Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:
способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;
Муниципальное общеобразовательное учреждение: средняя общеобразовательная школа
№42 пгт. Шерловая Гора
гриф утверждения программы
(согласование с заместителем директора по УВР);
Рабочая программа
по обществознанию для 10 класса
Программу разработал:
учитель истории и обществознания
Перебоева О.В., высшая категория,
Пгт. Шерловая Гора20172018 учебный годПояснительная записка
Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному
образованию учащихся полной средней школы:
способствовать формированию гражданскоправового мышления школьников, развитию
свободно и творчески мыслящей личности;
передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание
которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его
территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством,
имеющих свои специфические особенности в разных странах;
развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
способствовать формированию гражданскоправовой грамотности.
помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других
людях; помочь выработать собственную жизненную позицию;
В основу содержания курса положены следующие принципы:
соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе
концепции модернизации образования;
структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их
учебной деятельности;
формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности
выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта
оценочной деятельности общественных явлений.
Приоритетами для учебного предмета Обществознание на этапе среднего (полного) общего
образования являются:
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка
и классификация объектов по указанным критериям;
— объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
— решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
— применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и
социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
— умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от
противного);
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение
необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст,
таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от
второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача
содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое,
поисковое и др.);— работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка
средств массовой информации;
— самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач
творческого и поискового характера;
— участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности,
элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
— формулирование полученных результатов;
— создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов,
явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
— пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки,
передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов
познавательной и практической деятельности;
— владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия,
полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения
образования или будущей профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения:
оценивать и прогнозировать тенденции развития общественных процессов и явлений;
уметь грамотно и лаконично излагать научные факты и собственную позицию по изучаемым
проблемам;
уметь использовать имеющийся терминологический запас по предмету;
строить межпредметные связи на основании изучаемого материала
Количество часов на год 68 всего, в неделю 2 часа.
Содержание тем учебного курса по обществознанию
Раздел учебного
курса
Колво
часов
Глава 1
25
Человек и
экономика
Основное содержание по
Характеристика основных
темам
Экономика: наука и хозяйство.
Экономический рост и
развитие. Рыночные отношения
в экономике. Фирмы в
экономике. Правовые основы
предпринимательской
деятельности. Слагаемые
успеха в бизнесе. Экономика и
государство. Финансы в
экономике. Занятость и
безработица. Мировая
экономика. Человек в системе
экономических отношений.
видов деятельности
ученика
Выполнение индивидуальных
заданий, запись основных
положений лекции, занятие
семинарского типа с
индивидуальной и групповой
работой школьников,
выступлениями учащихся с
сообщениями и докладами,
подготовленными с
использованием материала
учебника и др. источниковГлава 2.
18
Проблемы
социально
политической и
духовной жизни
Глава 3. Человек и
22
закон
Запись основных положений
лекции, выполнение
индивидуальных заданий,
дискуссия, выполнение
проблемных заданий,
составление опорного
конспекта, практическое
занятие, выполнение заданий
в группах
Запись основных положений
лекции, выполнение
индивидуальных заданий,
дискуссия, выполнение
проблемных заданий,
составление опорного
конспекта, практическое
занятие, выполнение заданий
в группах, решение позна
вательных и
практических задач,
отражающих типичные
социальные ситуации
Свобода в деятельности
человека. Общественное
сознание. Политическое
сознание. Политическое
поведение. Политическая
элита и политическое
лидерство. Демографическая
ситуация в современной
России и проблемы неполной
семьи. Религиозные
объединения и организации в
РФ.
Современные подходы к
пониманию права. Гражданин
Российской Федерации.
Экологическое право.
Гражданское право. Семейное
право. Правовое
регулирование занятости и
трудоустройства.
Процессуальное право:
гражданский и арбитражный
процесс. Процессуальное
право: уголовный процесс.
Процессуальное право:
административная
юрисдикция, конституционное
судопроизводство.
Международная защита прав
человека.
Резерв 3 часа
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
Тема урока
Введение
Человек и экономика (25 часов)
Экономика: наука и хозяйство
Экономический рост и развитие
Рыночные отношения в экономике
Фирмы в экономике
Количество часов
1
25
2
2
2
36
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Правовые основы предпринимательской деятельности
Слагаемые успеха в бизнесе
Экономика и государство
Финансы в экономике
Занятость и безработица
Мировая экономика
Человек в системе экономических отношений
Повторительнообобщающий урок по теме: «Человек и
экономика»
3
2
2
2
2
1
1
2
Проблемы социальнополитической и духовной жизни.
18
Свобода в деятельности человека
Общественное сознание
Политическое сознание
Политическое поведение
Политическая элита и политическое лидерство
Демографическая ситуация в современной России и проблемы
неполной семьи
Религиозные объединения и организации в РФ
Повторительнообобщающий урок по теме: «Проблемы
социальнополитической и духовной жизни»
Человек и закон
Современные подходы к пониманию права
Гражданин Российской Федерации
Экологическое право
Гражданское право
Семейное право
Правовое регулирование занятости и трудоустройства
Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс
Процессуальное право: уголовный процесс
Процессуальное право: административная юрисдикция,
конституционное судопроизводство
Международная защита прав человека
2
2
3
2
3
2
2
2
23
2
2
1
2
2
1
2
2
2
132
33
34
Повторительнообобщающий урок по теме: «Человек и закон
Итоговое повторение по курсу обществознания. (2 ч)
Итоговый урокзачет по курсу обществознания. (1ч)
2
2
1
Критерии оценки знаний учащихся по обществознанию, праву
∙ Устный, письменный ответ
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет
предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
• логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение
описать то или иное общественное явление или процесс;
• сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их
существенные признаки, закономерности развития;
• делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
• сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и
контраргументы по отношению к иным взглядам;
• применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические
действия;
• оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
• раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при
ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
• верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
• продемонстрировал знание причинноследственных связей, основных теоретических положений,
но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
• не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
• дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
• дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
• демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью
конкретных примеров;
• делает элементарные выводы;
• путается в терминах;
• не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
• не может аргументировать собственную позицию;
• затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
• справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
• не раскрыл проблему;
• собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);
• Или информацию представил не в контексте задания
• Или отказался отвечать.
Нормы оценки письменной работы
по обществознанию
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполнил
предъявляемые задания:
• осуществил поиск социальной и иной информации и извлек знания из источника по заданной теме;
• сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых
системах;
• увидел и сформулировал главную мысль, идею текста;
• сумел сравнить разные авторские позиции и назвать критерий сравнения;• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответах на вопросы текста;
• аргументировал свою позицию с опорой на теоретический материал базового курса;
• продемонстрировал базовые знания смежных предметных областей при ответах на вопросы текста
(естествознание, искусство и т.д.);
• предъявил письменную работу в соответствии с требованиями оформления (реферат, доклад,
сообщение, конспект и т.д.)
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
• осуществил поиск социальной или иной информации и извлек знания из источника по заданной
теме;
• увидел и сформулировал идею, главную мысль текста;
• при сравнении разных авторских позиций не назвал критерий сравнения;
• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы текста;
• аргументировал свою позицию с опорой на теоретические знания базового курса;
• обнаружил затруднения в применении базовых знаний смежных предметных областей
(естествознание, искусство и т.д.);
• не сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых
системах;
• в оформлении работы допустил неточности.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
• не смог осуществил поиск социальной информации и извлечь необходимый объем знаний по
заданной теме;
• почувствовал основную идею, тему текста, но не смог ее сформулировать;
• попытался сравнить источники информации, но не сумел их классифицировать;
• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания
текста;
• не выполнил более трети требований к оформлению работы в полном объеме.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
• выполнил менее одной четвертой части предлагаемых заданий;
• не смог определить основную идею, мысль текста;
• не раскрыл проблему; собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или
не согласие с мнением автора)
• аргументация отсутствует;
• или информация дана не в контексте задания.Учебнометодическое обеспечение
1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Сборник
нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2007.
2.Учебник: Обществознание : учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый
уровень / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и
др. — М.: Просвещение, 2008. – 349 с.
3.Большой энциклопедический словарь. М.: Дрофа, 1999. С. 231288(обществознание)
4.ЕГЭ. Репетитор. Обществознание. Эффективная методика – М.: «Экзамен», 2007. 351с.
5.Конституция РФ
6.Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 1011 кл. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,
2008.
7.Программно – методические материалы: Обществознание. 1011 кл. / сост. Т.И. Тюляева. – М.:
Дрофа,2001.
8.Сборник законов РФ.
9.Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному
тестированию. – М.: ИКЦ «МарТ», 2008.
10.Человек и общество. Обществознание. Учеб. Для учащихся 1011 кл. общеобразоват.
Учреждений. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл./ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.; Под ред.
Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение,2004.