дополнительных источников Политический процесс, Комбинированный его особенности в Российской Федерации.  урок  Политический процесс и его  особенности. Стадии  политического процесса.  Классификации  политических процессов. Работа с текстом учебника, работа в группах, работа с проблемными заданиями, диспут Избирательная компания в Российской Федерации Комбинированный урок     Классификация Выборы.   Избирательная выборов.   Избирательная система. Стадии компания. избирательного   процесса. Основные принципы демократического избирательного   права.   Типы избирательных систем.   Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника и дополнительной литературой. Составление схем   роль   анализировать различать   способ   и   развивать чтения   текста, объекты;  результат   действия; способность к самооценке Научатся  определять идеологии в политике. Получат возможность научиться проявлять   эмпатию   –   понимание чувств других; осуществлять поиск нужной   информации   в   учебнике, пользоваться   таблицами;   понятно высказываться   в   устной   и письменной   форме;   допускать существование   различных   точек зрения, принимать другое мнение и позицию Научатся особенности процесса в России. Получат возможность научиться принимать   и   сохранять   учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль;   приходить   к   общему решению,   строить   понятное   для партнера высказывание Научатся  объяснять   особенности форм   участия   граждан   в политической   жизни   страны; высказывать суждения о поведении разных   социальных   групп   в политической жизни страны и крае. Получат возможность научиться владеть   основами   смыслового  характеризовать политического 66 67 68 Контрольная работа по теме «Политическая сфера» Урок проверки знаний и умений Индивидуальная работа по карточкам. Выполнение тестов Повторение пойденного материала за 10 класс Урок­закрепление Повторение основных  понятий.   Итоговая контрольная работа  Урок проверки знаний и умений Работа с текстом учебника, работа в группах, работа с проблемными заданиями, диспут Индивидуальная работа по карточкам. Выполнение тестов   различать     анализировать различать   способ   и   развивать чтения   текста, объекты;  результат   действия; способность к самооценке Научатся  планировать   свои действия,   осуществлять   итоговый пошаговый контроль. Получат возможность научиться владеть   основами   смыслового   анализировать чтения   текста, объекты; способ и результат   действия;   развивать способность к самооценке Научатся  планировать   свои действия,   осуществлять   итоговый пошаговый контроль. Получат возможность научиться владеть   основами   смыслового чтения   текста,   анализировать объекты;   различать   способ   и результат   действия;   развивать способность к самооценке  воспроизводить Научатся приобретенные   знания,   умения   и навыки   в   ходе   конкретной деятельности. Получат возможность научиться принимать   и   сохранять   учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль;   приходить   к   общему решению,   строить   понятное   для партнера высказывание. Итого: 68 часов ЛИТЕРАТУРА Методические пособия для учителя. 1.Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М. : Дрофа, 2008. 2.Лазебникова, А. Ю.  ЕГЭ 2011. Обществознание. Типовые тестовые задания / А. Ю. Лазебникова [и др.]. – М. : Эксмо, 2011. 3.Лазебникова, А. Ю. Обществознание. ЕГЭ : метод. пособие для подготовки к экзамену / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. – М. : Экзамен, 2005. 4.Обществознание.   6–11   классы   :   проектная   деятельность   учащихся   /   авт.­сост.   О.   А.   Северина.   –   Волгоград   : Учитель, 2010. 5.Обществознание : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений : профил. уровень / Л. Н. Боголюбов [и др.]. – М. : Просвещение, 2010. 6.Тесты. Обществознание. 10–11 классы. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М. : ООО «РУСТЕСТ», 2006. 7.Школьный словарь по обществознанию / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М. : Просвещение, 2001. Дополнительная литература для учителя.  Конституция Российской Федерации.  Семейный кодекс.  Трудовой кодекс.  Александрова,  И.  Ю.  Обществознание.  Интенсивный   курс /  И. Ю. Александрова,  В. В. Владимирова,  Л. Ш. Лозовский. – М.: Айрис­Пресс, 2010.  Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. – М.: Проспект, 2010.  Карагодина,   Л.   Н.  Тесты   по   обществознанию.   11   класс:   пособие   для   учителя   /  Л.   Н.   Карагодина.   –   М.   : Просвещение, 2007.  Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию: Вопросы и ответы; Тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – М. : Айрис­Пресс : Рольф, 2010.  Сычев, А. А. Обществознание: учеб. пособие / А. А. Сычев. – М. : Альфа­М : ИНФРА­М, 2010.  Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. – М. : Астрель, 2010. Дополнительная литература для учащихся. 1. Джегутанов, Б. К. Обществознание. Ответы для школьников и абитуриентов / Б. К. Джегутанов, В. С. Олейников. – СПб. : Питер, 2010. 2. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. 3. Мехалкина, Е. В. Обществознание:  пособие для подготовки к  ЕГЭ / Е. В. Мехалкина. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. 4.  Корсаков, Г. Г.  Репетитор по обществознанию для учащихся старших классов / Г. Г. Корсаков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. 5. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазоно­ва. – М. : Виктория Плюс, 2007. 6.  Ивашкевич, Л. Д.  Шпаргалки по обществознанию. 10–11 классы / Л. Д. Ивашкевич, Н. Г. Сизова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Печатные пособия. Демонстрационные таблицы: 1.Человек познает мир. 2.Человек, природа, общество. 3.Рыночная экономика. 4.Развитие общества. 5.Политическая система общества. 6.Политическая жизнь общества. 7.Социальная система общества. 8. Взаимодействие людей в обществе. 9. Культура и духовная жизнь. 3. Интернет­ресурсы. 3.1. Информационно­аналитические сайты по обществознанию. http://www.mshr­ngo.ru http://be.economicus.ru http://www.seprava.ru http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/40.doc http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/39.doc http://window.edu.ru/window_catalog/files/r37228/11_2_s.pdf http://window.edu.ru/window_catalog/files/r37208/11_1_s.pdf http://window.edu.ru/window_catalog/files/r28009/mto076.pdf http://www.teacher.syktsu.ru/05/liter/007.htm http://window.edu.ru/window_catalog/files/r28087/prosv024.pdf http://window.edu.ru/window/library?p_rid=41176&p_rubr=2.1.16 http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_primer_01.htm 4. Технические средства обучения. 1. Телевизор. 2. Мультимедийный компьютер. 3. Мультимедийный проектор. 4. Экран проекционный.

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2019